Научная статья на тему 'Высшее образование и бизнес направления взаимодействия'

Высшее образование и бизнес направления взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВОЙ РЫНОК И ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И УНИВЕРСИТЕТОВ / ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ / INSURANCE / INSURANCE MARKET AND HIGHER EDUCATION / COOPERATION BETWEEN BUSINESS AND UNIVERSITIES / PRACTICE OF THE STUDENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Маркаров Дмитрий Эдуардович, Злобин Евгений Валентинович

В статье описывается опыт организации взаимодействия между крупнейшей российской страховой компанией РОСГОССТРАХ и университетами Москвы по реализации инновационных бизнес-проектов силами студентов в подразделениях центрального офиса компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher education and business: directions of interaction

The article describes the example of organizing cooperation between the biggest Russian insurance company ROSGOSSTRAH (RGS) and Moscow universities in realization of innovation projects by students in the central RGS office departments.

Текст научной работы на тему «Высшее образование и бизнес направления взаимодействия»

Д.Э. МАРКАРОВ, докт. экон. наук, первый вице-президент Е.В. ЗЛОБИН, канд. истор. наук, директор Управления ООО «РОСГОССТРАХ»

Высшее образование и бизнес - направления взаимодействия

В статье описывается опыт организации взаимодействия между крупнейшей российской страховой компанией РОСГОССТРАХ и университетами Москвы по реализации инновационных бизнес-проектов силами студентов в подразделениях центрального офиса компании.

Ключевые слова: страхование, страховой рынок и высшее образование, взаимодействие бизнеса и университетов, практика студентов.

В реализации поставленных руководством страны задач глубокой модернизации российской экономики очень важно установить эффективное, практическое взаимодействие системы высшего образования и реального бизнеса. Одной из специфических проблем для отношений между системой высшего образования в России и страховым рынком является отсутствие ясно сформулированного количественно-качественного заказа от бизнеса на подготовку специалистов в области страхования. Профессиональные объединения страховщиков, прежде всего - Всероссийский союз страховщиков (ВСС) и Российский союз автостраховщиков (РСА), объединяющие подавляющее большинство страховых компаний России, не смогли сформулировать общие требования к выпускникам, перечень тех компетенций, которые должны формироваться в ходе обучения в учебных заведениях ВПО в условиях внедрения стандартов нового поколения. К сожалению, до сих пор специалисты из реального страхового бизнеса и профессорско-преподавательский состав представляются взаимно не пересекающимися множе-

ствами. Для компании РОСГОССТРАХ, как системообразующей на российском страховом рынке, проблема взаимодействия с системой высшего образования представляется весьма актуальной и насущной [1].

Если говорить о потребностях отрасли, то страховые компании в первую очередь нуждаются в продавцах страховых продуктов, в организаторах продаж, которые владеют не только страховыми знаниями, но и мастерством ведения переговоров с потенциальными клиентами, а также в специалистах по урегулированию убытков [2]. Однако в силу определенного академизма классические кафедры не просто не понимают потребностей бизнеса, но само слово, к примеру, «страховой агент» воспринимается на профильных кафедрах как нечто ругательное. В итоге в системе высшего образования шла подготовка т.н. «офисного планктона», бесчисленного множества псевдоандеррайтеров 1 и актуариев 2, ориентированных на работу в офисе за компьютером с неограниченным трафиком в сети. Учебные планы и программы, как правило, не сверяются с бизнесом, научно-методические конференции в т.н. УМО проходят

1 Андеррайтер (от английского underwriter - подписывающий) - в российской практике специалист по оценке риска в конкретной области бизнеса (автострахование, строительно-монтажные работы и пр.). Как правило, должен иметь большой опыт работы; численность их в персонале компании не превышает нескольких процентов.

2 Актуарий - специалист по страховой статистике, использующий математико-статисти-ческие методы для расчёта стабильности страхового портфеля компании, страховых тарифов и пр. Численность их также исчезающее мала.

без приглашения потенциальных работодателей.

Российскому страховому рынку необходимы молодые специалисты, которые имеют хотя бы первичное представление о реальных бизнес-процессах, реальных страховых продуктах и т.д. Знакомство студентов с настоящим финансовым и страховым бизнесом возможно только на практике или на стажировке в компании. Эту возможность студентам предоставляет компания РОСГОССТРАХ, обладающая самой большой в страховании филиальной сетью (более 3000 точек) на всей территории Российской Федерации. Всего в группе компаний РОСГОССТРАХ, которая в текущем году отметит 90-летие, за последние пять лет прошло практику более 11 000 студентов. Полезность этой формы взаимодействия высшего образования и бизнеса одна студентка Финансовой академии при Правительстве РФ (в настоящее время - Финансовый университет) оценила следующим образом: «За две недели практики в компании я узнала о страховании больше, чем за четыре года учебы в академии ».

