высокую результативность достижений, создавать и извлекать знания из получаемой информации об обучающихся и стимулировать учебно-познавательную деятельность.
Список литературы:
1. Вачков, И. В. Основы технологии группового тренинга. — М.: Изд-во «Ось-89», 2005. —
224 с.
2. Галкина, Т. Э., Никитина, Н. И. Персонифицированный подход в системе дополнительного профессионального образования / Т. Э. Галкина, Н. И. Никитина // Образование и саморазвитие. Электронный научный журнал. - 2011. - №3(25) - URL: http://kpfu.ru/psychology.ru.
3. Кондратьев, С. В. От личностно-ориентированного - к персонифицированному обучению / С. В. Кондратьев // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология. - 2009. - Вып. 3 (14). -С. 95-109.
4. Максимов, В. Е. Коучинг от А до Я. Возможно все. — СПб.: Изд-во «Речь», 2004. — 272
с.
5. Педагогика профессионального образования: учеб.-метод. пособие по учебной дисциплине «Теория Профессионального образования» для аспирантов специальности 13.00.08 / С.А. Алешина, Е.С. Заир-Бек, И.А. Иваненко, А.Н. Ксенофонтова; Мин-во образования и науки РФ, Оренб. гос. пед. ун-т. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2013. — 84 с.
6. Персонифицированная модель повышения квалификации работников образования в современных социально-экономических условиях: колл. монография / под ред. Н. К. Зотовой. — М.: ФЛИНТА: НАУКА, 2012. — 342 с.
7. Рындак, В. Г., Дженжер, В. О., Денисова Л. В. Концепция организации внеучебной проектной научно-познавательной деятельности школьника / В. Г. Рындак, В. О. Дженжер, Л. В. Денисова // Образование и наука. - 2009. - № 6 (63). — С. 3-14.
8. Рындак, В. Г. Педагогика креативности: монография / В. Г. Рындак. — М.: Изд. дом «Университетская книга», 2012. — 284 с.
9. Рындак, В. Г., Михалева, Е. С. К вопросу об эффективности креативных технологий в процессе развития «Я-образа» подростка / В. Г. Рындак, Е. С. Михалева // Наука и образование в жизни современного общества: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 дек. 2014 г. - Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. -С. 132 - 134.
УДК 372.893
ВЫРАБОТКА КОМПЛЕКСНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ВНЕДРЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ АВИАЦИОННЫХ КАДРОВ
Кириленко Д.И., 2016 ОВП ВКгМ, г. Москва
Аннотация: в данной работе проводится выработка предложений по применению современных информационных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе подготовки авиационных кадров по военно-учетным специальностям для обеспечения частей и подразделений ВВС, а также параллельной социализации слушателей и организации их дополнительной подготовки для быстрой переквалификации, в случае необходимости, по специальностям гражданской авиации.
Ключевые слова: организационно-штатная структура; информационно-коммуникационные технологии; средства вычислительной техники; компьютерные системы.
Информатизация общества - глобальный социально-экономический процесс, характеризующийся интенсивным производством и использованием информации в качестве общественного продукта, обеспечивающего интенсификацию всех сфер экономики, ускорение
научно-технического прогресса, интеллектуализацию всех видов человеческой деятельности, в том числе процессов обучения и подготовки военных специалистов [2].
К числу проводимых на современном этапе развития российского общества реформ относятся преобразования, проводимые в Вооруженных Силах, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности армии. Изменяется организационно-штатная структура войск, планируются серьезные изменения в обеспечении войск современным оружием. И как следствие, система военного образования должна приобрести новый облик. В рамках мероприятий по реорганизации сети военных учебных заведений осуществляется передислокация курсантских подразделений к новым местам обучения. Такая динамика перемещения военнослужащих, согласно прогнозам, сохранится и в дальнейшем при их обучении в учебно-научных центрах [6].
Так анализ общего развития экономики, целей, задач и приоритетов проводимой в реструктуризации оборонной промышленности и Вооруженных Сил выявил определенные трудности в кадровых аспектах. В условиях жестких финансовых и других ресурсных ограничений под угрозой оказывается процесс обновления кадров, коллективы научно-производственных подразделений в достаточной мере не пополняются молодыми специалистами, выпускники ВУЗов, в том числе и военных, практически не заинтересованы продолжать военную службу и работать в промышленности. При том, что состояние и уровень развития оборонных отраслей промышленности имеют первостепенное значение для обеспечения национальной безопасности и во многом определяют техническое перевооружение и технологический прогресс в важнейших сферах экономики, в том числе и в Вооруженных Силах. Кризисные явления в военном образовании в стране начинают прослеживаться уже на современном этапе, и обусловлены отчасти несогласованностью действий различных министерств, ведомств, учебных и научных структур [5].
