Научная статья на тему 'Военно-экономический союз и стратегия стран БРИКС: проблемы, перспективы, решения'

Военно-экономический союз и стратегия стран БРИКС: проблемы, перспективы, решения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1556
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРИКС / ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ / ВОЕННЫЕ КОНСАЛТИНГОВЫЕ КОМПАНИИ / BRICS / TRANS-PACIFIC PARTNERSHIP / MILITARY AND ECONOMIC ALLIANCE / PRIVATE MILITARY COMPANY / MILITARY CONSULTING COMPANY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Медведев И.В.

Предмет. Тенденции и перспективы трансформации стран членов организации БРИКС в военно-экономическую коалицию. Цели. Изучение текущей внешней политики Евросоюза и США в отношении стран БРИКС и России. Анализ способов трансформации стран БРИКС в военный союз, подобный НАТО, на фоне мировых современных тенденций и возможных последствий создания такого союза. Методология. В работе использованы основы системного анализа и формальной логики, в статье проведено исследование целесообразности и возможности налаживания военного сотрудничества с указанными странами. Результаты. Описана возможность создания военно-экономической коалиции стран БРИКС через создание и использование частных и военных консалтинговых компаний для обеспечения роста присутствия стран-участниц в ряде регионов. В частности, проведена оценка возможности сотрудничества ЧВК из Китая, Индии, ЮАР и военных консалтинговых компаний Российской Федерации в рамках первого этапа выстраивания возможной коалиции. Выводы. Для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации необходимо искать пути создания коалиции, которая была бы способна отстаивать национальные интересы, опираясь как на экономическую, так и военную мощь страны. Организация БРИКС может быть трансформирована из простого торгового объединения в военно-экономический блок исходя из опасности обособления ряда стран членов альянса, а именно Бразилии, России, Китая и Индии. Направление, связанное с созданием аналога НАТО для предотвращения навязывания чужих интересов, особенно актуально в свете того, что на данный момент нет ни одного военного альянса и ни одной интеграционной группировки, которая была бы способна конкурировать с США и ЕС и их военным блоком НАТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRICS military-economic alliance and strategy: Problems, prospects, solutions

Subject The article examines the development trends and prospects for transformation of the BRICS into a military and economic coalition. Objectives The study aims to review the current foreign policy of the European Union and the United States in respect of the BRICS countries, and Russia in particular, and analyze methods of BRICS countries transformation into a military alliance like NATO. Methods I use the basic principles of systems analysis and formal logic, investigate the expediency and feasibility of establishing the military cooperation with the aforementioned countries. Results The paper describes the possibility of creating a military and economic coalition of the BRICS countries through setting up and using private military and consulting companies to ensure the increasing presence of BRICS member countries in a number of regions. Conclusions To protect the national security of the Russian Federation, it is important to search for options for creating a coalition that would be able to defend national interests based on economic and military power. The BRICS can be transformed from a trade association into a military and economic coalition proceeding from the danger of isolation of a number of member countries of this organization, namely Brazil, Russia, China and India.

Текст научной работы на тему «Военно-экономический союз и стратегия стран БРИКС: проблемы, перспективы, решения»

ISSN 2311-875X (Online) Международные экономические отношения

ISSN 2073-2872 (Print)

ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ И СТРАТЕГИЯ СТРАН БРИКС: ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, РЕШЕНИЯ

Илья Витальевич МЕДВЕДЕВ

студент 5-го курса юридического факультета, Тверской государственный университет, Тверь, Российская Федерация ilya13092@yandex.ru

История статьи:

Принята 18.04.2016 Принята в доработанном виде 30.05.2016 Одобрена 14.06.2016

УДК 355.431.1

JEL: Е60, Е61, F01, F02, Z18

Ключевые слова: БРИКС, транстихоокеанское партнерство, военно-экономический союз, частные военные компании, военные консалтинговые компании

Аннотация

Предмет. Тенденции и перспективы трансформации стран - членов организации БРИКС в военно-экономическую коалицию.

