Научная статья на тему '«ВЫРАБОТКА ОРФОГРАФИЧЕСКОГО СЛУХА И ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»'

«ВЫРАБОТКА ОРФОГРАФИЧЕСКОГО СЛУХА И ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

132
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фонемографический слух / орфограмма / самопроверка / самопроверочный диктант. / phonemographic hearing / spelling / self-test / self-test dictation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александра Валерьевна Екабсонс, Гулнигор Зокировна Муминова

В данной статье рассматриваются методы и приёмы обеспечения орфографической грамотности у учащихся на уроках русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александра Валерьевна Екабсонс, Гулнигор Зокировна Муминова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF SPELLING HEARING AND LITERACY OF STUDENTS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

This article discusses the methods and techniques for ensuring spelling literacy among students in Russian lessons

Текст научной работы на тему ««ВЫРАБОТКА ОРФОГРАФИЧЕСКОГО СЛУХА И ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»»

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

«ВЫРАБОТКА ОРФОГРАФИЧЕСКОГО СЛУХА И ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Александра Валерьевна Екабсонс

PhD, и.о. доцент Чирчикского государственного педагогического института

Ташкентской области [email protected]

Гулнигор Зокировна Муминова

Студентка Чирчикского государственного педагогического института

Ташкентской области

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются методы и приёмы обеспечения орфографической грамотности у учащихся на уроках русского языка. Ключевые слова: фонемографический слух, орфограмма, самопроверка, самопроверочный диктант.

DEVELOPMENT OF SPELLING HEARING AND LITERACY OF STUDENTS IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS

ABSTRACT

This article discusses the methods and techniques for ensuring spelling literacy among students in Russian lessons.

Keywords: phonemographic hearing, spelling, self-test, self-test dictation.

ВВЕДЕНИЕ

Пожалуй, каждого учителя касается тема правильного и грамотного написания текста учащимися. Можно ли предпринять какие-либо меры и действия для того чтобы текст стал грамотным, а количество ошибок в тексте уменьшились в разы? Организация опыта и навыков в учебном процессе является одной из актуальных в дисциплине русского языка. Сконфигурировать грамотное писание - непростая задача. Обычно учащиеся хорошо прорабатывают теорию, но всё же слабым звеном остаётся применение полученных знаний на практике.

Academic Research in Educational Sciences VOLUME 2 | CSPI CONFERENCE 2 | 2021

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ И МЕТОДОЛОГИЯ

Работа учителей в школах в наше время выглядит шаблонно: учащиеся учат правило, а после практикуются. Но заучивание правила и применение их в написании две разные вещи. Принято считать, что главная задача обучать учащего наверняка знать орфограмму и знать место её применения.

Большой интерес в обучении правописаний нужно уделять организации орфографической бдительности ( мастерство узнавать орфограмму в тексте) и улавливанию этих орфограмм.

Учителю следует развить у учащихся фонемографический слух. Научные деятели, психологи подтвердили долгие исследования, в которых говорится, что ученик, написавший слово впервые и неправильно, имеет больше вероятности запечатлеть слово в памяти, из-за чего в следующий раз кисть руки сама произведёт написание неправильного слова. Придётся много раз прописывать данное слово так, чтобы мозг смог заменить слово на правильное.

Нельзя встретить учителя, которого не беспокоил бы вопрос грамотности учеников. Центровым в изучении правописания является изучение орфографических правил и изучение их, умение применять их в письме. Каким образом можно достигнуть грамотность учащихся? Выделяют несколько фаз, которые учащийся должен проработать для применения навыков в написании письма и на предметах русского языка.

- создать орфографические упражнения;

- выделить тип орфограммы, соотнести их с правилами;

- умение применять правила;

- определить последовательность, поочерёдность выполнения задач, составление стратегий;

- выполнение действий по выделенной стратегии;

- проверка написанного, самопроверка.

При развитии орфографической чуткости нужно придерживаться нескольких этапов:

1 этап: Понятие расставления ударений( требуются упражнения, где сполна можно рассмотреть разные варианты постановки подвижного ударения)

2 этап: Написание слов путём списывания и под диктовку (требуются упражнения, где написание отличается от произношения)

3 этап: Применение полученных знаний в упражнениях от простых к сложным.

