Научная статья на тему 'Высшее образование в Турции и Болонский процесс'

Высшее образование в Турции и Болонский процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2825
883
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТУРЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ В ТУРЦИИ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТУРЦИИ / ТУРЕЦКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / БОЛОНСКАЯ СИСТЕМА / HIGHER EDUCATION / TURKEY / EDUCATION IN TURKEY / HIGHER EDUCATION IN TURKEY / TURKISH UNIVERSITIES / BOLOGNA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аватков Владимир Алексеевич, Касаткин Петр Игоревич

В статье рассматривается комплекс вопросов, связанных с высшим образованием в Турции. Освещаются формы и методы интеграции турецкого высшего образования в Болонский процесс, дается оценка перспективам развития отрасли. Помимо того, особый акцент делается на проведении аналогий с российскими реалиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The fflgher Education of Turkey and Bologna Process

The article analyses the complex of issues connected with the system of higher education in Turkey. It emphasizes the facts how it was integrated into Bologna system. There are also the prospects of the system given and analyzed. What is more, the article draws analogies with Russia and scrutinizes them.

Текст научной работы на тему «Высшее образование в Турции и Болонский процесс»

РОССИЙСКОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Высшее образование в Турции и Болонский процесс

В.А. Аватков, П.И. Касаткин

В статье рассматривается комплекс вопросов, связанных с высшим образованием в Турции. Освещаются формы и методы интеграции турецкого высшего образования в Болонский процесс, дается оценка перспективам развития отрасли. Помимо того, особый акцент делается на проведении аналогий с российскими реалиями.

Система турецкого образования еще несколько десятилетий назад была малопривлекательной даже для собственных граждан, которые предпочитали учиться за рубежом, а турецкие дипломы практически не котировались даже на родине. В последние годы в сфере высшего образования в Турции наблюдается стремительный рост, причем и с количественной, и с качественной точек зрения. Причина проста - государство стало выделять большие средства на повышение уровня образования, на привлечение иностранных педагогов и студентов, на развитие университетов как научных центров, способных генерировать новое знание. Помимо того, нельзя не отметить и заинтересованность элиты страны в укреплении собственной «мягкой силы» за счет образовательной среды.

Все высшие учебные заведения Турции функционируют на основе Закона № 2547 о высшем образовании1, принятого в 1981 г. В указанном году в Турции была проведена очередная реформа структуры образования, направленная на его унификацию. Ранее в систему высшего образования входили учебные заведения университетского и неуниверситетского типов, причем последних

было большинство (около 100). В ходе реформы различные профессиональные школы, институты, колледжи были присоединены к университетам, образовав в них многочисленные подразделении и превратив тем самым университеты в крупные интегрированные учебные центры.

После принятия Закона о высшем образовании был образован Совет по высшему образованию (УОК)2. Совет состоит из 21 членов. Часть из них назначается президентом Республики, часть - Советом Министров, часть - межуниверситетскими комитетами. Каждый член Совета избирается на четыре года. Глава Совета назначается Президентом Турецкой Республики из числа членов. Члены Совета по высшему образованию выбирают 10 человек в исполнительный комитет, который функционирует в постоянном формате на протяжении всего четырехлетнего срока3.

Турция вступила в Зону Европейского образования в 2001 г. и приняла участие в обсуждении: Пражской декларации 2001 г., Берлинской декларации 2003 г., декларации Бергена 2005 г., Лондонской декларации 2007 г. Турция представляла национальные доклады о Болонской реформе в 2009, 2007 и 2005 гг. Болонская декларация, подписанная

Аватков Владимир Алексеевич - аспирант кафедры востоковедения, преподаватель военной кафедры МГИМО(У) мИд России. E-mail: VladimirAvatkov@rambler.ru

Касаткин Петр Игоревич - к.полит.н., начальник отдела докторантуры и аспирантуры, ст.преподаватель кафедры мировых политических процессов МГИМО(У) мИд России. E-mail: kasatkin@mgimo.ru Статья подготовлена при выполнении НИР по теме «Российское высшее образование в общемировом и европейском пространстве: соотношение приоритетов гармонизации и сохранение национальной специфики», проводимой в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 гг. (Соглашение № 8560).

