Научная статья на тему 'Система франкофонного образования в Квебеке в XVII–XIX вв.'

Система франкофонного образования в Квебеке в XVII–XIX вв. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система франкофонного образования / уровни образования / религиозные конгрегации / законодательные акты в области образования / религиозный характер образования / история светского образования в Канаде / the system of Francophone education / education levels / religious congregations / educational legislation in education / the religious / secular education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Разумова Лина Васильевна

Статья посвящена анализу этапов становления общей системы франкофонного образования в Квебеке. Изучаются социокультурный и политический контексты, сыгравшие решающую роль в развитии системы квебекского франкофонного образования. Представлены основные законодательные акты в области образования, во многом определившие его формы и содержание. Раскрыта роль католической церкви, создавшей образовательную сеть франкофонных учебных учреждений различного уровня и разработавшей содержательные компоненты образования, образовательные стандарты и учебные материалы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The francophone system of education in Quebec in the XVII–XIX centuries

The article analyzes the stages of formation of the General system of Francophone education in Quebec. The author studies a sociocultural and political context that played a crucial role in development of the Quebec Francophone education system. The main legislative acts in the field of education are presented, which largely determined its form and content. The role of the Catholic Church is defined as it had created an educational network of francophone educational institutions at various levels, and developed the content components of education, educational standards and educational materials.

Текст научной работы на тему «Система франкофонного образования в Квебеке в XVII–XIX вв.»

а: г^

Л.В. Разумова | &

сЗ

Система франкофонного образования

в Квебеке в ХУН-Х!Х вв. I §

2 £ го

Статья посвящена анализу этапов становления общей системы франко- с ° фонного образования в Квебеке. Изучаются социокультурный и политический контексты, сыгравшие решающую роль в развитии системы квебекского франкофонного образования. Представлены основные законодательные акты в области образования, во многом определившие его формы и содержание. Раскрыта роль католической церкви, создавшей образовательную сеть фран-кофонных учебных учреждений различного уровня и разработавшей содержательные компоненты образования, образовательные стандарты и учебные материалы.

Ключевые слова: система франкофонного образования, уровни образования, религиозные конгрегации, законодательные акты в области образования, религиозный характер образования, история светского образования в Канаде.

Постоянное французское присутствие на североамериканском континенте восходит к началу XVII в. В то время понятие «Новая Франция» обозначало обширную территорию, простиравшуюся от Гудзонского до Мексиканского заливов. Вначале XVII в. Новая Франция включала две колонии: Квебек и Аккадию; они и сегодня остаются основными очагами французской культуры на североамериканском континенте. Освоение этих территорий Францией начинается с основания ряда укрепленных городов: Пор-Рояля (ныне Аннаполиса в провинции Новая Шотландия) в 1605 г., Квебека в 1608 г., Труа Ривьер в 1634 г., Монреаля в 1642 г. Земли Луизианы осваиваются позднее и закрепляются за французской короной в 1682 г., французские колонисты начинают сюда прибывать лишь в первой половине XVIII в. [1; 2; 6]. За прошедшие столетия французский язык приобрел специфические черты на каждой из перечисленных выше трех территорий. Остановимся подробнее на анализе становления системы образования в Квебеке, оказавшей существенное влияние на развитие франкофонного образования в Канаде.

Французский период (1534-1763 гг.) отмечен быстрым распространением французского языка в Квебеке, прежде всего, в бассейне реки Святого Лаврентия. Основными качествами системы образования в Квебеке в этот период выступают его религиозный и семейный характер.

™ * §

1 ^ х Разбросанность населения, закономерно вызванная экстенсивным спо-

2 2 § собом освоения новых земель, основной формой которого выступали су & ют разрозненные фермерские хозяйства, осложняет создание системы к к 'о общего образования. В этих условиях именно семье принадлежит роль ^ о обучения основам католической веры, и в отдельных случаях - чтению ° ^ и письму.

