Научная статья на тему 'Высшее образование как фактор качества жизни'

Высшее образование как фактор качества жизни Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1934
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РАСХОДЫ НА ОБРАЗОВАНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ФАКТОРЫ СПРОСА НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ванина Элла Георгиевна

в статье рассматривается влияние высшего образования на качество жизни населения. Проанализированы показатели развития высшего образования в России. Проведено сравнение с данными других стран. Рассмотрены факторы спроса на высшее образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Высшее образование как фактор качества жизни»

РАЗДЕЛ III. УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА

Э.Г. Ванина

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР КАЧЕСТВА ЖИЗНИ HIGHER EDUCATION AS A FACTOR IN THE QUALITY OF LIFE

Аннотация: в статье рассматривается влияние высшего образования на качество жизни населения. Проанализированы показатели развития высшего образования в России. Проведено сравнение с данными других стран. Рассмотрены факторы спроса на высшее образование.

Ключевые слова: человеческий капитал, качество жизни, экономическое развитие, расходы на образование, показатели развития высшего образования, факторы спроса на высшее образование

Abstract: the paper considers influence of the higher education on quality of life of the population. Indicators of development of the higher education in Russia are analysed. Comparison with data of other countries is carried out. Factors of demand for the higher education are considered.

Keywords: human capital, quality of life, economic development, expenses for education, indicators of development of the higher education, factors of demand for the higher education.

Модернизация экономики и инновационное развитие России требуют решения сложных управленческих задач, что подразумевает решающее значение человеческого капитала. Человеческий капитал создается путем инвестирования в образование и профессиональную подготовку в сочетании с родительским вкладом и ресурсами общества. Качественный рост человеческого потенциала является основным фактором устойчивого экономического и социального развития России.

К государственным минимальным социальным стандартам в области образования относятся общедоступные бесплатные услуги государственных и муниципальных образовательных учреждений, качество услуг регулируется образовательными стандартами.

Образование может воздействовать на производительность факторов производства через следующие механизмы [1]:

1) образование способствует успешной научно-исследовательской деятельности, которая, в свою очередь, обеспечивает научно-технический прогресс;

2) образование участвует в создании человеческого капитала, который прямо влияет на накопление знаний и, соответственно, на рост производительности всех факторов производства.

В гораздо меньшей степени общественностью признается то, что образование важно для повышения качества жизни. Активная познавательная деятельность способствует расширению свобод и потенциальных возможностей человека независимо от того, оказывает ли она в данный момент какое-либо влияние на его личные доходы.

Качество жизни включает условия, характер и результаты труда, демографические и экологические аспекты жизни, юридические и политические

© Э.Г. Ванина, 2013

стороны, связанные с правами и свободами, поведенческие и психологические аспекты, идеологический и культурный фон жизни.

Помимо своей действительной стоимости, образование является также средством достижения разнообразных результатов, имеющих значение для качества жизни. Некоторые из этих результатов имеют денежное выражение и создают доходы человеку, который осуществил эту инвестицию (т.е. более высокий уровень заработков и богатства). Другие же не имеют стоимостного выражения и способны приносить выгоду как индивидууму, так и всему обществу. Факты свидетельствуют о том, что те, кто посещал школу дольше или кто приобрел квалификации высшего образования, в большей мере дают высокие оценки субъективного благополучия, более активно участвуют в жизни общества и обычно обладают лучшим здоровьем.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) является стандартным инструментом при общем сравнении уровня жизни различных стран и регионов. Составляющие индекса отражают три основных качества развития стран и регионов: здоровая жизнь, обеспечивающая долголетие населения, материальный достаток и достигнутый уровень образования [8].

В 2012 г. Россия поднялась с 66-го на 55-е место среди 187 стран и территорий и относится к группе стран с высоким уровнем ИРЧП. Анализ составляющих Индекса развития человеческого потенциала за последние годы показывает, что достаточно высокие позиции в рейтинге стран Россия занимает благодаря индексу уровня образования, в то время как уровень благосостояния и продолжительность жизни имеют низкие значения.

Развитая система образования может стать потенциалом экономического развития, предпосылкой личной успешности и благосостояния граждан (по данным исследований, коэффициент корреляции между ВРП на душу населения и индексом образования составляет около 0,76). Но его практическая реализация зависит от ряда факторов, в том числе от гибкости и адаптивности системы образования к потребностям экономики в профессиональных кадрах.

В России в начале 2000-х годов доля расходов на образование в ВВП была почти в 2 раза ниже, чем в странах ЕС и ОЭСР [7]. Дифференциация расходов связана с отличиями в образовательных стратегиях студентов, продолжительности программ обучения и организации обучения в разных странах.