Цели. Изучение текущей внешней политики Евросоюза и США в отношении стран БРИКС и России. Анализ способов трансформации стран БРИКС в военный союз, подобный НАТО, на фоне мировых современных тенденций и возможных последствий создания такого союза. Методология. В работе использованы основы системного анализа и формальной логики, в статье проведено исследование целесообразности и возможности налаживания военного сотрудничества с указанными странами.

Результаты. Описана возможность создания военно-экономической коалиции стран БРИКС через создание и использование частных и военных консалтинговых компаний для обеспечения роста присутствия стран-участниц в ряде регионов. В частности, проведена оценка возможности сотрудничества ЧВК из Китая, Индии, ЮАР и военных консалтинговых компаний Российской Федерации в рамках первого этапа выстраивания возможной коалиции. Выводы. Для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации необходимо искать пути создания коалиции, которая была бы способна отстаивать национальные интересы, опираясь как на экономическую, так и военную мощь страны. Организация БРИКС может быть трансформирована из простого торгового объединения в военно-экономический блок исходя из опасности обособления ряда стран - членов альянса, а именно - Бразилии, России, Китая и Индии. Направление, связанное с созданием аналога НАТО для предотвращения навязывания чужих интересов, особенно актуально в свете того, что на данный момент нет ни одного военного альянса и ни одной интеграционной группировки, которая была бы способна конкурировать с США и ЕС и их военным блоком НАТО.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016

Прежде чем говорить о военно-экономическом союзе в рамках организации БРИКС, необходимо обосновать актуальность, целесообразность и дать оценку жизнеспособности данного объединения. Если рассматривать ситуацию, складывающуюся в мире на данный момент, то можно сказать, что БРИКС становится нежелательным оппонентом для стран Евросоюза (ЕС) и США. Разумеется, пока говорить о данной ситуации как об «остром» конфликте интересов пока еще рано, но те шаги, которые предпринимают США для обеспечения экономического давления на отдельные страны -члены БРИКС и, в частности, на Китай и Россию, не могут остаться незамеченными. Из этого можно сделать вывод

о том, что какие-либо тенденции, направленные на укрепление взаимопонимания и улучшения взаимоотношений между странами ЕС, США и Россией, являются призрачными прежде всего по причине самого факта нахождения Российской Федерации в данном объединении.

Таким образом, на фоне процессов, которые происходят в мире, создание военного союза является актуальной проблемой, и если США и ЕС

не смогут добиться своих целей с помощью инструментов «мирного воздействия» [1], то в скором времени можно будет ожидать сильного и скоротечного ухудшения и обострения ситуации не только в России, но и по всему Азиатско-Тихоокеанскому региону1. По сути, Китай представляет собой наиболее серьезную угрозу для влияния США и ЕС, которая проецируется на весь регион.

Возвращаясь к БРИКС, еще раз необходимо отметить, что Китай в настоящее время находится в двоякой ситуации, и формирование военно-экономического союза, который на первых этапах будет включать в себя союз между Россией и Китаем, может стимулировать и другие страны на создание полноценной коалиции, подобной НАТО2.

Следует понимать, что альтернатив, связанных с разработкой проектов по обеспечению

1 Губин А.В. Кризис Американской военно-морской стратегии в восточной Азии // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2014. № 3-4. С. 25-33.

2 Шляхунов А.Г. К вопросу о политике НАТО на ближайшую перспективу // Армия и общество. 2011. № 1. С. 90-93.

национальной безопасности на основе создания военной коалиции, у России не так уж много, так как сценарий с маловероятным вступлением России в НАТО повлечет самые серьезные и негативные последствия для страны. Возможно, при присоединении к указанному военно-политическому блоку Россия будет использована как «нейтральная полоса» для возможного силового решения проблемы с Китаем, что делает данный сценарий неприемлемым.

Рассмотрим следующий сценарий, а именно -создание странами-членами БРИКС военно-экономического союза. Здесь «подводный камень» заключается как раз в невозможности объявления данного союза открыто. Очевидно, что любые попытки, направленные на трансформацию торгово-политического объединения, каковым является БРИКС, в военно-экономическую коалицию повлечет за собой меры со стороны стран НАТО. Последние могут сразу перейти к силовому решению проблемы, что тоже является неприемлемым. Таким образом, следует выстраивать стратегию, связанную с созданием военной коалиции, основываясь на скрытности и «неформальных механизмах»3 в системе принятия военно-политических решений в отношении проработки этапов создания военной коалиции.

