Научная статья на тему 'Выпускники аспирантуры и их конкурентоспособность на рынке квалифицированного труда'

Выпускники аспирантуры и их конкурентоспособность на рынке квалифицированного труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ АСПИРАНТУРЫ / POSTGRADUATE LEAVERS'' / УРОВЕНЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETITIVENESS LEVEL / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / COMPETITIVENESS FACTORS / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGES / РЫНОК ТРУДА / LABOUR MARKET / КАФЕДРА / НАУЧНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ АСПИРАНТОВ / SCIENTIFIC ADVISOR / НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ / ВКЛЮЧЕННОСТЬ АСПИРАНТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАФЕДРЫ / INVOLVEMENT OF THE POSTGRADUATES INTO THE SUB-FACULTY ACTIVITY / SUB-FACULTY / SOCIALIZATION OF THE POSTGRADUATES IN THE FIELD SCIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудина Ольга Мухаметшевна

Представлены результаты социологического исследования конкурентоспособности выпускников аспирантуры – молодых кандидатов наук на рынке квалифицированного труда, проведенного на основе разработанной модели, включающей в себя индикаторы уровня конкурентоспособности, и факторы, влияющие на нее. Определен уровень конкурентоспособности выпускников аспирантуры Финуниверситета, который обусловлен целым рядом факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Postgraduate leavers and their competitiveness in the skilledlabour market

Here are the results of the sociological research of the postgraduate leavers' competitiveness − young PhsD in the modern skilled labour market, which was carried out on the basis of the model including competition level indicators and factors that can influence them. We have defined the level of competitiveness of Financial University postgraduate leavers. The level of competitiveness is influenced by a number of factors such as personal features, labour market demand for them, etc.

Текст научной работы на тему «Выпускники аспирантуры и их конкурентоспособность на рынке квалифицированного труда»

О.М. ДУДИНА кандидат философских наук, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации"

Выпускники аспирантуры и их конкурентоспособность на рынке квалифицированного труда

Актуальность исследования аспирантуры, ее эффективности как для выпуска конкурентоспособных специалистов, востребованных на рынке труда, так и для развития таких крупных институтов, как наука и высшее образование, обусловлена проблемами модернизации общества и самих этих институтов.

Несмотря на трудности, связанные с экономическими реформами в российском обществе, массовое и длительное понижение жизненного уровня россиян и т.д., послевузовское образование в форме аспирантуры пользуется большой популярностью.

C одной стороны, российскому обществу необходима инфраструктура инновационного развития, в том числе использование результатов научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИР и ОКР) в экономике, в промышленности, в сфере услуг, а с другой - отсутствует их востребованность в реальном функционировании экономики (исключение составляют лишь некоторые наукоемкие отрасли). Мало востребованы и носители высокой квалификации - молодые кандидаты наук. В этих условиях становится понятной заинтересованность вузов в исследовании положения выпускников аспирантур - молодых кандидатов наук на рынке квалифицированного труда. С кем они конкурируют? В какой мере они конкурентоспособны? Каков уровень их конкурентоспособности? Какие факторы влияют на их конкурентоспособность? Для решения этих проблем в нашем вузе по решению ректората было проведено социологическое исследование «Эффективность аспирантуры Финансового университета при Правительства РФ и ее конкурентоспособность на рынке труда и образовательных услуг»1.

Конкурентоспособность работника как субъекта рыночных отношений вызывает интерес со стороны представителей всех социально-гуманитарных наук. Он обусловлен переходом российского общества к рыночному устройству экономики. К настоящему времени сложились педагогический, психологический, социологический, экономический подходы2 к анализу конкурентоспособности субъектов рыночных отношений. Однако такая общность, как молодые кандидаты наук, их положение на рынке труда не исследовались. Мало изучены и факторы их конкурентоспособности на рынке квалифицированного труда.

Что касается самого определения конкурентоспособности, то среди обществоведов продолжается оживленная дискуссия. Тон задают, естественно, экономисты, так как это «вечная» проблема для экономической науки и более изучена ими. Так, они подчеркивают, что свойство конкурентоспособности относится к товару, услуге, субъекту рыночных отношений и заключается в том, что они могут выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. Применительно к конкурентоспособности субъектов рыночных отношений, в качестве которых выступают те или иные общности, преимущественно профессиональные, принято выделять различные качества, которые и обеспечивают возможность конкурировать. Набор этих качеств всегда различный, так как зависит и от самой профессии, от задач исследования, и от подхода, и от научно-теоретических представлений самих исследователей.

