Научная статья на тему 'Высшее образование и цели устойчивого развития: реализация в развивающихся странах'

Высшее образование и цели устойчивого развития: реализация в развивающихся странах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / цели устойчивого развития / социально-экономическое развитие / потенциал / экономический рост / higher education / sustainable development goals / socio-economic development / potential / economic growth

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беспалый С. В., Альназарова Г. Ж., Капцов A. А., Петренко А. А., Бутенов Ж. С.

В статье рассматривается реализация Целей устойчивого развития (ЦУР) в системе высшего образования в развивающихся странах и особенности влияния. Статья раскрывает необходимость учитывать уровень развития стран для достижения цели 4 ЦУР, а также важность доступности высшего образования всем слоям населения развивающихся стран. При этом авторы отмечают, что не должно быть зависимости только лишь от помощи международных институтов, необходимо делать акцент на раскрытии потенциала внутри страны. Одним из приоритетов ЦУР должно стать создание условий для институциональных реформ в области высшего образования и реализации потенциала населения развивающихся стран. Это позволит развивать и укреплять сферу высшего образования и университетскую среду и, как следствие, предоставлять качественное образование своему населению. Целью статьи является анализ ЦУР в отношении высшего образования в развивающихся странах и определение необходимых устойчивых мер для системы его развития. Задачи статьи: рассмотреть важность высшего образования для устойчивого развития; изучить отношение к высшему образованию в развивающихся странах и осветить недочеты, имеющиеся в деятельности международных финансовых институтов, международных доноров, правительств, при реализации политики развития системы высшего образования; оценить наличие/отсутствие инициатив, инструментов ЦУР в части поддержки развития системы высшего образования в развивающихся странах. Результаты: определены дальнейшие шаги по созданию и укреплению систем и институтов высшего образования в развивающихся странах, поскольку это является предпосылкой для инклюзивного социально-экономического развития и экологической устойчивости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беспалый С. В., Альназарова Г. Ж., Капцов A. А., Петренко А. А., Бутенов Ж. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education and sustainable development goals: implementation in developing countries

The article examines the implementation of the Sustainable Development Goals (SDGs) in the higher education system in developing countries and the features of influence. The article reveals that 4 SDGs must take into account the level of development of developing countries and that higher education should be available to all segments of the population of these countries, there should not be dependence only on the help of international institutions, it is necessary to focus on unlocking the potential within the country. One of the priorities of the SDGs should be the creation of conditions for institutional reforms in the field of higher education and the realization of the potential of the population of developing countries. This will allow us to develop and strengthen the field of higher education and the university environment, and as a result provide quality education to our population. The purpose of the article is to analyze the SDGs in relation to higher education in developing countries, and to identify the necessary sustainable measures for the development of the higher education system. Objectives of the article: consider the importance of higher education for sustainable development; study the attitude towards higher education in developing countries and highlight the shortcomings that occurred in the activities of international financial institutions, international donors, and governments in the implementation of policies for the development of the higher education system; an assessment was made of the lack of initiatives and tools to address the lack of points in the SDGs to support the development of the higher education system in developing countries. Results: further steps are identified to create and strengthen higher education systems and institutions in developing countries, as this is a prerequisite for inclusive socio-economic development and environmental sustainability.

Текст научной работы на тему «Высшее образование и цели устойчивого развития: реализация в развивающихся странах»

II. Образование и культура Большого Алтая

Для цитирования: Беспалый С.В., Альназарова Г.Ж., Капцов А. А., Петренко А. А., Бутенов Ж.С. Высшее образование и цели устойчивого развития: реализация в развивающихся странах // Grand Altai Research & Education — Выпуск 2 (20)'2023 (DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2023.02) — EDN: https://elibrary.ru/irhukx

УДК 37: 330.34 JEL I25

ORCID: 0000-0002-7462-5340

Высшее образование и цели устойчивого развития:

