Научная статья на тему 'ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА АРХАНГЕЛЬСКОМ СЕВЕРЕ: ВЕХИ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА АРХАНГЕЛЬСКОМ СЕВЕРЕ: ВЕХИ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ / АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ВЕЧЕРНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / АРХАНГЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / ПОМОРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА АРХАНГЕЛЬСКОМ СЕВЕРЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голдин Владислав Иванович

Статья посвящена истории и современности высшего педагогического образования на Архангельском Севере. Раскрываются основные этапы истории Архангельского педагогического института, позднее Поморского университета, развитие его структуры и деятельность по подготовке специалистов с высшим педагогическим образованием, а также работа САФУ имени М.В. Ломоносова в этом направлении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER TEACHER EDUCATION IN THE ARKHANGELSK NORTH: HISTORICAL MILESTONES AND THE PRESENT

This article dwells on the history of and current situation in the higher teacher education in the Arkhangelsk North. It describes the key stages in the history of Arkhangelsk Teacher Training Institute and, later, Pomor University, development of their structure and training of specialists with higher teacher education, as well as the work of Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov in this sphere.

Текст научной работы на тему «ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА АРХАНГЕЛЬСКОМ СЕВЕРЕ: ВЕХИ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ/ACADEMIC LIFE

УДК [378+94(47)08](470.1) DOI: 10.37482/2687-1505-V231

ГОЛДИН Владислав Иванович, доктор исторических наук, профессор кафедры регионоведе-ния, международных отношений и политологии Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 640 научных публикаций, в т.ч. 30 монографий (4 - в соавт.) и 6учебных пособий (3 - в соавт.)*

ОКСЮ: https://orcid.org/0000-0002-1439-6267

ВЫСШЕЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА АРХАНГЕЛЬСКОМ СЕВЕРЕ: ВЕХИ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

Статья посвящена истории и современности высшего педагогического образования на Архангельском Севере. Раскрываются основные этапы истории Архангельского педагогического института, позднее Поморского университета, развитие его структуры и деятельность по подготовке специалистов с высшим педагогическим образованием, а также работа САФУ имени М.В. Ломоносова в этом направлении.

Ключевые слова: история образования, исторический опыт, Архангельский городской вечерний педагогический институт, Архангельский государственный педагогический институт, Поморский университет, высшее педагогическое образование на Архангельском Севере.

В ноябре 2022 года отпразновали 90-летие высшего педагогического образования на Архангельском Севере. Целью этой статьи является характеристика основных этапов и исторических вех в его развитии. Она продолжает рассмотрение проблематики, начатое ранее на страницах журнала [1].

Важным этапом в деле подготовки педагогических кадров в крае стало создание в Архангельске в 1916 году Учительского института, ко-

торый, однако, согласно своему статусу не давал высшего образования. Весной 1920 года он был преобразован в Институт народного образования с 3-летним сроком обучения, считавшийся одно время даже высшим учебным заведением, но в дальнейшем переименован в Практический институт народного образования и переведен в 1923 году в ранг техникума.

Решение о создании Архангельского педагогического института как высшего учебного

*Адрес: 163002, г. Архангельск, просп. Ломоносова, д. 2; e-mail: [email protected]

Для цитирования: Голдин В.И. Высшее педагогическое образование на Архангельском Севере: вехи истории и современность // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2023. Т. 23, № 1. С. 106-111. DOI: 10.37482/2687-1505-V231

заведения было принято Народным комиссариатом просвещения Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (Наркомпрос РСФСР) в самом начале первой пятилетки. Его планировалось основать в Архангельске, столице Северного края, объединявшего в своем составе с 1929 по 1936 год Архангельскую и Вологодскую губернии, Коми автономную область и Ненецкий национальный округ, для подготовки учительских кадров высшей квалификации для этого обширного региона страны. Но по непонятным и сегодня причинам, о которых можно только догадываться, педагогический институт в Архангельске тогда не появился.