Результаты исследований показали, что уровень конкурентоспособности выпускников аспирантуры Финуниверситета - молодых кандидатов наук высокий и обусловлен целым рядом факторов (личностных характеристик аспирантов, востребованностью на рынке труда и др.). Отметим, что реальная защищаемость (с учетом защиты в течение первого года после окончания срока аспирантуры) составляет 54%, это высокий показатель по сравнению со среднероссийским

* Дудина Ольга Мухаметшевна, e-mail: dudina om@yandex.ru

1 Научный руководитель этого исследования - Г.Г. Силласте, Заслуженный деятель наук РФ, проф., д-р филос. наук, зав. кафедрой социологии Финансового университета при Правительстве РФ, соавтор инструментария. Менеджер проекта и ответственный исполнитель - О.М. Дудина, доц., канд. филос. наук (разработка программы, соавтор инструментария, сбор анкет, научный отчет). Объект исследования: аспиранты, обучающиеся в стенах Финуниверситета. Сбор первичной социальной информации завершился в ноябре 2010 г., использовались методы раздаточного анкетирования и почтового опроса (рассылка анкет по электронной почте). Опрошено 179 человек, что составляет 41% от списочной численности аспирантов.

2 См.: Кутейницына Т.Г. Конкурентоспособность специалиста: критическое прочтение отечественных публикаций // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал), 2011, т. 8, №4, с. 8.

уровнем защищаемости диссертаций. Несколько слов о социальном портрете и «качестве» аспирантского сообщества Финуниверситета.

Среди наших аспирантов преобладают женщины (58% по сравнению с 34%); соотношение полов обратное тому, как распределяются аспиранты по полу в стране в целом. Возрастная группа от 24 лет и старше составляет 2/3 аспирантского сообщества (64%); остальные - моложе. Иными словами, они достаточно социализированы и адаптированы. В браке (как в зарегистрированном, так и в незарегистрированном) состоят 21-22 % опрошенных. У 11% аспирантов есть дети.

Анализ данных исследования показывает, что аспирантское сообщество Финуниверситета отличается высоким уровнем ресурсности, трактуемой нами комплексно как совокупность ресурсов любой природы, способствующих успешной защите и выходу на рынок престижного и высококвалифицированного труда (т. е. обретению эксклюзивной конкурентоспособности). Исследователи Нижегородского университета установили, что наиболее перспективными с точки зрения воспроизводства науки и высшего образования являются такие типы аспирантов, как «высокоресурсные» и «мотивированные»1. Наши аспиранты обладают лучшими характеристиками этих двух типов. Во-первых, они в достаточной мере подготовлены к научно-исследовательской деятельности в экономической аспирантуре: имеют высшее образование экономического профиля 86,6%; обучались на очном отделении - 82,7%;учились с отличной и хорошей успеваемостью в студенческие годы - 92,2%; занимались научной работой в студенческие годы - 73,2%. Многие свободно владеют иностранным языком. Они отличаются выраженными способностями к научной деятельности, мотивированы на учебу в аспирантуре и продолжение научной или научно-педагогической деятельности (74,9% аспирантов полагают, что успеют защититься в срок; 32% выразили желание остаться на кафедре и стать преподавателем после защиты; 24% полагают, что для них «кандидатская степень - это только начало научной карьеры, курс на докторскую диссертацию»), об/ыладают хорошим социокультурным потенциалом. С материальной стороны они хорошо обеспечены, имеют вышесредний статус; уровень жизни семей аспирантов (либо родительских, либо своих) довольно высокий: от 87 до 90% составляют те, кто определил его как «очень высокий», «высокий» и «средний». Различий в уровне жизни в зависимости от формы обучения нет. У них неплохое здоровье (в качестве трудности указали на «слабое здоровье» лишь единицы - 6,7%.). Подавляющее большинство помимо учебы в аспирантуре также заняты на работе - 84,4%, не работают, а только учатся 12,8%.

