Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 http://mir-nauki.com/ 2017, Том 5, номер 4 (июль - август) http://mir-nauki. com/vol5-4. html URL статьи: http://mir-nauki. com/PDF/ 17PDMN417.pdf Статья опубликована 14.08.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Ипполитова Н.В., Разливинских И.Н., Стерхова Н.С. Выпускная квалификационная работа бакалавра теоретического характера: понятие, структура, форматы выполнения // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 4 http://mir-nauki.com/PDF/17PDMN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Внутривузовский грант «Выпускная квалификационная работа студентов вуза: типы, форматы, методика подготовки»
УДК 378.016:51
Ипполитова Наталья Викторовна
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Россия, Шадринск
Доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]
Разливинских Ирина Николаевна
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Россия, Шадринск
Кандидат педагогических наук, доцент E-mail: [email protected]
Стерхова Наталья Сергеевна
ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», Россия, Шадринск
Кандидат педагогических наук, профессор E-mail: [email protected]
Выпускная квалификационная работа бакалавра теоретического характера: понятие, структура, форматы выполнения
Аннотация. Одним из элементов государственной итоговой аттестации студентов, освоивших программу бакалавриата, является защита выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа может быть представлена в одном из четырех видов: теоретического, опытно-практического, опытно-экспериментального и проектного характера. В данной статье рассмотрены характеристики выпускной квалификационной работы теоретического характера, которая представляет собой вид ВКР, характеризующий исследовательскую деятельность, осуществляемую на основе теоретического анализа четко обозначенной проблемы без проведения эксперимента. Цель ВКР теоретического характера заключается в выделении значимых отношений между изучаемым объектом и окружающим миром, в обобщении результатов исследования эмпирического характера, а также в выявлении общих закономерностей и их формализация. Данный вид ВКР может быть выполнен в трех форматах: исследовательская работа, проектная работа и портфолио. Авторами дана характеристика каждого формата и описаны структурные компоненты.
Ключевые слова: выпускная квалификационная работа; ВКР теоретического характера; ВКР теоретического характера в формате исследовательской работы; ВКР теоретического характера в формате проектной работы; ВКР теоретического характера в формате портфолио
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com
В Федеральном государственном стандарте (ФГОС) высшего образования третьего поколения отражены требования к выпускнику вуза, освоившему программу бакалавриата, в частности, студенты должны быть готовы к осуществлению учебно-профессиональной, научно-исследовательской, образовательно-проектировочной, организационно-
технологической и других видов деятельности. По окончанию обучения студенты проходят государственную итоговую аттестацию, одним из элементов которой является защита выпускной квалификационной работы (ВКР).
Выпускная квалификационная работа представляет собой итоговую аттестационную самостоятельную учебно-исследовательскую работу, выполненную обучающимся (несколькими обучающимися совместно), связанную с решением задач того вида (видов) деятельности, к которым готовится студент и демонстрирующую уровень его подготовленности к самостоятельной профессиональной деятельности [4].
При написании ВКР студент должен продемонстрировать сформированность общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые указаны в программе государственной итоговой аттестации по соответствующей образовательной программе.
Выпускная квалификационная работа может быть представлена в четырех видах:
• выпускная квалификационная работа теоретического характера;
• выпускная квалификационная работа опытно-практического характера;
• выпускная квалификационная работа опытно-экспериментального характера;
• выпускная квалификационная работа проектного характера [4; 5].
Рассмотрим подробнее ВКР теоретического характера.
ВКР теоретического характера представляет собой вид ВКР, характеризующий исследовательскую деятельность, осуществляемую на основе теоретического анализа четко обозначенной проблемы без проведения эксперимента [4; 5].
Побуждением к написанию ВКР исследовательского формата может быть стремление обнаружить и заполнить пробелы («разрывы») в существующих научных знаниях. Направление работы этого типа задается исследовательскими вопросами или предположениями, сформулированными на основе объясняющих теорий [1].