В XVI в. приходские школы, открываемые католическими миссионерами и священниками в различных населенных пунктах, немногочисленны, как и само население колонии. В XVII в. малограмотное в большинстве своем сельское население Квебека начинает активно инициировать открытие начальных школ при церковных приходах. Они создаются при содействии различных религиозных братств: францисканцев, иезуитов, урсулинок, Конгрегации Святой Девы и др. Так, в 1616 г. неподалеку от местечка Труа-Ривьер францисканскими монахами открывается первая начальная школа, в которой изучаются основы католической веры, чтение, письмо и арифметика. В 1635 г. братством иезуитов открывается первая средняя школа, которая, как и открытое Епископом Лавалем в 1660 г. первое высшее учебное заведение, Квебекская семинария, готовит священников [9].

Освоение английской короной новых западных территорий и усилившийся приток англичан на эти территории существенно меняют в первой трети XIX в. численность основных языковых групп Канады: число англичан и французов на всей территории Канады становится примерно одинаковым. Однако вместе с этим становится достаточно выраженной и тенденция территориальной закрепленности этих языковых групп: в провинции Квебек проживают преимущественно франкофоны, на новоосваиваемые территории селятся преимущественно англофоны.

Подчеркнем, что если в городской среде статус французского языка сильно пошатнулся и его использование в качестве средства общения существенно снизилось, то в сельской местности провинции Квебек ситуация иная [8]. Высокая рождаемость в среде сельских франкофонов, твердая позиция католической церкви в вопросе роли французского языка и католической веры как ведущих маркеров французской идентичности, отрицание в силу этого всякой возможности взаимодействия с протестантской англиканской церковью, традиционная патриархальность и консервативность нравов и поведения, в том числе и языковая консервативность, стали ведущими факторами сохранения французского языка в Квебеке. Благодаря настойчивой позиции в отстаивании языковых прав франкоканадцы добились в 1774 г. права использовать французский язык в области судебного производства, а в 1791 г. - права участия франкоканадцев в работе парламента.

a: rN

В первой половине XVIII в. (французский период) отмечается подъем | ê интереса населения к образованию. Во многих городах и селах откры- § 2 ваются новые начальные школы, в Европе

обеспечения учебного процесса. Впрочем, в связи с тем, что государ- s § ство не участвует в финансировании открывающихся школ, их количе- | s ство остается все же недостаточным. Епископ Госселэн отмечает, что о $ все церковные школы и колледжи открываются по инициативе священ- § vg ников и местного населения на средства последнего [9]. Количество с школьников невелико и составляет в конце XVIII в. около 10% от числа всех детей школьного возраста [14].

Начальный период английского правления отмечен полным отсутствием интереса к созданию новой или поддержке постепенно складывающейся до этого системы франкофонного образования. Открытие колледжей городов Монреаля (1773) и Николэ (1804), колледжей святого Гиацинта (1811), святой Терезы (1825), колледжа города Шамбли (1826), святой Анны (1827) и ряда других остается частным делом простых жителей и католических священников. Последние поддерживают морально инициативы населения в открытии новых учебных заведений и обеспечивают создаваемые школы учебными материалами и педагогическими кадрами из числа священников и светских лиц, окончивших семинарии [15].

В течение XIX в. разрабатывается и принимается около двадцати законодательных актов в области образования, но лишь немногие из них действительно способствуют его радикальным изменениям. Так, в 1801 г. губернатор провинции Квебек Р. Мильн утверждает закон о королевских школах (L'Institution royale pour l'avencement des sciences). Важнейшим положением этого закона выступает решение об открытии новых, так называемых королевских школ, принимающих детей различного вероисповедания. По сути, речь идет о создании смешанных проте-стантско-католических религиозных школ. Именно это обстоятельство побудило католических священников выступить против этого закона, увидев в нем немалую угрозу франкоканадской идентичности. Новым стало также положение о софинансировании государстовом части расходов на строительство и содержание школ, оплату труда преподавателей. В законе объявлялось, что государство контролирует деятельность создаваемых школ через своих представителей, так называемых комиссаров образования, а также содержание обучения, процедуру подбора и назначения учителей. Таким образом, на деле речь шла о попытке ослабить влияние и контроль католической церкви над сложившейся к тому времени системой приходских католических школ и колледжей. Отрицательная реакция католических священников усиливалась также