А

реализация в развивающихся странах

С.В. Беспалый1, Г.Ж. Альназарова1, А.А. Капцов1, А.А. Петренко2, Ж.С. Бутенов3

1 Инновационный Евразийский университет, г. Павлодар, Казахстан 2 Торайгыров университет, г. Павлодар, Казахстан 3 КГУ «Средняя общеобразовательная школа №15», г. Павлодар, Казахстан E-mail: sergeybesp@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается реализация Целей устойчивого развития (ЦУР) в системе высшего образования в развивающихся странах и особенности влияния. Статья раскрывает необходимость учитывать уровень развития стран для достижения цели 4 ЦУР, а также важность доступности высшего образования всем слоям населения развивающихся стран. При этом авторы отмечают, что не должно быть зависимости только лишь от помощи международных институтов, необходимо делать акцент на раскрытии потенциала внутри страны. Одним из приоритетов ЦУР должно стать создание условий для институциональных реформ в области высшего образования и реализации потенциала населения развивающихся стран. Это позволит развивать и укреплять сферу высшего образования и университетскую среду и, как следствие, предоставлять качественное образование своему населению. Целью статьи является анализ ЦУР в отношении высшего образования в развивающихся странах и определение необходимых устойчивых мер для системы его развития. Задачи статьи, рассмотреть важность высшего образования для устойчивого развития; изучить отношение к высшему образованию в развивающихся странах и осветить недочеты, имеющиеся в деятельности международных финансовых институтов, международных доноров, правительств, при реализации политики развития системы высшего образования; оценить наличие/отсутствие инициатив, инструментов ЦУР в

* Исследование финансируется Комитетом науки Министерства науки и высшего образования Республики Казахстан (грант № АР19677552).

части поддержки развития системы высшего образования в развивающихся странах. Результаты, определены дальнейшие шаги по созданию и укреплению систем и институтов высшего образования в развивающихся странах, поскольку это является предпосылкой для инклюзивного социально -экономического развития и экологической устойчивости.

Ключевые слова: высшее образование, цели устойчивого развития, социально-экономическое развитие, потенциал, экономический рост

For citation: Bespalyy S.V., Alnazarova G.Z., Kaptsov A.A., Petrenko A.A., Butenov Z.S. Higher education and sustainable development goals: implementation in developing countries // Grand Altai Research & Education — Issue 2 (20)'2023 (DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2023.02) — EDN: https://elibrary.ru/irhukx

UDK 636.08

Higher education and sustainable development goals:

implementation in developing countries**

S.V. Bespalyy1, G.Z. Alnazarova1, A.A. Kaptsov1, A.A. Petrenko2, Z.S. Butenov3

1 Innovative University of Eurasia (Pavlodar, Kazakhstan) 2 Toraigyrov University (Pavlodar, Kazakhstan) 3 KSU Secondary School №15 (Pavlodar, Kazakhstan) E-mail: sergeybesp@mail.ru

Abstract. The article examines the implementation of the Sustainable Development Goals (SDGs) in the higher education system in developing countries and the features of influence. The article reveals that 4 SDGs must take into account the level of development of developing countries and that higher education should be available to all segments of the population of these countries, there should not be dependence only on the help of international institutions, it is necessary to focus on unlocking the potential within the country. One of the priorities of the SDGs should be the creation of conditions for institutional reforms in the field of higher education and the realization of the potential of the population of developing countries. This will allow us to develop and strengthen the field of higher education and the university environment, and as a result provide quality education to our population. The purpose of the article is to analyze the SDGs in relation to higher education in developing countries, and to identify the necessary sustainable measures for the development of the higher education system. Objectives of the article: consider the importance of higher education for sustainable development; study the attitude towards higher education in developing countries and highlight the shortcomings that occurred in the activities of international financial institutions, international donors, and governments

** Funding: The research is funded by the Science Committee of the Ministry of Science and Higher Education of the Republic of Kazakhstan (grant No. AR19677552).

in the implementation of policies for the development of the higher education system; an assessment was made of the lack of initiatives and tools to address the lack of points in the SDGs to support the development of the higher education system in developing countries. Results, further steps are identified to create and strengthen higher education systems and institutions in developing countries, as this is a prerequisite for inclusive socio-economic development and environmental sustainability.

Keywords: higher education, sustainable development goals, socio-economic development, potential, economic growth

Введение (постановка проблемы)

В 2015 году Цели устойчивого развития (ЦУР) заменили Цели развития тысячелетия (ЦРТ). Образование является одним из ключевых аспектов ЦУР. В то время как ЦРТ сосредоточены только на обеспечении всеобщего начального образования, ЦУР фокусируются на образовании гораздо более всеобъемлющем и целостном. Цель 4 ЦУР призывает мир «обеспечить инклюзивное и справедливое качественное образование и продвигать возможности обучения на протяжении всей жизни для всех». Кроме того, задача 4.7 призывает к развитию навыков и знаний «посредством образования в целях устойчивого развития и устойчивого образа жизни» [1,2].

