Научная статья на тему 'ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЦИРКУЛЯРНАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ'

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЦИРКУЛЯРНАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / циркулярная экономика / компетенции / практикоориентированность / higher education / circular economy / competencies / practical orientation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авилова Вилора Вадимовна, Золотарева Вера Петровна

В статье в ракурсе модели циркулярной экономики и ее задач на различных уровнях экономической деятельности рассматривается проблема качественного обновления высшего образования и дорожная карта его развития. Отмечается необходимость обеспечить решение относительно новой задачи — формирования модели специалистов для осуществления технологического рывка за счет распространения инновационной модели экономики — циркулярной. Особо подчеркивается важность введения в образовательные программы циркулярной экономики как самостоятельной учебной дисциплины, обучающей компетенциям, востребованным современным рынком труда. Отмечается, что в связи с комплексностью и системностью проблемы перехода к циркулярной модели экономики высшая школа нуждается в комплексе корректировок образовательных программ не только за счет выделение дисциплины «Циркулярная экономика» у студентов экономического и управленческого профилей, но и адаптированных к предмету изучения соответствующих курсов для технических направлений. Сделан вывод, что использование междисциплинарного подхода в учебном процессе значительно меняет схемы подготовки. Комплексность проблемы перехода к модели циркулярной экономики фокусирует внимание на такой масштабной задаче, как формирование метакомпетенций. Выделена возможность широкого использования различных форм образовательного процесса. Особое внимание уделяется практикоориентированности курса «Циркулярная экономика», который создает возможности для усиления связи с реальным сектором экономики. Авторы полагают, что развитие циркулярной экономики в России будет во многом зависеть от того, насколько быстро удастся ее интегрировать в образовательный процесс. Приводится опыт вузов, являющихся пионерами в преподавании данного курса и разработке учебно-методических материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER EDUCATION AND THE CIRCULAR ECONOMY: THE PROBLEM OF INTERCONNECTION

The article describes the characteristics of the circular economy model. Its tasks at various levels of economic activity are shown. The problem of qualitative renewal of higher education is considered. The necessity of forming a new model of specialists is noted. They are necessary for the implementation of a technological breakthrough due to the spread of an innovative model of the economy – the circular one. Higher education needs a set of adjustments to educational programs. The discipline “Circular Economics” should be introduced for students of economics and management. For technical areas, the introduction of adapted courses is required. This should be accompanied by additions when studying engineering disciplines. It is concluded that the use of an interdisciplinary approach in the educational process significantly changes the training schemes. The complexity of the problem focuses on the formation of meta-competencies. The practical orientation of the course “Circular Economy” will strengthen the communication between.

Текст научной работы на тему «ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЦИРКУЛЯРНАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ»

ЭКОНОМИКА ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА

УДК: 330.3 Э01: 10.24412/2071-6435-2024-2-75-87

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЦИРКУЛЯРНАЯ ЭКОНОМИКА: ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ

В статье в ракурсе модели циркулярной экономики и ее задач на различных уровнях экономической деятельности рассматривается проблема качественного обновления высшего образования и дорожная карта его развития. Отмечается необходимость обеспечить решение относительно новой задачи — формирования модели специалистов для осуществления технологического рывка за счет распространения инновационной модели экономики — циркулярной. Особо подчеркивается важность введения в образовательные программы циркулярной экономики как самостоятельной учебной дисциплины, обучающей компетенциям, востребованным современным рынком труда. Отмечается, что в связи с комплексностью и системностью проблемы перехода к циркулярной модели экономики высшая школа нуждается в комплексе корректировок образовательных программ не только за счет выделение дисциплины «Циркулярная экономика» у студентов экономического и управленческого профилей, но и адаптированных к предмету изучения соответствующих курсов для технических направлений. Сделан вывод, что использование междисциплинарного подхода в учебном процессе значительно меняет схемы подготовки. Комплексность проблемы перехода к модели циркулярной экономики фокусирует внимание на такой масштабной задаче, как формирование метакомпетенций. Выделена возможность широкого использования различных форм образовательного процесса. Особое внимание уделяется практикоориентированности курса «Циркулярная экономика», который создает возможности для усиления связи с реальным сектором экономики. Авторы полагают, что развитие циркулярной экономики в России будет во многом зависеть от того, насколько быстро удастся ее интегрировать в образовательный процесс. Приводится опыт вузов, являющихся пионерами в преподавании данного курса и разработке учебно-методических материалов.

