Научная статья на тему 'Высокий негативизм как оценочное средство современного медиатекста'

Высокий негативизм как оценочное средство современного медиатекста Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
253
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИАТЕКСТ / СОЦИАЛЬНАЯ ОЦЕНОЧНОСТЬ / ВЫСОКИЙ СТИЛЬ / НЕГАТИВИЗМ / ПРАГМЕМА / ПАТЕТИКА / ИРОНИЯ / ГАЗЕТА "ЗАВТРА" / "НОВАЯ ГАЗЕТА" / "РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" / MEDIA TEXT / SOCIAL EVALUATIVITY / HIGH STYLE / NEGATIVISM / PRAGMEMA / PATHETICS / IRONY / THE NEWSPAPERS "ZAVTRA" / "NOVAYA GAZETA" / "ROSSIYSKAYA GAZETA"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Басовская Евгения Наумовна

В статье рассматривается функционирование лексемы высокого стиля злодей в текстах изданий «Завтра», «Новая газета» и «Российская газета» 2017 г. Выявляется специфика использования слова публицистами и ее обусловленность идеологическими установками редакции. Автор подчеркивает экспрессивный потенциал высоких негативизмов, выступающих как средства прямой и косвенной отрицательной, а также иронической социальной оценки. Даются рекомендации, касающиеся отражения анализируемого слова в толковых словарях русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

High negativism as the evaluative tool of contemporary media text

The article examines the functioning of the high style lexeme “zlodej” (villain) in the texts of the newspapers “Zavtra”, “Novaya Gazeta” and “Rossiyskaya Gazeta” in 2017. The author analyzes the specifics of the word use by different political writers and its dependence on the ideological guidelines of the editorial board. He also emphasizes an expressive potential of high negativism acting as means of direct and indirect negative rating, as well as ironic social evaluation. Recommendations are given concerning the analyzed word reflection in explanatory dictionaries of the Russian language.

Текст научной работы на тему «Высокий негативизм как оценочное средство современного медиатекста»

Язык СМИ

УДК 070.41:004.55

DOI: 10.28995/2073-6355-2018-1-116-124

Е.Н. Басовская

Высокий негативизм как оценочное средство современного медиатекста

В статье рассматривается функционирование лексемы высокого стиля злодей в текстах изданий «Завтра», «Новая газета» и «Российская газета» 2017 г. Выявляется специфика использования слова публицистами и ее обусловленность идеологическими установками редакции. Автор подчеркивает экспрессивный потенциал высоких негативизмов, выступающих как средства прямой и косвенной отрицательной, а также иронической социальной оценки. Даются рекомендации, касающиеся отражения анализируемого слова в толковых словарях русского языка.

Ключевые слова: медиатекст, социальная оценочность, высокий стиль, негативизм, прагмема, патетика, ирония, газета «Завтра», «Новая газета», «Российская газета».

К числу постулатов современной медиалингвисти-ки относится сформулированное Г.Я. Солгаником положение о социальной оценочности как одной из главных особенностей и движущих сил эволюции языка публицистики1. В социальной оценке, отраженной в журналистском тексте, сливаются воедино два начала - коллективно-идеологическое (точка зрения власти, оппозиции, конкретной политической партии, иного общественного объединения) и индивидуально-психологическое (точка зрения публициста - конкретного человека со своей системой ценностей, принципами и вкусами). По справедливому замечанию Т.Г. Ашур-ковой, «система оценок... прежде всего находит свое выражение в публицистическом стиле, ибо именно здесь отправитель и получатель информации предстают как члены социума. Оценка, выраженная в языке газеты, позволяет проследить, какая система

© Басовская Е.Н., 2018

ценностей является оптимальной в определенный период времени»2. С поправкой на отсутствие единой идеологии в постсоветском обществе сегодня правильнее, наверное, говорить о нескольких преобладающих системах ценностей, находящих воплощение в дискурсе официальных проправительственных, оппозиционных и иных средств массовой информации.

Изучение такого сложного, многоуровневого явления, как социальная оценочность медиатекста, требует специального инструментария и понятийного аппарата. Сегодня рано говорить о том, что и то и другое существует, - скорее идет разработка подходов к исследованию социальной оценочности и приспособление к этой задаче развитых методов традиционной лингвистики и, в частности, стилистики текста.

