Научная статья на тему 'ВЫСОКОШИРОТНАЯ ПОЛЯРНАЯ СТАНЦИЯ «БУХТА ТИХАЯ» НА ЗЕМЛЕ ФРАНЦА-ИОСИФА КАК МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ'

ВЫСОКОШИРОТНАЯ ПОЛЯРНАЯ СТАНЦИЯ «БУХТА ТИХАЯ» НА ЗЕМЛЕ ФРАНЦА-ИОСИФА КАК МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктика / полярная станция «Бухта Тихая» / полярное наследие / Земля Франца-Иосифа / Arctic / polar station “Tikhaya Bay” / polar heritage / Franz Josef Land

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Павел Анатольевич Филин

В статье рассматривается опыт музеефикации высокоширотной полярной станции «Бухта Тихая» на Земле Франца-Иосифа, реализуемый Национальным парком «Русская Арктика» во взаимодействии с Музейно-выставочным центром технического и технологического освоения Арктики. В 2015 г. станция признана выявленным объектом культурного наследия, ее посещают туристы в ходе туров на Северный полюс на атомных ледоколах. В статье освещаются подходы к сохранению и презентации исторического комплекса станции в условиях труднодоступности, сложных природно-климатических факторов, необходимости совмещать функции сохранения объектов с их дальнейшей утилитарной эксплуатацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGH-LATITUDE POLAR STATION “TIKHAYA BAY” ON FRANZ JOSEF LAND AS AN OPEN-AIR MUSEUM

The article discusses the experience of the National Park "Russian Arctic" and the Arctic Museum and Exhibition Center in creating a museum and tourist complex and carrying out emergency work at a number of historical sites of the high-latitude polar station “Tikhaya Bay” on Franz Josef Land (Arkhangelsk region of the Russian Federation). The polar station, created in the initial period of the development of the Soviet Arctic (1929), has been preserved almost in its original form and was declared in 2015 “a newly identified object of the cultural heritage of the Russian Federation”. The polar station is visited by tourists on Russian nuclear-powered icebreakers during their trips to the North Pole in the summer. Since 2011, work has been underway at the station to restore it and create an open-air museum and tourist complex in order to demonstrate it to tourists. Particular attention is paid to the issues of emergency response work at the largest object of the station an aircraft hangar, which was built in 1932–1933 under the guidance of the famous Soviet polar explorer Ivan Papanin. This is one of the most recognizable buildings in the high-latitude Arctic, associated with the first steps of Soviet aviation in the Polar Regions. At the start of work in 2017, the building was in disrepair and required urgent measures to strengthen it. For the 2019–2020 seasons, work was carried out to replace the rotted parts of the hangar, physically remove the resulting glacier and sheath the hangar with waterproof plywood. Completion of the work was planned for 2020, but due to the outbreak of the COVID-19 epidemic, tourist flights to Franz Josef Land were canceled. In 2021, the situation repeated itself, it was only possible to monitor the state of objects, which showed that they are in a stable state. The article highlights the methods and approaches to the preservation and presentation of the historical complex of the station in the face of a number of restrictions due to the inaccessibility of the station, complex natural and climatic factors and the need to combine the functions of preserving objects with their further utilitarian operation as household objects. The main conceptual approach in such conditions is the desire to create not a Skansen-type open air museum showing “frozen time”, but to create a “living museum”, an eco-museum, a museum of activity that respects the historical and cultural heritage, strives to preserve the historical appearance of the station, while saturated with various activities, including the display of modern and historical life at the station, the organization of various kinds of observations and research, including the cultural and natural heritage of Franz Josef Land.

Текст научной работы на тему «ВЫСОКОШИРОТНАЯ ПОЛЯРНАЯ СТАНЦИЯ «БУХТА ТИХАЯ» НА ЗЕМЛЕ ФРАНЦА-ИОСИФА КАК МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ»

Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.

2024. № 54. С. 253-268. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2024. 54. pp. 253-268.

Научная статья УДК 069.01

doi: 10.17223/22220836/54/22

ВЫСОКОШИРОТНАЯ ПОЛЯРНАЯ СТАНЦИЯ «БУХТА ТИХАЯ» НА ЗЕМЛЕ ФРАНЦА-ИОСИФА КАК МУЗЕЙ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Павел Анатольевич Филин

Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук; Арктический музейно-выставочный центр, Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается опыт музеефикации высокоширотной полярной станции «Бухта Тихая» на Земле Франца-Иосифа, реализуемый Национальным парком «Русская Арктика» во взаимодействии с Музейно-выставочным центром технического и технологического освоения Арктики. В 2015 г. станция признана выявленным объектом культурного наследия, ее посещают туристы в ходе туров на Северный полюс на атомных ледоколах. В статье освещаются подходы к сохранению и презентации исторического комплекса станции в условиях труднодоступности, сложных природно-климатических факторов, необходимости совмещать функции сохранения объектов с их дальнейшей утилитарной эксплуатацией.

Ключевые слова: Арктика, полярная станция «Бухта Тихая», полярное наследие, Земля Франца-Иосифа

Благодарности: Автор выражает благодарность Национальному парку «Русская Арктика» и Арктическому музейно-выставочному центру за возможность вживую прикоснуться к полярной истории и принять участие в сохранении историко-культурного наследия станции «Бухта Тихая». Статья подготовлена в рамках гранта РНФ № 22-1800283 «Северность России и этнокультурный потенциал Арктики».

