Научная статья на тему 'Высшая школа: основные направления социально- педагогических исследований и подготовка социальных педагогов (кафедра педагогики высшей школы МПГУ)'

Высшая школа: основные направления социально- педагогических исследований и подготовка социальных педагогов (кафедра педагогики высшей школы МПГУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитский Максим Викторович

В 2009 году в нашей стране впервые отмечался День социального педагога и социального работника. Этот факт, безусловно, свидетельствует о том, что в наши дни социальная педагогика, с одной стороны, представляется важнейшей отраслью гуманитарных знаний, а с другой актуальной практической сферой реализации задач социального развития и социального воспитания человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

High school: main directions of socio$educational research and training of social teachers

Socio pedagogical research of Faculty of Pedagogy and Psychology at Moscow Pedagogical State University. Practice of students.

Текст научной работы на тему «Высшая школа: основные направления социально- педагогических исследований и подготовка социальных педагогов (кафедра педагогики высшей школы МПГУ)»



алгатавкд

Высшая школа: основные направления социально-педагогических исследований и подготовка социальных педагогов

(кафедра педагогики высшей школы МПГУ)1

Максим Викторович Никитский,

доцент кафедры педагогики высшей школы Московского педагогического государственного университета, кандидат педагогических наук

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 09-06-00169а).

В 2009 году в нашей стране впервые отмечался День социального педагога и социального работника. Этот факт, безусловно, свидетельствует о том, что в наши дни социальная педагогика, с одной стороны, представляется важнейшей отраслью гуманитарных знаний, а с другой — актуальной практической сферой реализации задач социального развития и социального воспитания человека.

• влияние социально-педагогических факторов на воспитание • социально-педагогическое исследование • социализация личности • производственная практика студентов

Сегодня почти все учебные заведения высшего или среднего профессионального образования включают подразделения, исследующие различные стороны социально-педагогической реальности, готовя специалистов, кроме прочего, и к активной социально-педагогической деятельности. Последнее продиктовано пониманием того, что одной из характеристик современного этапа развития педагогической науки является устойчивый интерес к изучению социально-педагогических факторов, влияющих на воспитание и развитие личности.

Факультет педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, имеющий в своих стенах кафедру педагогики высшей школы, также не остаётся безучастным к предметам социально-педагогического исследования. Так, научная школа под руководством чл.-корреспондента РАО, доктора педагогических наук, профессора А.В. Мудрика исследует такую проблему, как условия социализации личности. Так сложилось, что педагогические исследования, осуществляющиеся на нашей кафедре, не являются достоянием исключительно

-е-

ПОДГОТОВКА КАДРОВ

профессорско-преподавательского состава. Можно сказать, что это наше кафедральное научно-исследовательское кредо — разработка той или иной педагогической проблематики всегда строится во взаимодействии со студентами и аспирантами. Более того, большой процент выпускников нашей кафедры, которые в последующем защищают кандидатские диссертации, начинали разработку проблематики своего исследования, будучи студентами 3-го курса. И вот о последних научных исследованиях, точнее о направлениях социально-педагогических исследований, которые осуществляются на нашей кафедры, мне бы хотелось кратко рассказать.

Наш главный исследовательский вектор направлен на изучение различных аспектов социализации человека, а сама социализация понимается как развитие и самоизменения человека в процессе усвоения и воспроизводства со-циальныхнорм и культурных ценностей. Этот процесс проходит во взаимодействии с многочисленными и многообразными факторами, функция и значимость которых на различных этапах становления личности не только взаимодополняемы, но и часто противоречивы. Выявление и обоснование социально-педагогического потенциала факторов социализации и определяют конкретные направления наших последних исследований. Сегодня на нашей кафедре — три направления социально-педагогических исследований:

1. Исследование проблематики создания условий для развития и ценностной ориентации личности в воспитательных организациях различного типа.

Воспитательные организации мы типологизируем по ряду параметров, а также по совокупности нескольких из них: по принципу вхождения в них их членов, по юридическому статусу, по ведомственной принадлежности, по степени открытости-закрытости, по длительности функционирования, по половозрастному составу. По сути, это изучение особенностей построения процесса социального воспитания в этих организациях, которое, как нам представляется, возможно осуществить, решив социально-педагогические задачи организации социального опыта детей, их образования и оказания им в процессе воспитательной работы индивидуальной помощи.

Члены научной группы, проводящие исследования в этом направлении, осуществляют эмпирическое изучение воспитательных организаций различного типа, что позволяет их характеризовать в связи с теми особенностями, которые, собственно, и отличают эти организации друг от друга, а также в зависимости от того, инновационная ли воспитательная организация или массовая по специфике постановки и реализации целей социального воспитания. Полученные материалы позволяют подтвердить (а порой и опровергнуть) ряд общепедагогических характеристик, а также уточнить и выявить особенные характеристики, определяемые типом воспитательной организации и её индивидуальными особенностями (такими, например, как специфика созданной в организации воспитательной системы, особенности быта и содержания жизнедеятельности и ряда других).

