УДК 811.161.1 ББК 81.2Р Т-49
Тлехурай Марзият Касеевна, кандидат педагогический наук, доцент кафедры сервиса, туризма и связей с общественностью факультета новых социальных технологий Майкопского государственного технологического университета, тел.: (8 772)52 3 0 03.
ВЫРАБОТКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ В СИСТЕМЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
(рецензирована)
Владение учащимися национальной школы навыком полноценного чтения является важным условием успешного усвоения школьных дисциплин, так как учебные предметы в основном воспринимаются и усваиваются через чтение. Поэтому чтение должно быть управляемым и контролируемым со стороны учителя. Система работы, наряду с правильностью чтения, должна быть направлена на достижение беглости чтения. Причиной нарушения правильности чтения нередко служит непонимание нерусскими учащимися необходимости синтеза между восприятием произношения и содержанием читаемого.
Ключевые слова: чтение, развитие речи, речемыслительная деятельность, содержание текста, техника чтения, внеклассное чтение, умения, навыки.
Tlekhurai Marziyat Kaseevna, Cand. of Pedagogics, associate professor of the chair of service, tourism and public relations of the faculty of new social technologies, Maikop State Technological University, tel.: (8 772) 523003.
DEVELOPMENT OF READING SKILLS IN THE WORK ON THE CONNECTED
SPEECH IN NATIONAL SCHOOL
Reading skills with national students is essential to successful learning of school subjects, since subjects are largely perceived and assimilated through reading. Therefore, reading should be managed and controlled by the teacher. The system of work, along with the correct reading, should be aimed at achieving the fluency of reading. The cause of irregularity in reading is often a lack of understanding by non-Russian students the synthesis between the perception of pronunciation and the content being read.
Keywords: reading, language development, speech and mental activity, the content of the text, reading technique, extracurricular reading, skills.
Одним из важных навыков, на выработку которого должна быть направлена система работы по развитию связной речи учащихся национальной школы, является навык чтения.
Чтение должно быть направлено на решение следующих взаимосвязанных задач:
1) выработку навыков правильного чтения;
2) расширение кругозора учащихся;
3) развитие мышления школьников.
Ученые, занимающиеся развитием речемыслительной деятельности учащихся, отмечают важную роль чтения в этом процессе (Н.Д. Зарубина, А.И. Зимняя, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Н.А. Мете, Т. Рябова и др.) и выдвигают основные требования к чтению и обосновывают умения и навыки, которые должны быть выработаны в процессе правильно организованного и управляемого чтения, а также подчеркивают его важную роль на начальном этапе обучения.
Владение учащимися национальной школы навыком полноценного чтения является важным условием успешного усвоения школьных дисциплин, так как учебные предметы в основном воспринимаются и усваиваются через чтение. Чтение служит одним из основных способов приобретения информации и во внеучебное время, оно представляет большие возможности в умственном, эстетическом и речевом развитии школьников. В связи с этим необходима систематическая и целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения, требуется комплексная работа над формированием указанных основных качеств чтения и их совершенствование от класса к классу.
Для выработки навыка правильного чтения необходимо добиваться верного произношения слов и их форм, составных частей слова, предупреждать пропуск слогов и слов, их перестановку.
Причиной нарушения правильности чтения нередко служит непонимание нерусскими учащимися необходимости синтеза между восприятием произношения и содержанием читаемого. Как показывает практика, боязнь допустить ошибки в чтении отвлекает школьников от содержания текста или увлечение содержательной стороной текста приводит к многочисленным ошибкам в технике чтения. Поэтому чтение должно быть управляемым и контролируемым со стороны учителя. Прежде всего, в системе обучения чтению необходимо проводить словарную работу, разъяснять значения незнакомых учащимся слов, осуществлять предварительное знакомство с текстом, практиковать чтение про себя.