Ключевые слова: высшее образование, циркулярная экономика, компетенции, практикоориентированность.

Для цитирования: Авилова В. В., Золотарева В. П. Высшее

В. В. Авилова

В.П.Золотарева

образование и циркулярная экономика: проблема взаимосвязи // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2024. № 2. С. 75-87. Э01: 10.24412/2071-6435-2024-2-75-87

Введение

Актуальность статьи обусловлена срочностью и безотлагательностью перехода к модели циркулярной экономики, которая предопределит прогрессивный вектор движения к технологическому суверенитету, продвинет отечественный бизнес на пути к повышению социальной ответственности, снизит репутационные риски. О ее важности свидетельствует и стартовавший в 2022 году в России Федеральный проект «Экономика замкнутого цикла» [17]. Отметим, что циркулярная экономика шире, чем экономика замкнутого цикла, так как рассматривает не только сферу производства, но и сферу потребления.

Циркулярная экономика — это модель, предполагающая глобальные трансформационные изменения на всех уровнях национальной хозяйственной системы, направленные на повышение ее конкурентоспособности. Это переориентация на новое качество экономического роста, где первостепенным становится не вопрос — «на сколько?», а «за счет чего?». Это понимание того, что результатом функционирования экономики должно быть повышение уровня и качества жизни, ощущаемое гражданами страны. На глобальном уровне результат перехода к новой модели проявляется через усиление экономической безопасности на базе рационального использования ресурсов и технологического суверенитета.

Переход к циркулярной модели охватывает огромный массив сфер деятельности, меняет базовые критерии оценки эффективности предприятий и целеполагание их развития. Принципиально иными становятся критерии, предъявляемые к выпускаемым товарам — увеличение срока службы, надежность, потенциал восстановления и переработки. Возникает требование к многовариантности и альтернативности ресурсной базы — возможность рециклинга и использования возобновляемых источников. Радикально трансформируются бизнес-модели на микро-, мезо- и макроуровне, причем основой развития становится массовая цифровизация логистических, производственных и товарообменных процессов. Переход к новой модели также обусловливает формирование общества, системно внедряющего замкнутые циклы на всех уровнях экономики. Предполагается создание общества как рационального производителя, так и рационального потребителя в лице юридических и физических лиц.

На макроуровне — это решение задач разумной открытости экономики и достоверного информирования партнеров о свойствах изделий и особенностях технологий, что неизбежно ведет к пересмотру торговой политики путем смены части партнеров, расширения масштабов импор-тозамещения. Это также предполагает изменения на мировом рынке, связанные с увеличением на нем доли циркулярных товаров.

На региональном уровне первостепенной становится задача формирования территориальных замкнутых циклов — максимальное использование собственных ресурсов, в том числе вторичных, и создание на этой базе кластеров, обеспечивающих комплексное использование сырья и оборудования; расширение региональных рынков вторичного сырья, пересмотр логистических потоков в сторону циркулярных. Кластеризация на основе циркулярной модели в мировой практике продемонстрировала свою эффективность для промышленности, агрос-феры, в производственном сервисе.

На муниципальном уровне приоритетные задачи — переход к моделям «умных городов» и строительство «умных домов», развитие сити-фермерства; снижение затрат на внутреннюю логистику, использование ресурсов альтернативной энергетики, создание инфраструктуры сбора и переработки отходов, образование населения в ключе важности циркулярной экономики.

Важнейшим является микроуровень, предполагающий замкнутые технологические безотходные процессы, широкое использование циркулярных бизнес-моделей в производстве и потреблении.

