Научная статья на тему 'ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КВЕБЕКЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КВЕБЕКЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КВЕБЕК / КАНАДА / УНИВЕРСИТЕТ / КОЛЛЕДЖ / ИСТОРИЯ КВЕБЕКА / ОБРАЗОВАНИЕ В КВЕБЕКЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тихонова Наталия Владимировна

В статье раскрываются основные этапы становления системы высшего образования Квебека с момента основания первых высших школ в XVII веке и по настоящее время. Подчеркивается влияние социально-политических процессов на развитие системы образования. На раннем этапе медленное развитие высшей школы в регионе было обусловлено соперничеством Британии и Франции за господство в Северной Америке и противостоянием католического и протестантского религиозных сообществ. Фактически это противостояние привело к существованию двух разных образовательных систем на территории одной провинции. В середине XX века, с обретением независимости Канады, правительство Квебека направило все усилия на преодоление отставания региональной системы образования от остальных провинций и развитых стран. Был внедрен ряд важных реформ, образование стало доступным и массовым. В настоящее время система высшего образования Квебека развивается в контексте глобальных процессов интернационализации, развития международной конкурентоспособности и академической мобильности, сохраняя при этом некоторые черты двойной системы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION IN QUEBEC: HISTORICAL APPROACH

The paper focuses on the history of Quebec’s higher institutions that begins with the first French Canadian “university” founded in the 17th century ( the Old Québec Seminary ) and continues to the present time. The influence of social and political factors on the education system is highlighted. Initially, the propagation of higher education in Quebec was hampered by the French-British rivalry in the North America and the religious competition between Roman Catholics and Protestants. This confrontation led to the development of two separate educational systems in the province. In the mid-20th century, when Canada gained full independence, the Government of Quebec has made every effort to bridge the gap between the regional education system and the rest of Canada’s provinces and the developed countries. The major reforms were introduced, access to higher education was promoted through a series of measures. Today, the Québec higher education system is influenced by global trends of internationalization and international competition for the recruitment of international students, while maintaining the features of a dual education system.

Текст научной работы на тему «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КВЕБЕКЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

V7TK" 4 Г7=ч~7ЯеГ1©2021 Контент доступен по лицензии СС В Y-NC 4.0

у A14 j lo.-t I (ее) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/bgz3-2021-1002-0044 tfcder«™https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/)

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КВЕБЕКЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

© Автор(ы) 2021 AuthorlD: 904369 SPIN: 5355-1750 ResearcherlD: AAE-9224-2019 ORCID: 0000-0003-2112-4523 ScopusID: 57205541567

ТИХОНОВА Наталия Владимировна, старший преподаватель кафедры европейских языков и культур Высшей школы иностранных языков и перевода Института международных отношений Казанский (Приволжский) федеральный университет (420008, Россия, Казань, улица Кремлевская, 18, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье раскрываются основные этапы становления системы высшего образования Квебека с момента основания первых высших школ в XVII веке и по настоящее время. Подчеркивается влияние социально-политических процессов на развитие системы образования. На раннем этапе медленное развитие высшей школы в регионе было обусловлено соперничеством Британии и Франции за господство в Северной Америке и противостоянием католического и протестантского религиозных сообществ. Фактически это противостояние привело к существованию двух разных образовательных систем на территории одной провинции. В середине XX века, с обретением независимости Канады, правительство Квебека направило все усилия на преодоление отставания региональной системы образования от остальных провинций и развитых стран. Был внедрен ряд важных реформ, образование стало доступным и массовым. В настоящее время система высшего образования Квебека развивается в контексте глобальных процессов интернационализации, развития международной конкурентоспособности и академической мобильности, сохраняя при этом некоторые черты двойной системы образования.

Ключевые слова: высшее образование, Квебек, Канада, университет, колледж, история Квебека, образование в Квебеке.

