Научная статья на тему 'Высокотехнологичные кластеры в России: комплекс мер по развитию инновационного потенциала Региональных межотраслевых комплексов'

Высокотехнологичные кластеры в России: комплекс мер по развитию инновационного потенциала Региональных межотраслевых комплексов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
504
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыгалин Дмитрий Борисович, Беспалов Владимир Александрович, Елкин Александр Георгиевич, Леонтьев Владимир Борисович, Филиппов П. Ф.

Мировая практика показывает, что важной составляющей стратегий активизации инновационной деятельности является поддержка формирования высокотехнологичных кластеров. Доказано, что создание таких кластеров в разных странах, привело к значительным достижениям в развитии отраслей и регионов, ранее находившихся в неблагоприятном экономическом положении. В настоящей статье рассматривается возможный комплекс мер по развитию высокотехнологичных кластеров в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рыгалин Дмитрий Борисович, Беспалов Владимир Александрович, Елкин Александр Георгиевич, Леонтьев Владимир Борисович, Филиппов П. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

World practice shows that support of high-technological clusters development is the important constituent of the innovative activity. It`s proved that creation of the such clusters in different countries leads to a considerable progress at development fields and regions, which were at unfavorable economic state. In this article the possible system measures for high-technological clusters development in Russia are considered.

Текст научной работы на тему «Высокотехнологичные кластеры в России: комплекс мер по развитию инновационного потенциала Региональных межотраслевых комплексов»

Высокотехнологичные кластеры в России: комплекс мер по развитию инновационного потенциала региональных межотраслевых комплексов

Д. Б. Рыгалин,

к. э. н., зам. генерального директора

В. А. Беспалов,

д. т. н., генеральный директор

А. Г. Елкин,

зам. генерального директора

В. Б. Леонтьев,

зам. генерального директора

Зеленоградский инновационно-технологический центр

П. Ф. Филиппов,

директор консультационной компании «Солид Инвест»

В течение 2004 г. Зеленоградским инновационно-технологическим центром по заказу Министерства образования и науки РФ были проведены комплексные исследования, направленные на разработку механизмов ускоренного развития конкурентоспособного высокотехнологичного производства в рамках территорий с высокой концентрацией научно-технического потенциала.

Актуальность такого исследования была обусловлена наличием значительных предпосылок для последовательной интенсификации инновационной деятельности в масштабах страны путем целенаправленной государственной поддержки территорий устойчивого роста инновационной экономики в различных субъектах Российской Федерации.

Развитие многих отраслей промышленности в Советском Союзе в рамках территориально-промышленных комплексов привело к формированию в определенных регионах РФ межотраслевых образова-

ний, имеющих ряд важнейших атрибутов кластеров, то есть географически локализованных сетей взаимосвязанных компаний и организаций, взаимодействующих друг с другом в рамках цепочки создания стоимости конечных продуктов. В качестве примеров можно отметить автомобилестроительный комплекс в Поволжье, объединение «Светлана» в Санкт-Петербурге, научно-производственный комплекс предприятий электронной промышленности в Зеленограде.

Подобная географическая модель концентрации смежных отраслевых предприятий позволяла реализовывать целостный технологический коридор создания собственной продукции практически для всех сфер народного хозяйства при экономии времени и снижении затрат за счет быстрого информационного обмена, быстрой диффузии новшеств и инноваций в рамках локализованных отлаженных кооперационных цепочек.

ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005

ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005

Однако советская промышленность, исторически развивавшаяся в условиях плановой экономики, оказалась не приспособленной к рынку. С приходом зарубежных компаний отечественные производители уступили свои позиции на внутреннем рынке. Произошел разрыв внутриотраслевых связей, отток наукоемкого потенциала и квалифицированных специалистов в частный сектор. В результате большинство из существовавших некогда кластеров распалось. В то же время на территориях, где они были сосредоточены, как правило, сохранены основные компоненты, необходимые для развития высокотехнологичного производства. Присутствует высокая концентрация субъектов науки, образования, промышленности, сформировался сектор частного инновационного предпринимательства. И это служит хорошей платформой для воссоздания новых инновационных кластеров, основанных на рыночных принципах и ориентированных на открытые рынки.

