Научная статья на тему 'Выход белорусских экспортеров на рынки стран бывшей Югославии'

Выход белорусских экспортеров на рынки стран бывшей Югославии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
206
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЮР МАКЕДОНИЯ / СЛОВЕНИЯ / ХОРВАТИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ И РИСКИ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА / НОВЫЕ ЭКСПОРТНЫЕ РЫНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Файзуллина Джулия

В статье анализируются перспективы и риски развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь с отдельными бывшими югославскими республиками (БЮР), в частности с Македонией, Словенией и Хорватией. По оценкам экспертов международных экономических организаций, в среднесрочной перспективе экономический прогноз для этого региона в целом позитивный при условии снижения внешних и внутренних (особенно политических) рисков. Как и Республика Беларусь, это страны с малыми открытыми экономиками, прошедшие путь от вхождения в состав одного государства к самостоятельному управлению национальной экономикой. Также рассматривается товарная структура белорусского экспорта на эти рынки, дается их краткий экономический обзор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Opportunities and risks of Belarusian exporters at entering the markets of the former Yugoslavia’s states

The article analyses the opportunities and risks for the Republic of Belarus related to the foreign trade with the former Yugoslavia’s states development, in particular FYR Macedonia, Slovenia and Croatia.

Текст научной работы на тему «Выход белорусских экспортеров на рынки стран бывшей Югославии»

фотографию, посвященную товару интернет-магазина или его мероприятиям. Фото активно комментируются подписчиками, представители компании отвечают на вопросы пользователей.

За три года присутствия 07.Ьу на видеосервисе УоиТиЬе было размещено всего 76 видеороликов. В последнее время их стало занчительно меньше - всего 7 публикаций за 2016 г. Количество просмотров большинства роликов тоже крайне мало - от 50 до 500 показов. Однако присутствуют и более популярные видео (различные мастер-классы) с количеством просмотров, превышающим 37 тыс. У УоиТиЬе-канала 07.Ьу 750 подписчиков, активность в комментариях отсутствует.

На современном этапе развития рынка поиск и реализация новых и оригинальных идей являются важными условиями успешного продвижения. БММ дает возможность компании выделиться из большого количества конкурентов, привлечь внимание потенциальных потребителей, а также заметно снизить затраты на традиционную рекламу. Инструментарий для этого достаточно широкий, что позволяет компании выбирать наиболее подходящие методы и инструменты, основываясь на ее индивидуальных особенностях и потенциале. БММ - один из актуальных, нестандартных способов продвижения, позволяющих активно распространять информацию о компании или ее товарах и услугах в интернет-пространстве. Однако маркетологам не стоит забывать и о других возможностях Интернета, особенно в случае работы с более возрастной аудиторией. ЕЛ

Статья поступила в редакцию 21.03.2017 г.

The large amount of digital marketing tools forces the companies to look for new effective ways of realization of internet communications with customers. Social Media Marketing is one of the most actual ways. SMM -is the use of social media platforms and websites to promote a product or service. Channels of promotion are: social networks, blogs, forums, photo and video hostings, etc. The large variety of SMM tools allows companies to choose the most suitable methods and tools, based on the individual features of the company and its capabilities. SMM enables companies to stand out from a large number of competitors, attracts the attention ofpotential consumers, and significantly reduces the cost of traditional advertising.

http://innosfera.by/2017/09/social_media_markeing

ЛИТЕРАТУРА

1. Исследование Connected Consumer Survey 2016 Belarus // http://services.google.com/fh/files/ misc/tnssu rveybela rus.pdf.

2. Trattner C., Kappe F. Social Stream Marketing on Facebook:A Case Study // International Journal of Social and Humanistic Computing (IJSHC). 2012.

3. Kaplan A.; Haenlein M. Users of the world, unite! The challenges and opportunities of Social Media // Business Horizons. 2010. Vol. 53 (1).