HIGHER EDUCATION IN QUEBEC: HISTORICAL APPROACH

© The Author(s) 2021

TIKHONOVA Nataliya Vladimirovna, Senior Lecturer of the Department of European Languages and Cultures Higher School of Foreign Languages and Translation, Institute of International Relations

Kazan (Volga region) Federal University (420008, Russian Federation, Kazan, Kremlyovskaya str., 18, e-mail: [email protected]) Abstract. The paper focuses on the history of Quebec's higher institutions that begins with the first French Canadian "university" founded in the 17th century (the Old Québec Seminary) and continues to the present time. The influence of social and political factors on the education system is highlighted. Initially, the propagation of higher education in Quebec was hampered by the French-British rivalry in the North America and the religious competition between Roman Catholics and Protestants. This confrontation led to the development of two separate educational systems in the province. In the mid-20th century, when Canada gained full independence, the Government of Quebec has made every effort to bridge the gap between the regional education system and the rest of Canada's provinces and the developed countries. The major reforms were introduced, access to higher education was promoted through a series of measures. Today, the Québec higher education system is influenced by global trends of internationalization and international competition for the recruitment of international students, while maintaining the features of a dual education system.

Keywords: higher education, Quebec, Canada, university, college, Quebec history, education in Quebec.

ВВЕДЕНИЕ

Провинция Квебек является особенной провинцией Канады. Здесь началась ее история, когда в 1534 году на восточном побережье Северной Америки высадился французский мореплаватель Ж.Картье. Начиная с этого момента и до середины XVIII века, территория Квебека была колонией Франции под названием «Новая Франция». И несмотря на то, что позднее последовал длительный период английского правления, Квебек до сих пор является единственным регионом Канады с преобладающим франкоговорящим населением. Его особый статус в англоязычной Канаде постоянно привлекает внимание исследователей самых разных областей. Политологи и историки активно обсуждают политические аспекты взаимоотношений Квебека, Франции и остальной части Канады, лингвисты изучают особенности канадского варианта французского языка, филологи - литературу и культурное наследие этой провинции [1-3]. Что касается педагогических исследований, анализ последних публикаций свидетельствует о том, что отечественных ученых в большей степени интересует образовательная политика Канады в целом [4-6]. При этом образовательная ситуация в Квебеке существенно отличается от остальных канадских провинций. Например, обучение на программах бакалавриата длится в Квебеке 3 года, а в остальной части Канады - 4 года, только в Квебеке существует переходная ступень между средней школой и университетом - колледж [7, с.35]. Кроме того, Квебек - это единственная провинция

Канады, где функционируют англоязычные и франкоязычные университеты. Все эти факты, на наш взгляд, являются основанием для отдельного изучения системы высшего образования этого региона, тем более что ничтожно малое количество работ посвящено проблемам его высшей школы. Основная часть исследований в этом направлении представлена трудами франкоязычных и англоязычных авторов [8-10].

МЕТОДОЛОГИЯ

Целью данной статьи является исторический анализ становления системы высшего образования в Квебеке, начиная с момента ее основания и до сегодняшних дней. В процессе исследования мы руководствовались принципами историзма и научной объективности, использовали комплексный подход и анализ образовательных процессов в историческом, политическом, экономическом и социальном контекстах. Материалами исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов, нормативные документы и законодательные акты в сфере образования, официальные сайты квебекских университетов и органов управления образованием.

РЕЗУЛЬТАТЫ

История образования неотделима от истории всей страны и отражает политические, экономические и социальные процессы, происходящие в обществе, именно поэтому периодизация этапов становления системы образования часто совпадает с основными историческими этапами эволюции государства.

Первый этап (1660-1770) - период французского ре-

ТИХОНОВА Наталия Владимировна ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КВЕБЕКЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ...