Понимая степень социальной ответственности бизнеса и продолжая оказывать действенную, конкретную поддержку российскому высшему образованию, РОСГОССТРАХ в течение последних двух лет реа-лизовывал новую программу по привлечению талантливых студентов из московских вузов - «Вектор взлета». Одна из целей программы заключалась в формировании потенциального кадрового резерва из числа наиболее перспективной части студенческой молодежи, способной принимать участие в решении амбициозных бизнес-задач компании, желающих добиться профессиональных высот в страховой сфере, получить практический опыт разработки корпоративных проектов в различных структурных подразделениях, а также приобщиться к корпоративным ценностям самой большой страховой компании России. Вместе с тем компания преследовала и

задачу произвести своеобразный ребрен-динг сложившегося стереотипа отношения к РОСГОССТРАХу как финансовому рудименту, оставшемуся от советского прошлого, как к компании, которая работает исключительно с людьми пенсионного возраста. Одной из целей реализации программы было сформировать образ привлекательного российского работодателя для выпускников московских вузов, избалованных предложениями о трудоустройстве не только от отечественных работодателей, но и от иностранных филиалов и компаний.

В ходе реализации программы лучшие представители студенческой молодежи Москвы получили приглашение для выполнения инновационных исследовательских проектов с последующим трудоустройством в РОСГОССТРАХе на конкурсной основе. В дальнейшем программу планируется распространить на другие крупнейшие научно-педагогические центры России.

Сверхидея программы заключается в генерации инновационных бизнес-идей силами наиболее способныхи инициативных студентов. Мы хотели бы не просто использовать творческий потенциал талантливой молодежи, их знания и умения. Цель топ-менеджмента - сделать управляющий всей системой РОСГОССТРАХа центральный офис компании студенческой творческой лабораторией, своеобразным бизнес-парком, инкубатором креативных идей и подходов, которые обеспечили бы прорыв компании в будущее российского страхового рынка.

Правлением компании были определены следующие этапы работы по реализации программы:

• формулирование инновационных проектов, реализация которых требует привлечения студентов, и подготовка их кратких презентаций;

• проведение массовых презентаций проектов в профильных московских вузах;

• сбор поступивших заявок на участие в проектах и анкет, проведение собеседо-

ваний с кандидатами, отбор и оформление участников по договорам оказания услуг;

• практическая работа студентов над проектами;

• социальные мероприятия по сплочению студентов и приобщению их к корпоративным ценностям(конкурсы, тренинги и деловые игры);

• публичная защита проектов, рекомендации и зачисление лучших на работу в компанию;

• освещение хода работы над программой среди сотрудников компании, в федеральных СМИ и СМИ учебных учреждений.

Реализация программы началась с того, что в коллективах бизнес-подразделений компании по заданию руководства был сформулирован ряд инновационных проектов, реализацию которых планировалось возложить на студентов. Инновационность заключалась в том, что проекты не дублировали повседневную работу сотрудников, не повторяли серую офисную рутину, но содержали в себе некую изюминку, которая могла бы быть интересна для студента. Содержание предложенных проектов не вписывалось в регламентируемый круг служебных обязанностей и должностных инструкций, а дополняло и расширяло их. Необычность и новизна заданий позволяли молодёжи применить на практике све-жеполученные в вузе теоретические знания.

В то же время руководители проектов получили уникальный шанс не только освежить с помощью студентов какие-то теоретические положения, но и заразиться от

молодёжи энтузиазмом и активностью, отсутствием не сформировавшегося пока ещё пиетета и чинопочитания. Сотрудникам представилась возможность потренироваться в руководстве подчинёнными, выработать либо улучшить управленческие навыки, получить практику проектной деятельности.

На основе подготовленных в бизнес-подразделениях описаний проектов были организованы массовые презентации программы, которые прошли в МГУ им. М.В. Ломоносова, Финансовом университете при Правительстве РФ, Государственном университете управления, МЭСИ и др. вузах. Для выступлений перед студентами приглашали не только менеджеров программы, но и руководителей проектов, топ-менеджеров компании из числа выпускников данного вуза. Особый интерес у студентов вызвали выступления Президента группы компаний РОСГОССТРАХ Д. Хачатурова и, как ни странно, выступления тех студентов, которые уже активно работали в программе. Сводные итоги презентаций приведены в табл. 1.