4. Scoble R. What is social media? // http://scobleizer.com/what-is-social-media.

5. Игорь Райхман. Практика медиа измерений. Аудит. Отчетность. Оценка эффективности PR.- М.,2013.

6. Дамир Халилов: Маркетинг в социальных сетях.- М., 2016.

Выход

белорусских экспортеров на рынки стран бывшей Югославии

Резюме. В статье анализируются перспективы и риски развития внешнеторговых отношений Республики Беларусь с отдельными бывшими югославскими республиками (БЮР), в частности с Македонией, Словенией и Хорватией. По оценкам экспертов международных экономических организаций, в среднесрочной перспективе экономический прогноз для этого региона в целом позитивный при условии снижения внешних и внутренних (особенно политических) рисков. Как и Республика Беларусь, это страны с малыми открытыми экономиками, прошедшие путь от вхождения в состав одного государства к самостоятельному управлению национальной экономикой. Также рассматривается товарная структура белорусского экспорта на эти рынки, дается их краткий экономический обзор. Ключевые слова: БЮР Македония, Словения, Хорватия, перспективы и риски, внешнеторговая деятельность, диверсификация экспорта, новые экспортные рынки.

Джулия Файзуллина,

младший научный сотрудник сектора экономики зарубежных стран Института экономики НАН Беларуси

Сложившаяся ситуация в мировой экономике, обусловленная резким падением цен на нефть и отдельные сырьевые товары, финансовыми и политическими потрясениями, привела к ухудшению международной внешнеторговой конъюнктуры, что, несомненно, отразилось на экономике Республики Беларусь. Для улучшения ситуации необходимо наращивать экспорт по существующим направлениям и диверсифицировать его, в частности искать новые перспективные рынки сбыта для отечественной продукции.

Балканы - это динамично развивающийся регион Юго-Восточной Европы. Членство Словении и Хорватии в Евросоюзе и стремление остальных стран вступить в него предполагает соответствие определенным критериям, проведение необходимых реформ, а также помощь фондов объединения для достижения этих целей. Государства этого региона находятся в непосредственной географической близости к нашей республике, что упрощает внешнеторговое взаимодействие. Стоит отметить, что БЮР Македония, Словения и Хорватия, согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь, определены в качестве новых перспективных рынков для наращивания объемов экспорта белорусских товаров.

В данном контексте важно изучить возможности и потенциальные риски при выходе отечественных экспортеров на рынки данных государств.

^^ БЮР Македония

не

Страна за последнее десятилетие добилась определенных успехов в реформировании экономики. В 2005 г. стала кандидатом на вступление в Европейский союз, и начиная с 2009 г. Европейская комиссия рекомендовала начать переговоры о присоединении к ЕС, однако данный процесс так и не был запущен, частично из-за спора с Грецией по поводу названия страны [1].

Экономика Македонии - это малоемкий внутренний рынок, не обладающий обширными дистрибьюторскими сетями или складами, который рассматривается многими партнерами лишь в качестве торговых «ворот» в Юго-Восточную и Южную Европу благодаря выгодному географическому положению. Страна живет в большей степени за счет внешней помощи, в основном из фондов Евросоюза, имеет слаборазвитую транспортную инфраструктуру и выход к морю только через такие порты, как Салоники в Греции и Дуррес в Албании.

Среди европейских государств Македония нашла свою нишу в качестве крупного производителя автомобильных компонентов, перспективы расширения экспортных поставок в эту страну во многом зависят от ситуации на автомобильном рынке и возможности предложения материалов для их изготовления по конкурентоспособной цене. Так, британская компания «Johnson Matthey» в 2010 г. открыла завод по выпуску катализаторов в Скопье.

Ими оснащены более трети всех автомобилей в мире [2]. В 2015 г. немецкая фирма «Marquardt» открыла завод по производству систем датчиков и приборов управления для легковых машин в македонском городе Велес [3].