го * §

1 s i еще одним положением, закрепленном в этом законе: государство

2 2 g отказывалось от финансирования созданных ранее школ. Ввиду мажо-

ш ш g, ритарного характера католического франкофонного населения все

1= с о „ _

œ g о открытые ранее школы различных уровней были преимущественно g- католическими, т.е. франкофонными, и, следовательно, не обеспечивались, в соответствии с этим законом, государственными средствами. Католическая франкофонная школа, в соответствии с положениями данного закона, по-прежнему должна была существовать на пожертвования родителей [4].

В 1824 г. принимается новый закон «L'Acte pour faciliter l'établissement et la formation d'Ecoles élémentaires dans les paroisse de cette Province», более знакомый многим под названием «Закона о фабричных школах». В соответствии с ним, производственным предприятиям разрешалось тратить до 25% своих доходов на строительство, содержание и материальное оснащение приходских школ [7]. В дополнении, принятом к данному закону в 1829 г., впервые закрепляется финансовая ответственность государства за финансирование образовательных учреждений всех типов: светских, частных, религиозных. Государство обязывалось оплатить 50% расходов на строительство любой школы, а также половину расходов по оплате труда учителя. Вторая половина расходов по-прежнему оплачивалась родителями учеников. Педагогический контроль качества образования, поиск и прием на работу учителей поручались группе контроля, сформированной из числа прихожан. Ряд последующих дополнений к этому закону предусматривает ввод публичных семестровых экзаменов (дополнение 1830 г.), разделение провинции Квебек на учебные округа, определение минимального числа учащихся в классе (20) и их возраста (от 5 до 15 лет) (дополнение 1831 г.), принимаются также решения в области подготовки педагогических кадров. Для этого предусматривалось открытие ряда высших педагогических учебных заведений (écoles normales) в городах Квебек, Труа-Ривьер и Монреаль [5].

Несмотря на дискриминационные условия финансирования франко-фонных католических школ, предлагаемые английским правительством, история становления системы образования в Квебеке свидетельствует о небывалом росте количества франкоязычных школ в первой половине XIX в. Так, в 1836 г. на территории Квебека действует 1321 начальная школа, в них учится около 30 тыс. школьников [9].

Известная исследовательница квебекской системы образования А. Дюфур утверждает, что вначале 30-х гг. XIX столетия начальное обучение в приходских школах длилось три с половиной года и охватывало около 50% всех детей школьного возраста [10].

а: г^

Определяя характер образования в XIX в., отметим, что в этот пери- | ё од основную роль в распространении образования в Квебеке по-преж- § 2 нему играло духовенство, которое пыталось создать систему общего 5 ° образования, сообразуясь, в условиях полного невнимания к пробле- ^ § мам франкофонного образования со стороны государства, с собствен- | 2 ным видением роли и содержания образования в квебекском обществе. о $ Широкое привлечение к преподаванию духовенства объясняется либо отсутствием, либо недостаточностью средств и финансовой поддержки с со стороны государства. Это недорогое образование было ориентировано в основном на представителей низших и средних слоев населения. Одновременно со становлением общей системы католического франко-фонного образования создаются и школы для детей социальной элиты.

В Монреале, где англофоны представляли около 60% населения, система образования характеризуется иными тенденциями. Практически все англоязычные школы - частные и имеют светский характер. Бесплатный характер большинства из них, обеспеченный государственным финансированием, является важным условием их доступности для всех групп англоговорящего населения [11]. Представляется, что именно этим объясняется более высокий процент посещаемости учениками английских школ.

В конце тридцатых годов XIX столетия английская политическая элита начинает рассматривать образование как важнейший инструмент ассимиляции франкоканадского населения и многочисленных эмигрантов. Желание ускорить процесс создания общих школ и отказ от софи-нансирования католических франкофонных школ привели к закрытию в 1837 г. большинства из них и роспуску практически всех учеников начальных школ по домам [3], что вызвало закономерное недовольство франкофонов.