В докладной записке директора Северного краевого педагогического института Г.Я. Швеч-кова в отдел кадров Наркомпроса РСФСР в августе 1930 года сообщалось, что «подлежащий к открытию по распоряжению Нарком-проса педагогический институт в г. Архангельске постановлением крайисполкома переведен в Вологду с наименованием Северный краевой педагогический институт и целью подготовки преподавателей для ШКС, ФЗС, ШКМ по обществознанию, литературе, физике, математике и естествознанию, для области Коми - родному языку и математике»1 [2, с. 156-157]. Первый набор в этот институт, созданный в Вологде, был произведен в октябре 1930 года.

Тем не менее потребность в учреждении педагогического вуза в Архангельске сохранялась, и в октябре 1932 года Северный крайисполком принял решение о создании Архангельского городского вечернего института. С 1 ноября 1932 года начинается набор студентов. Приказом по институту от 13 ноября 1932 года были зачислены 167 студентов на 4 отделения: истории; русского языка и литературы; физики; биологии. В этот же день начались занятия в институте, которому было отведено несколько помещений в здании фабрично-заводской вось-

милетки № 1 (бывшей Ольгинской гимназии) по адресу ул. Пермская, 2 (ныне ул. Суворова). Штат института под руководством директора Е.В. Васильевой составлял первоначально всего 10 человек, а остальные преподаватели работали по совместительству [3, с. 315; 4, с. 431]. Так или иначе, это было начало высшего педагогического образования в Архангельске. В феврале 1937 года первые 57 выпускников вуза получили дипломы.

25 августа 1938 года Совет народных комиссаров РСФСР утвердил приказ о создании Архангельского государственного педагогического института (АГПИ). В его составе были три факультета: физико-математический; истории; русского языка и литературы, а обучение студентов велось на дневном и заочном отделениях. АГПИ разместился в здании по адресу: Петроградский проспект, 4 (ныне проспект Ломоносова). 23 августа 1939 года Всесоюзный комитет по делам высшей школы утвердил Устав АГПИ. В том же году при этом учебном заведении был открыт учительский институт с двухгодичным сроком обучения, готовивший кадровый состав для неполных средних школ. В 1941 году в АГПИ начал работу факультет иностранных языков, первый на Севере.

На тот момент в АГПИ было 12 кафедр. Здесь работали 49 преподавателей, из них только 6 человек имели ученую степень кандидата наук или ученое звание доцента [5, с. 12].

В трудные годы Великой Отечественной войны обучение в вузе не прекращалось, а его студенческий контингент состоял в основном из девушек. В 1943 году естественно-географическое отделение АГПИ было преобразовано в самостоятельный факультет.

В 1948 году в АГПИ создан факультет физического воспитания и спорта, самый северный в стране.

В 1957 году за заслуги в развитии образования на Севере Архангельскому государственному педагогическому институту было присвоено

Щсполнительный комитет краевого Совета народных депутатов (крайисполком); ШКС - школа коммунальной семилетки; ФЗС - школа фабрично-заводской семилетки; ШКМ - школа колхозной молодежи.

ВЕСТНИК САФУ Научная жизнь

2023. Т. 23, № 1

Голдин В.И.

Высшее педагогическое образование на Архангельском Севере...

имя нашего выдающегося земляка, ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова. В 1982 году в связи с 50-летием и за заслуги в деле подготовки педагогических кадров институт был награжден орденом «Знак Почета».

На протяжении нескольких десятилетий в составе АГПИ существовали 5 факультетов: историко-филологический (объединивший в 1951 году факультет истории и факультет русского языка и литературы), естественно-географический, физико-математический, иностранных языков, физического воспитания и спорта. В 1986 году первый был разделен на исторический факультет и факультет русского языка и литературы. В начале 1980-х годов в составе историко-филологического факультета было создано отделение для подготовки учителей начальных классов с высшим образованием, преобразованное в дальнейшем в факультет начальных классов.