Вторым важным направлением в организации чтения является использование правильных приемов исправления ошибок, допускаемых учащимися в процессе чтения. Так, грамматические ошибки в окончаниях слов, неправильное ударение на словах необходимо исправлять, не прерывая чтение учащегося. Ошибки, которые искажают содержание читаемого, смысл отдельных предложений (неправильные логические ударения, неуместные паузы) необходимо исправлять путем использования приема повторного чтения. Целесообразно использовать также ответы на вопросы, чтобы выделить предложения или части текста, требующие более внимательного прочтения.
Система работы, наряду с правильностью чтения, должна быть направлена на достижение беглости чтения, увеличение из класса в класс количества слов, произносимых в минуту. Последнее качество чтения во многом зависит от системы выполняемых над текстом заданий, которые должны побуждать к более осознанному восприятию текста или его частей. Это, например, подбор материала для подтверждения правильности рассуждения, описания природы, характеристики персонажа и т.д.
Также необходимо сочетать разные виды чтения: чтение про себя, вслух, по ролям, выборочное чтение. При этом важно учитывать, что беглость чтения не должна исключать его сознательности, овладение техникой чтения обязательно включает семантический аспект. Важным условием сознательного чтения является понимание структуры и содержания читаемого текста. Сознательность чтения определятся по его выразительности, умению подчинять характер чтения замыслу текста, передаче идей и чувств, заложенных в нем.
В процессе отработки навыков чтения большое значение надо придавать ударению, темпу, ритму речи, паузам, повышению и понижению тона. В результате к концу начального этапа обучения учащиеся постепенно приобретут навыки варьирования голоса и интонации: читать громко или тихо, в ускоренном, замедленном или среднем темпе, придавать голосу ту или иную эмоциональную окраску в зависимости от содержания текста, его стилевой принадлежности, жанра.
Содержательный и эмоциональный потенциал некоторых текстов раскрывается более глубоко, когда они читаются на фоне музыки. Например, в процессе обучения к текстам из произведений классика адыгейской литературы Т. Керашева подбирать соответствующую музыку: к текстам из произведений о тяжелой жизни адыгов, их страданиях - народную музыку - плач («гъыбзэ»); к текстам о свадьбе, народных
гуляниях, состязаниях - веселую, задорную, танцевальную музыку. Музыка, с одной стороны, оживляет урок, способствует эмоциональному восприятию текста, с другой, -повышает интерес к чтению, к содержанию читаемого.
Эту работу можно проводить не только на уроках русского языка и чтения, но и на уроках внеклассного чтения. В организации внеклассного чтения необходимо руководствоваться программой, которая определяет основной круг умений и навыков по этой работе. Это:
1) знание лучших детских произведений русских и национальных писателей;
2) умение правильно оценивать прочитанные книги, разобраться в их содержании;
3) умение пересказать содержание;
4) умение извлечь нужный материал;
5) вести читательский дневник и т.д.
Эти и другие умения и навыки общения с книгой формируются поэтапно, постепенно усложняясь от класса к классу.
В организации внеклассного чтения определяющее значение имеет руководство им со стороны учителя. Это, прежде всего помощь в подборе литературы для внеклассного чтения, так как сельские школы республики недостаточно обеспечены литературой. При этом в подборе литературы следует руководствоваться тем, чтобы:
1) она имела тематическое и жанровое разнообразие;
2) соответствовала возрастным особенностям школьников;
3) отвечала воспитательным целям;
4) была доступной;
5) отвечала индивидуальным интересам учащихся;
6) соответствовала требованиям высокой художественности.
Также в организации внеклассного чтения важное место занимает система руководства им. Кроме урока, широко практикуются такие формы работы, как:
а) выставки новинок детской книги;
б) составление списков литературы, рекомендуемой для внеклассного чтения;
в) коллективное посещение библиотеки и обсуждение его результатов;
г) устные и письменные отзывы о прочитанной книге;
ж) беседа учителя о прочитанной и прочитанных книгах отдельного писателя, на определенную тему и т.д.
Эту работу оживляют и дают положительный эффект такие коллективные мероприятия, как литературные утренники, викторины, встречи с писателями и т.д. В настоящее время, когда происходит резкий спад читательского интереса у детей, повышается значимость данной работы, возрастает необходимость изыскания наиболее эффективных приемов и методов ее организации.