Высшие учебные заведения имеют хорошие возможности в своих странах и регионах, чтобы внести свой вклад в устойчивое развитие и реализацию ЦУР посредством исследований, производства знаний, развития навыков и взаимодействия. Важно отметить, что в данной статье под высшим образованием понимаются различные формы послесреднего образования (колледжи, академии, институты и университеты), которые выдают профессиональные или академические дипломы, а также присваивают ученые степени. Качественное высшее образование имеет решающее значение для наращивания потенциала, необходимого для развития, прогресса и социально-экономической и экологической устойчивости в любой точке мира Однако, несмотря на свою важность, высшее образование не в полной мере раскрыто в ЦУР. «Высшее образование» и «университет» упоминаются только один раз в цели 4 (задача 4.3) — при обсуждении необходимости равного доступа женщин и мужчин к качественному образованию, включая высшее образование в университете [3].

За последние несколько десятилетий в развивающихся странах наблюдался значительный рост спроса на высшее образование. Основными факторами этого стали расширение и повышение качества начального и среднего образования [4,5], а также осознание того, что многие рабочие места во всем мире требуют высшего образования и ученых степеней. В развивающихся странах расширение качественного высшего образования не поспевает за потребностями, инвестициями и улучшениями в начальном и среднем образовании. Местные власти в большинстве развивающихся стран, а также международные организации и доноры, консультирующие и финансирующие

их, на протяжении десятилетий настаивали на поддержке начального и среднего образования, игнорируя при этом высшее образование. Это создало или еще больше усугубило дисбаланс во многих странах и их системах образования. Из-за сокращения национальной и международной поддержки некоторые развивающиеся страны сталкиваются с серьезными проблемами в секторе высшего образования: слабо развитыми инфраструктурой и фондов университетов, нехваткой квалифицированных ученых, а также недостатком ресурсов и возможностей для удовлетворения потребностей.

Во многих странах ограниченные возможности доступа к качественному высшему образованию «приводят к дефициту знаний, имеющему серьезные последствия для социального и экономического развития». Пробелы в доступе и знаниях подрывают социальную и экономическую стабильность во многих обществах.

Без качественного высшего образования развивающиеся страны не смогут двигаться вперед, улучшать условия жизни и развиваться устойчивым и инклюзивным образом. Этим странам необходима поддержка для укрепления и улучшения их систем и институтов высшего образования.

Основная цель исследования состоит из этапов:

— изучение ЦУР в сфере высшего образования;

— выявление проблем, связанных с устойчивым развитием и сферой высшего образования в развивающихся странах;

— оценка и предложение мер по эффективной реализации ЦУР в сфере высшего образования развивающихся стран.

В статье приведен анализ исследований воздействия ЦУР на сферу высшего образования в развивающихся странах, даны обзор источников, посвященных эмпирическим исследованиям влияния реализации ЦУР, а также оценка проблем с развитием сферы высшего образования в развивающихся странах. В ходе исследования представлены положения, которые могут повлиять на реализацию большего круга вопросов, связанных с системой высшего образования развивающихся стран в политике ЦУР.

Результаты исследований

Комиссия Брундтланда определяет устойчивое развитие как «развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности». Более позднее определение рассматривает устойчивое развитие как использование возможностей, представленных в современном мире, на благо нынешних поколений, одновременно гарантируя, что мы оставим мир в лучшем положении для наших внуков и поколений, которые последуют за ними. Устойчивое развитие требует думать о будущем так же, как и о настоящем. Речь идет об улучшении условий жизни нынешнего населения, не разрушая при этом планету для будущих поколений. Устойчивое развитие фокусируется не только на экономическом балансе, но также на экологической устойчивости и

социальной интеграции. Это включает в себя искоренение бедности, борьбу с неравенством внутри и между сообществами, странами и в мире в целом, защиту окружающей среды, предотвращение насильственных конфликтов и разрушения обществ, а также создание устойчивого экономического роста, приносящего пользу всем. Все уровни образования, и особенно высшее, имеют решающее значение, если мы хотим устойчиво развиваться и прогрессировать.