Таким образом, к числу современных проблем государственного масштаба относится подготовка квалифицированных кадров для Министерства Обороны. В частности особую актуальность имеет вопрос подготовки кадров для военно-воздушных сил, так как вооружение и военно-специальная техника (ВВСТ), которой оснащаются части и подразделения ВВС, непрерывно усложняется, что обуславливает рост требований к эксплуатирующему летному, штурманскому и обслуживающему инженерно-техническому составу.
Кроме того, преобразования, проводимые в Вооруженных Силах, предполагают сокращение их численного состава, что приводит к увольнению определенного числа военнослужащих, в первую очередь офицеров, то есть наиболее подготовленных специалистов, из рядов Вооруженных Сил с их последующей переподготовкой и трудоустройством на предприятиях гражданских ведомств. Эти мероприятия касаются в числе прочих и военных авиационных кадров, которые в силу специфики своей подготовки и ее принципиальных отличий от обучения гражданских авиационных специалистов не могут продолжить карьеру в гражданской авиационной отрасли и на предприятиях гражданской авиации после списания из летного состава ВВС по каким-либо причинам.
Целью данной работы является выработка предложений по применению современных информационных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе подготовки авиационных кадров по военно-учетным специальностям для обеспечения частей и подразделений ВВС, а также параллельной социализации слушателей и организации их дополнительной подготовки для быстрой переквалификации, в случае необходимости, по специальностям гражданской авиации.
На современном этапе подготовка авиационных кадров с высшим профессиональным образованием для Министерства Обороны в военных высших учебных заведениях (В ВУЗ) включает ряд этапов (рисунок 1):
- боевая подготовка, как военнослужащих;
- учебная и научная работа, как основной вид деятельности обучаемых;
- командно-методическая подготовка и практика воспитательной работы (КМП и ПВР), как средство обучения офицеров методам работы с личным сотавом в качестве руководителя либо воспитателя (преподавателя);
- войсковая стажировка, как завершающий этап обучения, для отработки полученных навыков и применения знаний в реальных или приближенных к реальным условиях.
Кроме того, в процессе обучения курсант (слушатель) получает дополнительные знания и приобретает навыки в процессе:
др.
- социо-культурной деятельности (самодеятельность, общественная работа);
- производственной практики в зависимости от получаемой военно-учетной специальности и
Главное управление кадров ВС РФ
сведения о количестве должностей, подлежащих
выпускник В ВУЗа
_I_
Военные ВУЗы ВВС
боевая подготовка учебная и научная работа войсковая стажировк КМП и ПВР социокультурная деятельность производственная гшактика прочие виды
*
Т
учебный план
контроль качества подготовки специалистов
___I
Рисунок 1 - Общая схема подготовки авиационных кадров
В военных ВУЗах
подготовка кадров осуществляется на основании учебных планов, сформированных на основе требований к эксплуатации военной и специальной техники, которые, в свою очередь, определяют глубину необходимых знаний военного специалиста. Эти учебные планы в идеальной ситуации должны редактироваться под быстро изменяющиеся требования к квалификации летного и инженерно-технического состава, которые определяются быстрым развитием и усложнением военной техники. При этом представляется необходимым постоянное применение современных информационных технологий и ИКТ на всех этапах подготовки специалистов.
В качестве факторов, определяющих важность и целесообразность реформирования сложившейся системы военного образования с применением информационно-телекоммуникационных технологий, можно выделить следующие:
- необходимость перехода Вооруженных Сил к новой стратегии развития на основе знаний и высокоэффективных информационно-телекоммуникационных технологий;
- возможность и прогнозирование успешного развития Вооруженных Сил на основе эффективного использования информационных технологий;
- тесная связь между уровнем национальной безопасностью государства и состоянием образования, в частности уровнем подготовки военных специалистов.
Мировая практика подтверждает возможность совершенствования военного образования на основе широкого внедрения методов и средств современных информационных и телекоммуникационных технологий, а также возможность на более высоком уровне решать задачи развивающего обучения, интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса, подготовить пользователей к применению современных информационных технологий, а также специалистов в области информатики и вычислительной техники [2].
Важность и необходимость внедрения ИКТ в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 - 2000 годы»,
подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия одним из аналитических агентств [1,3].
Так создание и развитие информационного общества предполагает широкое применение ИКТ в образовании, в том числе и военном, что определяется рядом факторов:
- внедрение ИКТ в образование существенным образом ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта курсанту или слушателю;
- современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют обучаемому успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям, что дает ему возможность получать необходимые знания как а настоящем, так и в будущем;
- активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения является важным фактором создания системы образования, отвечающей требованиям информационного общества, а также требованиям к процессу реформирования традиционной системы образования в свете потребностей современного индустриального общества [7].
