Научная статья на тему 'Выразительные средства экрана как инструмент в создании толерантной телепрограммы'

Выразительные средства экрана как инструмент в создании толерантной телепрограммы Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
430
25
Поделиться
Ключевые слова
ТЕЛЕВИДЕНИЕ / TELEVISION / СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ЭКРАНА / EXPRESSIVE MEANS OF SCREEN / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ВРАЖДА / ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ЗРИТЕЛЯ / IMPACT ON THE VIEWER / FEUD

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Новоженина Алла Сергеевна

Телевидение, обладая специфическими выразительными средствами как кадр, план, полиэкран, свет, цвет, видеоряд, музыка научилось мастерски ими воздействовать на сознание аудитории. Нередко на телеэкране можно видеть программы, в которых низменное превалирует над моральным, асоциальное над нравственным. Проблема толерантности является одной из острых проблем в экранной режиссуре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Выразительные средства экрана как инструмент в создании толерантной телепрограммы»

УДК 654.197.01:316

А.С. Новоженина

Научный руководитель: кандидат искусствоведения К.А. Шергова

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЭКРАНА КАК ИНСТРУМЕНТ В СОЗДАНИИ ТОЛЕРАНТНОЙ ТЕЛЕПРОГРАММЫ

Телевидение, обладая специфическими выразительными средствами как кадр, план, полиэкран, свет, цвет, видеоряд, музыка научилось мастерски ими воздействовать на сознание аудитории. Нередко на телеэкране можно видеть программы, в которых низменное превалирует над моральным, асоциальное над нравственным. Проблема толерантности является одной из острых проблем в экранной режиссуре.

Телевидение, средства выразительности экрана, толерантность, вражда, воздействие на зрителя.

TV having specific expressive means such as frame, plan, split screen, light, color, video series, and music learned to influence the audience's consciousness. Rather often you can watch television programs where mean prevails over moral, asocial over moral. Problem of tolerance is one of the most pressing problems in screen directing.

Television, expressive means of screen, tolerance, feud, impact on the viewer.

Главенствующая роль в теоретическом осмыслении и практическом воплощении принципа толерантности принадлежит эпохе Просвещения. Именно в это время была воплощена реформа иного образа мыслей; она заключалась в том, что в гражданском обществе были приняты новые установки о свободе, равенстве и братстве. Это во многом помогло понять необратимость прогресса знаний в победе над обскурантизмом - это то, что Кант называл выходом из «состояния несовершеннолетия». Большинство историков сходится во мнении, что понятие «толерантность» впервые возникло в ХУ1 в. Нантский эдикт 1598 г. даровал французским протестантам право на свободное вероисповедание. Тогда же заговорили о религиозной терпимости. Новые взгляды нашли свое дальнейшее отражение в требовании свободы совести и слова. Понятие «толерантность» зафиксировано как самостоятельное в «Письме о терпимости» Дж. Локка (1689) [3, с. 91 - 134].

Локк и Вольтер называли толерантность принципом, выражающим истину человеческих отношений. Именно идеи толерантности, просочившиеся в XVII в. на театральные подмостки, изменили все представления об этом искусстве. В своих постановках режиссеры Просвещения стремились к отображению действительности, в которой витали идеи свободы, равенства, братства. Эти идеи были тогда провозвестниками толерантности, которую сегодня трактуют как «способность к признанию или практическое признание и уважение убеждений и действий других людей» [1, с. 16].

Процесс демократизации общества вызвал к жизни новый драматургический жанр - мещанскую драму, создателями которой во Франции были Д. Дидро, М.Ж. Седен, Л. С. Мерсье. Мещанская драма олицетворяла собой победу просветительского реализма. Тематика произведений драматургии приблизилась к повседневной реальности. Вполне обоснованно можно утверждать, что по такому же принципу сегодня строится большинство телепередач. Благодаря новым идейным постулатам: братству, равенству и

свободе, - идеям толерантности искусство предстало в равной мере и лабораторией, и храмом, где пути естественного и научного познания стали пересекаться.

В театральном искусстве появилась новая тенденция - зрителям запретили сидеть на сцене, драматурги и режиссеры стали требовать от актеров подлинности чувств, подробностей в деталях. Все театральное искусство попало под влияние драматургов-просветителей: Шеридана - в Англии, Вольтера, Дидро, Бомарше - во Франции, Лессинга, Гете, Шиллера - в Германии, Гольдони - в Италии. Господство разума привело к тому, что искусство Просветителей спровоцировало рациональный анализ жизни и пошло по пути поиска упорядоченных форм. Использование средств художественной выразительности было максимально приближено к идеям Просвещения. Все, включая мизансцены, игру света и тени, звучащую музыку, костюмы и реплики актеров, передача атмосферы эпохи - все было пронизано идеями Просвещения. Изменился и главный герой сцены. Все чаще им стал выступать человек-противоречие, человек-бунтарь, человек, которого еще вчера никто бы ни пытался понять. Публика стала воспринимать героя, не похожего на себя. Большую роль в новом восприятии сыграли именно средства художественной выразительности, умело собранные воедино ради донесения нового образа и новых идей.