Следует подчеркнуть, что кластерный подход активно используется в развитых странах. Одним из наиболее ярких примеров страны с промышленной политикой, построенной на развитии кластеров, является Финляндия, прочно удерживающаяся на вершине рейтингов конкурентоспособности последние несколько лет. Большое внимание развитию кластеров уделяется в США, Японии и странах Европы. В последние годы кластерный подход начали брать на вооружение и развивающиеся страны Азии и Латинской Америки.

Опыт ведущих стран показал, что кластерный подход служит основой для конструктивного диалога между представителями предпринимательского сектора и государства. Он позволяет повысить эффективность взаимодействия частного сектора, государства, научных и образовательных учреждений в инновационном процессе.

Общность кластерной инфраструктуры, благоприятные условия для обмена знаниями и поддержки новых идей, единый рынок рабочей силы и низкие барьеры позволяют компаниям и организациям получить преимущества от географической близости. Участие в таких сетях становится для них важным фактором развития собственной конкурентоспособности. При этом генерация новых знаний, скорость внедрения и коммерциализации инноваций во многом определяются эффективностью и устойчивостью кооперационных связей. Поэтому именно для высокотехнологичных производств наиболее характерна изобилующая многочисленными обратными связями кластерная модель развития.

Таким образом, с учетом положительного опыта ведущих стран и наличия в России соответствующего задела в виде значительного числа территорий с высоким научно-техническим потенциалом целесообразно использовать возможности кластерной стратегии для повышения конкурентоспособности и роста объемов высокотехнологичного производства.

Принимая во внимание зарубежный опыт, были разработаны возможные меры государственной поддержки формирования высокотехнологичных кластеров.

В условиях рынка формирование конкурентоспособных территориально-производственных комплексов, которыми по сути и являются высокотехнологичные кластеры, на основе применения только административных механизмов невозможно. Основа рынка — это преследование каждым хозяйствующим субъектом определенного экономического интереса по принципу свободного волеизъявления. Поэтому воссоздание научно-производственно-инновационных комплексов должно осуществляться не на административных, а прежде всего, на экономических принципах.

Однако для запуска процесса формирования кластеров необходим соответствующий импульс, который направит участников научно-производственной деятельности на реализацию единой инновационной стратегии. Под единой инновационной стратегией в контексте представленных выше целей применения кластерного подхода следует понимать комплекс мер, обеспечивающих достижение устойчивых конкурентных преимуществ и рост масштабов производства рыночно востребованной продукции.

Мировой опыт свидетельствует, что такой импульс может быть создан, в основном, только благодаря поддержке со стороны государства, направленной на повышение мотивации хозяйствующих субъектов к совместной деятельности по тем или иным отраслевым направлениям. Как показало исследование зарубежного опыта для высокотехнологичных кластеров, расположенных в Европе (Финляндия и Германия), Северной Америке (США и Канада) и Восточной Азии (Южная Корея, Китай), в развитии всех этих кластеров большое и зачастую решающее участие приняло государство. В частности, формирование глобального телекоммуникационного кластера в Финляндии было инициировано соответствующей инновационной программой, принятой на государственном уровне, на реализации которой были сконцентрированы основные усилия государственных структур, непосредственно отвечающих за научно-технологическую деятельность.

Это позволяет заключить, что для реализации кластерного подхода в российских условиях необходимо формирование аналогичных программ, охватывающих, в первую очередь, те направления специализации, в которых Россия имеет наибольший научно-технический задел, которые обладают наибольшим коммерческим потенциалом и которые находятся в русле сформированных государственных приоритетов развития науки, технологий и техники.

При этом государственную поддержку в первую очередь должны получить те территории, которые обладают наибольшим научно-техническим, инновационным и кадровым потенциалом, с точки зрения

возможностей, сроков и экономических затрат по широкомасштабному выходу на мировые рынки наукоемкой продукции.

Отправной точкой для реализации кластерной стратегии должно стать ранжирование сегментов высокотехнологичного рынка по уровню их коммерческой привлекательности и ранжирование территорий по уровню имеющегося потенциала для освоения этих сегментов. По результатам проведенного ранжирования должен быть определен перечень конкретных территорий, которые могут претендовать на государственную поддержку инновационных программ по отраслевой специализации.