В связи с вышеизложенным, к средствам вычислительной техники и компьютерным системам, на базе которых реализуются возможности информационных и телекоммуникационных технологий в сфере военного образования, должны предъявляться следующие требования:
- высокая универсальность и адаптируемость к разнообразным условиям и методам использования в широком спектре выполняемых функций; достаточное быстродействие при реализации этих функций;
- наличие в составе системы ряда рабочих мест, обеспечивающих одновременную и независимую работу обучаемых по одинаковым и различным программам; обеспечение управляемой взаимосвязи между учащимися для организации совместной работы;
- обеспечение возможности протоколирования хода решения учебных задач на каждом рабочем
месте;
- наличие развитых средств отображения графической и текстовой информации, а также средств ввода и манипулирования этой информацией, необходимое качество экранных средств, широкие возможности построения динамичных изображений;
- простота и доступность интерактивного взаимодействия обучаемых с ПЭВМ, гибкая настройка формы этого взаимодействия применительно к конкретным условиям и задачам;
- адаптивность к возможностям, индивидуальным и возрастным способностям обучаемых [2];
- максимальное приближение внутреннего интерфейса учебных ПЭВМ к особенностям реальной военной техники;
- насколько это возможно для решения каждой конкретной учебной задачи, интеграция учебных ПЭВМ с тренажерными системами.
В соответствии с предложенными требованиями должна строиться политика оснащения компьютерных классов военных вузов. Кроме того, требования предназначены как руководство для органов управления военным образованием, осуществляющих отбор вычислительной техники для нужд образования [2].
Рисунок 2 - Предлагаемая перспективная схема подготовки авиационных кадров
Реализация такой схемы позволит не только проводить подготовку авиационных кадров на более высоком уровне, но и социализировать военных специалистов для расширения профиля их применения уже на этапе обучения в В ВУЗе.
Реализация идей информатизации военного образования возможна в условиях использования в этой сфере перспективных моделей ПЭВМ, обеспечивающих:
- знакомство курсантов и слушателей с современными базами данных, базами знаний, инструментарием технологии мультимедиа, прикладными программными средствами и системами, требующими работы с большими объемами информации как постоянно хранимой, так и изменяемой и работы в операционной среде на каждом рабочем месте;
- работу со специальным периферийным оборудованием, функционирующим на базе средств информационных технологий;
- использование средств телекоммуникаций на уровне синтеза компьютерных сетей и средств телефонной, телевизионной, спутниковой связи для информационного взаимодействия и информационного обеспечения как отдельных пользователей, так и военных учебных заведений [2].
Кроме того, при внедрении новых информационных моделей и методов военного образования, интегрированного с гражданскими отраслями, представляется возможным повышение уровня мотивации выпускников военных ВУЗов к продолжению военной службы в рядах Вооруженных Сил. Это в большей мере касается летного состава ВВС, хотя в определенной степени затрагивает и инженерно-технический состав, так как подготовленные профессиональные кадры получат фактическую возможность продолжения летной карьеры и работы в авиационной промышленности и гражданской авиации вообще после списания с летной работы в ВВС по тем или иным причинам. Таким образом, для офицерского состава ВВС становится более актуальным продолжать свою профессиональную подготовку в авиационных ВУЗах и научных центрах для повышения своего профессионального уровня:
- прохождение офицерских и академических курсов в качестве слушателей для замещения вышестоящих должностей в ВВС;
- прохождение обучения в адъюнктуре для получения возможности прохождения службы в научных центрах МО.
Помимо этого, информатизация военного образования предполагает широкое внедрение в практику психолого-педагогических разработок, направленных на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания [2], что также может привести к повышению уровня положительной мотивации для дальнейшего обучения и продолжения службы в ВВС.
Таким образом, для интеграции ИКТ и системы военного образования важно применение системного подхода, который основывается на выявлении всех существенных факторов, устанавливающих связь между элементами и формирующих целостные свойства системы, выполняющей согласованную совокупность действий, объединяемых общим замыслом и единой целью, в частном случае подготовкой квалифицированных военных авиационных специалистов.
Выбор рациональных и оптимальных решений при интеграции информационных и образовательных технологий с системных позиций, в первую очередь, основывается на анализе эффективности обучения или образования на базе новой интегрированной технологии, т.е. на основе оценки эффективности взаимодействия преподавателя и курсантов (слушателей).
