Научная статья на тему 'Выход России на рынок Бразилии в рамках сотрудничества стран БРИКС'

Выход России на рынок Бразилии в рамках сотрудничества стран БРИКС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
554
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / ПАРТНЕР / РЫНОК / ЛОГИСТИКА / СОТРУДНИЧЕСТВО / BRICS / PARTNER / MARKET / LOGISTICS / COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведев И. В.

Предмет. Рассмотрены тенденции развития экономики Бразилии в рамках перспектив внешнеторговых отношений с Россией и странами БРИКС в области технического и инвестиционного сотрудничества. Цели. Изучение и анализ текущей экономической и политической ситуации в Бразилии и последствий создания Транстихоокеанского партнерства для Бразилии и стран БРИКС. Рассмотрение способов и перспектив развития и усиления отношений между странами БРИКС на примере инвестиционного сотрудничества. Методология. Применены основы системного анализа и формальной логики. Проведено исследование целесообразности, возможностей, способов и стратегии налаживания партнерских отношений с Бразилией в рамках БРИКС. Результаты. Раскрыты последствия введения Транстихоокеанского партнерства и его влияния на экономику Бразилии. Проанализирован сценарий, при котором Бразилия может выйти из состава БРИКС, приведены направления деятельности, наиболее актуальные для развития кооперации и связи между Бразилией, Россией и остальными странами БРИКС. Выводы. Образование Транстихоокеанского партнерства создает опасную ситуацию для стран БРИКС, в частности для России. Инвестиционное и техническое сотрудничество является необходимым элементом политики стран участниц БРИКС. Необходимо скорейшее развитие транспортно-логистической сферы. В случае негативного развития событий БРИКС может утратить важного торгового партнера в Южно-Тихоокеанском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia's entry into the Brazilian market through the BRICS cooperation

Importance The article focuses on trends in Brazil's economic development, considering prospects for foreign trade relationships with Russia and the BRICS countries as part of technological and investment cooperation. Objectives The research examines and analyzes the current economic and political situation in Brazil and how the establishment of the Trans-Pacific Partnership can influence Brazil and the BRICS countries. I also study methods and prospects for developing and strengthening the relationships between the BRICS countries focusing on the investment partnership. Methods The research is based on a systems analysis and formal logic. I review the reasonableness, opportunities, methods and strategies for setting up partnership relations with Brazil within the BRICS. Results The article reveals how the Trans-Pacific Partnership influenced the economy of Brazil and analyzes the scenarios when Brazil can withdraw from the BRICS. I indicate the most promising areas for developing the cooperation and relationships between Brazil, Russia and the other BRICS nations. Conclusions and Relevance The Trans-Pacific Partnership poses threats to the BRICS nations, and Russia, in particular. The investment and technological partnership is an integral part of the BRICS policies. It is reasonable to develop the transportation and logistics as soon as possible.

Текст научной работы на тему «Выход России на рынок Бразилии в рамках сотрудничества стран БРИКС»

Финансовая аналитика: Financial Analytics:

проблемы и решения 44 (2015) 58-64 Science and Experience

ISSN 2311-8768 (Online) Экономическая политика

ISSN 2073-4484 (Print)

ВЫХОД РОССИИ НА РЫНОК БРАЗИЛИИ В РАМКАХ СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН БРИКС Илья Витальевич МЕДВЕДЕВ

студент юридического факультета, Тверской государственный университет, Тверь, Российская Федерация [email protected]

История статьи:

Принята 20.10.2015 Принята в доработанном виде 04.11.2015

Одобрена 09.11.2015 УДК 338.27

Ключевые слова: БРИКС, партнер, рынок, логистика, сотрудничество

Аннотация

Предмет. Рассмотрены тенденции развития экономики Бразилии в рамках перспектив внешнеторговых отношений с Россией и странами БРИКС в области технического и инвестиционного сотрудничества.

Цели. Изучение и анализ текущей экономической и политической ситуации в Бразилии и последствий создания Транстихоокеанского партнерства для Бразилии и стран БРИКС. Рассмотрение способов и перспектив развития и усиления отношений между странами БРИКС на примере инвестиционного сотрудничества.

Методология. Применены основы системного анализа и формальной логики. Проведено исследование целесообразности, возможностей, способов и стратегии налаживания партнерских отношений с Бразилией в рамках БРИКС.

