УДК 7654+214
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ КОМПЛЕКС В ИННОВАЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
ЭКОНОМИКИ РОССИИ
А.Н. Фоломьев
Возрастающий совокупный результат воздействия на экономическую динамику научно-технических и инновационных факторов достигается не просто использованием всеми субъектами хозяйствования, включая государство, преобразующих возможностей современной науки в обеспечении высокой конкурентоспособности, экономической устойчивости, национальной безопасности, достойного места страны в мировом сообществе, а целенаправленным стратегическим переводом национальной экономики на инновационный тип развития, путем особого приоритетного внимания к формированию в ней и развитию высокотехнологического комплекса (ВТК). Это обусловлено тем, что на долю высокотехнологического комплекса приходится свыше 70% всей научной продукции в стране, в нем занято более 50% всех научных сотрудников. Данный комплекс обеспечивает производство 70% всех средств связи, 60% сложной медицинской техники, 30% оборудования для топливно - энергетического комплекса. «Ядром» ВТК является оборонно -промышленный комплекс, составляющий 75% от объемов продукции ВТК обладает существенным потенциалом развития1.
При этом требуется учитывать ряд закономерных длительных тенденций, проявившихся в мировом хозяйстве за последние десятилетия. Основными среди них можно считать следующие:
- возрастание значимости на мировых товарных рынках сложных системных производственных продуктов высокой наукоемкости, создание которых требует формирования не менее сложных межотраслевых технологических комплексов, что неизбежно ведет к росту значения межрегионального и межнационального научно-технического и инновационного сотрудничества;
- перемещение фокуса внимания в управлении нововведениями с отдельных инноваций на процессы создания их систем и системного использования, что требует соответствующей корректировки методов государственного регулирования инновационного вектора развития, менеджмента, содержания государственной научно-технической, инновационной, промышленной, структурной, инвестиционной, социальной политик и их взаимодействия, четкой согласованности;
- усиление интеграции науки, образования, производства и рынка. Данная тенденция проявляется во взаимопроникновении процессов образования, фундаментальных исследований и НИОКР, что ведет к растущей значимости в экономике национальных инновационных систем, высокотехнологических комплексов и управления ими, развитию малого и среднего инновационного предпринимательства и инновационной инфраструктуры;
- усложнение и повышение значимости комплексного ресурсного обеспечения при продвижении к инновационному типу развития национальной экономики. Эта тенденция объективно побуждает властные органы усиливать внимание к концентрации инвестиционных ресурсов и их эффективному использованию на приоритетных направлениях научно-технологического и инновационного развития экономики. Не менее важен процесс формирования рабочей силы мирового уровня, способной функционировать в быстро меняющейся и основанной на знаниях экономике, путем стимулирования систематического повышения образования и квалификации работников всех рангов. Для успешного решения этих задач необходимо усовершенствовать систему финансирования научно-технической и инновационной деятельности во всех структурах экономики, организовать полноценное информационное обеспечение всех составляющих национальной экономики о новых технологиях, конъюнктуре рынка наукоемкой продукции, новых потребностях и профессиях, создать благоприятный инвестиционный климат в стране, ее регионах и отраслях для привлечения в наукоемкие отрасли отечественных и зарубежных капиталов. Немаловажную роль в современных условиях российской экономики играет и развитие венчурного инвестирования, усиление его инновационной направленности.
Учитывая особенности структуры экономики России, сложившейся к настоящему времени в ходе экономических преобразований за последние 10 - 15 лет, развитие высокотехнологических отраслей на инновационной основе требует особого внимания государства. В этой связи необходимо
1 Прогнозирование перспектив технологической модернизации экономики России: Коллективная монография / А.Г. Гринберг и др. Отв. ред. В.В. Ивсентр, Н.И. Комков. - М.: МАКС Пресс, 2010. - с. 354.
выделить важнейшие составные части (блоки) этого комплекса.
