алгатавкд
Высшая школа: основные направления социально-педагогических исследований и подготовка социальных педагогов
(кафедра педагогики высшей школы МПГУ)1
Максим Викторович Никитский,
доцент кафедры педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук
1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 09-06-00169а).
В 2009 году в нашей стране впервые отмечался День социального педагога и социального работника. Этот факт, безусловно, свидетельствует о том, что в наши дни социальная педагогика, с одной стороны, представляется важнейшей отраслью гуманитарных знаний, а с другой — актуальной практической сферой реализации задач социального развития и социального воспитания человека.
• влияние социально-педагогических факторов на воспитание • социально-педагогическое исследование • социализация личности • производственная практика студентов
Сегодня почти все учебные заведения высшего или среднего профессионального образования включают подразделения, исследующие различные стороны социально-педагогической реальности, готовя специалистов, кроме прочего, и к активной социально-педагогической деятельности. Последнее продиктовано пониманием того, что одной из характеристик современного этапа развития педагогической науки является устойчивый интерес к изучению социально-педагогических факторов, влияющих на воспитание и развитие личности.
Факультет педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, имеющий в своих стенах кафедру педагогики высшей школы, также не остаётся безучастным к предметам социально-педагогического исследования. Так, научная школа под руководством чл.-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора А.В. Мудрика исследует такую проблему, как условия социализации личности. Так сложилось, что педагогические исследования, осуществляющиеся на нашей кафедре, не являются достоянием исключительно
-е-
ПОДГОТОВКА КАДРОВ
профессорско-преподавательского состава. Можно сказать, что это наше кафедральное научно-исследовательское кредо — разработка той или иной педагогической проблематики всегда строится во взаимодействии со студентами и аспирантами. Более того, большой процент выпускников нашей кафедры, которые в последующем защищают кандидатские диссертации, начинали разработку проблематики своего исследования, будучи студентами 3-го курса. И вот о последних научных исследованиях, точнее о направлениях социально-педагогических исследований, которые осуществляются на нашей кафедры, мне бы хотелось кратко рассказать.
Наш главный исследовательский вектор направлен на изучение различных аспектов социализации человека, а сама социализация понимается как развитие и самоизменения человека в процессе усвоения и воспроизводства со-циальныхнорм и культурных ценностей. Этот процесс проходит во взаимодействии с многочисленными и многообразными факторами, функция и значимость которых на различных этапах становления личности не только взаимодополняемы, но и часто противоречивы. Выявление и обоснование социально-педагогического потенциала факторов социализации и определяют конкретные направления наших последних исследований. Сегодня на нашей кафедре — три направления социально-педагогических исследований:
1. Исследование проблематики создания условий для развития и ценностной ориентации личности в воспитательных организациях различного типа.
Воспитательные организации мы типологизируем по ряду параметров, а также по совокупности нескольких из них: по принципу вхождения в них их членов, по юридическому статусу, по ведомственной принадлежности, по степени открытости-закрытости, по длительности функционирования, по половозрастному составу. По сути, это изучение особенностей построения процесса социального воспитания в этих организациях, которое, как нам представляется, возможно осуществить, решив социально-педагогические задачи организации социального опыта детей, их образования и оказания им в процессе воспитательной работы индивидуальной помощи.
Члены научной группы, проводящие исследования в этом направлении, осуществляют эмпирическое изучение воспитательных организаций различного типа, что позволяет их характеризовать в связи с теми особенностями, которые, собственно, и отличают эти организации друг от друга, а также в зависимости от того, инновационная ли воспитательная организация или массовая по специфике постановки и реализации целей социального воспитания. Полученные материалы позволяют подтвердить (а порой и опровергнуть) ряд общепедагогических характеристик, а также уточнить и выявить особенные характеристики, определяемые типом воспитательной организации и её индивидуальными особенностями (такими, например, как специфика созданной в организации воспитательной системы, особенности быта и содержания жизнедеятельности и ряда других).
За последние время нами исследованы такие следующие воспитательных организаций: школы здоровья (О.М. Малкина), детские спортивные шко-
М.В. Никитский. Высшая школа: основные направления социально-педагогических исследований и подготовка социальных педагогов
лы (Г.П. Бобылев), оздоровительная школа-интернат (Т.В. Сурнина), православная воскресная школа (Е.А. Никитская) и ряд других (лицеи, экономическая школа, школа для детей с девиантным поведением, детские оздоровительные лагеря, городские, сельские и поселковые учреждения дополнительного образования). В этом году началось исследование моноэтнических и полиэтнических воспитательно-образовательных учреждений (русско-литовской школы, азербайджанского образовательного центра и ряда других).