Отличительными признаками ВКР теоретического характера являются:
• наличие четко обозначенной проблемы исследования;
• изучение объекта, недоступного для непосредственного исследования;
• выявление общих закономерностей, принципов, особенностей изучаемого явления путем обработки и интерпретации теоретического материала;
• возможность экстраполяции результатов исследования на ряд подобных объектов;
• использование теоретических методов исследования (анализа -ретроспективного, эмпирического, методического и пр., синтеза, сравнения, моделирования и т. д.);
• результатом исследования является выявление общих закономерностей, принципов, особенностей изучаемого явления путем обработки и интерпретации теоретического материала.
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com
Цель ВКР теоретического характера заключается в выделении значимых отношений между изучаемым объектом и окружающим миром, в обобщении результатов исследования эмпирического характера, а также в выявлении общих закономерностей и их формализация [4].
К задачам ВКР теоретического характера относятся:
• определение и анализ объекта, который является недоступным для естественного исследования;
• обобщение результатов исследования, нахождение общих закономерностей путем обработки и интерпретации опытных данных;
• расширение результатов исследования на ряд подобных объектов без повторения всего объема исследований;
• повышение надежности экспериментального исследования объекта (обоснования параметров и условий наблюдения, точности измерений).
ВКР рассматриваемого вида имеет следующую структуру:
• введение, раскрывающее актуальность выбора темы исследования и формулируются компоненты методологического аппарата (объект, предмет, цель, задачи работы, практическая значимость, методы исследования и т. д.);
• теоретическая часть, описывающая историю вопроса, а также обоснование рассматриваемой проблемы в теории и практике при сравнительном анализе различных источников литературы;
• заключение, содержащее выводы, а также рекомендации, в которых могут отражаться возможности использования предложенных материалов исследования;
• список использованных источников (не менее 50 источников);
• приложение (при необходимости).
Выпускная квалификационная работа теоретического характера может быть представлена в трех форматах: исследовательская работа, проектная работа и портфолио. Рассмотрим характеристики каждого из форматов для данного вида ВКР.
ВКР теоретического характера в формате исследовательской работы - это вид
ВКР, характеризующий исследовательскую деятельность студента и позволяющий расширить имеющиеся знания об изучаемой проблеме и возможных путях их решения.
Целью выполнения ВКР исследовательского формата может быть обнаружение и заполнение пробелов в существующих научных знаниях. Направление работы этого типа задается исследовательскими вопросами или предположениями, сформулированными на основе объясняющих теорий. Соответственно цель ВКР состоит в нахождении ответов на поставленные вопросы, подтверждении или опровержении сформулированных предположений (гипотез) [7; 9].
К ВКР исследовательского формата предъявляются следующие основные требования:
• исследование, начиная с формулировки вопросов и гипотез, должно быть основано на признанных в изучаемой области теориях и учитывать результаты наиболее значимых опубликованных исследований, соответственно ВКР должна демонстрировать знание и понимание студентом научного контекста работы;
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com
• достижение целей ВКР должно быть связано с проведением студентом собственного оригинального исследования, включающего научное обоснование исследования; планирование организации исследовательской деятельности; осуществление сбора, обработки и анализа данных; интерпретацию полученных результатов;
• на основе критического анализа полученных результатов и результатов других научных работ, опубликованных по данной теме, должны быть сделаны выводы и рекомендации по дальнейшему направлению исследований и/или их практическому использованию [2; 4; 5; 7].
Результатом ВКР исследовательского формата может быть научная публикация, подготовленная в рамках работы над утвержденной темой и в течение учебы бакалавра. Опубликованные ранее работы, не связанные с работой по теме ВКР, не могут быть приняты в качестве результата ВКР [6].
Выпускная квалификационная работа теоретического характера исследовательского формата имеет следующую структуру:
1. Титульный лист оформляется в соответствии с общеустановленными требованиями вуза (либо факультета). Студент в обязательном порядке на титульном листе указывает вид и формат работы.
2. Перечисление всех разделов ВКР с указанием их соответствующего положения (страницы) в тексте указывается в оглавлении (содержании).
3. В аннотации необходимо указать: автора, тему, направление подготовки, ключевые слова (3 -5 слов), цель и задачи ВКР, результат и объем работы.
