ВЫСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, ЗАНИМАЕМЫХ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА, БЕЗ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДРУГОГО ЖИЛЬЯ: ОСОБЕННОСТИ И ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Я.А. Баскакова, студент
Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)
Б01:10.24412/2500-1000-2022-5-2-195-199
Аннотация. В данной статье рассматривается одно из основных личных прав гражданина, гарантированного Конституцией Российской Федерации - право на жилище. В статье поднимается актуальность вопроса о выселении граждан из жилого помещения, занимаемого ими по договорам социального найма без предоставления иного благоустроенного жилья. Рассматриваются основные правовые особенности регулирования института выселения, а именно: основания, круг субъектов, правомочных требовать выселения граждан, порядок и последствия выселения нанимателя и совместно проживающих с ним членов его семьи из жилого помещения без предоставления другого жилья. В статье анализируются нормы жилищного и конституционного законодательства, а также взгляды научных деятелей на данный вопрос. Поднимается проблема несоответствия норм жилищного права конституционному положению, гарантирующему каждому гражданину его личное право на жилище, и невозможность произвольного лишения своего жилья. Предлагаются пути решения обозначенной проблемы.
Ключевые слова: право на жилище; выселения граждан из жилого помещения; выселение без предоставления жилья; социальный наем; последствия выселения; проблемы в жилищной сфере.
В нынешних реалиях проблемы, возникающие в жилищной сфере, являются наиболее насущными и волнующими. Одной из актуальных проблем нашего времени в жилищном законодательстве выступает проблема выселения граждан из жилых помещений, занимаемых ими на основании договора социального найма. Актуальность вопросов, поднимаемых в жилищной среде, обусловлена противоречиями, содержащимися в самих нормативно-правовых актах (в некоторых его положениях), а также обильным наличием различного рода споров, возникающих в практической сфере при применении указанных норм.
Институт социального найма является достаточно востребованным среди российского населения. Заключая обозначенный договор, граждане тем самым приобретают жилые помещения, числящиеся на государственном и муниципальном балансе. Данный договор может быть заключен на основании принятого органом местного самоуправления решения о предоставле-
нии жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении [1, с. 163]. Термин «выселение» не закреплен ни в жилищном, ни в гражданском кодифицированных актах. Сущность выселения состоит в освобождении гражданином занимаемого им жилого помещения с дальнейшим запретом пользоваться указанным жилищем. Жилищный Кодекс Российской Федерации (далее ЖК РФ), как один из основных актов в жилищной сфере, предусматривает основания, особенности и порядок выселения лиц из жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма.
Так, в соответствии с положениями статьи 84 ЖК РФ, выселение нанимателя и проживающих совместно с ним членов его семьи происходит в судебном порядке, причем выселение возможно как с предоставлением другого жилья, так и без такового предоставления [2].
К числу оснований выселения граждан без предоставления взамен иного жилья жилищный закон относит следующие.
Во-первых, в случае, когда граждане используют предоставленное им жилое помещение не по назначению (например, используют его не для проживания, без предварительного перевода жилого помещения в нежилое, осуществляя виды деятельности в жилом помещении с нарушением законных интересов других лиц).
Во-вторых, в случае систематического нарушения жильцами прав и законных интересов своих соседей (к числу таковых можно отнести громкое прослушивание музыки, осуществление ремонтных работ в ночное время, совершение в отношении соседей каких-либо иных хулиганских действий).
В-третьих, когда граждане обращаются с предоставленным жилым помещением небрежным, халатным образом, вследствие чего жилище подвергается порче или уничтожению.
В-четвертых, лица, лишенные родительских прав, на основании решения суда по требованию определенного круга лиц выселяются из жилого помещения без предоставления другого жилья в силу того, что дальнейшее проживание «бывших» родителей совместно с несовершеннолетними детьми представляется в дальнейшем невозможным.
Также, статья 29 ЖК РФ, являясь новеллой жилищного законодательства, закрепила еще одно основание для выселения граждан из занимаемых ими жилых помещений. Так, пятым основанием выселения нанимателя по договору социального найма без предоставления иного жилья является самовольное переустройство или перепланировка жилого помещения.
В качестве шестого основания следует назвать факт выселения бывшего члена семьи нанимателя в силу прекращения между ними каких-либо отношений, которые в последствии фактически приравниваются к соседским.
