МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
По настоянию В.И. Ленина 5-6 октября 1922 г. сначала Пленум ЦК РКП (б), а затем Совет Народных Комиссаров отказались утвердить договор с Урквартом. Истинные причины до сих пор неясны. Есть несколько версий.
По концессионному соглашению Уркварту выплачивался аванс в сумме 150 тыс. ф. ст. и 20 млн. руб. в советских облигациях. Фактически это были реституционные уступки, категорически отвергаемые большевиками. Иностранная и эмигрантская печать главной причиной не утверждения договора называла статью, которая лишала профсоюзы права вмешиваться в административные и оперативные распоряжения администрации, в том числе в наем и увольнение рабочих [6, с. 159]. Подписание договора означало бы полную капитуляцию перед иностранным капиталом [7, с. 14]. Возможно, определенную роль сыграло то обстоятельство, что Ленин был уже серьезно болен и решение по вопросу Уркварта было одним из его последних серьезных политических решений.
Ленин хотел крупных политических уступок со стороны Англии в обмен на концессию Уркварта. Если бы она их сделала, договор стал бы прецедентом и был бы вполне приемлем. Ленин хотел сделать признание Советской власти и ее роли в европейских делах предпосылкой экономического сближения с Западом.
2 февраля 1923 г. Уркварт публикует статью в советской печати. Он напомнил, что продолжает считать Риддер, Экибастуз, Кыштым и Таналык, вместе с Ленскими приисками своими предприятиями. Уркварт еще несколько лет пытался получить концессию на свои бывшие предприятия. Его имя упомянуто в отчете о работе Главного концессионного комитета (ГКК) при СНК СССР за 1927/1928 г. среди потенциальных концессионеров, с которыми ведутся переговоры [5, с. 423, 425, 427]. Концессию Лесли Уркварт так и не получил. С 1926 г. он увлекся другим проектом: разработкой горных месторождений в Австралии, в Квинсленде. Благодаря его энергии и таланту финансиста там возникло процветающее предприятие. Но до конца жизни Уркварт внимательно следил за тем, что происходило на его бывших предприятиях в России. Список использованной литературы
1. Афанасьева О. Герберт Гувер на Урале // Вечерний Челябинск. 30.05.2003. URL: http://www.chelpress.rU/newspapers/vecherka/archive/30-05-2003/12/1.DOC.shtml (дата обращения: 10.04.2015)
2. Видер В.В. Советско-американский арбитражный процесс Гарримана: Ллойд Джордж, Ленин и каннибалы / Пер. с англ. С. Мельниковой // Международный коммерческий арбитраж. 2005. №2-3. URL: http://www.soniamelnikova.com/id12.htm (дата обращения: 03.05.2015)
3. Декрет об общих экономических и юридических условиях концессий от 23 ноября 1920 г. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_777.htm (дата обращения: 03.05.2015)
4. История дипломатии / Под ред. В.П. Потемкина. Т.3. М.: Политиздат, 1965. URL: http://art-of-diplomacy.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st014.shtml (дата обращения: 03.05.2015)
5. Отчет о работе Главного концессионного комитета (ГКК) при СНК СССР за 1927/1928 г. // Иностранные концессии в СССР (1920-1930 гг.). T.II. / Под ред. проф. М.М. Загорулько. М.: Современная экономика и право, 2005.
6. Прокопович С.Н. Очерки хозяйства Советской России. Берлин: Обелиск, 1923.
7. Свердлов В. К вопросу о концессии Уркарта. М., 1923.
8. Степанов И. Об иностранных концессиях. М., 1920.
9. Шишкин В.А. Советское государство и страны Запада в 1917-1923 гг. Л.: Наука, 1969. Работа выполнена при поддержке гранта СФ БашГУ №В15-40
© Косых Е С., 2015
УДК 929.5
И.Т. Марзоев
Д.и.н., СОИГСИ ВНЦ РАН и РСО-А, г. Владикавказ, РФ К ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ КНЯЖЕСКОГО РОДА ЧЕГЕМОВЫХ
Аннотация
В статье представлено историко-генеалогическое исследование одного из княжеских родов
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
Дигорского общества Северной Осетии. Рассмотрены исторические судьбы представителей фамилии Чегемовых в XIX-начале XX вв.