Следует особо отметить, что циркулярная экономика охватывает в разной степени все сферы хозяйственной системы — промышленность, аграрный сектор, транспорт, энергетику, строительство, сферу услуг. При этом подчеркнем приоритет экономического подхода перед экологическим, так как именно это позволит создать рациональную со-цио-эколого-экономическую систему. Необходимо построить экономику, в которой главная задача — не переработка отходов, а их отсутствие, не производство товаров большего количества, а длительного пользования с возможностью редизайна. Новые технологии априори должны быть нацелены на улучшение окружающей среды без снижения экономической эффективности для бизнес-сообщества.

Важное значение в становлении циркулярной модели экономики принадлежит актуальным знаниям, задача обучить которым приоритет-

на для высшей школы. Ее решение вызывает необходимость уточнения набора компетенций, требуемых современному выпускнику, а это влечет корректировку образовательного процесса [7].

Внедрение модели циркулярной экономики в практику хозяйствования нашло широкое отражение в отечественной и зарубежной литературе [2-6; 9; 12; 16; 20; 21; 24; 28; 29]. Имеется и ряд работ, большая часть из которых являются зарубежными, продвигающими циркулярную экономику как учебную дисциплину [15-24]. Однако до сих пор вопрос о месте и роли циркулярной экономики в российском образовательном пространстве остается открытым.

Высшая школа и циркулярная экономика

Реализация принципов циркулярной экономики оказывает большое влияние на конкурентоспособность национальных производств, формирование репутации ответственного бизнеса, его приверженность принципам устойчивого развития, экологической чистоты. Закладываемые в рамках построения следующего технологического уклада принципы культуры производства и потребления безальтернативно включают базовые требования циркулярной экономики [8].

Масштабность и многоаспектность проблемы, затрагивающей все сферы и уровни экономики, требует от высшей школы подготовки специалистов, обладающих компетенциями, соответствующими новому тренду инновационного развития общества — переходу к циркулярной экономике. Новые образовательные траектории предполагают обновление учебных планов и введение ряда дисциплин, одной из которых является «Циркулярная экономика».

Озабоченность проблемой перехода к модели циркулярной экономики нашла отклик не только в академической науке, российская университетская общественность не осталась в стороне. Первыми ответили на новые вызовы в МГИМО (университет), введя в учебные планы изучение курса «Циркулярная экономика» для бакалавриата (факультет МЭО, МИЭП) и в магистратуре курса «Циркулярные бизнес-модели в международной и национальной экономике» (МИЭП). Заслуживает внимания и опыт чтения курса «Циркулярная экономика» магистрантам факультета «Нефти и нефтехимии» Казанского национального исследовательского технологического университета.

Разработанные и опубликованные преподавателями МГИМО (уни-

верситет) учебные и учебно-методические пособия практически полностью обеспечивают преподавание этой дисциплины [11; 15], позволяя формировать востребованные на рынке труда компетенции. Эти же задачи успешно решаются и в других образовательных учреждениях.

Следует отметить, что есть уже и последователи, в этом году вышел учебник «Циркулярная экономика», написанный коллективом авторов-преподавателей ведущих учебных заведений Москвы (РУДН, ВШЭ, МИСиС, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГТУ им. К. Г. Разумовского), и учебное пособие «Переработка и регенерация отходов на транспорте и циркулярная экономика», разработанное преподавателями РУТ (МИИТ) [18]. География вузовской принадлежности авторов свидетельствует о широте поднимаемых циркулярной экономикой проблем, их междисциплинарности и актуальности для различных направлений подготовки. Таким образом, происходит постепенное внедрение в образовательное пространство новой учебной дисциплины, вызванной насущными потребностями экономики.