В данной статье предлагается один из ракурсов рассмотрения социальной оценочности публицистического текста - анализируется использование слов негативной семантики, имеющих высокую стилистическую окраску, в качестве маркеров авторского отношения к предмету речи. Оригинальность этой методики определяется тем, что, хотя исследователи и признают способность высокого слова выражать отрицательную оценку3, этот лексический пласт чаще всего рассматривается как важный стилистический ресурс для передачи оценки положительной. На это указывает, в частности, В.Я. Голуб: «Существо высокой лексики обычно связывают с эмоциональной оценкой (иногда -только положительной, чаще - положительной и отрицатель-ной...)»4.

Следует подчеркнуть, что восприятие высокого слога прежде всего как идеальной формы для восхваления объекта речи имеет глубокие исторические корни. Так, в «Риторике» Н.Ф. Кошанско-го, созданной в первой половине XIX в., отмечалось: «Предметом возвышенного слога бывают высокие деяния, мысли и чувства: похвала герою, движение страстей, убеждение, преклонение на свою сторону, выражение восторга, удивления, любви к монарху, к Отечеству, ко благу людей и пр.»5

Однако лексикографический анализ позволяет обнаружить в современном русском языке как минимум десятки слов, имеющих высокую стилистическую окраску и предназначенных при этом для номинации предметов и явлений, оцениваемых негативно. Таковы, например, включенные в словарь С.И. Ожегова (под редакцией Н.Ю. Шведовой) лексемы разных частей речи: братоубийство, гонитель, осквернитель, проклятие, ярмо; бесславный, вопиющий, губительный, кровавый, постыдный; ввергнуть, обречь, попрать, тяготеть и другие (более 70 единиц)6.

Для настоящего исследование выбрано одно из слов данного перечня - существительное «с общей отрицательной оценкой»7 - злодей. Прямое значение этого слова так толкуется словарем С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой: «Человек, к<ото>рый совершает злодеяния или способен на них, преступник»8. Практически то же определение приведено в БАС: «Тот, кто совершает злодеяние, кто способен на него»9. Злодеяние, в свою очередь, интерпретируется как «тяжкое преступление»10, а преступление -как «общественно опасное действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности»11. В данном случае толковый словарь ориентируется скорее на правовую терминологию, нежели на наивную картину мира, которую призван отражать.

Тексты средств массовой информации показывают, что в современной неюридической речи злодей осмысливается скорее как «очень плохой человек, совершающий поступки, недопустимые с нравственной точки зрения», чем как некто, не соблюдающий нормы уголовного права. Думается, злодей-преступник дрейфует сегодня в направлении профессионального жаргона работников правоохранительной системы12. В общелитературной речи существительное функционирует как слово, у которого оценочное значение «составляет. основное лексическое содержание»13 и может претендовать на статус прагмемы, в которой, по замечанию М.В. Петрушиной, «жестко склеены, связаны денотативное и сигнификативное значения, выступающие по отношению друг к другу как предмет и признак, создающие аналог оценочного суждения»14. Такие слова-суждения не могут не быть востребованы медиа-дискурсом, буквально пронизанным индивидуально-авторской и социальной оценочностью.

Для сравнительного анализа были выбраны материалы трех печатных изданий - «Российской газеты», «Новой газеты» и газеты «Завтра», опубликованные с января по июнь 2017 г. Сопоставимость источников обеспечивается тем, что это качественные общероссийские газеты с преобладанием социально-политической тематики. При этом редакционная политика существенно различается. «Российская газета», будучи официальным органом правительства РФ, в целом придерживается нейтралитета, но проводит тем не менее четкую прогосударственную линию. Два других издания открыто оппозиционны: «Новая газета» отражает либерально-прозападную точку зрения, «Завтра» - имперско-националистическую. Гипотеза исследования заключается в том, что употребление слова злодей авторами трех перечисленных изданий различается, а его специфика соответствует социальной оценочности, являющейся частью поддерживаемой каждой из редакций идеологии.

В процессе исследования методом сплошной выборки анализировались все материалы, опубликованные на сайтах изучаемых изданий в течение полугода. Количество вхождений существительного злодей в тексты источников существенно различается:

«Российская газета» - 32;

«Новая газета» - 14;

«Завтра» - 36.