Для цитирования: Филин П.А. Высокоширотная полярная станция «Бухта Тихая» на Земле Франца-Иосифа как музей под открытым небом // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 54. С. 253-268. doi: 10.17223/22220836/54/22

Original article

HIGH-LATITUDE POLAR STATION "TIKHAYA BAY" ON FRANZ JOSEF LAND AS AN OPEN-AIR MUSEUM

Pavel A. Filin

Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) Russian Academy of Sciences; Arctic Museum and Exhibition Centre, Saint-Petersburg, Russian Federation, [email protected]

Abstract. The article discusses the experience of the National Park "Russian Arctic" and the Arctic Museum and Exhibition Center in creating a museum and tourist complex and carrying out emergency work at a number of historical sites of the high-latitude polar station "Tikhaya Bay" on Franz Josef Land (Arkhangelsk region of the Russian Federation). The polar station, created in the initial period of the development of the Soviet Arctic (1929), has been preserved almost in its original form and was declared in 2015 "a newly identified object of the cultural heritage of the Russian Federation". The polar station is visited by

© П.А. Филин, 2024

tourists on Russian nuclear-powered icebreakers during their trips to the North Pole in the summer.

Since 2011, work has been underway at the station to restore it and create an open-air museum and tourist complex in order to demonstrate it to tourists. Particular attention is paid to the issues of emergency response work at the largest object of the station - an aircraft hangar, which was built in 1932-1933 under the guidance of the famous Soviet polar explorer Ivan Papanin. This is one of the most recognizable buildings in the high-latitude Arctic, associated with the first steps of Soviet aviation in the Polar Regions. At the start of work in 2017, the building was in disrepair and required urgent measures to strengthen it. For the 2019-2020 seasons, work was carried out to replace the rotted parts of the hangar, physically remove the resulting glacier and sheath the hangar with waterproof plywood. Completion of the work was planned for 2020, but due to the outbreak of the COVID-19 epidemic, tourist flights to Franz Josef Land were canceled. In 2021, the situation repeated itself, it was only possible to monitor the state of objects, which showed that they are in a stable state.

The article highlights the methods and approaches to the preservation and presentation of the historical complex of the station in the face of a number of restrictions due to the inaccessibility of the station, complex natural and climatic factors and the need to combine the functions of preserving objects with their further utilitarian operation as household objects. The main conceptual approach in such conditions is the desire to create not a Skansen-type open air museum showing "frozen time", but to create a "living museum", an eco-museum, a museum of activity that respects the historical and cultural heritage, strives to preserve the historical appearance of the station, while saturated with various activities, including the display of modern and historical life at the station, the organization of various kinds of observations and research, including the cultural and natural heritage of Franz Josef Land. Keywords: Arctic; polar station "Tikhaya Bay", polar heritage, Franz Josef Land

Acknowledgments: The author expresses his gratitude to the Russian Arctic National Park and the Arctic Museum and Exhibition Center for the opportunity to touch history and take part in the preservation of the historical and cultural heritage of the Tikhaya Bay polar station. The article was prepared within the framework of the RSF grant No. 22-18-00283 "Northness of Russia and the ethno-cultural potential of the Arctic" (supervisor A.V. Golovnev) https://rscf.ru/project/22-18-00283/.

For citation: Filin, P.A. (2024) High-latitude polar station "Tikhaya Bay" on Franz Josef Land as an open-air museum. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 54. pp. 253-268. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/54/22

Введение

Земля Франца-Иосифа (далее ЗФИ) - это самый северный архипелаг на территории России, входящий в состав Архангельской области (рис. 1). В 2009 г. был создан Национальный парк «Русская Арктика» (государственное учреждение, подчиняющееся Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации), в состав которого вошли Земля Франца-Иосифа и север Новой Земли. Национальный парк осуществляет природоохранные функции на архипелагах, а также функции по развитию туризма и сохранению богатейшего историко-культурного наследия архипелага. С 2011 г. ведутся работы по восстановлению полярной станции «Бухта Тихая» на острове Гукера, которая была закрыта еще в 1960 г. (рис. 2).

Поскольку в бухте Тихой сохранились в первозданном виде почти все здания полярной станции, созданной в начальный период освоения Советской Арктики, то возникла идея создания здесь музейного комплекса. Национальный парк «Русская Арктика» сделал первые и самые важные шаги в этом направлении, начав проводить планомерные работы по очистке станции, восстановлению сооружений и приему туристов.

Земля Франца Иосифа

/

Рис. 1. Местоположение Земли Франца-Иосифа Fig. 1. Location of Franz Josef Land

Рис. 2. Полярная станция «Бухта Тихая». Фото П.А. Филин Fig. 2. Tikhaya Bay polar station. Photo by P.A. Filin

В середине 2010-х гг. работы вышли в новую фазу. В связи с признанием сохранившихся строений станции «вновь выявленными объектами культурного наследия Российской Федерации» (2015 г.) и появлением заинтересованных организаций (некоммерческой организации «Музейно-выставочный центр технического и технологического освоения Арктики» в Санкт-Петербурге и частного инвестора) на станции с 2017 г. начались масштабные работы по восстановлению исторических объектов.

Основная цель - это создание музейно-туристического комплекса «под открытым небом» с целью его демонстрации туристам, которые посещают этот невероятно красивый архипелаг на круизных судах и атомных ледоколах в ходе

путешествий на Северный полюс. До пандемии COVID-19 архипелаг и бухту Тихую посещали порядка 1 000 туристов в летний сезон (подробнее см. ниже в разделе «Развитие туризма...»). Это один из самых дорогих туров в мире, соответственно, туристы - это обеспеченные и влиятельные люди со всего мира. Именно они и являются целевой группой проекта - если ранее они, высаживаясь на пути к Северному полюсу, в бухте Тихой могли видеть лишь заброшенный разваливающийся поселок, то сейчас этот исторический комплекс постепенно оживает, наполняется смыслом и деятельностью, повествует о наиболее важных событиях в истории российского освоения Арктики.