Разработка программ специализации на уровне территорий должна быть ориентирована, в первую очередь, на поддержку тех предприятий, которые оказывают или потенциально могут оказывать ключевое влияние на формирование единой стратегии инновационного развития, являясь лидерами, на примере которых строится деятельность остальных хозяйствующих субъектов. Лидеры территории являются важнейшими системообразующими элементами для формирования высокотехнологичных отраслевых кластеров. К ним следует относить тех хозяйствующих субъектов, которые имеют весомый научно-технический задел по выбранным приоритетам специализации территории и которые имеют или могут развить значимые устойчивые каналы сбыта высокотехнологичной продукции на рынке.

Главной проблемой для отечественных высокотехнологичных отраслей является низкий уровень конкурентоспособности. В связи с этим следует подчеркнуть, что лидеры территорий должны обладать устойчивыми конкурентными преимуществами, в противном случае они могут утратить свой лидерский статус. С другой стороны, если растет конкурентоспособность лидеров, то растет и конкурентоспособность остальных участников кластера, так как лидеры начинают предъявлять к ним новые требования. Здесь важно отметить, что если участники кластера в массовом порядке не успевают за ростом требований лидера к их конкурентоспособности, то это будет сдерживать и развитие самих лидеров, а следовательно, и кластера в целом.

Поэтому в российских условиях важным фактором формирования конкурентоспособных кластеров является целенаправленная поддержка и стимулирование роста как экономикообразующих предприятий, так и их окружения.

Согласно проведенным исследованиям зарубежного опыта, в качестве других консолидирующих структур, оказывающих существенное влияние на процессы формирования кластеров, выступают университетские комплексы. В развитых странах крупные университеты, как правило, обладают развитой инновационной инфраструктурой и занимают передовые позиции в научных исследованиях в большинстве областей. Инновационно активный университетский комплекс служит центром притяжения для всех

участников технологического рынка. Так, малые наукоемкие компании заинтересованы в доступе к результатам научных исследований, которые впоследствии превращаются ими в технологические инновации. Технологические инновации, в свою очередь, необходимы крупной промышленности, и без них невозможно серийное производство конкурентоспособного продукта. Инвестиционные группы заинтересованы в высокорентабельных объектах вложения капитала. Кроме того, ключевым для всех участников технологического рынка является интерес к квалифицированным кадрам, которые, в свою очередь, представляют собой основной результат деятельности университетских комплексов. Таким образом, развитые университетские образования, с позиции мировой практики, также являются одним из основных инструментов формирования конкурентоспособности территорий и высокотехнологичных отраслевых кластеров.

Анализируя отечественный опыт, тоже можно выделить примеры, когда университеты играют особую роль в развитии территорий. Весьма эффективными, с позиции создания задела для формирования кластеров, оказались такие программы Минобразования России, как «Инновационная деятельность высшей школы» и «Федерально-региональная политика в науке и образовании». В ходе реализации этих программ ряд базовых отраслевых вузов был трансформирован в современные университетские учебно-научно-инновационные комплексы, вокруг которых сконцентрировались малые инновационные предприятия и промышленность, крупные зарубежные технологические партнеры и инвесторы. Таким образом, на основе вузов — участников вышеуказанных программ фактически был инициирован процесс формирования территориальных кластеров. Однако в силу незначительных объемов финансирования по программам результаты в направлении создания кластеров были ограничены, в основном, усилиями и возможностями самих вузов, что, несомненно, сдерживало рост системообразующей функции университетских комплексов в контексте реализации кластерной стратегии. Более того, на средства программ поддержано лишь незначительное количество вузов, что не позволило продвинуться по пути реализации кластерных стратегий на многих других территориях с высоким научно-техническим потенциалом.

Неотъемлемой составляющей формирования кластеров в мировой практике является создание таких системообразующих элементов инновационной инфраструктуры, как бизнес-инкубаторы, технопарки, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий и т. д.

Концентрация малых наукоемких предприятий в рамках объектов инновационной инфраструктуры способствует упорядочиванию малого инновационного бизнеса, повышает его открытость и прозрачность для всех хозяйствующих субъектов террито-

ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005

ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005

рии, включая промышленность как потребителя инноваций и финансово-инвестиционные структуры как источники внебюджетного финансирования инновационных процессов.

Прозрачная информационная среда является одним из важнейших катализаторов для формирования кластеров, она создает предпосылки для расширения кооперации между различными категориями участников территории, а также внешними заказчиками и инвесторами. В свою очередь, для создания единого информационного пространства необходимо обеспечить те условия, которые будут способствовать более легкому движению информации и координации интересов всех категорий хозяйствующих субъектов. Для этого необходимо комплексно развивать соответствующие объекты региональной инновационной инфраструктуры.