Турцией в 2001 г., содержала шесть ключевых положений:

- принятие системы четких и сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для того, чтобы выпускники турецких вузов могли эффективно использовать свои квалификации, способности и навыки во всем Европейском пространстве высшего образования;

- введение двухцикличного обучения: базового и последипломного (бакалавриат и магистратура). Причем первый цикл должен длиться не менее трех лет;

- внедрение европейской системы зачетных единиц в высшее образование Турции (система кредитов). За основу предлагается принять Европейскую систему переводных зачетных единиц (ECTS), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни». ECTS призвана обеспечить функции накопления и трансфера кредитных единиц. Совместно с взаимно признаваемыми системами обеспечения качества эта мера облегчит доступ турецких студентов на европейский рынок труда. Всеобщее применение такой Европейской системы переводных зачетных единиц и Приложения к диплому будет стимулировать прогресс в данном направлении;

- существенно развить и стимулировать мобильность турецких студентов, преподавателей и администрации (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Этого можно добиться, устраняя все преграды для свободного передвижения студентов, преподавателей, исследователей и административного персонала. Особое значение придается социальному аспекту мобильности;

- развитие европейского сотрудничества в обеспечении качества турецкого высшего образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий;

- развитие европейских измерений в высшем образовании Турции и улучшение возможностей трудоустройства выпускников. Для реализации этого положения необходимо разрабатывать модули, курсы и программы с «европейским» содержанием, ориентацией или организацией. Это особенно касается модулей, курсов, учебных планов и учебных программ, которые предлагаются совместно вузами из разных стран и ведут к признаваемой совместной степени4.

Важно отметить, что участие Турции в Болонском процессе соответствует генеральной внешнеполитической линии страны по вступлению в Евросоюз. Турецкие студенты в рамках Болонского процесса участвуют в таких программах, как Socrates, Leonardo Da Vinci, Erasmus, Youth и пр. При всей текущей мобильности студентов турецкими властями предпринимаются активные меры по возвращению выпускников на родину. Так, примером может быть программа «Место назначения - Турция», которую реализует TÜBÎTAK. В ходе программы представители крупного турецкого бизнеса в 2010 г. посетили около 200 вузов в США и повели презентацию возможностей дальнейшего

развития карьеры для студентов турецкого происхождения, которые примут решение после учебы вернуться на родину5.

В Турции в 2009-2010 уч. г. насчитывалось 163 учреждений высшего образования. Старейшим вузом страны является Стамбульский университет, который ведет свою историю с XV в. и предоставляет наиболее качественное образование в стране. Помимо него, крупнейшим государственным университетом страны является Анкарский университет. Во многом два данных учебных заведения сопоставимы с МГУ и СПбГУ Кроме того, за последние годы в стране открылось огромное количество частных университетов. В целом обучение в университетах Турции ведется на турецком и английском языках. За годы развития университетов академическая и научная языковая среда претерпела серьезные изменения, связанные с широким проникновением в нее англоязычной речи. Со дня провозглашения Республики система высшего образования была нацелена на принятие западной и американской моделей университетов, что нашло отражение в повышении эффективности изучения иностранных языков.

Сегодня Турция имеет вторую по величине англоязычную систему высшего образования в Европе, включая два ведущих государственных университета, Middle East Technical University (METU) - Ближневосточный Технический Университет и Университет Bogazi^i, где обучение ведется полностью на английском языке. Во многих других университетах, таких, как Istanbul Technical University, Atilim, Bah^e§ehir, Beykent, Bilkent, Cankaya, Dogus, Fatih, Isik, Izmir Ekonomi, Izmir Yüksek Teknoloji, Ko$, Sabanci, Ya§ar, Yeditepe и Orta Dogu Teknik, преподавание частично ведется на английском языке. Почти все частные учреждения ведут обучение частично или полностью на английском языке. В университете Galatasaray обучение полностью ведется на французском языке. Практически все государственные университеты предлагают студентам подготовительные языковые курсы для продолжения обучения в университете6.

В Турции степень бакалавра присваивается после успешного завершения четырехлетнего обучения в университете. Некоторые квалификации не имеют деления на первый и второй уровни обучения. К ним относится подготовка специалистов в области стоматологии и ветеринарии с продолжительностью обучения пять лет, медицины - шесть лет. Квалификации в этих трех областях обучения эквивалентны степени бакалавра плюс степени магистра. Первый уровень в Турции требует накопления 240 кредитов ECTS.

Второй уровень обучения ведет к присуждению степени магистра. Есть два типа магистерских программ: с написанием диссертации и без написания диссертации. Программы магистра с написанием диссертации включают минимум 7 курсов лекций, один семестр, диссертацию и накопление 120 кредитов ECTS. Продолжительность программы магистра с написанием диссертации составляет два года. Программы магистра без написания

диссертации состоят минимум из 10 лекционных курсов и семестрового проекта, с накоплением 90 кредитов ЕСТ8. Проект семестра оценивается на основе дифференцированного экзамена. Продолжительность программы магистра без диссертации - полтора года. В 2006/2007 уч. г. 97% студентов высшего образования в Турции обучались по программам двухуровневой системы обучения7.