Высшее образование находится на вершине системы образования, поддерживая все остальные уровни образования. Одна из основных ролей высшего образования заключается в производстве знаний и создании потенциала для социально-экономического развития и искоренения бедности. Этот сектор является ключевым для генерации новых знаний, развития ученых, специалистов различного профиля, учителей, государственных служащих, руководителей бизнеса и многих других профессий.

Для достижения значимого и устойчивого развития в любой стране высшее образование должно занимать центральное место в повестке дня развития наций. Развивающиеся страны не могут улучшить условия жизни своего населения и способствовать инклюзивному и устойчивому развитию без качественного образования, включая хорошо функционирующую систему высшего образования, которая предоставляет актуальные навыки и знания, а также производит и распространяет новые знания и исследования, необходимые для общественного и личностного развития и прогресса. Инвестиции в высшее образование имеют решающее значение для построения равноправных обществ и поддержания стабильности и мира. Высшее образование влияет и даже определяет качество и масштабы развития и процветания, ученые подчеркивают, что устойчивое развитие и рост не могут быть достигнуты нигде в мире без вклада в наращивания потенциала инновационной системы высшего образования. Они добавляют также, что это особенно актуально для «стран с низкими доходами, слабым институциональным потенциалом и ограниченным человеческим капиталом».

Для решения местных, региональных и глобальных проблем странам нужны высшие учебные заведения, которые могут внести свой вклад посредством преподавания, исследований и участия в развитии и прогрессе. В частности, решающее значение имеют исследования в университетах. Без сильного исследовательского потенциала высшего образования многие развивающиеся страны не смогут предложить значимые варианты развития местных сообществ с учетом именно региональных (локальных) проблем и потребностей. Кроме того, посредством исследований и взаимодействия высшие учебные заведения также могут внести свой вклад в разработку научно обоснованных политических рекомендаций.

В развивающихся странах высшее образование долгое время оставалось игнорируемым и пренебрегаемым сектором, получавшим недостаточную поддержку со стороны местных органов власти и международных доноров. Это привело к ситуации, когда недостаток потенциала, ресурсов и качества стали

основными причинами, мешающими сектору высшего образования способствовать росту, прогрессу и устойчивому развитию.

В последние годы миф о высшем образовании как о роскоши, которую не следует поддерживать в развивающихся странах, был отвергнут многими его давними сторонниками. Такие организации, как Всемирный банк, заявляют, что поддерживают усилия развивающихся стран по улучшению и расширению систем и институтов высшего образования [6]. Однако по сей день никто так и не был привлечен к ответственности за навязанную извне политику и ее неблагоприятные последствия.

Тем не менее, несмотря на предполагаемое изменение подхода со стороны международных доноров и организаций, высшему образованию уделяется недостаточно внимания. Пренебрежение высшим образованием усилилось во время реализации ЦРТ в период с 2000 по 2015 год, поскольку ЦРТ были сосредоточены только на начальном образовании. Финансирование и политическое внимание были направлены на начальное образование за счет других уровней образования. По данным ЮНЕСКО [4], с 2003 года доля помощи в целях развития послесреднего образования снизилась с 49% от общего объема помощи на образование в 2003 году до 39% в 2010 году и достигло 36% в 2020 году. В то же время базовое образование увеличилось с 38% от общего объема помощи в 2003 году до 44% в 2010 году и составило 45% в 2020 году. Эти цифры относятся к помощи развитию образования. Важно отметить, что доля гуманитарной помощи на образование на протяжении многих лет была небольшой, в 2020 году образование получило лишь 2,1% в рамках гуманитарной помощи во всем мире.

Более того, хотя высшее образование по-прежнему получает значительную часть помощи в целях развития образования, большая часть финансирования идет в страны со средним уровнем дохода, а не в страны с низким уровнем дохода. Например, в 2021 году, несмотря на свои проблемы и потребности, страны с низкими доходами получили только 13% от общего объема помощи в целях развития послесреднего образования, а остальная часть досталась странам со средним уровнем дохода. Кроме того, большая часть финансовой помощи, предназначенной для высшего образования (около 70%), идет на стипендии для лиц из затронутых конфликтом стран и стран с низкими доходами для обучения в университетах стран-доноров, а оставшиеся 30% пойдут на укрепление местных институтов и систем. Эти тенденции не изменятся в эпоху ЦУР.