Импортируемые из Республики Беларусь товары, такие как проволока из железа или нелегированной стали и химические волокна, предположительно используются в качестве сырья для изготовления автомобильных компонентов. В связи с развитием этого направления в Македонии возможно расширение экспортных поставок этих товаров при условии, что спрос на автомобили в Европе не будет снижаться.

Если цены белорусских производителей на пневматические шины, покрышки и некоторые виды нефтепродуктов будут конкурентоспособны на внутреннем рынке Македонии, возможно увеличение их поставок в эту страну.

Время на прохождение пограничного и таможенного контроля в Македонии составляет 8 часов, что является хорошим показателем по Европе и Центральной Азии, а также странам ОЭСР. Стоимость таких услуг 150 долл. Оформление документов на импортируемый в страну товар занимает 3 часа, и стоит эта услуга 50 долл., что практически в девять раз быстрее и вдвое дешевле, чем в среднем по региону.

В Македонии действует единая электронная система импорта, экспорта и транзита товаров и тарифных квот, которая используется ответственными государственными органами и учреждениями страны в области внешней торговли [4]. Необходимо учитывать, что импорт товаров производится при условии уплаты не только ввозных пошлин, но и налога на добавленную стоимость в размере 18% (обычная ставка) или 5% (льготный тариф). Кроме НДС на некоторые продукты могут быть установлены специальные акцизы, к примеру на спирт и алкогольные напитки, табак, энергетические продукты, электричество, автомобили и т.д.

Документов, сопровождающих товар, понадобится больше, чем в других европейских странах. Для импорта необходимы: сертификат качества, счет-фактура, EUR 1 - сертификат о происхождении продукции, декларация о ее соответствии требованиям технических регламентов, товарная накладная, импортная декларация. Если груз следует через другие страны, необходимо предъявить транзитные документы по форме «Т1».

Среди основных рисков для импортеров в Македонии - коррупция в таможенных органах и обременительные процедуры оформления документов. Поскольку местная экономика очень зависима от импорта, 80% предприятий имеют прямые контакты с таможенной службой и регулярно заявляют о взятках при взаимодействии с должностными лицами этих органов [5].

Серьезные проблемы могут возникать из-за нестабильной политической обстановки в стране вследствие напряжения в отношениях среди местного населения - македонцев и албанцев -на почве религии. Страна до настоящего времени не признана некоторыми государствами из-за протестов Греции.

Словения

На протяжении всей истории Югославии Словения сохраняла ведущее положение по сравнению с другими республиками. На данном этапе она имеет один из самых высоких показателей ВВП на душу населения в Центральной Европе, при этом нельзя не отметить развитость ее инфраструктуры, высокообразованную рабочую силу и выгодное географическое положение между Балканами и Западной Европой. В марте 2014 г. Словения первой перешла от статуса заемщика в доноры Всемирного банка, также в 2012 г. стала членом ОЭСР [6].

Экономика Словении характеризуется как стабильная. Одной из сильных ее сторон является высокая покупательная способность потребителей. Внешнеторговые показатели не вызывают опасения, финансовое состояние характеризуется как устойчивое. Республика выступает реципиентом Евросоюза по части финансирования вплоть до 2022 г.

По итогам прошлого года экономический рост в Словении составил 2,5%, что на 0,4% меньше, чем в 2015 г. Однако, принимая во внимание сложившуюся ситуацию в Европейском союзе и то, что Словения является малой открытой экономикой, ее макроэкономические показатели, несмотря на некоторый спад, находились на высоком уровне [7]. Согласно прогнозу Focus Economics, в 2017 г. экономический рост достигнет 2,7% [8]. По официальным данным статистической службы Европейского союза, безработица в 2016 г. составила 8,0% от общей численности трудовых ресурсов [9], а дефляция - 0,06% [10].

На протяжении последних лет наблюдалась положительная динамика в развитии внешнеторговых отношений нашей страны и Словении.