В целом интегрированные технологии обучения на основе ИКТ являются интеллектуальными человеко-машинными системами и поэтому одним из направлений формирования показателей их эффективности может стать методология, применяемая при тренажерном обучении летчиков [8]. Она заключается в использовании комплексных показателей, в качестве компонентов которых выступают конкретные оценки технической эффективности, стоимости, времени обучения, а также данные медико-биологических исследований, субъективные мнения преподавателя и обучаемых [7].
Таким образом, основными направлениями формирования перспективной системы подготовки военных авиационных кадров, которые имеют большое значение для России, находящейся на этапе сложных экономических преобразований, являются следующие:
- повышение качества военного образования путем интеграции в него достижений гражданских отраслей, информирования обучаемого о современных достижениях науки в большем объеме и с большей скоростью;
- обеспечение нацеленности обучения военных специалистов на новые информационные технологии и, в первую очередь, на ИКТ;
- повышение уровня мотивации к обучению и военной службе при подготовке авиационных кадров для Министерства Обороны России.
Список литературы
1. Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. - М. - 2000. -
168 с.
2. Дудулин К. В., Семизоров И. Н. Роль информационных технологий военного образования в подготовке офицерских кадров / Известия ИИФ - А-Принт, №1, 2010. с.85-86.
3. Литовчин Ю. М., Макеев В. Г. Комментарии к русскому изданию доклада ЮНЕСКО «Эффективное образование - приоритетный путь России в новый информационный мир». - М.- 2001. - 78 с.
4. Приказ Минтранса России от 17 июля 2008 года №108 «Об утверждении федеральных авиационных правил "подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Ооссийской Федерации"».
5. Семенов В. В., Балтян В. К., Зеленцов В. В. О подготовке кадров для аэрокосмического комплекса в рамках государственного плана приема. / Аэрокосмическое образование и проблемы молодежи, 2010.
6. Титов В. Б., Киселева В. В. Комплекс психологических средств акмеологического мониторинга в учебно-научных центрах МО РФ / Известия ИИФ - А-Принт, №1, 2010. с.81.
7. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании.- М: МИА, 2008. - 14 с.
8. Серёгин Г. Н. Авиационные тренажеры — реальный путь к повышению безопасности полётов / "Право и безопасность", №3-4 (20-21), декабрь 2006г.
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ
ВЫСШЕГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
подполковник Быков Е.В., курсант Руденко В.Э, 2016 Михайловская военная артиллерийская академия, Санкт-Петербург.
Аннотация: В статье рассмотрен компетентностный подход для обучения курсантов по дисциплинам профессионального цикла Федерального государственного образовательного стандарта военного профессионального образования, рассмотрены понятия компетенции и компетентности, предложена методика учета индивидуально-психологических особенностей при формировании военно-специальных компетенций курсантов. Статья может быть полезна профессорско-преподавательским коллективам при разработке учебно-методических документов по дисциплинам ФГОС ВПО по различным специальностям.
Ключевые слова: компетентностный подход, индивидуально-психологические особенности, военное образование, компетенции.
Реформирование Вооруженных Сил, перевод их к новому облику, к новой структуре и изменению взглядов политического и военного руководства страны на применение Вооруженных Сил Российской Федерации, что требует и нового качества подготовки военных специалистов, способных реализовать их боевой потенциал в современных условиях профессиональной деятельности.
Подготовка военного специалиста с высшим образованием - сложный и трудоемкий процесс. Растущие потребности в военных кадрах с высоким уровнем профессиональной компетентности диктуют необходимость учета перспектив их роста, обеспечение профессиональной мобильности, ориентации образовательной политики высшей военной школы на непрерывное совершенствование всей системы подготовки военных специалистов.
В современном образовании сформировалось целое направление, которое получило название компетентностного подхода. Переход к компетентностному подходу в образовательном процессе - это попытка привести обучение в соответствие с потребностями общества практически во всех сферах деятельности. При этом происходит переориентация оценки результатов образовательной деятельности обучаемого с понятий традиционно ориентированных, присущих для подхода - «знания, умения, навыки», на понятия, характерные для компетентного подхода. К таким понятиям и относятся - «компетенция » и «компетентность». Причем содержание этих понятий, как и содержание компетентностного подхода в образовании, ориентировано на конечный результат образования.
Компетенция - это совокупность знаний, навыков, умений, способов действий и психологической готовности, необходимых для выполнения деятельности по отношению к определенному кругу объектов и процессов.
Компетентность - это характеристика личности, определяющая способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта.
С проблемой подготовки военных специалистов в современных социально-экономических условиях тесно связана проблема целей и результатов образовательного процесса. Эта связь вытекает из тенденций развития образовательных систем.
Одна из таких тенденций — переход от информационно-сообщающего обучения к моделирующему, которое позволяет отразить будущую профессиональную деятельность специалиста