С тех пор толерантность начинает трактоваться как искусство людей, которые пытаются понять друг друга. Во многом благодаря Просветителям понятие «толерантность» в XVIII в. вошло в политический словарь. Исторически изменчивый характер толерантности объясняется также изменениями мысли о толерантном. Современная философия связывает толерантность с уничтожением интеллектуальной основы нетерпимости - властно все себе подчиняющей истины. Поэтому философия разрабатывает иную проблему толерантности, усматривая в ней систему утверждений, правил и принципов, функ-

ционирующих как механизм отрицания дискриминации, устранения подозрительности и нетерпимости

[5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этом смысле каждое направление в гуманитарных науках так или иначе, но приходит к главенствующей идее коммуникативной технологичности социального мира. Это и объединяет проблему толерантности с проблемой коммуникации. Толерантность провоцирует сближение механизмов разнохарактерных социокультурных объектов. Но терпимое, «толерантное» отношение к новому не способно возникнуть естественным образом.

Трансформация российского общества и интеграция его в мировое сообщество, по мнению большинства исследователей, зачастую принимает деструктивные формы, предопределяет снижение согласия и терпимости в обществе. Особенность сегодняшнего расколотого российского общества, по мнению Ю. Левады, состоит в «отсутствии общезначимых критериев оценки человеческих действий» [2, с. 11]. В этом отношении на первый план выдвигается образовательная функция журналистики и вместе с ней - средств массовой информации. Освещение в СМИ вопросов культуры и прав человека означает построение и развитие социальных отношений другого уровня, основанных на принципах свободы, справедливости, дискурсивной демократии, терпимости и солидарности, отказа от любых видов насилия.

«Толерантность - это не есть логика, суть человеческого характера, это некая форма поведения, -говорит кинорежиссер-документалист Владимир Двинский. - Одни люди по рождению не обладают никакой фобией, другие обладают, но общество должно заставить человека уметь контролировать эти свои не самые приятные качества» [4, с. 23 - 24]. Таким помощником или контролером могут выступить СМК, проводящие идеи толерантности не только через содержание телепрограмм, но и через использование средств художественной выразительности экрана. Ведь через телеэкран к зрителю поступает промышленно изготовленное подсознание.

М. Маклюэн отмечал, что телезрители могут воспринимать его как свое собственное [9, с.164 - 171]. Это значит, что режиссер несет ответственность за то, какое воздействие произведет его экранный продукт на зрителя. Ведь именно от мировоззрения и своеобразного угла зрения режиссера, автора программы зависит то, как произойдет формирование подсознания зрителя. Психике телезрителя необходимы аналоги подобных операций, чтобы «протягиваемая» сквозь него экранная лента заиграла образами. Говоря о телевизионном образе, подразумевается слияние аудио-визуальных средств экранной выразительности. Зримые образы определяют специфику экранного произведения, дают возможность воздействовать на сознание зрителя, на его эмоции, участвуя таким образом в формировании человеческой личности, в рождении нравственных и духовных ценностей, в том числе и толерантности. Экран показывает реальное событие, делает зрителя причастным к происходящему. Увиденные образы врезаются в память. Согласно профессору Г. Майеру, через 72

часа после получения информации в памяти слушателя остается 10 % от полученных данных, при визуальном восприятии - 20 %, а при аудиовизуальном -50 % [7, с. 67].

Огромную роль в воздействии на психику зрителя играет ракурсная съемка. В широком смысле - это точка и направление съемки, которая подчеркивает перспективные изменения размеров объектов в кадре. Этот прием сегодня популярен и в информационных, и аналитических жанрах. От ракурса - угла зрения на объект съемки - во многом зависит и своеобразная экранная трактовка материала. При помощи ракурсной съемки у авторов появляется возможность выделить какую-то существенную черту того или иного персонажа, акцентировать внимание зрителя на наиболее важном моменте повествования. При помощи ракурсной съемки можно дать пояснение к происходящим событиям, а также к поведению героя или его психологическому состоянию. Снимая с верхней точки, можно показать зрителю человека униженного, а с нижней точки, направив объектив камеры вверх, передать напыщенность героя, его взгляд на всех свысока. Спекуляция на ракурсе как средстве выразительности экрана может донести до зрителя как искаженное событие, так и заведомо искаженный образ героя.

