Научная статья на тему 'ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. ВТОРОЙ ЭТАП (1801-1824 ГГ.)'

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. ВТОРОЙ ЭТАП (1801-1824 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Киселев Игорь Васильевич

Международное сотрудничество в сфере высшего образования в дореволюционной России-это взаимодействие российских и иностранных участников общественных отношений в сфере образования. Второй этап (1801-1824 гг.) характеризуется созданием новых российских университетов, ростом количества иностранных преподавателей и студентов в российских университетах, ростом использования иностранной литературы в академическом и научном процессах. Автором отмечено расширение направления международного сотрудничества российских вузов, их полномочий, а также государственных гарантий для иностранных преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA IN CONDITIONS OF INTERNATIONAL COOPERATION. STAGE TWO (1801-1824)

International cooperation in the field of higher education in pre-revolutionary Russia is the interaction of Russian and foreign participants in public relations in the field of education. The second stage (1801-1824) is characterized by the creation of new Russian universities, an increase in the number of foreign teachers and students in Russian universities, an increase in the use of foreign literature in academic and scientific processes. The author noted the expansion of the direction of international cooperation of Russian universities, their powers, as well as state guarantees for foreign teachers.

Текст научной работы на тему «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. ВТОРОЙ ЭТАП (1801-1824 ГГ.)»

№ 11 (90)_ноябрь. 2022 г.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

DOI - 10.32743/UniSoc.2022.90.11.14525

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. ВТОРОЙ ЭТАП (1801-1824 ГГ.)

Киселев Игорь Васильевич

магистр по специальности мировая экономика, РГСУ,

РФ, г. Москва E-mail: ya. i-007@yandex. ru

HIGHER EDUCATION IN PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA IN CONDITIONS OF INTERNATIONAL COOPERATION. STAGE TWO (1801-1824)

Igor Kiselev

Master of Economics, lecturer of Russian State Social University Russia, Moscow

АННОТАЦИЯ

Международное сотрудничество в сфере высшего образования в дореволюционной России-это взаимодействие российских и иностранных участников общественных отношений в сфере образования. Второй этап (18011824 гг.) характеризуется созданием новых российских университетов, ростом количества иностранных преподавателей и студентов в российских университетах, ростом использования иностранной литературы в академическом и научном процессах. Автором отмечено расширение направления международного сотрудничества российских вузов, их полномочий, а также государственных гарантий для иностранных преподавателей.

ABSTRACT

International cooperation in the field of higher education in pre-revolutionary Russia is the interaction of Russian and foreign participants in public relations in the field of education. The second stage (1801-1824) is characterized by the creation of new Russian universities, an increase in the number of foreign teachers and students in Russian universities, an increase in the use of foreign literature in academic and scientific processes. The author noted the expansion of the direction of international cooperation of Russian universities, their powers, as well as state guarantees for foreign teachers.

Ключевые слова: высшее образование, международное сотрудничество правовое регулирование.

Keywords: higher education, international cooperation, legal regulation.

Международное сотрудничество в сфере высшего образования в дореволюционной России-это взаимодействие российских и иностранных участников общественных отношений в сфере образования: государство, вузы, обучающиеся, преподаватели в целях повышения качества образования. Основными условиями международного сотрудничества являлись академическая мобильность обучающихся и преподавателей, а также использование иностранной литературы.

Периодизация правового регулирования российского высшего образования в условиях международного сотрудничества обусловлена изменением объема полномочий российских вузов, прав и обязанностей обучающихся и преподавателей в сфере высшего образования.

Второй этап (1801-1824 гг.). Вошедший в 1801 г. на престол Александр I поставил задачу преобразования высшей школы. Указом императора Александра I

от 22 марта 1801 г. разрешалось свободно пересекать государственную границу Империи российским и иностранным студентам [1, с. 522 - 524]. Указом Императора Александра I от 31 марта 1801 г. был отменен запрет бывшего Императора Павла I на ввоз иностранной литературы и нот [2, с. 599]. Указом императора Александра I от 9 февраля 1802 г. была ликвидирована цензура и были открыты вольные типографии [3, с. 39 - 40]. Был заявлен курс на создание новых университетов. Указом императора Александра I от 12 декабря 1802 г. «Для Императорского Университета в Дерпте» открывается университет в Дерпте. Он был создан для обучения российских студентов, проживающих в Эстляндии, Курляндии и Лифляндии. Студенты имели право получать дипломы и степени европейского образца, которые признавались в иностранных университетах. Университет наделялся полномочиями на выдачу соответствующих дипломов и степеней. Вводилась