4. Вводная часть ВКР исследовательского формата предполагает обоснование выбора темы, определяемой ее актуальностью, также здесь формулируются проблема и круг вопросов - задач, необходимых для ее решения.
5. В структуре основной части ВКР должно быть выделено 1-2 главы, каждая из которых содержит по 2-3 параграфа. Первый параграф исследования может быть посвящен анализу исторических или общетеоретических аспектов изучаемой проблемы. В следующих параграфах студентом могут быть раскрыты основные аспекты исследуемой темы, в которых описываются теоретические положения, проводится анализ и обобщение собранного фактического (эмпирического) материала, описываются результаты статистического анализа, анкетирования, наблюдений, изучения документов, делаются выводы [3].
Обзор и анализ литературных источников предусматривает раскрытие истории вопроса, степени разработанности проблемы в теории и практике. Теоретические выкладки строятся на основе анализа научной литературы со ссылками на авторов рассматриваемых источников. При этом необходимо проанализировать и сопоставить мнения разных ученых и высказать свою точку зрения по данной проблеме.
6. Заключение представляет собой краткую характеристику осуществленной работы и раскрывает значимость рассмотренных вопросов. Здесь формулируются итоги проделанной работы в сжатом виде, ответы на каждую из поставленных задач, излагаются предложения и рекомендации по внедрению полученных результатов и дальнейшему развитию темы.
7. Обязательно также наличие списка используемых источников (не менее 50). В указанный список включаются различные виды источников: библиографические, электронные, видео- и аудиоисточники, архивные материалы и т. д.
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com
8. Приложение призвано облегчить восприятие содержания выпускной квалификационной работы и может включать: материалы, дополняющие текст; таблицы вспомогательных данных; большие схемы, диаграммы, иллюстрации вспомогательного характера; рисунки, фотографии, инструкции и т. д. Данный раздел не является обязательным
[4].
ВКР теоретического характера в формате проектной работы - это вид ВКР, представляющий собой отчет о разработке проекта, который позволяет создать интеллектуальный продукт (технологию) в определенной сфере (например, образования) и собственно сам разработанный продукт [5].
Целью выполнения ВКР теоретического характера в формате проектной работы является разработка реально или потенциально востребованного интеллектуального продукта. Направление работы этого типа задается поиском проектных идей и выбором наилучшей (или оптимальной по каким-то параметрам) альтернативы реализации проекта. Соответственно в качестве цели ВКР данного формата выступает нахождение проектной идеи, просчитанным воплощением которой будет лучший (или оптимальный) вариант реализации проекта, и разработкой на ее основе конечного интеллектуального продукта.
К ВКР проектного формата предъявляются следующие основные требования:
• проект должен базироваться на выбранной среди альтернатив проектной идее, ситуация безальтернативного выбора не допускается;
• выбор проектной идеи из альтернатив осуществляется на основе их оценки в соответствии с ясно сформулированными и обоснованными критериями;
• поиск проектных идей должен опираться на опубликованные научные работы (теоретические, прикладные, исследовательские), исследования, включая прогнозные, выполненные и опубликованные признанными исследовательскими организациями;
• проектирование интеллектуального продукта должно осуществляться на основе предпроектных исследований, включающих в себя поиск, обоснование и выбор проектной идеи, сбор и анализ информации, необходимой для обоснования параметров интеллектуального продукта, анализ выгод и рисков его использования;
• разработанный интеллектуальный продукт как результат проектирования должен быть частью ВКР и представлен в отдельном разделе;
• в ВКР должны быть предложены критерии и методы оценки эффективности продукта (меры по управлению рисками) [1; 5; 10].
Приветствуется подготовка предложения разработанного продукта как части ВКР, в формате, необходимом для представления в заинтересованные организации и фонды. Разработанные ранее проекты, не связанные с обучением по данному направлению, не могут быть приняты в качестве результата ВКР.
ВКР теоретического характера проектного формата имеет следующую структуру:
1. Титульный лист.