Под музеефикацией в контексте полярной станции мы понимаем процесс преобразования комплекса строений станции (объекта наследия) и природного ландшафта (в совокупности формирующих культурный ландшафт) в объект музейного показа, что предполагает изучение объекта наследия, проведение работ по консервации, противоаварийным и реставрационным работам, сохранение и воссоздание архитектурных интерьеров, интерпретацию объекта посредством организации постоянных экспозиций и временных выставок.

Историческая справка

Земля Франца-Иосифа была открыта австро-венгерской экспедицией под руководством Карла Вейпрехта и Юлиуса Пайера на парусно-паровой шхуне «Адмирал Тегетхоф» [3]. В дальнейшем на ЗФИ работали экспедиции из различных стран, в том числе в 1895/96 году здесь зимовали путешественники Фритьоф Нансен и Ялмар Йохансен, возвращавшиеся из своего знаменитого путешествия на шхуне «Фрам» [4].

В 1913/14 году на ЗФИ зимовала русская экспедиция Георгия Седова, в ходе которой руководитель экспедиции при попытке достижения Северного полюса погиб.

До 1920-х гг. ЗФИ оставалась ничейной землей. 15 апреля 1926 г. в СССР был издан декрет «Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане», согласно которому ЗФИ официально объявлялась находящейся под юрисдикцией СССР.

В 1929 г. в бухте Тихой под руководством советского академика Отто Шмидта была организована постоянно действующая полярная станция, началось строительство жилых домов и лабораторий для научных исследований. На первую зимовку 1929/30 года осталось семь человек.

В 1931 г. остров посещала экспедиция на немецком дирижабле «Граф Цеппелин»: в бухте Тихой воздушный корабль приводнился и произвел обмен почтой с ледоколом «Малыгин». На ледоколе этой операцией руководил в будущем один из самых известных в СССР полярников Иван Папанин. В зимовку 1932/33 года во время второго Международного полярного года под руководством Папанина на станции развернулось строительство лабораторий и корпусов для научных наблюдений и организации быта полярников. Тогда же был построен ангар для самолетов - одно из самых узнаваемых зданий в высокоширотной Арктике.

В 1936 г. в бухте Тихой базировались самолеты известных полярных летчиков - Михаила Водопьянова и Василия Махоткина, основной задачей которых был поиск аэродрома подскока для высадки первой дрейфующей станции Северный полюс. Место для такого аэродрома было обнаружено на самом северном острове архипелага - о. Рудольфа, здесь и был оборудован

аэродром. В 1937 г. Водопьянову первым в мире удалось удачно посадить самолет на дрейфующие льды на Северном полюсе и высадить научную станцию, которую возглавил Иван Папанин.

Рис. 3. Вид на полярную станцию «Бухта Тихая», 1936 г. Fig. 3. View of the polar station "Tikhaya Bay", 1936

В 1937 г. полярная станция Бухта Тихая была активно задействована в обеспечении полета самолетов на Северный полюс и высадке полярников на дрейфующие льды (рис. 3).

На станции активно велись наблюдения и исследования по метеорологии, аэрологии, магнитологии, гидрологии, актинометрии, изучению ионосферы, прохождению радиоволн, изучению научно-промысловых богатств архипелага, геологии, гляциологии и другим научным направлениям. В бухте Тихой в тот или иной период работали практически все самые известные советские ученые - исследователи Арктики.

Штат станции постоянно расширялся, а в зиму 1937/38 года из-за попавших в ледовую ловушку судов на станции проживало до 100 человек.

Полярники могли приезжать на станцию семьями, что даже поддерживалось политикой руководства. Это самая северная в мире территория, где рождались дети [5].

В годы Великой Отечественной войны на станции не прекращались научные наблюдения, несмотря на значительные сложности с ее обеспечением самыми необходимыми продуктами и предметами первой необходимости.

После войны научные наблюдения были продолжены, но 1 апреля 1960 г. станция была закрыта. Это решение долго обсуждалось и связано было с тем, что из-за высокого склона горы, под которой находилась станция, получаемые метеорологические данные были нерепрезентативные. Бухта была удобна для организации жизни, но не вполне соответствовала требованиям ведения метеорологических наблюдений. В итоге было принято решение за-

крыть эту станцию и открыть новую на о. Хейса, получившую имя известного советского полярного радиста Эрнеста Кренкеля [6].

Ненадолго станция оживала в 1969 г., когда в бухте Тихой проводились съемки фильма «Красная палатка», посвященного полету дирижабля «Италия» под командованием Умберто Нобиле и спасательной экспедиции на ледоколе «Красин» (режиссер М. Калатозов, продюсер Ф. Кристальди, в главных ролях снимались Шон Коннери, Клаудия Кардинале и другие известные актеры). Специально для этого фильма был отремонтирован ангар для самолетов.

В 1990 г. на станции был организован летний стационар - биостанция Мурманского морского биологического института (ММБИ), привезено и собрано небольшое деревянное жилое строение из бруса. Строение эксплуатировалось нерегулярно.

Все строения станции Бухта Тихая сделаны из привозного дерева, были сборно-разборными, которые сначала собирались на Большой земле, преимущественно в Архангельске, затем в разобранном виде доставлялись на кораблях на ЗФИ и заново собирались. Практически все строения просуществовали до наших дней в неизменном виде. Все кроме домика ММБИ были созданы в конце 1920 - середине 1950-х гг. и относятся к начальному периоду истории советского освоения Арктики. В состав комплекса входят жилые дома, научные лаборатории, ангар для самолетов, гараж для техники, ветряная электростанция и механическая мастерская, склады, радиомачты и др. Полярная станция насыщена объектами и представляет собой уникальный исторический памятник под открытым небом. Ряд строений забит льдом, который служит консервантом для сохранности объектов.