Ключевые слова
Кавказ, Северная Осетия, привилегированное сословие, фамилия.
Чегемовы - осетинский княжеский род, восходящий к родоначальнику дигорских баделят -привилегированного сословия Дигорского общества Северной Осетии - Бадели.
Известны различные варианты преданий о происхождении баделят Чегемовых. По одному из них, родоначальник тапандигорских феодалов - Бадели, по прибытии в Дигорию женился на девушке из фамилии карачаевских князей Крым-Шамхаловых. От этого брака у Бадели было семь сыновей: Туган, Кубати, Караджай, Абисал, Кабан, Чегем и Битуй, от которых пошли дигорские феодальные фамилии: Тугановых, Кубатиевых, Караджаевых, Абисаловых, Кабановых, Чегемовых и Битуевых [3, с.12].
В другом предании говорится о братьях Байсат-Хане и Бадели-Хане, которые восстали против своего старшего брата, покушались на его жизнь, но неудачно и оба были изгнаны решением народного суда из пределов Венгрии (Маджара - И.М.) на Северный Кавказ. И таким образом Бадели попал в Дигорию. Это предание интересно тем, что в нем объясняется происхождение всех семи фамилий баделят: Абисал, Туган и Кубади - это сыновья Бадели. Карадзау - зять, пришедший из Грузии и происходивший из княжеской фамилии Караджау. Кабан и Чегем также именуются зятьями, а Битуевы происходят уже от Каражаевых [5, л.24 об-25].
Феодальные союзы, образовавшиеся во всех осетинских обществах, являются ярким примером обычая побратимства фамилий. В большинстве случаев подобные союзы представляли собой не родственные объединения фамилий, происходящих от одного предка, а политические союзы влиятельных родов. Так Тагиата приняли к себе Дударовых и Жантиевых, к царгасатам вошли Гатаговы, Зекеевы и Комеховы; баделята, включили в свой состав Каражаевых, Битуевых, Кабановых и Чегемовых и т.д.
Сами же представители Чегемовых, подавая документы в Комитет для разбора личных и поземельных прав горцев Военно-Осетинского округа в 1859 г., указали отцом Чегема непосредственно родоначальника баделят - Бадели. В документах Комитета фамилия Чегемовых была представлена тремя семьями: братьев корнета Мурзабека, Иналука и Генардука Чегемовых; Бабия Чегемова; Исупа с детьми Чегемовых.
Родословная дигорских баделят Чегемовых демонстрирует наличие родственных связей со многими княжескими и дворянскими родами Осетии и народов Кавказа: баделятами Абисаловыми, Тугановыми, Кубатиевыми, Каражаевыми, Битуевыми и Кабановыми, царгасатами Карабугаевыми и Кантемировыми, гагуатами Кобегкаевыми, карачаево-балкарскими князьями Крым-Шамхаловыми и Темиркановыми, ногайскими князьями Келеметовыми, потомками шамхалов Тарковских, проживающими в Осетии и др.
Фамильным владением Чегемовых в Дигорском ущелье был аул Н.Фараскат.
С фамилией дигорских баделят Чегемовых связан один из интересных, на наш взгляд, примеров левирата: Айса, дочь Карабугаева Тека, в первом браке была замужем за Кази Чегемовым и имела от него сына Мурзабека. После смерти мужа на ней женился племянник Кази - Айдарук Чегемов, от которого у нее родилось двое сыновей - Иналук и Генардук. Когда же умер и второй муж, Айса стала женой третьего Чегемова - Бек-Мурзы, который приходился близким родственником ее предыдущим мужьям. В третьем браке у нее родился сын Пшимахо. Таким образом, Айса Карабугаева стала прародительницей всех представителей рода баделят Чегемовых, за исключением ветви Исупа Чегемова, который переселился в Кабарду [4, с.218-219].
Одним из известных представителей фамилии в XIX в. был штабс-ротмистр Мурзабек Кази-Гиреевич Чегемов (род. в 1820 г.). Службу он начал 3 апреля 1843 г. в Кабардинском пехотном полку. 18 сентября 1846 г. поступил на службу оруженосцем в Лейб-гвардии Кавказско-Горский полуэскадрон. Выбыл из него 6 октября 1850 г. корнетом с состоянием при Донском казачьем № 58 полку [1, с.31,45]. По предписанию начальника Центра Кавказской линии кн. Эристова от 27 сентября 1849 г. за № 1887. в числе выборных от дигорских баделят корнет Мурзабек Чегемов давал объяснения о правах высшего сословия Дигорского общества [6, с.76]. Являлся депутатом от Дигорского общества в «Комитете, учрежденном для разбора личных и поземельных прав туземцев Военно-Осетинского округа. [10, с.24].