Анализ данных позволяет сделать вывод об увеличении масштабов реализации презентационной составляющей программы и росте общего интереса студентов к проектам. Участникам презентаций, проявившим интерес к конкретным проектам, предоставлялась возможность заполнить специально разработанную анкету с указанием проектов, в реализации которых они хотели бы принять участие.

Таблица 1

Учебный год / показатели 2009-2010 2010-2011 За 2 года

Проведено презентаций 9 14 23

Вузы - участники программы (сокращенные названия) МГУ им. М.В. Ломоносова, ВШЭ (У), ФУ при Правительстве РФ, МЭСИ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, ГУУ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МГИМО (У), АТИСО

Присутствовало студентов 430 711 1141

Подано заявок (заполнено анкет) 129 200 329

Прошли собеседования 80 90 170

Зачислено для участия в программе 42 45 87

Конкурс для участия в программе (студентов на место) 3 4

Полученные в ходе презентаций анкеты студентов изучались и анализировались, после чего часть кандидатов пригласили для личного собеседования. Первоначальный отбор проводили специалисты по набору персонала, далее собеседования вели уже непосредственно руководители проектов. В том случае, если студент не подходил для какого-то проекта определенного Департамента, ему предлагались на выбор другие вакансии в других проектах. Некоторые студенты в этом случае участвовали в 34-х собеседованиях.

В случае если кандидат удовлетворял всем условиям, он проходил полный цикл оформления на работу в компании, включая согласование со службой безопасности, подписание соглашения о неразглашении информации, составляющей коммерческую тайну, оформление необходимых допусков, зарплатных пластиковых карт, временных электронных пропусков в офис. С каждым студентом заключался индивидуальный договор гражданско-правового характера на выполнение определенных работ в соответствии с помесячными задачами конкретного проекта. Акты выполненных работ закрывались каждый месяц. Подобная схема позволяла прекращать сотрудничество с теми студентами, которые неэффективно работали в проектах. Всего за два года из проектов по разным причинам было отчислено около десятка студентов; их заменяли другими, числящимися в листе ожидания.

Денежное вознаграждение студентам устанавливалось в размере 10 000 рублей за первые три месяца работы над проектами, а затем повышалось до 15 000 рублей (это сумма, получаемая студентами на руки). При этом студенты должны быть заняты в работе над проектами около 20 часов в неделю. Чтобы не нанести вреда учебной активности, предусматривался максимально гибкий и адаптивный график загрузки и обязательного посещения офиса, а по некоторым проектам, допускавшим

дистанционную работу(например,анализ Интернет-среды), студенты появлялись в офисе один-два раза в месяц.

Для работы в офисе студентам были выделены специальные рабочие места, предусматривающие сменную (2-3 человека на компьютер) работу. Для обеспечения должного уровня информационной безопасности был сформирован специальный студенческий сегмент компьютерной сети компании. Доступ к внутренним информационным ресурсам, информационным системам для студентов осуществлялся по запросам руководителей проектов в соответствии с внутренними регламентами, как для штатных сотрудников компании.

Спектр студенческих проектов был чрезвычайно широк и отразил практически все реальные основные бизнес-процессы в компании. Многие разработки студентов носили инновационный, нестандартный характер. О практической значимости выполненных студентами исследовательских работ в проектах говорят следующие примеры. Рассчитанный экономический эффект, полученный только одним из студентов, который работал в департаменте бухучета и занимался внедрением МСФО в компании, составил 2 млн. рублей. К моменту защиты он уже был зачислен в штат. По результатам работы студентки из МЭСИ объём дебиторской задолженности компании снизился на 72%. А реализация идей, положенных в основу проекта студентки ВШЭ (У), позволила сократить сроки формирования единой отчётности в компании сразу на неделю. Ещё одним уникальным результатом стало программное обеспечение, разработанное студентом ВШЭ (У) для реализации страхового проекта с ОАО РЖД. А студент РЭУ им. Г.В. Плеханова сумел создать оригинальный калькулятор ОПО-2, ценность которого в связи с предстоящим введением обязательного страхования опасных объектов для компании особенно высока.

Привлеченные в программу студенты получили возможность поработать во всех

трех основных каналах продаж: розничном, корпоративном, посредническом. Особенно многочисленным (8 студентов) был студенческий мини-отряд в блоке корпоративного страхования под руководством одного из начальников отделов развития продаж.