2. Содержание, которое включает в себя последовательно перечисленные заголовки структурных частей, следующих за «Содержанием», а также номера и заголовки разделов и подразделов основной (проектной) части пояснительной записки с указанием номеров страниц.
(499) 755 50 99 ЬЦр://ш1г-паик1 .сот
3. В аннотации необходимо указать: автора, тему, направление подготовки, ключевые слова (3 -5 слов), цель и задачи ВКР, результат и объем работы.
4. Введение. Данный раздел должен начинаться с описания проблемы, для решения которой будет спроектирован интеллектуальный продукт, и обоснования актуальности его разработки.
Обоснование актуальности включает в себя краткое описание истории возникновения и текущего состояния вопроса, отношения к нему заинтересованных сторон, прогнозов и оценок. Актуальность проекта обосновывается с помощью анализа фактов, информации, теоретических и прикладных работ, результатов исследований, экспертных оценок, изложенных в релевантной литературе с соответствующими ссылками на источники.
После описания проблемы и обоснования актуальности проекта необходимо сформулировать цель проекта и его задачи, критерии выбора проектной идеи, вопросы для предпроектного исследования, общие требования к результату проектирования. Цель и задачи проекта должны быть реалистичны, ясно изложены и соответствовать проблеме проекта.
Во введении обозначаются границы проекта, за которые он выходить не будет. Кроме того, важно указать и описать факторы, которые находятся вне контроля проектанта, но, тем не менее, могут повлиять на итоговый успех проекта.
Во введении также можно кратко описать структуру и содержание работы.
Необходимо обратить внимание на соответствие содержания работы поставленным целям и задачам.
5. Основная часть (анализ методологических, теоретических, методических аспектов проблемы (основных понятий, методологических подходов, целей и задач проектирования), определение этапов работы над проектом, результаты предпроектного и проектного исследования).
В первом разделе (параграфе) данной части необходимо раскрыть основные понятия, связанные с проектированием, описать методологию и методику выполнения предпроектного и проектного исследования, разработки и оценки запланированного продукта.
Теоретический анализ основных понятий позволит уточнить позицию автора и конкретизировать цель и задачи предстоящей работы.
Определение методологии выполнения предпроектного исследования должно позволить оценить альтернативные проектные идеи и обосновать выбор одной из них, в том числе с учетом выгод и рисков, связанных с конечным продуктом. В рамках предпроектного исследования могут выполняться кабинетные исследования, анализ вторичных источников, институциональные исследования и т. п.
Характеристика методики проектирования должна позволить разработать конечный интеллектуальный продукт, соответствующий сформулированным во введении требованиям. Методика оценки результатов проектирования должна позволить оценить основные характеристики разработанного продукта и его качество.
В разделе, посвященном характеристике предпроектного исследования, должны быть описаны все его результаты, достигнутые на основе избранных и реализованных методологии и методики. В данном разделе с опорой на выводы, сделанные на основе обзора литературы, должен быть обоснован выбор проектной идеи, реализация которой ляжет в основу разрабатываемого интеллектуального продукта [1; 5].
6. Результаты проектирования. В данном разделе представляется описание разработанного интеллектуального продукта, включая все его составные части в соответствии с требованиями к результату, сформулированными во введении, а также результаты оценки разработанного продукта в соответствии с предложенной методологией и методикой.
В случае выявленных на стадии предпроектных исследований существенных рисков, связанных с использованием разработанного продукта, в этом разделе должны быть предложены меры по снижению рисков.
Если продукт или его отдельные элементы требуют расширенного описания, то оно может быть вынесено в приложения, а в основном тексте представляется сокращенный вариант.
Непосредственный результат проектной ВКР представляется в виде интеллектуального продукта (содержание педагогического процесса, методики, технологии в рамках четко сфокусированной проблемы исследования, образовательная программа, программа или проект развития организации или системы образования, законодательная инициатива, инструмент оценки и т. п.).
7. Заключение отражает итоги выполнения работы: излагаются теоретические и практические выводы по актуальности и новизне проектного решения, приводятся доказательства практической значимости выпускной квалификационной работы. Выводы должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок.
