УДК 332.1
Л.Ю.Филобокова
Высокий уровень конкурентоспособности региональной экономики — глобальный, геополитический и стратегический
вектор развития
Категория «конкурентоспособность региона» была введена в научно-практический оборот сравнительно недавно и, по заключению авторитетных ученых, представляет собой обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отображаемые через индикаторы, адекватно характеризующие такое состояние и его динамику. Автор предлагает интерпретировать дефиницию «конкурентоспособность региона» как экономический эффект, обеспечиваемый положительной синергией производственных, организационно-кадровых, инновационных, ресурсосберегающих, экологических, финансово-экономических и прочих возможностей системы регионального хозяйства, характеризующегося уровнем развития соответствующих потенциалов, при этом повышение уровня конкурентоспособности рассматривается как условие (фактор) и глобальный, геополитический и стратегический вектор.
Ключевые слова: региональная экономика, конкурентоспособность.
L.Iu.Filobokova
A high level of competitiveness of the regional economy - global, geopolitical
and strategic vector of development
Category «competitiveness of the region» was introduced into scientific and practical turnover relatively recently and according to the conclusion of reputable scientists, represents defined by the economic, social, political and other factors, the position of the region and its individual producers on the domestic and foreign markets displayed through indicators that adequately characterize this condition and its dynamics. The author suggests to interpret the definition of «competitiveness of the region» as the economic effect provided by positive synergy production, organizational and personnel, innovative, resource-saving, ecological, economic and other opportunities of system of the regional economy, which is characterized by a level of development of capacities, the improvement of competitiveness as a pre-condition (factor) and the global geopolitical and strategic vector.
Keywords: regional competitiveness.
у-—— > еория сравнительных и конку- функционирование рыночного механизма це-
рентных преимуществ анализи- нообразования и регулирования пропорций
сУ руется со времен Д. Рикардо, а общественного производства.
современные ее интерпретации имеют место В работах Ф. Эджуорта, Дж. Робинсон, Э. в исследованиях Р Кейвиса, М. Портера, И. Чемберлина и других крупнейших ученых,
Кирцнера, С. Авдашевой, Н. Розановой, Ш. заложивших фундамент современной теории
Ханта. Вопросы стратегической направлен- рынков, нашла распространение структурная
ности конкурентного процесса исследуются в трактовка конкуренции, при которой акцент
работах И. Ансоффа, А. Чендлера, Б. Фортма- смещается с самой борьбы компаний друг с
на, А. Лоуренса и др [ 2 ]. другом на анализ структуры рынка, когда в
В трудах А. Смита и Д. Риккардо, а позже центре внимания оказывается не соперниче-
в работах А. Курно, У. Джевонса, Дж.Б. Клар- ство за установление цены, а за установление
ка, А. Маршалла, Ф. Найта конкуренция трак- факта принципиальной возможности (или
товалась в рамках поведенческого подхода невозможности) влияния отдельного хозяй-
как сила, характеризующая взаимодействие ствующего субъекта на общий уровень цен на
спроса и предложения, обеспечивающая рынке.
Функциональный подход к изучению конкуренции, нашедший отражение в работах И. Шумпетера, Ф. Хайека, Дж.М. Кларка, И. Кирцнера и др., рассматривает эту категорию как активный процесс соперничающего взаимодействия и непременный атрибут рынка
[7].
Многоаспектное понятие «конкурентоспособность» до недавнего времени было одним из наиболее малоизученных направлений в отечественной экономической науке, что было обусловлено рядом причин:
- в эпоху плановой экономики в нашей стране проблемы конкурентоспособности не являлись актуальными, а экономические реформы начала 1990-х годов были столь стремительными и малопрогнозируемыми, что отечественная экономическая наука просто не успевала изучать новую складывающуюся рыночную ситуацию;
- сложностью сущности конкурентоспособности, которую исследуют как маркетологи, так и экономисты;
- понятие конкурентоспособности отличается своей теоретической сущностью и низким уровнем прикладного использования. В России развитие рыночной экономики осуществлялось только опытным путем (сначала принимались управленческие решения, а потом осуществлялось научное осмысление полученных результатов).