Активно использовался творческий потенциал студентов в департаменте, занимающемся добровольным медицинским страхованием (ДМС). Спектр тематики выполненных работ был достаточно широк и позволил успешно применить полученные в ходе обучения знания - от разработки калькулятора программ ДМС до анализа стоимости обслуживания в лечебно-профилактических учреждениях. Причём в последнем случае, чтобы получить репрезентативные данные, студентам МГУ пришлось обсчитать более полумиллиона(!) процедур у 15000 клиентов компании, обратившихся за лечебной помощью.

Благодаря созданной студентами базе данных и системе прямых контактов с федеральными и региональными СМИ удалось повысить уровень медиа-присутствия компании в полтора раза по сравнению с ближайшими коллегами по рынку: 2800 упоминаний об РГС в СМИ в сравнении с 2127 - об Ингосстрахе.

Итоговые защиты выполненных работ проводились в формате кратких (не более 15 минут) презентаций, ответов на вопросы и кратких резюме руководителей проектов. При этом мнение всех выступивших на итоговой защите руководителей было единым: студенты - участники программы «Вектор взлёта» - не просто решили поставленные перед ними задачи, но и «сумели в повседневную работу привнести элементы стратегического взгляда на бизнес-процессы...», «как в сказке находили решения там, где это казалось невозможным».

Более двух десятков инновационных проектов послужили основой для дипломных работ, успешно защищенных студентами в своих университетах. А по итогам

двух лет реализации программы более 30 студентов было рекомендовано к трудоустройству в компании группы РОСГОССТРАХ; они успешно влились в коллектив сотрудников. В свою очередь, руководители проектов из числа сотрудников не только получили определенный опыт проектной деятельности, но и смогли усовершенствовать навыки управленческой работы с такой специфической, но весьма перспективной категорией персонала, как студенческая молодёжь. По итогам реализации проектов всем руководителям приказом Президента группы компаний РОСГОССТРАХ была объявлена благодарность.

Ещё одной важной составляющей данной образовательной программы стала высокая медиа-активность - как по внутренним, так и по внешним каналам коммуникаций. Реализуемые в рамках программы мероприятия послужили информационным поводом для нескольких десятков электронных рассылок кратких иллюстрированных материалов среди всех сотрудников компании. На сайтах учебных учреждений, участвующих в программе, были размещены новости, интервью со студентами, репортажи с презентаций компании и пр. Представляется, что подобные публикации позволили вузам наглядно показать эффективность установленных связей и контактов с компанией, которая является крупнейшим работодателем в своем сегменте рынка.

В целях формирования социальной сети участников программы, включая и тех, кто ещё продолжает обучение или же не был трудоустроен в компанию, каждый из них получил памятные сувениры и оптические диски с фотографиями, видеофильмами и списками всех коллег по совместной работе. Было также организовано общение студентов через сайт компании, блог РГС, а также через соцсети «ВКонтакте » и Facebook.

Организация подобной масштабной практики студентов, которая состоит в реализации конкретных и востребованных

российским бизнесом инновационных проектов, - важный элемент повышения эффективности высшего профессионального образования. Осуществление подобных инновационных бизнес-программ позволит повысить практикоориентированность учебного процесса в высшей школе, будет способствовать формированию необходимых для работы в реальном бизнесе компетенций, соответственно, выше будет и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Более активное участие профессорско-преподавательского состава профильных кафедр в проектах не только обеспечивает выполнение планов и заданий для кафедр по научным разработкам, но и существен-

но обогащает содержание и тематику читаемых курсов и предлагаемых для выполнения студентами дипломных и контрольных работ.

Литература

1. Состояние и проблемы профессионально-

го образования в Российской Федерации (на опыте подготовки кадров для страховой отрасли): Материалы Первой Всерос. науч.-практ. конф. по проблемам страхового образования / Росгосстрах; Урал. гос. экон. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2007.

2. Злобин Е.В. Где готовят продавцов для рын-

ка? // Организация продаж страховых продуктов. 2006. № 2. С. 102-111.

MARKAROVD, ZLOBIN E. HIGHER EDUCATION AND BUSINESS: DIRECTIONS OF INTERACTION

The article describes the example of organizing cooperation between the biggest Russian insurance company ROSGOSSTRAH (RGS) and Moscow universities in realization of innovation projects by students in the central RGS office departments.

Key words: insurance, insurance market and higher education, cooperation between

business and universities, practice of the students.

g

^^^ НАУЧНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ Импакт-фактор РИНЦ 2010

2 Вопросы экономики 3,492

14 Вопросы образования 0,942

15 Социологические исследования 0,91

31 Вопросы философии 0,735

32 Открытое образование 0, 699

68 Философия образования 0,538

70 Педагогика 0,528

79 Высшее образование в России 0,506

189 Alma mater (Вестник высшей школы)

0,318

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.