Кроме того, наши аспиранты заняты преимущественно в финансово-экономической и банковской сфере (2/3 или 67% ответивших на вопрос о занятости). Иными словами, они востребованы на рынке труда по своим специальностям и, следовательно, рабочие места в целом соответствуют профилю их образования. Это обстоятельство облегчает им работу над диссертацией. Неоднозначно можно оценить практически тотальную занятость аспирантов на работе. С одной стороны, она может быть источником информации для диссертационного исследования, с другой стороны, в наших исследованиях мы сталкивались с тем, что значительная часть выпускников Финуниверситета работают гораздо дольше, чем полагается, сильно устают, испытывают чувство эксплуатации, т. е. несоответствия между своим вкладом в работу организации и его оплатой.

Для определения уровня конкурентоспособности мы использовали совокупность показателей. Конкурентоспособность выпускников аспирантуры Финуниверситета измерялась с помощью совокупности индикаторов: конкурентные преимущества молодого кандидата наук - выпускника Финуниверситета; сравнение востребованности молодых кандидатов наук - выпускников Финуниверситета на российском и московском рынках высококвалифицированного труда; сравнение уровней должностей, на которые могут рассчитывать при трудоустройстве молодые кандидаты наук и выпускники специалитета; уровень должности, на которую могут рассчитывать молодые кандидаты наук при найме на работу по специальности - в госучреждении, российской компании, в иностранной компании; самооценка уровня своей конкурентоспособности на рынке

Наиболее обобщенное представление о последнем дают ответы на вопрос: «Как бы Вы сегодня оценили уровень своей конкурентоспособности на рынке квалифицированного труда и престижных профессий?» Распределение ответов показывает, что практически половина аспирантов считают себя высококонкурентоспособными специалистами. А если суммировать их ответы с ответами тех, кто выразил уверенность в возрастании конкурентоспособности за годы аспирантуры, то получится убедительная картина: от 71 до 77% опрошенных весьма удовлетворены уровнем своей конкурентоспособности. Отметим, что среди опрошенных вообще не оказалось тех, кто чувствует себя неконкурентоспособным, на недостаточный уровень конкурентоспособности указали 20,1%. Субъективные оценки конкурентоспособности, данные аспирантами, подтверждаются и их объективными достижениями. Так, среди аспирантов преобладают те, кто занимают должности более высокие - ведущих специалистов, руководителей среднего и высшего

1 См.: Балабанов С.С., Бедный Б.И., Козлов Е.В., Максимов Г.А. Многомерная типология аспирантов // Социологический журнал, 2003, № 3, с. 71-85.

звена (57,4% ответивших на этот вопрос аспирантов). Примерно треть - 33,5% - находятся на должностях рядовых специалистов. Кроме того, большинство опрошенных (от 52 до 68%) оценили размер, стабильность и престижность компаний, в которых они работают, по пятибалльной шкале на «4» и «5». Иными словами, еще не завершив обучение в аспирантуре и пока не защитившись, наши аспиранты проявляют себя как достаточно конкурентоспособная группа на рынке высококвалифицированного труда.

Высокую оценку конкурентоспособности уместно дополнить данными о конкурентных преимуществах молодых кандидатов наук - выпускников аспирантуры. Для их измерения в анкете была предложена номинальная шкала из 14 пунктов, включающих качества, связанные с профессионализмом.

