филин п. а.
реставрация ангара для самолётов и создание музейного комплекса в бухте тихой, земля Франца-Иосифа
filin p. a.
Restoration of a hangar for airplanes and the creation of a museum complex in Tikhaya Bay, Franz Josef Land
Сведения об авторе:
Филин Павел Анатольевич, кандидат исторических наук, заместитель директора Арктического музейно-выставочного центра (Санкт-Петербург) [email protected] Author:
Filin Pavel Anatolievich, Head of the Department of Historical and Cultural Heritage of the Arctic Military-Historical Center of the North-West Federal District, Project Manager of the arctic Museum and Exhibition Center (st. Petersburg) [email protected]
Аннотация
Статья посвящена созданию музейного центра на базе ангара для самолетов полярной станции «Бухта Тихая». История станции связана с выдающимися именами в истории освоения Арктики - О. Ю. Шмидтом, И. Д. Папаниным, Э. Т. Кренкелем и многими другими. «Бухта Тихая» сыграла большую роль в подготовке к высадке первой дрейфующей станции на Северном полюсе. В 1960 г. исследования на станции были свернуты и перенесены на другой остров (Хейса). Сама станция была законсервирована и в таком состоянии дошла до наших дней. С 2011 г. на станции развивается летний стационар Национального парка «Русская Арктика». Строения станции были объявлены выявленными памятниками культурного наследия Российской Федерации. Станцию активно посещают туристы арктических круизов на Землю Франца-Иосифа и на Северный полюс. С 2017 г. некоммерческая организация «Арктический музейно-выставочный центр» взяла на себя инициативу реставрации центрального объекта «Бухта Тихая» - ангара для самолётов, построенного в зимовку под начальством И. Д. Папанина.
На базе ангара планируется создание музейного комплекса, посвящённого истории станции, истории освоения Земли Франца-Иосифа и истории покорения Северного полюса. По сути, ангар должен стать своеобразным визит-центром перед посещением Северного полюса и архипелага Земля Франца-Иосифа. Аnnotation
The article is devoted to the creation of a museum center on the basis of a hangar for aircraft in the polar station Tikhaya Bay. The history of the station is associated with outstanding names in the history of Arctic exploration - O.Yu. Schmidt, I.D. Papa-nin, E.T. Krenkel and many others. Tikhaya Bay has played a major role in preparing for the landing of the first drifting station at the North Pole. In 1960, research at the station was minimized and moved to another island (Heiss). The station itself was conserved and in this state it has reached our days. Since 2011, the summer camp of the Russian Arctic National Park has been developing at the station. The structures of the station were declared to be revealed monuments of the cultural heritage of the Russian Federation. The station is actively visited by tourists of Arctic cruises to Franz Josef Land and to the North Pole. Since 2017, the non-profit organization "Arctic Museum and Exhibition Center" has taken the lead in restoring the central object of Tikhaya Bay - a hangar for airplanes built during wintering under I. D. Pa-panin. On the basis of the hangar is planned to create a museum complex dedicated to the history of the station, the history of the development of Franz Josef Land and the history of the conquest of the North Pole. In fact, the hangar should become a kind of visitor center before visiting the North Pole and the Franz Josef Land archipelago.
Ключевые слова:
Арктика, Северный полюс, Земля Франца-Иосифа, полярная станция, Бухта Тихая, ангар, музей, Арктический музейно-выставочный центр. Keywords
Arctic, North Pole, Franz Josef Land, polar station, Tikhaya Bay, hangar, museum, Arctic Museum and Exhibition Center
В 2017 г. между Национальным парком «Русская Арктика» и Музей-но-выставочным центром технического и технологического освоения Арктики было подписано соглашение о сотрудничестве в части реставрации и создании музея на базе ангара для самолётов полярной станции «Бухта Тихая», о. Гукера, Земля Франца-Иосифа.
Планируется создание самого северного в мире музея, посвящённого истории освоения Арктики и покорения Северного полюса, где
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В ОСВОЕНИИ АРКТИКИ
помимо экспозиции будут созданы условия для приёма туристов и проведения различных мероприятий для посетителей станции.
Идея создания музейного комплекса на основе строений полярной станции «Бухта Тихая» появилась достаточно давно - на рубеже первого десятилетия XXI в. Первые самые важные шаги в этом направлении были сделаны Национальным парком «Русская Арктика», который стал проводить планомерные работы по очистке станции, восстановлению сооружений, приёму туристов (рис. 1).