Говоря о начальном этапе данной работы, нельзя не отметить «подающий надежды»4 Евразийский Экономический Союз, который хоть и создан относительно недавно, к настоящему моменту успел зарекомендовать себя как перспективное направление по сближению стран, входящих в данный альянс. Однако, несмотря на кажущуюся выгоду по военному сотрудничеству со странами, входящими в данное объединение, такая стратегия, скорее всего, обречена на провал, поскольку образование военной коалиции со странами ЕАЭС будет расценено мировым сообществом как создание агрессивного военного союза наподобие стран Организации Варшавского договора [2]. Это, как и в случае открытого создания военной коалиции БРИКС, повлечет за собой жесткие меры пресечения, которые могут вылиться в применение странами НАТО военного решения данной проблемы.

3 Арзуманян РВ., Гриняев С.Н. Неформальные механизмы в системе принятия военно-политических решений в сфере национальной безопасности США // Вестник академии военных наук. 2014. № 1. С. 78-86.

4 Суворова Л.А., Шидакова Е.Е. Евразийский экономический союз-вызов Западу // KANT: экономика и управление. 2015. № 1. С. 112-114.

Исходя из сказанного, любой неосторожный шаг, связанный с созданием аналога НАТО для защиты и отстаивания собственных интересов, непременно повлечет за собой серьезное обострение отношений со странами, входящими в Североатлантический блок, чего следует избегать любыми способами.

Таким образом, необходимо определить приоритеты, согласно которым начинать вести работу по актуальным направлениям для создания фундамента, на котором будет возможно построить коалицию так, чтобы избежать нагнетания и эскалации конфликта. Один из вопросов, который будет рассмотрен далее, - это перспективные направления, связанные с усилением присутствия стран БРИКС и России в частности, в отдельных регионах.

На первых этапах интерес представляют собой следующие регионы: Азиатско-Тихоокеанский (АТР), Средний Восток, Южная Африка и ЮжноТихоокеанский регион (ЮТР), представленный Южной Америкой. Выделение столь укрупненных и обобщенных единиц, как регионы, необходимо для того, чтобы понимать, по каким секторам будет вестись работа на первых этапах проектирования военно-экономического союза. Выделяя эти регионы, можно сказать, что происходит одновременное выделение тех территорий, которые имеют важное значение в выстраивании среднесрочных и долгосрочных планов для стран, входящих в БРИКС.

Прежде чем начинать рассматривать каждый конкретный регион, который представляет интерес для стран БРИКС, следует обратить внимание на присущие им конкретные особенности каждого из них. Специфика работы заключается в том, что пока не будут приняты соответствующие решения на национальном уровне и решения по координированной работе стран-участниц БРИКС по данному направлению, говорить о конкретных планах по выстраиванию этапов работы над созданием столь сложной системы рано. Иными словами, на данном этапе будет проведен анализ и выявлены проблемы, на основе которых можно будет принимать решения как на национальном уровне, так и разрабатывать какие-либо планы относительно будущего БРИКС в рамках создания военно-экономического союза.

Первым регионом, о котором пойдет речь, является Южная Америка, а именно Бразилия. Причиной, по которой в первую очередь рассматривается именно - Бразилия, а не Китай, является серьезное стратегическое положение

Бразилии в контексте создания военной коалиции. Этот параметр сложно переоценить, поскольку на данный момент это единственная страна, которая в перспективе должна являться основой для обеспечения присутствия БРИКС в ЮжноТихоокеанском регионе. Экономическое и политическое положения Бразилии не самое лучшее, и одной из причин данного положения является создание «Транстихоокеанского партнерства» (ТТЛ) [3], инициированного США как инструмент противодействия Китаю. Данный альянс хоть и был призван главным образом ослабить Китай, но также серьезно поставил под удар Бразилию. Создание ТТП внесло серьезные корректировки в попытки создания (искусственно или естественным путем) экономического союза наподобие Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на территории Южной Америки, и хоть направление деятельности, связанное с работой над сценарием по созданию экономического союза на территории Южной Америки все еще актуально, оно является темой отдельного разговора.