При этом необходимо учесть, что «Российская газета» - ежедневное, «Новая газета» и «Завтра» - еженедельные издания. Следовательно, при совпадении абсолютных показателей «Российской газеты» и «Завтра» частотность использования слова во втором случае значительно выше.

В таблице представлены характерные для каждого из рассматриваемых изданий микроконтексты:

Согласованные и несогласованные определения

«Российская газета» белый, богатый, главный, какой-то, местный, омерзительный, роботизированный, ужасный, этот; из произведения.., из фильмов.., примитивного типа, с именем...

«Новая газета» безжалостный, главный, злодейский, циничный, этот; из местного отделения ИГ

«Завтра» величайший, венценосный, главный, какой, инфернальный, неведомый, некий, новый, нонешний, одетый в дорогой костюм, опереточный, самовластительный, такой; на троне

Приложения

«Российская газета» эсесовец, Магнуссен, Модок (комиксы Marvel), Мэтьюс (сатирическое стихотворение сценариста Марка Гейтисса)

«Новая газета» Асад, кукловод Кудзе (аниме «Призрак в доспехах»)

«Завтра» атаманище, дитя, революционер, Ленин, Свердлов, Троцкий

Однородные члены с бессоюзием,

соединительными и разделительными союзами

«Российская гении и злодеи; злодей и маньяк; то гений управления, то

газета» злодей

«Новая газета» герои и злодеи; демоны, злодеи; злодей, вертопрах, врун; злодей, «животное», «мясник»

«Завтра» герой и злодей; душегубцы и злодеи; злодеи и враги России; «злодей», «деспот», «тиран», «антихрист»;«злодей», «сатанист»; «мумия», «псина», «злодей», «чудовище»; не варвары, не злодеи; террорист, убийца, злодей

Противопоставление (второй компонент антитезы)

«Российская газета» гений, герой

«Новая газета» герой

«Завтра» гений, герой, жертва, истинный Бог, праведник

Общим для всех изучаемых изданий оказывается употребление слова злодей в не зафиксированном толковыми словарями значении «центральный отрицательный персонаж художественного произведения, противостоящий герою». Оно характерно для дискурса кинематографической (в меньшей степени - литературной и театральной) критики, что подтверждается большим числом подобных вхождений (21) в тексты «Российской газеты». Именно этот персонаж регулярно обозначается авторами материалов всех трех изданий как главный злодей - можно говорить даже о начале процесса фразеологизации данного словосочетания, приобретающего особое значение, не выводимое полностью из значений компонентов.

Антитеза герой/злодей чаще всего возникает в публикациях, посвященных голливудскому кинематографу, и соответствует одному из его основных штампов, критически оцениваемых автором текста или его собеседником - интервьюируемым экспертом:

Если вы внимательно смотрите американские сериалы, то можете увидеть, как в каждой серии есть два-три момента, когда действие теряет логику. Например, Злодей наставляет на героя пистолет со словами: «Тебе конец». И - черное поле. То есть чернота секунд на 6. А потом - снова Злодей, повторяющий: «Тебе конец» (Р. Кубаев, кинорежиссер и кинодраматург. РГ. 10.01.2017).

В националистически ориентированной газете «Завтра» возникает даже второй уровень противопоставления: пара герой-злодей характеризует упрощенную западную, ее отсутствие - сложную и великую русскую литературу:

.ИДЕАЛИЗМ, законы жанра НЕ допускают, чтобы главных игроков было более, чем два: ГЕРОЙ и ЗЛОДЕЙ, Бэтмэн и Джокер, хорошие парни против плохих. Русская литература оттого и СТАЛА самой лучшей и глубокой в мире, что преодолела жанровость: где пара герой-злодей в Войне и Мире, в Анне Карениной, Вешних Водах? У Диккенса, первого западного романиста, инфернальный злодей всё же присутствует, и это невероятно упрощает сюжет. Диккенс - это детектив с социальным пафосом. А Достоевский? Какого уровня литература, когда присутствуют ВСЕ элементы жанра (интрига, расследование, иногда и убийство, и полиция), но НЕТ этой дихотомии (герой-злодей)» (З. 1.01.2017).

В подобных ситуациях слово злодей используется как косвенное средство социальной оценочности.