Результаты. Раскрыты последствия введения Транстихоокеанского партнерства и его влияния на экономику Бразилии. Проанализирован сценарий, при котором Бразилия может выйти из состава БРИКС, приведены направления деятельности, наиболее актуальные для развития кооперации и связи между Бразилией, Россией и остальными странами БРИКС. Выводы. Образование Транстихоокеанского партнерства создает опасную ситуацию для стран БРИКС, в частности для России. Инвестиционное и техническое сотрудничество является необходимым элементом политики стран - участниц БРИКС. Необходимо скорейшее развитие транспортно-логистической сферы. В случае негативного развития событий БРИКС может утратить важного торгового партнера в Южно-Тихоокеанском регионе.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

В исследовании рассмотрим экономику Бразилии, которая является одной из стран - участниц организации БРИКС. С момента основания БРИКС прошло более шести лет, и экономический рост стран - участниц этой организации показывает, что в будущем у нее есть все шансы быть на равных со странами Евросоюза.

Однако для того чтобы выйти на этот уровень, странам БРИКС необходимо идти по пути интеграции, связанной в перспективе с объединением экономик и представлением режима наибольшего благоприятствования. Разумеется, надо понимать, что этот процесс будет происходить намного медленнее и сложнее, чем создание Евросоюза.

Наиболее серьезную проблему представляет различное географическое и экономическое положение стран - участниц БРИКС [1, с. 29]. Отсутствие общих границ и неравенство экономического развития в значительной степени препятствуют дальнейшей интеграции и налаживанию партнерских отношений.

Однако, несмотря на эту проблему, вопрос о дальнейшей интеграции может встать довольно

остро, так как Евразийский экономический союз при любом сценарии не сможет соперничать со странами Евросоюза и США ни в экономическом, ни в военном, ни в научном плане и в результате будет вынужден присоединиться к одной из группировок. Неизбежное вливание Евразийского экономического союза в программу Восточного партнерства на невыгодных для России и стран ЕАЭС условиях, несомненно, приведет к негативным результатам.

Следует понимать, что в будущем Бразилия будет играть одну из ключевых ролей в усилении группы стран БРИКС. Поэтому рассмотрим наиболее сильные и слабые стороны экономики Бразилии.

В настоящее время экономику Бразилии действительно можно назвать постиндустриальной [2, с. 90], особенно если исходить из того, что более 70% населения занято в сфере услуг. Достигнуты соглашения в высокотехнологичных областях, к каким можно отнести договор об установке и эксплуатации наземной российской навигационной системы ГЛОНАСС.

Этот пример показывает, что в настоящее время существует фундамент для развития на рынке Бразилии высокотехнологичного производства.

К сожалению, договоры о развитии высокотехнологичного производства, если их рассматривать в рамках отношений Россия -Бразилия и Бразилия - страны БРИКС, скорее являются частным случаем и, по сути, не играют существенной роли в решении тех проблем, с которыми в настоящее время столкнулась экономика Бразилии.

Если более конкретно рассматривать недостатки экономики Бразилии, то для наглядности стоит провести параллель с Россией, так как, даже несмотря на большие различия в экономике этих стран, их объединяет проблема слабо развитого реального сектора экономики. В Бразилии этот сектор представлен преимущественно сельским хозяйством, горнодобывающей и обрабатывающей промышленностью.

Разумеется, эти отрасли являются сильными сторонами бразильской экономики, так как в них трудится около 30% населения [3, с. 51]. В сфере услуг занято свыше 70% населения. Сильная зависимость от иностранных компаний, которые переносят производство в эту страну, не позволяет самостоятельно контролировать создание рабочих мест для населения Бразилии. Следствием этого являются рост безработицы, нарастающие волнения в обществе. Так, например, в 2015 г. было ликвидировано около 548 тыс. рабочих мест, а в 2014 г. их было создано всего около полумиллиона.

Эта ситуация непосредственным образом влияет на экспорт продукции [4, с. 61]. Наиболее отчетливо такую ситуацию можно проследить на примерах забастовки сельскохозяйственных служащих, которые отказываются выдавать сертификаты происхождения товаров, что влечет за собой невозможность их вывоза из Бразилии законным способом.

Иными словами, Бразилия сталкивается с проблемой зависимости от других компаний в области высокотехнологичного производства на фоне стагнации собственной экономики, связанной с ухудшением ситуации с локомотивными отраслями экономики.