Научный блок, состоящий из организаций всех форм собственности, выполняющих исследования и разработки, в числе которых - научно-исследовательские организации, конструкторские бюро, высшие учебные заведения, научные подразделения промышленных предприятий, проектные и проектно-изыскательские организации, опытные заводы, прочие научные учреждения. К данному блоку относятся также государственные научные центры, научные организации, выполняющие фундаментальные, прикладные исследования и разработки для нужд производственных структур высокотехнологического комплекса.
Научно-производственный блок включает в себя, прежде всего, корпорации и предприятия высокотехнологичных отраслей экономики. В мировой практике отрасль считается наукоемкой, если показатель наукоемкости (удельный вес затрат на НИОКР в годовой добавленной стоимости) превышает средний или некоторый специально выбранный для промышленности в целом или только для обрабатывающей промышленности уровень.
Вся совокупность современных высокотехнологичных производств по сходству конечных видов продукции и используемых для их производства технологических сетей позволяет сгруппировать их по ряду взаимосвязанных и взаимодействующих системных образований.
1. Авиаректно - космический комплекс, включающий авиционно и ракетно - космическую промышленность, авиаперевозки современными летательными аппаратами, услуги космического обеспечения.
2. Атомный комплекс, состоящий из атомной промышленности, утилизации отходов и сектора строительства и эксплуатации атомных электростанций.
3. Радиоэлектронный комплекс, объединяющий радиопромышленность, электронную промышленность и производство средств связи.
4. Комплекс высокотехнологичных производств химико-фармацевтической, микробиологической, химической промышленности, включая производство некоторых типов пластмасс, химических волокон, нитей, композитов.
5. Специальный комплекс военно - ориентированных отраслей промышленности, включая производство обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии.
6. Машиностроительный комплекс, включая приборостроительный промышленный производство, металлообработку, производство сложного медицинского оборудования и пр.
7. Судо - и кораблестроение.
8. Оборонно - промышленный комплекс, занимающий особое место в ВТК и включающий в свой состав: специальные военно - ориентированные отрасли промышленности (производство обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии), а также многие компоненты первых семи системных образований.
9. Комплекс высокотехнологичных наукоемких услуг связи (космическая, оптико-волоконное, сотовая связь, интернет - услуги, и пр.) и передачи данных.
Перечень наукоемких отраслей, производств и высоких технологий нуждается в переосмыслении на основе учета новейших достижений отечественной и зарубежной науки и практики, он не может быть стабильным длительное время. Предвидеть, какие отрасли могут быть в будущем включены в группу высокотехнологических и наукоемких можно с помощью периодически разрабатываемых прогнозов.
В научно-производственный блок высокотехнологического комплекса целесообразно включать также малые инновационные предприятия, в том числе малые предприятия и предприятия с участием иностранного капитала отрасли «Наука и научное обслуживание».
Образовательный блок. В его составе высшие, средние и специальные учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров преимущественно для высокотехнологического комплекса с учетом его специфики.
Инфраструктурный блок. К данному блоку можно отнести инновационно-технологические центры, свыше 80 технологических парков, корпоративные венчурные инновационные фонды, лизинговые фирмы, национальную сеть компьютерных телекоммуникаций для науки и высшей школы, компьютерные центры коллективного пользования, фонды содействия развитию малых форм предпринимательства в высокотехнологичном комплексе. Отдельной частью данного блока должны стать российские наукограды, в состав которых входят организации, осуществляющие научную, научно-техническую, инновационную деятельность экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники.
Управленческий блок, к которому можно отнести министерства и ведомства на федеральном и
региональном уровнях, курирующие отрасли, которые производят или призваны производить свыше 50% наукоемкой продукции от общего объема производства. Кроме того, к управленческому блоку ВТК относятся также управленческие структуры на федеральном и региональном уровнях, основное содержание работы которых напрямую связано с его функционированием и развитием.
Социальный блок. Основной его состав школы и другие учебные заведения общего и специального образования, больницы, санаторно-курортные учреждения, организации культуры, спорта и т.п., находящиеся на балансе научных и производственных подразделений ВТК. Это те структуры, которые призваны обеспечивать сохранение и пополнение кадрового потенциала ВТК.