Условия и методы проведения работ

В статье рассматривается опыт по консервации и проведению противо-аварийных работ на ряде исторических объектов полярной станции Бухта Тихая в условиях жестко ограниченных ресурсов. Все выполненные работы по консервации и реставрации в высокоширотной Арктике являются пилотными: это первые в России подобные работы на объекте культурного наследия в высокоширотной Арктике.

К основным сложностям и ограничениям относятся:

Сезонный характер работы. На данный момент на станции не имеется возможности и нет задачи организовать зимовку. Специалисты работают «экспедиционным методом», попадая на станцию на 2 - максимум 3 летних месяца, в ходе навигации, после чего станция закрывается и объекты остаются «замороженными» на зиму. Кроме того, еще в июне, как правило, в бухте Тихой лежит снеговой покров, затрудняющий доступ к объектам. Снеговой покров начинает активно таять только в середине - второй половине июля, а в конце августа - начале сентября снова начинается «зимний период» [1].

1. Высокая стоимость работ по доставке оборудования и материалов. Доставка осуществляется на судах ледового класса, заходящих на архипелаг. Таких судов мало, и стоимость доставки грузов на них значительна. Кроме того, имеются большие сложности по разгрузке судов, так как в бухте Тихой нет организованного причала и крупногабаритные грузы можно сгрузить только с использованием вертолета, который базируется на судне. Менее габаритные грузы можно сгрузить с помощью лодок, что не всегда возможно и

зависит от наличия или отсутствия битого льда в бухте. При его наличии разгрузка может быть вовсе невозможна. Единственно работающий вариант -это судно с вертолетом, как правило, это научно-экспедиционное судно «Михаил Сомов» Росгидромета.

2. На стации отсутствует техника, позволяющая перемещать крупногабаритные грузы. Пока лежит снеговой покров, грузы можно перемещать с помощью так называемой мотособаки - небольшого гусеничного снегохода. После его таяния появляется грунт, состоящий из больших валунов и тонкого мохового покрова, механическое воздействие на который крайне нежелательно, учитывая природоохранный характер деятельности национального парка. Вопрос использования техники пока не нашел решения, поэтому большинство работ на станции выполняется вручную, что, в свою очередь, значительно замедляет скорость работ и делает ее тяжелой физически.

3. Сложные бытовые условия, по факту не отличающиеся от бытовых условий первопроходцев Арктики. Специалисты национального парка и реставраторы проживают в тех же домах, приведенных в жилое состояние, в которых жили известные полярники 1930-х гг. Отопление в домах - исторические кирпичные печи и более современные печи-капельницы на дизельном топливе. Приготовление еды на газовых горелках. Электричество от дизель-генератора и установленной в 2018 г. солнечной станции. Вода собирается из местного ручья и с помощью ведер запасается в бочки, из которых расходуется на приготовление еды и бытовые нужды. Помывка осуществляется в отремонтированной исторической бане 1929 г. постройки. Для связи по станции используются радиопередатчики. Связь же с Большой землей возможна только по спутниковому телефону, интернет по факту отсутствует либо крайне дорогой - через спутниковый телефон.

4. Серьезной опасностью являются белые медведи, которые регулярно заходят на территорию станции, особенно когда на море появляются ледяные поля. Существует жесткий протокол безопасности, в соответствии с которым ведется постоянное наблюдение за наличием медведей, сотрудники парка вооружены огнестрельным оружием и ракетницами. Рядовые специалисты имеют в своем распоряжения либо сигнальные ракетницы, либо специальные средства-спреи от медведей. При появлении медведя он отпугивается выстрелами из ракетницы. Отметим, что в России существует полный запрет на убийство белого медведя.

Перечисленные выше ограничения накладывают особые условия на процесс восстановления станции - по сути это создание не просто «замороженного» скансена - музея из обезжизненных построек, который показывает, какой она была здесь в 1930-1950-х гг. Это скорее вариант экомузея, где жизнь постепенно возвращается в те же стены и в те же постройки, которые сохранились до наших дней.

Разумеется, при подготовке и проведении работ мы опирались на уникальный опыт по восстановлению и музеефикации дома Шеклтона в Антарктиде [7]. Это один из лучших в мире проектов по сохранению полярного наследия, который очень ярко передает дух времени и ощущение того, что хозяева дома только его покинули и скоро возвратятся.

Проект восстановления станции «Бухта Тихая» предлагает схожую парадигму с тем отличием, что станция продолжает жить. Это парадигма не за-

стывшего, замороженного времени, а времени продолженного, возвращенного, идея продолжения жизни, где студенты и аспиранты, приезжающие на станцию, продолжают вести наблюдения за погодными условиями, специалисты-орнитологи ведут учет орнитофауны, реставраторы и специалисты по культурному наследию ведут исследования объектов станции, музейные специалисты описывают и изучают предметы. И все эти работы в ходе посещения туристов являются предметом показа и популяризации.

При этом в работе по сохранению материального наследия делается акцент на вычленении и сохранении базовых элементов и принципов, к которым относятся:

1) Сохранение исторического облика архитектурного комплекса станции. На станции не планируются возводиться современные постройки, искажающие облик станции. Слева от станции (если смотреть с моря) находится ледник Седова. Строительство любого объекта между станцией и ледником будет серьезным вторжением в визуальный ландшафт. Справа от станции берег становится крутым, уходящим в воду без подходящих для организации строительства горизонтальных площадок. Такое расположение объектов станции само по себе приводит к необходимости продолжения эксплуатации существующих объектов (рис. 4).