В 2014 г. было поставлено на 14,5 млн долл., белорусской продукции, что для государства с населением 2 млн человек вполне удовлетворительно. В 20152016 гг. наблюдались негативные тенденции на западноевропейском рынке, которые сильно повлияли на международные операции белорусских экспортеров и словенских производителей. Стабильность их бизнеса в большой степени зависит от ситуации на рынке двух основных торговых партнеров Словении - Германии и Италии, а также ниш сбыта в других регионах мира [11].

В 2016 г. Беларусь экспортировала в Словению товаров на 10,1 млн долл., из них львиная доля приходилась на полиэфирные волокна (5,9 млн долл., или 58,4% общей стоимости нашего экспорта в эту страну). Стоит подчеркнуть, что по поставкам данного товара мы занимали первое место с долей в 23%, опередив Германию, Румынию и Турцию. Среди прочей продукции можно назвать части электрооборудования для зажигания или пуска двигателей внутреннего сгорания (1,2 млн долл.), части мебели (0,5 млн долл.), машины для приема, преобразования и передачи или восстановления голоса, изображений или других данных, включая коммутационные устройства и маршрутизаторы (0,5 млн долл.), шлаковату, минеральную силикатную и аналогичные минеральные ваты (0,4 млн долл.), стартеры и стартер-генераторы (0,3 млн долл.) [12].

Перед белорусскими предпринимателями стоит задача восстановления прежних объемов товарооборота. Словенские партнеры заинтересованы в сотрудничестве, поскольку рассматривают Республику Беларусь в качестве коридора для выхода со своей продукцией на рынок Евразийского экономического союза.

Пропускная способность автомагистралей в Словении превышает средний уровень в странах - членах Евросоюза. Здесь существует более 700 км благоустроенных автострад и более 1000 км магистральных дорог. На территории страны пересекаются два общеевропейских транспортных коридора, есть выход к Средиземному морю, что дает возможность для осуществления морских перевозок товаров, идущих транзитом через Суэцкий канал или Гибралтар. При доставке грузов в словенский порт Копер из Азии на судах, направляющихся в северные города Европы, можно сэкономить до 10 дней. Портовые сооружения состоят из современных и полностью оборудованных специализированных терминалов, крытых и открытых складов для генеральных грузов [11].

Год Экспорт товаров, млн долл. Импорт товаров, млн долл. Внешнеторговый оборот, млн долл. Сальдо внешней торговли, млн долл.

БЮР Македония

2011 г. 1,2 6,5 7,7 -5,3

2012 г. 3,0 7,9 10,9 -4,9

2013 г. 7,6 11,8 19,4 -4,2

2014 г. 11,1 25,6 36,7 -14,5

2015 г. 2,9 161,3 164,2 -158,4

2016 г. 2,4 32,7 35,1 -30,3

Словения

2011 г. 11,4 67,4 78,8 -56

2012 г. 12,9 82,8 95,7 -69,9

2013 г. 12,5 86,9 99,4 -74,4

2014 г. 14,9 101,9 116,8 -87

2015 г. 8,9 71,2 80,1 -62,3

2016 г. 10,1 59,9 70 -49,8

Хорватия

2011 г. 38,4 23,2 61,6 15,2

2012 г. 39,4 11,5 50,9 27,9

2013 г. 17,0 14,9 31,9 2,1

2014 г. 4,9 22,7 27,6 -17,8

2015 г. 3,6 27,2 30,8 -23,6

2016 г. 5,2 9,1 14,3 -3,9

Объемы внешней торговли товарами Республики Беларусь с БЮР Македонией, Словенией и Хорватией, 2011-2016 гг.

Источник: Trade Map: Trade statistics for international business development // International Trade Centre (ITC) // http://www.trademap. org/Index.aspx

Прохождение пограничного и таможенного контроля в Словении бесплатно и происходит одновременно с оформлением документов на импорт за 1 час. Это стало возможным, когда в 2012 г. в стране была введена система онлайн-подачи таможенной декларации. Документы, необходимые для импорта: международная товарно-транспортная накладная, счет-фактура, статистическая декларация ЕС, товарная накладная.

