Научная статья на тему 'ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ СУВЕНИРНЫЙ НАБОР «ХЭЙЛУНЦЗЯН»'

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ СУВЕНИРНЫЙ НАБОР «ХЭЙЛУНЦЗЯН» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IT-ТЕХНОЛОГИЯ / РЕФЕРЕНС / 3D-МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Цыденова Елена Геннадьевна, Беляев Владислав Игоревич, Таран Арсений Андреевич

В работе показано создание сувенирного набора по легенде о происхождении названия реки Хэйлунцзян с помощью IT-технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Цыденова Елена Геннадьевна, Беляев Владислав Игоревич, Таран Арсений Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HEILONGJIANG HIGH-TECH SOUVENIR SET

In this work, a souvenir set is created according to the legend about the origin of the name of the Heilongjiang River using IT-technologies.

Текст научной работы на тему «ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ СУВЕНИРНЫЙ НАБОР «ХЭЙЛУНЦЗЯН»»

УДК 568.9+94(47).048

Цыденова Елена Геннадьевна

Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: acruxao@mail.ru Беляев Владислав Игоревич Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: vladislav.beljaev@mail.ru Таран Арсений Андреевич Амурский государственный университет г. Благовещенск, Россия E-mail: 2424690@gmail.com Tsydenova Elena Gennadievna Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: acruxao@mail.ru Belyaev Vladislav Igorevich Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: vladislav.beljaev@mail.ru Taran Arseniy Andreevich Amur State University Blagoveshchensk, Russia E-mail: 2424690@gmail.com

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ СУВЕНИРНЫЙ НАБОР «ХЭЙЛУНЦЗЯН» HEILONGJIANG HIGH-TECH SOUVENIR SET

Аннотация. В работе показано создание сувенирного набора по легенде о происхождении названия реки Хэйлунцзян с помощью IT-технологий.

Аbstract. In this work, a souvenir set is created according to the legend about the origin of the name of the Heilongjiang River using IT-technologies.

Ключевые слова: IT-технология, референс, 3D-моделирование. Key words: IT-technologies, reference, 3D modeling.

DOI: 10.22250/20730284_2023_100_143

Этнография, или культурная антропология - это наука, изучающая народы мира, их образ жизни. Этнографические знания представляют собой фундамент современного образования и культуры, относятся к числу наиболее значимых и приоритетных в современной системе общечеловеческих ценностей. При помощи IT-технологий можно значительно расширить возможности представ-

ления этнографических знаний: они помогут в представлении культур и образа жизни различных народов мира. У этих технологий серьезный академический потенциал, задействованный при их разработке, что позволяет неспециалистам легко освоить методы, которые пригодятся при изучении культуры и могут храниться в тематических отделах музея.

Информационное моделирование расширяет методологическую базу этнографии, помогая по-новому взглянуть на практическое применение результатов этнографических исследований для работы со значимыми, но не имеющими официального статуса объектами. Этнография, если рассматривать ее с этой точки зрения, могла бы взять на себя роль аккумулятора информации, которая не только характеризует объект в момент его исследования, но и позволяет вести его мониторинг, получая обоснование рекомендаций по его сохранности. Такой подход дает возможность заполнить пробел между выявлением этнографически значимого объекта и присвоением ему статуса объекта культурного наследия, когда с ним начинают работать музейщики, музееведы, реставраторы.

Отдельное направление посвящено апробации использования цифровых технологий в исследованиях материальной культуры, в первую очередь зданий и сооружений. В смежных науках, -например, в археологии и архитектуре, с успехом применяются такие методы как объемно-лазерное сканирование, стереофотограмметрия, технологии создания цифровых моделей.

В совокупности этнографические методы раскрывают сложное смешение социальных, культурных и технологических аспектов в нашей повседневной жизни. Они предоставляют подробные и детализированные данные о том, как создаются и используются ГГ-технологии. Что касается производства, то этнографические исследования подчеркивают сходство между культурой рабочего места и информационным моделированием. С точки зрения принятия решений они показывают, как социальные практики опосредуют использование инновационных технологий и их фактическое влияние.

Река Хэйлунцзян (Амур) названа так потому, что речная вода содержит много гумуса и имеет черный цвет. Она называлась также «Черная вода», «Слабая вода» и «Ван-вода» во времена династии Тан, Хэйлунцзян - в «Истории династии Ляо». В начале династии Цин ее называли Сахалийский Ула, на маньчжурском языке «Сахалийский» означает «черный», а «Ула» - река. Во времена династии Цин ее называли также Уцзян и Улунцзян.

Происхождение названия «Хэйлунцзян» было исследовано учеными. Во времена ранней династии Ляо Тайцзу это был в основном «Черный дракон». В другой местной хронике записано: «Вода в Хэйлунцзяне черная и вьется, как дракон, поэтому он называется Хэйлунцзян».