жима, создание первых высших учебных заведений, влияние католической церкви

Первые переселенцы из Франции прибыли в Квебек в начале XVII века. В большинстве своем это были представители среднего класса: фермеры, торговцы, каменщики, плотники, солдаты, большая часть из которых получила элементарное образование еще во Франции. По инициативе французского правительства и под контролем католической церкви на территории Новой Франции была внедрена система начальных, средних, специализированных и высших школ. В сельских районах обучение в основном происходило в семье, поскольку в контексте экономики того времени семьям выгодно было обучать детей основам трудовой деятельности для удовлетворения бытовых потребностей семьи. Развитию семейного воспитания способствовала и территориальная разбросанность населения [11]. В городах постепенно развивалось формальное образование, открывались приходские школы, иезуитские колледжи. В 1660 году под руководством епископа Франсуа де Лаваля была открыта Квебекская семинария, первое учреждение высшего образования, где обучались будущие священнослужители. Параллельно учреждались школы искусств и ремесел. В 1671 году в Квебеке была учреждена первая колониальная высшая школа, это была Школа математики и гидрографии. Позднее такая же школа была открыта и в Монреале. Там проходили обучение будущие геодезисты, картографы, морские офицеры и исследователи, в которых в то время нуждалась Новая Франция для обеспечения своего экономического и территориального развития. Это были отличные институты по уровню распространяемых знаний и работающих там учителей, известные даже во Франции [8, с.8].

Стоит отметить, что высшее образование в Новой Франции было предназначено исключительно для юношей, стремящихся в будущем стать священнослужителями, девушки могли получать только среднее образование. Молодые люди, желающие получить образование в сфере права или медицины, вынуждены были либо возвращаться для учебы на родину во Францию, либо поступать на службу к специалистам соответствующих профессий и учиться в процессе работы.

На протяжении всего французского режима в Квебеке сфера образования находилась под контролем католической церкви. В отсутствие иных административных и организационных структур епископ колонии сохранял полный суверенитет в управлении образованием. В соответствии с полномочиями, предоставленными ему папской властью, он давал разрешение на строительство новых школ, принимал на службу учителей и контролировал учебные программы. Вмешательство государства ограничивалось нерегулярными денежными субсидиями короля Франции и предоставлением духовенству земельных участков. Образование, которое давали в колониальных образовательных учреждениях, полностью совпадало с тем, что давали во Франции в тот период. И учителя, и программы, и учебники, и методы обучения были заимствованы из-за океана.

Второй этап (1780-1850) - начало колониального господства Британии, создание первых университетов и государственных органов управления образованием

В течение всего периода французского режима между Новой Францией и английскими колониями происходили многочисленные военные столкновения, которые закончились поражением французов и завоеванием Квебека британцами в 1763 году. В результате Франция вынуждена была уступить англичанам большую часть своих территорий и все имущество в Северной Америке. Бывшая французская колония находилась под управлением Британской империи до утверждения суверенитета Канады в 1931 году.

После британского завоевания франкоканадцам разрешалось исповедовать католическую религию, но религиозные общины не имели права привлекать новых

учеников, а католики могли работать в правительстве, только отказавшись от своей религии и дав клятву верности Короне Великобритания. Очень немногие франкоканадцы соглашались на такие условия, в результате чего многим пришлось оставить государственную службу. Все вновь построенные школы давали протестантское образование на английском языке.

Это был самый трагический этап в истории Квебека. Страна, которая и так уже пострадала от военных действий, была полностью дезорганизована, французские правящие классы вернулись во Францию, оставив народ на произвол судьбы. Религиозные общины закрывали учебные заведения, часть из них была разрушена оккупантами, другая часть изъята для государственных целей. Высшая школа математики и гидрографии вынуждена была приостановить свою деятельность, так как с 1759 до 1871 года этот престижный институт был превращен в военную казарму британской армии [8].

Франкоканадцы, лишившись политической, экономической и административной власти, не видели смысла отдавать своих детей в школьные учреждения. Такая ситуация, в сочетании с массовым оттоком франкогово-рящего населения в сельские районы, привела к почти всеобщей безграмотности населения.