Следует отметить, что перечень оснований, по которым граждане могут быть выселены из жилого помещения без предоставления другого жилья, не является ис-
черпывающим. Однако, все основания выселения отражены в разных нормах ЖК РФ, и, тем не менее, не систематизированы в одну норму. Представляется, что для удобства правоприменителя было бы целесообразно определить и закрепить в нормах ЖК РФ полный перечень таких оснований.
Нельзя не отразить, что, выселяя гражданина из жилого помещения без предоставления другого благоустроенного жилья, такое лицо прекращает право пользования предоставленным раннее ему жилищем. Процедура выселения сопровождается расторжением договора социального найма на основании решения суда, лицу предоставляется определенный срок для освобождения им занимаемого жилища, по наступлению которого наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи обязаны, собственно, покинуть указанное жилье. Но, не следует забывать, что в некоторых случаях выселению предшествует ряд действий, позволяющих гражданам исправить ситуацию, и тем самым, не допустить применение самой суровой меры в виде выселения.
Круг субъектов, имеющих право требовать выселения нанимателя и совместно проживающих с ним лиц, определен в жилищном законодательстве. ЖК РФ закрепляет, что к таким субъектам относится наймодатель и другие заинтересованные лица. Перечень заинтересованных лиц отражается не в самом жилищном законе, а в постановлении вышестоящей инстанции. К таким лицам относятся соседи нанимателя, органы государственной жилищной инспекции. С иском о выселении из жилого помещения родителей, лишенных родительских прав, вправе обратиться органы опеки и попечительства, опекун (попечитель) или приемный родитель ребенка, прокурор, а также родитель, не лишенный родительских прав [3]. Что касается непосредственно родителей, лишенных родительских прав, то в данном случае закон не предусматривает никакого «досудебного» порядка. Заинтересованные лица имеют возможность прямо обратиться в суд, дабы защитить интересы несовершеннолетних детей.
Главенствующую роль в регулировании общественных отношений во всех сферах жизни и деятельности человека занимает Конституция Российской Федерации (далее Конституция РФ). Как основополагающих нормативный акт, Конституция РФ в ст. 40 закрепляет право граждан на жилище. Положения указанной нормы гарантируют возможность для каждого гражданина Российской Федерации быть обеспеченным постоянным жильем, свободно им владеть, пользоваться и распоряжаться, а также закрепляют невозможность произвольного лишения своего жилья [4].
Основной проблемой института выселения граждан без предоставления другого жилого помещения является его противоречие Основному закону страны. В доктрине бытует точка зрения о том, что принудительное выселение граждан без предоставления другого жилья идут в разрез с вышеуказанным положением Конституции РФ [5, с. 42-43]. Ряд научных деятелей говорят о том, что данный вывод не совсем объективен, поскольку основания для выселения в ЖК РФ различны, и в ряде случаев такое выселение будет являться необходимой санкцией, применяемой к нанимателю как к правонарушителю в сфере жилищных прав, возможное лишь в строго ограниченных случаях, и только на основании решения суда [6, с. 327]. Некоторые представители доктрины, обращают внимание на тот факт, что не всегда выселение граждан без предоставления другого жилья следует рассматривать именно как меру ответственности. Иногда данное обстоятельство можно учитывать в качестве защиты права, проявляющееся в восстановлении положения, существовавшего до возникшего правонарушения, а также в качестве превентивной меры, направленной на недопущение впредь аналогичных нарушений в жилищной сфере [7, с. 174].
Представляется, что данные доводы не совсем объективны. Закрепленное в Конституции РФ право граждан на жилище является гарантом, основополагающим началом для разработки последующих нормативно-правовых актов в жилищной сфере. ЖК РФ, а также другие принятые в соответствии с ним законы и иные норма-
тивно-правовые акты должны соответствовать в первую очередь конституционным нормам. Право на жилище означает, что каждый гражданин нашей страны может иметь свое жилье, быть уверенным в его безопасности, которое выражается в запрете на незаконное лишение или проникновение в жилое помещение [8, с. 43]. Наличие жилого помещения позволяет удовлетворить одну из важнейших потребностей человека - потребность в жилище, которая возникает с момента его рождения, сохраняется на всем протяжении его жизни, имея постоянный характер [9, с. 95].