Неблагоприятная ситуация складывается и в горнодобывающей промышленности в связи с резким спадом спроса на руду, который начался в августе 2015 г.

Тем не менее, несмотря на падение спроса на руду, это не помешало бразильской компании Vale заключить договор с китайской компанией CMES 20-летний контракт на поставку железной руды, что, к сожалению, тоже является частным случаем и, по сути, в ближайшее время не изменит сложившуюся ситуацию на рынке Бразилии и не исправит продолжающуюся стагнацию экономики на фоне падения спроса на продукцию горнодобывающих предприятий и сельского хозяйства.

Также отмечается напряженная ситуация, связанная с ухудшением положения в социальной сфере и уменьшением доверия к правящей политической партии, а также с утратой президентом Бразилии Дилмой Руссеф контроля за экономической и политической ситуацией в стране, чего можно было бы избежать при грамотном макроэкономическом планировании.

Однако, несмотря на неблагоприятную ситуацию, которая в настоящее время складывается в Бразилии, перед странами БРИКС, в частности перед Россией, открываются возможности для развития новых и укрепления уже имеющихся партнерских отношений.

Если рассматривать возможности, которые открываются для России в связи со сложившейся ситуацией, то прежде всего стоит обратить внимание на ошибки, которые были допущены руководством Бразилии в сфере проведения внешнеторговой политики.

В Бразилии очень слабо развита сеть железных дорог. В угоду интересам американских и западноевропейских автомобильных

транснациональных компаний сознательно затормаживается развитие железнодорожной сети, что привело к плачевному положению в этой сфере. Сложившаяся ситуация может послужить стимулом для России в инвестирование железных дорог и, как следствие, в их частичную приватизацию, как это в настоящее время пытается сделать Китай, заключая договоры и инвестируя в строительство железных дорог в Бразилии.

Начиная с инвестиций в железные дороги в рамках отношений Россия - Бразилия, в будущем можно стимулировать даже те регионы, которые до этого не являлись прибыльными в связи со слабо развитым производством и обладали посредственной сырьевой ценностью.

Необходимо также отметить, что политика инвестиций в Бразилии на примере железнодорожной отрасли вполне может стать стимулом для развития в ряде регионов производства вагоностроения.

В настоящее время Россия, как и все страны БРИКС, весьма ограничена в сроках, которые касаются принятия решений по поддержке Бразилии [5, с. 260]. В связи с созданием Транстихоокеанского партнерства (ТТПI), которое насчитывает 12 стран, среди которых США, Канада, Мексика, Перу, Чили, Япония, Малайзия, Бруней, Сингапур, Вьетнам, Австралия и Новая Зеландия, для Бразилии существует реальная опасность остаться обособленной страной в Южно-Тихоокеанском регионе. На страны этого партнерства приходится около 40% мировой экономики.

Напрямую Бразилия экспортирует свои товары во все страны ТТП, общий экспорт составляет около 31 млрд долл. США в год. Если в ближайшее время Бразилия не подпишет соглашение о вступлении в ТТП, она может лишиться квот на экспорт своей продукции в указанные страны, что повлечет за собой огромные убытки.

Также стоит понимать, что в случае подписания Бразилией договора о вступлении в ТТП есть большая вероятность исключения ее из группы стран БРИКС, что повлечет за собой невозможность развития партнерских отношений в будущем. Нужно отметить, что подобная опасность может существовать также для Китая и Индии.

Однако, несмотря на несколько мрачные прогнозы, которые касаются Бразилии, стоит отметить, что Россия совместно с Китаем ведет работу по сотрудничеству с Бразилией [6, с. 20], прежде всего в области переработки и транспортировки нефти и газа.

Дальнейшие перспективы сотрудничества с Бразилией были намечены на встрече министров

промышленности стран БРИКС [7, с. 109], которая стала стартовой площадкой для развития ряда инвестиционных проектов, направленных на укрепление инвестиционного сотрудничества не только в отношении Бразилии, но и других стран -участниц БРИКС. Формат встречи, которая будет проводиться в рамках БРИКС - ЕАЭС -Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), говорит о том, что проблема, связанная с вынужденным вступлением Бразилии в ТТП, является насущной.