Наиболее часто употребляемое в России определение конкурентоспособности - комплекс потребительских и стоимостных (ценовых) характеристик товара, определяющих его успех на рынке, т.е. преимущество именно этого товара над другими в условиях широкого предложения конкурирующих товаров-аналогов. Конкуренция - это процесс соперничества конкурентов по поводу реализации своих конкурентных преимуществ на конкретном рынке (территории) для одержания победы или других целей по удовлетворению объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях.
Конкурентоспособность региональной и пространственной экономики - отнюдь не новая проблема. Представляется необходимым вспомнить о классических теориях производственной и торговой специализации регионов, основанных на сравнении абсолютных и относительных преимуществ, широко распространенном выявлении конкурентных преимуществ регионов как необходимой предпосылки их развития в конкурентной среде.
В глобализирующейся экономике, на вызовы которой Россия должна ответить повышением инновационной активности и инвестиционной привлекательности, регионы
(включая регионы разных стран) находятся в конкуренции друг с другом. Обращаясь к современной российской действительности, необходимо отметить, что российские регионы ведут себя одновременно и как квазигосударства, и как квазикорпорации, являясь непосредственными субъектами рынка и, следовательно, конкурентами в рыночном пространстве.
Литература по проблемам конкурентоспособности страны очень многообразна. Главные отличия существующих взглядов можно свести к следующим: каковы теоретические истоки исследований; признается ли «конкурентоспособность страны (нации)» как самостоятельное теоретическое понятие; как определяются возможности государственного регулирования в отношении достижения большей конкурентоспособности. В решении этих вопросов можно выделить две крайние позиции, занимаемые выдающимися теоретиками современной экономической и управленческой науки - П. Кругманом и М. Портером.
Позиция П. Кругмана в отношении конкурентоспособности страны основана на классической теории Д. Рикардо (теория сравнительных преимуществ прежде всего) и ее поздних неоклассических расширениях, осуществленных в рамках традиционных для данного теоретического направления предпосылок модели совершенной конкуренции и общего равновесия. Эта концепция сводит конкурентоспособность страны к относительной производительности используемых факторов, что отражается в состоянии торгового баланса, валютного курса, относительных ценах и, в конечном счете, сказывается на благосостоянии страны. Все эти результаты являются свидетельством состояния национальной экономики, а она саморегулируема, что не требует гоударственного вмешательства [2].
Другой подход к конкурентоспособности страны содержится в работах М. Портера. Впервые он был сформулирован в рамках концепции конкурентных преимуществ страны в его книге «Конкурентные преимущества наций», где автор противопоставил понятие «конкурентные преимущества страны» понятию «сравнительные преимущества», широко используемому в неоклассической теории торговли, изложенной в работах Д. Рикардо, Э. Хекшера и Б. Олина [ 2 ]. Применяя созданную им теорию корпоративной стратегии к национальному уровню, М. Портер доказывает, что преимущества (а соответственно и конкурентоспособность) страны возникают не из интенсивности использования отраслью специфических факторов, которыми в относительном избытке наделена страна (что следу-
<^№/
ет из теории Хекшера-Олина). Они являются результатом усилий, предпринятых на уровне фирмы (рукотворных) для развития нового продукта, осуществления изменений, развития новых брэндов или методов доставки и т. д. - то есть инноваций в широком смысле. Согласно Портеру, инновации могут возникнуть в любой отрасли, в которой существуют условия, направляющие и стимулирующие инновационные усилия, вне зависимости от факторной интенсивности.
Портер в своей известной книге «Конкуренция» целиком посвящает часть 11 проблеме конкурентоспособности регионов. Придавая большое значение местоположению в повышении конкурентоспособности, М.Портер развивает концепцию региональных кластеров - сконцентрированных по географическому признаку групп взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, конкурирующих друг с другом, но вместе с тем ведущих совместную работу и взаимодополняющих друг друга. Главное преимущество кластеров - интенсификация инновационной деятельности, что в наибольшей мере проявляется в развитии высокотехнологичных производств. М.Портер приходит к выводу, что самые важные конкурентные преимущества в глобальной экономике часто произрастают из местоположения кластера.
