ВЫСШАЯ ШКОЛА И ОППОЗИЦИЯ В НЕЗАВИСИМОЙ БЕЛОРУССИИ
И. С. Борзова
Аннотация. В статье изучается взаимосвязь белорусской оппозиции с представителями высшей школы страны. Автор анализирует роль, которую представители вузовской общественности и студенты играют в формировании и реализации на практике политического курса, выбранного белорусскими оппозиционерами.
Ключевые слова: Белоруссия, высшая школа, оппозиция.
Summary. The ties between Belorussian opposition and representatives of higher school of the country are studied in the article. The author analyzes the role that representatives of higher school and students play in the process of formation and realization of the political course chosen by Belorussian oppositionists.
Keywords: Belorussia, higher school, opposition.
148
В Белоруссии как независимом государстве с двадцатилетней историей сложилась уникальная для восточноевропейской страны ситуация: у власти с 1994 г. находится президент А. Г. Лукашенко, сдерживающий оппозиционные настроения в обществе и жестко контролирующий политическую ситуацию в стране.
В Белоруссии сформировалась политическая система, предусматривающая очень ограниченное участие оппозиции в политической жизни страны. Формально политическая система является демократической, и по Конституции Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство [1]. В реальности за годы независимости политическая система Белоруссии претерпела целый ряд трансформаций: от парламентской республики с большим количеством действующих политических
институтов и широкой палитрой политических партий страна перешла к президентской республике, в которой власть сосредоточена в руках главы государства. Некоторые исследователи отмечают, что «во второй половине 1990-х гг. в Белоруссии сложилась авторитарная политическая система» [2]. В условиях подобной политической системы развитие оппозиционного движения в Белоруссии является весьма проблематичным.
Современная белорусская политическая система базируется также на политических традициях общества, сложившихся еще в советскую эпоху, обусловлена социальной структурой белорусского общества и уровнем политической культуры граждан. На сегодняшний день основой белорусской политической системы являются институты, которые обеспечивают высокий уровень массовой поддержки
ф
президента среди населения. Вопрос о том, является ли таким институтом белорусская высшая школа, является дискуссионным. В данной статье рассматривается связь белорусской оппозиции с высшей школой и прослеживается роль, которую играют представители вузовской общественности и студенты в формировании и реализации на практике курса, выбранного белорусскими оппозиционерами.
По нашему убеждению, представители академического сообщества играют важную роль в процессе анализа общественно-политической и социально-экономической ситуации в стране, внося вклад в осмысление и оценку будущего развития общества и государства. Эти вопросы часть белорусской вузовской общественности пытается решать, в том числе совместно с представителями белорусской оппозиции.
Еще на рубеже 1980 - 1990-х гг. преподаватели и студенты белорусских вузов составляли костяк первых неформальных оппозиционных объединений, которые выступали тогда с националистическими лозунгами («Май-строуня», «Походня», «Талака», «Тутэй-шыя»). Членов этих объединений связывал интерес к изучению белорусского языка, белорусского культурного и литературного наследия. В дальнейшем многие, кто входил в состав этих кружков, стали разделять идеи или вступили в ряды современных белорусских оппозиционных партий, участвуя в акциях оппозиции.
Вузовская среда является питательной для обсуждения и анализа альтернативных идей развития общества и государства, а часть белорусского студенчества, выступающая за усиление политической свободы в стране, демократизацию, либераль-
ные ценности, усиление связей с Европой, - это активисты и сторонники оппозиции. Кроме того, вопросы становления и развития национальной культуры, языка, идентичности и самобытности находятся в центре внимания различных конференций и совещаний академического и научного сообщества.
Именно в академической среде зародилась и развивается сегодня «неофициальная» трактовка белорусской истории. С этих позиций важнейший период относится к XIII в. -времени расцвета Великого княжества Литовского, к которому восходят белорусские политические традиции, основывающиеся на принципах демократии и плюрализма и ориентированные на Запад [3]. В это же время зародились национальные символы независимой Белоруссии, которые сегодня служат атрибутами белорусской оппозиции в противовес старой советской символике (герб «Погоня» и бело-красно-белый флаг). Особенно явно идеи национального возрождения прослеживаются у сторонников и членов одной из самых известных национально ориентированных партий Белоруссии - Белорусского народного фронта (БНФ). Это объединение начало свою деятельность на рубеже 1980-1990-х гг. и долгое время оставалось единственной реально структурированной и довольно популярной политической партией, выступающей за идею белорусской независимости и строящей свою деятельность на основе националистических принципов. Именно БНФ и его лидер Зенон Позняк в начале 1990-х гг. подняли языковой вопрос, который и по сей день стоит остро и является политизированным.