Использование междисциплинарного подхода в учебном процессе значительно меняет схемы подготовки, так как требуется взаимодействие педагогов, обладающих взаимодополняющими компетенциями из разных областей знаний, являющимися комплиментарными при полноценной подготовке по дисциплине «Циркулярная экономика». Кроме владения профильными дидактическими единицами, обучающийся должен уметь применять основы цифровых технологий для выстраивания моделей возвратной логистики, знать специфику ресурсной базы и основных производственных процессов, тренды инновационного развития, лучший российский и зарубежный опыт.

Комплексность проблемы перехода к модели циркулярной экономики сначала на локальном уровне, а затем во всех отраслях и регионах ставит перед высшей школой масштабную задачу — формирование метакомпетенций у обучающихся, включая основы технологических процессов, бизнес-моделирование, логистику, цифровые методы и умения их совместить с экономическими знаниями. Следовательно, после выбора кафедры — носителя дисциплины, возникает необходимость отбора современных технологий мультидисциплинарного сопровождения компетенций, преподаваемых базовой в данной образовательной программе кафедрой. Возможно и формирование модульного межкафедрального курса.

Практикоориентированность курса «Циркулярная экономика» создает возможности для использования различных форм образовательного процесса: проблемно-ориентированного обучения, использования проектного подхода, учебных деловых игр, лекций-дискуссий с приглашенными спикерами-практиками. Новой формой могут стать междисциплинарные ВКР-проекты, что позволит сделать высококачественные, востребованные практикой работы, продвигающие циркулярную модель экономики. При этом вузы получают хорошие возможности для сотрудничества с промышленными практиками.

Однако, несмотря на имеющийся положительный опыт на практике и в подготовке соответствующих специалистов других стран, проблема места и роли циркулярной экономики в учебных планах российских вузов находится на периферии дискуссий.

Заключение

Циркулярная экономика — это инновационная модель экономики, порождающая глобальные сдвиги в цепочках создания стоимости и ресурсной базе, меняющая энергетическую, логистическую и цифровую инфраструктуру, приводящая к переосмыслению приоритетов бизнеса, нашедшая активное применение в хозяйственной практике многих стран, обеспокоенных проблемой повышения своей конкурентоспособности. Она является инструментом решения ряда глобальных проблем, связанных с минимизацией негативного влияния на окружающую среду, переработкой отходов, сохранением биоразнообразия, обеспечением устойчивого потребления, решением задачи достижения технологического суверенитета.

Необходимо подчеркнуть высокий уровень научных исследований и имеющийся значительный практический опыт в области внедрения циркулярной экономики. При этом отметим разный масштаб реализации циркулярных бизнес-моделей в зависимости от особенностей отраслевых технологий. Если в промышленности переработки полимеров, производстве упаковки и переработке древесины уже есть примеры успешной работы на принципах замкнутого цикла, то в пищевой или машиностроительной индустрии эта сфера промышленного развития еще нуждается в масштабировании. Кроме того, предполагается переход к новым бизнес-моделям и критериям при отборе продуктов для выпуска, приоритету производств с замкнутыми технологическими цепочками, формированию новой логистической парадигмы, постро-

енной на возвратности потоков.

Циркулярная экономика становится все более востребованной на практике. Для современных специалистов особо выделим важность знания циркулярных бизнес-моделей как инструментов трансформации российской бизнес-среды, а также необходимость изучения отечественного и зарубежного опыта формирования циркулярной экономики. При этом сфера ее применения расширяется и диверсифицируется, а работодатель нуждается в специалистах, умеющих применить профильные знания. Из этого следует, что могут быть востребованы персонифицированные программы обучения. Соответственно, и маршруты междисциплинарной интеграции потребуют индивидуализации. В этой связи нужен научный поиск имманентных ситуации технологий мультидисциплинарного сопровождения, который фактически только начат высшей школой.

Необходимость данной дисциплины для подготовки высококвалифицированных специалистов не вызывает сомнений. Очевидна их роль в продвижении циркулярной экономики в России за счет как реализации новых проектов, так и формирования новой культуры потребления, имманентной современным реалиям.