На современном этапе сотрудничества основное внимание должно быть уделено инвестированию в транспортно-логистическую систему [8, с. 20], прежде всего в авиаперевозки, так как, несмотря на работу в области технического и экономического сотрудничества в странах БРИКС, в Бразилии по-прежнему нет прямых рейсов в Индию и Китай. При должном экономическом содействии стран - участниц БРИКС ситуация в сфере авиаперевозок будет разрешена и в будущем окажет положительное влияние как на развитие туристического бизнеса, так и на увеличение деловых поездок в страну. В противном случае БРИКС может потерять одного из важнейших партнеров в Южно-Тихоокеанском регионе, что в конечном итоге приведет к резкому снижению российского импорта.

Странами БРИКС, а именно Россией и Китаем, налаживаются активные торговые отношения с Аргентиной, прежде всего в тяжелой промышленности и банковской сфере [9, с. 70].

Исходя из этого можно сделать вывод, что стремительным развитием темпов сотрудничества с Аргентиной [10, с. 59] Россия и Китай как минимум пытаются оттянуть возможное присоединение этой страны к

Транстихоокеанскому партнерству и тем самым выиграть время для разработки и внедрения инвестиционных проектов, что должно повлечь за собой стабилизацию ее экономики, повышение инвестиционной привлекательности страны и предотвращение ее возможного обособления. Однако перенос производства именно в Аргентину в рамках отношений с Россией является скорее частным случаем.

Такие партнерские отношения преследуют главным образом две цели: во-первых, не

допустить развития Транстихоокеанского партнерства в Южно-Тихоокеанском регионе, во-вторых, обеспечить для Аргентины альтернативу ТТП [12, с. 320] в виде присоединения к странам БРИКС, что повлечет за собой усиление этого объединения и повышение его конкурентоспособности на мировом рынке.

Экономика Аргентины имеет примерно те же самые проблемы, что и экономика Бразилии [13, с. 32], которые заключаются в сильной зависимости от сельскохозяйственной отрасли и неразвитости высокотехнологичного производства, поэтому перенос российского производства на территорию Аргентины является перспективным для России. Однако развитие этого направления в Бразилии явилось бы значительно более выгодным шагом прежде всего за счет предоставления льготного режима для потенциальных инвесторов из БРИКС.

В настоящее время Россия имеет потенциальную возможность закрепления в железнодорожной отрасли Бразилии, тем самым стимулируя отечественного производителя не только в нефтегазовой сфере, но и в иных отраслях российской промышленности1. Как уже отмечалось, налаживание логистической цепи между Бразилией и остальными странами БРИКС также является одним из приоритетных направлений в выстраивании внешнеторговой политики для России [14, с. 22]. В краткосрочной

перспективе в отношении выстраивания логистической цепочки стоит отметить, что контракты на перенос производства и сборку самолетов SSJ100 в Индию [15, с. 25] могут послужить стимулом к развитию воздушного сообщения между Южной Америкой и странами БРИКС.

Подводя итоги, следует отметить, что, несмотря на негативную тенденцию, связанную со стагнацией экономик ряда стран Южной Америки [16, с. 38], появление Транстихоокеанского партнерства представляет собой гораздо более серьезную угрозу, чем кажется на первый взгляд. Однако вместе с этим появление этой организации открывает перед странами БРИКС хорошие возможности для сотрудничества с Бразилией на льготных для России условиях.

Бразилия находится в весьма сложной внешнеторговой ситуации, и направление по привлечению иностранных инвесторов в страну как никогда актуально [17, с. 145]. На фоне складывающейся экономической и политической ситуации в Южно-Тихоокеанском регионе страны БРИКС, в частности Россия, могут улучшить положение дел в отдельных секторах промышленности, а также усилить свое присутствие на выгодных для себя условиях не только на рынке Бразилии, но и в регионе в целом.

1 Сухарев А.Н. О возможности использования государственных финансовых резервов федерального бюджета на развитие российской экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2011. № 2. С. 12-17.

Список литературы

1. Булатова А.И., Абелгузин Н.Р. Влияние санкций на экономику России // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 26-37.

2. Кнобель А.Ю. Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные препятствия // Вопросы экономики. 2015. № 3. С. 87-108.

3. Сухарев А.Н. Анализ макроэкономических последствий введения единой валюты в ЕврАзЭС // Деньги и кредит. 2014. № 9. С. 48-53.

4. Галеева Е.И. Развитие России в условиях санкций // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 59-68.