По данным Росстата, на образование в РФ в 2010 г. было потрачено около 5,2% ВВП - примерно столько же, сколько в европейских странах [6]. При этом нужно учитывать, что возрастная структура населения в России отличается от структуры населения других стран. Коэффициент демографической нагрузки, как правило, выше в экономически развитых и ниже в развивающихся странах.

Так, Россию относят к странам с наивысшим уровнем смертности. Уровень смертности населения наиболее адекватно отражается в показателе ожидаемой продолжительности жизни при рождении, уровень которого в России составил в 2012 г. 69,7 лет [2]. Это уровень, который наблюдался более 40 лет назад не только в странах-членах ЕС до 2004 г., но и в некоторых восточноевропейских государствах. Демографические процессы влияют на экономический рост через численность и качество рабочей силы, которые определяются уровнем образования и решениями агентов об уходе на пенсию.

Характер рынка труда, проблемы и структура занятости населения во многом определяются общим состоянием региональной экономики. Средний возраст занятого населения в России в 2010 г. составлял 39,9 года (в 2008г. - 39,6 года). Наибольший удельный вес в численности занятых занимает возрастная группа 45-49 лет (14,3%). Занятое население характеризуется высоким образовательным уровнем: 28,9% имеют высшее профессиональное образование, 27,1% - среднее профессиональное

образование. В семьях, где родители имеют высшее образование, существует более высокая вероятность получения детьми высшего образования.

Если использовать другой показатель - величину расходов на одного учащегося, то Россия в несколько раз отстает от стран ЕС и ОЭСР, а от передовых инновационных экономик - в 5-6 раз [7].

С середины 90-х годов в России наблюдается ажиотажный рост числа студентов вузов. За десятилетие с 1970/1971 уч. г. по 1980/1981 уч. г. число студентов выросло с 2671,7 тыс. чел. до 3045,8 тыс. чел. (т. е. на 14%), а затем снизилось. К 1993/1994 уч. году на 16,5%. За следующее десятилетие оно выросло более чем в 2,5 раза. При этом темп роста числа студентов постепенно нарастал и достиг максимального в 2000/20001 учебному году 16,4% (по сравнению с предыдущим учебным годом).

В последние годы в России снижается как число образовательных учреждений высшего профессионального образования, так и студентов в них (рис.) [5].

^^нюоо^о^нсчт ^ОООО^н^н^н^ч

С^ООООО^н^н^н

С^ОООООООО ^НСЧСЧСЧСЧСЧСЧСЧСЧ

Рис. Динамика числа образовательных учреждений высшего профессионального образования и студентов в России, на начало года

Наибольшее число вузов приходилось на начало 2008/2009 уч. г. На начало 2012/2013 уч. г. число вузов составило 1046 единиц, численность студентов в них -6 074 тыс. чел. Темпы снижения числа как государственных, так и негосударственных вузов по сравнению с «пиковым» годом примерно одинаковые. Не изменилось и их соотношение - 58,2% и 41,8% соответственно. Количество студентов снизилось сильнее.

Финансирование государством образования в 90-е годы в реальном выражении сокращалось, и рост числа студентов обеспечивался расширением платных услуг вузов, в настоящее время более половины студентов обучается на платной основе. Сохраняется тенденция роста доли принятых на обучение с полным возмещением стоимости обучения: в 2011 г. она составила 57,7%, в 2012 г. - 60,0%. Увеличение числа студентов вузов, обучающихся на платной основе, а также появление платных школ, гимназий, колледжей привел к увеличению платных услуг сферы образования России, как в стоимостном выражении, так и по их удельному весу в платных услугах и доходах населения.

Коммерциализация высшего образования приводит падению качества образования, так как руководство вузов, как государственных, так и негосударственных, в условиях низкого государственного финансирования, стремится пополнить бюджет любой ценой, в том числе за счет снижения требовательности к уровню знаний студентов. Конкуренция между вузами за привлечение студентов, обучающихся на платной основе, приводит к снижению требовательности на приемных экзаменах. В результате в вузах растет доля неспособных к обучению и нежелающих учиться студентов. Также увеличивается доля студентов дневной формы обучения, вынужденных работать из-за низких доходов родителей. Все это приводит к негативным последствиям для экономики.

Катастрофическое падение рождаемости и сокращение продолжительности жизни в России в 1990-е годы, а также последующее снижение качества образования, нанесло, вероятно, большой урон потенциалу экономического развития России.

Если рассчитать численность студентов на 1000 человек населения, то в России этот показатель один из самых высоких, наряду с США и Республикой Корея (табл. 1) [6]. В странах Европы этот показатель в 1,5-2 раза ниже. Это связано, в том числе и с более коротким сроком обучения в Европе, где применяется 2-х уровневое образование «бакалавр-магистр», и основная масса населения ограничивается получением степени бакалавра, обучение которого составляет в среднем 3,5-4 года.

