Научная статья на тему 'Высшее образование и рынок труда: необходимость перемен'

Высшее образование и рынок труда: необходимость перемен Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1491
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / ДИПЛОМИРОВАННЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / РЫНОК ТРУДА / GRADUATES / JOB MARKET / MODERNIZATION OF HIGHER EDUCATION / UNEMPLOYMENT / YOUNG PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капустина Любовь Викторовна, Попова Екатерина Витальевна

Статья посвящена проблемам реформирования высшего профессионального образования. Авторы анализируют положения нового закона об образовании в Российской Федерации от 1 сентября 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education and job market: need for changes

This authors deal with the problems of reformation of educational system in Russia. The authors examine Higher Education Act from September 1, 2013.

Текст научной работы на тему «Высшее образование и рынок труда: необходимость перемен»

КОНЦЕПТ

Капустина Л. В., Попова Е. В. Высшее образование и рынок труда: необходимость перемен // Концепт. -2014. - № 06 (июнь). - ART 14143. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14143. htm. - Гос. рег.

научно-методический электронный журнал Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120Х.

ART 14143 УДК 331.5:378

Капустина Любовь Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара lkap@inbox.ru

Попова Екатерина Витальевна,

магистрант направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», г. Самара katirinna@mail.ru

Высшее образование и рынок труда: необходимость перемен

Аннотация. Статья посвящена проблемам реформирования высшего профессионального образования. Авторы анализируют положения нового закона об образовании в Российской Федерации от 1 сентября 2013 г.

Ключевые слова: модернизация высшего образования, рынок труда, безработица, дипломированные специалисты, молодежь.

Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Отношение университета и общества - вопрос фундаментальный. В мире, где понятие «работа» занимает ведущее место, перекос ни в сторону образования как такового, ни в сторону союза работодателей не ответит на нужды образованного и квалифицированного населения.

Ситуация на рынке труда для дипломированной молодежи ухудшается. Шесть месяцев спустя после получения диплома о высшем образовании более половины вчерашних студентов все еще находятся в состоянии поиска работы, треть имеет только временную занятость. Лишь 8-10% молодых специалистов удается найти постоянную работу.

Большинство молодых людей соглашаются на должности, которые не являются для них приоритетными и желаемыми. Лишь половина из них говорит, что найденная работа совпадает с их профессиональными ожиданиями и амбициями. Две трети молодых профессионалов начинают работать без каких-либо перспектив в карьерном росте.

Работа имеет главенствующее значение в сегодняшнем мире, равно как и ее отсутствие. Это одна из основных экономических баз и источник дохода. Это основной путь социальной интеграции и синоним реализации самого себя.

Последствия сегодняшнего экономического кризиса внесли свои коррективы в рынок труда. Именно молодежь, как никто другой, вынуждена сегодня ощущать все тяготы этого кризиса. Каковы причины сложившегося положения?

- Экономический рост в регионах не может поглотить поток всех соискателей, выходящих на рынок труда. Напротив, частные инвестиции движутся главным образом в те секторы экономики, которые не требуют создания большого количества рабочих мест.

- Отсутствие постоянного взаимообмена информацией между работодателями и молодыми соискателями может свести к минимуму любые попытки найти работу. Молодые соискатели не всегда знают, с чего начать и куда пойти в поисках вакантного места, нуждаясь в дополнительной помощи.

- Молодежь четко не осознает, что нехватка информации о вакантных местах является одной из серьезных проблем на современном рынке труда. Это дает ей право считать, что лишь наличие семейных и личных связей позволит найти приемлемую работу.

f\j ■Л f\j

ART 14143

научно-методический электронный журнал

УДК 331.5:378

Капустина Л. В., Попова Е. В. Высшее образование и рынок труда: необходимость перемен // Концепт. -2014. - № 06 (июнь). - ART 14143. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept ru/2014/14143. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

- Государство вкладывает средства в информационную составляющую на рынке труда, но делает это с недостаточной эффективностью. Соискателям предоставляется возможность записаться в государственные службы по трудоустройству, но доля молодых дипломированных специалистов в них не превышает 40 %. Государственные службы занятости не показывают высокой эффективности в помощи молодым: лишь 9-10% вчерашних студентов находят работу с помощью биржи труда.

- Частные агентства по трудоустройству, являясь более продуктивными, часто остаются недоступными для молодежи в силу дороговизны услуг. Также следует отметить, что данные организации работают, как правило, с довольно ограниченным и четко очерченным кругом работодателей на рынке труда.