Экономическое поведение любого макрорегиона в целом, входящих в него субъектов
Российской Федерации, а также хозяйствующих субъектов всех форм собственности фокусируется сегодня на повышении региональной конкурентоспособности путем сохранения и использования имеющихся, а также формирования реализации новых конкурентных преимуществ (рис.1.).
Конкурентоспособность представляет собой умение (возможность) опережать других в достижении заявленных (гипотетических) целей.
Как категория «конкурентоспособность региона» была введена в научно-практический оборот сравнительно недавно и, по заключению авторитетных ученых, представляет собой обусловленное экономическими, социальными, политическими и другими факторами положение региона и его отдельных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, отображаемые через индикаторы, адекватно характеризующие такое состояние и его динамику.
Автор предлагает интерпретацию дефиниции, «конкурентоспособность региона» как экономический эффект, обеспечиваемый положительной синергией производственных, организационно-кадровых, инновационных, ресурсосберегающих, экологических, финансово-экономических и прочих возможностей системы регионального хозяйства, характеризующегося уровнем развития соответствующих потенциалов.
Конкурентная среда международного экономического окружения-
мировая экономика
Конкурентоспособность национальной экономики -макроуровень
и.
П
Конкурентоспособность региона- мезоуровень Конкурентоспособность региона - мезоуровень
Г
1 Т Ті ■ - ft it
Конкурентоспособность кластера
Конкурентоспособность кластера
Конкурентоспособность кластера
Конкурентоспособность кластера
т ^ т4-' t
Ресурсы — кадры — инфраструктура
t
Ресурсы — кадры — инфраструктура
' национальная" конкур ентная' ср еда '
Рис. 1. Конкурентоспособность систем разного уровня
Факт наличия у определенной территории тех или иных преимуществ в экономическом взаимодействии с другими регионами является общепризнанным и не
нуждается в дополнительной аргументации. Однако не следует сводить потенциал конкурентоспособности только к наличию природно-ресурсного потенциала или выгодному
географическому расположению. М. Портер формулирует следующий вывод: «Национальное процветание не наследуется - оно создается. Национальное процветание не вырастает из природных ресурсов, имеющейся рабочей силы, процентных ставок или покупательной силы национальной валюты, как это настойчиво утверждается в классической экономике. Конкурентоспособность конкретной нации зависит от способности ее промышленности вводить новшества и модернизироваться» [4].
Приоритетность решения задач повышения конкурентоспособности впервые была поставлена в 1999 году в послании Президента России и примечательным является тот факт, что конкурентоспособность национальной экономики проектируется тремя ее составляющими:
- повышение конкурентоспособности государственного управления;
-повышение конкурентоспособности бизнеса;
-повышение конкурентоспособности «человеческого капитала».
Объектами региональной конкурентной борьбы в настоящее время выступают собственность, финансовые потоки и инвестиции, позиция региона в системе международного разделения труда, трудовые ресурсы и т.п. В настоящее время в мировом хозяйстве активно формируется новый тип экономического роста, сутью которого являются целенаправленно создаваемые с участием государства и национально ориентированного бизнеса системы воспроизводства и использования знаний, воплощения их в инновации, обеспечивающие экономическую и социальную устойчивость развития и конкурентоспособность регионов.
Задача повышения конкурентоспособности российских регионов состоит не только в расширении имеющихся и поиске новых ниш на национальном и мировом рынках, но и в обеспечении эффективной структуры рыночных обменов, не истощающих природный, материальный и человеческий капитал территорий, а в перспективе - в создании предпосылок для выравнивания воспроизводственных возможностей на обширной гетерогенной территории страны.
В теории систем управления такие категории, как «потребность» и «цель». Потребность представляет собой объективную категорию и это то, что объективно связывает человека (и вообще живое) с внешней средой (миром), в том числе и с социальным, как некоторое (определяющее) условие обеспечения его жизнедеятельности и существования.
Цель - это субъективная категория, определяемая имеющимся опытом. Результат- это
мера достижения конкретной цели, т.е. мера удовлетворения потребности. Цель есть конкретное выражение потребности, сформулированное на основе имеющегося опыта и определяющее конкретное функционирование создаваемой системы. Отсюда возникает причинно-следственная цепочка: потребность ^ цель ^ функционирование (управляемой) системы ^ результат. Реализация потребности связана с возможными альтернативными путями ее реализации.