Словения не практикует применения мер по защите национальной продукции и дискриминации импортных товаров. В части внешнеэкономических отношений с третьими странами, согласно праву Европейского союза, республика полностью придерживается правил общей торговой политики ЕС [4].

Стимулами выхода на словенский рынок для белорусских бизнесменов могут быть не только преимущества в организации эффективной логистики поставок, но и расширение ассортимента экспортируемой продукции. Ее объемы можно нарастить как минимум до уровня 2014 г.

Хорватия

В рамках единой Югославии по уровню развития промышленности и выпуску продукции на душу населения Хорватия занимала второе место. Экономика базировалась на добыче полезных ископаемых (бокситы, нефть, уголь), на морских перевозках и туристической индустрии.

Образование независимой Республики Хорватии и последующая за этим гражданская война спровоцировали резкое снижение экономического уровня и гиперинфляцию. До 1996 г. это была экономика военного времени - 40% государственных расходов направлялось на оборону. Лишь после означенного года, когда экономический спад достиг 46%, наметился экономический подъем [13]. В 2013 г. Хорватия вступила в Европейский союз. По мнению хорватских властей, ни один другой член ЕС не проходил столь суровую во всех отношениях проверку на соответствие европейским стандартам [14].

В период с 2010 по 2014 г. экономика Хорватии находилась в рецессии. Начиная с 2015 г. начали проявляться первые признаки восстановления благодаря росту личного потребления населения, снижению безработицы, а также благоприятным внешним условиям, таким как низкие цены на энергоресурсы. Однако экономическая ситуация остается неопределенной, поскольку Хорватия в значительной степени зависима от поставок энергоносителей из Российской Федерации, а в финансовом плане - от структур Евросоюза, что серьезно влияет на экспортно-импортные потоки [15].

По итогам 2016 г. экономический рост составил 2,9%, что обусловлено устойчивыми потребительскими расходами и инвестициями в основной капитал, а также увеличением объема розничной торговли [8]. В 2016 г. в Хорватии имела место дефляция в размере 1%. Безработица составила 13,3% от общей численности трудовых ресурсов, сократившись на 3% по сравнению с предыдущим годом [9].

Согласно оценкам экспертов, некоторые отрасли в стране обладают большим потенциалом развития, например туристическая, сельскохозяйственная, целлюлозно-бумажная, а также области, связанные с защитой окружающей среды, транспортом и логистикой, возобновляемыми источниками энергии и телекоммуникациями.

Несмотря на тот факт, что ситуация в экономике Хорватии улучшилась по сравнению с предыдущими годами, а также имеет место рост экспорта, промышленного производства и прямых иностранных инвестиций, белорусско-хорватский товарооборот на данный момент характеризуется низким уровнем как по ассортименту, так и по стоимостному объему. В основном это поставки калийных удобрений. Причины сложившейся ситуации носят объективный характер. Несколько лет хорватская экономика, зависимая от поставок нефти и других энергетических товаров, находилась в состоянии рецессии. Вступление в 2013 г. в Евросоюз также требовало определенного времени для адаптации страны к новым условиям функционирования.

Серьезных перспектив по наращиванию прямого экспорта в Хорватию, за исключением тех товаров, которые Республика Беларусь традиционно поставляет в нее, не ожидается.

Во-первых, доминирующее положение в хорватской экономике занимает нефтепереработка. В стране расположены два крупнейших завода, в Риеке и Сисаке, которые входят в группу компаний «INA, d.d.», занимающуюся разведкой, добычей и транспортировкой нефти и газа. Она осуществляет деятельность и за пределами Хорватии, в частности на нефтегазовых месторождениях в Анголе и Египте [16]. Из десяти основных импортируемых Хорватией товаров половина приходится на группу 27 (сырая нефть, нефтепродукты, электроэнергия). Основной спрос на прочую потребляемую продукцию удовлетворяется Евросоюзом [12].

Во-вторых, не исключено, что поставки многих товаров белорусского производства осуществляются через третьи страны, такие как Сербия, Словения, Венгрия и Словакия, но определить это по внешнеторговой статистике очень сложно.