В начале XIX века власти были встревожены повсеместным невежеством людей в провинции и отсутствием учебных заведений. По инициативе протестантского епископа Я.Маунтена законодательное собрание приняло в 1801 году Закон о создании бесплатных школ и содействии развитию науки. Был учрежден Королевский институт распространения образования, посредством которого государство начало участвовать в управлении системой образования. Ввиду того, что Королевский институт контролировался исключительно англичанами, и находился в ведении протестантского епископа, мало интересующегося потребностями первых переселенцев, его инициативы не получили поддержки франкогово-рящего населения. Тем не менее Королевский институт внес свой вклад в развитие высшего образования в Квебеке. Одним из наиболее заметных его достижений стало создание в Монреале в 1829 году Университета Макгилла (McGill University). Джеймс Макгилл, преуспевающий торговец мехом, монреалец шотландского происхождения, завещал после смерти Королевскому институту право собственности на 46 акров земли и приличное состояние, при условии, что после его смерти на его земле будет построен университет, носящий его имя. Так, Университет Макгилла, построенный за несколько лет, стал первым настоящим университетом Квебека. Образование в нем осуществлялось исключительно на английском языке. Стоит отметить, что на сегодняшний день это один из самых престижных университетов Канады, который занимает 35-ю строчку в рейтинге лучших университетов мира QS и первое место в Канадском рейтинге среди лучших медицинских университетов. Несмотря на то, что университет находится во франкоязычном Монреале, основной язык преподавания здесь до сих пор - английский.

В 1843 году был основан еще один англоязычный университет - Университет Бишопс. Таким образом, в середине XIX века у англоговорящего населения Квебека было уже 2 университета, в то время как у франкоканадцев не было ни одного. Чтобы способствовать формированию франкоязычной элиты и распространению высшего образования на французском языке епископы Квебека выступили за создание католического университета. В результате в 1852 году на базе Квебекской семинарии был учрежден первый французский университет на американском континенте - Лавальский университет.

Важно подчеркнуть, что для поступления в католический университет необходимо было получить довузовское образование, предоставляемое духовенством в частных классических колледжах. Обучение там было

платным, следовательно, высшее образование могли получить только достаточно обеспеченные юноши. Программа основывалась на изучении литературы, философии и искусства. У англоязычной молодежи не было этой ступени образования, после средней школы они сразу поступали в университет. Англоязычные университеты были государственными учреждениями, в целом более прогрессивными и доступными для широкого круга студентов, в том числе для женщин. Кроме того, в англоязычных университетах важная роль отводилась научным исследованиям, в то время как французские университеты были сосредоточены только на передаче знаний [12, с.4].

Говоря о положении учителей и состоянии педагогического образования в этот период, нужно отметить, что правительство предпринимало определенные усилия для повышения качества профессиональной подготовки учителей. В 1836 году в Квебеке были учреждены первые высшие учебные заведения, осуществляющие подготовку педагогов, - «нормальные школы». Обучение в них носило светский характер и осуществлялось на двух языках. Именно поэтому они не получили поддержки католического духовенства и вскоре закрылись, однако спустя 10 лет были открыты вновь. В 1845 году с целью совершенствования методов преподавания и улучшения условий труда преподавателей стали появляться ассоциации учителей. В 1846 году были созданы Комиссии экзаменаторов - наблюдательные комитеты, в функции которых входила оценка квалификации учителей, выдача им соответствующих свидетельств и выбор школьных учебников. Комиссии были разделены на два блока - католический и протестантский, имевших юрисдикцию в отношении школ соответствующей религиозной веры. В 1857 годы был учрежден Журнал народного просвещения, на страницах которого обсуждались вопросы методики преподавания и реформы в сфере образования. В декабре 1859 г. был создан Совет народного просвещения, фактический предшественник министерства образования. В его функции входила разработка школьных учебников (за исключением религиозных книг, выбор которых был в ведении священнослужителей), программ и регламентов учебных заведений. Под его контролем находились комиссии экзаменаторов и нормальные школы. В состав Совета также входили два комитета - протестантский и католический. Интересно отметить, что за почти столетний период своего существования Совет не провел ни одного совместного заседания двух комитетов. Эта ситуация является отражением полного разделения англоязычной и франкоязычных систем образования вследствие исторической разобщенности между двумя общинами. [8, с.44-59].

