Научная статья на тему 'Высшее образование в Чувашии: Историко-статистические аспекты'

Высшее образование в Чувашии: Историко-статистические аспекты Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕРЕПИСЬ НАСЕЛЕНИЯ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / СТАТИСТИКА / СТУДЕНТЫ / УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ / HIGHER VOCATIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / THE CENSUS / THE LEVEL OF EDUCATION / STATISTICS / STUDENTS / ACADEMIC DEGREE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марков Юрий Климентьевич

Изучены вопросы становления и развития высшего профессионального образования в Чувашской Республике. Проведено историческое исследование, которое базируется на официальных данных государственной статистики, в том числе переписей населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION CHUVASHIA: HISTORICAL AND STATISTICAL ASPECTS

Questions of the formation and development of higher education in the Chuvash Republic. Conducted historical research, which is based on official national statistics, including population censuses.

Текст научной работы на тему «Высшее образование в Чувашии: Историко-статистические аспекты»

УДК 378

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ЧУВАШИИ: ИСТОРИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Ю.К. Марков

Изучены вопросы становления и развития высшего профессионального образования в Чувашской Республике. Проведено историческое исследование, которое базируется на официальных данных государственной статистики, в том числе переписей населения.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование; учреждения образования; перепись населения; уровень образования; статистика; студенты; ученая степень.

J.K. Markov. HIGHER EDUCATION CHUVASHIA: HISTORICAL AND STATISTICAL ASPECTS

Questions of the formation and development of higher education in the Chuvash Republic. Conducted historical research, which is based on official national statistics, including population censuses.

Keywords: higher vocational education; educational institutions; the census; the level of education, statistics; students; academic degree.

До Октябрьской революции на территории Чувашии высших учебных заведений не было. В 20-е гг. подготовка кадров высшей квалификации осуществлялась путем целевого направления до 100 человек из числа чувашской молодежи в вузы Москвы, Ленинграда, Казани и некоторых других городов. Так, в 1923/24 г. в вузах страны обучались 373 студента из Чувашии, а в 1927/28 г. — 819 чел., в них в основном готовились учителя, врачи, агрономы и ветеринары, в технических вузах чувашских студентов училось немного. Система брони для поступления жителей Чувашии в высшие учебные заведения страны действовала до 1934 г., наши абитуриенты пользовались определенными льготами при поступлении, а затем после зачисления они обеспечивались стипендией и местом в общежитиях [1].

Особо следует отметить тот факт, что именно в 30-е гг., начальниками Управления народнохозяйственного учета Чувашской АССР (ныне Территориальный орган Федеральной государственной службы по Чувашской Республике-Чувашии) были назначены недавние выпускники Московского института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова Краснов Петр Дмитриевич, уроженец д. Марты-ново Козловского района, Семенов Алексей Семенович, уроженец д. Латышево Янтиков-ского района. После окончания Московского института народнохозяйственного учета, был назначен начальником Якимов Федот Яки-мович, уроженец д. Большие Бикшихи Ка-нашского района, а заместителем начальника — Платонов Петр Платонович, уроженец д. Сугайкасы Канашского района [4].

Начало становлению и развитию высшего образования на территории Чувашской АССР положил Чувашский педагогический институт, открытый в Чебоксарах 1 октября 1930 г. (постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г.), на физико-техническом и общественно-литературном факультетах института тогда обучались 80 студентов, а до 1941 г. вуз выпустил более 600 специалистов.

Вторым высшим учебным заведением стал организованный в 1931 г. Чувашский сельскохозяйственный институт с факультетами кормодобывания и зоотехнии крупного рогатого скота. Первый выпуск состоялся в 1935 г., специалисты сельского хозяйства, помимо Чувашии, были направлены на работу в Горьковскую, Кировскую, Куйбышевскую области и Казахстан [1].

Как отмечается в экономико-статистическом справочнике Чувашской АССР, по состоянию на 1 января 1934 г. в пединституте обучались 287 студентов (247 чувашей) из них: 4 рабочих, 93 женщины, а в сельхозинституте, соответственно, 186 студентов из них (135 чувашей), 11 рабочих, 79 женщин [6].