Рис. 4. Строения полярной станции «Бухта Тихая», 2019 г. Фото Д.В. Лобусова Fig. 4. Structures of the "Tikhaya Bay" polar station, 2019. Photo by D.V. Lobusov

2) Сохранение внешнего облика отдельных объектов станции. Если таковые вносятся, то имеют временный обратимый характер, с возможностью возвращения первоначального облика. Большую дискуссию среди специалистов вызвал проект установки солнечной батареи на крыше одного из домов -«дома семейных». На примере этого проекта видна вся сложность принимаемых решений, которые с неминуемостью являются компромиссом между потребностью организации жизнеобеспечения и необходимостью сохранения исторического облика. Важность снабжения станции электричеством ни у кого не вызывает вопросов, так как энергия позволяет в том числе вести про-

цесс противоаварийных работ. С другой стороны, возникла дискуссия о месте размещения панелей станции. Чтобы панели не были видны с моря, предлагалось их разместить на крыше одного из домов с северной стороны, обращенной к склону горы. Однако это привело бы к резкому уменьшению попадания на панели солнечного света и снижению эффективности работы электростанции. В итоге было принято решение разместить панель с южной, более светлой, но заметной с моря стороны. Такое размещение решало проблему энергетики станции, но внесло некоторые изменения в облик станции. Немаловажным аргументом за такое решение было то, что панели являются съемными и могут быть демонтированы (в случае, если будет предложено более удачное решение), а внешний облик возвращен к исходному состоянию. Такое решение было необходимым компромиссом, в целом способствующим устойчивости проекта по сохранению станции.

Работы по восстановлению полярной станции

В 2011-2012 гг. сотрудниками Национального парка «Русская Арктика» были проведены работы по уборке накопившегося мусора с его вывозом с территории архипелага для дальнейшей утилизации. При этом производился отбор экспонатов, которые стали основой создаваемого как в самой бухте Тихой, так и головном офисе Национального парка «Русская Арктика» музея, находящегося в Архангельске.

Для проживания сотрудников парка в 2012 г. был расконсервирован и подготовлен дом 1931 г. постройки - бывший магнитный павильон, а также дом биостанции. В сезон 2013 г. было отремонтировано строение 1937 г. постройки - так называемый «дом семейных». Расконсервировано бывшее здание продовольственного склада, которое продолжило свои функции в качестве действующего склада продуктов и места для хранения находок и экспонатов музея.

В 2013 г. начались работы по укладке деревянных настилов-дорожек. На все здания полярной станции были размещены таблички с названием строения (на русском и английском) и датой постройки.

Для туроператоров был разработан специальный документ - локальный план управления, в котором содержатся сведения о станции, обозначены объекты и маршруты движения, места высадки туристов [8]. Впервые станция Бухта Тихая приняла туристов с атомного ледокола в 2013 г. Происходит это следующим образом. Атомный ледокол заходит в бухту, имеющую значительные глубины, далее на воду спускаются 3-4 лодки-зодиака, на которых по 10 человек вывозят на берег туристов. Обычно на одном ледоколе 100120 туристов. Туристы проводят на берегу, осматривая станцию, порядка двух-трех часов.

В 2014 г. на территории станции в бывшем здании аэрологического сарая официально было открыто почтовое отделение почты России - «Бухта Тихая». Отделению был присвоен индекс 163110. В 2018-2019 гг. отремонтировано здание бани и открыт визит-центр в здании аэрологии.

В 2017 г. силами Музейно-выставочного центра технического и технологического освоения Арктики были проведены работы по консервации двух объектов раритетной советской техники: трактора ДТ-55 и «Сталинец С-80», сохранившихся на станции (рис. 5).

Рис. 5. Трактор ДТ-55 в бухте Тихой. Фото П.А. Филина Fig. 5. Tractor DT-55 in Tikhaya Bay. Photo by P.A. Filin

Машины подверглись воздействию агрессивной приморской среды, низких температур и сильных ветров. В ходе работ была проведена механическая очистка тракторов от ржавчины, окалины, бытового мусора, изготовлены некоторые дублирующие детали, произведена обработка всех металлических поверхностей специальным антикоррозийным составом «фосфомет-зима» [9].

Противоаварийные работы на ангаре для самолетов

Самым большим строением станции является ангар для самолетов. Ангар был спроектирован инженером Е. Илляшевичем, собран в Архангельске, а потом в разобранном виде перевезен в бухту Тихую. В 1932 г. был установлен каркас, в 1933 г. завершена постройка здания. Это самое большое здание на станции. Габариты ангара: длина 15,4 м; ширина 17,0 м; высота - 4,0 м; общая площадь - 255 м2.

По внешнему виду ангар в 2011 г. выглядел наименее сохранившимся и вызывал тревогу за его сохранность.

В 2017 г. сотрудниками Музейно-выставочного центра технического и технологического освоения Арктики с привлечением архитекторов и инженеров было проведено обследование ангара с целью выяснения возможности его восстановления. В ходе обследования было установлено, что здание ангара, несмотря на аварийное состояние, может быть отреставрировано и приспособлено для размещения в нем музейной экспозиции.

Обследование показало, что воздействию внешней среды подверглись в основном металлические связи каркаса в то время, как сама деревянная конструкция хорошо сохранилась. Повышенная влажность при низких летних температурах не дает развиваться грибкам и плесени в дереве, при этом сильно раз-

рушает металл, особенно низких марок, использующийся для гвоздей и прочих соединительных элементов. Состояние отдельных деревянных элементов в целом хорошее. Вся обшивка ангара (изначально он весь был обшит листами трехслойной фанеры и рубероидом) пришла в негодность и представляла собой сгнившие и расслоившиеся фрагменты. Внутри ангара из-за негерметичности и надува снега сформировался ледник высотой около 3 м.

По итогам обследования был подготовлен и согласован с инспекцией по охране памятников Архангельской области проект противоаварийных работ.