ЦУР не учитывают неудовлетворительное состояние высшего образования во многих странах и не предлагают никакой поддержки для восстановления и укрепления систем и институтов, которые являются предпосылками для устойчивого развития и прогресса. Обеспечение инклюзивного и справедливого качественного образования и продвижение возможностей обучения на протяжении всей жизни для всех ограничены, если дело касается высшего образования; когда высшее образование упоминается в задаче 4Ь, ЦУР не

предусматривают институциональное развитие и конкретные возможности для изменения и укрепления систем и институтов в развивающихся странах. Вместо этого задача 4Ь призывает к увеличению стипендий для развивающихся стран, для поступления в высшие учебные заведения, включая профессиональную подготовку и информационно-коммуникационные технологии, технические, инженерные и научные программы в развитых странах и других развивающихся странах [3]. Это напоминает прошлые подходы и политику Всемирного банка и других организаций, которые считали высшее образование в развивающихся странах роскошью и призывали правительства не инвестировать в университеты, а отправлять своих граждан учиться в развитые страны.

Поскольку ЦУР сосредоточены на мобильности студентов из развивающихся стран в развитые, вышеупомянутые тенденции в области помощи не изменятся. Индикатором задачи 4Ь, который будет использоваться для оценки успеха или неудачи поддержки ЦУР в области развития навыков и наращивания потенциала в развивающихся странах, является объем иностранной помощи, предназначенной для стипендий [3]. Это будет приоритетом ООН, а также других доноров. Другие усилия, такие как помощь в создании потенциала и качества систем и учреждений высшего образования, не будут поддерживаться через ЦУР. Кроме того, реализация цели 4 ЦУР на страновом уровне будет осуществляться министерствами образования и правительствами, а также региональными и международными партнерами. Сосредоточение внимания только на стипендиях в задаче 4Ь повлияет на решения местных министерств образования. В частности, они будут рассматривать это как быстрое решение проблем с пропускной способностью, а не приступать к долгосрочному проекту по изменению и укреплению местных высших учебных заведений.

Вместо инвестирования в ресурсный потенциал и инфраструктуры высшего образования в развивающихся странах, цель ЦУР состоит в том, чтобы отобрать наиболее талантливых людей из этих стран и отправить их учиться за границу. Хотя это станет хорошей возможностью для избранных лиц (а также значительным повышением доходов принимающих университетов), это вряд ли поможет, если вообще что-то сделает для укрепления потенциала высшего образования в развивающихся странах. Многие из тех, кто получает стипендии для обучения в развитых странах, вероятно, останутся в этих странах, вместо того чтобы вернуться и помогать в становлении высшего образования и других структур и институтов в своих родных странах. Во многих странах мира существует политика, которая открыто направлена на «переманивание» иностранных студентов после окончания учебы путем предложения разрешений на работу и постоянного проживания. Развитые страны, в частности, делают это, чтобы оставаться конкурентоспособными на глобальном уровне, поскольку талантливые выпускники рассматриваются как ключ к инновациям, экономическому росту и развитию. Даже если некоторые люди решат вернуться домой и присоединиться к академическим кругам, они

обнаружат неблагополучные системы и институты высшего образования, поскольку для становления и укрепления их посредством инициатив и проектов ЦУР было сделано очень мало либо не сделано ничего. В конце концов развивающиеся страны останутся пассивными потребителями знаний, произведенных в других местах, вместо того чтобы иметь возможность развивать знания и решения для своих собственных регионов с учетом местных условий и проблем.

Стипендии на высшее образование, предлагаемые в рамках ЦУР, будут ничем иным, как «связанной помощью». Этот тип распределения помощи требует от получателей использования опыта, оборудования, материалов и/или услуг стран-доноров [7,8]. Связанная помощь — это инструмент, используемый донорами для субсидирования отечественного бизнеса и поставщиков услуг. Зачастую страны-получатели, которым предоставляются миллионы долларов США, практически не видят никаких денег, так как большая часть средств остается в странах-донорах посредством оплаты товаров и услуг [8]. В случае с задачей 4Ь ЦУР страны, предоставляющие финансирование на стипендии, потребуют, чтобы получатели обучались в одном из университетов страны-донора. Таким образом, страны-доноры будут субсидировать свои университеты и увеличивать количество иностранных студентов и доходы. Вместо того, чтобы привести к устойчивым решениям и развитию местного потенциала в странах-получателях, это лишь создаст зависимость от иностранной помощи. Также необходимо понимать, что большинство стран-доноров будут руководствоваться своими национальными интересами и геополитическими соображениями [9], решая, кто может получать университетские стипендии, которые являются частью ЦУР 4.