Многочисленны в текстах сопоставляемых изданий и случаи применения существительного злодей для прямой социальной оценки лиц и явлений. В наибольшей степени такая речевая тактика свойственна публицистам газеты «Завтра», в целом не избегающих высокого стиля и сопряженного с ним пафоса, в том числе -гнева и возмущения: «Нет сомнений, что величайший злодей решил взойти на мировой трон. А для этого нужно убрать из сознания людей Истинного Бога» (З. 12.05.2017).

Авторы блогов, публикуемых на сайте газеты «Завтра», проклинают злодеев - врагов России и русского народа, опираясь на литературную традицию, - цитируются, в частности, М.В. Ломоносов и А.С. Пушкин. Современная геополитическая ситуация оценивается с помощью цитаты из стихотворения И.А. Бунина:

Довольно слёз, что исторгал злодей Под этим стягом «равенства и счастья»! Довольно «площадных» вождей И мнимого народовластья! (З. 18.03.2017).

Попадая в микроконтекст, насыщенный лексическими и синтаксическими средствами высокого стиля, существительное злодей функционирует как классический высокий негативизм-патетизм, находящийся в одном ряду с такими лексемами, как недруг и палач (в переносном значении).

Такое использование слова нехарактерно для дискурса «Российской газеты» и «Новой газеты». В первой из них злодей встречается в окружении других высоких языковых средств лишь в цитате из стихотворения М. Калинина - автора многочисленных произведений религиозной тематики:

Злодеи - ниц, уйти не смея вспять,

На вход в жилище глаз им не поднять. (РГ. 28.02.2017).

Это не означает, однако, что слово не употребляется в текстах «Российской газеты» в прямом значении, без иронических обертонов, характерных для авторского отношения к образу злодея кинематографического. Злодей реальный, то есть реально существовавший/существующий и действительно вызывающий ужас и негодование, в материалах газеты присутствует - но чаще всего журналист отражает в таких случая не собственную, а чужую точку зрения. Возможны даже ситуации «двойного отстранения»: в газете приводятся слова эксперта, который, в свою очередь, отталкивается от иной - по отношению к его собственной - точки зрения.

Так, в интервью «Российской газете» ректор РАНХиГС В.А. Мау говорит о социально-исторической оценке государственных деятелей: «Мы же знаем, что один и тот же политический персонаж может быть то гением управления, то злодеем, то опять гением. И я вовсе не о Сталине говорю. Эти слова вполне применимы и к Столыпину, и ко многим другим политикам» (РГ. 24.02.2017).

Но если для «Российской газеты» такое применение слова злодей - разовый речевой ход, не дополняемый какими-либо приемами, подчеркивающими разницу между взглядами говорящего и того, чью позицию он упоминает, то в «Новой газете» злодей как принадлежность чужой и чуждой картины мира встречается многократно. Так, комментируя выражение «доктрина Бжезинского», журналист пишет: «Мы имеем дело с отражением крупной фигуры в мутной воде нашего общественного мнения. Мнения, которое ищет демонов, злодеев и озабочено теми, кто хочет нанести вред России» (НГ. 27.05.2017). Образ злодея предстает здесь как принадлежность не принимаемой автором текста картины мира.

Закономерно поэтому появление слова злодей в материалах, содержащих отсылки к чужому высказыванию и, соответственно, глаголы говорения:

Создатели советского ядерного оружия - академики Юлий Хари-тон и Андрей Сахаров пришли к Брежневу. Леонид Ильич весело рассказал, что его отец считал тех, кто создает новые средства уничтожения людей, главными злодеями, и говорил: надо бы этих злодеев вывести на большую гору, чтобы все видели, и повесить (НГ. 3.01.2017); Путин делает неправильно, поддерживая «злодея Асада», это «плохо для России, для человечества, для всего мира», отметил президент США. Сирийского президента Трамп назвал «животным» и «мясником» (НГ. 13.04.2017).

Отстранение от иной точки зрения может подкрепляться специальными речевыми средствами, такими, как, например, частица «типа»:

По словам командующего войсками США в Афганистане Джона Николсона, бомбу МОАВ завезли давно, еще при Обаме, и вот нашлась и для нее работа: можно не тратиться на утилизацию, на вывоз в случае отвода войск, на хранение и техническое обслуживание изделия. Почти никто до конца не поверил Николсону, что это было чисто тактическое решение на местном уровне: типа для удобства истребления злодеев из местного отделения ИГ (15.04.2017).