Прохождение пограничного и таможенного контроля в Хорватии, как и в Словении, бесплатное и происходит одновременно с оформлением документов на импорт за 1 час. Это стало возможным после того, как в 2014 г. в стране была улучшена физическая и информационная инфраструктура в порту Риеки за счет оптимизации таможенной службы в процессе подготовки к присоединению к Конвенции о процедуре общего транзита в Европейском союзе. Кроме того, в 2015 г. Хорватией была внедрена новая электронная таможенная система. Документы, необходимые

для импорта: международная товарно-транспортная и товарная накладные, счет-фактура, статистическая декларация ЕС [4].

Страна имеет высокий уровень внешней задолженности. Мошенничество и теневая экономика также выступают в качестве ключевых проблем Хорватии. Принимаемые меры по улучшению ситуации в этой области недостаточно эффективны.

Таким образом, можно сделать вывод, что выбранные для рассмотрения страны бывшей Югославии, как и регион в целом, привлекательны для белорусского экспортера. Несмотря на небольшой размер их рынков, они обладают рядом преимуществ. Это прежде всего схожесть наших экономик, географическая и культурная близость. Также стоит отметить достаточно удобные условия прохождения пограничных и таможенных процедур, что является немаловажным фактором для экспортера. СИ

http://innosfera.by/2017/09/Yugoslavia

ЛИТЕРАТУРА

1. Overview: FYR of Macedonia // The World Bank // http://www.worldbank.org/en/country/ macedonia/overview#3.

2. Johnson Matthey [Electronic resource] // Agency for Foreign Investments and Export Promotion of the Republic of Macedonia // http://www.investinmacedonia.com/completed-project/203-johnson-matthey.

3. Деловой климат и инвестиционные возможности. Производство автокомпонентов в Македонии // Agency for Foreign Investments and Export Promotion of the Republic of Macedonia // http://www.kamaklaster.ru/file/filemanag/1fb831eee50eee036da2dffa0cd2dd1c.pdf

4. Ease of Doing Business [Electronic resource] // The World Bank // http://www.doingbusiness. org/data/exploreeconomies.

5. Macedonia Corruption Report [Electronic resource] // The GAN Business Anti-Corruption Portal // http://www.business-anti-corruption.com/country-profiles/macedonia.

6. Slovenia Economic Statistics and Indicators // Economy Watch // http://www.economywatch. com/economic-statistics/country/slovenia/.

7. Slovenia GDP - Gross Domestic Product // Expansion // http://countryeconomy.com/gdp/ slovenia.

8. Economic Data by Region and Country [Electronic resource] // FocusEconomics // http://www. focus-economics.com/countries.

9. Database Eurostat // http://ec.europa.eu/eurostat/web/regions/data/database.

10. Inflation Slovenia 2016 [Electronic resource] // Worldwide Inflation Data // http://www.inflation. eu/inflation-rates/slovenia/historic-inflation/cpi-inflation-slovenia-2016.aspx.

11. Doing Business in Slovenia: Slovenia trade and export guide // Department for International Trade // https://www.gov.uk/government/publications/exporting-to-slovenia/doing-business-in-slovenia-slovenia-trade-and-export-guide.

12. Trade Map [Electronic resource] // International Trade Centre // http://www.trademap.org/Index.aspx.

13. Экономика Хорватии // Хорватия. Все о стране // http://www.croatiainside.com/ru/business/ ekonomika-strany.html.

14. Этапы расширения Европейского союза // РИА Новости // https://ria.ru/ infografika/20130701/946905516.html.

15. Croatia. Risk assessment // Coface for safer trade // http://www.coface.com/Economic-Studies-and-Country-Risks/Croatia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Doing Business in Croatia: Croatia trade and export guide // Department for International Trade // https://www.gov.uk/government/publications/exporting-to-croatia/doing-business-in-croatia-croatia-trade-and-export-guide.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.