Научная статья на тему 'Выражение категории возраста'

Выражение категории возраста Текст научной статьи по специальности «Языки мира»

CC BY
215
26
Поделиться
Ключевые слова
КАТЕГОРИЗАЦИЯ / КАТЕГОРИЯ ВОЗРАСТА / ИЕРАРХИЯ КАТЕГОРИЙ / СООТНОШЕНИЕ "ЯДРО-ПЕРИФЕРИЯ" / ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / СЕМАНТИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ / КАТЕГОРИИ МЫШЛЕНИЯ / THE CORRELATION "CORE PERIPHERY"

Аннотация научной статьи по языкознанию, автор научной работы — Голубева В. В.

В данной работе рассматривается категоризация как один из важнейших процессов человеческого мышления на примере категории возраста. Данная категория может быть представлена как соотношение «ядро-периферия». -Ядро состоит их вышестоящего и базового уровней иерархии категории возраста, а периферия охватывает нижестоящий уровень.

Похожие темы научных работ по языкознанию , автор научной работы — Голубева В. В.,

THE EXPRESSION OF THE CATEGORY OF AGE

The given article deals with categorization as one of the most important processes of human cogitation in terms of the category of age. The given category can be represented as the correlation «core periphery». The core consists of the upper and basic levels of the category of age and the periphery comprises the lower level.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Выражение категории возраста»

УДК 811.111'37

В. В. Голубева ВЫРАЖЕНИЕ КАТЕГОРИИ ВОЗРАСТА

В данной работе рассматривается категоризация как один из важнейших процессов человеческого мышления на примере категории возраста. Данная категория может быть представлена как соотношение «ядро-периферия». Ядро состоит их вышестоящего и базового уровней иерархии категории возраста, а периферия охватывает нижестоящий уровень.

Ключевые слова: категоризация, категория возраста, иерархия категорий, соотношение «ядро-периферия», возрастные группы, функционально-семантическое поле, семантическая категория, категории мышления.

В настоящее время существует целый ряд проблем, которыми занимаются разные науки. Одной из таких научных проблем является категоризация. Категоризация есть важнейший практический инструмент, являющийся частью нашего мышления на протяжении более чем двух тысячелетий [1, с. 143].

Е. С. Кубрякова определяет категоризацию в узком смысле как «подведение явления, объекта, процесса и т. п. под определенную рубрику опыта, категорию и признание его членом этой категории», в более широком смысле - как «процесс образования и выделения самих категорий, членения внешнего и внутреннего мира человека сообразно сущностным характеристикам его функционирования и бытия, упорядоченное представление разнообразных явлений через сведение их к меньшему числу разрядов или объединений и т. п., а также - результат классификационной (таксо-номической) деятельности» [2, с. 42].

По мнению Н. Н. Болдырева, категоризация - это «одно из базовых понятий когнитивной лингвистики, которое раскрывает общие принципы познавательного процесса и формирования знаний - того, как мы познаем окружающий нас мир и в какой форме и каким образом мы сохраняем полученные знания, в том числе с помощью языка» [3, с. 66].

Повседневная жизнь человека так или иначе связана с процессом категоризации. Как пишет Дж. Ла-кофф, «когда бы мы ни размышляли о классах сущностей - стульях, нациях, болезнях, эмоциях и вообще о любых разновидностях вещей - мы обращаемся к категориям» [1, с. 144].

Традиционно изучением категорий занимались философия и логика, но во второй половине XX в. интерес к исследованиям в данной области стали проявлять также лингвисты и психологи.

Понятие «категория» было введено Аристотелем, который утверждал: «Из сказанного без какой-либо связи каждое означает или сущность, или “сколько”, или “какое”, или “по отношению к чему-то”, или “где”, или “когда”, или “находиться в каком-то положении”, или “обладать”, или “действовать”, или “претерпевать”» [4, с. 55]. Таким образом, Аристотель выделял десять категорий - количество, качество, отно-

шение, место, время, положение, состояние, действие и воздействие.

В современной философии категории, выделенные Аристотелем, рассматриваются как логические категории. Под термином «логическая категория» (или «категория мышления») имеются в виду наиболее общие, основные понятия, выражающие универсальные, высшие формы обобщения бытия и познания [5, с. 329]. К числу логических относятся категории материи, качества, количества и меры, пространства и времени, сущности и явления, формы и содержания, причины и следствия, необходимости и случайности, всеобщности, особенности и единичности и т. д.

В языкознании логические категории первоначально рассматривались как понятийные. Данный термин (notional category) был введен О. Есперсеном, который утверждал, что наряду с синтаксическими категориями, зависящими от структуры каждого языка, имеются внеязыковые категории, не зависящие от более или менее случайных фактов существующих языков. Эти категории являются универсальными, так как они применимы ко всем языкам. Именно такие категории О. Есперсен и назвал понятийными [6, с. 54].