Комплексность кластерных стратегий, а также необходимость координации действий со множеством участников в ходе их реализации определяет целесообразность формирования территориальных исполнительных органов, ответственных за координацию инновационных процессов. В 2004 году Министерством образования и науки было инициировано создание Региональных центров координации инновационной деятельности. Идеология этих проектов во многом соответствовала тому содержанию, которое должны иметь подобные центры применительно к реализации кластерной стратегии. Поэтому возможное развитие инициативы по формированию сети Региональных центров координации инновационной деятельности могло бы стать последовательным продолжением федеральных мер поддержки местных администраций в контексте создания исполнительных органов по реализации кластерной стратегии, а также импульсом для формирования команд инновационных менеджеров, нацеленных на решение соответствующих задач.

Мониторинг, создание прозрачной информационной среды и содействие вовлечению в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности целесообразно делегировать другим территориальным исполнительным органам — Региональным центрам трансфера и коммерциализации технологий, которые бы, в частности, прорабатывали предложения о конкретных инновационных проектах для программ специализации территорий.

Введение Региональных центров координации инновационной деятельности и Региональных центров трансфера технологий в инновационную систему территорий обеспечит систематизацию имеющегося потенциала и позволит создать эффективную исполнительную среду по детальной проработке, мониторингу и координации программ, кластерной специализации.

Меры государственной поддержки, реализуемые в рамках формирования кластеров, главным образом должны быть ориентированы на обеспечение масштабного притока внебюджетных средств. Это, с одной

стороны, позволит рационально подойти к расходованию бюджета и поддержать большее количество территорий, а с другой стороны, создать благоприятные условия для активизации использования кредитных, лизинговых и прочих финансовых инструментов рыночной экономики в инновационных процессах.

Вместе с тем, согласно проведенному исследованию, основными источниками финансирования инноваций остаются собственные средства предприятий. При этом ориентация предприятий на собственные средства происходит не потому, что таких средств достаточно, а оттого, что других источников мало или их сложно привлечь. Так, кредитная система слабо используется для финансирования инноваций. Как правило, кредиты банков носят краткосрочный характер и даются под высокие проценты, в то время как инновационные проекты являются дорогостоящими и долгосрочными. Таким образом, неприемлемые условия кредитования являются серьезным барьером, сдерживающим развитие инновационной деятельности.

Существенной мерой государственной поддержки, обеспечивающей приток внебюджетных средств в инновационный сектор экономики, могло бы стать субсидирование части процентной ставки по кредитам и лизинговым схемам, привлекаемым на реализацию инновационных проектов. Кроме того, необходимо создание системы государственных гарантий, которые выставлялись бы коммерческим кредитно-финансовым структурам в качестве залогового обеспечения, поскольку проблема залогов является центральной для большинства инновационных предприятий. Наравне с указанными мерами целесообразно создание механизмов кредитования со льготными залогами, которые могут быть реализованы уполномоченными государственными банками. Актуально рассмотреть вопрос о преференциях для банковских структур, кредитующих сферу высоких технологий.

Поскольку компенсация части процентов по кредитным ресурсам будет способствовать сокращению сроков окупаемости проектов, это позволит повысить мотивацию для других (некредитных) источников финансирования к инвестициям в инновационную деятельность. Таким образом, в результате реализации данных мер может быть существенно расширен объем доступного для инновационной деятельности рынка коммерческих финансовых ресурсов.

В сочетании с мерами финансовой поддержки инновационных проектов должны быть использованы и административные ресурсы, такие как передача неэффективно используемой федеральной и региональной собственности в виде зданий, помещений и оборудования, незадействованной интеллектуальной собственности государственных организаций. Более того, на уровне территорий должны быть упрощены процедуры рассмотрения вопросов о выделении земельных участков под со-

здание новых производственных мощностей в сфере высоких технологий.

Для оперативного пополнения оборотных средств инновационных предприятий целесообразно создание системы краткосрочного льготного кредитования проектов, направленных на расширение масштабов выпуска высокотехнологичной продукции.