Историческая справка
Предысторией постройки станции стала зимовка полюсной экспедиции Георгия Седова в 1913-1914 гг. Именно отсюда Георгий Яковлевич отравился в санный поход на Северный полюс, завершившийся гибелью руководителя. В бухте Тихой сохранился крест - астрономический пункт, поставленный экспедицией в 1914 г.
Полярная станция в бухте Тихой организована под руководством О. Ю. Шмидта в 1929 г. как важнейшая точка на пути перспективных трансполярных перелётов. Большой политической задачей было закрепление территории Земли Франца-Иосифа за Советским Союзом. Для О. Ю. Шмидта данная экспедиция стала началом карьеры полярного исследователя.
В июле 1931 г. остров посещала экспедиция на дирижабле «Граф Цеппелин», в бухте Тихой дирижабль приводнился и произошёл обмен почтой с ледоколом «Малыгин». На ледоколе этой операцией руководил И. Д. Папанин. В зимовку 1932-1933 гг. во время второго Международного полярного года под руководством И. Д. Па-панина на станции развернулось масштабное строительство лабораторий и корпусов для научных наблюдений и организации быта полярников.
Тогда же был построен ангар для самолётов - одно из самых узнаваемых зданий в высокоширотной Арктике. В 1936 г. на «Бухте Тихой» базировались самолёты Водопьянова и Махоткина, основной задачей которых был поиск аэродрома подскока для высадки первой дрейфующей станции «Северный полюс». Такой аэродром был обнаружен и оборудован на о. Рудольфа.
В 1937 году полярная станция «Бухта Тихая» работала в авральном режиме по радио- и метеорологическому обслуживанию высадки первой дрейфующей станции «Северный полюс» (знаменитых папа-нинцев), а также трансполярных перелётов в Америку В. П. Чкалова, М. М. Громова и С. А. Леваневского. После исчезновения самолёта
Леваневского в «Бухте Тихой» на плато Седова базировался авиаотряд тяжёлых самолётов, принимавших участие в поисковой операции.
После Великой Отечественной войны станция принимала участие в научной программе Международного геофизического года. На станции проводились исследования по метеорологии, аэрологии, магнитологии, гидрологии, актинометрии, изучению ионосферы, прохождению радиоволн и др. научным направлениям. В 1960 г. станция была закрыта и все исследования были перенесены на остров Хейса.
В первую зимовку 1929-1930 гг. на станции было всего семь человек, в дальнейшем число полярников доходило до 100 человек. Кстати, к работе на станции активно привлекались женщины. У О. Ю. Шмидта была идея сделать Арктику «домашней», туда уезжали семьями, с тем чтобы жизнь была более уютной. На станции даже рождались дети.
В 2009 г. было создано ФГБУ «Национальный парк «Русская Арктика» (Земля Франца-Иосифа, север Новой Земли) и с 2012 г. началась планомерная работа по восстановлению станции и очистке её от мусора. В «Бухте Тихой» создан летний стационар парка и ведётся работа по созданию музейного комплекса.
Архитектурный комплекс полярной станции «Бухта Тихая»
Строения полярной станции были созданы в конце 1920-х - середине 1950-х гг. и относятся к начальному периоду истории советского освоения Арктики. В состав комплекса входят жилые дома, научные лаборатории, ангар для самолётов, гараж для техники, ветряная установка, постройки складского назначения, радиомачты и др. (рис. 2). Полярная станция настолько насыщена объектами и связанными с ними историческими событиями, что уже сейчас представляет собой уникальный исторический комплекс под открытым небом. В 2015 г. комплекс полярной станции был признан выявленным объектом культурного наследия Российской Федерации, тем не менее постановка на государственный учёт и внесение в Реестр объектов культурного наследия Российской Федерации к моменту публикации статьи не состоялись.
Ангар для самолётов полярной станции «Бухта Тихая»
Самым большим строением станции является ангар для самолётов. Ангар был спроектирован инженером Е. Я. Илляшевичем, собран в Архангельске, а потом в разобранном виде перевезён в «Бухту Тихую». В 1932 г. был установлен каркас здания, а в 1933 г. он был обшит фанерой и рубероидом.
Рис. 2. Вид на полярную станцию «Бухта Тихая», 1936 г.
Габариты ангара: длина 15,4 м; ширина 17,0 м; высота - 4,0 м; общая площадь 255 кв. м.