Ответы аспирантов впечатляют. Во-первых, в структуре конкурентных преимуществ в числе высоко и среднезначимых конкурентных преимуществ молодых кандидатов-выпускников аспирантуры преобладают 3 качества, связанные с профессионализмом: высокий уровень профессиональной подготовки, профессиональная компетентность, целеустремленность на профессиональном поприще. Особо значимыми оказались интеллигентность, коммуникабельность и работоспособность, мобильность. Высоко ценятся аспирантами как конкурентное преимущество два, так сказать, «внешнересурсных» качества: приобщенность к бренду Финуниверситета и связи и знакомства с нужными людьми. Отметим, что опрошенными были признаны как менее значимые для конкурирования такие личные качества, которые связаны со способностями к процессам социального взаимодействия и сотрудничества, умением работать в группах, принимать социальные и этические обязательства. Во-вторых, самыми важными своими конкурентными преимуществами на рынке труда они рассматривают наличие такого ресурса (элемент «символического капитала»), как признанная высокая престижность самого Финуниверситета (69,8%, 1 место), и такого качества, относящегося к профессионализму, как высокий уровень профессиональной подготовки (55,9%, 2 место). Во вторую группу среднезначимых конкурентных преимуществ вошли профессиональная компетентность (47,5%, 3 место); самостоятельность, уверенность в себе (40,8%, 4 место); интеллигентность, коммуникабельность (37,4%, 5 место); целеустремленность на профессиональном поприще (35,2%, 6 место); связи, знакомства с нужными людьми (33,0%,7-8 место); работоспособность, мобильность (33,0%, 7-8 место). Остальные качества вошли в группу малозначимых конкурентных преимуществ. В целом набор конкурентных преимуществ может только порадовать профессорско-преподавательский состав вуза и свидетельствует о том, что именно работа преподавателей с аспирантами вносит неоценимый вклад в формирование конкурентоспособного специалиста высшей квалификации.

Как мы видим, одно из самых сильных конкурентных преимуществ - высокий уровень профессиональной подготовки связан с деятельностью профессорско-преподавательского состава, с научной работой кафедр, с аспирантами. Поэтому проанализируем данные, связанные с этим вопросом.

Анализ публикаций показывает, что эти факторы могут либо способствовать научно-исследовательской деятельности аспирантов, либо сильно затруднять ее. Условия для работы аспирантов над диссертацией изучались нами по нескольким показателям: удовлетворенность условиями в целом (в том числе образовательным процессом); сотрудничество с научным руководителем; сотрудничество с кафедрой; включенность в деятельность кафедры.

Как показывают данные опроса, аспиранты продемонстрировали высокий уровень удовлетворенности по всем мезоусловиям в целом, т. е. преимущественно, организационным условиям, предоставляемым Финуниверситетом для аспирантов. Ответы, свидетельствующие об удовлетворенности (сумма ответов «в полной мере» и «отчасти»), составляют 81,5% по сравнению с теми, кто выразил неудовлетворенность - 3,9%. С учетом критериев благополучного состояния дел по условию в число благополучных попали 8 из 13 условий, предложенных к оценке аспирантами в анкете: получение консультаций преподавателей академии (84,3% удовлетворенных по сравнению с 2,8% неудовлетворенных - 1 место); доступ к необходимой научной информации, работа БИК (76,3% удовлетворенных по сравнению с 7,3% удовлетворенных - 2 место); сотрудничество с отделом аспирантуры (76,0% удовлетворенных по сравнению с 17,3% неудовлетворенных, менее 10% затруднившихся ответить - 3 место); наличие научной литературы в библиотеке (75,4% по сравнению с 7,3% неудовлетворенных - 4 место); внимание ректората к проблемам аспирантуры (68,7% по сравнению с 9,5% неудовлетворенных, но при этом возросло количество «затруднившихся ответить» - 5 место); сотрудничество с кафедральным куратором аспирантуры (67,1% удовлетворенных по сравнению с 7,8% неудовлетворенных - 6 место); участием в российских конференциях (55,9% удовлетворенных по сравнению с 8,4 % неудовлетворенных 7 место); условия проживания в общежитии. По остальным условиям число удовлетворенных тоже превосходит тех, кто испытывает неудовлетворенность, но не столь убедительно. Эти условия представляют собой определенный резерв для совершенствования и принятия управленческих решений, помощи аспирантам, возможно, со стороны ректората, а также кафедр. К ним относятся: публикации своих научных работ, участие в

исследовательских проектах, апробация своих научных разработок на практике, участие в международных конференциях, возможностью публикации в «Вестнике Финуниверситета».

На основе анализа литературы, бесед с аспирантами, которые мы проводили как неформализованные интервью (например, при рассылке анкет и мотивировании заполнить их), а также и с преподавателями нашего вуза мы разработали целый комплекс предложений , которые, пор нашему мнению, могут улучшить в настоящее время деятельность аспирантуры.