О концепции противоаварийных работ и музеефикации ангара

Противоаварийные работы на ангаре предполагают восстановление его облика по состоянию на 1930-е гг. с возвращением первоначальной функции -размещения в нем самолета (действующая реплика самолета Ш-2 приобретена Музейно-выставочным центром технического и технологического освоения Арктики и представлена в экспозиции Парка «Патриот» в Кронштадте), а также экспозиции из предметов, обнаруженных в самом ангаре, связанных с историей полярной станции «Бухта Тихая» и историей освоения архипелага Земля Франца-Иосифа.

При проектировании работ по консервации, противоаварийным работам и дальнейшей эксплуатации ангара принимались во внимание следующие факты:

1. Ангар для самолетов в бухте Тихой является одним из наиболее интересных и хорошо узнаваемых зданий в высокоширотной Арктике. Визуально -это символ первых шагов и больших успехов полярной авиации в Арктике.

2. Конструктивно ангар в бухте Тихой является, по всей видимости, единственным сохранившимся во всей России зданием такого типа и такого периода. Сохранились авиаангары на Соловках (Архангельская область), в Игарке (Красноярская область) и в Ломоносове (Санкт-Петербург), но эти аваианагары сделаны по другой технологии, в очень плохом состоянии и могут быть утрачены.

3. Ангар в бухте Тихой имеет огромную мемориальную значимость. Его постройка связана с деятельностью выдающегося полярного деятеля -«начальника Арктики» Ивана Папанина.

4. Ангар в бухте Тихой имеет высокую историческую значимость - он является свидетелем первых шагов становления полярной авиации в СССР, рядом с этим ангаром располагались самолеты экспедиции Водопьянова-Махоткина, в ходе которой была проведена подготовка для первой посадки самолета и первой высадки человека на Северный полюс (дрейфующая станция «Северный полюс», 1937 г., начальник И. Папанин).

Все это говорит о том, что к объекту необходимо отнестись бережно, сохраняя его в максимально неискаженном виде и избегая новых конструктивных элементов.

Ход противоаварийных работ

В сезон 2018 г. работы были сконцентрированы на укреплении каркаса здания и крыши: установлены все отсутствующие, выпавшие, развалившиеся и заменены поврежденные элементы каркаса ангара; удалены остатки ветхой обшивки ангара и многочисленных гвоздей. Вокруг гвоздей формировались очаги гниения дерева, поэтому было крайне важно произвести их тщательное

физическое удаление; отремонтирована обрешетка главного фасада ангара, которая находилась в аварийном состоянии.

Была произведена очистка металлических деталей ферм ангара от сланцевой ржавчины, верхние дугообразные пояса ферм перекрытия были укреплены нержавеющими нагелями.

В конце июля началось активное таяние снега и льда, что позволило приступить к расчистке фасадов ангара, в ходе которой из-под льда был извлечен целый ряд крупных шестерен от ветряной электростанции, старинные напольные весы, фрагменты флюгеров и разных механизмов. Предметы были сохранены для музейного показа.

К 10 августа, когда ангар уже полностью был очищен от фанеры, стало очень заметным таяние ледника внутри помещения. Начались работы по удалению ледника из ангара с помощью электрического отбойного молотка. Из ледника удалось извлечь некоторые предметы, например, хорошо сохранившийся фрагмент крыла самолета длиной около 70 см, ящики для грузов с надписями: «Бухта Тихая», «Обсерватория», «ГУСМП» и т.д. Собранные в ангаре находки складированы и станут элементами будущей экспозиции. Вдоль западного фасада вытаивали несколько рядов бочек с известью. Известь, по всей видимости, использовалась для приготовления водорода, которым наполняли шары для подъема метеорологических приборов.

В сезоне 2019 г. работы по реставрации ангара были продолжены. За летний сезон ангар был обшит водоотталкивающей фанерой в два слоя на шурупы. Листы для каждого слоя покрывались битумным праймером [10]. Была также произведена обшивка крыши ангара фанерой, на которую укладывался слой рулонной гидроизоляции [11].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достаточно тяжелым этапом было окончательное механическое удаление льда из ангара, которое производилось вручную с помощью электрического отбойного молотка и ломов.

В леднике встречались некоторые экспонаты, которые пополнили музейный фонд Национального парка «Русская Арктики». Так, к примеру, вмороженной в лед была обнаружена и аккуратно извлечена деревянная самодельная детская кроватка.

Были также произведены обшивка фронтона и восстановление ворот. В итоге за два года противоаварийных работ (работ по консервации) ангара достигнуты следующие результаты:

1. Здание ангара укреплено, заменены подгнившие фрагменты дерева.

2. Ангар обшит фанерой, как это и было ранее в 1930-е гг.

3. Проведены работы по укреплению фасада и восстановлению ворот ангара.

4. Полностью удален ледник из ангара.

Противоаварийные работы выполнялись на основании принципов обратимой реставрации. Не изменен облик, сохранены и отремонтированы подлинные элементы конструкций.

В сезоне 2020 г. планировалось завершить противоаварийные работы, но этого, к сожалению, не произошло. В связи с начавшейся эпидемией COVID-19 экскурсионные маршруты на атомных ледоколах были отменены, таким образом, отсутствовала возможность попасть на ЗФИ. Ситуация повторилась в 2021 г.

В сезон 2022 г. планировалась очередная экспедиция для завершения противоаварийных работ на ангаре. В задачи экспедиции ставились частичная замена полов в ангаре, укрепление фундамента, устройство второго слоя рулонной гидроизоляции кровли.