5. Логинова А.С., Травина Л.А. Сравнительный анализ практики вступления Китая и России в ВТО // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 255-265.

6. Мау В.А. Социально-экономическая политика в 2014 году: выход на новые рубежи? // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 2. С. 5-31.

7. Березинская О.Б., Ведев А.Л. Производственная зависимость Российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения // Вопросы экономики. 2015. № 1.

8. Вакуленко Е.С., Грувич Е.Т. Взаимосвязь ВВП, безработицы и занятости: углубленный анализ закона Оукена для России // Вопросы экономики. 2015. № 3. С. 5-27.

9. Шагайд Н.И., Узун В.Я. Продовольственная безопасность: проблемы оценки // Вопросы экономики. 2015. №5. С. 63-78.

10. Симонов В.В. Антироссийские санкции и системный кризис мировой экономики // Вопросы экономики. 2015. № 2. С. 49-68.

11. Улюкаев А.В., Мау В.А. От экономического кризиса к экономическому росту, или Как не дать кризису превратится в стагнацию // Вопросы экономики. 2015. № 4. С. 5-19.

12. Сухарев А.Н. Государственные сбережения в макроэкономических моделях экономического роста // Экономические науки. 2009. № 56. С. 318-321.

13. Бурутин А.Г., Сухарев А.Н. Стратегические и аналитические решения - основы эффективного государственного планирования // Информационные войны. 2012. № 4. С. 29-36.

14. Сухарев А.Н. Механизмы принудительных сбережений К. Викселля и экономический рост // Управленческое консультирование. 2005. № 3. С. 96-105.

15. Замараев Б.А., Маршова Т.Н. Производственные мощности российской промышленности: потенциал экономического роста и импортозамещения // Вопросы экономики. 2015. № 6. С. 5-24.

16. Акиндинова Н.В., Ясин Е.Г. Новый этап развития экономики постсоветской России // Вопросы

экономики. 2015. № 5. С. 5-27.

17. Хейфец Б.А. Перспектива институциализации БРИКС // Вопросы экономики. 2015. № 8. С. 25-42.

18. Аганбегян А.Г. Как госбюджет может стать локомотивом социально-экономического развития страны // Вопросы экономики. 2015. № 7. С. 142-151.

С. 103- 115.

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

Economic Policy

RUSSIA'S ENTRY INTO THE BRAZILIAN MARKET THROUGH THE BRICS COOPERATION Il'ya V. MEDVEDEV

Tver State University, Tver, Russian Federation [email protected]

Article history:

Received 20 October 2015 Received in revised form 4 November 2015 Accepted 9 November 2015

Keywords: BRICS, partner, market, logistics, cooperation

Abstract

Importance The article focuses on trends in Brazil's economic development, considering prospects for foreign trade relationships with Russia and the BRICS countries as part of technological and investment cooperation.

Objectives The research examines and analyzes the current economic and political situation in

Brazil and how the establishment of the Trans-Pacific Partnership can influence Brazil and the

BRICS countries. I also study methods and prospects for developing and strengthening the

relationships between the BRICS countries focusing on the investment partnership.

Methods The research is based on a systems analysis and formal logic. I review the reasonableness,

opportunities, methods and strategies for setting up partnership relations with Brazil within the

BRICS.

Results The article reveals how the Trans-Pacific Partnership influenced the economy of Brazil and analyzes the scenarios when Brazil can withdraw from the BRICS. I indicate the most promising areas for developing the cooperation and relationships between Brazil, Russia and the other BRICS nations.

Conclusions and Relevance The Trans-Pacific Partnership poses threats to the BRICS nations, and Russia, in particular. The investment and technological partnership is an integral part of the BRICS policies. It is reasonable to develop the transportation and logistics as soon as possible.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Bulatova A.I., Abelguzin N.R. Vliyanie sanktsii na ekonomiku Rossii [The effect of sanctions on Russia's economy]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava = Actual Problems of Economics and Law, 2015, no. 3, pp. 26-37.

2. Knobel' A.Yu. Evraziiskii ekonomicheskii soyuz: perspektivy razvitiya i vozmozhnye prepyatstviya [Eurasian Economic Union: prospects and challenges for development]. Voprosy Ekonomiki, 2015, no. 3, pp. 87-108.