Однако для синергии науки и практики с образованием требуется скорейшее внедрение дисциплины в образовательный процесс, формирование у студентов опережающих практику знаний. Задача высшей школы — включить «Циркулярную экономику» в стратегию повышения качества российского образования. Особенно актуально это для экономических и технических направлений подготовки, подготовки специалистов государственного и муниципального управления, экологов.

Литература

1. Авилова В. В. Педагогические задачи высшей школы в переходе к циркулярной модели экономики // Казанский педагогический журнал. 2022. № 6(155). С. 43-49. Б01: 10.51379/ KPJ.2022.1577.00.

2. Авилова В. В. Построение циркулярной экономики как приоритет современной стратегии научно-технологического развития и модернизации в Российской Федерации // Россия: тенденции и перспективы развития: Ежегодник. Материалы XXI Национальной научной конференции с международным участием, Москва, 16-17 декабря 2021 года / Отв. редактор

B. И. Герасимов. Том 17. Часть 1. Москва: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 2022. С. 13-15.

3. Амирова Н. Р., Саргина Л. В., Кондратьева Я. Э. Циркулярная экономика: возможности и барьеры // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2021. № 3(59). С. 187-201. DOI: 10.21685/2072-3016-2021-3-17

4. Бобылев С. Н., Соловьева С. В. Циркулярная экономика и ее индикаторы для России // Мир новой экономики. 2020. 14(2).

C. 63-72. DOI: 10.26794/2220-6469-2020-14-2-63-72

5. Гребенкин А. В., Вегнер-Козлова Е. О. Теоретические и прикладные аспекты концепции циркулярной экономики // Журнал экономической теории. 2020. Т. 17. № 2. С. 399-411. D0I:10.31063/2073-6517/2020.17-2.13

6. Гурьева М. А. Описание и развитие теоретико-методического концепта циркулярной экономики: монография. Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2021. 165 с.

7. Иванова С. В., Иванов О. Б. Основные тенденции развития образования в условиях современных вызовов // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2021. № 5. С. 38-51. DOI: 10.24412/2071-6435-2021-5-38-51

8. Иванова С. В., Иванов О. Б. Устойчивое развитие в неустойчивом мире: образовательный аспект // Ценности и смыслы. 2021. № 3(73). С. 6-26. DOI: 10.24412/2071-6427-2021-3-6-26

9. Мочалова Л. А. Циркулярная экономика в контексте реализации концепции устойчив ого развития // Journal of New Economy. 2020. Т. 21. № 4. С. 5-27. DOI: 10.29141/2658-5081-2020-21-41.

10. Олейникова О. Н., Редина Ю. Н. Профессиональное образование и обучение в условиях экономики замкнутого цикла // Профессиональное образование и рынок труда. 2022. Т. 10. № 3. С. 70-83. DOI: 52944/PORT.2022.50.3.010

11. Переработка и регенерация отходов на транспорте и циркулярная экономика / Н. И. Зубрев, М. В. Устинова, М. А. Журавлева, Е. К. Силина. Москва: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2023. 280 с.

12. Ратнер С. В. Циркулярная модель экономического роста: опыт, возможности и барьеры / С. В. Ратнер, Л. Е. Назарова. Москва: ООО «Научно-издательский центр Инфра-М», 2023. 212 с.

DOI: 10.12737/189319.

13. Рукавишников В. А. Современное профессиональное образование для циркулярной экономики / В. А. Рукавишников, М. А. Прец // Приборостроение и автоматизированный электропривод в топливно-энергетическом комплексе и жилищно-коммунальном хозяйстве: Материалы VI Национальной научно-практической конференции. В двух томах, Казань, 1011 декабря 2020 года. Том 1. Казань: Казанский государственный энергетический университет, 2020. С. 192-195.

14. Рязанова О. Е. Циркулярная экономика / О. Е. Рязанова, В. П. Золотарева. 2-е изд., испр. и доп. Москва: ООО «Издательство «КноРус»», 2022. 182 с.