Цель - совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных по результатам опыта.
Выделяют следующие свойства цели:
-цель находится в непосредственной зависимости от потребности и является в этом процессе ее прямым следствием;
-выбор цели сугубо субъективен, т.е. выбор основан на конкретном знании индивида или сообщества;
- цель конкретна;
- цель всегда несет в себе элемент неопределенности, что приводит к некоторому «рассогласованию» фактически полученного результата и той модели, которая была сформирована;
-наличие неопределенности в исходной модели делает цель средством оценки будущего результата.
Принято считать, что требование (предписание, директива) «вышестоящей» организации безусловно для «нижестоящей», а потому, автоматически трансформируется в цель для него, которую необходимо также безусловно реализовать. Однако это не совсем так.
Требование определяет все элементы цели. В этом случае «проблема выбора» для социального элемента отсутствует полностью.
Требование не ограничивает условия реализации, точно определяя остальные элементы. В этом случае уже социальному элементу необходимо формировать решение (цель), как создать условия, чтобы предписанные способы использования предписанных средств привели к требуемому результату.
Требование не ограничивает условия и методы реализации, однако точно предписывает модель результата и совокупность средств ее реализации. Свобода выбора в достижении цели расширяется, поскольку индивид вправе использовать данные в его распоряжении средства «по своему усмотрению», лишь бы получить необходимый результат.
Требование предписывает только точные параметры модели результата. Социальный элемент имеет «полную свободу» в рамках средств, имеющихся в его распоряжении. В этом случае предписанная модель войдет в
(<№./
состав совокупной цели, а остальные компоненты сформулируются на основе его знания в виде принятого решения, каким образом реализовать исходное требование.
Требование не имеет никаких ограничений. Случай, когда требование не несет в себе необходимости конкретных предписаний по всем компонентам цели.
Управленческая деятельность может быть признана как производственной (когда субъект управления создает некоторую «исполнительную» систему при полной определенности компонентов цели, в том числе и модели результата), так и исследовательской (для которой характерно наличие цели, результаты деятельности способны быть полезными в будущем, если будут обнаружены).
Регион - целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения. Ее характеризуют: высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями; многоконтурность управления; иерархичность структуры; значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов; неполная определенность состояний элементов. В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.
Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:
• системообразующая база;
• системообслуживающий комплекс;
• экология;
• население;
• инфраструктура рынка.
Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек - органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территори-
альную общность.
Основываясь на представленных выводах, предлагается принять за основу следующее определение региона.
Регион - это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.
Важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно-территориальным делением страны. И здесь необходимо отметить, что управляемости в определенной степени способствует целостность региона, ибо административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразие связей - торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью.
Региональная экономика представляет собой систему, т.е. множество составляющих единство элементов, связей и взаимосвязей между ними и внешней средой, образующие присущую данной системе целостность, качественную определенность и целенаправленность.
По своим характеристикам система «региональная экономика» относится к классу организационных (высока степень участия человека в реализации управляющих воздействий) и управляемых (система может рассматриваться и как объект и как субъект управления). Классификационные признаки системы «региональная экономика» представлены в таблице 1.
Система «региональная экономика» - сложная система, поскольку состоит из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов (малое предпринимательство, отраслевые региональные комплексы и др.), каждый из которых может быть представлен в виде подсистемы (подсистем).
Региональная экономика как сложная система характеризуется многомерностью (большим числом составляющих элементов), многообразием связей, разнородностью структуры, многообразием природы элементов.