В отечественном языкознании данный термин был впервые использован И. И. Мещаниновым, который считал, что «понятийными категориями передаются в самом языке понятия, существующие в данной общественной среде. Эти понятия не описываются при помощи языка, а выявляются в нем самом, в его лексике и грамматическом строе» [7, с. 196].

В настоящее время понятийные категории рассматриваются в лингвистике как семантические. Согласно А. В. Бондарко, семантические категории изучаются «как единицы и элементы, выделяемые в системе мыслительного (смыслового) содержания, которое может быть выражено различными средствами одного и того же языка и разных языков» [8, с. 135].

С. Д. Кацнельсон называет семантические категории понятийными полями. Под этим термином он понимает «противоположение понятий, ищущее выражение в языке». Понятийные поля подразделяются на бинарные (соотношение двух дополнительных множеств А и В, в совокупности образующих надмно-

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Уровень LIFESPAN

Вышестоящий infancy childhood juvenility adolescence adulthood

Базовый infant child juvenile adolescent adult

Нижестоящий newborn, toddler и т. д. brat, piccaninny и т. д. schoolboy, schoolgirl и т. д. tweenager, yuppie И т. д. senior citizen, patriarch и т. д.

жество С) и полярные (противостоящие множества А и В не полностью исключают друг друга, так как между ними лежит более или менее обширная полоса постепенных переходов) [9, с. 77].

В более поздних работах С. Д. Кацнельсон оперирует термином «категория мышления», под которым он понимает «узловые моменты в механизме мышления, опосредующие переход от понятий к понятиям и тем самым определяющие собой работу мыслительных механизмов» [10, с. 449].

В данной статье будет рассматриваться такая семантическая категория, как категория возраста (на примере возраста человека).

Возраст - период от рождения человека до того или иного отсчитываемого момента его жизни. Различают биологический возраст, который определяется степенью биологической зрелости организма и ее соответствием средним популяционным характеристикам, календарный возраст (хронологический, паспортный), измеряемый временем, прошедшим с момента рождения, а также психологический, социальный возраст и т. д. Биологический возраст может заметно отличаться от календарного в сторону как опережения, так и отставания. В зависимости от выбора системы признаков различают морфологический возраст человека, костный, зубной и т. п. [11, с. 580].

В психологии существует отдельная отрасль, изучающая изменения, происходящие в людях во время их взросления. Эта отрасль называется психологией развития. Так, американские психологи выделяют пять основных стадий человеческого развития:

1) Infancy - период грудного вскармливания;

2) Childhood - период между отлучением ребенка от груди и его способностью принимать пищу, которой питаются взрослые;

3) Juvenility - период между childhood и половым созреванием;

4) Adolescence - процесс физического, социального и личностного взросления;

5) Adulthood - период репродуктивной активности [12, с. 58].

Однако после периода репродуктивной активности жизнь человека не прекращается, поэтому adulthood подразделяется на три периода: early adulthood, middle age и old age.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Следует отметить, что в настоящее время основное внимание психологов сосредоточено на изучении развития детей, т. е. на периоде от рождения до юношества.

В лингвистике категория возраста рассматривается как полярное понятийное поле. Крайние точки данного поля выражаются существительными infancy и old age. Между ними располагаются такие основные возрастные стадии, как childhood, juvenility и adolescence. Таким образом, понятийное поле возраста может быть представлено следующей схемой:

infancy ^ childhood ^ adolescence ^ juvenility ^ early adulthood ^ middle age ^ old age.

Данное понятийное поле могут также репре-зен-тировать лексические средства, обозначающие представителей вышеперечисленных возрастных стадий. Например, infancy включает в себя все лексические средства английского языка, обозначающие младенца (infant, baby, newborn и т. д.), childhood - ребенка (child, kid и т.д.), adolescence - подростка и т. д.

Категории не просто организованы в иерархии (от более общих к более частным), но организованы таким образом, что когнитивно более базовые категории сосредоточены «в середине» иерархии «от общего к частному». Обобщение идет «вверх» от базового уровня, а спецификация - «вниз» [1, с. 152].

Выражение иерархии семантической категории возраста можно представить следующим образом (см. ниже таблицу).

Базовый уровень приобретает важнейшее значение, так как это :

1) наивысший уровень, на котором члены категорий воспринимаются по сходным общим очертаниям;

2) наивысший уровень, на котором одиночный ментальный образ может отражать всю категорию в целом;

3) уровень, на котором быстрее всего иденти-фи-цируются члены категории;

4) уровень, на котором используются наиболее естественные и общепринятые названия для членов категории;

5) первый уровень, который осваивается детьми;

6) уровень, элементы которого используются в нейтральных контекстах;

7) уровень, на котором структурируется наибольшая часть нашего знания [1, с.164].