15. Рязанова О. Е. Циркулярная экономика. Практикум: учебное пособие / О. Е. Рязанова, В. П. Золотарева. Москва: ООО «Издательство КноРус», 2023. 130 с.

16. Синельникова А. В. Переход к циркулярной экономике: проблемы и перспективы // Экономический вестник ИПУ РАН. 2022. Т. 3. № 1. С. 64-75. DOI: 10.25728/econbull.2022.1.6-sinelnikov.

17. Федеральный проект «Экономика замкнутого цикла». URL: https://news.solidwaste.ru/wp-content/uploads/2022/07/EZTs_pa-sport.pdf (дата обращения: 21 сентября, 2023).

18. Циркулярная экономика: учебник / Е. Ю. Сидорова, Н. В. Сергеева, Д. В. Сергеев [и др.]. Москва: ООО «Издательство КноРус», 2023. 238 с.

19. Kirchherr J., Piscicelli L. Towards an Education for the Circular Economy (ECE): Five Teaching Principles and a Case Study, 2019. DOI: 10.1016/j.resconrec.2019.10440.

20. Kirchherr J., Reike D, Hekkert M. Conceptualizing the circular economy: an analysis of 114 definitions // Resources, Conservation and Recycling. 2017. Vol. 127. Pp. 221-232. DOI: 10.1016/j. resconrec.2017.09.005

21. Knudby T., Larsen S. The Circular Economy: In Practice-focused Undergraduate Engineering Education. Proceedings of the 45th SEFI Annual Conference 2017. European Society for Engineering Education (SEFI). Рр. 1268-1275.

22. Kopnina H. Teaching circular economy: overcoming the challenge of Green washing. Handbook of Engaged Sustainability. Berlin,

Springer, 2017. Pp. 809-833.

23. Kopnina H. Circular economy and Cradle to Cradle in educational practice. J. Integr. Environ. Sci. 2018. No. 15(1). Pp. 123-138. DOI: 10.1080/1943815X.2018. 147124.

24. Korhonen J., Honkasalo A., Seppala J. Circular economy: the concept and its limitations // Ecological economics. 2018. No. 143. Pp. 3746. doi: 10.1016/j.ecolecon.2017.0.

25. Ormazabal M, Jaca C., Prieto-Sandoval V., Lleó Á. Increasing engineering students' involvement in circular economy practices. Memoria Investigaciones en Ingeniería. 2018. Iss. 16. Pp. 99-107.

26. Sanchez-Romaguera V., Dobson H. E., Tomkinson C. B. Educating engineers for the circular economy. Eng. Edu. Sustain. Devel. (September), 4-7, Bruges, 2016.

27. Serrano-Bedia A.-M., Perez-Perez M. Transition towards a circular economy: A review of the role of higher education as a key supporting stakeholder in Web of Science // Sustainable Production and Consumption, 2022. DOI: 10.1016/j.spc. 2022.02.00.

28. Siderius T., Zink T. Markets and the Future of the Circular Economy // Circ. Econ. Sust., 2022. DOI: 10.1007/s43615-022-00196-4

29. Sikdar S. Circular economy: Is there anything new in this concept? // Clean Techn Environ Policy. 2019. No. 21(6). Pp. 1173-1175. DOI: 10.1007/s10098-019-01722-z

References

1. Avilova V. V. Postroenie cirkulyarnoj e'konomiki kak prioritet sovremennoj strategii nauchno-texnologicheskogo razvitiya i mod-ernizacii v Rossijskoj Federacii [Building a circular economy as a priority of the Modern strategy of scientific and technological development and modernization in the Russian Federation]. Rossiya: tendencii i perspektivy razvitiya: Ezhegodnik. Materialy XXI Nacional'noj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem, Moskva, 16-17 dekabrya 2021 goda [Russia: trends and prospects of development: Yearbook. Proceedings of the XXI National Scientific Conference with International Participation, Moscow, December 16-17, 2021], resp. ed. V. I. Gerasimov, issue 17 part 1. Moscow: Institut nauchnoj informacii po obshchestvennym naukam RAN, 2022, pp. 13-15 (in Russian).