Третий этап (1860-1930) - промышленная революция, создание разветвленной структуры профессиональных школ

В 1867 году была создана Канадская федерация, по конституции сфера образования перешла в зону компетенции регионального правительства. В 1868 году было создано первое Министерство народного просвещения, упраздненное в 1875 году под влиянием католической церкви, в результате чего Квебек стал единственной провинцией Канады, не имеющей министерства образования. Управление образованием продолжал осуществлять Совет народного просвещения [9].

На тот момент в Квебеке функционировало десять учреждений высшего образования, три нормальные школы, две специальные школы, школа искусств и ремесел, сельскохозяйственная школа. Положение учителей существенно улучшилось, выросла заработная плата, сформировалась система педагогической подготовки. В 1878 году в Монреале был открыт филиал Лавальского университета, который в 1920 году получил автономию и стал Монреальским университетом.

Во второй половине XIX века до Квебека дошли отголоски промышленной революции, которая произо-

шла в Великобритании, вызвав глубокие изменения в традиционных методах производства. Строительство новых заводов повлекло за собой создание новых рабочих мест и отток населения из сельских районов. Эти изменения в структуре экономики Квебека незамедлительно отразились на системе образования. По всей стране стали открываться вечерние школы для работающего населения и специализированные учреждения, обеспечивающие техническую и профессиональную подготовку: Школа промышленности и реформ, Школа навигации, Школа изобразительных искусств Квебека и Монреаля, Консерватория музыки и драматического искусства, а также учреждения университетского типа - Политехническая школа (первая инженерная школа в Америке, где обучение велось на французском языке) и Высшая коммерческая школа.

Министерства создавали свои профильные школы. Министерство сельского хозяйства и колонизации учредило гончарные, сельскохозяйственные, молочные и ветеринарные школы, Министерство труда открыло учебные центры для подготовки рабочих, Министерство охоты и рыболовства учредило школы рыболовства, лесничества и лесопильную школу [8, с.72-73]. В начале XX века благодаря содействию промышленной, научной и политической элиты были открыты Кадастровая школа, Школа лесного хозяйства, Школа химии и Горная школа. Однако все эти школы не имели статуса университетов, это были образовательные учреждения среднего профессионального образования.

Сложно обстояла ситуация с обучением девочек. Они по-прежнему не имели доступа к высшему образованию. Первый колледж для них был открыт лишь в 1908 году в Монреале, затем еще в трех городах, а в 1930 были учреждены «школы домашнего хозяйства». Право получать высшее образование девочки получили спустя еще несколько лет, в то время как их англоговорящие коллеги пользовались этим правом с 1885 года, благодаря университету Макгилла. Здесь же осуществлялась подготовка учителей англоязычного населения.

Мужчины-католики получали педагогическое образование в нормальных школах. Женщины и священнослужители имели возможность получить профессию учителя в духовных семинариях. После обучения в семинарии они должны были обратиться в Комиссию экзаменаторов для сдачи квалификационного экзамена и получения соответствующего диплома. Все это приводило к существенной неоднородности в содержании образования. С целью стандартизации учебных программ и унификации системы подготовки учителей в 1905 году Католическим комитетом была утверждена единая программа подготовки преподавателей и правила выдачи дипломов (до этого каждая нормальная школа имела свой учебный план), а с 1937 года все семинарии должны были проходить процедуру аккредитации и получать статус нормальной школы.

В течение этого периода университеты Квебека переживали быстрое, но неравномерное развитие. Университетская система действительно улучшилась, возросло количество преподаваемых дисциплин, существенно увеличилось количество обучающихся и учителей. В 1954 году был открыт университет Шербрука, первый франкоязычный университет вне городов Квебек и Монреаль. Эти инициативы помогли сделать высшее образование доступным для франкофонов Квебека, в частности, в области фундаментальных и прикладных наук и инженерного образования, которые до этого были привилегией англоязычных университетов.