Существует и еще одна интересная легенда о происхождении названия «Хэйлунцзян». В древние времена Хэйлунцзян на северо-востоке назывался Байлунцзян (с кит. - река Белого дракона). На берегу реки Байлун жила когда-то семья Ли. Мужчина пахал землю и ловил рыбу, чтобы прокормить себя и жену, женщина помогала мужу. Молодая пара жила счастливо, единственная ложка дегтя - после многих лет брака в семье так и не появились дети.

В древности здесь на первое место ставили сыновнюю почтительность, а отсутствие потомков считалось выражением сыновней непочтительности, поэтому муж и жена отчаянно надеялись, что Бог дарует им ребенка. Возможно, страстное желание молодой пары потрясло небеса: на восемнадцатом году брака госпожа Ли родила толстого мальчика. Однако Бог снова подшутил над парой.

И в сезон дождей река Байлун (Белый дракон) натворила бед, нагоняя тучи и сея дождь. Люди в деревне старика Ли умирали и бежали из нее, осталась здесь только половина жителей, а единственный ребенок семьи Ли был проглочен Белым драконом. Байлун пригрозил, что отныне каждый год жители деревни должны приносить ему пару девочек и мальчиков, иначе деревня будет затоплена, а жилые дома разрушены.

Старик Ли и его жена, потерявшие любимого сына, до глубины души ненавидели Байлуна, жгли благовония и молились каждый день, надеясь, что Бог услышит их. Через год жена старика Ли родила пухлого ребенка. Этот ребенок сильно отличался от других малышей, ему нужно было каждый день много молока. Хотя молока у госпожи Ли было много, однако его не хватало, чтобы прокормить ребенка. У пары не было другого выбора, кроме как найти в деревне матерей, которые помогли бы им вырастить малыша. Как ни странно, но ребенок начал ходить всего через месяц после своего рождения, был очень умен и готов помочь старику Ли в работе. Все жители деревни говорили, что предки семьи Ли накопили добродетелей, раз родился такой необыкновенный малыш.

Этот младенец был Хэйлун - Черный дракон, посланный небесами, чтобы наказать Белого дракона. Черному дракону было доверено родиться в семье Ли. Однажды он заснул на кровати. Старик Ли, охраняя сына во время сна, увидел, что тот во сне отрастил чешую и драконьи рога и превратился в дракона. Старик Ли подумал, что его сын - реинкарнация монстра, поэтому он вытащил поясной нож и перерезал хвост Черному дракону пополам. Хэйлун одолел боль, взлетел и исчез в небе.

Старик Ли обратился за советом к мудрецу и только тогда узнал, что его сын вовсе не чудовище, а Черный дракон, который должен спасти простой народ.

Мудрец сказал, что Черному дракону нужно пить молоко сто восемьдесят дней, прежде чем он сможет вырасти в непобедимого короля драконов, к тому времени ему не составит труда победить Белого дракона. Жаль, что хвост маленькому Черному дракону отрезал его отец и молока ему не хватило, поэтому его магия очень слабая.

Скоро Белый дракон Байлун явился в деревню снова и заставил людей принести ему в жертву девочек и мальчиков. В это время в мир вернулся исчезнувший Черный дракон и сразился с Белым драконом. Однако, как и говорил мудрец, Черному дракону не хватило сил. После короткой схватки Хэйлун оказался на грани поражения. Люди, живущие у реки Байлун и долгое время ненавидевшие Белого дракона, приготовили жертвоприношения: булочки, кур, уток, овец, чтобы поклоняться Черному дракону в надежде, что тот сможет увеличить свою силу и избавиться от Белого дракона. Старик Ли отрезал себе руку ножом, наполнил кровью большой кувшин, которая позволяла бы Черному дракону пополнить свою энергию.

Хэйлун потерпел поражение и бежал на берег реки. Но дань, принесенная жителями деревни, помогла ему обрести силы. Даже вырос отрезанный хвост. Байлун, - Белый дракон - последовавший за Черным, увидел, что кто-то на берегу реки готовит кур, уток и овец, он попросил у людей еды. Однако люди отказали злобному Байлуну. В гневе Белый дракон взмыл в небо и снова яростно сразился с Черным драконом. Но теперь Хэйлун превосходил Байлуна. Черный дракон одним когтем оцарапал чешую Белого дракона, а потом откусил его рог. В это время Гуаньинь, назначенный Буддой, также бросился к берегу реки. Рядом с ним Белый дракон потерял всю свою силу и упал, как воздушный змей с порванной нитью, и был забит до смерти разгневанными жителями деревни. А Черный дракон вернулся на берег реки, попрощался со своей семьей и соседями и нырнул в реку, чтобы стать ее покровителем. С тех пор Черный дракон благоволил к людям, живущим вдоль реки, и сделал так, чтобы на этой земле всегда была хорошая погода. Чтобы почтить память Хэйлуна, люди переименовали Байлунцзян в Хэйлунцзян.