2. Avilova V. V. Pedagogical tasks of higher school in the transition to a circular economy model. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2022, no. 6(155), pp. 43-49 (in Russian). DOI: 10.51379/KPJ.2022.157.7.005

3. Amirova N. R., Sargina, L.V., Kondrat'eva, YA.E. Circular economy: opportunities and barriers. Izvestiya vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshchestvennye nauki [University proceedings. Volga region. Social sciences], 2021, no. 3(59), pp. 187-201 (in Russian). DOI: 10.21685/2072-3016-2021-3-17

4. Bobylev S. N., Solov'eva S. V. Circular Economy and its Indicators for Russia. Mir novoj ekonomiki [The World of the New Economy], 2020, no. 14(2), рр. 63-72 (in Russian). DOI: 10.26794/2220-6469-2020-14-2-63-72

5. Grebenkin A. V., Vegner-Kozlova E. O. Theoretical and Applied Aspects of the Concept of Circular Economy. Zhurnal ekonomiches-koj teorii [Journal of Economics and Economies], 2020, vol. 17, no. 2, pp. 399-411 (in Russian). DOI: 10.31063/2073-6517/2020.17-2.13

6. Gur'eva M. A. Opisanie i razvitie teoretiko-metodicheskogo koncepta cirkulyarnoj ekonomiki: monografiya. [Description and development of the theoretical and methodological concept of circular economy: monograph]. Tyumen: Tyumenskij industrial'nyj univer-sitet, 2021, p.165 (in Russian).

7. Ivanova S. V., Ivanov O. B. Sustainable development in an unstable world: an educational aspect. Tcennosti i smysly [Values and meanings], 2021, no. 3(73), pp. 6-26 (in Russian). DOI: 10.24412/2071-6427-2021-3-6-26

8. Ivanova S. V., Ivanov O. B. The main trends in the development of education in the context of modern challenges. [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2021, no. 5, pp. 38-51 (in Russian). DOI: 10.24412/2071-6435-2021-5-38-51

9. Mochalova L. A. Circular economy in the context of implementing the concept of sustainable development. Journal of New Economy. 2020, vol. 21, no. 4, pp. 5-27 (in Russian). DOI: 10.29141/2658-5081-2020-21-4-1

10. Olejnikova O. N., Redina Yu.N. Vocational education and training under circular economy. Professional'noe obrazovanie i rynok truda [Vocational education and labour market], 2022, vol. 10, no. 3, pp.

70-83 (in Russian). DOI: 10.52944/ PORT.2022.50.3.010

11. Pererabotka i regeneraciya othodov na transporte i cirkulyarnaya eko-nomika [Recycling and regeneration of waste in transport and the circular economy], N. I. Zubrev, M. V. Ustinova, M.A. ZHuravleva, E. K. Silina. Moscow: FGBU DPO "Uchebno-metodicheskij centr po obrazovaniyu na zheleznodorozhnom transporte", 2023, p. 280 (in Russian).

12. Ratner S. V. Cirkulyarnaya model' ekonomicheskogo rosta: opyt, vozmozhnosti i barery [Circular model of economic growth: experience, opportunities, and barriers], S. V. Ratner, L. E. Nazarova. Moscow: OOO "Nauchno-izdatel'skij centr Infra-M", 2023, p. 212 (in Russian). DOI: 10.12737/1893194

13. Rukavishnikov V. A. Sovremennoe professional'noe obrazovanie dlya cirkulyarnoj ekonomiki [Modern vocational education for the circular economy], ed. V. A. Rukavishnikov M. A. Prec. Priborostroenie i avtomatizirovannyj elektroprivod v toplivno-energeticheskom komplekse i zhilishchno-kommunal'nom hozya-jstve: Materialy VI Nacional'noj nauchno-prakticheskoj konferencii [Instrumentation and automated electric drive in the fuel and energy complex and housing and communal services: Materials of the VI National Scientific and Practical Conference], in 2 vol., Kazan', 10-11 December, 2020. Vol. 1. Kazan': Kazanskij gosudarstvennyj energeticheskij universitet, 2020, pp. 192-195 (in Russian).