«Отчуждение» образа злодея как приметы иного сознания в отдельных случаях сопровождается ироническим переосмыслением, поддерживаемым использованием кавычек: «Чаще всего инвестор либо выставляет неприбыльный медицинский бизнес на продажу (и попадает в руки к циничному «злодею»)» (20.01.2017).

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась: каждое из рассмотренных изданий обладает своей спецификой в использовании прагмемы злодей. Националистически ориентированная газета «Завтра» в большей степени склонна к эксплуатации собственно высоких, негативно оценочных, патетических потенций слова. Злодей в ее текстах - прежде всего враг России. Стремящаяся к объективности «Российская газета» в целом воздерживается от использования слова злодей для оценки явлений общественно-политической реальности: данное лексическое средство воспринимается, видимо, авторами издания как слишком сильное и однозначное. Тем не менее оно активно применяется в дискурсе кинорецензий, где формируется новое устойчивое словосочетание с ироническим оттенком главный злодей. Либеральная «Новая газета» наиболее последовательно применяет существительное злодей в качестве маркера чужой, неприемлемой для автора публикации точки зрения. Слово является для публицистов данного издания ярким показателем упрощенной картины мира, в которой участники событий разделены на «хороших своих» и «плохих чужих».

Выполненный анализ свидетельствует о сохраняющейся сегодня активности лексических единиц высокого стиля в оценочном медиадискурсе и заставляет задуматься о необходимости учесть семантическое развитие таких слов при редактировании существующих и составлении новых толковых словарей русского языка. При их составлении именно использование медийных текстовых материалов способно обеспечить объективное отражение в лингвистических справочниках языковой эволюции начала XXI в.

Е.Н. Басовская Примечания

1 Солганик Г.Я. Публицистический стиль // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2003. С. 313.

2 Ашуркова Т.Г. Категория оценки в газетной публицистике советского и новейшего времени (на примере слов «новатор», «передовик», «ударник») // Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке / под ред. М.Н. Володиной. М.: Академический проект, 2011. С. 307.

3 Об этом см., напр.: Ялышева А.П. Лексика высокого стилистического слоя в современном немецком языке: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1992. С. 11, 15.

4 Голуб В.Я. Высокая лексика в современном русском литературном языке (по современным словарям и публицистике 60-70-х годов): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 1977. С. 5.

5 Кошанский Н.Ф. Риторика. М.: Издат. дом «Русская панорама», 2013. С. 101.

6 Ожегов С.И., Шведова НЮ. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. B.B. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: ООО «А Темп», 2006.

7 Словом можно убить, словом можно спасти: Беседа с М.В. Горбаневским // Русская речь. 2003. № 3. С. 61.

8 Ожегов С.И., Шведова НЮ. Толковый словарь русского языка. С. 230.

9 Большой академический словарь русского языка: в 20 т. Т. 6. М.; СПб.: Наука. 2006. С. 745.

10 Ожегов С.И., Шведова НЮ. Толковый словарь русского языка. С. 230.

11 Там же. С. 585.

12 Жаргон юристов не отражен в специальном лингвистическом словаре, но представлен на большом числе сайтов в справочниках, составленных непрофессионалами. Злодей в них толкуется как «лицо, подозреваемое и обвиняемое в совершении практически любого преступления, предусмотренного УК РФ» или подобным образом. См., напр.: https://blog.pravo.ru/blog/etc/1606.html; http:// bvf.ru/forum/showthread.php?t=487995&page=56 (дата обращения: 06.02.2018).

13 Иванова Г.Ф. Оценка в ментальной сфере языка (Электронная версия) // Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2007. № 3-II. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-v-mentalnoy-sfere-yazyka-1 (дата обращения: 11.06.2017).

14 Петрушина М.В. Семантико-прагматические функции высказываний с модальным значением неодобрения //Филологические науки. 2003. № 5. С. 61. Автор цитируемой статьи опирается на следующее издание: Эпштейн М.Н. Идеология и язык: Построение модели и осмысление дискурса // Вопросы языкознания. 1991. № 6. С. 19-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.