В данном разделе делаются выводы о сравнительной привлекательности разработанного интеллектуального продукта. Предлагаются меры по его внедрению или дальнейшему продвижению.
В данном разделе необходимо раскрыть потенциальные возможности применения полученных результатов проекта в конкретной сфере.
8. Список использованных источников. При выполнении обзора литературы для проектной работы возможно использование как научных работ (теоретических, прикладных, исследовательских), опубликованных в признанных научных журналах, так и исследований, выполненных и опубликованных признанными исследовательскими организациями. В обзоре должны рассматриваться исследования, результаты которых были опубликованы не ранее, чем за 6 лет до момента выполнения проекта.
В приложения выносятся важные, но громоздкие материалы исследования, расширенные описания, инструменты проведения исследования, большие таблицы, детальные расчеты и пр. Все приложения должны быть пронумерованы, на каждое приложение должны быть ссылки в тексте работы.
ВКР теоретического характера в формате портфолио - вид ВКР, характеризующий исследовательскую деятельность студента и включающий системно разработанную, целостную коллекцию артефактов [4; 8].
Структура и содержание ВКР теоретического характера в формате портфолио.
Первым элементом ВКР данного вида в формате портфолио является титульный лист, оформленный в соответствии с общеустановленными требованиями вуза.
Второй элемент - «Содержание» - включает перечень всех разделов портфолио с указанием их соответствующего положения в портфолио: аннотация, опубликованные и неопубликованные результаты теоретического исследования, материалы, демонстрирующие достижения студента.
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 http ://mir-nauki .com
Титульный лист оформляется в соответствии с общеустановленными требованиями
вуза.
Перечисление всех разделов ВКР с указанием их соответствующего положения (страницы) в тексте указывается в Содержании.
В аннотации необходимо указать: автора, тему, направление подготовки, ключевые слова (3-5 слов), цель и задачи ВКР, результат и объем работы.
Опубликованные и неопубликованные результаты теоретического исследования могут быть представлены:
• авторефератом;
• фрагментами из научных и публицистических трудов, исследующих тему портфолио (статьями, тезисами, текстами докладов и др.);
• материалами научных разработок (грантовых исследований, запатентованных материалов НИОКР;
• материалами учебно-методических пособий и авторских программ (урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования и т. д.);
• списком используемых в ходе исследовательской деятельности студента источников;
• материалами саморефлексии (записями о ходе формирования портфолио, трудностях, связанных со сбором материала);
• материалами, описывающими содержание деятельности, которая выполнялась студентом в ходе обучения до выполнения ВКР, но по теме портфолио (конспекты лекций и первоисточников, рефераты, эссе, материалы к курсовым работам и пр.);
• докладами, стендовыми выступлениями на семинарах и конференциях; рабочими записями);
• систематизированной информацией о внедрении результатов исследовательской деятельности студента (перечень научных мероприятий, социальных сетей, научных проектов, научно-образовательных платформ и т. д., где внедрялись материалы ВКР) [4; 8].
Материалы, наглядно демонстрирующие наиболее значимые достижения студента:
• дипломы, грамоты, благодарности, сертификаты участника;
• охранные документы (грамоты, патенты, лицензии, пакеты документов на грантовые исследования и т. д.).
При формировании содержания портфолио студент сам имеет право определить, какие артефакты подтверждают наличие у него соответствующих компетенций образовательной программы. Тем не менее, независимо от выбора артефактов, к портфолио предъявляются следующие минимальные требования:
1. Центральными артефактами портфолио являются научные публикации, материалы научных разработок и учебно-методические материалы, оцененные независимыми экспертами, исключающими преподавателей, реализующих направление бакалавриата. Если публикация подготовлена в соавторстве, к ней должно прилагаться разъяснение о том, какую роль играл студент в ее написании.
2. Чрезмерно большой объем ВКР, выполненной в формате портфолио, оформляется в форме веб-портфолио, где каждый раздел-рубрику необходимо снабдить подразделами, отражающими географический, хронологический, проблемный или иной подход к формированию материалов портфолио.