Наиболее значимыми для аспирантов являются сейчас такие предложения, как «улучшить информирование аспирантов о проводимых конференциях в Москве и России»(69,8% - 1 место); «использовать стажировки в зарубежные вузы» (52,5% - 2 место); «чаще проводить мастер-классы для аспирантов» (50,3% - 3 место). Зарубежные стажировки, правда, выглядят утопичным предложением, учитывая, что аспиранты работают и заняты в сфере бизнеса, так что стажировки хороши, конечно, но для определенного контингента аспирантов (например, для неработающих).

Наши наблюдения за аспирантами, выходящими уже на финишную прямую, и занятыми подготовкой диссертации и автореферата к обсуждению, свидетельствуют о том, что, конечно, нужны мастер-классы для аспирантов, направленные на освоение связей между теоретическими и эмпирически данными, осмысление того, какие методологические принципы они использовали и т.д., формулировку новизны, положений, выносимых на защиту. Именно по этим моментам эксперты в диссоветах частенько делают замечания несмотря на кропотливый труд научных руководителей. Сказывается «заочность» аспирантуры.

Отдельного внимания заслуживают также те проблемные ситуации, противоречия -социальные и гносеологические, - которые сложились в практике и дисциплине, по которой они защищаются и на решение которых направлено их исследование. Этого требуют также и ужесточающиеся требования ВАКа.

Есть группа предложений, которые по частоте отметивших являются среднезначимыми. К ним относятся такие, как «оплачивать участие аспирантов в зарубежных конференциях» (40,8% - 4 место); «более широко практиковать проведение Круглых столов и конференций для аспирантов» (40,8% - 5 место); «повысить размер стипендии»(34,1% - 6 место); «улучшить информирование организаций, в которые обращаются аспиранты для сбора информации, о деятельности аспирантуры Финуниверситета» (30,2% - 6 место).

Эти предложения имеет смысл рассмотреть в организационно-управленческом плане, но, так сказать, адресно, целевым способом. Так, в отличие от ситуации, которая описывается в социологической литературе, когда исследователи выделяют группу аспирантов «умных, но бедных», в нашем вузе такие проблемы имеет лишь очень небольшая часть аспирантов - 7-8%, которые ответили, что живут «ниже среднего», а остальные - на «среднем» и «высоком» уровне. Поэтому, возможно, им следует каким-либо образом помогать материально.

Важно также и предложение об информировании организаций, в которые обращаются аспиранты для сбора информации о деятельности аспирантуры Финуниверситета. Проблема недостаточности эмпирической информации в диссертациях часто обсуждается на совещаниях по повышению качества и актуальности диссертационных исследований. Поэтому можно было бы предложить как пункт совместной деятельности Отдела аспирантуры и Отдела маркетинга Финуниверситета - «улучшить информирование организаций, в которые обращаются аспиранты для сбора информации, о деятельности аспирантуры Финуниверситета» (аспиранты, в частности, просили об оформлении специальных писем в организации).

Отрадно, что малозначимым оказалось предложение «повысить информированность самих преподавателей об актуальных направлениях в профильной науке». На это указали только 24,0% опрошенных аспирантов.

Аспиранты-очники более чувствительны оказались к таким предложениям, как повысить размер стипендий и использовать стажировки в зарубежные вузы (соответственно - 58,8% и 64,7%).

Аспиранты-заочники - более чувствительны к предложениям, связанным с расширением возможностей выступлений по теме диссертации: несколько выше чем в среднем по выборке они отметили необходимость «более широко практиковать проведение Круглых столов и конференций для аспирантов» - 44,7% по сравнению с 38,0% по выборке; а также «улучшить информирование аспирантов о проводимых конференциях в Москве и России» - 74,5%(в среднем по выборке -69,8%).

Особых предпочтений по предложениям в зависимости от года обучения выявлено не было.

Сотрудничество с научным руководителем - важная форма преемственности в науке, передачи научных традиций, научной эстафеты новому поколению. От качества сотрудничества, от деловых и человеческих качеств научного руководителя, от его умения быть Учителем, наставником с большой буквы - от этого всего комплекса зависит успешность написания диссертации. В анкете был предусмотрен вопрос, варианты ответов на который моделировали образ «идеального» руководителя и включали в себя 11 функций, составляющих содержание научного руководства. По каждой функции опрашиваемые должны были дать ответ о том, насколько регулярно эта функция выполняется. По мнению аспирантов, научные руководители в подавляющем большинстве

выполняют достаточно много функций по отношению к аспирантам, причем как главных, так и второстепенных, необязательных. Таким образом, портрет научных руководителей Финуниверситета получился очень привлекательным.