Основа строения - деревянные столбы и фермы, лежащие на опорных балках. Столбы, фермы и балки имеют составной характер. Соединения с помощью металлических болтов, скоб и пластин. Ангар обшивался большими листами фанеры и рубероидом. Крыша состоит из продольной обрешётки, лежащей на фермах, сверху рубероид и фанеру крепит поперечная обрешётка (рис. 3).
В 1930-х гг. в ангаре базировались самолёты У-2 и Ш-2. Это были самолёты, на которых отрабатывались технологии ледовых разведок.
Ангар также использовали для подготовки к запуску метеозондов. «Бухта Тихая» стала одной из первых станций в мире, где данный способ стал систематически применяться для сбора метеорологических данных.
В 1940-х гг. ангар был переделан в складское помещение. Брезентовый занавес был заменён деревянной обрешёткой с воротами. От причала, который был построен перед складом, внутрь помещения была проложена железная дорога, по которой затаскивали грузы с помощью электролебёдки.
Ангар несколько раз ремонтировался и последний раз, по всей видимости, в 1968 г., во время съёмок фильма «Красная палатка».
Реставрационные работы в 2017-2018 гг.
В 2017 г. на средства Арктического музейно-выставочного центра в «Бухту Тихую» были направлены архитекторы-инженеры и историки (Н. Смирнов, Н. Фризин, В. Матвеенко, И. Графов), которые провели обследование ангара и объектов техники полярной станции.
В ходе инженерного обследования было выяснено, что здание ангара может быть отреставрировано и приспособлено для размещения экспозиции Арктического музейно-выставочного центра. Был подготовлен и согласован с инспекцией по охране памятников Архангельской области проект противоаварийных работ.
Реставрация ангара предполагает работы в течение 4 сезонов по следующим основным направлениям:
• 2018 г. - укрепление ферм крыши, очистка ангара от старой фанеры, расчистка фасадов, замена сгнивших балок, доставка строительных материалов;
• 2019 - обшивка ангара водостойкой фанерой в два слоя и гидроизоляция, вытапливание ледника внутри ангара, расчистка внешнего контура ангара, установка временных ворот;
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В ОСВОЕНИИ АРКТИКИ
• 2019 - реставрация полов ангара, укрепление фундамента, установка ворот, дренаж, внутренняя отделка;
• 2020 - создание экспозиции внутри ангара.
В 2017 г. помимо работ на ангаре специалистами Арктического музейно-выставочного центра были проведены работы по консервации двух объектов техники - тракторов «ДТ-50» и «Сталинец С-80». Трактора были очищены от ржавчины и окалины, бытового мусора и покрыты консервационным составом. Кроме того, были проведены работ по консервации гаража, в котором стоит трактор «Сталинец С-80» - отремонтирована крыша, сделана временная створка ворот, которая будет защищать помещение от попадания снега.
В сезон 2018 г. в «Бухту Тихую» с рейсом атомного ледокола «50 лет Победы» на Северный полюс была направлена экспедиция для проведения реставрационных работ (П. Филин, Н. Смирнов, Н. Фри-зин, В. Комов, В. Трибунский). За летний сезон был проделан большой объём работ.
По состоянию на 18 июля 2018 г. весь передний фасад ангара был полностью занесён снегом. Началась расчистка ангара от снега (рис. 4).
Наиболее важные работы сезона 2018 г. - укрепление каркаса крыши. Для этого были установлены все отсутствующие и заменены поврежденные продольные раскосы и стойки ферм. Параллельно с этим проведены работы по удалению остатков ветхой обшивки ангара - фанеры, прижимных реек, рубероида и многочисленных гвоздей, которыми они были прибиты.
В ходе работ 2018 г. отремонтирована обрешётка главного фасада ангара. Обрешётка находилась в аварийном состоянии, ряд деревянных деталей подгнили и выламывались. Вся левая часть обрешётки была демонтирована, подгнившие стойки и поперечины заменены новыми. Затем обрешетка была вновь установлена.
Произведена очистка от сланцевой ржавчины металлических деталей ферм ангара. Отбивали ржавчину молотком и зубилом. В конце процедуры покрывали консервантом - фосфометом. Верхние дугообразные пояса ферм перекрытия были укреплены нержавеющими нагелями с шагом примерно 25 см.