Если рассматривать направление деятельности России по усилению присутствия в ЮжноТихоокеанском регионе, а именно - в Бразилии, стоит отметить, что усиление присутствия России в указанной стране прежде всего будет идти в контексте складывающейся ситуации в Бразилии в аспекте ее членства в ТТЛ. Если конкретизировать, как именно Россия может воспользоваться ситуацией, следует отметить следующее обстоятельство. Создание

Транстихоокеанского партнерства, по сути, позволяет странам-участницам диктовать свою волю и «правила игры» странам, не входящим, но зависящим от данного объединения, то есть Бразилии. За относительно небольшой промежуток существования указанного

объединения уже можно увидеть ухудшение отношений и нагнетание обстановки в ряде стран. Интерес также будет представлять Уругвай, который хоть и не состоит в ТТП, но с высокой долей вероятности будет стремиться туда попасть, что уже сейчас ведет к ухудшению отношений между двумя соседними государствами, даже несмотря на то, что Уругвай уже состоит в МЕРКОСУР [4]. На этом фоне использование частных военных консалтинговых компаний может послужить выигрышным ходом, который позволит не только не привлекать ненужного внимания в связи с усилением присутствия России в лице данных компаний, но и сможет если не решить, то хотя бы ослабить проблему, связанную с присоединением Бразилии к ТТП и выработать

http://fin-izdat.r

контрмеры против усиления присутствия НАТО и США в ЮТР.

Вообще, возвращаясь к теме создания российских частных военных компаний (ЧВК), следует отметить, что здесь можно брать пример с США, когда в разгар конфликта в Ираке5 около 30% военного контингента составляли сотрудники ЧВК Blackwater (в настоящий момент Academi) и, собственно говоря, именно эти 30% и явились основной силой, которая непосредственно выполняла те задачи, которые преследовало руководство НАТО и США в Ираке. Данный пример показывает, что создание частных военных компаний является не только инструментом силового воздействия с использованием высокопрофессиональных боевых сил, но также инструментом для решения проблем без привлечения ненужного внимания со стороны международного сообщества. Формально государство несет ответственность за подконтрольные ему ЧВК, на практике же зачастую наблюдается совсем иная ситуация. В качестве примера можно привести 2004 г., когда руководитель временной администрации Ирака П. Бремер подписал указ, который давал сотрудникам ЧВК из США неприкосновенность за любые противоправные действия на территории этой страны.

Исходя из данного опыта, РФ может извлечь выгоду при создании данных организаций, которая будет заключаться в борьбе с утечкой профессиональных кадров в иностранные компании подобного рода. Главным позитивным моментом может стать выгода от непосредственного использования такой организации, что приведет к созданию профессиональной армии с реальным боевым опытом, способной решать сложные задачи вследствие своей мобильности. Разумеется, подобные организации существуют на данный момент и в Российской Федерации и представляют собой компании «военного консалтинга» [5], однако по выполняемым функциям они слишком ограничены и не способны конкурировать с аналогичными из США.

Несмотря на сказанное, следует понимать, что создание российских военных компаний по шаблону США является не лучшим вариантом6, так как, по сути, ЧВК, построенные по западному

5 Сотников Г. Деятельность американских охранных фирм в Ираке // Зарубежное военное обозрение. 2007. № 12. С. 76-79.

6 Мартьянов О. Частные военные компании США: предназначение и роль в военных конфликтах // Зарубежное военное обозрение. 2011. № 5. С. 8-13.