13 февраля 1860 г. награжден орденом Св. Анны IV ст. с надписью «За храбрость».
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
Подал в Комитет для разбора личных и поземельных прав горцев Военно-Осетинского округа родословную своей ветви. В 1859 г. Комитет признал привилегированное происхождение дигорского баделята корнета М. Чегемова и его братьев [11, л.101-102]. Согласно «Списку членам бадилатских, царгасатских и гагуатских фамилий Дигорского общества» от 28 июня 1860 г, корнет Мурзабек Чегемов с сыном Гиреем, его племянники: Иналук и Генардук «по происхождению и поведению признаны достойными» [10, л.24].
9 сентября 1861 года, будучи в Ставрополе, он обратился на имя Императора Александра Николаевича с прошением, в котором было сказано: «В 1846 году я поступил на службу юнкером в собственный конвой Вашего Императорского Величества, где произведен в корнеты, по возвращении в 1851 году, поступил на службу в Донской Казачий № 1 полк, по перемене коего другими, я находился при них; впоследствии же, бывши в Донском Казачьем № 21 полку, я, согласно просьбы моей, Главнокомандующим Кавказскою Армиею по болезни отчислен от упомянутого полка прошлого года ноября 28 дня. Ныне, получив облегчение от одержимой меня болезни, я, чувствуя себя могущим вновь продолжить лестную для меня службу Вашему Императорскому Величеству, а потому Всеподданнейше прошу: дабы повеление было, прошение принять и меня, именованного, вновь на службу в Терский Конно-Иррегулярный полк с Армейскими содержанием определить» [7, л.53-53 об.].
Значится в "Посемейном списке Дигорского участка" за 1864 г., как проживающий в ауле Каражаева и имеющий кавдасардов две души мужского пола и три женского, а также 6 душ холопов [9, л.143 об.]. Был женат на дочери майора князя Закубанского Айсе Келеметовой.
В разное время во второй половине XIX в. в Турцию вместе с семьями эмигрировали сыновья Айдарука Чегемова - Иналук (род. в 1822 г.) и Генардук (род. в 1825 г.), а так же Бабий Чегемов с семьей.
Таким образом в Осетии остались лишь потомки штабс-ротмистра Мурзабека Чегемова, у которого было пять сыновей и одна дочь:
Гирей Мурзабекович (род. в 1858 г.). умер в детстве.
Келемет Мурзабекович (род. в 1864 г.), был женат на дочери дигорского баделята Паца Абисаловой. В 1892 г. он обратился в «Комиссию сословных прав Терской области» с заявлением выдать «копию с посемейного списка фамилии Чегемовых: копия эта нужна для приискания прав наших предков. Житель сел. Каражаева Владикавказского округа Дигорский Баделят Келемет Мурзабекович Чегемов, живущий на Базарной улице в Турецкой гостинице. 1892 г. 7 июля» [8, л.12].
Асланбек Мурзабекович (род. в 1871 г.), был женат на дочери дигорского царгасата Сапархан Асланбековне Текаевой-Карабугаевой (род. в 1870 г.).
Крым-Хан Мурзабековна, в первом браке была замужем за дигорским царгасатом Темболатом Тау-Султановичем Кантемировым (род. в 1840 г.), во втором - за дигорским баделятом Аслан-Гиреем Исламовичем Каражаевым (род. в 1856 г.). От первого брака дети: Аминат, Муслимат, Калла (род. в 1902 г.), Сафиат (род. в 1906 г.),
Темуркан Мурзабекович (1878-1930), в первом браке был женат на карачаевской княжне Гуадза Крым-Шамхаловой (ветвь Мударовых). От этого брака две дочери - Хани и Шахбика. Был также сын Бодо, который будучи учащимся кадетского корпуса умер после операции на зуб. Вторым браком был женат на дочери дигорского баделята Пашэ Акбердиевне Абисаловой (род. в 1886 г.). Тройкой ОГПУ СКК 28 апреля 1930 г. приговорен к 10 годам ссылки [12, с.258].