Вышестоящий уровень характеризуется элементами, употребляющимися в нейтральных контекстах, и некоторой степенью абстракции.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Нижестоящий уровень представляют средства, более детально описывающие представителей возрастных стадий; например, newborn означает младенца в

течение первых десяти дней его жизни, и средства, указывающие на какие-то дополнительные характеристики: schoolgirl указывает как на возраст, так и на пол и род занятий. В этот уровень также входят эмоционально окрашенные средства, например: yuppie, brat и т. д.

С семантической категорией тесно связано также понятие функционально-семантического поля (ФСП). Данное поле интегрирует разноуровневые средства языка, взаимодействующие на основе общности их семантических функций и выражающие варианты определенной семантической категории [13, с. 211].

При рассмотрении структуры ФСП важную роль играет соотношение «центр (ядро) - периферия» [13, с. 216; 1, с. 174], так как элементы категорий неравнозначны между собой: некоторые элементы являются более психологически выделенными, чем другие. Это определяет внутреннюю структуру категорий, в которых обнаруживаются центральные, более типичные (прототипы / прототипическое ядро) и менее типичные элементы. Степень приближения разных элементов к ядру определяется также степенью их общего сходства с прототипом [3, с. 78].

Ядро ФСП категории возраста в английском языке, по нашему мнению, составляют:

1) лексические средства, выражающие стадии человеческого развития в английском языке (infancy, childhood, juvenility, adolescence, adulthood и т. д.);

2) лексические средства, выражающие прототипических представителей вышеперечисленных стадий (infant, child, juvenile, adolescent, adult и т. д.).

Периферию ФСП категории возраста в английском языке образуют:

1) синтаксические средства выражения воз-раста (конструкции to be + числительное (+ years old), to be in one’s early/late twenties/thirties/forties etc., числительное - year - old + имя собственное и т. д.);

2) лексические средства, указывающие не только на возраст, но и на другие характеристики. Например, piccaninny указывает как на возраст, так и на расу, schoolboy - на возраст, пол и род занятий, brat - на возраст и психологические характеристики и т. д.;

3) фразеологизмы (there is no fool like an old fool, May and December romances, babes and sucklings и т. д.);

4) эмоционально окрашенные средства (yuppie, brat и т. д.).

Таким образом, ядро состоит из вышестоящего и базового уровней иерархии категории возраста, а периферия охватывает нижестоящий уровень.

Поскольку одна из главных целей когнитивной науки заключается в выявлении механизмов мышления и определении структуры категорий, то в настоящее время большое значение приобретает междисциплинарный подход в изучении многих проблем, которые раньше считались только языковыми, что и было показано на примере данной статьи.

Список литературы

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1. Лакофф Дж. Когнитивное моделирование // Язык и интеллект. М.: Прогресс, 1996. С. 143-184.

2. Кубрякова Е. С., Демьянков В. 3., Панкрац Ю. Г., Лузина Л. Г. Краткий словарь когнитивных терминов / под общ. ред. Е. С. Кубряковой.

М.: Изд-во МГУ, 1996.

3. Болдырев H. Н. Когнитивная семантика: Курс лекций по английской филологии. Тамбов: Изд-во Тамб. ун-та, 2000.

4. Аристотель. Сочинения в 4-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1978.

5. Спиркин А. Г. Происхождение сознания. М., 1960.

6. Есперсен О. Философия грамматики. М.: Изд-во иностранной литературы, 1958.

7. Мещанинов И. И. Члены предложения и части речи. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1945.

8. Бондарко А. В. Теория значения в системе функциональной грамматики: На материале русского языка / РАН, Ин-т лингвистических

исследований. М.: Языки славянской культуры, 2002.

9. Кацнельсон С. Д. Содержание слова. Значение. Обозначение. М.-Л.: Наука, 1965.

10. Кацнельсон С. Д. Категории языка и мышления: Из научного наследия. М.: Языки славянской культуры, 2001.

11. БРЭ - Большая Российская энциклопедия: в 30 т. Т. 5 / Отв. ред. С. Л. Кравец. М.: Большая Российская энциклопедия, 2006.

12. Geary David C., Bjorklund David F. Evolutionary Developmental Psychology // Child Development, January / February 2000, Vol. 71. № 1. Р. 57-65.

13. Бондарко А. В. Теория морфологических категорий и аспектологические исследования / РАН, Ин-т лингвистических исследований. М.: Языки славянских культур, 2005.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Голубева В. В., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 10.08.2009

V V Golubeva THE EXPRESSION OF THE CATEGORY OF AGE

The given article deals with categorization as one of the most important processes of human cogitation in terms of the category of age. The given category can be represented as the correlation «core - periphery». The core consists of the upper and basic levels of the category of age and the periphery comprises the lower level.

Key words: categorization, the category of age, the hierarchy of categories, the correlation «core - periphery», age categories, functional semantic field, semantic category, notional categories.

Golubeva V. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.