Если 11 показателей разделить на 2 группы по доле аспирантов, считающих, что данные функции выполняются регулярно, то по 6 показателям ответы «регулярно» дали более половины опрошенных (от 51% до 75%). Так, по мнению опрошенных аспирантов, научные руководители регулярно «оценивают результаты проделанной аспирантом работы» (1 место, 75,4% ответивших); «делятся идеями» (2 место, 69,8% ответивших); осуществляют «контроль хода работы над диссертацией» (3 место, 65,9% ответивших), планируют ход работы аспирантов, устанавливают контрольные сроки сдачи работ (4 место, 57,0% ответивших); помогают во всем (5 место, 52,5% ответивших); редактируют тексты сданных статей (5 место, 51,4% ответивших).

Научные руководители качественно выполняют и более второстепенные функции. Представление об этом дают показатели, свидетельствующие о дополнительных усилиях научных руководителей по публикациям, выступлениям и т.д. 4о,2% научных руководителей установили конкретный день для встречи.

Подтверждением ответственной работы научных руководителей в деле подготовки аспирантов служат ответы аспирантов о частоте встреч с научными руководителями. Примерно 80% руководителей достаточно регулярно сотрудничают с аспирантами. Из них больше половины (52%) встречаются с аспирантами не реже 1 раза в месяц, т. е. работа научных руководителей и аспирантов ведется на взаимно-регулярной основе. «Случайными» встречами аспиранта и научного руководителя можно назвать такие, которые происходят 2-3 раза в год, или вообще не происходят («практически не общаюсь», - пишут аспиранты). К сожалению, небольшая группа аспирантов отметила, что встречаются с научным руководителем, а также переписываются с научным руководителем по электронной почте достаточно редко: 2-3 раза в год или совсем не общаются (примерно 12-14%). На эту часть «научных пар» можно было бы обратить внимание с точки зрения усиления ответственности аспирантов.

Важным фактором, влияющим на становление молодых ученых, специалистов высокой квалификации (если они даже не будут учеными), является сотрудничество с кафедрой. Именно кафедра создает атмосферу, в которой протекает научная деятельность аспирантов. Какие принципы этой деятельности, насколько высоки требования, насколько развито наставничество -все это влияет на эффективность работы аспирантов и на мотивы этой деятельности. Исследований по этой проблеме - «кафедра-аспирант» не так уж много. Здесь нельзя не вспомнить колоссальную работу Ф.Э. Шереги и М.Н. Стриханова «Наука в России: социологический анализ». Так, социологи в рамках этого исследования опросили 2505 исследователей из 501 организации, 2400 преподавателей из 200 вузов и 1200 аспирантов из 140 вузов и 60 НИИ, проходящих подготовку по 18 основным научным специальностям. Территориально выборка была распределена по 2 мегаполисам и 19 административным центрам2.

Кафедра как первичное научное сообщество выполняет важную функцию социализации новых научных или научно-педагогических кадров. Особое значение для становления молодого исследователя имеет включенность в коммуникацию в научно-педагогическом коллективе кафедры, обеспечивающая регулярную, адекватную компетентную и доброжелательную связь, чрезвычайно важную для освоения научной культуры и вхождения в научное сообщество; включенность в реальные направления профессиональной деятельности кафедры»2.

В какой мере это реализовано во взаимодействии кафедр Финуниверситета и аспирантов? Кафедры, по мнению аспирантов, добросовестно выполняют свои обязательства перед аспирантами: на заседаниях кафедры обсуждаются темы диссертаций (сумма ответов «регулярно» и «иногда» 96,1%), концепция диссертации (соответственно 83,8%, 6,7% - составляют ответы «никогда»),план диссертации (сумма ответов «регулярно» и «никогда» составляет 77,6%, «никогда» - соответственно 8,9%),проходят плановые встречи с научными руководителями (сумма ответов «регулярно» и «иногда» - 91,6%, никогда - 3,4%). Аналогичные показатели мы наблюдаем независимо от формы обучения и независимо от курса.