Характеризуя современное состояние высокотехнологического комплекса России, можно сделать вывод о слабой инновационной активности промышленных организаций, их недостаточной конкурентоспособности по сравнению с зарубежными товарами, для которых российский рынок наукоемких товаров открыт.
В целом самообеспеченность российской экономики высокотехнологичной системной продукцией остается чрезвычайно низкой, о чем говорят сопоставление объемов ее импорта, производства, экспорта и потребления. Наиболее развитые страны с системной экономикой стремятся, несмотря на значительные объемы внешней торговли, удовлетворить внутренние потребности в высокотехнологической продукции за счет, прежде всего, собственного производства. У 5 стран (США, Япония, Германия, Англия, Франция) уровень самообеспеченности продукцией высокотехнологического комплекса составляет сегодня примерно 80%. В России данный показатель даже не учитывается, несмотря на его важную роль как одного из индикаторов технологической безопасности.
Большинство организаций промышленности, в т.ч. и относящихся к высокотехнологическим отраслям, предпочитают заниматься продуктовыми инновациями, т.е. закупкой готового оборудования, используя НИОКР главным образом в действующем производстве. Для современной структуры высокотехнологических отраслей России характерны многие диспропорции. Эти диспропорции сформировались в ходе экономической трансформации ввиду нехватки инвестиционных ресурсов и просчетов в проведении экономических реформ.
Наряду с негативными тенденциями в современной экономике России есть и положительные черты, связанные с сохраняющимся высоким научно-технологическим потенциалом по некоторым видам экономической деятельности, являющимся одним из его важных стратегических резервов (авиация, вооружение, космические технологии, некоторые виды химических и биохимических технологий, мощная плазменная электроника, система защиты опасных химических производств).
В ходе многолетней практики в России выделяется следующая совокупность приоритетных направлений перспективного развития науки и техники, которая условно может быть разделена на 3 группы.
Первая группа приоритетов увязывается, прежде всего, с национальной безопасностью России, ее позициями в мировой науке. Сюда относятся фундаментальные и прикладные направления исследований, ориентированных на использование потенциала отраслей оборонного комплекса для разработки конкурентоспособных системных технологий и гражданской продукции.
Вторая группа включает приоритетные направления, призванные обеспечить развитие высокотехнологических производственных отраслей, обеспечивающих технологическую базу перевооружения промышленности на основе новейших технологий, в том числе в добыче и переработке сырья. Эта группа приоритетов ориентирована на импортозамещение.
Третья группа приоритетов включает технологии, в наибольшей степени ориентированные на решение социальных задач, на поддержку отечественных производителей товаров массового спроса, которые в состоянии обеспечить внутренние потребности по многим направлениям, но не обладают на внешних рынках необходимой конкурентоспособностью.
Однако разрабатываемые и реализуемые приоритеты в области науки и высоких технологий не дают пока ожидаемых существенных подвижек в росте конкурентоспособности наукоемких товаров и формировании российскими производителями собственных ниш на мировых товарных рынках, в повышении эффективности производства, в решении проблем ресурсо-, энергосбережения, импортозамещения.
Традиционно в числе причин такой ситуации обычно называют: нехватку инвестиций, недостатки существующей нормативно-правовой базы, слабую поддержку отечественных производителей наукоемкой продукции государством в условиях недостаточной их подготовленности к конкуренции с зарубежными производителями, невостребованность разработок науки и продукции высокотехнологичного производства экономикой, низкую коммерциализацию результатов научно-технической деятельности и ряд других причин. Эти причины, конечно
существуют, но за исключением дефицита инвестиционных ресурсов не являются, на наш взгляд, решающими ввиду существенных изъянов самой совокупности приоритетов и лишь во вторую очередь - механизма и условий их реализации.
В существующем наборе приоритетов недостаточно полно учитывается взаимозависимость, соподчиненность, иерархичность всей совокупности приоритетов в национальной экономике, в основе которой лежат стратегические и тактические социальные цели и задачи развития общества.
Научно-технологические приоритеты недостаточно полно связаны с приоритетами развития производственной части высокотехнологического комплекса России с точки зрения конкретных результатов воздействия первых на конкурентоспособность, экономическую устойчивость, экологическую безопасность, социальный прогресс ВТК.