Основные результаты и дискуссионные вопросы

За период с 2011 г. на станции проведен большой объем работ: убран и вывезен на Большую землю для утилизации мусор. Восстановлены и используются в качестве жилых три дома, отремонтированы и эксплуатируются по прямому назначению здание склада и бани. Открыто отделение «Почты России», совмещенное с визит-центром. Проложены деревянные дорожки между домами. Все постройки снабжены этикетажем. Решена проблема энергетики станции. Проведены работы по укреплению авиаангара. Впереди - огромная работа по завершению противоаварийных работ на ангаре и созданию в нем экспозиции, посвященной истории станции, истории исследования Земли Франца-Иосифа и покорения Северного полюса. Кроме того, требуют работ по консервации и музеефикации целый ряд других строений станции - дом № 1 1929 г. постройки, так называемый «дом холостяков» или «финский дом», возведенный в 1951-1952 гг., лаборатории, ветроэлектростанции, механическая мастерская, будки для собак на «собачьей улице» и другие объекты, по которым еще предстоит принять решения о способах их реставрации и источниках финансирования работ.

Под большим вопросом способы и методы дальнейшей работы, например с домом № 1. Сейчас большинство комнат этого большого дома, где раньше жил основной состав полярников, забито наполовину льдом. Изо льда торчат различные предметы - столы, шкафы, батареи отопления и т.п. Сам дом в хорошем состоянии, лед выступает как основной консервант. На данный момент не принято решение о его дальнейшем способе сохранения. Возможно, что в ближайшей перспективе этот дом будет оставлен в том виде, в каком он есть сейчас, и будет организовано наблюдение за его сохранностью, что особенно важно в связи с процессами потепления в Арктике.

Большую тревогу вызывает так называемый «дом холостяков», находящийся в аварийном состоянии из-за того, что изменилось направление русла ручья, стекающего из озера в сторону станции. Этот ручей стал затекать под фундамент дома. Опасения вызывают старые радиомачты на станции, которые необходимо укреплять.

Немаловажный и дискуссионный вопрос - выработка механизма управления деятельностью по сохранению объектов, демонстрации их туристам, научной работе с музейными предметами. С этой целью предполагается партнерство Национального парка «Русская Арктика», который имеет в своем штате в том числе специалистов-историков, музейщиков, и некоммерческой организации «Музейно-выставочный центр технического и технологического освоения Арктики», которая занимается организацией противоаварийных работ на ангаре и ряде других объектов за счет внебюджетного финансирования.

Важно отметить, что в целом станция «Бухта Тихая» требует выработки концепции ее развития в долгосрочной перспективе (в 2029 г. станция будет отмечать 100-летие). Работа по разработке такой концепции ведется на современном этапе.

Развитие туризма на базе станции «Бухта Тихая»

В 2019 г. в целом Арктическую зону Российской Федерации посетили порядка 1,2 млн гостей. Крайне важно четко разделять туризм в крайне труднодоступной высокоширотной Арктике и туризм в более доступной материковой Арктике. Число туристов, посетивших высокоширотную Российскую Арктику (архипелаги) в 2019 г. не превышало 2 000 человек.

Наиболее развитым в плане высокоширотного туризма является Национальный парк «Русская Арктика». Летом 2019 г. национальный парк и полярную станцию «Бухта Тихая» посетили 1 306 туристов [12] (рис. 6).

1400 1306

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Рис. 6. Динамика числа посетителей Национального парка «Русская Арктика», 2013-2019 гг. [12] Fig. 6. Dynamics of the number of visitors to the Russian Arctic National Park, 2013-2019 [12]

Основными туристическими операторами, организующими туры в высокоширотную Арктику на ледоколах и судах ледового класса, являются компании Quark Expeditions https://www.quarkexpeditions.com/ и Poseidon Expeditions https://poseidonexpeditions.ru/. Стоимость тура Мурманск - ЗФИ -Северный полюс - Мурманск на атомном ледоколе с заходом в бухту Тихую стоит порядка 30-40 тыс. долларов. В сезоне 2019 г. Национальный парк посетили туристы из 44 стран (рис. 7).

RUSSIA; 262;

USA; 203; 16%

Рис. 7. Распределение посетителей Национального парка «Русская Арктика» по странам, 2019 г. [12] Fig. 7. Distribution of visitors to the Russian Arctic National Park by country, 2019 [12]

К сожалению, в 2020 и 2021 гг. в связи с эпидемией COVID-19 произошла практически полная остановка турпотока в высокоширотной Арктике. Летний стационар в бухте Тихой не открывался.

Тем не менее имеются оптимистические ожидания возобновления и роста туристического потока. По различным оценкам на данный момент в стадии строительства находится порядка 20 круизных лайнеров арктического класса, которые в ближайшие годы выйдут на трассы и создадут новую волну развития высокоширотного туризма.

Заключение

Бухта Тихая на сегодня в Российской Арктике - это основной пункт развития туризма в высокоширотной Арктике. Постепенное оживление станции ведется на принципах уважения к историко-культурному наследию и сохранения исторического облика комплекса и его отдельных строений и развития различных видов деятельности и наблюдений на станции. По сути это первый в России пример проведения реставрационных работ в высокоширотной Арктике. Создается уникальный живой музей, который в совокупности с природоохранной деятельностью, которую ведет Национальный парк «Русская Арктики», станет точкой развития не только туристической, но и научной деятельности, связанной с сохранением культурного наследия в высокоширотной Арктике.

Список источников

1. Государственная геологическая карта Российской Федерации. Масштаб 1 : 1 000 000. Серия Северо-Карско-Баренцевоморская. Лист U-41-44 - Земля Франца-Иосифа (восточные острова). СПб., 2011. С. 6. URL: https://www.geokniga.org/sites/geokniga/files/mapcomments/u-41-44-zemlya-franca-iosifa-vostochnye-ostrova-gosudarstvennaya-geologicheskaya.pdf

2. Шиловцева О.А., Шабанова Н.Н., Кононова Н.К., Романенко Ф.А. Изменения климата на Земле Франца-Иосифа и их отражение в рельефе // Исследование изменений климата с использованием методов классификации режимов циркуляции атмосферы : тр. междунар. науч. конф. 2016. С. 153-157. URL: https://atmospheric-circulation.ru/wp-content/uploads/2015/12/Shylovceva.pdf

3. Julius Payer. New Lands within the Arctic Circle. Narrative of the Discoveries of the Austrian Ship Tegetthoff in the Years 1872-74. D. Appleton. New York, 1877.