Четвертый этап (1940-1970) - реформирование и модернизация системы образования, освобождение от влияния церкви, создание сети университетов Квебека

В послевоенный период, несмотря на рост числа людей, занятых в производстве, строительстве и сфере услуг, немногие жители Квебека стремились получить высшее образование (всего 3%), а среди тех, кто его по-

ТИХОНОВА Наталия Владимировна ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КВЕБЕКЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ...

лучали, большинство выбирали свободные профессии или религию. В 1950-х годах большую часть студентов составляли протестанты, при этом они представляли всего 12% всего населения Квебека. Одной из причин была финансовая необеспеченность населения. Как было упомянуто выше, для поступления в университет учащиеся должны были 4 года проучиться в частном колледже, что не все могли себе позволить [10, с. 24].

Революционные изменения в сфере образования Квебека произошли в 1960 году. Пришедшая к власти либеральная партия и ее лидер Ж.Лесаж (J.Lesage) реализуют целый ряд экономических, политических и социальных реформ. Образование становится одним из приоритетов в Квебеке и символом «тихой» революции. Менее чем за десять лет школьная система была полностью модернизирована, утверждена Великая Хартия образования, согласно которой возраст обязательного школьного обучения был увеличен до 16 лет, обучение стало бесплатным. В 1961 году была создана Комиссия А.-М. Парана по образованию (Commision Parent), которая в течение двух лет проводила учебные поездки по Европе, Северной Америке с целью анализа структуры и механизмов образовательных систем разных стран. В итоговом отчете Комиссии отмечалось прискорбное состояние школьной системы Квебека, необходимость срочного вмешательства государства в эту сферу, необходимость использования новых педагогических подходов и новых учебных программ, адаптированных к реалиям современного Квебека.

В контексте модернизации системы высшего образования Комиссия Парана рекомендовала создать структуру, которая служила бы мостиком между школой и университетом. В ответ на эти рекомендации в 1967 году были созданы государственные колледжи общего и профессионального образования «сежеп» (фр.: cégep), в которых предлагались два образовательных маршрута: общая подготовка к учебе в университете (2 года) и профессиональная подготовка для тех, кто хочет получить профессию и начать работать (3 года) [7, с.96]. Таким образом, доступ в вузы был открыт для всех желающих.

В 1964 году был принят Закон о создании Министерства образования и учрежден консультативный орган Высший совет по образованию, который должен был предоставлять новому Министерству заключения об учебных программах, экзаменах и проводить исследования по всем вопросам, касающимся сферы образования. Совет состоял из нескольких комиссий, ответственных за разные уровни образования: дошкольное и начальное образование, среднее образование, колледжи, университет и научные исследования, образование для взрослых и непрерывное образование.

Определенные сдвиги произошли и в системе педагогического образования. Нормальные школы вошли в структуру университетов. Отныне для осуществления преподавательской деятельности нужно было иметь университетский диплом по направлению «педагогика». Изменилось содержание подготовки учителей: были введены курсы по психологии, личностному развитию обучающихся, развитию критического мышления. Новая педагогическая философия, основанная на важности «культурного разнообразия», привела к распространению активных методов обучения [12, с.7].

В 1968 году с целью распространения высшего образования в удаленных районах Квебека Национальное собрание утвердило создание Университета Квебека. Это было четвертое учреждение, предоставляющее высшее образование на французском языке. В 1970 году Университет Квебека состоял из четырех филиалов, расположенных в Монреале, Труа-Ривьер, Римуски и Шикутими. В последующие годы региональная сеть была дополнена еще двумя отделениями и создан специальный филиал, осуществляющий дистанционное образование, несколько лет спустя ставший Телеуниверситетом Квебека._

В 1974 году в результате слияния двух учреждений, колледжа Лойола и университета сэра Джорджа Уильямса в Монреале был открыт третий англоязычный университет - Конкордия.