14. Ryazanova O. E. Cirkulyarnaya ekonomika [Circular economy], ed. O. E. Ryazanova, V. P. Zolotareva. 2nd edition. Moscow: OOO "Izdatel'stvo KnoRus", 2022, p.182 (in Russian).

15. Ryazanova O. E. Cirkulyarnaya ekonomika [Circular economy]. Tutorial, ed. by O. E. Ryazanova, V. P. Zolotareva. Moscow: OOO "Izdatel'stvo KnoRus", 2023, p. 130. (in Russian).

16. Sinel'nikova A. V. Transition to a circular economy: problems and prospects // Ekonomicheskij vestnik IPURAN [Economic Bulletin of IPU RAS], 2022, vol. 3, no. 1, pp. 64-75 (in Russian). DOI: 10.25728/ econbull.2022.1.6-sinelnikova

17. FederaPny'j proekt "E'konomika zamknutogo cikla" [Federal project "Closed-loop Economy"]. Available at: https://news.solidwaste. ru/wp-content/uploads/2022/07/EZTs_pasport.pdf (accessed: 21 September, 2023) (in Russian).

18. Cirkulyarnaya ekonomika: uchebnik [Circular economy],

E. Yu. Sidorova, N. V. Sergeeva, D. V. Sergeev et al. Moscow: OOO "Izdatel'stvo KnoRus", 2023, p. 238 (in Russian).

19. Kirchherr J., Piscicelli L. Towards an Education for the Circular Economy (ECE): Five Teaching Principles and a Case Study. DOI: 10.1016/j.resconrec.2019.10440.

20. Kirchherr J., Reike D., Hekkert M. Conceptualizing the circular economy: an analysis of 114 definitions. Resources, Conservation and Recycling. 2017, vol. 127, pp. 221-232. DOI: 10.1016/j.resconrec.2017.09.005

21. Knudby T., Larsen S. The Circular Economy: In Practice-focused Undergraduate Engineering Education. Proceedings of the 45th SEFI Annual Conference 2017 European Society for Engineering Education (SEFI), 2017, pp. 1268-1275.

22. Kopnina H. Circular economy and Cradle to Cradle in educational practice. J. Integr. Environ. Sci, 2018, no. 15(1), pp. 123-138. DOI: 10.1080/1943815X.2018. 147172.

23. Kopnina H. Teaching circular economy: overcoming the challenge of Green washing. Handbook of Engaged Sustainability. Springer, Berlin, Germany, 2017, pp. 809-833.

24. Korhonen J., Honkasalo A., Seppala J. Circular economy: the concept and its limitations. Ecological economics, 2018, no. 143, pp. 37-46. DOI: 10.1016/j.ecolecon.2017.06.

25. Ormazabal M., Jaca, C., Prieto-Sandoval, V., Lleó, Á. Increasing engineering students' involvement in circular economy practices. Memoria Investigaciones en Ingeniería, 2018, iss. 16, pp. 99-107.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Sanchez-Romaguera V., Dobson H. E., Tomkinson C. B. Educating engineers for the circular economy. Eng. Edu. Sustain. Devel. 4-7 September, Bruges, 2016.

27. Serrano-Bedia A.-M., Perez-Perez M. Transition towards a circular economy: A review of the role of higher education as a key supporting stakeholder in Web of Science. Sustainable Production and Consumption. DOI: 10.1016/j.spc.2022.02.00.

28. Siderius T., Zink T. Markets and the Future of the Circular Economy. Circ. Econ. Sust, 2022. DOI: 10.1007/s43615-022-00196-4

29. Sikdar S. Circular economy: Is there anything new in this concept? Clean Techn Environ Policy, 2019, no. 21(6), pp.1173-1175. DOI: 10.1007/s10098-019-01722-z

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.