Когда пошло активное таяние снега и льда (конец июля), занялись расчисткой фасадов ангара с целью добраться до нижней обвязки строения. Расчистили до верха обвязки часть заднего северного фасада и частично западный фасад. Расчистка оказалась крайне тяжёлой физически работой. К фасадам присыпан навоз из коровника,
который промёрз насквозь, вместе с навозом идут камни разных, в т. ч. очень больших размеров, а также глина и песок.
Вплотную к восточному фасаду насыпана гора старого утеплителя в деревянных упаковках. Удалось снять несколько рядов ящиков, ниже ящики все вморожены в лёд. При расчистке западного фасада был извлечён целый ряд крупных, диаметром до 0,5 м шестерён от ветряка, старинные напольные весы, фрагменты флюгеров и разных механизмов.
В районе 10 августа, когда уже полностью был очищен ангар от фанеры, стало очень заметным таяние ледника внутри помещения. Почти весь снег стаял и появился многолетний лёд, который начали выкалывать с помощью отбойного молотка. Из ледника слева торчал фрагмент крыла самолёта. За время наших работ он оттаял на высоту ок. 70 см и вывалился из ледника. В этом же леднике вытаивают система управления лебёдкой и шланги от пожарной помпы. Вдоль западного фасада вытаивали несколько рядов бочек с известью (поставленные друг на друга). Интересно, что на некоторых есть надписи, представляющие большой интерес. Весь правый угол ангара на высоту 2-2,5 м засыпан смёрзшимся углём, который начали откалывать отбойным молотком.
Оттаял и расчищен от льда и мусора пол на площади порядка 4 х 4 м в правом дальнем углу. В этом же углу есть стол, на котором лежат несколько деревянных ящиков со смёрзшимися и заржавевшими гвоздями. Самое ценное в этих ящиках - надписи на них «Бухта Тихая», «обсерватория», «ГУСМП» и др. Собранные в ангаре находки складированы и станут элементами будущей экспозиции.
12 августа в «Бухту Тихую» пришло научно-исследовательское судно «Михаил Сомов», на котором прибыли генеральные грузы для реставрации: ящики с фанерой, гидроизоляция, топливо (всего порядка 15 т). Груз был законсервирован на станции, после чего судно забрало членов экспедиции в Архангельск.
Основным итогом проведённых работ стала подготовка крыши и стен ангара для проведения работ по её дальнейшей обшивке фанерой и покрытию рубероидом. Доставлен груз материалов для работ по обшивке ангара в следующем году (рис. 5).
Основные подходы к созданию музея в ангаре
В ходе восстановительных работ в ангаре у участников экспедиции сформировалось представление о главной идее будущего музея в ангаре - это музей истории достижения Северного полюса. В целом:
Рис. 4. Ангар в начале сезона 2018 г.
история освоения ЗФИ - это история архипелага как плацдарма к прыжку на Северный полюс. При этом единственной страной, которой в полной мере удалось воплотить это в жизнь, был СССР, высадивший с ЗФИ дрейфующую станцию «Северный полюс» и организовавший в том же 1937 году трансполярные перелёты Чкалова - Громова. Таким образом, на основе огромной и безумно интересной международной истории освоения полюса будет позиционироваться роль России в Арктике.
Реставрация ангара предполагает восстановление его облика по состоянию на 30-е гг. XX в. и возвращение его основной функции - самолётного ангара. После реставрации ангар станет музейным комплексом с гостевыми функциями. В нём разместятся образцы советской техники (самолёт полярной авиации Ш-2 или У-2), предметы, обнаруженные в самом ангаре, также предметы по истории полярной станции «Бухта Тихая» и истории освоения архипелага Земля Франца-Иосифа.
В смысловом пространстве в ангаре планируется показать три основных слоя информации:
1) История полярной станции «Бухта Тихая», быт и повседневная жизнь полярников.
2) История освоения Земли Франца-Иосифа.
3) История покорения Северного полюса.
Крайне важно продумать нарративы, реальные истории, которые станут содержанием экспозиции. Одним из таких нарративов может быть история с подготовкой экспедиции на Северный полюс, проделанной полярным летчиком М. В. Водопьяновым. Когда Водопьянову поручили подготовить план высадки дрейфующей станции на лед, Михаил Васильевич написал не сухой документ, а художественное произведение под названием «Мечта пилота». Он понимал, что для реализации того, что ещё не проделало человечество, событие нужно прожить, осмыслить его во множестве деталей и взаимосвязей технических, социальных, психологических. В результате в 1935 г. родилось уникальное произведение, где множество мелких технических деталей сочетается с психологическими проблемами и любовной историей. Следует отметить, что в своём произведении Водопьянов выступает как писатель-фантаст, предлагая технические решения, не воплощённые к моменту полёта (дозаправка в полёте, спаренный полёт двух самолётов, использование антиобледенителей, размещение в фюзеляже самолёта дрейфующей базы и др.). Несколько позже Водопьянов переработал повесть в театральную пьесу «Мечта», которая
Рис. 5. Ангар в конце сезона 2018 г.