>игпа1/пайопа1/ 171

образцу, представляют собой хоть и эффективный, но сложный в управлении инструмент по причине значительного влияния данных организаций на внешнюю политику государства. Иными словами, давать полную свободу действий подобным компаниям в России недопустимо, поскольку можно получить новую угрозу, выражающуюся в «нейтральной»7 армии на собственной территории. Однако даже с этими недостатками расширение спектра задач и функций, которые выполняют отечественные военные

консалтинговые компании, должны быть, так или иначе, расширены. Другими словами, главной особенностью российских военных компаний должна быть хорошо отлаженная система государственного контроля за деятельностью данных организаций, что хоть

и труднореализуемо, но тем не менее возможно хотя бы за счет того же расширения функций8. В перспективе это сможет дать положительный толчок в данном направлении, при этом государственное регулирование и контроль не будут столь негативно восприниматься, так как с расширением функций данных организаций будет расти и их потенциальная востребованность, особенно в рамках тех тенденций которые наблюдаются в АТР, на Ближнем Востоке и начинают набирать актуальность в Южной Америке.

Возвращаясь к теме военной коалиции стран БРИКС, стоит сказать, что ЧВК смогут послужить наиболее эффективными инструментами для продвижения сотрудничества в военной сфере и усиления влияния группы стран в тех регионах, о которых говорилось ранее.

Следующим районом, на который стоит обратить внимание, является Азиатско-Тихоокеанский регион, по сути, являющийся территорией столкновения интересов Китая и США. Такая ситуация приводит к весьма напряженной обстановке, которая выражается в активных действиях флота США в регионе, что опять же генерирует напряженную ситуацию. Анализируя сам факт создания ТТП, можно сделать вывод, что одной из задач данного объединения была попытка обособления Китая с помощью возможного навязывания ему невыгодных условий для проведения своей внешнеторговой политики.

7 Башкиров Н. Международно-правовые аспекты использования частных военных компаний // Зарубежное военное обозрение. 2013. № 8. С. 10-18.

8 Мартьянов О. Подготовка кадров для частных военных компаний в учебных центрах США // Зарубежное военное обозрение. 2012. № 6. С. 27-36.

Данное объединение не только включает в себя страны с наиболее развитой экономикой, но и косвенно ударяет по интересам БРИКС, что уже видно на примере Бразилии и других стран -участниц БРИКС.

Именно поэтому первые шаги в выработке проекта по созданию военного союза должны начаться с Китая, Индии и Российской Федерации. Это может быть создание, развитие и сотрудничество военных компаний по всему АТР, в частности, вынесение постоянного пребывания контингента российских, индийских и китайских ЧВК в Юго-Восточной Азии, а именно - разработка направлений, связанных с усилением присутствия во Вьетнаме, Тайване, Мьянме с дальнейшим возможным выходом на Малайзию, Индонезию, Австралию. Разумеется, описанные положения являются лишь моделью, на которую стоит обратить внимание при выстраивании политики не только военного, но и экономического характера. Иначе говоря, проработка вариантов вступления ряда стран в торговое объединение БРИКС, а в будущем - в возможную военную коалицию, особенно актуально прежде всего в рамках обеспечения национальной безопасности России [6].

Нужно понимать, что если вариант с созданием военно-экономического союза БРИКС является сложно реализуемым, то вариант плана по присоединению вышеуказанных стран к данной организации является и вовсе маловероятным, но, тем не менее, он все-таки возможен. В случае успеха с проектом военного союза БРИКС ситуация в Юго-Восточной Азии может развиваться самым непредсказуемым образом [7]. Стоит упомянуть о необходимости анализа разворачивания в сторону Южной Кореи и Японии, так как Китай уже длительное время имеет своеобразную «базу» в виде Северной Кореи [8]. Оставлять данное направление без внимания со стороны России - это рискованный шаг, связанный со снижением популярности у руководящей партии КНДР и возможными беспорядками, которые последуют вслед за этим. В случае развития сценария с массовыми волнениями в Северной Корее Китай лишается своего присутствия и влияния на данном направлении. «Потеря» Северной Кореи также негативно скажется и на позиции Российской Федерации по причине изменения баланса сил на данном направлении с очевидным перевесом в сторону США и стран НАТО, что опять же является неприемлемым.