Важным является тот факт, что турецкие университеты также являются исследовательскими центрами, производящими продукт не только на турецком, но и на многих других языках. Для этого производится активное обучение и переобучение собственных служащих, а также привлечение иностранных специалистов. Численность статей ученых с турецкой аффили-ацией в мировых журналах за 15 лет (1996 -2010 гг.) увеличилась в 5,5 раза - с 5,6 до 30,6 тыс. В XXI в. ежегодный прирост составлял ежегодно 2-3 тыс. статей. Для сравнения: показатели России составляли в 1996 г. - 30,6, а в 2010 г. - 36,1 тыс. статей8. С такой динамикой существует достаточно высокая вероятность того, что уже в краткосрочной перспективе турецкие вузы оставят позади российские.

Российский вуз Место в мире Количество статей (2005 - 2009)

МГУ 88 18 954

СПбГУ 540 5538

НГУ 1388 1670

СПб государственный политехнический университет 1408 1627

Казанский госуниверситет 1525 1458

Южный Федеральный университет 1547 1426

Саратовский госуниверситет 1548 1426

МИФИ 1556 1405

ННГУ им. Лобачевского 1641 1304

Турецкий вуз Место в мире Количество статей (2005 - 2009)

Стамбульский университет 395 7498

Университет Хаджеттепе 398 7473

Анкарский университет 465 6327

Университет Гази 488 6059

Ближневосточный технический университет (Анкара) 577 5247

Эгейский университет 588 5100

Стамбульский технический университет 679 4341

Военно-медицинская академия Гюлхане 801 3631

Университет Еу1и1 (Измир) 808 3602

Университет Ататюрка (Эрзурум) 868 3326

Источник: SIR World Report 2011: Global Ranking 9.

В вышеприведенных таблицах для наглядности указаны только первые 10 вузов России и Турции, которые попали в рейтинг. Однако в общей сложности в списке есть 29 российских и 48 турецких высших учебных заведений. Среди первых 1000 научных учреждений мира всего лишь два российских вуза, в то время как турецких - 16. Выше 3-го в России Новосибирского университета стоят 14 турецких вузов, в том числе находящийся в неофициальной столице Турецкого Курдистана Диярбакыре - Тигрисский университет (Диджле). Диярбакыр между тем не сходит с лент мировых информагентств как место столкновений между курдскими повстанцами и турецкой полицией, а доля неграмотных в этой провинции превышает 10%. Турецкие вузы достаточно широко представлены в этом рейтинге, в том числе университеты традиционно отсталых в социально-экономическом отношении городов Восточной и Юго-Восточной Анатолии (Турецкого Курдистана). Например, ванский Университет Уй2йпсй Yil ("Столетие") уступает лишь 4 российским вузам, хотя Ван является одной из наиболее отсталых провинций Турции. Учитывая, что в Турции насчитывается чуть менее 170 вузов (103 государственных и 63 негосударственных, а десятки созданы уже в XXI в.), в научном рейтинге мира представлен каждый третий турецкий вуз10.

Выполняя условия для попадания в мировые рейтинги, турецкие вузы достигли определенных успехов на этом направлении. При этом следует учитывать, что их показатели ежегодно улучшаются. В рейтинге Лейденского университета за 2011/2012 г. МГУ и СПбГУ заняли соответственно 499-е и 500-е места. Выше них оказалось 6 турецких вузов - Ближневосточный технический университет (381-е место), Эгейский университет (472), Университет Гази (490), Университет Хаджеттепе (492), Анкарский университет (496) и Стамбульский университет (497)11. Позиции турецких вузов лучше российских и в рейтинге, составленном приложением издания Times Higher Education (THE) при участии аналитической компании Thomson Reuters. В 2012 г. в рейтинг 100 лучших вузов по репутации вошел Ближневосточный технический университет (место в промежутке от 91 по 100). Как известно, этот рейтинг покинул МГУ. В список 400 лучших вузов вошли Билькентский университет (201 - 225), Стамбульский технический университет, Ближневосточный технический университет (276 - 300), Университет Боазичи (301 - 350)12.