В 50-е гг. в г. Чебоксары открылись филиал вечернего факультета Горьковско-го политехнического института, учебно-консультационный пункт Всесоюзного заочного политехнического института. В 1961 г. был образован Волжский филиал Московского энергетического института. В 1962 г. начинает функционировать учебно-консультационный пункт Московского кооперативного института, преобразованный в 1976 г. в филиал Московского кооперативного института, в 1996 г. — в Чебоксарский кооператив-

Экономика и управление

45

*... — нет данных.

Примечание: Таблица составлена автором по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике — Чувашии

Таблица 1

Высшие учебные заведения в Чувашской АССР: количество и численность студентов (на начало учебного года)

1940/ 1950/ 1960/ 1970/ 1980/ 1990/ 2000/ 2005/

1941 1951 1961 1971 1981 1991 2001 2006

Число высших учебных

заведений 4 4 2 3 3 4 15 22

В них студентов, всего 1693 4479 3925 12598 17352 19337 42460 71449

в том числе:

обучающихся на:

дневных отделениях 1159 2326 1866 6862 10297 11783 24473 34346

вечерних отделениях - 295 1351 2539 2265 2228 3169

заочных отделениях 534 2153 1764 4385 4516 5289 15759 33934

Выпуск специалистов

всего ... 448 710 1395 2601 2881 5485 12987

в том числе из:

дневных отделений ... 334 505 851 1762 1921 3608 5862

вечерних отделений - - 115 278 266 113 625

заочных отделений ... 114 205 429 561 694 1764 6530

ный институт (филиал) Московского университета потребительской кооперации (ныне Российского университета кооперации). В 1967 г. на базе Волжского филиала Московского энергетического института и историко-филологического факультета педагогического института открыт Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова [8].

По данным государственной статистики, по состоянию на 15 ноября 1989 г. в народном хозяйстве республики были заняты 64,0 тыс. специалистов с высшим образованием против 5,2 тыс. — на 1 июля 1950 г. [8].

По итогам переписей населения, число лиц в трудоспособном возрасте, имеющих высшее образование, на 1000 человек населения в 1989 г. составило 104 чел. против 5 чел. — в 1939 г. Обучение в государственных вузах было бесплатным [9].

С конца 90-х гг. прошлого столетия в республике, как и в целом по России, наметился «небывалый бум» открытия филиалов как государственных, так и негосударственных вузов городов: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань.

Статистические данные, характеризующие количество вузов и численность студентов, обучавшихся в них за 1940-2005 гг., представлены в таблице.

Как показывает анализ, за 1940-2010 гг.

количество жителей, получающих высшее профессиональное образование, выросло более чем в 40 раз, количество высших учебных заведений, включая филиалы, достигло 22, каждый второй студент обучался без отрыва от производства — на вечерних и заочных отделениях.

В республике за последние 10 лет число вузов колебалось от 20 до 26, численность студентов в образовательных учреждениях ВПО (включая филиалы) в 2008/2009 уч. г. достигла 75,5 тыс. чел., что больше уровня 2012/2013 уч. г. на 20,8 тыс. чел., а численность студентов государственных образовательных учреждений ВПО на 10 тыс. жителей 538 чел. По данному показателю Чувашия вышла на ведущее место среди регионов Приволжского федерального округа [9].

Основным источником об образовательном уровне население является перепись. В ходе Всероссийской переписи населения (далее — ВПН) 2002 г. собирались сведения о лицах, имеющих послевузовское образование, а также степень доктора, кандидата наук, а в 2010 г. — степень бакалавра или магистра, отдельно выделялись специалисты, имеющие высшее образование.

Согласно методологии Росстата уровень образования характеризуется распределением населения в возрасте 15 лет и старше по высшему из достигнутых образовательных

уровней: профессиональное (высшее, среднее, основное, начальное, не имеющее начального образования). Возрастная граница в 15 лет определена требованиями обязательности получения населением Российской Федерации основного общего образования согласно Федеральному закону «Об образовании» № 12 ФЗ от 13 января 1996 г.