149
4 / 2011
Преподаватель XXI
150
Белорусский язык и белорусисти-ка как предмет научного изучения являются весьма актуальными для высшей школы страны. Белорусская филология преподается в ведущих вузах страны: на филологическом факультете Белорусского государственного университета, на факультете белорусской филологии и культуры Витебского государственного университета, на филологическом факультете Гомельского государственного университета. В белорусских вузах и за рубежом (в том числе в Польше, Украине) проводятся научные конференции по различным вопросам белорусистики и белорусского языка. Однако как отдельный курс белорусская филология не является распространенной, носит «элитарный» характер и преподается лишь на филологических факультетах ведущих вузов Белоруссии.
Выражение несогласия с официальной политикой властей зачастую ведет к репрессивным мерам против оппозиционно настроенных граждан. Ярким подтверждением этому служит увольнение преподавателей и сотрудников вузов, отчисление студентов за участие в акциях оппозиции. Одним из самых «громких дел» против представителей высшей школы стало отстранение от должности ректора Белорусского государственного университета доктора педагогических наук, профессора А. В. Козулина, который впоследствии стал одной из наиболее ярких фигур в оппозиционном лагере, возглавив Белорусскую социал-демократическую партию «Громада» и выдвинув свою кандидатуру на президентских выборах 2006 г. А. В. Козу-лин долгое время работал в системе образования Белоруссии: с 1996 по 2003 г. занимал пост ректора ведущего
вуза страны. Как отмечают белорусские правозащитники, ректор БГУ был отстранен от должности, в том числе и за то, что президент был недоволен результатами голосования студентов БГУ на президентских выборах 2001 г. Процент проголосовавших за А. Г. Лукашенко в БГУ был одним из самых низких, что, возможно, позволило сделать вывод о недостаточной лояльности Козулина [4].
Помимо Александра Козулина другими яркими представителями белорусской оппозиции, вышедшими из академического сообщества, являются основатель БНФ и лидер Консервативно-христианской партии - БНФ Зенон Позняк (археолог, кандидат искусствоведения), лидер партии БНФ Винцук Вечерко (филолог, преподаватель Минского государственного педагогического института), лидер Объединенной гражданской партии Анатолий Лебедько (преподаватель истории), единый кандидат от оппозиции на президентских выборах 2006 г. Александр Милинкевич (кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета Гродненского государственного университета).
В контексте рассматриваемой проблемы интересным представляется вопрос об особом участии западных фондов и организаций в поддержке оппозиционно настроенного студенчества. Через различные программы стипендий, грантов, образовательных программ страны Запада предоставляют возможность белорусской молодежи пройти обучение за рубежом. Большое количество подобных стипендий через НПО выделяется студентам-сторонникам оппозиции, отчисленным из белорусских учебных заведений. Так, например, после президент-
ских выборов 2006 г. в Белоруссии польский премьер-министр Казимеж Марцинкевич выступил с инициативой проведения стипендиальной программы имени Кастуся Калиновского, которая должна стать инструментом оказания помощи для студентов-активистов, отчисленных из вузов после президентских выборов.
В целом западный альянс традиционно оказывает помощь представителям белорусской оппозиции и делает это разными способами: выделением средств на осуществление проектов по демократизации, принятием резолюций и заявлений по ситуации в Белоруссии, проведением семинаров, тренингов и консультаций с представителями оппозиции. Проблема образования находится в последнее время в фокусе внимания Европейского союза в целом и стран-членов ЕС в отдельности.
В 2003 г. была приостановлена и переведена на определенное время в Вильнюс деятельность Национального государственного гуманитарного лицея имени Якуба Колоса в Минске из-за передачи помещения лицея суду Центрального района столицы. Также была произведена смена руководства этого учреждения: от должности директора лицея был отстранен руководитель Рады белорусской интеллигенции Владимир Колос.