В целом предложенный перечень приоритетных направлений и технологических совокупностей в Федеральной целевой научно-технической программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники», слишком обширен при ограниченных государственных ресурсах и неполной ясности по механизму привлечения средств из внебюджетных источников.
Чтобы успешно решать проблему повышения инвестиционной активности в высокотехнологическом комплексе России, его основных составных частях (науке и высокотехнологическом производстве), необходимо выработать и реализовать ряд взаимоувязанных мер.
Прежде всего, следует определить расчетную потребность в комплексных инвестиционных ресурсах ВТК России по каждому его блоку, элементу, учитывая: прогрессирующее старение материально-технической базы, объективную необходимость перехода на инновационный тип развития практически всех производств ВТК, обеспечение экономической, особенно технологической безопасности, повышение конкурентоспособности российской наукоемкой продукции, особенно высокотехнологической.
Далее глубоко проанализировать возможности всех источников инвестиционных ресурсов для развития ВТК, в том числе инновационных. Для каждого приоритетного направления развития ВТК, каждой программы создания приоритетных технологий или системной наукоемкой продукции четко определить конкретные источники инвестиций по объемам, видам, срокам и условиям привлечения. При этом важно выработать действенный механизм полноценного и своевременного вовлечения инвестиционных ресурсов в научно-техническую и инновационную деятельность ВТК с учетом возможностей современно рыночной ситуации в стране при активной роли государственных органов всех уровней.
Какие источники и примерно в каком объеме можно использовать для развития высокотехнологического комплекса при условии максимального его вклада в социально-экономический прогресс России? Среди этих источников обычно называются:
-бюджетные ассигнования на фундаментальные исследования, стратегические прикладные НИОКР и базисные инновации, включённые в перечень приоритетов и базовых технологий. На эти цели следует направлять, как это и было предусмотрено федеральным законом, не меньше 4% расходной части федерального бюджета. Отказ от государственной поддержки базисных инноваций в их стартовый период грозит растущим технологическим отставанием России, потерей рынков в условиях глобализации и технологического переворота и технологической безопасности;
-использование на НИОКР и освоение инноваций растущей доли средств предприятий, холдингов, корпораций, придание их инвестициям инновационного характера. С учетом амортизации многие компании имеют достаточно средств для активизации инновационной деятельности;
-зарубежные инновационно направленные инвестиции. Более активное привлечение иноинвестиций в ВТК требует улучшения инвестиционного климата в нем. Преувеличивать возможности данного источника не следует, т.к. мигрирующий зарубежный капитал ограничен в объемах, а кроме того, его инновационно активная часть по объективным причинам оседает в основном (на 50-90%) в индустриально развитых странах;
-более активное привлечение в ВТК кредитов банков и других кредитных учреждений. Этот источник, к сожалению, имеет ряд серьезных ограничений в современной посткризисной экономике России, по сравнению с зарубежной практикой;
-широкое использование в высокотехнологичном производстве так называемых инновационных инвестиций, к которым относятся различные виды лизинга, венчурный капитал, разнообразные формы интеллектуальной собственности. Заслуживает внимания и возможность активизации инвестиционной деятельности в ВТК через формирование высокотехнологического сектора российского фондового рынка.
Важное значение для полноценного комплексного ресурсного обеспечения развития ВТК России имеет информация и квалифицированные кадры. Создание эффективной системы доступа всех структур ВТК, особенно научных организаций к распределительным информационным и вычислительным ресурсам, являются важнейшей составной частью задачи по эффективному развитию комплекса.
Кадровое обеспечение развития ВТК напрямую связано с социальной политикой. В российской науке осталось менее 50% кадрового потенциала, которым она располагала в начале 90-х гг. Меняется в худшую сторону квалификация и возрастной состав, пропорциональность распределения между областями наук, сохраняется самая высокая текучесть кадров среди лиц в возрасте до 40 лет, обладающих хорошими творческими возможностями. Проведенный опрос населения показал: убеждены, что ключевое значение для экономического роста имеет развитие новейших технологий лишь 22%, развитие российской науки - 17% от числа опрошенных. В рейтинге наиболее уважаемых профессий, ученые наибольшим признанием пользуются лишь у 5% опрошенных. В ВТК, в т.ч. и в науке нужна качественно новая социальная политика, включая и пути формирования доходов, развития социальной сферы.