Следует подчеркнуть, что проработка и попытки создания военной коалиции со странами АТР должны проводиться так же тщательно, как и в случае с Бразилией. Несмотря на стратегическое положение Бразилии в цепочке стран БРИКС, план по созданию военно-экономического союза должен строиться исходя из политических, географических и «экономических» интересов [9]. Исходя из этого, Китай и Индия идеально отвечают тем самым интересам, о которых говорилось ранее.

Рассмотрим далее регионы Южной Африки и Среднего Востока. Если говорить о Южной Африке в контексте ЮАР [10], которая является членом БРИКС, нужно понимать, что проработка вариантов военного сотрудничества с данной страной также является ключевым фактором, влияющим на успешность создания военно-экономического союза. Главным интересом и мотивом создания и развития отношений с ЮАР, параллельно с проработкой направления по Среднему Востоку, является контроль за странами ОПЕК, которые на данный момент держат монополию на рынке нефти и влияют на всю мировую экономику, непосредственно регулируя цены на жидкие углеводороды. Здесь, как и в случае с ЮТР и АТР, стоит рассматривать вариант с применением ЧВК стран БРИКС и созданием организации такого типа в ЮАР, что будет также являться выигрышным ходом с учетом ситуации на Ближнем Востоке.

Создание такого рода организации в ЮАР или размещения контингента российских, китайских и (или) индийских ЧВК под эгидой обеспечения безопасности от международного терроризма позволят избежать негативного отношения международного сообщества, а в лучшем случае -не обратить на себя внимание вообще. Это позволит ЮАР нарастить свое присутствие в регионе, и в перспективе, как и в случае с Южной Америкой, создать региональную интеграционную группировку наподобие ЕАЭС, о котором говорилось ранее. Последняя затем может стать частью БРИКС, а если брать в расчет то, что страны южной Африки уже входят в «Южноафриканский таможенный союз» [11], то данный сценарий может рассматриваться как весьма вероятный.

Возвращаясь к Среднему Востоку, стоит отметить, что здесь особый интерес представляет группа стран, в которую входят Туркмения, Афганистан, Пакистан, Иран и Индия. В случае присоединения Туркмении к ЕАЭС, а Ирана и Афганистана -

к БРИКС (с перспективой развития военно-экономического сотрудничества), возможно разрешение территориального спора между Индией и Пакистаном. В этом случае будущая коалиция стран БРИКС фактически выходит на весь Средний Восток, который представлен преимущественно странами - членами ОПЕК, и потенциально может усилить свое присутствие в регионе. Данный сценарий является реализуемым и вероятным прежде всего относительно Ирана. Учитывая, что Российская Федерация имеет контракты на поставку в Иран ракетных комплексов С-300 и С-400, а также желание данной страны вступить в БРИКС, то в этом случае перед Российской Федерацией и странами БРИКС открываются возможности для дальнейшего сотрудничества и развития отношений не только в рамках этого союза, но и в рамках альянса Россия - Иран. Применительно к Туркмении и Афганистану ситуация обстоит несколько сложнее и должна быть рассмотрена на более узком уровне, прежде всего из-за специфики отношений с упомянутыми странами. Стоит отметить, что данные страны (а также Иран) в случае налаживания отношений с группой стран БРИКС могут быть использованы для оказания давления на Пакистан, что поможет не только решить спорные вопросы, касающиеся границ двух государств, но и даст выход Индии на Средний Восток. Работа в данном направлении должна идти в качестве заключительного этапа в связи

с высоким риском эскалации конфликта на границе между Пакистаном и Индией [12], что может повлечь вмешательство со стороны международного сообщества и срыв планов по выходу на Средний Восток.

Итак, в чем заключается смысл всех рисков, которые будут нести страны БРИКС в случае проведения работы по созданию своей военной коалиции и тем самым делая мир снова биполярным? Исходя из текущей внешней (в том числе и внешнеторговой) позиции США в АТР, можно сделать вывод, что возможна эскалация конфликта, также, как и навязывание России антикитайской политики с использованием как экономических, так и силовых инструментов принуждения.