Важным фактором значимости вуза в современной мирополитической системе является не только попадание в ведущие рейтинги, но и привлекательность для студентов как с точки зрения знаний, так и с точки зрения инфраструктуры, возможностей академической мобильности, разностороннего развития компетенций и, бесспорно, стоимости обучения. Стоимость обучения в турецких государственных вузах относительно

невысока, составляет за семестр несколько сотен долларов, в негосударственных - от $5 тыс до $20 тыс. долл. Так, в госвузах по специальностям, где обучение осуществляется на турецком языке, стоимость обучения составляет для граждан Турции от $80 до $250, для иностранцев - от $240 до $750. При обучении на английском языке в госвузе с граждан Турции взимается плата в размере $150 - $500, с иностранцев - $450 - $1500. При этом студенты из «тюркских республик и стран» (к которым в числе прочих отнесены также Башкирия, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Монголия, Молдова, Таджикистан, Татарстан и Украина)13 оплачивают свое обучение по ставкам, установленным для турецких граждан. В частных университетах значительное количество студентов получает различные гранты14.

В 2004 г. в Лиссабоне турецким правительством была подписана «Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе». Согласно данной конвенции, дипломы высших учебных заведений Турции не подвергались процедуре нострификации в европейских странах, а также оживилась работа по обмену студентами, аспирантами и преподавателями между европейскими и турецкими университетами15.

На данном этапе в Турции продолжается активное реформирование высшего образования, среди целей которого - развитие бакалаврских и магистерских программ, увеличение количества двойных магистратур, содействие мобильности студентов, формирование четкой системы «кредитов». В Турции работают над определением набора общих и специальных компетенций (дескрипторов), осваиваемых на каждой ступени высшего образования в соответствии с актуальными запросами профильной научно-исследовательской или прикладной сферы. Это обусловлено тем, что ведущим ориентиром и критерием качества обучения в европейских странах становится не количество лет получения высшего образования, не разнообразие учебных дисциплин, не объем знаний и даже не фиксация «болонских» зачетных единиц, а профессионализм специалиста и его фундаментальные знания16.

Как подчеркнул в августе 2012 г. на заседании Высшего совета по науке и технологиям (БТУК) премьер-министр Турции Реджеп Т. Эр-доган, систему образования в Турции необходимо реструктурировать для того, чтобы сконцентрировать интерес молодого поколения на науке и технологиях. По его словам, сейчас министерства и университеты придают все большее значение науке, технологиям и инновациям, Турция переживает «глубокие перемены» в этих трех сферах. «Нам необходимо увеличивать количество научно-производственных предприятий, поддерживать информационные технологии и концентрировать усилия на инновационных проектах для того, чтобы достичь стоящих перед нами целей. Значит, нужно, чтобы образование,

культура, сбор информации и кадры отвечали нашим потребностям», - отметил турецкий премьер. Эрдоган также добавил, что с начала 2011 г. правительство Турции выделило на научноисследовательские проекты, осуществляемые частными компаниями, приблизительно 338 млн турецких лир ($216 млн). «Мы также выделили 240 млн лир ($134 млн) на аналогичные проекты, осуществляемые университетами», - отметил премьер. По его словам, за последние десять лет страна добилась большого прогресса в сфере научно-исследовательской работы17.

В стране идет активный пересмотр принципов поступления в университеты и системы оплаты. Так, летом 2012 г. глава Совета по высшему образованию Турции (УОК) Гекхан Четин-сайя подтвердил решение о полном пересмотре системы поступления в университеты. В свою очередь, вице-премьер и пресс-секретарь правительства Турции Бюлент Арынч заявил, что студентам вскоре больше не придется платить за первое высшее и заочное образование. По его словам, премьер-министром Р.Т. Эрдоганом подготовлено соответствующее распоряжение. Ожидается, что данное постановление коснется примерно 3,5 млн учащихся18.

Нельзя не отметить и факт активной информационной кампании Турецкой Республики в области образования. Делается все, что только возможно, чтобы создать позитивный образ турецкого высшего образования и привлечь как можно больше иностранных студентов, прежде всего из сопредельных регионов, особенно из тюркских государств СНГ. В то же время в турецкой системе образования имеется «не одна ложка дегтя». Так, по данным Университета Са-банджи, в Турции 26% юношей и 50% девушек в возрасте 15 - 19 лет не работали и не учились в 2009 г.; из школьников 15 лет 32% не понимают прочитанного, 52% не решают простых математических задач; в Юго-Восточной Анатолии доступ девушек к начальному образованию колеблется в диапазоне 48 - 52%19.

Заключение межправительственных соглашений с тюркоязычными странами на основании закона № 21467 и создание Агентства по тюркскому сотрудничеству и развитию (Т1КА) привели к организованной работе по обучению тюркоязычных учащихся из СНГ в турецких учебных заведениях, для чего определена квота ежегодного их притока и оплаты связанных с обучением расходов20. В тюркоязычных государствах и во многих других странах функционируют различные курсы турецкого языка, фонды, школы и университеты, финансируемые турецкой стороной и представляющие собой «мягкую силу» Турции. Среди них - фонды им. Юнуса Эмре, тарикат «Нур»21, Турецко-Казахский университет им. А. Ясеви и пр.