Конкуренция с появляющимися премущественно в англофонной среде новыми типами школ (королевскими, фабричными, частными, светскими) заставляет католическую церковь искать новые формы поддержки католического франкофонного образования, существующего в жестких условиях постоянного поиска и нехватки финансовых средств. Привлечение к процессу обучения приглашенных преподавателей из Франции и, в частности, представительниц женских религиозных конгрегаций, должно было решить проблему обеспечения педагогическими кадрами. В течение XIX в., как отмечают М. Дюмон и М. Малуэн [13], на территории Квебека работает 11 религиозных конгрегаций. Они создают свои собственные частные религиозные учебные заведения, работают в уже существующих католических школах, часто в труднодоступных и отдаленных от городов сельских приходах. Анализируя

™ * §

1 ^ х фактор распространения религиозных конгрегаций на территории Кве-

2 2 § бека во второй половине XIX в., М. Дюмон отмечает, что представители су ^ ли этих католических конгрегаций работают в указанный период в раз-к к 'о личных типах населенных пунктов: городах Монреале и Квебеке (28%), Л о пригородах (27%), маленьких селах с населением до 3000 тысяч жите-

ю Р о и

лей (20%), отдаленных селах (25%) [12]. Таким образом, можно говорить о своеобразном возрождении католической франкофонной школы во второй половине XIX столетия, возрождении, которое было обеспечено католической церковью.

На страницах газеты «Mélanges religieux», созданной архиепископом Монреаля Буржэ в 1840 г., католическая церковь обсуждает концепции развития образования и его содержание. Основной целью франкофонно-го образования выступает, прежде всего, образование духовное.

В 1841 г. правительство предлагает принять закон о создании общих светских школ (syndics) для детей различных конфессий. Этот проект закона, вызвавший бурные протесты как в среде франкофонных католиков, так и в среде англофонных протестантов, еще раз подчеркнул глубокие религиозные разногласия между двумя основными конфессиональными группами Квебека: англоязычных протестантов и франкоязычных католиков.

С 1870 до 1880 г. наблюдается существенное сокращение количества протестантских школ и увеличение числа частных школ, что свидетельствует о быстром завоевании частными школами авторитета в обществе. Католическая церковь продолжает сохранять свои сильные позиции в образовании вплоть до конца XIX в. и лишь к началу XX в. постепенно уступает их частной светской системе образования, сохраняя при этом свое присутствие в Советах по общему образованию (Conseils de l'Instruction publique).

Проект создания общих школ, хотя и не был реализован, способствовал определенному пересмотру содержания образования: постепенно сокращается учебное время, отведенное на религиозное обучение (в старших классах оно занимает не более получаса в день), вводятся новые предметы: физика, математика, история, рисование, пение. В конце XIX в. признается необходимость изучения английского языка как второго.

Роспуск в 1875 г. созданного несколькими годами ранее Министерства общего образования Квебека может быть интерпретирован как уход государства из сферы образования: проблемы миграции, строительство железных дорог, освоение новых территорий, индустриализация становятся приоритетными направлениями работы государства, заслоняют понимание необходимости его участия в создании общей системы образования.

a: rN

Унификация системы мужского образования предпринята Департа- | ê ментом общего образования в 1888 г. и предусматривает наличие трех § 2 уровней образования: начального, который, по мнению Департамен- g ° та, должен длиться 4 года, среднего (или средне-профессионального -4-5 лет) и высшего. | s