Цель 4 устойчивого развития и ее задачи содержат ряд дополнительных противоречий. Задача 4.1 призывает обеспечить, чтобы все дети получали качественное начальное и среднее образование, а задача 4.2 призывает обеспечить «качественное развитие детей в раннем возрасте, уход и дошкольное образование» для всех детей. Задача 4.3 направлена на «обеспечение равного доступа для всех женщин и мужчин к доступному и качественному техническому, профессиональному и высшему образованию, включая университетское. Кроме того, задача 4.5 призывает к устранению гендерного неравенства и обеспечению равного доступа ко всем уровням образования для людей любого происхождения. Наконец, задача 4.7 направлена на «обеспечение того, чтобы все учащиеся приобрели знания и навыки, необходимые для содействия устойчивому развитию». Это включает образование в целях устойчивого социального, экономического и экологического развития.

Хотя все эти цели разумны, важны и необходимы, неясно, как их можно достичь без всесторонней поддержки высшего образования. Для достижения задач 4.1 и 4.2 развивающимся странам к 2030 году потребуется около 25 миллионов новых учителей дошкольных, начальных и средних школ. Как подготовить 25 миллионов учителей в развивающихся странах и странах с

низкими доходами без качественного высшего образования, предоставляемого местными вузами? Как обеспечить равный доступ к качественному образованию на всех уровнях, если высшее образование не поддерживается, не перестраивается, не реформируется и не совершенствуется в странах, где это является острой необходимостью? Как добиться гендерного равенства и равного доступа уязвимых слоев населения ко всем уровням образования, если высшее образование и институты не поддерживаются в странах, которые нуждаются в поддержке и помощи? Когда дело доходит до знаний и навыков, необходимых для содействия устойчивому развитию, равенству, миру, ненасилию и другим важным темам, как этого можно достичь в странах, где системы и учреждения высшего образования не достаточно поддерживаются?

Обсуждение

Создание и укрепление систем и институтов высшего образования, а также наличие потенциала для предоставления качественного послесреднего образования населению, — является важнейшим императивом национального развития и глобальной конкурентоспособности в любой стране. Сектор высшего образования играет ключевую роль в решении нынешних и будущих социально-экономических, экологических и других проблем. Развивающиеся и слаборазвитые страны должны получать поддержку в процессе становления, укрепления и развития своих высших учебных заведений, чтобы иметь возможность предоставлять качественное образование своему населению. Хотя ЦУР не предусматривают какой-либо конкретной помощи в создании и наращивании потенциала высших учебных заведений в развивающихся странах, все же существуют способы их поддержки на местном уровне.

Странам и регионам, которые сталкиваются с проблемами в своих системах и учреждениях высшего образования, придется выйти за рамки ЦУР и найти творческие способы перестроить, реформировать и укрепить свой институциональный и академический потенциал и качество, а также улучшить свою инфраструктуру. Это можно сделать путем увеличения финансирования высшего образования, развивая инфраструктуру и потенциал, предоставляя ресурсы для исследований, инноваций и продвижения международного исследовательского сотрудничества между университетами, а также способствуя расширению последипломного образования и повышению его качества. Развивающиеся страны должны мобилизовать ресурсы для строительства и укрепления систем и учреждений высшего образования, которые являются инклюзивными, демократическими и работают над улучшением социально-экономических и экологических условий своего населения. Странам также необходимо иметь четко определенное видение и стратегию в области образования, основанные на их истории, проблемах, потребностях, планах и перспективах, а также отражающие социально-экономические и культурные устремления их народов. Однако многие страны не имеют достаточных средств для развития высшего образования. Этим

странам может быть предоставлена всесторонняя международная помощь и поддержка, поскольку построение и укрепление систем и институтов высшего образования осуществляется в интересах всего мирового сообщества.