Важно отметить, что все действия со стороны БРИКС, о которых говорилось ранее, являются тем фундаментом, который обеспечит национальную безопасность и суверенитет всех стран, входящих в БРИКС. Иными словами, если рассматривать возможный вариант силовой конфронтации между

НАТО и БРИКС, то в случае успешных действий по усилению своего влияния на территории стран АТР, ЮТР, Среднего Востока и Южной Африки страны БРИКС будут иметь реальную возможность сохранить мир, не принося в жертву собственные интересы и опираясь на свою экономическую и военную мощь.

Исходя из сказанного, стоит еще раз отметить, что, без изменения национального законодательства и разработки различных проектов, направленных на согласование действий по данному направлению в странах БРИКС, о военно-экономическом союзе говорить преждевременно. Однако при исследовании обоснования и возможности создания такой коалиции можно сделать вывод, что формирование подобной коалиции с активным участником в виде России позволит создать объединение, которое реально сможет решать внешнеполитические задачи в оптимальные сроки. Также важно понимать, что столь сложная система, как БРИКС, должна строиться на серьезной модернизации интеграционных механизмов и сближении стран в области не столько военной, сколько экономической и социальной. Таким образом, развитие сотрудничества предполагаемых ЧВК БРИКС хоть и является перспективным направлением в военной сфере, однако оно невозможно без улучшения имеющихся

механизмов взаимодействия стран БРИКС в экономической сфере.

В заключение стоит отметить, что имеется реальная возможность выстраивания союза «равных», который смог бы успешно отстаивать свои интересы по спорным моментам, используя мирные инструменты регулирования, опираясь прежде всего на свой экономический потенциал. Разумеется, всегда нужно помнить, что даже при создании такого объединения, как военно-экономический союз БРИКС, серьезным оппонентом остается Китай. Именно поэтому сценарии, в которых рассматривается эскалация конфликта, нежелательны. На данном фоне также нужно понимать, что риск, связанный с эскалацией конфликта по причине нежелания США и стран Евросоюза поступаться своими интересами, достаточно высок, и разработка сценариев, связанных непосредственно с силовым решением проблем, является актуальной задачей. Выстраивание военной стратегии всегда требует серьезной конкретики, и каждый регион должен рассматриваться как отдельное направление, по которому необходимо проводить планомерную работу. Мы же сделали попытку показать, насколько актуальной и жизнеспособной является идея, связанная с разработкой планов, направленных на создание военной коалиции стран - членов БРИКС.

Список литературы

1. Булатова А.И., Абелгузин Н.Р. Влияние санкций на экономику России // Актуальные проблемы экономики и права. 2015. № 3. С. 26-37.

2. Проблемы выживания и развития экономики России. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2015. 212 с.

3. Модернизация законодательства современной России в контексте различных отраслей права: проблемы и суждения / под ред. Н.А. Антоновой, А.Н. Сухарева. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2016. 176 с.

4. Модернизация механизмов развития экономики России / под ред. А.Н. Сухарева. Тверь: Изд-во Тверского гос. ун-та, 2016. 116 с.

5. Кашников Б.Н. Частные военные компании и принципы jus in bello // Военно-юридический журнал. 2010. № 12. С. 27-32.

6. Бордачёв Т.Ф., Канаев Е.А. Успокоить Запад, уравновесить Восток // Россия в глобальной политике. 2014. № 4. С. 144-155.

7. Болятко А.В. Эволюция американской военной стратегии в юго-восточной Азии // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2012. № 17. С. 73-86.

8. Денисов И.Е. Путешествие на Запад // Россия в глобальной политике. 2015. № 1. С. 135-143.

9. Баркова С.А., Волкова Е.Н. Торговые отношения России со странами - членами БРИКС // Проблемы современной экономики. 2013. № 16. С. 8-12.

10. Шубин В.Г. Зачем Южной Африке БРИКС и зачем БРИКСу Южная Африка // Индекс безопасности. 2013. № 2. С. 60-70.

11. Stunkel O. The G7 and BRICS in the post-Crimea World Order // Россия в глобальной политике. 2015. № 2. С. 128-138.

12. КонаковскийМ. Афганистан на грани // Россия в глобальной политике. 2014. № 3. С. 186-194.