Итак, отметим следующее. В условиях реформирования российской образовательной системы подготовка студентов имеет инновационный характер, что объективно обусловливает появление проблем в сфере методического обеспечения образовательного процесса в вузе.
Завершающим этапом исследовательской деятельности студентов, осваивающих программу бакалавриата, выступает защита выпускной квалификационной работы, которая является одной из составляющих государственной итоговой аттестации.
Одним из видов ВКР является ВКР теоретического характера, которая также может быть представлена в трех форматах: исследовательская работа, проектная работа и портфолио.
ЛИТЕРАТУРА
1. Далингер, В. А. Организация и содержание поисково-исследовательской деятельности [Текст] / В. А. Далингер, Н. В. Толпелкина. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004. - 263 с.
2. Жигадло, А. П. Профессиональная деятельность бакалавра и основные требования к выпускной квалификационной работе на соискание степени «прикладной бакалавр» [Текст] / А. П. Жигадло, А. И. Бокарев, Т. П. Хохлова // Вестник СибАДИ. - 2014. - Вып. 6 (40). - С. 134-137.
3. Ипполитова, Н. В. Методика работы над магистерской диссертацией [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова; Шадр. гос. пед. ин-т. -Шадринск: ОГУП «Шадринский Дом Печати», Каргапольский филиал, 2012. -95 с.
4. Ипполитова, Н. В. Система подготовки студентов вуза к исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения [Текст] : монография / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова; Междунар. академия наук. пед. образования. - Ставрополь: Центр научного знания «Логос», 2016. - 142 с.
5. Магистерская программа «Доказательная образовательная политика» [Текст]: справочник слушателя. - М.: НИУ «Высшая школа экономики»; Институт образования, 2016. - 49 с.
6. Научное исследование в педагогике [Текст]: словарь-справочник / сост. Н. В. Ипполитова , Л. В. Парунина , Н. С. Стерхова; Шадр. гос. пед. ин-т. - Шадринск : Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», Каргапольский филиал, 2011. - 185 с.
7. Научно-исследовательская работа студентов [Текст]: учеб. - методическое пособие / Д. В. Туманов, С. К. Шайхитдинова, Р. П. Баканов и др.; под ред. Д. В. Туманова. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2007. - 140 с.
8. Прутченков, А. Портфолио: типичные ошибки и затруднения [Текст] / А. Прутченков // Народное образование. - 2005. - № 2. - С. 71-80.
9. Рекомендации по организации научно-исследовательской деятельности студентов [Текст] / сост. В. А. Семёнова. - Екатеринбург: ПРЦ ППТ и МП, 2012. - 14 с.
10. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины [Текст] / авт.-сост. М. Ю. Олешков, В. М. Уваров. - М.: Компания Спутник+, 2006. - 191 с.
Ippolitova Natalya Viktorovna
Shadrinsk state pedagogical university, Russia, Shadrinsk
E-mail: [email protected]
Razlivinskikh Irina Nikolaevna
Shadrinsk state pedagogical university, Russia, Shadrinsk E-mail: [email protected]
Sterkhova Natalya Sergeevna
Shadrinsk state pedagogical university, Russia, Shadrinsk
E-mail: [email protected]
Bachelor's theoretical graduate qualification work: notion, structure, formats
Abstract. The Final state attestation of the students mastering bachelors' programs includes the graduate qualification work defense. The graduate qualification work can be presented in one of the four types: theoretical, practical, experimental and project-based. This article discloses the characteristics of the theoretical graduate qualification work that is considered as a graduate qualification work type, representing research activity based on theoretical analysis of the clearly defined problem without an experiment. The aim of this graduate qualification work type is to disclose the relationships between the object under study and the environment, to sum up the empirical investigation results and to expose the objective laws. This type of the theoretical graduate qualification work can be fulfilled in three formats: the research format, the project-based format, the portfolio format. The authors describe the characteristics and the structure of each format.
Keywords: graduate qualification work; theoretical graduate qualification work; theoretical graduate qualification work of the research format; theoretical graduate qualification work of the project-based format; theoretical graduate qualification work of the portfolio format