Качественно новый этап в развитии высшего педагогического образования в Архангельской области начался с 1991 года, когда решением Правительства России АГПУ был преобразован в Поморский государственный педагогический университет имени М.В. Ломоносова (ПГПУ) и таким образом первым получил статус университета на архангельской земле. Кроме того, превратившись в университет, вуз стал головным в сфере высшего педагогического образования на Европейском Севере России. Ранее, с 1932 года, таковым являлся Вологодский педагогический институт.

В 1992 году в составе ПГПУ появилась педагогическая мастерская - экспериментальное учебно-научное подразделение, где впервые в Архангельске начали готовить бакалавров и магистров. В дальнейшем она была преобразована в гуманитарный факультет.

Высокая динамика развития международных связей университета способствовала тому, что в 1993 году по представлению министерств иностранных дел России и Норвегии, поддержанному Министерством образования Российской Федерации, постановлением Правительства страны ПГПУ был преобразован в Поморский международный педагогический

университет (ПМПУ). Это открыло новые возможности для подготовки учительских кадров и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, а также развития международного сотрудничества.

В 1996 году ПМПУ был преобразован в Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова (ПГУ), иначе говоря, превратился в классический университет. Но развитию педагогического образования и подготовке педагогических кадров в нем по-прежнему уделялось большое внимание. Факультет начальных классов был преобразован в факультет педагогики начального образования и социальной педагогики, где велась подготовка учителей начальных классов, социальных педагогов и учителей музыки. В ПГУ был создан также факультет коррекционной педагогики.

Глубокие перемены в жизни вуза во многом связаны с именем ректора АГПИ - ПГПУ -ПМПУ - ПГУ имени М.В. Ломоносова, профессора В.Н. Булатова, занимавшего эту должность с 1986 по 2007 год. Университет входил в тройку самых динамично развивающихся учебных заведений страны.

По сложившейся традиции неделя с 13 по 19 ноября являлась главным праздником Поморского университета, что было связано, с одной стороны, с днем основания вуза в 1932 году, а с другой - с днем рождения М.В. Ломоносова, чье имя, ставшее своего рода путеводной звездой в его развитии, он носил. В эти дни проводились Ломоносовские чтения как преподавателей, докторантов и аспирантов, так и студентов вуза с изданием материалов конференций, подводились итоги развития университета за минувший год, проходила торжественная церемония посвящения в почетные доктора Поморского университета, организовывалась выставка новой научной и учебной литературы, изданной преподавателями.

Вуз уделял большое внимание изучению своей истории, на фундаменте которой происходило его развитие. Был подготовлен и осуществлен ряд крупных обобщающих изданий, раскрывающих вклад АГПИ - Поморского

университета в развитие науки и высшего образования на Севере, подготовку учительских кадров и иных групп специалистов с высшим образованием [5-8].

Последним крупным юбилеем, торжественно проведенным в ПГУ, стало 75-летие вуза в 2007 году. К 300-летию М.В. Ломоносова была издана серия книг в рамках создаваемой Ломоносовской библиотеки, первая из которых открывалась приветствием председателя Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации С.М. Миронова [9].

В 2011 году структура ПГУ выглядела так: 21 факультет, 66 кафедр, 27 научных центров и лабораторий, 6 диссертационных советов, филиалы в Северодвинске, Коряжме и Нарьян-Маре. С 1995 по 2011 год более 70 преподавателей Поморского университета защитили докторские диссертации. На начало 2011 года в ПГУ на штатной основе работали около 450 докторов и кандидатов наук и он обладал самым крупным научным и кадровым потенциалом среди вузов Европейского Севера России [10, с. 168]. При этом подготовка педагогических кадров с высшим образованием для школ всегда занимала важное место в деятельности университета. Большинство учителей в Архангельской области были выпускниками АГПИ -Поморского университета.