4 этап: Упражнения на проверку безударных гласных.

5 этап: определение и восприятие полученных орфограмм на слух

Google Scholar Scientific Library of Uzbekistan

Academic Research, Uzbekistan 102 www.ares.uz

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

(формирование фонематического слуха)

6 этап: Умение выбрать правильный вариант среди нескольких предложенных.

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

В начальных классах прокладывается фундамент для формирования навыков написания безударных гласных, глухих согласных в конце слова, орфограмм -жи-ши, -чу-щу,-ча-ща и применение исключений, правописание парных согласных и др. орфограмм. В средних классах происходит отработка полученных навыков .

Применяются такие коэффициенты для достижения орфографической грамотности как:

Визуальный: визуальный, разъяснительные диктанты, изложения, писание по памяти, списывание, текст с «окошками», графический разбор орфограмм.

Аудиальный: предупредительный диктант.

Рукодвигательный: выполнение самостоятельных упражнений.

Артикуляционный: тщательное проговаривание.

Развитию орфографической грамотности содействуют несколько приёмов и постоянных упражнений: комментированное письмо, диктанты и списывания, выборочное списывание, списывание при пропуске орфограмм, орфографические минутки.

Также можно использовать некоторые виды диктантов, такие как:

Выборочный диктант. Списывать текст предлагается не целиком, а лишь некоторых слов и словосочетаний, в которых учащийся видит изучаемую орфограмму.

Комментированный диктант. Комментирование орфограмм параллельно с их написанием.

Объяснительный диктант. Объяснение орфограмм после написания всего диктанта.

Постукивающий диктант. При проведении диктанта учитель выполняет постукивающее действии при произношении слова или словосочетания с изучаемой орфограмме, что позволяет учащихся задуматься при написании.

Диктант «проверь себя». Во время диктовки учащему разрешается спрашивать или уточнять написание некоторых и орфограмм и пользоваться различными словарями.

Innovative Technologies in Teaching Foreign Languages and Learner Assessment in Online Education

Chirchik State Pedagogical Institute of Tashkent region

Самопроверочный диктант. Учащийся записывает текст по памяти, изучая текст заранее на слух или зрительно. После этого, ему даётся возможность проверить написанное самому.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Регулярно и целеустремлённо осуществляемые работы и действия, специализированные задачи и упражнения, которые позволяют находить нужную орфограмму и определять её тип, дают возможность создать повышенный уровень развития орфографической грамотности у большего количества учащихся, что демонстрирует существенную ступень развития на грамотное написание текста и ведёт к уменьшению количества орфографических ошибок.

REFERENCES

1. Развитие орфографической грамотности у учеников средних классов. Набережные Челны/1997/ Ибрагимова А. И.

2. Работа по развитию грамотности/ Селезнёва М.С. 2002

3. Структура орфографической зоркости и условия её развития у школьников/2001

4. Разумовская Л.И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя./Л.И.Разумовская -М.: Просвещение, 1996.

5. Чистякова Л.Н. Приёмы работы по предупреждению орфографических ошибок/Л.Н.Чистякова. -1997. №2-С.82

6. Багапова, Г. (2020). Развития языковой компетенции в обучении иностранных языков. Scienitic debate: Innovation in modern world, 5.

7. Багапова, Г. (2019). Problems in teaching speaking. Хорижий тилларни укитиш самарадорлигини инновацион педагогик таълим кластери асосида амалга ошириш истикболлари, 110-113.

8. Toliboboeva, S. J. (2020). OBJECTIVATION OF EMOTIONAL-SENSITIVE WORLD IMAGE IN ENGLISH LITERATURE. Теория и практика современной науки, 7, 23-26.

9. Khudoyberdieva, G. (2020). Contextual Antonoyms in Text. O'zbekistonda ilm-fan va ta'lim.

10. Gazieva, S.T. (2020). Modern technology in learning foreign languages. Academic research in educational sciences, 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.