В целом образовательные реформы этого периода положительно повлияли на развитие системы высшего образования в Квебеке. Университеты освободились от влияния церкви и получили финансовую поддержку правительства Квебека, возросла автономность вузов, отныне преподаватели и студенты имели возможность участвовать в управлении университетом, начало развиваться образование для взрослых [13, с.4].

Пятый этап (1980 - по наст. время) - распространение политики качества, споры о финансировании вузов, интернационализация высшего образования

В 80-е годы XX века в результате роста количества образовательных учреждений и обучающихся правительство Квебека столкнулось с теми же проблемами, что существовали в этот период в Европе, - финансирование и контроль системы высшего образования. Для оценки деятельности колледжей была создана Комиссия по оценке образования в колледжах [14]. Аналогичная структура была учреждена для оценки университетских программ обучения. В середине 1990-х годов был введен новый порядок отчетности университетов, согласно которому высшие учебные заведения должны были представлять министру финансовую отчетность и отчитываться о количестве набранных студентов и выпускников, а также заработной плате руководителей учреждения [13, с.5].

В тот период было много споров о финансировании и автономии университетов. Федеральное правительство постепенно сокращало субсидирование образовательных учреждений, и многие канадские университеты увеличили стоимость обучения. В Квебеке долгое время стоимость обучения была заморожена, так как образование рассматривалось как общественное благо, которое должно быть доступно всем. Однако в период с 1990 по 1994 гг. стоимость обучения выросла в три раза (с 540 до 1668 долларов США), следующее повышение произошло в 2007 году. И, когда в 2011 году было объявлено о планируемом повышении платы за обучение еще на 1625 долларов США, студенты объявили о начале всеобщей забастовки, известной во всем мире как «кленовая весна». Забастовка продолжалась с февраля по август 2012 года и парализовала учебный процесс во всех франкоязычных университетах и колледжах Квебека [12]. По сути, основной причиной конфликта явилось несогласие студентов с изменением концепции образования, которое отныне стало рассматриваться как частное благо, приносящее пользу конкретному лицу, а не обществу в целом, следовательно, должно было финансироваться заинтересованной стороной. Напомним, что в Квебеке на протяжении нескольких десятилетий пропагандировалась идея об образовании как общественном благе и изначально речь шла даже о возможности бесплатного высшего образования, поэтому, несмотря на то, что стоимость обучения здесь была одна из самых низких в Канаде, резкое ее повышение вызвало такой же резкий протест.

Одним из важнейших направлений политики Квебека в сфере высшего образования в начале XXI века стала стратегия интернационализации образования, развитие международной открытости вузов и межкультурного образования. В 2002 году был провозглашен стратегический план по высшему образованию «Программа интернационализации образования Квебека», реализо-вывались правительственные программы «Квебек без границ», «Окно в мир» и др. Правительство Квебека значительно увеличило финансирование на двусторонние образовательные программы вузов Квебека [15, с.20]. В 2010 году с целью привлечения иностранных студентов правительство пообещало всем выпускникам бакалавриата упрощенный вариант получения гражданства, объяс-

нив это тем, что страна нуждается в квалифицированных кадрах [16]. В 2018 году была принята новая политика финансирования университетов, также направленная на привлечение иностранных студентов [17].

На сегодняшний день англоязычные университеты Квебека привлекают абитуриентов со всей Канады. Франкоязычные вузы, несмотря на рост качества образования, пользуются популярностью в основном среди франкофонов самого Квебека. Языковой фактор по-прежнему сдерживает мобильность франкоязычных студентов [7, с.5]. Поэтому все больше франкоязычных студентов стремятся в совершенстве овладеть английским языком и поступают в англоязычные колледжи, а франкоязычные вузы, в свою очередь, пытаются повысить свою конкурентоспособность, предлагая курсы и программы на английском языке, диверсифицируя формат и продолжительность образовательных программ, развивая образование для взрослых и коренных жителей.

