Научная статья на тему 'Вышитое полотенце как элемент народной культуры'

Вышитое полотенце как элемент народной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2512
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОТЕНЦЕ / РУШНИК / ОБЫДЕННЫЙ / ХЛЕБОСОЛЬНЫЙ / СВАДЕБНЫЙ РУШНИКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гузеватова Е. Н.

В статье рассматриваются виды и функции вышитых полотенец (рушников), их роль в обрядовой и повседневной жизни русского крестьянина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вышитое полотенце как элемент народной культуры»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 745

Е. Н. Гузеватова

К.пед.н, доцент Институт искусств

ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф.Катанова»

г. Абакан, Российская Федерация

ВЫШИТОЕ ПОЛОТЕНЦЕ КАК ЭЛЕМЕНТ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В статье рассматриваются виды и функции вышитых полотенец (рушников), их роль в обрядовой и повседневной жизни русского крестьянина.

Ключевые слова

Полотенце, рушник, обыденный, хлебосольный, свадебный рушники.

Культуру России невозможно представить себе без народного искусства. Оно раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.

В традиционной культуре русских полотенце - предмет, наделенный широким спектром функций, определявших материал, характер орнаментации и название [2]. Неся в себе множество смыслов, оно хранит историю народа, в том числе историю языческого, дохристианского периода.

Сопровождая человека от рождения и до кончины присутствуя в разных жизненных ситуациях -трудовых и праздничных - оно (полотенце или рушник) являлось непременным атрибутом в обрядовой и повседневной жизни славянина. Об этом свидетельствуют и находки археологов, и источники письменности, и ранние миниатюры, этнографические материалы, а также немалое количество разных примет, имеющих отношение еще к языческим временам.

Полотенце, в зависимости от выполняемой функции, имело свое название.

Рушник-утиральник, обязательный атрибут каждого дома, служил для вытирания рук и лица при умывании. Он имел свои правила пользования: утром положено было утираться нижним (левым) концом, а вечером - верхним (правым). Вышивку утиральника украшали солярные символы - свастики, позже - ромбы. Нижний край полотенца вышивался от широкой полосы к узкой, а верхний - наоборот, что символизировало восход и закат солнца. Рушник-утиральник не только снимал усталость, но и придавал силы на день и снимал усталость вечером.

Ширинка - маленький рушник, в современном понимании скорее платок. В названии заложен его смысл: это отрез ткани, который отрезан от длинного полотна «по ширине», то есть его длина является шириной исходного полотна. Вышивали ширинку чаще всего «белой вышивкой». Таким рушником невеста утирала слезы перед свадьбой, его повязывали на руку невесте, чтобы вывести девушку из отчего дома.

Рушник использовался и в качестве повседневного головного убора, но при этом длина его должна была быть от трех до пяти метров

Обыденные рушники, если были созданы в течение одного светового дня (под солнцем, когда злые силы ночи не могли повредить), несли обережные, защитные свойства. Обыденные рушники имели широкое применение в обрядах: через расстеленный на земле рушник на излете зимы прогоняли скот, чтобы оградить его от болезней; при длительной засухе расстилали на дороге, ведущей к селению, «приглашая» к себе дождь. Ткались такие рушники непосредственно перед использованием в обряде защиты и очищения [6, с. 125].

В XIX веке в некоторых селениях Вологодской губернии девушки, желавшие выйти замуж, ткали «обыденную пелену» - длинное полотенце. Для тканья объединялись несколько девушек, чтобы закончить работу в один день. В этих местах пелену ткали к покрову и, закончив работу, несли пелену в церковь к иконе «покрова»; в других селениях обыденная пелена делалась в один из дней, связанных с почитанием

145

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070

Параскевы-Пятницы, чаще на девятую пятницу после пасхи [5].

К большим ежегодным праздникам ткались и вышивались особые рушники.

На Масленницу - рушник-блинник, который дарился в благодарность за угощение, такой же рушник получала свекровь на «невесткиных посиделках».

На хлебосольном рушнике подавали хлеб-соль гостям. Его же стелили на свадебный стол перед женихом и невестой.

Пасхальные рушники, схожие с хлебосольными, предназначались для выпеченных хлебов, куличей, но отличались от хлебосольных орнаментом - на них присутствуют аббривеатуры ХВ (Христос воскрес) или вышивались символы яйца. Принятие христианства повлияло на появление рождественских, троицких рушников. С христианством связано и появление рушника, названного божником. Его и сегодня можно увидеть в деревенских домах в красном углу. Он обрамляет иконы, украшая их.

Рушник родильный использовали при рождении ребенка - на него принималось повитухой дитя. На крестины вышивали рушники крестильные. На крестильном рушнике, вышитом крёстной матерью к крестинам ребенка, несли младенца в храм, утирали после окунания в купель. Особенностью этого рушника являлось отсутствие в его цветовой гамме черного цвета.

Рушники сопровождали человека и после смерти при его погребении. На них несли гроб, их вешали на поминальные кресты. Поминальные рушники расстилали на подоконниках так, чтобы край рушника свешивался за открытое окно. Было поверье, что на сороковой день душа умершего умывается росой около своего дома и утирается этим полотенцем. Такой рушник отличался скромностью вышивки белыми нитками на белом фоне ткани. Узор вышивки представлял собой узкую полосу по краю полотенца.