По данным ВПН-2010, в республике 201,3 тыс. чел. в возрасте 15 лет и более имели высшее профессиональное образование (включая 5,1 тыс. чел., имевших послевузовское образование), их численность за 20022010 гг. увеличилась на 60,5 тыс. чел., или на 43,0 %. В 2010 г. число лиц с высшим профессиональным образованием в возрасте 15 лет и более, указавших уровень образования, достигло 197 на 1000 чел. против 131 в 2002 г. Выше общереспубликанского показателя в 2010 г. доля лиц, имеющих высшее образование, отмечена только в г. Чебоксары (287 на 1000 чел. в возрасте 15 лет и более) и в г. Но-вочебоксарске (227).

Наиболее заметно менялся уровень образования по отдельным возрастным группам населения. В 2010 г., как и в 2002 г., наибольшая доля лиц с высшим образованием была в возрастной группе 25-29 лет, с неполным высшим образованием — 20-24 лет, что свидетельствует о стремлении молодых людей получить высшее образование. Быстрый рост образовательного уровня более молодых поколений очевиден при сравнении их с самыми старшими возрастами. Если среди лиц в возрасте 70 лет и старше высшее образование имели 100 из 1000 чел., у 50-59-летних достигла лишь 177 чел. По сравнению с 2002 г. среди молодежи в возрасте 16-29 лет зарегистрирован рост количества лиц, имеющих высшее образование на 78,6 %, в расчете на 1000 чел., указавших уровень образования, в этом возрасте приходится 213 чел. с высшим образованием (в 2002 г. — 109).

В 2010 г., как и в 2002 г., отмечена более высокая доля женщин, имеющих высшее образование, чем у мужчин (219 против 172 на 1000 чел. в возрасте 15 лет и более). Сохраняется тенденция более быстрого роста профессионального образования женщин, что наблюдается при отслеживании образовательной структуры населения в возрасте 25-29 лет, в основном завершившего свое обучение, с поколением, достигшим возраста 50-54 года.

Анализируя уровень образования населения по национальности, следует отметить, что образовательный уровень жителей

всех национальностей за период между последними переписями значительно вырос. В расчете на 1000 жителей в возрасте 15 и более наличие высшего образования указали 257 русских, 176 чувашей, 164 татар и 127 мордвинов.

Уровень образования городского населения более чем в 2 раза выше, чем у сельского населения. По данным последней переписи, 254 горожан из 1000 чел., указавших свой уровень образования, подтвердили наличие высшего образования, и только 120 сельских жителей. Это обстоятельство обусловлено различиями в структуре рабочих мест, характере экономической деятельности и другими факторами.

Вместе с тем в сельской местности количество специалистов с высшим образованием за 2002-2010 гг. возросло на 21,8 тыс. чел., или в 1,7 раза.

Впервые при переписи населения в 2010 г. получены сведения о численности специалистов по ступеням высшего профессионального образования. Из общей численности лиц с высшим профессиональным образованием степень бакалавра имели 6,8 тыс. чел. (3,4 %), специалиста — 186,0 тыс. чел. (94,8 %) и магистра — 3,5 тыс. чел. (1,8%).

По результатам Всероссийской переписи населения 2010 г., наиболее высокий уровень высшего профессионального образования среди республик и регионов Приволжского федерального округа отмечен в Самарской области, где из каждой тысячи жителей в возрасте 15 лет и более, указавших уровень образования, 244 чел. имели высшее образование. В Нижегородской области — 228 чел., в Республике Татарстан — 224 чел., в Саратовской области — 218 чел., Республике Мордовия — 213 чел, в Чувашской Республике — 197 чел.