События вокруг лицея вызвали бурную реакцию общественности, в том числе представителей белорусской интеллигенции. В обращении к Раде белорусской интеллигенции по поводу закрытия данного учебного заведения говорилось следующее: «В 1991 году осуществилась мечта поколений белорусской интеллигенции о создании учебного заведения, кото-
рое могло бы стать колыбелью национального возрождения. 12 лет жил лицей, в котором звучал чудесный белорусский язык, действовало настоящее ученическое самоуправление, существовали особые традиции и праздники, а выпускники получали прочные знания и выходили в жизнь с чувством гордости за национальную историю и культуру» [цит. по: 5].
Как отмечается в обращении, смена руководства произошла в том числе и потому, что лицей известен активным участием его преподавателей в общественно-политической жизни страны, в том числе работой Владимира Колоса в оргкомитетах по созыву Всебелорусского собрания интеллигенции и создании движения «За достойную жизнь».
Вслед за этим в 2004 г. была приостановлена деятельность Европейского гуманитарного университета, известного своими либеральными порядками. ЕГУ было отказано в продлении лицензии на право ведения образовательной деятельности. Это высшее учебное заведение смогло продолжить свое функционирование при 'Л поддержке Европейского союза в Вильнюсе (для этого со стороны ЕС было выделено около 600 тыс. евро).
Долгое время оставался дискуссионным вопрос введения в вузах дисциплины «Основы идеологии белорусского государства», которая в итоге все же вошла в обязательный блок для изучения. Целью этого курса является формирование у студентов жизненно важных для белорусского общества идей, ценностей, представлений, убеждений, устремлений, которые должны поддерживаться силой государства и всеми его институтами. Говоря о данной инициативе в контексте общей
4 / 2011
Преподаватель XXI
ф
152
разработанной идеологической линии, президент отмечал следующее: «Мы не чья-то провинция, не восточная окраина Европы или западная окраина России... Временем, судьбой, ситуацией Беларусь выдвинулась на великую роль духовного лидера восточноевропейской цивилизации» [цит. по: 6]. Также Лукашенко отмечал, что «белорусы - это те же русские, но со знаком качества» [7, с. 10].
Если раньше тематика национальной самобытности была в основном в фокусе внимания оппозиции, белорусской интеллигенции и представителей академического сообщества, то в настоящее время имеет место следующая ситуация: А. Г. Лукашенко переводит эти вопросы под свой личный контроль, оставляя, тем самым, оппозиции меньше возможностей.
В целом можно сделать вывод о том, что тенденция поддержки оппозиционных настроений характерна для части вузовской общественности Белоруссии. Однако традиционной особенностью высшей школы является ее консервативность и медленная адаптация к новым условиям и ценностям. К тому же именно в академической среде, которая дает благодатную почву для свободного выражения идей, ощущается сильное влияние государственной власти (эта тенденция характерна не только для Белоруссии, но и для других стран постсоветского пространства). В этой связи можно констатировать, что значительное число представи-
телей белорусской высшей школы, в первую очередь старшее поколение профессоров и преподавателей, поддерживает курс, проводимый президентом Белоруссии.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - URL: http://www. belarus.net/conendru.htm (дата обращения: 25.03.2011).
2. Шевцов Ю. Авторитарная модернизация в Восточной Европе: политическая система Беларуси [Электронный ресурс]. -URL: http://www.regnum.ru/news/1030455. html (дата обращения: 25.03.2011).
3. Гужон А. Национализм и идентичность в Белоруссии // Франко-российский научный альманах. - 2007. - № 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.centre-fr. net/IMG/pdf/Almanach1GoujonRU.pdf (дата обращения: 07.03.2011).
4. Томашевская О. В день студента в БГУ сменили ректора [Электронный ресурс]. - URL: http://naviny.by/rubrics/ society/2003/11/ 17/ic_articles_116_141964, (дата обращении: 07.03.2011).
5. Белорусская интеллигенция встала на защиту Белорусского лицея [Электронный ресурс]. - URL: http://www.charter97.org/ rus/news/ 2003/05/30/defence (дата обращения: 07.03.2011).
6. Антонов В. Больше коммунизма [Электронный ресурс]. - URL: http://www. charter97.org/rus/news/2004/02/17/bolshe (дата обращения: 07.03.2011).
7. Медведев Р. А. Александр Лукашенко. Контуры белорусской модели. - М.: Изд-во BBPG, 2010. ■
ф