- Отношения и ожидания работодателей и молодых соискателей играют важную роль в поиске рабочего места. К сожалению, молодежь, желающая найти работу своей мечты, может очень долго заниматься ее поисками, в то время как работодатели не спешат нанимать выпускников вузов, предпочитая кандидатов с серьезным опытом работы.

- Потенциальные работодатели не готовы вкладывать денежные средства в дополнительное образование молодых и неопытных специалистов. А так как экономический кризис оставил без работы большое количество профессионалов с опытом работы, то нанимателям нет необходимости нести финансовые потери, всегда имея возможность нанять опытного работника.

- Государство не субсидирует рынок труда, готовый брать на работу выпускников вузов и вкладывать в их образование дополнительные средства. Не существует системы покрытия издержек по найму молодых специалистов, равно как и системы поощрения.

- Отсутствует система преемственности между производственной практикой, которую необходимо пройти старшекурсникам в вузе, и последующим трудоустройством на эти предприятия.

- При ответе на вопрос «При прочих равных социальных условиях и равной зарплате где бы Вы предпочли работать?» дипломированная молодежь чаще всего высказывается в пользу определенных частных секторов экономики и государственных чиновничьих должностей, что ведет к значительным перекосам на рынке труда.

- Лишь незначительная часть молодежи готова после получения диплома о высшем профессиональном образовании создавать свои малые и средние предприятия. Чем выше становится доход страны, чем чаще молодежь стремится работать за зарплату, причем довольно высокую.

- Система образования не адаптирована к реальным потребностям рынка труда. Как следствие, выпускники вузов не могут найти работу, отвечающую их квалификации и ожиданиям. Запрашиваемая работодателями квалификация выпускников вузов часто не соответствует той, которую выпускники получают в высших учебных заведениях.

- Государственные и политические институты не способны эффективно противостоять реформам на рынке труда и выработать необходимую макроэкономическую стратегию.

Каковы последствия возросшей безработицы среди дипломированной молодежи?

- Повышение уровня бедности: нехватка личных финансовых средств в совокупности с невозможностью успеть заработать себе на пенсию.

- Потеря ценности высшего образования: невозможность в течение длительного времени найти работу обесценивает необходимость получения высшего образования. Диплом превращается в ненужную вещь.

«vi О nj

ART 14143

научно-методический электронный журнал

УДК 331.5:378

Капустина Л. В., Попова Е. В. Высшее образование и рынок труда: необходимость перемен // Концепт. -2014. - № 06 (июнь). - ART 14143. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept ru/2014/14143. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

- Ослабление социальных и культурных институтов: безработица среди молодежи подрывает социальные и культурные устои и ведет к невозможности создать семью, построить дом и т. п.

- Политическая нестабильность: социальная фрустрация и развенчание иллюзий, вызванных невозможностью найти достойную работу, может стать отправной точкой для ощущения отверженности, как в личном плане, так и в коллективном.

Каковы пути выхода из сложившейся ситуации?

- Институциональные реформы: главенство права и противодействие коррупции.

- Укрепление судебной системы: борьба с гендерной дискриминацией на рынке труда, защита прав молодежи.

- Стимулирование создания новых предприятий: использование финансовых, налоговых и законодательных инструментов с целью образования малых и средних предприятий. Улучшение финансового климата. Увеличение транспарентности на рынке труда.

- Партнерство государства и частного бизнеса.

- Определение четкой макроэкономической стратегии правительства в секторах экономики, обеспечивающих наибольшее количество рабочих мест.

- Реформа образования: большинство регионов достигло достаточно высокого уровня образования среди молодежи. Большое количество студентов получают дипломы о высшем образовании. Тем не менее следует сделать акцент на качестве образования с целью обеспечить получение необходимых компетенций, соответствующих потребностям современного рынка труда.

Проблемы, с которыми сталкиваются выпускники вузов, заставляют задуматься о необходимости для университетов сотрудничать с работодателями и адаптировать свои программы к новым требованиям.

Университеты должны организовывать различные форумы и выставки в рамках программ, целью которых является сопровождение молодых специалистов в их желании найти работу. Особо следует отметить важность таких встреч, направленных на сближение академического образования и бизнеса, подчеркнуть важность человеческого капитала в развитии экономики и повышении конкурентоспособности.

Развитие новых социально-экономических отношений в России привело к необходимости реформирования области образования, в частности высшей школы.

Целью модернизации высшего профессионального образования является усиление вклада профессионального образования в социальную и культурную модернизацию России для повышения глобальной конкурентоспособности страны.

В рамках модернизации образования России с 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон об образовании в Российской Федерации [1].