Подъем ВТК играет ключевую роль в обеспечении устойчивого экономического роста преимущественно за счёт внутренних источников. Только на базе технологической модернизации и обновления основных фондов с заменой предельно устаревшего оборудования техникой и технологией V, а затем VI укладов возможно обеспечить конкурентоспособность и рост продаж отечественной продукции на внутренних и внешних рынках, следовательно, увеличивать доходы предприятий, населения, государства. Следует учитывать, что действие внешних источников экономического роста в основном исчерпано, наметились тенденции ухудшения конъюнктуры мировых рынков, опережающего роста импорта и доли импортных товаров в розничной торговле России.
Решить эти проблемы при курсе на «удержание позиций» в инновационной и научно-технической политике, отказе государства от активной поддержки ВТК практически невозможно. В основе этой политики должен быть стратегический курс на преимущества технологического прорыва по ряду современных направлений развития технологических систем, модернизации экономики на новейшей технической базе за счет приоритетного развития ВТК, в т.ч. науки, и оптимизацию соотношения этого курса с разумным использованием возможностей технологического заимствования по критерию сохранения экономической и технологической безопасности России.
В этой связи особое значение приобретает механизм государственного регулирования процессов развития ВТК. Основы этого механизма изложены в большой совокупности нормативно-правовых актов. Научным ориентиром в оптимизации состава этого механизма являются разработки по институциональной системе, по теории управления, в том числе корпоративного, по функциям государства в трансформируемой экономике, по теории сложных систем, национальной инновационной системе и др.
Прежде всего, речь идет о нормативно-правовой базе. Несмотря на большое число действующих ныне нормативно-правовых актов, регулирующих научно-техническую и инновационную деятельность в экономике, в т.ч. в ВТК, по результативности и достаточности их нельзя признать оптимальными. Здесь много пробелов, в т.ч. по проблемам интеллектуальной собственности, системе льгот, включая налоговые, мотивации труда, по статусу территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала, по разграничению полномочий и взаимодействию между федеральным центром и субъектами Федерации.
Среди экономических факторов можно выделить рычаги, связанные: с поддержкой малых инновационных предприятий; с формированием благоприятного инвестиционного климата, включая государственные гарантии, государственный заказ, контрактную систему, возможности страхования и залога; с совершенствованием налоговой системы с целью создания выгодных условий для развития высокотехнологических, особенно приоритетных направлений; с совершенствованием планирования и прогнозирования научно-технологического развития России; с эффективным использованием финансово-кредитных рычагов, включая использование возвратного финансирования высокоэффективных инновационных проектов; с созданием государственных гарантийных залоговых резервов под реальные активы, с введением нелинейной амортизации; с финансовой поддержкой патентной и изобретательской деятельности и другое.
В число факторов управленческого характера входит вся совокупность форм и методов, связанных: с совершенствованием управления государственной собственностью в разных ее видах в интересах развития ВТК в целом, активизации научно-технической и инновационной деятельности в стране; эффективность управления государственными пакетами акций в ВТК, с активным
использованием всех форм собственности в интересах научно-технологического прогресса России; с обеспечением технологической безопасности; с защитой национальных интересов, включая протекционизм отечественным производителям наукоемкой продукции внутри страны и помощь в ее продвижении на мировые товарные рынки и таможенный механизм; с развитием интеграции науки, образования, производства и рынка; с механизмом межведомственной координации; с подготовкой и переподготовкой управленческих кадров, в т.ч. государственных служащих.
Важно еще раз подчеркнуть, что для решительного подъема российского высокотехнологического комплекса необходима комплексная перспективная государственная программа включающая не только перечень актуальных проблем и заданий, но и реальное обеспечение их реализации под контролем соответствующих государственных органов.
Об авторе
Фоломьев А.Н - доктор экономических наук, профессор РАНХ и ГС, заслуженный экономист
России