3. Sukharev A.N. Analiz makroekonomicheskikh posledstvii vvedeniya edinoi valyuty v EvrAzES [Analyzing macroeconomic implications of the single currency introduced in the EEC]. Den'gi i kredit = Money and Credit, 2014, no. 9, pp. 48-53.

4. Galeeva E.I. Razvitie Rossii v usloviyakh sanktsii [Russia's development under sanctions]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava = Actual Problems of Economics and Law, 2015, no. 2, pp. 59-68.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Loginova A.S., Travina L.A. Sravnitel'nyi analiz praktiki vstupleniya Kitaya i Rossii v VTO [A comparative analysis of China and Russia's practices of accession to the WTO]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava = Actual Problems of Economics and Law, 2015, no. 3, pp. 255-265.

6. Mau V.A. Sotsial'no-ekonomicheskaya politika v 2014 godu: vykhod na novye rubezhi? [Russia's social and economic policy in 2014: finding new frontiers?]. Voprosy Ekonomiki, 2015, no. 2, pp. 5-31.

7. Berezinskaya O.B., Vedev A.L. Proizvodstvennaya zavisimost' Rossiiskoi promyshlennosti ot importa i mekhanizm strategicheskogo importozameshcheniya [Dependence of the Russian industry on imports and the strategy of import substitution industrialization]. Voprosy Ekonomiki, 2015, no. 1, pp. 103- 115.

8. Vakulenko E.S., Gurvich E.T. Vzaimosvyaz' VVP, bezrabotitsy i zanyatosti: uglublennyi analiz zakona Oukena dlya Rossii [The relationship of GDP, unemployment and employment: an in-depth analysis of Okun's law for Russia]. Voprosy Ekonomiki, 2015, no. 3, pp. 5-27.

9. Shagaida N.I., Uzun V.Ya Prodovol'stvennaya bezopanost': problemy otsenki [Food security: problems of assessing]. Voprosy Ekonomiki, 2015, no. 5, pp. 63-78.

10. Simonov V.V. Antirossiiskie sanktsii i sistemnyi krizis mirovoi ekonomiki [Anti-Russian sanctions and the systemic crisis of the world economy]. Voprosy Ekonomiki, 2015, no. 2, pp. 49-68.

11. Ulyukaev A.V., Mau V.A. Ot ekonomicheskogo krizisa k ekonomicheskomu rostu, ili kak ne dat' krizisu prevratitsya v stagnatsiyu [From the economic crisis to economic growth, or how to prevent the crisis from turning into stagnation]. Voprosy Ekonomiki, 2015, no. 4, pp. 5-19.

12. Sukharev A.N. Gosudarstvennye sberezheniya v makroekonomicheskikh modelyakh ekonomicheskogo rosta [Public savings in macroeconomic models of economic growth]. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, 2009, no. 56, pp. 318-321.

13. Burutin A.G., Sukharev A.N. Strategicheskie i analiticheskie resheniya - osnovy effektivnogo gosudarstvennogo planirovaniya [Strategic and analytical decisions are the basis of effective State planning]. Informatsionnye voiny = Information Wars, 2012, no. 4, pp. 29-36.

14. Sukharev A.N. Mekhanizmy prinuditel'nykh sberezhenii K. Viksellya i ekonomicheskii rost [Mechanisms of forced savings as Knut Wicksell put it and the economic growth]. Upravlencheskoe konsul'tirovanie = Administrative Consulting, 2005, no. 3, pp. 96-105.

15. Zamaraev B.A., Marshova T.N. Proizvodstvennye moshchnosti Rossiiskoi promyshlennosti: potentsial ekonomicheskogo rosta i importozameshcheniya [Production capacity of the Russian industry: potential of import substitution and economic growth]. Voprosy Ekonomiki, 2015, no. 6, pp. 5-24.

16. Akindinova N.V., Yasin E.G. Novyi etap razvitiya ekonomiki postsovetskoi Rossii [A new stage of economic development in Post-Soviet Russia]. Voprosy Ekonomiki, 2015, no. 5, pp. 5-27.

17. Kheifets B.A. Perspektiva institutsializatsii BRIKS [Prospects of BRICS institutionalization]. Voprosy Ekonomiki, 2015, no. 8, pp. 25-42.

18. Aganbegyan A.G. Kak gosbyudzhet mozhet stat' lokomotivom sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya strany [How the national budget can provide economic growth]. Voprosy Ekonomiki, 2015, no. 7, pp. 142-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.