Главным приоритетом модернизации ВПО является разработка новых образовательных программ с учетом критериев, предъявляемых рынком труда в рамках социально-культурного и экономического развития. В результате мы ожидаем составления гибких образовательных программ, которые будут изменяться в соответствии с требованиями работодателей. Внедрение вышеобозначенных образовательных программ, направленных на получение прикладных квалификаций, предполагающих обучение «на рабочем месте», позволит решить проблему массовой подготовки специалистов для рынка труда.

На сегодняшний день в России функционирует 969 образовательных организаций высшего профессионального образования, из которых 578 государственных и муниципальных образовательных учреждений и 391 негосударственное образовательное учреждение.

м Q м

КОНЦЕПТ

Капустина Л. В., Попова Е. В. Высшее образование и рынок труда: необходимость перемен // Концепт. -2014. - № 06 (июнь). - ART 14143. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14143. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14143 УДК 331.5:378

В табл. 1 представлены данные о количестве образовательных учреждений высшего профессионального образования за последние пять лет [2; 3].

Таблица 1

Образовательные учреждения высшего профессионального образования

Образовательные учреждения ВПО Годы

2009 2010 2011 2012 2013

Все образовательные учреждения ВПО 1114 1115 1080 1046 969

Государственные и муниципальные образовательные учреждения ВПО 662 653 634 609 578

Негосударственные образовательные учреждения ВПО 452 462 446 437 391

По данным табл. 1, в 2013 г. основную долю, а именно 59,6%, составляют государственные и муниципальные образовательные учреждения ВПО. Важно отметить, что за рассматриваемый промежуток времени число образовательных учреждений ВПО сократилось на 13%.

В табл. 2 приведены данные о численности студентов, обучающихся в образовательных учреждениях ВПО, за последние пять лет.

Таблица 2

Число студентов в образовательных учреждения ВПО (тыс. человек)

Образовательные учреждения ВПО Годы

2009 2010 2011 2012 2013

Все образовательные учреждения ВПО 7418,8 7049,8 6490 6073,9 5646,7

Государственные и муниципальные образовательные учреждения ВПО 6135,8 5848,7 5453,9 5143,8 4762

Негосударственные образовательные учреждения ВПО 1283 1201 1036 930,1 884,7

По данным за 2013 г., в образовательных учреждениях ВПО численность студентов составляет 5646,7 тыс. человек, что на 23,8% меньше, чем в 2009 г. При этом 84,3% от общей численности студентов обучаются в государственных и муниципальных учреждениях ВПО.

Анализ вышеуказанных данных выявляет сокращение образовательных учреждений высшего профессионального образования и численности студентов в них, соответственно. Данная проблема отражается на общем снижении качества образовательных результатов, а именно эффективности деятельности образовательных учреждений, что и привело к их сокращению. Актуальна и проблема «псевдообразования», торговли дипломами, характерная для небольших филиалов вузов, расположенных в малых городах.

ГУ r\J

ART 14143

научно-методический электронный журнал

УДК 331.5:378

Капустина Л. В., Попова Е. В. Высшее образование и рынок труда: необходимость перемен // Концепт. -2014. - № 06 (июнь). - ART 14143. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept ru/2014/14143. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Сокращение численности студентов может быть обусловлено одной из острейших проблем - несоответствием структуры профессионального образования и потребностей рынка труда: значительная доля вузов практически утратила связь с рынком труда. Как следствие - снижающееся качество профессиональной подготовки. Также не нашла своего решения и проблема качества обучения, получаемого в заочной и очно-заочной формах.

Следующей задачей является специализация вузов в рамках качественной, количественной и территориальной оптимизации, то есть формирование определенных групп высших учебных заведений со своими специфическими миссиями, задачами и целями. Таким образом, в России должны сформировать следующие группы вузов:

1) фундаментальные научно-исследовательские вузы мирового класса, которые позволят обеспечить одну из лидирующих позиций России в глобальной прикладной науке;

2) отраслевые лидеры российской экономики;

3) вузы социальной и гуманитарной направленности;

4) вузы по подготовке программ бакалавриата, в том числе прикладного бакалавриата, и программ специалитета для региональных рынков труда;

5) крупные центры заочного (дистанционного) образования.

Ключевым моментом модернизации в рамках долгосрочного развития станет вовлечение студентов и ППС в научные исследования для конкретных потребителей и рынков труда.

В рамках модернизации системы образования России на дальнейшую перспективу разработана государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., целью которой является обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики [4].

В связи с социально-экономической стратегией России на период до 2020 г. выделяется два сценария дальнейшего развития: консервативный и реформаторский [5].