В одной из передач орловского телевидения (ТРК «Истоки» 2008 г.) был показан сюжет о торговцах на рынке. Уроженцев юга России снимали, используя камеру снизу, от этого фигуры героев смотрели на зрителя свысока и с презрением. У зрителей благодаря такому использованию камеры возникло негативное восприятие людей, показанных на экране, хотя автор сюжета ни о чем, кроме нехватки мест на рынке, не говорил. Создалось впечатление, что именно из-за этих людей другой национальности орловским предпринимателям негде встать со своим товаром. А через несколько дней новостная программа этого же канала передала сюжет о поджоге магазина, принадлежавшего героям сюжета. Всеволод Пудовкин говорил: «Снятые в ракурсе жесты и движения приобретают особую силу и выразительность, производят впечатление, несут повышенную эмоциональную нагрузку» [7, с.126].

Монтаж, музыка и свет также могут преподнести зрителю искаженный образ. Нередки фильмы и передачи, в которых используется «подставной» видеоряд, событие сопровождается усиливающей негативное состояние музыкой или используется клиповый монтаж в виде мелкой нарезки, не вызывающий ничего, кроме отвращения, ненависти и вражды по отношению к показанным на экране людям или событиям. Любого человека режиссер может при желании выставить в прямом смысле слова в негативном свете. Моделирующий свет преподнесет зрителю уже не героя, а антигероя.

А если в эфире в кресле гостя оказывается человек другой национальности или вероисповедания, режиссер может и вовсе спровоцировать межнациональную вражду, используя при этом только средства художественной выразительности экрана. Подобные приемы приводят к тому, что у зрителя в опре-

деленных жизненных условиях может сработать эффект толпы, он встанет на сторону негативно настроенного большинства. Интерактивность сегодня становится главным элементом телевидения. Известно, что правильно позиционируемый «интерактив» дает возможность привлечь к эфиру платежеспособную часть аудитории. Интерактивность позволяет каналу создавать шоу, «зрелище», в котором порой важен не сам процесс взаимодействия зрителя со студией, а его скандальный рейтинг.

Такое использование выразительных средств с целью создания антигероя определенной национальности провоцирует поведение, ориентированное не на принятие, понимание своих и чужих смыслов и ценностей, своей и другой культуры, а на их отвержение и отрицание. Подобный феномен, характерный для представителей различных этнических групп, проживающих на территории России, несет потенциал разрушения отношений, возникновения интолерантного общения.

Между тем пропагандой толерантности большей частью занимаются региональные телекомпании. Русская культура всегда объединяла разные народы, живущие на одной территории. В регионах коренные жители всегда находили общий язык с представителями других культур. Эфир столичных каналов рассчитан на среднестатистическую аудиторию, тогда как местное телевидение больше внимания уделяет региональной специфике и своим локальным проблемам. Федеральные каналы посвящают местным новостям не более 15 % времени в своих информационных программах. «Телевидение любой страны сильно, прежде всего, региональным телевидением, на одном центральном далеко не уедешь», - утверждает известный тележурналист Владимир Познер [6, с. 14].

Формирование личности режиссера, автора телепрограммы, ведущего требует большого преобразования, прежде всего, образовательного характера. Проблема перестройки структуры педагогического пространства, позволяющая получать и закреплять навыки толерантного отношения к «другому непо-

хожему» является, пожалуй, проблемой номер один в современном российском образовании. Толерантность должна рассматриваться как своеобразная стратегия в ряду культурного функционирования. В коммуникативном аспекте должно быть разработано общее требование взаимопонимания как социально предписанной нормы.

Первого октября 2013 г. в РФ вступил в силу закон о защите частной жизни, запрещающий обнародовать данные о религиозной, национальной, партийной принадлежности граждан. Возможно, наказание за его несоблюдение станет сдерживающим фактором для режиссеров, привыкших делать ставку на «жареные факты».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Кеннет, У. Образование и толерантность / Уэйн Кеннет // Высшее образование в Европе. - 1997. - № 2. -Т. 21.

2. Левада, Ю.А. Человек в поисках идентичности: проблема социальных критериев / Ю.А. Левада // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. - 1997. - № 4. - С. 11.

3. Локк, Дж. Сочинения: в 3 т. / Дж. Локк. - М., 1985. - Т. 3.

4. Маклюэн, М. Понимание медиа: Внешнее расширение человека / М. Маклюэн. - М.; Жуковский, 2003.

5. Новикова, Т.В. Журналистика обучает толерантности / Т.В Новикова. - М., 2007. - URL: http://www. mediascope. ru/old/node/204 (дата обращения 10.10.2013)

6. Познер, В.В. Обращение президента академии российского телевидения к тележурналистам региона / В. В. Познер. - 1998. - 1(4).

7. Пудовкин, Вс. Собр.соч. Искусство / Вс. Пудовкин. - М., 1974. - Т. 1. - С. 126.

8. Рянжина, М.Н. Толерантность как феномен культуры, социальной действительности и воспитания / М. Н. Рянжина // Среднее профессиональное образование. -2011. - № 3. - С. 23 - 24.

9. Тихомиров, О.К. Психология мышления: Классическая учебная книга / О.К. Тихомиров. - М., 2002.