2. Исследование социально-педагогических особенностей различных видов поселений как факторов социализации подрастающих поколений, к которым относятся сельские поселения, города различной масштабности, посёлки различных типов.
Исследовательские акценты нами делаются на изучении социокультурных особенностей и социально-педагогического потенциала того или иного вида поселения, а также выявлении социально-педагогических условий использования позитивных и коррекции негативных реалий социализации подрастающих поколений.
Внутри этого направления социально-педагогических исследований особым образом изучаются условия, которые необходимы для позитивного развития и ценностного ориентирования жителей того или иного вида поселения в рамках муниципальных систем социального воспитания.
К настоящему времени основательно изучены такие виды поселений, как малый город (М.В. Никитский), станица (Н.Е. Романюта), в процессе изучения находятся другие виды сельских и городских поселений, а также разработаны вариативные системы социального воспитания в малом городе, в сельских поселениях и станице.
3. Исследование феноменологии подростковых и юношеских субкультур.
Мы изучаем природу и историю феномена подростково-юношеской субкультуры (как плода дифференциации культуры, как объекта самостоятельного научного исследования в ХХ веке), многочисленные классификации и типологии субкультур, разрабатываемые по различным основаниям. Важное основание наших исследований — понимание субкультуры не только и не столько как априори контркультурного явления, а феномена, имеющего три ведущих вектора: просоциального, асоциального и антисоциального. Важно также отметить: члены научной группы, проводящие свои исследования в этом направлении, исходят из того, что субкультура как социально-педагогическое явление может фиксироваться у представителей не только подростково-юношеского возраста, но и у представителей иных возрастных слоёв, а также в слоях и группах, выделяемых по иным основаниям (поселенческим, профессиональным, социокультурным, религиозным и пр.). Социально-педагогическая характеристика той или иной субкультуры даётся на основе анализа таких её универсальных признаков: ценностные ориентации, нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношения, предпочитаемые источники инфор-
П О Д Г О Т О В К А К А Д Р О В
мации и их иерархия, символика, эстетические пристрастия, способы времяпрепровождения, жаргон, игры, фольклор.
В настоящее время члены научной группы изучают и характеризуют автономные субкультуры различной направленности: просоциальные (студентов, юных натуралистов, любителей рыбной ловли, скаутов, юных художников, певчих церковного хора и др.), асоциальные (музыкальные и иные неагрессивные фанаты, болельщики спортивных команд, паркур, флеш-моберы, игровики, реконструкторы и др.) и антисоциальные (агрессивные группы футбольных фанатов, делинквентные группы различной направленности).
Ещё один аспект нашей научно-исследовательской работы, который реализуется уже в рамках учебного процесса, — это учебная или, как её называли раньше, производственная практика студентов. Ориентируясь на понимание предмета социальной педагогики как исследование воспитательных сил общества, мы предлагаем студентам следующий «практиковый» алгоритм:
1. Диагностический анализ состояния и основных тенденций социальной и воспитательной среды исследуемого объекта (семьи, микросоциума, социума).
2. Изучение реальных и потенциальных влияний на социально-воспитательную сферу данного объекта исследования.
3. Обнаружение и актуализация позитивных и минимизация негативных тенденций в сфере социального взаимодействия данного объекта исследования.
4. Проектирование возможностей подключения реальных и потенциальных субъектов социального взаимодействия к процессу социального воспитания.
5. Профессиональная рефлексия этапов социально-педагогической практики, её оценка.
В ходе практики студенты работают в качестве социальных педагогов, практических педагогов-психологов и помощников классных руководителей. Положительным итогом социально-педагогической практики можно считать овладение студентом научной картиной социально-педагогической действительности и присвоение позиции практико-ориентированного педагога-исследователя.
Конечно, исследуя те или иные факторы социализации человека, а также реальные и потенциальные возможности их влияния на различные стороны социального развития человека, мы стремимся реализовать главные функции социальной педагогики как отрасли знания, а именно: теоретико-познавательную, что позволяет нам накапливать социально-педагогические знания, синтезировать их, способствуя составлению более полной картины изучаемых социальной педагогикой процессов и явлений в современном обществе; прикладную, позволяющую нам находить пути и способы повышения эффективности социально-педагогического влияния на процесс социализации человека, и гуманистическую, которая позволяет нам разрабатывать цели совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития и самореализации личности.