Диверсифицировать производство и увеличить номенклатуру наукоемкой продукции возможно за счет стимулирования процесса промышленного внедрения разработок малых компаний, субъектов отраслевой науки и отраслевых университетов. Стимулирование может заключаться в компенсации промышленным предприятиям части затрат на освоение инноваций. Этот механизм может быть реализован путем финансирования НИОКР по внедрению инноваций в промышленности, причем бюджетополучателями будут являться сами источники инноваций, а промышленные предприятия будут выступать в качестве созаявителей таких проектов. В результате такой поддержки промышленные предприятия могут значительно сократить свои издержки, связанные с осуществлением новых НИОКР, передавая часть функций по выполнению этих работ профильным малым фирмам, отраслевым вузам и НИИ. Одновременно сами поставщики инноваций будут вовлечены в технологический процесс по созданию конечного конкурентоспособного продукта, получат дополнительный источник финансирования, а невостребованная интеллектуальная собственность найдет реальное промышленное применение, обеспечивая рост масштабов инновационной деятельности.

Наряду с реализацией представленного механизма крайне важно инициировать создание новых хозяйствующих субъектов в тех областях, которые соответствуют приоритетам специализации территорий. Это комплексная проблема, включающая необходимость решения всех тех задач, которые связаны с инкубированием и ростом новых инновационных компаний. К таким задачам следует отнести:

^ комплексный мониторинг интеллектуального потенциала территорий, содействие появлению новых компаний из вузовских структур, отраслевых НИИ как основных первичных источников инноваций на основе целевого стартового финансирования;

^ увеличение площадей в составе действующих объектов инновационной инфраструктуры, предназначенных для размещения и оказания поддержки вновь созданным компаниям;

^ обеспечение коллективного доступа начинающих малых компаний к современному научно-лабораторному оборудованию для завершения НИОКР и отработки инноваций в экспериментальных и опытных партиях;

^ развитие совместно с зарубежными партнерами специализированных центров компетенций и аутсорсинга, направленных на передачу методологии и «технологической культуры» производства в

тех областях специализации территорий, где наблюдается значительный отрыв от мировых тенденций в уровне используемых подходов и технологий.

Таким образом, для формирования конкурентоспособных кластеров требуется обеспечить развитие региональной отраслевой инновационной инфраструктуры, включая более интенсивную реализацию мероприятий по созданию инкубаторов бизнеса, инновационно-технологических центров, технопарков, центров коллективного пользования и аутсорсинга и т. д.

Следует подчеркнуть, что у министерства уже имеется позитивный опыт развития инновационной инфраструктуры регионов, которая уже сейчас служит связующим звеном при реализации кластерных стратегий. В рамках Межведомственной программы активизации инновационной деятельности в научнотехнической сфере в различных субъектах федерации создано свыше 60 инновационно-технологических центров (ИТЦ). Результатом создания ИТЦ стал динамичный рост числа новых инновационных предприятий в соответствующих регионах. ИТЦ обеспечили необходимые инфраструктурные условия для развития высокотехнологичного бизнеса, предоставляя площади, современное научно-лабораторное и технологическое оборудование коллективного пользования, консалтинговые и маркетинговые услуги, содействие в коммерциализации инновационных разработок и продвижении продукции на мировой рынок. С каждым годом они оказывают все большее влияние на отраслевую и региональную институциональную среду, способствуя снижению социально-экономических диспропорций и росту инвестиционной привлекательности территорий.

Однако размеры бюджетного финансирования Межведомственной программы не позволили выйти на больший уровень развития сети ИТЦ, как, например, в Германии, где на гораздо меньшей территории создано более 300 ИТЦ, что в 5 раз превышает число действующих российских ИТЦ. Поэтому сейчас крайне важно разработать меры стимулирования для расширения сети ИТЦ и аналогичных объектов в высокотехнологичных регионах страны. Более того, надо создать условия для саморазвития действующих ИТЦ, которые обладают всем необходимым потенциалом для формирования на своей основе конкурентоспособных инновационных кластеров.

Очевидно, что средств федерального бюджета явно недостаточно для масштабного развития инновационной инфраструктуры путем прямого финансирования. Поэтому здесь тоже должны быть использованы механизмы стимулирования притока средств частных инвесторов и кредитных ресурсов, передачи неэффективно используемой государственной собственности.

Важнейшим аспектом создания инновационной инфраструктуры является не просто возведение со-

ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005

ИННОВАЦИИ № 4 (81), 2005

временных площадей для размещения начинающих научных коллективов и наукоемких компаний, а обеспечение их доступа к современному оборудованию для завершения НИОКР и отработки инноваций в экспериментальных и опытных партиях. Поэтому целесообразно стимулировать процесс оснащения центров коллективного пользования научным и технологическим оборудованием за счет компенсации части процентов по лизинговым схемам, а также в форме НИОКР по постановке перспективных базовых технологий.