В теории систем управления выделяют следующие признаки сложных систем:
-система допускает разбиение на подсистемы, изучать каждую из которых можно самостоятельно;
-система функционирует в условиях существенной неопределенности и воздействия
Уо-судар'С^т.ВеННЫЙ..' Со-ВетНи-К, 2014
Таблица 1
Классификационные признаки системы «региональная экономика»
№ п/п Классификационный признак Значение классификационного признака
1. Природа элементов Реальная (физическая)
2. Происхождение Искусственная
3. Длительность существования Постоянная
4. Изменчивость свойств Динамическая
5. Степень сложности Сложная
6. Отношение к среде Открытая
7. Реакция на возмущающие воздействия Активные
8. Характер поведения Регулируемая
9. Степень связи с внешней средой Диссипативная
10. Степень участия в реализации управляющих воздействий людей Организ ационная
среды на нее, обусловливает случайный характер изменения ее показателей;
-система осуществляет целенаправленный выбор своего поведения.
Открытость системы «региональная экономика» означает, что она обменивается с окружающей средой энергией и веществом. Изменение энтропии открытой системы определяется алгебраической суммой энтропии, производимой внутри системы и энтропии, поступающей извне или уходящей во внешнюю среду.
Процесс целенаправленного воздействия на систему, обеспечивающий повышение ее организованности, достижения того или иного полезного эффекта, называется управлением. Управление является специфической функцией и реализуется определенными элементами системы. Система, испытывающая на себе внешнее воздействие - управление (управляющие воздействия) является управляемой системой или объектом управления. Управляющие воздействия направлены на то, чтобы функционирование (движение) системы управления способствовало достижению цели. Собственная цель управляющей системы - выработка управляющих воздействий.
Правило выработки управляющих воздействий с учетом особенностей (свойств и возможностей) управляющей системы и учета степени влияния внешней среды называется законом управления.
Конкурентоспособность в широком понимании этого слова представляет собой умение опережать других в достижении поставленных целей. Достижение заявленных целей обеспечивается конкурентоспособностью и конкурентоустойчивостью системы «региональная экономика».
Проблема - ситуация несоответствия желаемого и существующего. Известный советский психолог Рубинштенй писал: «Мыслить
человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс; он всегда направлен на разрешение какой-то задачи» [6]. Проблемная ситуация -условия, порождающие проблему. Условиями постановки проблемы выступают объективно возникающие противоречия в тех или иных действиях и незнание способов их выполнения; между потребностям в новых знаниях и их недостаточностью. В теории систем управления под проблемами принято понимать все те вопросы деятельности предприятий, институтов и отрасли, обоснованное решение которых требует проработки, выявления и сравнения нескольких возможных вариантов. Исходя из данного определения, выделят две категории проблем: стабилизации и развития.
Проблемы стабилизации - те, решение которых направлено на предотвращение, устранение или компенсацию возмущений, нарушающих текущую деятельность системы.
Проблемы развития и совершенствования систем - те, решение которых направлено на повышение эффективности функционирования за счет изменения характеристик объекта управления или системы управления объектом.
По уровню решения выделяют четыре уровня проблем и решений:
- первый уровень - рутинные проблемы и рутинные решения;
- второй уровень - селективные проблемы, инициативные решения (требуется определенная доля инициативы и свободы);
- третий уровень - адаптационные проблемы, новое решение известной проблемы;
- четвертый уровень - инновационные проблемы, новое решение неизвестной проблемы.
(<№./
Экономия, обусловленная ростом
> масштабов за счет оптимальной -►
вертикальной и горизонтальной
интеграции
г г
Дифференциации продукта -реализацией комплексного инновационного цикла
Потребности в капитале - с помощью моделирования интеграционных процессов и привлечения капитала из разных источников
Более высоких издержек - оптимизацией распределения финансовых средств, учетом стохастических факторов
Обеспечение устойчивого развития региона
Повышение конкурентоустойчиво-сти региона
Рис. 2. Проблема развития российских регионов - повышение конкурентоспособности
Представляется, что обеспечение конкурентоспособности и конкурентоустойчивости системы «региональная экономика» относится к четвертому уровню проблем развития и совершенствования. Решение такой проблемы должно быть направлено на повышение эффективности функционирования системы за счет изменения ее характеристик посредством внедрения новых идей. Данная проблема является слабоструктурированной, возникновение которой сопряжено с выработкой и внедрением нововведений, решение которых обеспечивается инструментарием системного анализа и синтеза с применением эвристических методов на основе опыта и интуиции (рис. 2.).