Библиографическое описание: Киселев И.В. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА. ВТОРОЙ ЭТАП (1801-1824 гг.) // Universum: общественные науки: электрон. научн. журн. 2022. 11(90). URL: https://7universum.com/ru/social/archive/item/14525

№ 11 (90)

университетская цензура, в соответствии с которой органы управления университета самостоятельно определяли качество и количество иностранной литературы необходимой для обучения [4, с. 394-397].

Дерптский университет был образован по примеру немецких университетов (пр. Геттингенского и Лейпцигского) [13, с. 37]. Он имел 4 факультета: богословский, медицинский, философский и юридический. На каждом из них иностранные преподаватели обучали российских студентов. Среди иностранных преподавателей преобладали немецкие учёные: Г.И. Гесс, Г.Л. Драгендорф, К.Х. Ледебур, Э.Х. Ленц, Х.И. Пандер, Б.С. Якоби и др. Библиотека университета составляла более 6000 экземпляров иностранной литературы, 75 % которой была на немецком языке. Преподавание в Дерптском университет велось на русском и немецком языках. Стоит отметить, что количество иностранных студентов в Дерптском университете насчитывало около 600 студентов. 80% из них были студенты из Германии [14, с. 605]. В 1810-1815 гг. 14 российских диплома Дерптского университета были признаны в Геттингенском университете [18, с. 68 - 92].

В 1804 г. свои грамоты об университетах получили вузы Казани и Харькова. В соответствии с утвердительными Грамотами Казанского, Московского и Харьковского императорских университетов от 5 ноября 1804 г. нововведением было наделение полномочиями указанные университеты по использованию не только иностранной литературы, но и любых других материальных академических предметов (лабораторные инструменты, машины, художественные вещи). Их разрешалось провозить беспошлинно морем и сушей. Академические предметы иностранных преподавателей не облагались таможенной пошлиной, если их рыночная стоимость не превышала 3000 рублей. Вводилась университетская цензура, в соответствии с которой органы управления университета самостоятельно определяли качество и количество иностранной литературы необходимой для обучения. В Грамоте Московского императорского университета было указано, что в сотрудничестве с западными университетами Московский университет извлекает пользу, поэтому его деятельность должна была быть направлена на привлечение иностранных профессоров [5, с. 570 - 638, 647 - 656].

5 ноября 1804 г. принимается первый универсальный нормативный правовой акт, регулировавший общественные отношения в сфере образования-Устав императорских российских университетов. В соответствии с данным нормативным правовым актом обучающимся были предоставлены права, вузы были наделены полномочиями, аналогичные тем, которые предоставлялись им с 1687 г [6, с. 626 - 647].

В Московском университете в период с 1801 по 1834 гг. преподавало 15 немецких и швейцарских экстраординарных профессоров (Ф.Г. Баузе, М.И. Скиадан, И.Г. Шварц, Н.И. Фус и др.) [15, с. 14 -32]. В соответствии с организацией обучения в немецких университетах (Гёттинген, Йена, Марбург), в Московском университете были учреждены три

ноябрь, 2022 г.

учёных общества: истории и древностей российских, естествоиспытателей, участников медицинских и физических наук. Иностранные профессора-члены данных обществ привозили в Московский университет различные академические предметы: циркули, карты, графы, чертежи, трафареты, медицинский колбы, латинские формуляры, рескрипты и др [17, 8. 214].

Географическое расположение, а также контингент студентов предопределили в дальнейшем европейский путь международного сотрудничества Харьковского университета. Традиционным для данного вуза было преподавание медицинских и биологических дисциплин преимущественно немецкими профессорами. В связи с этим, на занятиях все иностранные преподаватели (И.Б. Шад, Л.К. Якоб, М.Х. Пильгер, И.В. Гут и др.) читали лекции на латыни [12, с. 111-130]. В соответствии с указом правительствующего Сената от 30 мая 1824 г. «Об устроении всех медицинских заведений при Харьковском университете» в Харьковском университете было обустроены медицинские кабинеты, аптеки, клиники с разными отделениями, анатомический театр, лаборатории и залы для лекций [7, с. 181 - 182].