ВЫВОДЫ

Историческая ретроспектива этапов становления системы образования в Квебеке свидетельствует о том, что медленное развитие системы образования в Квебеке в XVIII-XIX вв. было обусловлено в основном межнациональными и межконфессиональными конфликтами, исторически существовавшими между англоязычным и франкоязычным населением региона [18, с. 136], что в итоге привело к появлению двух отдельных систем образования на территории одной провинции. В настоящее время Квебек развивается под влиянием глобальных мировых трендов и является заметным и самостоятельным игроком на международной арене, в связи с чем изучение его опыта представляет теоретический и практический интерес для российских исследователей. В заключение следует отметить, что актуальное состояние системы высшего образования канадской провинции Квебек и реформы последнего десятилетия заслуживают отдельного внимания и будут более подробно изучены в последующих исследованиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акимов Ю.Г. Квебекский фактор в канадско-французских отношениях //Мировая экономика и международные отношения. 2018. Т. 62. № 7. С. 93-104.

2. Солянова М.В. Квебек в федеративной модели Канады: современный этап // США и Канада: экономика, политика, культура. 2019. Т. 49. № 10. С. 98-117.

3. Загрязкина Т.Ю. Квебек в пространстве франкофонии // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2011. № 4. С. 9-32.

4. Фахрутдинова А.В. Особенности становления и развития гражданского воспитания в Канаде // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2010. Т. 16. № 1. С. 210-213.

5. Боднар С.С. Развитие системы непрерывного педагогического образования в Канаде (вторая половина XX — начало XXI вв.) // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12. С.629-633.

6. Балицкая И.В. Образование в современной Канаде: монография / И.В. Балицкая, Л.В. Волосович, И.И.Майорова. — Южно-Сахалинск: СахГУ, 2010. - 124 с.

7. LacroixR., Maheu L. Les caractéristiques de la diplomation universitaire canadienne //Montréal: CIRANO. 2017. 73 p.

8. LeclercR. Histoire de l'éducation au Québec//Bibliothèque et archives nationales du Québec. 1989. 121 p. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://collections.banq.qc.ca/ark:/52327/bs2106902

9. Lucier P. L'université québécoise : figures, mission, environnements, Québec, Presses de l'Université Laval, 2006. 179 p.

10. Charland J.-P. XIXe et XXe siècles : l'enseignement supérieur au Québec//Cap-aux-Diamants, 2003. N.72. Pp. 20-26.

11. Gaffield C. Histoire de l'éducation au Canada // L'encyclopédie canadienne. 2015. [Электронный ресурс]Режим доступа: https://www. thecanadianencyclopedia.ca/fr/article/histoire-de-leducation

12. Unger Z. Educational Reevaluation, Political Transformation: Québec and Higher Education // College Quarterly, V.16. N4. 2013. 14 p.

13. L'assurance qualité à l'enseignement universitaire : une conception à promouvoir et à mettre en œuvre. Avis à la ministre de l'Éducation, du Loisir et du Sport // Bibliothèque et Archives nationales du Québec, 2012. 136p.

14. Loi sur la commission d'évaluation de l'enseignement collégial et modifiant certaines dispositions législatives / Assemblée nationale. Trente-quatrième Législature, deuxième session. 1993, chapitre 26. Pp.759-769.

15. Штиглиц М.О. Образовательные программы и внешняя политика Канады во второй половинеXX- началеXXI века //Автореферат дис. канд. ист. наук. 2007. 24 с.

174

16. Bichard K. Quebec offers fast-tracked Canadian citizenship to foreign students // The Chronicle of higher education. February, 2. 2010. URL: https://www.chronicle.com/article/quebec-offers-fast-tracked-cana-dian-citizenship-to-foreign-students/

17. Plante C. Québec dévoile sa politique de financement des universités // La presse canadienne. Publié le 17 mai 2018. URL : https://www. lapresse.ca/actualites/education/201805/17/01-5182320-quebec-devoile-sa-politique-de-financement-des-universites.php

18. Разумова Л.В. Становление общей системы франкофонного образования в Квебеке в XIX веке // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9. №9. С. 136-148.

Статья поступила в редакцию 15.08.2020 Статья принята к публикации 27.05.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.