Вот такая легенда о происхождении названия реки существует у людей, живущих на ее берегах.

... Современная промышленность предоставляет возможность приобрести тематические сувениры, реализующие трехмерную иллюстрацию к этой легенде. Однако доступный набор базовых фигурок оказывается весьма ограниченным (рис. 1). Поэтому было принято решение разработать автор-

ские модели необходимых персонажей. Наиболее целесообразным оказалось реализовать названные модели в цифровом виде, потенциально обеспечивающем простоту их тиражирования.

Рис. 1. Доступная сувенирная продукция рассматриваемой тематики.

Достаточно очевидно, что в первую очередь любой проект в сфере компьютерного 3Б-моделирования начинается с поиска и сбора референсов - это обязательный подготовительный этап, который позволяет основательно исследовать тему и сформулировать отдельные задачи. Кроме того, референсы используют для достоверного отображения анатомии, понимания объема, правильной передачи цвета и светотени, а также профессионального подбора костюма и деталей облика.

Референсами можно считать любые изображения, которые передают задумку заказчика, -например, обычные фотографии, кадры из фильмов, сторонние рисунки или наброски. Чтобы получить правильные референсы, необходимо точно составить запрос в поисковую систему. От того, как будет составлен запрос, зависит результат поиска (рис. 2).

Рис. 2. Референсы моделируемого этнографического сюжета и персонажей.

Ниже представлены сервисы, которые упрощают поиск референсов.

Pinterest - популярный ресурс по поиску и хранению референсов. У него удобные алгоритмы: если вы нажмете на понравившуюся картинку, ресурс подберет вам еще несколько похожих на нее. Можно создавать и тематические доски, чтобы прикреплять к ним собранные картинки.

DeviantArt - социальная сеть для творческих людей. На DeviantArt можно найти много интересного, так как там публикуются не только художники и аниматоры, но и фотографы, косплееры, натурщики.

В компьютерной графике 3D-модель - это цифровое представление поверхности или объекта, созданное в специализированном программном обеспечении. Ряд точек в трехмерном пространстве соединен различными геометрическими телами (треугольники, линии, дуги и др.) для представления физического объекта. В некоторых случаях 3Б-модель может отображать размер, форму и текстуру объекта. Процесс построения этого изображения представляет собой 3D-моделирование.

Воплотить в жизнь можно самые неожиданные идеи 3D-моделирования. Мы предлагаем смоделировать реального человека в любом образе, - например, сделать 3D-фигурку руководителя в образе охотника, рыбака, футболиста, учитывая его увлечения, или знаменитости - певца, политика, персонажа кинофильма, сказки, или создать 3D-модель вымышленного героя. Ваша фантазия не ограничивается какими-либо рамками. В любом случае наши специалисты гарантируют, что полученная фигурка будет точной мини-копией оригинала.

3D-фигурки получаются реалистичными, прорисовываются мельчайшие подробности, даже мимика и особенности телосложения человека или же другого существа, что помогает достичь максимального сходства при трехмерном компьютерном прототипировании фигур (рис. 3). В свою очередь, после распечатки моделей на 3D-принтере фигурки можно раскрасить акриловыми красками, чтобы придать изделиям эстетичный вид (рис. 4).

Рис. 3. Компьютерные модели комплекта сувенирных фигурок.

Рис. 4. Итоговый вид сувенирного набора «Китайская сказка».

В заключение можно отметить, что ГГ-технологии позволяют значительно расширить возможности получения этнографических знаний, помогая представить культуру и образ жизни различных народов мира [1-4].

1. Нацвин, А.В., Еремин, И.Е., Лохов, А.Ю. Компьютерная реконструкция облика амурских казаков и маньчжуров XVII века // Историческая информатика. - 2021. - № 4. - С. 11-21.

2. Нацвин, А.В. Компьютерное моделирование амурских казаков XVII века // Молодежь XXI века: шаг в будущее: материалы XIX регион. науч.-практ. конф. - Благовещенск: ДальГАУ, 2018. - Т.3. - С. 198-199.

3. Нацвин, А.В. 3Б-печать фигурок участников осады Албазинской крепости // Молодежь XXI века: шаг в будущее: материалы XX регион. науч.-практ. конф. - Благовещенск: АмГУ, 2019. - Т.3. - С. 212-213.

4. Ким, А.В. 3Б-моделирование исторического облика коренных народностей Приамурья // День науки: материалы XXXI науч. конф. Амурского гос. ун-та - Благовещенск: АмГУ, 2022. - С. 36-37.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.