Для устранения обозначенной проблемы целесообразным представляется внести изменения в положения жилищного законодательства, посредством исключения санкции, применяемой к нанимателю и проживающим совместно с ним членам его семьи, в виде выселения без предоставления другого жилого помещения. Дабы не допустить злоупотребление правом пользования жилым помещениям, к правонарушителям следует применить иные меры наказания. Например, в случае бездействия нанимателя и членов его семьи в отношении требования наймодателя устранить выявленные им нарушения было бы разумным предоставить наймодате-лю и другим заинтересованным лицам возможность обратиться в суд с исковым заявлением не о выселении, а с требованием о наложении штрафа, соразмерного характеру и степени совершенного противоправного деяния, либо с требованием о выселении с предоставлением другого менее благоустроенного жилого помещения.
Предполагается, что такая мера ответственности не будет противоречить положениям Конституции РФ, повысит уровень гарантии личных прав человека, и поспособствует снижению числа лиц, относящихся к категории «без определенного места жительства», что в свою очередь положительно отразится на моральном климате нашего социального государства. Ведь зачастую, лица, лишившиеся своего жилища, не всегда могут найти в себе силы для дальнейшего нормального существования в обществе, подвергаются асо-
циальному образу жизни, теряют себя как ство в свою очередь проявляет заботу и социальную ячейку общества, что порож- осмотрительность за своими поддаными, дает еще более серьезные проблемы для дает уверенность в завтрашнем дне и чув-государства, в частности алкоголизм, ство защищенности. Именно поэтому наркоманию, беспризорность и другие. очень важно не лишать человека своего Обеспечивая человека жильем, государ- жилища.
Библиографический список
1. Масленникова Л.В. Особенности жилищного законодательства в области социального найма жилья / Л.В. Масленникова, А.В. Керимов // Фундаментальные и прикладные науки сегодня: Материалы XIII международной научно-практической конференции, North Charleston, USA, 30-31 октября 2017 года. North Charleston, USA: CreateSpace, 2017. -С. 162-164.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ (ред. от
30.12.2021) / СПС «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.04.2022).
3. О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. № 14 // СПС «КонсультантПлюс». - Режим доступа: http: // www.consultant.ru / (дата обращения 03.04.2022).
4. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосование 12 декабря 1993 г.: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ30 декабря 2008 № 6-ФКЗ и № 8 - ФКЗ) // СПС «Консультант плюс». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения:
02.04.2022)
5. Гребнева Е.Е., Яременко Н.Е. Право на жилище и проблемы выселения из жилого помещения // Правопорядок: история, теория, практика. - 2016. - №3 (10). - С. 40-44.
6. Пархоменко М.Г. О проблемах, возникающих при выселении граждан из жилых помещений, занимаемых по договору социального найма // Вестник науки. - 2019. - №6 (15). - С. 325-330.
7. Копылов В.В. Проблемы выселения граждан из жилых помещений // Интерактивная наука. - 2017. - №14. - С. 173-175.
8. Атоян Л.В., Масленникова Л.В. К вопросу о понятии, сущности и содержании конституционного права граждан Российской Федерации на жилище // ЭПОМЭН. - 2019. -№ 27. - С. 43.
9. Масленникова Л. В. Право граждан на жилище и конституционные основы его реализации // Проблемы юридической науки и правоприменительной деятельности. Труды КубГАУ. Серия «Право». Вып. 15. Краснодар. - 2012. - С. 95.
EVICTION OF CITIZENS FROM RESIDENTIAL PREMISES OCCUPIED UNDER A SOCIAL RENTAL AGREEMENT WITHOUT PROVIDING OTHER HOUSING:
FEATURES AND LEGAL PROBLEMS
Ya.A. Baskakova, Student
Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin (Russia, Krasnodar)
Abstract. This article discusses one of the basic personal rights of a citizen guaranteed by the Constitution of the Russian Federation - the right to housing. The article raises the urgency of the issue of eviction of citizens from residential premises occupied by them under social rental agreements without providing other comfortable housing. The main legal features of the regulation of the institution of eviction are considered, namely: the grounds, the range of subjects entitled to demand the eviction of citizens, the procedure and consequences of the eviction of the employer and his family members living together with him from the residential premises without providing other housing. The article analyzes the norms of housing and constitutional legislation, as well as the views of scientists on this issue. The problem of inconsistency of the norms of housing law with the constitutional provision guaranteeing every citizen his personal right to housing and the impossibility of arbitrary deprivation of his housing is raised. The ways of solving the indicated problem are proposed.
Keywords: the right to housing, evictions of citizens from housing, eviction without housing, social hiring, consequences of eviction, problems in the housing sector.