Иная ситуация сложилась в Казанском университете. После его основания руководство вуза принимает ряд шагов направленных на развитие международных образовательных контактов. Внимание к изучению стран средней и южной Азии в университете было своеобразным отражением внешней политики Российской Империи в отношении европейских стран, а также необходимость освоения значительных территорий Урала, Сибири и Дальнего Востока, что было продиктовано уже задачами во внутренней политике. В университете российским студентам преподавали Арабскую, Армянскую, Китайскую, Монгольскую, Персидскую и Турецкую культуры. Знаменитым иностранным преподавателем восточных культур был немецкий востоковед-арабист Христиан Френ, который в дальнейшем преподавал в Петербургской императорской академии наук. Шесть преподавателей из Турции читали лекции и вели семинары. Широкое международное сотрудничество Казанского университета со странами Азии и Ближнего Востока освещалось в европейских научных журналах, которые отмечали, что Казанский университет, по степени глубины изучения востоковедения, занимает ведущее место среди вузов всего европейского континента. Во время правления Александра I иностранные профессора обучали российских студентов зоологии, математике, физике, химии и многим другим наукам. Знаменитыми преподавателями в то время были Мартин Бартельс, Шторль, Яков Белен де Баллю, Карл Фукс и другие [16, с. 188-191]. В соответствии с Постановлением Министерства народного просвещения от 13 марта 1820 г. «О вызове для Казанского университета профессоров из Карпато-россов» предусматривалась пригласить иностранных преподавателей для кафедр политической экономии, натуральной истории, химии и металлургии, анатомии и др [8, с. 124 - 125]. В соответствии с Постановлением Министерства

№ 11 (90)

ноябрь, 2022 г.

народного просвещения от 10 октября 1822 г. «Об учреждении в Казанском университете кафедры французской литературы» закреплялось, что в Казанском университете необходимо учредить кафедру французской литературы, поскольку познание французского языка было необходимо во всех родах службы [9, с. 160 - 161].

Открытие в 1816 г. в Петербурге главного педагогического института сопровождалось государственной поддержкой развития международного сотрудничества данного вуза. В соответствии с Постановлениями Министерства народного просвещения от 9 июня 1816 г. «Об отправлении в Англию студентов главного педагогического института для изучения методы Ланкестера» за государственный счёт 5 студентов были отправлены на учёбу в Лондон [10, с. 80]. Согласно докладу Министерства народного просвещения от 23 декабря 1816 г. «О новом образовании главного педагогического института» была предусмотрена покупка библиотеки немецкого философа, профессора Г.О. Тиксена [11, с. 81 - 82].

Таким образом, в период с 1801 по 1824 гг. российские студенты продолжали обучение в основном в немецких университетах. Преподаватели из Турции, Персии, Аравии, Германии и Китая читали лекции и вели семинары в России. В новых российских университетах: Дерптском, Харьковском и Казанском обучались иностранные студенты. В указанных 3 российских вузах совокупное количество иностранной литературы составляло 13000 экземпляров (см. таблица 1).

Степень влияния условий международного сотрудничества в сфере высшего образования на правовое регулирование высшего образования в России заключается в следующих положениях:

1) расширяется географическое расположение российских вузов;

2) расширяются направления международного сотрудничества российских вузов;

3) расширяются полномочия университетов в целях применения условий международного сотрудничества;

4) закрепляются государственные гарантии для иностранных преподавателей.

Таблица 1.

Использование условий международного сотрудничества в сфере высшего образования на втором этапе

(1801 - 1824 гг.)