Дзамболат (Боба) Мурзабекович (род. в 1881 г.), участник Первой мировой войны. Погиб на фронте. Список использованной литературы:
1. Кармов Р.К., Айдаболова М.И. Лейб-гвардии Кавказско-горский полуэскадрон. Страницы истории. Прохладный, 2002.
2. Книга памяти жертв политических репрессий РСО-Алания. Т.1. Владикавказ, 1999.
3. Кокиев Г.А. Крестьянская реформа в Северной Осетии. Орджоникидзе, 1940.
4. Марзоев И.Т. Привилегированные сословия на Кавказе в XVIII - начале ХХ веков. Владикавказ, 2011.
5. НА СОИГСИ. Ф.Фольклор. Оп.1. Д.665.
6. Скитский Б.В. К вопросу о феодализме в Дигории // Известия СОНИИ. Т.5. Орджоникидзе, 1933.
7. ЦГА РСО-А. Ф.53. Оп.1. Д.432.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №5/2015 ISSN 2410-6070
8. ЦГА РСО-А. Ф.262. Оп.1. Д.45.
9. ЦГА РСО-А. Ф.262. Оп.1. Д.77.
10. ЦГА РСО-А. Ф.291. Оп.1. Д.10.
11. ЦГА РСО-А. Ф.291. Оп.1. Д.11.
© И.Т. Марзоев, 2015
УДК 908
А.О. Попова
Студентка IV курса Факультет истории и юриспруденции Елабужский институт Казанского Федерального университета
Г. Елабуга, Российская Федерация
ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ ТОВАРИЩЕСТВА ХИМИЧЕСКИХ ЗАВОДОВ «УШКОВ И Ко» НА ЗДОРОВЬЕ РАБОЧИХ И МЕСТНЫХ ЖИТЕЛЕЙ
Аннотация
В данной статье рассмотрено влияние химических предприятий Товарищества «Ушков и Ко» на здоровье населения. Проанализированы факты влияющие на самочувствие, а также причины, вызывающие болезни.
Ключевые слова
Химическое производство, экологические проблемы, положение крестьян на заводах, заболевания рабочих
Функционирование предприятий Товарищества химических заводов «Ушков и Ко» в Казанской и Вятской губерниях оказывало огромное влияние на жителей данного региона. С одной стороны, это значительный подъем экономики, новые рабочие места, но с другой - колоссальный вред здоровью.
Отходы химической промышленности без очистки попадали в окружающую среду, что пагубно сказывалось на крестьян близлежащих земель. В отравляющих газах они видели источник своих неурожаев[6, с. 355].
Тех же крестьян, которые работали на заводе проблемы экологии мало интересовали. Для того времени было характерным понимание не истощаемости природных ресурсов, поэтому их больше волновали условия труда. Но и с этим на химических производствах Ушкова были большие проблемы.
Ярким подтверждением этому служит статья в журнале «Отечественные записки», где подробно описывается положение крестьян Ардатовского уезда. Источник описывает случай тридцати крестьян данного уезда, начиная с их приема на работу и заканчивая их так называемым побегом с завода.
Все началось с того, что изначально, подписывая договор найма, крестьяне устраивались на винокуренный завод, но их посылали на химический, при этом не о какой чистоте воздуха не могло быть и речи. «Их постоянно окружали серные удушья и испарения, от которых у многих из них делались обмороки, и изо рта и носа шла кровь» [6, с. 355].
Также из-за повышенной кислотности воздуха в помещении, быстро разъедалась одежда, так что рубаха становилась негодной за два дня работы, а лапти порой и за один. Из-за работы с кислотами у многих рабочих на открытых участках тела появлялись язвы. Необходимо отметить, что фактически промышленники Ушковы вводили своих рабочих в нелегальную форму личной зависимости, всячески препятствуя их законному праву покинуть вредное производство.
Но самой распространенной болезнью работников завода - это перфорация носовой перегородки, о чем свидетельствуют результаты экспедиции: «Разъедалася перегородка (носовая), это у всех там было, профессиональное. Они тряпками только завязывались, у всех так было. Сырыми. Завяжешь тряпку, говорит, и идешь в горячий цех» [4].