Свадебных рушников насчитывается несколько видов. Один из них- посыльный рушник. Когда невеста была готова к свадьбе, ее отец передавал его со специально выбранным посыльным в дом жениха в знак того, что можно ехать за невестой, начинать свадьбу. Вышивали такой рушник белыми нитками, в некоторых областях - красным, но никогда не использовали в вышивке чёрный цвет. Традиционными мотивами были птицы, символизирующие вести. Сакрально такой рушник означал, что невеста уже «умерла» для отчего рода, и ее пора ввести в род жениха.

Отдельно ткали и вышивали рушник «родительский» или «благословенный», на который вставали коленями молодые, когда их благословляли на брак родители.

Союзный рушник, им связывали руки жениха и невесты, символизируя общую будущую жизнь, любовь и духовные узы, уступает размерами остальным свадебным рушникам, он более узкий

Дружные рушники преподносятся свидетелям-дружкам.

Самый главный свадебный рушник носит название «венчальный», на нем стоят молодые в церкви.

С момента, когда молодая жена переступала порог своего нового дома, в ее новой семье все домочадцы должны были пользоваться только ее рушниками-полотенцами.

В первое утро своей замужней жизни молодая жена, умывшись, вытирала лицо особым рушником -утренником.

Первый поход молодой жены к колодцу за водой также сопровождался специальным «водяным» или «колодезным» рушником. Он вешался на коромысло и вручался золовке или свекрови вместе с первой принесенной в дом водой. В дальнейшем этот рушник использовали, ставя на него святую, свячёную воду.

Узоры на рушниках сейчас вышиваются самые разные, и чаще всего их смысл сегодня утерян. Но если говорить об исконных традициях такой вышивки - каждый орнамент, каждый мотив, его расположение отвечали строгим правилам. Грамотно вышитый венчальный рушник мог рассказать гостям свадьбы очень многое о вступающих в брак, их личной истории и их семьях. Орнамент такой вышивки не содержит ни одной праздной линии, каждый ее элемент имеет свое значение, является словом, фразой, выражением.

Одним из интересных примеров вышитого полотенца можно назвать так называемый Каргопольский шитый месяцеслов. В Ошевенской волости Каргопольского уезда бывшей Олонецкой губернии (теперь Архангельская обл.), в близлежащих к ошевенскому тракту деревнях и селах можно встретить полотенца с «кругами» на концах полотенец. Вышивали такие «круги» по кумачу или хлопчатобумажной материи «бурого» (бордового) цвета чаще бумажными нитками, тамбурным швом. На концах полотенец изображалось по одному большому кругу. И почти всюду круги окружены растительным орнаментом. Как

146

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №8/2015 ISSN 2410-6070 отмечает Г.П. Дурасов, «круг» состоит из цветка - «солнышка» и описанного вокруг него незамкнутого кольца-«месяца», от которого, надо полагать, узор и получил свое название - «круг» - «месяц» [3, с 139].

Полотенца с такими «кругами» висели прежде вместо календарей. Их берегли, передавали из поколения в поколение. Небольшие куски с одним «кругом» прикрепляли к лучине и вешали на стену вместо календаря [3, с 141]. В основе каргопольских «кругов» - «месяцев» лежит стремление обеспечить плодородие полей, умножение человеческого рода [3, с. 146].

Каргопольский шитый месяцеслов сформировался в кругу народных представлений и верований, корни которых уходят в недра дохристианских верований славян. Он является помесячной росписью года. В крестьянском быту это не только декоративное украшение одежды и полотенец, но и верный помощник в годовом обиходе земледельца. Шитый месяцеслов - напоминание о сроках полевых работ, о времени посева и сбора урожая [3, с.148].

Таким образом, полотенце (рушник) по своей главной функции, являясь по сути предметом быта, вобрало в себя многообразие назначений, став уникальнейшим явлением народной культуры. Сохраняясь в течение столетий оно вобрало в себя культуру каждого поколения, донесло до наших дней ценнейшую информацию о культуре предыдущих поколений и само стало предметом культуры.

Список использованной литературы

1. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. - М.: Искусство, 1972. - 151 с.

2. Грибанова Н.С. Полотенце в культуре русского сельского населения Алтая в конце XIX-начале XXI в. [Электронный ресурс]. URL: http://cheloveknauka.com/polotentse-v-kulture-russkogo-selskogo-naseleniya-altaya-v-kontse-xix-nachale-xxi-v#ixzz3UM1iNdfb_(aaTa обращения: 05.05.2015)

3. Дурасов Г.П. Каргопольские народные вышивки-месяцесловы // Советская этнография. - 1978. - № 3. -С. 139-148.

4. Качаева М.А. Узоры русской свадьбы. - М.: Флинта: Белые альвы, 2014. - 224 с.

5. Лебедева А.А. Значение пояса и полотенца в русских семейно-бытовых обычаях и обрядах XIX-XX

веков. [Электронный ресурс]. URL: http://kupava-lada.livejournal.com/5703.html (дата обращения:

20.02.2015).

6. Маслова Г.С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах XIX - начала XX в. - М.: Наука, 1984. - 216 с.

© Гузеватова Е.Н. 2015

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.