ISSN 2311-875X (Online) International Economic Relations

ISSN 2073-2872 (Print)

BRICS MILITARY-ECONOMIC ALLIANCE AND STRATEGY: PROBLEMS, PROSPECTS, SOLUTIONS Il'ya V. MEDVEDEV

Tver State University, Tver, Russian Federation the Russian Federation ilya13092@yandex.ru

Article history: Abstract

Received 18 April 2016 Subject The article examines the development trends and prospects for transformation of the BRICS

Received in revised form into a military and economic coalition.

30 May 2016 Objectives The study aims to review the current foreign policy of the European Union and the

Accepted 14 June 2016 United States in respect of the BRICS countries, and Russia in particular, and analyze methods of

BRICS countries transformation into a military alliance like NATO. JEL classification: E60, E61, F01, Methods I use the basic principles of systems analysis and formal logic, investigate the expediency F02, Z18 and feasibility of establishing the military cooperation with the aforementioned countries.

Results The paper describes the possibility of creating a military and economic coalition of the BRICS countries through setting up and using private military and consulting companies to ensure the increasing presence of BRICS member countries in a number of regions.

Conclusions To protect the national security of the Russian Federation, it is important to search for Keywords: BRICS, Trans-Pacific options for creating a coalition that would be able to defend national interests based on economic Partnership, military and economic and military power. The BRICS can be transformed from a trade association into a military and alliance, private military company, economic coalition proceeding from the danger of isolation of a number of member countries of this military consulting company organization, namely Brazil, Russia, China and India.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2016

References

1. Bulatov A.I., Abelguzin N.R. [The impact of sanctions on the economy of Russia]. Aktual'nye problemy ekonomiki i prava = Actual Problems of Economics and Law, 2015, no. 3, pp. 26-37. (In Russ.)

2. Problemy vyzhivaniya i razvitiya ekonomiki Rossii [Problems of survival and development of the Russian economy]. Tver, Tver State University Publ., 2015, 212 p.

3. Modernizatsiya zakonodatel'stva sovremennoi Rossii v kontekste razlichnykh otraslei prava: problemy i suzhdeniya [Modernization of the modern Russian legislation in the context of various branches of law: Problems and arguments]. Tver, Tver State University Publ., 2016, 176 p.

4. Modernizatsiya mekhanizmov razvitiya ekonomiki Rossii [Updating the mechanisms of economic development in Russia]. Tver, Tver State University Publ., 2016, 116 p.

5. Kashnikov B.N. [Private military companies and jus in bello principles]. Voenno-yuridicheskii zhurnal = Military-Law Journal, 2010, no. 12, pp. 27-32. (In Russ.)

6. Bordachev T.F., Kanaev E.A. [To comfort the West, to balance the East]. Rossiya v global'noi politike = Russia in Global Affairs, 2014, no. 4, pp. 144-155. (In Russ.)

7. Bolyatko A.V. [Evolution of U.S. military strategy in South-East Asia]. Kitai v mirovoi i regional'noi politike. Istoriya i sovremennost' = China in World and Regional Politics. History and Modernity, 2012, no. 17, pp. 73-86. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Denisov I.E. [Journey to the West]. Rossiya v global'noi politike = Russia in Global Affairs, 2015, no. 1, pp. 135-143. (In Russ.)

9. Barkova S.A., Volkova E.N. [Trade relations between Russia and BRICS member countries]. Problemy sovremennoi ekonomiki = Problems of Modern Economics, 2013, no. 16, pp. 8-12. (In Russ.)

10. Shubin V.G. [Why South Africa needs BRICS and BRICS need South Africa]. Indeks bezopasnosti = Security Index, 2013, no. 2, pp. 60-70. (In Russ.)

11. Stunkel O. [The G7 and BRICS in the post-Crimea World Order]. Rossiya v global'noi politike = Russia in Global Affairs, 2015, no. 2, pp. 128-138. (In Russ.)

12. Konakovskii M. [Afghanistan on the verge]. Rossiya v global'noi politike = Russia in Global Affairs, 2014, no. 3, pp. 186-194. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.