Консервативный сценарий подразумевает позитивные тренды системы профессионального образования, которые сохранят свою герметичность по отношению к внешней среде. Данный сценарий позволит избежать ограничений доступности высшего образования, изменение структуры образовательных программ. Однако диспропорции рынка труда и проблемы развития экономики останутся.

По реформаторскому сценарию произойдет изменение диспропорции между образованием и рынком труда. Условие положительного развития данного сценария - это прекращение комплектования Вооруженных сил по призыву. Это позволит сократить спрос на программы высшего образования в пользу программ среднего профессионального образования минимум на 20-25%.

Вся модернизация ВПО не может произойти без качественного обновления профессорско-преподавательского состава вузов, что потребует, помимо постоянных мер по повышению квалификации преподавателей, привлечения талантливых молодых специалистов в сферу высшего профессионального образования; также целесообразен переход на эффективный контракт между преподавателями и организациями ВПО.

Сегодня определены первоочередные меры модернизации высшего профессионального образования. Структурная и институциональная перестройка высшего профессионального образования и усиление его ориентации на федеральный и местные рынки труда снизят потребность экономики в импорте рабочей силы в полтора-два раза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PU г М

КОНЦЕПТ

Капустина Л. В., Попова Е. В. Высшее образование и рынок труда: необходимость перемен // Концепт. -2014. - № 06 (июнь). - ART 14143. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2014/14143. htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 14143 УДК 331.5:378

Современное поколение менее богатое, но более образованное, менее зависимое и более автономное, менее коллективное, но более взаимосвязанное, менее интересующееся политическими партиями, но более подверженное желанию быть социально значимым. Никакое другое поколение не являлось столь дипломированным, как это. Именно оно должно противостоять кризису.

Предприятия сегодня нуждаются в квалифицированных работниках, способных к критическому мышлению и проявлению инициативы. Далее невозможно раздельное существование высшего образования и рынка труда. Требование наличия хоть какого-нибудь диплома о высшем образовании как «спасательного круга» на рынке труда уходит в прошлое. Работодатели, работники образовательных учреждений, студенты действуют отныне сообща, чтобы исследования, знания, диплом, квалификация и работа шли рядом в гармонии.

Ориентированность программ высших учебных заведений на реальные потребности рынка труда, грамотное заполнение информационного пространства между выпускниками вузов и работодателями, существенное изменение подхода к проведению производственной практики в высших учебных заведениях призваны устранить возникший дисбаланс между образованием и рынком труда.

Однако развитие социально-экономического общества в России будет требовать дальнейших мер по оптимизации системы высшего образования.

Ссылки на источники

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». -URL: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23125.html.

2. Федеральная служба государственной статистики. Основные показатели образования. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/obr-svod1.htm.

3. Федеральная служба государственной статистики. Образование в 2013 г. - URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_01/IssWWW. exe/Stg/d 12/3-5.htm.

4. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146497/?frame=1.

5. Стратегия 2020: новая модель роста - новая социальная политика. - URL: http://www.kommersant.ru/Docs/2011/2011d153-doklad.pdf .

LyubOV Kapustina, ISSN 2304-120Х

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of foreign languages, Samara State University of Economics, Samara lkap@inbox.ru Ekaterina Popova,

Master student, Samara State University of Economics, Samara

katirinna@mail.ru = -7-c 3 ri,. г 3,,, 2

Higher education and job market: need for changes Abstract. This authors deal with the problems of reformation of educational system in Russia. The authors examine Higher Education Act from September 1, 2013.

Key words: modernization of higher education, job market, unemployment, graduates, young people. References

1. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii». Available at: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/23125.html. - [Data obrashhenija 05.05.2014] (in Russian).

2. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Osnovnye pokazateli obrazovanija. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/obr-svod1.htm - [Data obrashhenija 05.05.2014] (in Russian).

3. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Obrazovanie v 2013 g. Available at: http://www.gks.ru/bgd/regl/b13_01/IssWWW.exe/Stg/d12/3-5.htm - [Data obrashhenija 05.05.2014] (in Russian).

4. Gosudarstvennaja programma Rossijskoj Federacii «Razvitie obrazovanija» na 2013-2020 go-dy, utverzhdennaja rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 15 maja 2013 g. № 792-r. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146497/?frame=1. [Data obrashhenija 05.05.2014] (in Russian).

5. Strategija 2020: novaja model' rosta - novaja social'naja politika. Available at: http://www.kommersant.ru/Docs/2011/2011d153-doklad.pdf . - Data obrashhenija [05.05.2014] (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

977230412014206

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.