На развитие женского образования приходится в рассматриваемый о $ период примерно в девять-десять раз меньше средств, чем на мужское § g образование; такое положение дел способствует тому, что в этот период с образованием женщин занимаются исключительно сестры многочисленных конгрегаций: Святой Девы (La Congrégation de Saint-Dame), урсулинок (La Congrégation des Ursulines), Святого Креста (La Congrégation de Sainte-Croix), Святой Анны (La Congrégation de Sainte-Anne), Успения Богородицы (Assomption) и др. Их вклад в дело женского образования неоценим. Предлагаемое каждой конгрегацией обучение, несмотря на различия, обнаруживает много общего в плане содержания и структуры обучения. В качестве основных ступеней женского образования в последней трети XIX в. выступают: начальная ступень (cours élémentaire - 3-4 года), средняя ступень (cours modèle, cours intermédiaire, cours moyen - 2-3 года), а также высшая ступень (cours supérieur - в среднем 2-3 года). В качестве дополнительных выступают одно- и двугодичные курсы (cours gradués). Иными словами, полный курс школьного обучения составлял в среднем 8 лет, а вместе с дополнительными курсами - 9-10 лет [4].

В 1913 г. Департаментом общего образования принимается решение об унификации учебных программ женских и мужских школ.

Таким образом, констатируем, что к концу XIX в. общая система франкофонного образования в Квебеке полностью построена. Ее основными характеристиками в этот период выступают структурная и содержательная обработанность, обращенность ко всем группам населения, постепенный переход от религиозного к светскому характеру.

Библиографический список

1. Доржиева Г.С. Топонимия Квебека как отражение франкоязычной культуры региона: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2011.

2. Клоков В.Т. Французский язык в Северной Америке. Саратов, 2005.

3. Разумова Л.В. Репрезентация языковой нормы квебекского варианта французского языка: Монография. Чита, 2014.

4. Разумова Л.В. Репрезентация языковой нормы в вариантах французского языка за пределами Франции (квебекский и бельгийский варианты): Дис. ... д-ра филол. наук. М., 2016.

го 5 s

■i s i 5. Разумова Л.В. Состояние системы образования как важный элемент ана-

о о g лиза внешней истории языка (на примере становления квебекской системы

§ § „ образования) // Гуманитарные проблемы современности: человек и обще-

с= с= ство: Монография. Новосибирск, 2011.

го ^ s 6. Реферовская Е.А. Французский язык в Канаде. М., 2007.

vo g 7. Audet L.-Ph. Système scolaire de la province de Québec. T. V: Les écoles élé-

^ s mentaires dans le Bas-Canada 1800-1836. Québec, 1955.

8. Audet L., Gautier Ph.-A. Le système scolaire du Québec: organisation et fonctionnement. Montréal, 1969.

9. Bracq J.-Ch. L'Evolution du Canda français. Paris, 1927.

10. Dufour A. Tous à l'école. Etat, communautés rurales et scolarisation au Québec de 1826. La Salle, 1996.

11. Dufour A. Histoire de l' l'éducation au Québec. Québec, 1997.

12. Dumont P. Historique des écoles privées et publiques d'hier et aujourd'hui // Histoire du privé. Montréal, 2010.

13. Dumont M., Malouin M. Evolution et rôle des congrégations religieuses enseignantes féminines au Québec, 1840-1960 // S.C.H.E.C. Sessions d'étude, 50 (1983). Pp. 201-230.

14. Verrette M. L'alphabétisation de la population de la ville de Québec de 1750 à 1849 // Revue d'histoire de l'Amérique française. Vol. 39. № 1. 1985. Pp. 51-76.

15. Vignes J.-E. La vérité sur le Canada. Paris, 1909.

Разумова Лина Васильевна - доктор филологических наук; профессор кафедры романских языков им. В.Г. Гака Института иностранных языков, Московский педагогический государственный университет

E-mail: [email protected]

L. Razumova

The francophone system of education in Quebec in the XVII-XIX centuries

The article analyzes the stages of formation of the General system of Francophone education in Quebec. The author studies a sociocultural and political context that played a crucial role in development of the Quebec Francophone education system. The main legislative acts in the field of education are presented, which largely determined its form and content. The role of the Catholic Church is defined as it had created an educational network of francophone educational institutions at various levels, and developed the content components of education, educational standards and educational materials.

Key words: the system of Francophone education, education levels, religious congregations, educational legislation in education, the religious / secular education.

Razumova Lina V. - Dr. Phil. Hab.; professor at the Department of Romance Languages Institute of Foreign Languages, Moscow Pedagogical State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.