Сети высшего образования и университеты со всего мира должны расширить свое взаимодействие с университетами развивающихся стран. Цель международного взаимодействия должна состоять в способствовании укреплению местных институтов, чтобы они могли посредством исследований, обучения и взаимодействия предлагать решения для решения своих национальных и региональных проблем развития. Международные партнеры могут помочь посредством обмена сотрудниками и студентами, совместных исследований, совместных ученых степеней, контроля за студентами, разработки механизмов аккредитации, обеспечения качества и разработки учебных программ, которые способствуют глобальному осознанию и компетентности. Большая часть взаимодействия может осуществляться за счет использования различных цифровых технологий, программ и инструментов для онлайн-обучения и сотрудничества. Это могло бы сократить расходы на международное участие и помощь, а также обеспечить охват и возможность получения качественного образования для большего числа людей. Кроме того, любые международные инициативы по поддержке наращивания потенциала и укрепления высшего образования в развивающихся странах должны быть сосредоточены не только на университетах, но и на других формах послесреднего образования, включая техническое и профессиональное образование, колледжи, академии и институты. Акцент в любом взаимодействии должен быть сделан на устранении любых существующих препятствий для доступа высшего образования для всех, независимо от их убеждений, происхождения, пола или дохода.

Поддержка строительства высшего образования должна включать инвестиции не только в физическую, но и в «интеллектуальную» инфраструктуру учебных заведений. В частности, во многих странах неудовлетворительные условия найма преподавателей негативно влияют на качество высшего образования. Низкие зарплаты затрудняют привлечение квалифицированного персонала, поскольку профессора часто дополняют свой доход другой работой. Это, в свою очередь, отнимает драгоценное время от их деятельности в сфере преподавания и исследований. Если высшие учебные заведения в развивающихся странах хотят иметь возможность обучать, развивать, оплачивать и удерживать академический и профессиональный персонал, им потребуется увеличение расходов на высшее образование со стороны правительств, а также дополнительная помощь со стороны международных доноров и спонсоров.

Необходимо помнить, что вряд ли какой-либо университет, даже элитный из развитой страны, может реализовать масштабные проекты и помочь развивающимся странам в наращивании потенциала в секторе высшего образования без финансовой помощи международных доноров. Хотя внешнее

финансирование является ключевым моментом, влиятельные страны, международные организации и доноры должны воздерживаться от привязки политических и идеологических условий к своей помощи и поддержке высшего образования. В то время как большая часть иностранной помощи, включая помощь образованию, политизирована и используется для продвижения интересов стран-доноров и организаций, в дальнейшем необходимо найти способы отделить донорскую помощь высшему образованию от их геополитических соображений, вопросов безопасности или других соображений. Финансирование образования должно основываться на потребностях и интересах стран, которым требуется помощь. Кроме того, образовательные инициативы и программы должны быть разработаны, обоснованы и реализованы на местном уровне при необходимой внешней поддержке и помощи.

Хотя международные доноры на протяжении многих лет предоставляли значительные объемы помощи в целях развития вузовского образования, достигнув в 2020 году суммы в 4,9 млрд дол. США, большая часть этого финансирования не поступает в страны, которые в нем больше всего нуждаются. Поскольку укрепление высшего образования в развивающихся странах не является приоритетом ЦУР, следует ожидать, что многие международные доноры не будут заинтересованы в финансировании проектов и инициатив, которые не являются частью планов, целей и задач ЦУР. Хотя это представляет собой проблему для любых учреждений или сетей, заинтересованных мыслить нестандартно и по-прежнему поддерживать построение, реформирование и укрепление систем и учреждений высшего образования в развивающихся странах, им придется проявлять инициативу, творчески подходить к сбору средств и убеждать потенциальных доноров в целесообразности финансирования. Потенциальным донорам необходимо напомнить, что цель 4, задача 4.3 ЦУР, призывает обеспечить, чтобы к 2030 году все женщины и мужчины, соответствующие критериям, имели равный доступ к образованию.

Во многих странах транснациональное образование рассматривается как часть решения проблемы неудовлетворительного состояния местного высшего образования. Это используется рядом авторитетных университетов в мире и некоторыми из развивающихся стран для расширения своего глобального присутствия и получения дохода. В большинстве случаев учреждения, занимающиеся транснациональным образованием, рассматривают образование как товар. Хотя транснациональное образование может способствовать расширению доступа к высшему образованию, преодоление разрывов в краткосрочной перспективе в развивающихся странах, открытие филиалов и кампусов не приведут к укреплению местного потенциала высшего образования. В некоторых случаях расширение кампусов внешних филиалов может подорвать и разрушить местные инициативы и институты. Другая проблема заключается в предоставлении образования зарубежными

университетами, которые не обязательно учитывают местные интересы и потребности при создании и предоставлении коммерческих образовательных услуг. Это ставит под сомнение актуальность их учебных программ.