После вхождения ПГУ в состав Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова (САФУ) в 2011 году обязанность по подготовке педагогических кадров с высшим образованием перешла к последнему. Прежняя традиционная факультетская система АГПИ - Поморского университета была ликви-

Список литературы

дирована и заменена сначала системой институтов, затем высших школ. Подготовка педагогических кадров сегодня в той или иной степени ведется в высшей школе педагогики, психологии и физической культуры, высшей школе социально-гуманитарных наук и международной коммуникации, высшей школе естественных наук и технологий и высшей школе информационных технологий и автоматизированных систем.

За 90 лет в АГПИ, Поморском университете и САФУ были подготовлены несколько десятков тысяч специалистов с высшим педагогическим образованием.

В связи с юбилеем высшего педагогического образования на Архангельском Севере хочется поздравить прежде всего представители тех вузовских специальностей, которые стояли у его истоков и непосредственно связаны с данной юбилейной датой. Это историки, филологи, физики и биологи. С другой стороны, это, конечно, праздник и всех тех, кто трудился в сфере подготовки педагогических кадров в Архангельском педагогическом институте - Поморском университете и продолжает делать это в САФУ, а также тех, кто окончил вуз и трудится сегодня на ниве просвещения. Хочется пожелать всем коллегам новых творческих успехов на поприще науки и образовательной деятельности, а также в подготовке учительских кадров, чему уделяет сегодня большое внимание руководство страны. Повышение качества педагогических кадров и престижа профессии педагога в обществе призвано способствовать реализации цели, поставленной Правительством России к 2030 году - вхождению страны в 10 лучших стран по качеству общего образования2.

1. Котцова Е.Е., Попова Л.В., МарьянникВ.А. Из истории кафедры русского языка и речевой культуры САФУ (к 90-летию высшего педагогического образования в Архангельске) // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2022. № 4. С. 134-143. DOI: 10.37482/2687-1505-У196

2. Культурное строительство на Севере, 1917-1941 годы: документы и материалы / сост. Л.В. Владимирова и др. Архангельск: Сев.-Зап. кн. изд-во, 1986. 286 с.

2Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года: утв. Правительством России 24.06.2022. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

ВЕСТНИК САФУ Научная жизнь

2023. Т. 23, № 1

Голдин В.И.

Высшее педагогическое образование на Архангельском Севере...

3. Поморская энциклопедия. Т. 1. История Архангельского Севера / гл. ред. Н.В. Булатов; сост. А.А. Куратов. Архангельск: Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2001. 481 с.

4. Поморская энциклопедия. Т. 4. Культура Архангельского Севера / гл. ред. Т.С. Буторина. Архангельск: Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова; САФУ, 2012. 663 с.

5. Макаров Н.А. Поморский университет: история в лицах: документальные очерки. Архангельск: Помор. ун-т, 2007. 609 с.

6. Голдин В.И., Журавлев П.С. Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова на рубеже веков: научно-исследовательская деятельность. Архангельск: Помор. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, 2000. 274 с.

7. Булатов В.Н. Наука на Архангельском Севере: исторический очерк. М.: Изд-во Моск. ун-та; Архангельск: Помор. ун-т, 2007. 278 с.

8. Голдин В.И. Богатству Севера наукой прирастать: научный комплекс Поморского университета и его роль в развитии Европейского Севера: моногр. М.: Изд-во Моск. ун-та. Архангельск: Помор. ун-т, 2007. 534 с.

9. М.В. Ломоносов: личность и научно-образовательная деятельность: сб. / сост. и отв. ред. В.И. Голдин. Архангельск: Помор. ун-т, 2009. 210 с.

10. Голдин В.И. На перекрестках памяти: моногр. Архангельск: Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова; Лоция, 2021. 495 с.