Необходимо отметить, что Турция успешно интегрировала свою систему высшего образования в европейскую, Болонский процесс принес турецкому образованию и науке больше

позитивного, чем негативного. Власти Турции не критикуют европейские рейтинги, а активно способствуют продвижению своих университетов вверх по их «лестницам», а также формируют свои собственные рейтинги. Несмотря на имевшиеся и имеющиеся по сей день проблемы, турецкое высшее образование активно их преодолевает, учитывая зарубежный опыт и не стесняясь его заимствовать на благо собственной системы, с учетом собственных интересов и особенностей.

Avatkov V.A., Kasatkin P.I.. The ^gher Education of Turkey and Bologna Process.

Summary: The article analyses the complex of issues connected with the system of higher education in Turkey. It emphasizes the facts how it was integrated into Bologna system. There are also the prospects of the system given and analyzed. What is more, the article draws analogies with Russia and scrutinizes them.

------------ Ключевые слова ------------------------------------------- Keywords ----------

Высшее образование, Турция, образование в Higher education, Turkey, education in Turkey, higher

Турции, высшее образование в Турции, турецкие education in Turkey, Turkish universities, Bologna.

университеты, Болонская система.

Примечания

1. http://www.mevzuat.adalet.gov.tr/html/565.html

2. http://www.yok.gov.tr

3. http://www.yok.gov.tr/content/view/12/48/

4. Bologna Process Stocktaking. Report 2005. Report from a working group appointed by the Bologna Follow-up Group to the Conference of European Ministers Responsible for Higher Education, Bergen: 2005

5. Стародубцев И.И. Трансформирующаяся Турция. М.: ИБВ; МГИМО, 2011.

6. Газизова А.И. Современное многоуровневое образование в Турции. www.rspu.edu.ru%2Frspu%2Fscience%2Fconferences%2Fcon ference_ped%2Fsection_1%2Fgazizova.doc&ei=BH2NUIL4CLS04gTT04HIDw&usg=AFQjCNFl1n2Hg1onikEK-lNp2_lb61g_Sw&cad=rjt

7. Bologna Process. National Reports 2005 - 2007: Turkey - http://www.aic.lv/ace/ace_disk/2005_07/Nat_reps/TurkeyNatRep10Jan07.pdf

8. http://www.scimagojr.com/countryrank.php

9. SIR World Report 2011: Global Ranking http://www.scimagoir.com/pdf/sir_2011_world_report.pdf

10. Мосаки Н. З. Стратегия Турции по привлечению иностранных студентов. http://xn--c1adwdmv.xn--p1ai/news/fd-abroad/iran/ cultura/1529532.html

11. http://www.leidenranking.com/ranking.aspx

12. http://www.timeshighereducation.co.uk/world-university-rankings/2011-2012/asia.html

13. http://www.studyinturkey.net/life-in-turkey/fees-and-expenses

14. Мосаки Н.З.Стратегия Турции по привлечению иностранных студентов. http://xn--c1adwdmv.xn--p1ai/news/fd-abroad/iran/ cultura/1529532.html

15. Усманова С.М. Проблемы и перспективы интеграции системы высшего педагогического образования Турции в Европейское тообщество. http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/pspo/2009_23_2/usmanova.pdf

16. Trends V: Universities shaping the European Higher Education Area / An EUA report by David Crosier, Lewis Purser & Hanne Smidt, 2007. -http://www.eua.be/fileadmin/user_upload/files/Publications/Trends_V_universities_shaping_the_european_higher_education_area.pdf

17. http://mk-turkey.ru/education/2012/08/08/erdogan-turcii-neobhodima-restrukturizaciya-sistemy-obrazovaniya.html

18. http://mk-turkey.ru/education/2012/08/30/v-tureckih-universitetah-otmenyaetsya-plata-za-obuchenie.html

19. Стародубцев И.И. Трансформирующаяся Турция. М.: ИБВ; МГИМО, 2011.

20. Ли Ю.А. Состояние системы образования в Турции с точки зрения перспектив Евроинтеграции. // Турция накануне и после парламентских и президентских выборов 2007 г. М.: ИВ РАН; ИБВ, 2008.

21. См. подр.: http://www.iimes.ru/?p=8521, http://www.iimes.ru/?p=6397 , http://www.iimes.ru/?p=11992

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.