Рис. 6. Развитие туризма в Национальном парке «Русская Арктика»
была поставлена в Реалистическом театре в Москве. Уникально то, что в день премьеры спектакля сам Водопьянов впервые в истории человечества посадил свой самолёт АНТ-6 на Северном полюсе! Случилось это 21 мая 1937 г., и с 2013 г. указом Президента Российской Федерации этот день объявлен Днём полярника.
В повести «Мечта пилота» с целью достижения Северного полюса были образованы три лётные группы - одна на Шпицбергене, вторая базировалась на мощном ледоколе, третья - в «Бухте Тихой». Интересно, что лётчик Бесфамильный, под которым скрывался сам Водопьянов, именно из «Бухты Тихой» достигает Северного полюса.
В реальной жизни экспедиция состоялась по иному плану, и отдельной темой исследования может стать выявление расхождений в книге «Мечта пилота» с тем, как в итоге прошла экспедиция. Одно неоспоримо - получилась очень красивая история о мечте пилота, мечте глобальной и бескомпромиссной, мечте, которая реализовалась.
Что касается этапа формирования экспозиции, следует по максимуму отказаться от пластика и использовать аутентичные до 19301950-х гг. материалы (дерево, ткань, медь, верёвки, вощёная бумага, крафт и пр.). Частью «айдентики» могут стать бочки с различными надписями, которые сейчас вытаивают в ангаре, старые ящики с надписями. На станции сохранилось большое число старых бочек с известью. Многие из них развалились (сгнили кольца), в то время как сами доски в очень хорошем состоянии - очень красивые, качественные и могут быть широко использованы в дизайне. Поскольку идеологически мы восстанавливаем ангар в формате 1930-х гг., за основу дизайна следует взять период позднего конструктивизма - начала сталинского ампира. Важно достичь не просто показа пространства 1930-х гг., а эффекта присутствия посетителей в 1930-х гг.
Развитие туризма на базе «Бухты Тихой»
«Бухта Тихая» на данный момент - это единственный реальный пункт развития туризма в высокоширотной Арктике (опорная точка роста). Так, в летний сезон 2018 г. там побывало порядка 1000 человек (туристы пяти рейсов ледокола «50 лет Победы» - одного из самых дорогих в мире круизов), туристы лайнера «Sea Spirit», туристы лайнера Вгетеп, идущего по трассе СМП и др.). Только там осуществляется гарантированная и безопасная высадка туристов на берег (рис. 6).
Следует отметить, что в ближайшие годы число туристов, посещающих Арктику и ЗФИ, может существенно вырасти. Потепление в
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА В ОСВОЕНИИ АРКТИКИ
Арктике, а также развитие грузоперевозок по трассе Северного морского пути в целом облегчают доступ к труднодоступным регионам. Как следствие, уже сейчас в стадии строительства находятся не менее 25 круизных судов ледового класса.
Планируемое 10-кратное увеличение грузоперевозок по трассе СМП, сопутствующее развитие связи и систем безопасности в ближайшие годы может привести к «обкатке» и облегчению процедур прохода по трассе СМП, что в свою очередь может привлечь дополнительный трафик круизного туризма.
С 2019 г. на ЗФИ из Норвегии будет ходить ещё один круизный лайнер. В перспективе после завершения строительства взлётно-посадочной полосы на Земле Александры, будет, вероятно, её использование для посадки бортов с туристами. Таким образом, «Бухта Тихая» уже сейчас играет важную роль в развитии высокоширотного туризма.
Создание музейного комплекса с гостевыми функциями на базе ангара для самолётов станет важным шагом в деле сохранения комплекса строений и объектов полярной станции «Бухта Тихая», что приведёт к постепенной музеефикации всех структурных единиц комплекса и созданию историко-культурного пространства под открытым небом. Появится уникальный музей, который в совокупности с экологическими тропами, уже созданными на о. Гукера, станет точкой развития туристической и научной деятельности в высокоширотной Арктике.