Таблица 1

Численность студентов на 1000 населения в странах мира__

Страны 2000 2005 2007 2008 2009 2010 2011

Россия 49 68 70 69 68 65 61

Литва 35 58 60 62 64 61

Нидерланды 31 35 36 37 38

Польша 42 56 57 57 57

Португалия 37 37 35 36 35

Финляндия 53 59 59 59 56 57

Франция 35 36 36 35 35

Швеция 39 48 46 45 46 49

Великобритания 35 38 39 39 40

Австралия 45 51 52 53 56 58

Норвегия 43 47 46 45 46 47

Республика Корея 66 69 68 68 68 69

США 47 59 60 61 63 67

Япония 32 32 32 31 31 31

Этот показатель важен с точки зрения оценки доступности высшего образования в регионе (в смысле обеспеченности региона вузами) и как показатель привлекательности этих вузов для молодежи региона. Очевидно, наличие в регионах вузов способствует повышению количества молодежи, получающей высшее образование, так как уровень удовлетворения запроса граждан на образование оказывается в прямой зависимости от места их проживания. Прежде всего, это связано с финансовой стороной вопроса. Далеко не каждый житель региона способен обеспечить своему ребенку получение высшего образования, особенно если это связано с переездами в другие населенные пункты.

Ежегодно сокращается количество бюджетных мест в вузах, увеличивается стоимость обучения. Кроме того, имеет место отсутствие (недостаток) мест в общежитиях даже в крупнейших вузах страны, стипендии, вынуждающие студента либо оставаться на обеспечении у родителей, либо устраиваться на работу. Все это не

способствует повышению качества образования. Именно поэтому показатель образовательного обеспечения региона очень важен как одна из составляющих не только образованности страны, но и ее качественного образования.

Однако если рассматривать долговременную динамику данного показателя, то можно увидеть, что по темпам его роста Россия серьезно отстает от других стран -количество обучающихся за 43 года в мире возросло в 8,5 раза, в России - лишь в 4 раза.

К числу важнейших факторов, формирующих спрос на высшее образование, относят следующие [4]:

• рост безработицы, особенно среди молодежи, не имеющей специального образования;

• увеличение дифференциации доходов между образовательными группами населения, а также между профессиональными группами;

• снижение качества преподавания в общеобразовательных школах из-за уменьшения уровня реальной оплаты труда школьных учителей;

• имущественное расслоение населения, увеличение количества людей, способных оплачивать образование своих детей.

Занятость и безработица являются параметрами, на базе которых формируются доходы населения, в первую очередь та их часть, которая представлена оплатой лиц наемного труда. Первые два фактора увеличивают потребность в получении высшего образования. Осознание потребности, как самими молодыми людьми, так и их родителями, вызывает увеличение желания получения высшего образования, пусть даже на платной основе. Поэтому рост потребности молодежи в высшем образовании можно объяснить как изменениями конъюнктуры рынка труда, сокращением спроса работодателей на неквалифицированный труд, так и с ростом спроса на труд отдельных профессиональных групп и с появлением спроса на новые профессии.

В то же время высокий уровень безработицы снижает возможности родителей оплачивать образовательные услуги, а также содержать детей во время обучения в вузе, что, естественно, отрицательно сказывается на спросе на образование.

Так, в 1990-е годы на рынке труда вырос спрос на бухгалтеров, финансистов, маркетологов, юристов, психологов. Это способствовало росту спроса на соответствующие вузовские специальности. Сейчас в России 51% выпускников получает диплом о высшем образовании в области общественных наук, предпринимательства и права, в то время как в европейских странах удельный вес таких выпускников значительно меньше (табл. 2) [6]. Значительно большая доля выпускников в Европе получает образование в области здравоохранения и социального обеспечения -15-20%, в России только 6% выпускников получают образование в этой области.

Из-за нехватки преподавателей с высшим образованием в сельских школах и школах небольших городов и сокращения (в реальном выражении) финансирования школьного образования в 90-е годы резко ухудшилось качество преподавания. Многие школьники не в полной мере осваивают обязательную школьную программу, что снижает их возможности выдерживать конкурс при поступлении в государственные вузы и увеличивает спрос на платное образование, где конкурс существенно ниже.

Работодатели, наряду с самими работниками, являются основными экономическими агентами, заинтересованными в росте инвестиций в человеческий капитал. Третьим макроэкономическим агентом, экономически заинтересованным в росте инвестиций в образование, является, по-видимому, государство, получающее прямые и косвенные налоги. В 2000 г. рост доли занятых с высшим образованием в общей численности занятых в экономике российских регионов на 1% сопровождался ростом налоговых доходов в расчете на одного занятого на 0,51%, к 2008 г. это соотношение увеличилось до 4,12% [4].