Для увеличения масштабов инновационного бизнеса в рамках отраслевых приоритетов развития территорий целесообразно формирование целевых территориальных программ, направленных на профильное инкубирование высокотехнологичных компаний.

Еще одним существенным направлением развития инновационной деятельности в рамках наукоемких территорий может стать поддержка сотрудничества хозяйствующих субъектов с мировыми лидерами в сфере высоких технологий. Это будет содействовать развитию проектной и технологической базы инновационного бизнеса, повышению конкурентоспособности, проникновению территориальных производителей на новые сегменты зарубежного рынка. К основному содержанию таких мероприятий следует отнести обеспечение доступа субъектов территорий к передовым зарубежным технологиям, создание коридора для экспорта инноваций и повышение доверия к российской высокотехнологичной продукции на мировых рынках, что может быть эффективно обеспечено, в основном, только в рамках стратегического сотрудничества с ведущими зарубежными производителями при учете жесточайшей мировой конкуренции.

Также выделим целесообразность бюджетного со-финансирования корпоративных проектов, предполагающих совместное участие высокотехнологичных компаний, объектов инновационной инфраструктуры, промышленных предприятий, вузов и отраслевых НИИ территорий и направленных на организацию крупномасштабного производства конкурентоспособной продукции. Поддержка подобных корпоративных проектов может быть весьма эффективной в контексте реализации кластерной стратегии, поскольку она напрямую будет стимулировать образование кооперационных связей, построенных на финансовой мотивационной основе между целыми группами хозяйствующих субъектов.

Отдельно следует выделить макроэкономические механизмы, которые целесообразно включить в дополнение к вышеперечисленным мерам поддержки.

Значимым фактором формирования кластеров в мировой практике являлись крупные бюджетные заказы на поставку продукции для государственных нужд. Такие заказы способствовали созданию необходимой инфраструктуры, обучению персонала и

формированию важного научно-технического задела, который в дальнейшем использовался и при производстве продукции для открытого рынка. Поэтому федеральные и региональные госзаказы должны учитывать не только текущий результат от их непосредственного выполнения, но и мультипликативный эффект, который может обеспечить развитие связанных отраслей в регионе и сформировать условия для масштабного развития инновационного бизнеса в будущем. Рассматривая госзаказ с такой точки зрения, необходимо отметить, что ориентация на отечественных производителей во многих случаях является более целесообразной, чем привлечение более конкурентоспособных иностранных поставщиков. Более того, большие промышленные объединения и малые инновационные компании должны иметь паритетные позиции в ряду участников крупных федеральных научнотехнических программ и конкурсов на поставку продукции для государственных нужд, что будет способствовать развитию добросовестной конкуренции и, соответственно, общему росту конкурентоспособности российских производителей высокотехнологичной продукции.

Нельзя не отметить высокую эффективность льготных условий налогообложения применительно к созданию кластеров на территориях с высокой концентрацией научно-технического потенциала. Эффективность таких мер можно четко увидеть на примере развития китайских кластеров высоких технологий. Льготные условия могут стать своего рода магнитом, притягивающим внешних инвесторов и мировых лидеров высокотехнологичного рынка на данные территории, особенно при учете повышенного интереса зарубежных компаний к российским инновациям и квалифицированным кадровым ресурсам. В этой связи следует рекомендовать как можно быстрее внедрить в реальную практику закон об особых технико-внедренческих и промышленно-производственных зонах, создание которых станет мощным катализатором для формирования конкурентоспособных кластеров за счет повышения инвестиционной привлекательности территорий с высоким научно-техническим, инновационным и промышленным потенциалом.

Таким образом, сохранение Россией значимого конкурентного преимущества в виде наличия территориально сфокусированных комплексов наукоемких отраслей и превращение их в эффективные кластеры, обладающие глобальной конкурентоспособностью, на данном этапе возможно только при условии целенаправленной поддержки со стороны государства. Сделанные выше предложения, конечно же, не являются панацеей и не могут мгновенно привести к решению накопившихся проблем, однако приведенный перечень мер представляет собой необходимую основу для формирования комплексной федеральной политики по переводу экономики страны на инновационный путь развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.