4. BarrS. Franz Josef Land. Oslo : Norwegian Polar Institute, 1995.

5. Kiselev M. The Outpost: Life and Love in Tikhaya Bukhta. Publisher: Writer. United States,

2021.

6. Филин П.А. Реставрация ангара для самолетов и создание музейного комплекса в бухте Тихой, Земля Франца-Иосифа // Полярные чтения на ледоколе «Красин». 2018. С. 370.

7. Ross Sea Heritage Restoration Project. URL: https://nzaht.org/conserve/ross-sea-heritage-restoration-project/

8. Бухта Тихая. Земля Франца-Иосифа. Локальный план управления. URL: http://www.rus-arc.ru/ShareFiles/ManagementPlans/LMP_Calm_Bay.pdf

9. Информация о средстве «фосфомет-зима». URL: http://spb-orion.ru/product/fosfomet-

zima/

10. Информация о препарате «технониколь № 01». URL: https://www.tn.ru/catalogue/mas-tic/praimer1/

11. Информация о гидроизоляции «уинфлекс». URL: https://www.tn.ru/catalogue/kro-velnye_rulonnye/unifleks/

12. Сайт Национального парка «Русская Арктика». URL: http://www.rus-arc.ru/ru/ Tourism/Statistics

References

1. Geokniga. (2011) State Geological Map of the Russian Federation. Scale 1: 1,000,000 Series North-Kara-Barents Sea Sheet U-41-44 — Franz Josef Land (Eastern Islands) St. Petersburg. p. 6. https:// www.geokniga.org/sites/geokniga/files/mapcomments/u-41-44-zemlya-franca-iosifa-vostochnye-ostrova-gosudarstvennaya-geologicheskaya.pdf

2. Shilovtseva, O.A., Shabanova, N.N., Kononova, N.K., Romanenko, F.A. & Shilovtseva, O.A. (2016) Izmeneniya klimata na Zemle Frantsa-Iosifa i ikh otrazhenie v rel'efe [Climate change on the Franz Josef Land and its repercussion in relief]. Issledovanie izmeneniy klimata s ispol'zovaniem metodov klassifikatsii rezhimov tsirkulyatsii atmosfery [Study of climate change using methods of classification of atmospheric circulation regimes]. Proc. of the Conference. pp. 153-157. [Online] Available from: https://atmospheric-circulation.ru/wp-content/uploads/2015/12/Shylovceva.pdf

3. Payer, J. (1877) New Lands within the Arctic Circle. Narrative of the Discoveries of the Austrian Ship Tegetthoff in the Years 1872-74. New York: D. Appleton.

4. Barr, S. (1995) Franz Josef Land. Oslo: Norwegian Polar Institute.

5. Kiselev, M. (2021) The Outpost: Life and Love in Tikhaya Bukhta. Writer. United States.

6. Filin, P.A. (2018) Restavratsiya angara dlya samoletov i sozdanie muzeynogo kompleksa v bukhte Tikhoy, Zemlya Frantsa-Iosifa [Restoration of an aircraft hangar and the creation of a museum complex in Tikhaya Bay, Franz Josef Land]. In: Filin, P.A. (ed.) Polyarnye chteniya na ledokole "Krasin" 2018 [Polar Readings on the Icebreaker Krassin - 2018]. Moscow. Paulsen. p. 370.

7. Antarctic Heritage Trust. (n.d.) Ross Sea Heritage Restoration Project. [Online] Available from: https://nzaht.org/conserve/ross-sea-heritage-restoration-project

8. Ministry of Natural Resources and Ecology of the Russian Federation. (n.d.) Bukhta Tikhaya. Zemlya Frantsa-Iosifa. Lokal'nyy plan upravleniya [Tikhaya Bay. Franz Josef Land. Local Management Plan]. [Online] Available from: http://www.rus-arc.ru/ShareFiles/ManagementPlans/LMP_ Calm_Bay.pdf

9. Spb-Orion.ru. (n.d.) Informatsiya o sredstve "fosfometzima" [Information about the product "phosphomet-winter"]. [Online] Available from: http://spb-orion.ru/product/fosfomet-zima/

10. Tekhnonikol'. (n.d.) Informatsiya o preparate "tekhnonikol' № 01" [Information about the drug "Technonicol No. 01]. [Online] Available from: https://www.tn.ru/catalogue/mastic/praimer1/

11. Tekhnonikol'. (n.d.) Informatsiya o gidroizolyatsii "uinfleks" [Information about waterproofing "uniflex"]. [Online] Available from: https://www.tn.ru/catalogue/krovelnye_rulonnye/unifleks /

12. The Russian Arctic National Park Website. [Online] Available from: http://www.rus-arc.ru/ru/Tourism/Statistics

Сведения об авторе:

Филин П.А. - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра арктических исследований Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН; заместитель директора Арктического музейно-выставочного центра (Санкт-Петербург, Россия). E-mail: [email protected]

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

Filin P.A. - Peter the Great Museum of Anthropology and Ethnography (Kunstkamera) Russian Academy of Sciences; Arctic Museum and Exhibition Centre (Saint-Petersburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.02.2022; одобрена после рецензирования 18.07.2022; принята к публикации 15.05.2024.

The article was submitted 28.02.2022; approved after reviewing 18.07.2022; accepted for publication 15.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.