Ключевыми проблемами регионального развития, которые отражаются на уровне конкурентоспособности регионов и, в тоже время, зависят от достигнутого уровня конкурентоспособности и конкурентоустойчивости региона, являются:
-повышение эффективности функционирования реального сектора региональной экономики;
-обеспечение инвестиционной и инновационной привлекательности региона;
-обеспечение эффективного использова-
ния внешнего и внутреннего потенциала конкурентоспособности региона;
-формирование и развитие региональной системы поддержки инновационной деятельности;
-развитие транспортной инфраструктуры, относящейся к региональному ведению;
-наращивание интеллектуального потенциала;
-выравнивание уровней развития экономических кластеров внутри региона;
-формирование базы для реализации конкурентной стратегии развития региональной хозяйственной системы - стратегии устойчивого развития;
-повышение уровня и качества жизни населения.
Эти проблемы выступают в качестве осно-вовополагающих для формирования системы целей управления конкурентоспособностью региона.
При этом систему целей управления конкурентоспособностью региона представляется целесообразным идентифицировать по трем блокам взаимосвязанных целей:
1-й блок - глобальные цели отражает потребность повышения качества жизни населения, обеспечения устойчивого развития
Рис. 3. Система целей управления конкурентоспособностью на региональном уровне
<^№/
региональной экономической системы, повышения вклада региона в конкурентоспособность национальной экономики и ее экономической безопасности;
2-й блок - локальные цели отражает необходимость обеспечения конкурентоспособности региона на товарных, финансовых, инвестиционных, ресурсно-энергетических, инновационных и иных рынках;
3-й блок - стратегические и геополитические (в том числе и военно-стратегические) цели отражают стремление к сохранению целостности страны, укреплению ее обороноспособности, к наращиванию эффективности во внешнеэкономическом сотрудничестве (особенно это затрагивает приграничные регионы).
Система целей управления конкурентоспособностью на региональном уровне представлена на рисунке 3.
Региональная экономика выступает открытой организационной системой, объектом и субъектом управления. Обеспечение конкурентоспособности такой системы (объекта управления) представляется возможным в условиях закрепления конкурентоспособности в качестве целевой функции управления. При этом, цели управления необходимо идентифицировать по трем блокам проблем, а сама проблема конкурентоспособности должна рассматриваться как слабоструктурированная, инновационная проблема развития региона.
2.
3.
4.
5.
6. 7.
2.
3.
4.
5.
6. 7.
ЛИТЕРАТУРА
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
Рикардо Д. Начало политической экономии и налогообложения // Сочинения. - М., 1995. Т.1.
Норт Д. Институциональные изменения рамки анализа // Вопросы экономики. - 1997. - №3. - С.22-28. Портер М. Конкуренция. - М.: Международные отношения, 1993.
Портер М. Международная конкуренция / Под ред. В.Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 1993. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Питер, 2000. - 720 с.
Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М., 1982.
REFERENCES
The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period until 2020, approved by regulation of the Government of the Russian Federation from December 8, 2011. № 2227-R.
Rikardo D. Nachalo politicheskoi ekonomii i nalogooblozheniia // Sochineniia [The beginning of political economy and taxation // Works]. Moscow, 1995. V.1.
Nort D. Institutional change of the frame of analysis. Voprosy ekonomiki - Problems of Economics, 1997, no.3, pp.22-28 (in Russian).
Porter M. Konkurentsiia [Competition]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniia, 1993.
Porter M. Mezhdunarodnaiakonkurentsiia [International competition]. Moscow, Mezhdunarodnye otnosheniia, 1993. Rubinshtein S.L. Osnovy obshchei psikhologii [Basis of General psychology]. Saint Peterbburg, Piter, 2000. 720 p. Shumpeter I. Teoriia ekonomicheskogo razvitiia [The theory of economic development]. Moscow, 1982.
Информация об авторе:
Филобокова Людмила Юрьевна
(Россия, Московская область, г. Мытищи) Доктор экономических наук, профессор Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана E-mail: filobokova@list.ru
Information about the author:
Filobokova Liudmila Iur'evna
(Russian Federation, Moscow region, Mytishchi) Doctor of Economical Sciences, Professor Bauman Moscow State Technical University E-mail: filobokova@list.ru