Важной формой сотрудничества с аспирантами является работа в форме методологического или проблемного семинара, на котором преподаватели и аспиранты обсуждают план диссертации, методологические принципы, научную разработанность проблемы и т.д. Однако о наличии такой формы уверенно сообщили только четверть аспирантов (25,7%), остальные либо не слышали о такой форме (62,6%), либо уверенно сказали, что такой формы сотрудничества аспирантов с кафедрой нет (6,7%).

Думается, что необходимо быть более настойчивыми в деле информирования аспирантов, а также организовать такие семинары на тех кафедрах, на которых они не функционируют. Эта

1 См.: Шереги Ф.Э., Стриханов М.Н. Наука в России: социологический анализ. М., 2006.

2 Непомнящая Л.В. Аспирантура как научно-образовательная система развития кадрового потенциала высшей школы. Дисс. канд. пед. наук. Краснодар, 2005, с. 102.

мера, как показывает наш опыт, может быть резервом повышения качества диссертаций и ускорения их выполнения. Для оценки включенности аспирантов во взаимодействие с кафедрой были использованы 9 индикаторов с вариантами ответов, представляющих ранговую шкалу частоты: «регулярно», «иногда», «никогда».

Как сильную можно охарактеризовать такую форму включенности аспирантов в деятельность кафедры, как участие в научных мероприятиях кафедры (72%, 1 место); проведение занятий со студентами (44%, 2 место); направление на научные мероприятия вне Финуниверситета (39%); участие в научно-исследовательских семинарах кафедры (32%; 4-5 место); участие в методических семинарах кафедры (32 %; 4-5 место). Гораздо меньше используются такие формы, как участие в научных грантах и других исследовательских работах кафедры (16,7%) и наличие конкретных поручений на кафедре (19,6%).

Как оценить полученные результаты? Думается, что эти показатели неплохие, если учесть, что 84,4% аспирантов работают на постоянной работе в солидных и престижных организациях. Кафедры делают все возможное, чтобы поддерживать взаимодействие с аспирантами, вовлекают их в педагогическую деятельность, в научно-исследовательские и методические семинары, в свои научные мероприятия. Жаль только, что все же для значительной части аспирантов эти формы как-будто не существуют, что значительно обедняет процесс формирования научных кадров.

Таким образом, результаты проведенного исследования и сравнения с положением дел в других вузах показывают, что несмотря на общие негативные проблемы развития российской аспирантуры каждый вуз благодаря социологическим исследованиям своего аспирантского сообщества может выявить те факторы, которые зависят именно от данного вуза и которые можно регулировать именно на его уровне.

Немаловажным подспорьем при разработке управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности молодых кандидатов наук - выпускников аспирантуры на рынке труда, может служить социологический мониторинг.

Дудина О.М. Выпускники аспирантуры и их конкурентоспособность на рынке квалифицированного труда. Представлены результаты социологического исследования конкурентоспособности выпускников аспирантуры - молодых кандидатов наук на рынке квалифицированного труда, проведенного на основе разработанной модели, включающей в себя индикаторы уровня конкурентоспособности, и факторы, влияющие на нее. Определен уровень конкурентоспособности выпускников аспирантуры Финуниверситета, который обусловлен целым рядом факторов.

Ключевые слова: конкурентоспособность выпускников аспирантуры, уровень конкурентоспособности, факторы конкурентоспособности, конкурентные преимущества, рынок труда, кафедра, научная социализация аспирантов, научный руководитель, включенность аспирантов в деятельность кафедры.

Dudina O.M. Postgraduate leavers and their competitiveness in the skilledlabour market. Here are the results of the sociological research of the postgraduate leavers' competitiveness - young PhsD in the modern skilled labour market, which was carried out on the basis of the model including competition level indicators and factors that can influence them. We have defined the level of competitiveness of Financial University postgraduate leavers. The level of competitiveness is influenced by a number of factors such as personal features, labour market demand for them, etc.

Key words: postgraduate leavers', competitiveness level, competitiveness factors, competitive advantages, labour market, sub-faculty, socialization of the postgraduates in the field science, scientific advisor, involvement of the postgraduates into the sub-faculty activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.