Академическая мобильность российских студентов

Государство Вуз Количество российских студентов

Королевство Пруссия Кенигсбергский 158

Герцогство БрауншвейгЛюнебург Геттингенский 144

Саксония Лейпцигский 139

Королевство Пруссия Галле 120

Берлинский 91

Республика Соединённых Провинций Нидерландов Лейденский 85

Итог 737

Академическая мобильность иностранных студентов

Российская Империя Дерптский 512

Харьковский 98

Московский 24

Казанский 16

Итог: 650

Иностранные преподаватели в Российской Империи

Вуз Гражданство Количество

Дерптский Королевство Пруссия 20

Казанский Османская Империя 12

Персия 9

Аравия 6

Королевство Пруссия 5

Китай 1

Харьковский Королевство Пруссия, Бавария 17

Московский Королевство Пруссия 13

Итог: 83

№ 11 (90)

ноябрь, 2022 г.

Иностранная литература в Российской Империи

Вуз Тематика Количество

Московский Богословие, философия, педагогика, лингвистика, медицина Более 10000

Дерптский Богословие, лингвистика, медицина, философия, юриспруденция Более 6000

Казанский Зоология, восточные языки, физика, математика, химия Более 5000

Харьковский Философия, педагогика, иностранные языки 2000

Источник: построено автором по данным Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половины XIX века. - М.: Знак, 2005. С. 49, 353 - 354, 369 - 371; Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII - первой половиныXIX века в контексте университетской истории Европы. М.: Знак, 2009. С. 339.

Список литературы:

1. Полное собрание законов Российской Империи. Том 26 (1800 - 1801). С. 522 - 524.

2. Полное собрание законов Российской Империи. Том 26 (1800 - 1801). С. 599.

3. Полное собрание законов Российской Империи. Том 27 (1802 - 1803). С. 39 - 40.

4. Полное собрание законов Российской Империи. Том 27 (1802-1803 гг.). С. 394-397.

5. Полное собрание законов Российской Империи. Том 28 (1804 -1805). С. 570 - 638, 647 - 656.

6. Полное собрание законов Российской Империи. Том 28 (1804 - 1805). С. 626 - 647.

7. Дополнение к сборнику постановлений по Министерству народного просвещения. 1803 - 1864. СПб, 1867. С. 181 - 182.

8. Дополнение к сборнику постановлений по Министерству народного просвещения. 1803 - 1864. СПб, 1867. С. 124 - 125.

9. Дополнение к сборнику постановлений по Министерству народного просвещения. 1803 - 1864. СПб, 1867. С. 160 - 161.

10. Дополнение к сборнику постановлений по Министерству народного просвещения. 1803 - 1864. СПб, 1867. С. 80.

11. Дополнение к сборнику постановлений по Министерству народного просвещения. 1803 - 1864. СПб, 1867. С. 81 - 82.

12. Дьяченко Н.Т. Улицы и площади Харькова.-2-е, испр. и доп.-Харьков: Прапор, 1966. С. 111-130.

13. Мартинсон Э.Э. История основания Тартуского (бывшего Дерптского-Юрьевского) университета. Л., 1954. С. 37.

14. Петухов Е.В. Императорский Юрьевский, бывший Дерптский, университет за сто лет его существования (1802-1902): Ист. очерк : Т. 1 : Первый и второй периоды (1802-1865). - Юрьев, 1902. 605 с.

15. Тихий Н.И. В.Н. Каразин - его жизнь. Киев, 1905. С. 14 - 32.

16. Феофанов А.М. Профессора-иностранцы в российских университетах во второй половине XVIII-первой половины XIX века. Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. № 8, 2011. С. 188-191.

17. Ch.G. Schütz: Darstellung seines Lebens, Charakters und Verdienstes; nebst einer Auswahl aus seinem litterarischen Briefwechsel mit den berühmten Gelehrten und Dichtern seiner Zeit / Hrsg. von F.K. J. Schütz. Bd. 2. Halle, 1835. S. 214; Искюль С.Н. Внешняя политика России и германские государства (1801-1812). М.,2007. С. 37. Андреев А.Ю. Лекции по истории Московского университета. 1755-1855. М., 2001. С. 169.

18. Tamul V. Die Dörptsche Universität - Landes-oder Reichsuniversität Zum Verhältnis von Deutschbalten, Stadt und Universität im 19. Jahrhundert // Zur Geschichte der Deutschen in Dorpat / Hrsg. von H. Piirimäe und C. Sommerhage. Tartu, 1998. S. 68 - 92.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.