Таблица 2

Распределение выпускников учебных заведений системы высшего образования по областям обучения в странах мира, в % от общей численности выпускников

Год Направления специализации

образование гуманитарные науки, искусство, религия общественные науки, предпринимательство и право естественные науки, инженерное дело, производство, строительство, сельское хозяйство здравоохранение и социальное обеспечение сфера услуг и прочие области

Россия 2011 8 4 51 25 6 7

Австрия 2009 13 9 33 31 10 4

Германия 2010 9 16 22 28 21 3

Дания 2009 7 14 29 22 25 3

Испания 2009 13 9 26 27 16 9

Нидерланды 2009 14 9 37 15 19 6

Великобритан 2009 11 16 31 23 18 2

Финляндия 2010 6 13 23 34 18 5

Франция 2008 2 11 41 28 15 4

Швеция 2010 15 6 24 27 25 3

Япония 2010 7 15 27 23 13 16

США 2010 10 12 38 16 16 7

Влияние приростов различных уровней образования зависит от уровня экономического развития стран, причем для развитых стран критически важным для роста является развитие высшего образования. Выявлено также, что образование дает дополнительные косвенные выгоды, в частности, стимулируя инвестиции в физический капитал, собственное технологическое развитие страны и адаптацию разработанных в других странах технологий. В России значительную часть экономических выгод от образования работников получают работодатели, а не сами собственники человеческого капитала - наемные работники.

По данным многочисленных исследований, посвященных неравному распределению здоровья среди населения, выявлено, что люди с низким уровнем образования и доходов, имеют тенденцию умирать в более молодом возрасте и страдать от большего числа различных заболеваний в период своей более короткой жизни. Так, в европейских странах уровень смертности менее образованных людей в среднем на 50% выше, чем их более высокообразованных соотечественников. Более высокий уровень образования населения предполагает также более низкую преступность, лучшее природное окружение, широкое политическое и общественное сотрудничество, большую социальную сплоченность. Каждая из этих характеристик общества, в свою очередь, имеет положительные обратные связи с экономическим ростом.

Литература

1. Абанкина И.В. Сравнительная характеристика систем высшего образования зарубежных стран: конкурентные методы финансирования // Экономика образования. 2013. № 1, с.53-71.

2. Демографический ежегодник России. 2012: стат. сб. - М.: Росстат, 2012. - 535 с.

3. Индикаторы образования: 2011: стат. сб. - М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. - 264 с.

4. Корицкий А.В. Человеческий капитал как фактор экономического роста регионов России : монография. - Новосибирск, 2010. - 368 с.

5. Федеральная служба государственной статистики. Россия в цифрах - 2013 г. [Электр. ресурс]: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_11/Main.htm (дата обращения: 27.06.2013)

6. Федеральная служба государственной статистики. Россия и страны мира -2012 г. [Электр. ресурс]: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_39/Main.htm (дата обращения: 27.06.2013)

7. Education at a Glance 2008/ OECD Indicators [Электр. ресурс]: http://www.oecd.org/edu/eag 2008 (дата обращения: 27.06.2013)

8. HDR 2013 - Confidential [Электр. ресурс]: http://hdr.undp.org/hdr4press/press/index.html (дата обращения: 27.06.2013)

Т.Ю. Анопченко М.А. Чернышев

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С ПОТЕНЦИАЛЬНЫМИ РАБОТОДАТЕЛЯМИ (ОПЫТ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА)

PROBLEMS AND PERSPECTIVES OF COOPERATION OF UNIVERSITIES

WITH POTENTIAL EMPLOYERS (THE EXPERIENCE OF SOUTHERN FEDERAL UNIVERSITY)

Аннотация: в статье подымается вопрос о подготовке квалифицированных кадров и развитие человеческих ресурсов высшим профессиональным образованием для экономики страны в целом и конкретного региона, а именно Южного федерального округа в частности. Современная ситуация на рынке труда предъявляет повышенные требования к качеству рабочей силы, ее образовательному, профессиональному и квалификационному уровню. Обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы является важнейшей задачей государственной политики занятости, и одним из основных механизмов решения этой проблемы является взаимодействие системы профессионального образования с рынком труда.

Ключевые слова: система образования, работодатель, взаимодействие, образование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract: in the article the question of training qualified personnel and human resource development of the higher professional education for the country poss economy in General and of the particular region, namely the southern Federal district in particular. The current situation on the labour market makes high demands to the quality of the labour force, its educational, professional qualifications. Ensuring a balance between demand for and supply of labour is the most important task of the state employment policy, and one of the main mechanisms for solving the problem is the interaction of the system of vocational education with the labour market.

Keywords: educational system, the employer, interaction, education.

© Т.Ю. Анопченко, М.А. Чернышев, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.