Выводы

Развивающиеся страны нуждаются в учебных программах в университетах, которые ставят их историю, реалии, проблемы, потребности и надежды в центр преподавания, обучения и исследований. Этого можно достичь только посредством сильных местных систем высшего образования и учреждений, способных предоставлять актуальное и качественное образование. Это также соответствует ЦУР 17 «Укрепить средства реализации и активизировать глобальное партнерство в целях устойчивого развития». В рамках этой цели Задача 17 призывает к уважению «политического пространства и лидерства каждой страны в разработке и реализации политики по искоренению бедности и устойчивому развитию». Этого можно достичь только посредством развития контекстно-ориентированных знаний и политики. Для этого странам нужны сильные местные институты, включая университеты, поскольку через них будет реализовываться политика для инклюзивного социально-экономического развития и экологической устойчивости. Формирование в развивающихся странах потенциала для институционального развития сектора высшего образования в должно стать одним из приоритетов ЦУР.

Список литература

[1] Cf, O. D. D. S. (2015). Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. United Nations: New York, NY, USA.

[2] Беспалый С.В. Особенности инклюзивного и устойчивого промышленного развития // URL: http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/archiv/2021/2/articles/1_1.pdf DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2021.02.001 (date of access: 10.10.2023).

[3] United Nations. (2015a) Sustainable development goals. Sustainable development knowledge platform. The Division for Sustainable Development. New York: United Nations. Available at https://sustainabledevelopment.un.org/ (date of access: 14.10.2023).

[4] UNESCO. (2018). Aid to Education: A Return to Growth: Policy Paper No. 36.

[5] Independent Evaluation Group. (2017). Higher education for development: An evaluation of the World Bank Group's support. World Bank.

[6] Buckland, P. (2005). Reshaping the future: Education and postconflict reconstruction. World Bank Publications.

[7] Беспалый С.В., Прохоров Е.С. Термин «социальная экономика»: сущность, понятие, международная идентификация // URL : http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/archiv/2022/1/articles/1_1.pdf DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2022.01.001(date of access: 22.10.2023).

[8] Pugh, M. (2011). Curing strangeness in the political economy of peacebuilding: traces of liberalism and resistance. In Rethinking the Liberal Peac (pp. 147-163). Routledge.

[9] Boyce, J. K. (2008). Post-conflict recovery: resource mobilization and peacebuilding. PERI Working Papers, 129.

References

[1] Cf, O. D. D. S. (2015). Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. United Nations: New York, NY, USA.

[2] Bespalyi S.V. Osobennosti inklyuzivnogo i ustoichivogo promyshlennogo razvitiya // [Elektronnyi resurs] URL: http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/archiv/2021/2/articles/1_1.pdf DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2021.02.001 (date of access: 10.10.2023).

[3] United Nations. (2015a) Sustainable development goals. Sustainable development knowledge platform. The Division for Sustainable Development. New York: United Nations. Available at https://sustainabledevelopment.un.org/ (date of access: 14.10.2023).

[4] UNESCO. (2018). Aid to Education: A Return to Growth: Policy Paper No. 36.

[5] Independent Evaluation Group. (2017). Higher education for development: An evaluation of the World Bank Group's support. World Bank.

[6] Buckland, P. (2005). Reshaping the future: Education and postconflict reconstruction. World Bank Publications.

[7] Bespalyi S.V., Prohorov E.S. Termin «social'naya ekonomika»: sushchnost', ponyatie, mezhdunarodnaya identifikaciya // URL : http://rectors.altstu.ru/ru/periodical/archiv/2022/1/articles/1_1.pdf DOI: 10.25712/ASTU.2410-485X.2022.01.001(date of access: 22.10.2023).

[8] Pugh, M. (2011). Curing strangeness in the political economy of peacebuilding: traces of liberalism and resistance. In Rethinking the Liberal Peac (pp. 147-163). Routledge.

[9] Boyce, J. K. (2008). Post-conflict recovery: resource mobilization and peacebuilding. PERI Working Papers, 129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.