1. Kottsova E.E., Popova L.V., Maryanchik V.A. From the History of the Department of the Russian Language and Speech Culture, NArFU (to the 90th Anniversary of Higher Teacher Education in Arkhangelsk). Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2022, no. 4, pp. 134-143. DOI: 10.37482/2687-1505-V196

2. Vladimirova L.V. et al. (comps.). Kul'turnoe stroitel'stvo na Severe, 1917-1941 gody: dokumenty i materialy [Cultural Development in the North, 1917-1941: Documents and Materials]. Arkhangelsk, 1986. 286 p.

3. Bulatov A.A. (ed.). Pomorskaya entsiklopediya. T. 1. Istoriya Arkhangel 'skogo Severa [Pomor Encyclopaedia. Vol. 1. History of the Arkhangelsk North]. Arkhangelsk, 2001. 481 p.

4. Butorina T.S. (ed.). Pomorskaya entsiklopediya. T. 4. Kul'tura Arkhangel'skogo Severa [Pomor Encyclopaedia. Vol. 4. Culture of the Arkhangelsk North]. Arkhangelsk, 2012. 663 p.

5. Makarov N.A. Pomorskiy universitet: istoriya v litsakh: dokumental'nye ocherki [Pomor University: History in Faces: Documentary Essays]. Arkhangelsk, 2007. 609 p.

6. Goldin V.I., Zhuravlev P.S. Pomorskiy gosudarstvennyy universitet imeni M.V Lomonosova na rubezhe vekov: nauchno-issledovatel'skaya deyatel'nost' [Pomor State University Named After M.V Lomonosov at the Turn of the Century: Research Activities]. Arkhangelsk, 2000. 274 p.

7. Bulatov V.N. Nauka na Arkhangel 'skom Severe: istoricheskiy ocherk [Scholarship in the Arkhangelsk North: A Historical Essay]. Moscow, 2007. 278 p.

8. Goldin V.I. Bogatstvu Severa naukoy prirastat': nauchnyy kompleks Pomorskogo universiteta i ego rol' v razvitii Evropeyskogo Severa [To Increase the Wealth of the North with Science: The Scientific Complex of Pomor University and Its Role in the Development of the European North]. Moscow, 2007. 534 p.

9. Goldin VI. (ed.). M.V. Lomonosov: lichnost' i nauchno-obrazovatel'naya deyatel'nost' [M.V Lomonosov: Personality and Scholarly and Educational Activities]. Arkhangelsk, 2009. 210 p.

10. Goldin V.I. Naperekrestkakhpamyati [At the Crossroads of Memory]. Arkhangelsk, 2021. 495 p.

References

DOI: 10.37482/2687-1505-V231

Vladislav I. Goldin

Northern (Arctic) Federal University named after M.V Lomonosov; prosp. Lomonosova 2, Arkhangelsk, 163002, Russian Federation;

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1439-6267 e-mail: [email protected]

HIGHER TEACHER EDUCATION IN THE ARKHANGELSK NORTH: HISTORICAL MILESTONES AND THE PRESENT

This article dwells on the history of and current situation in the higher teacher education in the Arkhangelsk North. It describes the key stages in the history of Arkhangelsk Teacher Training Institute and, later, Pomor University, development of their structure and training of specialists with higher teacher education, as well as the work of Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov in this sphere.

Keywords: history of education, historical experience, Arkhangelsk City Evening Teacher Training Institute, Arkhangelsk State Teacher Training Institute, Pomor University, higher teacher education in the Arkhangelsk North.

Поступила 24.11.2022 Received 24 November 2022

Принята 02.02.2023 Accepted 2 February 2023

Опубликована 07.02.2023 Published 7 February 2023

For citation: Goldin VI. Higher Teacher Education in the Arkhangelsk North: Historical Milestones and the Present.

VestnikSevernogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Ser.: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, 2023, vol. 23, no. 1, pp. 106-111. DOI: 10.37482/2687-1505-V231

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.