В ходе ВПН-2010 впервые получены сведения о лицах, имеющих ученую степень. Всего по итогам последней переписи наличие ученой степени указали 2420 кандидатов наук и 357 докторов наук. В расчете на 1000 чел. в возрасте 20 лет и старше с высшим профессиональным и послевузовским образованием, указавших наличие ученой степени или ее отсутствие, приходится 12 кандидатов наук и 2 доктора наук. Среди кандидатов наук преобладают лица в трудоспособном возрасте (71,5 %), среди докторов наук — лица старше трудоспособного возраста (51,5 %). Среди кандидатов наук женщины составляют 46,6 %, а среди докторов наук - 28,3 %.

Экономика и управление

47

За 2002-2010 гг. уровень образования населения частных домохозяйств республики, занятого в экономике, возрос незначительно. В 2010 г. из каждой тысячи занятого населения в возрасте 15-64 лет 274 чел. имели высшее образование против 193 чел. в 2002 г. Из 1000 занятых в экономике женщин в возрасте 15-64 лет, указавших уровень образования, высшее (включая послевузовское) образование имели 326 женщин (у мужчин — 223). В течение 2002-2010 гг. доля женщин с высшим профессиональным образованием увеличилась на 10,9 процентных пункта, у мужчин — на 5,5 процентных пункта. В экономике у городского населения так же, как у сельских жителей, вырос удельный вес лиц с высшим профессиональным образованием (в городе — на 10,1 процентных пункта, а в сельских поселениях — на 6,4 процентных пункта). В ходе ВПН-2010 зафиксировано, что в общей численности занятых в экономике в возрасте 15-72 лет на 1000 занятых 224 мужчины и 326 женщин указали о наличии высшего образования [9].

В 2011 г. в учреждения высшего профессионального образования принято 9825 студентов, выпущено 14594 специалиста, в том числе 217 бакалавров, 59 магистров [5].

На начало 2012/2013 уч. г. в Чувашской Республике действовали 18 государственных образовательных учреждений и 6 негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих лицензию на право ведения образовательной деятельности. В них обучались 54,7 тыс. студентов (в 2011/2013 уч. г. — 59,5 тыс. студентов). В текущем учебном году в государственных образовательных учреждениях на условиях полного возмещения затрат обучаются 31,6 тыс. студентов, или 64,7 % числа студентов этих вузов [9].

Указом Президента Чувашской Республики от 21 марта 2008 г. № 25 утверждена Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 г., которая направлена на определение и реализацию долгосрочных приоритетов образовательной политики республики, находящейся в неразрывном единстве и взаимосвязи с общенациональными стратегическими приоритетами.

- создание условий для формирования личности, способной, обеспечить устойчивое повышение качества жизни путем непрерывного образования поддержания высокой готовности к самообучению;

- формирование профессиональных кадров, способных к открытой конкуренции на рынке труда.

Список литературы

1. История Чувашии новейшего времени. Книга I. 1917-1945. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. 265 с., ил.

2. История Чувашии новейшего времени. Книга II 1945-2005. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2009. 398 с., ил.

3. Образование в Чувашской Республике (2007-2011 гг.): стат. сб../Чувашстат. Чебоксары, 2012. 166 с.

4. Статистика Чувашии.1920-1920 гг. - Чебоксары: Чувашстат, 2000. 196 с.

5. Статистический ежегодник Чувашской Республики. 2012: стат.сб./Чувашстат. Чебоксары, 2012. 474 с.

6. Экономико-статистический справочник Чувашской Республики за 1932 и 1933 годы. -Алатырь: Чувашгиз, 1934. 430 с.

7. Чувашская энциклопедия: в 4 т. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2006. Т. 1: А-Е. 509 с., ил.

8. Чувашия за 70 лет: стат. сб./Чуваш. республиканское управление статистики. Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1990. 102 с.

9. Интернет-сайт Чувашстата: http//chuvas.ru

МАРКОВ Юрий Климентьевич — кандидат экономических наук, доцент кафедры денежного обращения, учета и статистики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-maU:markov-yuri-1947@rambkr.ru

MARKOV, Yuriy Klimentyevich — Candidate of Economics, Associate Professor of Department of Monetary Circulation, Accounting and Statistics. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: markov-yuri-1947@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.