За последние время нами исследованы такие следующие воспитательных организаций: школы здоровья (О.М. Малкина), детские спортивные шко-

М.В. Никитский. Высшая школа: основные направления социально-педагогических исследований и подготовка социальных педагогов

лы (Г.П. Бобылев), оздоровительная школа-интернат (Т.В. Сурнина), православная воскресная школа (Е.А. Никитская) и ряд других (лицеи, экономическая школа, школа для детей с девиантным поведением, детские оздоровительные лагеря, городские, сельские и поселковые учреждения дополнительного образования). В этом году началось исследование моноэтнических и полиэтнических воспитательно-образовательных учреждений (русско-литовской школы, азербайджанского образовательного центра и ряда других).

2. Исследование социально-педагогических особенностей различных видов поселений как факторов социализации подрастающих поколений, к которым относятся сельские поселения, города различной масштабности, посёлки различных типов.

Исследовательские акценты нами делаются на изучении социокультурных особенностей и социально-педагогического потенциала того или иного вида поселения, а также выявлении социально-педагогических условий использования позитивных и коррекции негативных реалий социализации подрастающих поколений.

Внутри этого направления социально-педагогических исследований особым образом изучаются условия, которые необходимы для позитивного развития и ценностного ориентирования жителей того или иного вида поселения в рамках муниципальных систем социального воспитания.

К настоящему времени основательно изучены такие виды поселений, как малый город (М.В. Никитский), станица (Н.Е. Романюта), в процессе изучения находятся другие виды сельских и городских поселений, а также разработаны вариативные системы социального воспитания в малом городе, в сельских поселениях и станице.

3. Исследование феноменологии подростковых и юношеских субкультур.

Мы изучаем природу и историю феномена подростково-юношеской субкультуры (как плода дифференциации культуры, как объекта самостоятельного научного исследования в ХХ веке), многочисленные классификации и типологии субкультур, разрабатываемые по различным основаниям. Важное основание наших исследований — понимание субкультуры не только и не столько как априори контркультурного явления, а феномена, имеющего три ведущих вектора: просоциального, асоциального и антисоциального. Важно также отметить: члены научной группы, проводящие свои исследования в этом направлении, исходят из того, что субкультура как социально-педагогическое явление может фиксироваться у представителей не только подростково-юношеского возраста, но и у представителей иных возрастных слоёв, а также в слоях и группах, выделяемых по иным основаниям (поселенческим, профессиональным, социокультурным, религиозным и пр.). Социально-педагогическая характеристика той или иной субкультуры даётся на основе анализа таких её универсальных признаков: ценностные ориентации, нормы поведения, взаимодействия и взаимоотношения, предпочитаемые источники инфор-

П О Д Г О Т О В К А К А Д Р О В

мации и их иерархия, символика, эстетические пристрастия, способы времяпрепровождения, жаргон, игры, фольклор.

В настоящее время члены научной группы изучают и характеризуют автономные субкультуры различной направленности: просоциальные (студентов, юных натуралистов, любителей рыбной ловли, скаутов, юных художников, певчих церковного хора и др.), асоциальные (музыкальные и иные неагрессивные фанаты, болельщики спортивных команд, паркур, флеш-моберы, игровики, реконструкторы и др.) и антисоциальные (агрессивные группы футбольных фанатов, делинквентные группы различной направленности).

Ещё один аспект нашей научно-исследовательской работы, который реализуется уже в рамках учебного процесса, — это учебная или, как её называли раньше, производственная практика студентов. Ориентируясь на понимание предмета социальной педагогики как исследование воспитательных сил общества, мы предлагаем студентам следующий «практиковый» алгоритм:

1. Диагностический анализ состояния и основных тенденций социальной и воспитательной среды исследуемого объекта (семьи, микросоциума, социума).

2. Изучение реальных и потенциальных влияний на социально-воспитательную сферу данного объекта исследования.

3. Обнаружение и актуализация позитивных и минимизация негативных тенденций в сфере социального взаимодействия данного объекта исследования.

4. Проектирование возможностей подключения реальных и потенциальных субъектов социального взаимодействия к процессу социального воспитания.

5. Профессиональная рефлексия этапов социально-педагогической практики, её оценка.

В ходе практики студенты работают в качестве социальных педагогов, практических педагогов-психологов и помощников классных руководителей. Положительным итогом социально-педагогической практики можно считать овладение студентом научной картиной социально-педагогической действительности и присвоение позиции практико-ориентированного педагога-исследователя.

Конечно, исследуя те или иные факторы социализации человека, а также реальные и потенциальные возможности их влияния на различные стороны социального развития человека, мы стремимся реализовать главные функции социальной педагогики как отрасли знания, а именно: теоретико-познавательную, что позволяет нам накапливать социально-педагогические знания, синтезировать их, способствуя составлению более полной картины изучаемых социальной педагогикой процессов и явлений в современном обществе; прикладную, позволяющую нам находить пути и способы повышения эффективности социально-педагогического влияния на процесс социализации человека, и гуманистическую, которая позволяет нам разрабатывать цели совершенствования социально-педагогических процессов, создающих благоприятные условия для развития и самореализации личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.