Научная статья на тему 'ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ ФИЗИОЛОГ Н.Е. ВВЕДЕНСКИЙ И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО УЧЕНИЯ ДЛЯ ГИГИЕНЫ '

ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ ФИЗИОЛОГ Н.Е. ВВЕДЕНСКИЙ И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО УЧЕНИЯ ДЛЯ ГИГИЕНЫ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
237
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ ФИЗИОЛОГ Н.Е. ВВЕДЕНСКИЙ И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО УЧЕНИЯ ДЛЯ ГИГИЕНЫ »

УДК С12 (092 Введенский)-

ВЫДАЮЩИЙСЯ РУССКИЙ ФИЗИОЛОГ Н. Е. ВВЕДЕНСКИЙ

И ЗНАЧЕНИЕ ЕГО УЧЕНИЯ ДЛЯ ГИГИЕНЫ

Канд. биол. наук Р. С. Гаригтейн

Педагогический институт, Иваново

Передовые эволюционные воззрения выдающегося русского физиолога Николая Евгеньевича Введенского на физиологические и биологические процессы явились неоценимым вкладом в сокровищницу отечественной и мировой науки. Последовательный материалист, Н. Е. Введенский на протяжении всей своей научной деятельности отстаивал и развивал учение И. М. Сеченова об организме как относительном целом в единстве его с окружающей внешней средой.

По данным Николая Евгеньевича, реакции определяются не только состоянием организма, но и характером раздражителей среды, формирующих его функции и оставляющих в нем следовое последствие. В свою очередь текущее функциональное состояние реагирующего субстрата в каждый данный момент определяется предыдущим функциональным состоянием субстрата и действующими на него раздражителями среды. В «Курсе физиологии животных и человека» ученый указывал, что «одна и та же функция физиологическая может осуществляться крайне разнообразными способами в зависимости от тех условий, в которые она поставлена».

Еще студентом Н. Е. Введенский получил премию в память I съезда естествоиспытателей за свою работу «О влиянии света на кожную чувствительность». В этой работе впервые был подмечен интересный факт: измеряя чувствительность кожи руки, экспериментатор установил, что в светлой комнате эта чувствительность выше, чем в темной. Через несколько лет многие исследователи экспериментально доказали, что звуковые раздражения изменяют чувствительность глаза, языка и кожи, а вкусовые — чувствительность уха, глаза, слизистой оболочки носа и др. Возбуждение различных рецепторов органов чувств под влиянием бесчисленных внешних раздражителей изменяет не только состояние других органов чувств, но и чувствительность ряда областей мозговой коры и связанных с ними многообразных функций.

Отсюда вытекает огромное значение гигиенических требований, предъявляемых к внешней среде. Гигиена жилищ и рабочего помещения, сильное или слабое освещение рабочего места, шум и вибрация, чистота воздуха, строгое выполнение правил личной гигиены, обтирание холодной водой или теплая ванна, гимнастика, дыхательные упражнения — все это не только изменяет состояние органов чувств, но и в значительной степени отражается на здоровье человека, определяет уровень его умственной и физической работоспособности.

Ведущую роль в этой взаимосвязи между организмом и средой, как неоднократно подчеркивал Н. Е. Введенский, играет центральная нервная система. В 1913 г. он писал: «На долю нервной системы остаются за всем тем очень важные функции в смысле установления соотношения между деятельностью отдельных органов внутри организма и в-смысле установления всего организма по отношению к воздействию на него внешнего мира» 1.

Развивая принцип неразрывного единства живого организма с внешним миром, ученый сделал глубокие общебиологические обобще-

1 Н. Е. Введенский. Куре физиологии животных и человека. 1913, стр. 22.

ния. Он высказал мысль, что функциональная деятельность служит результатом многовековой деятельности живых организмов в известных условиях существования на земле, в условиях приспособления к окружающей среде и наследственной передачи приобретенных морфологических и физиологических свойств. Выступая с программным докладом на первом Всероссийском съезде физиологов (1917), Николай Евгеньевич говорил: изменяя условия существования в двух — трех поколениях, можно достигнуть того, что соответственно новым условиям в организмах образуются новые предрасположения, навыки и даже видимые морфологические изменения, способные передаваться далее по наследству.

Проблема наследования приобретаемых свойств очень близко соприкасается с теми задачами, которые решает гигиена детей и подростков в социалистическом государстве. У нас в стране борьба за здоровое молодое поколение начинается с заботы о беременной женщине, продолжается в родильном доме, детской консультации, молочной кухне, детских яслях и садах и, наконец, в школах, пионерских лагерях и санаториях. В гигиене детей и подростков разрабатываются мероприятия и санитарные нормы, направленные на охрану и укрепление здоровья подрастающего поколения, обобщается опыт применения этих мероприятий, активно воздействующих на процессы формирования детского организма.

Для гигиенистов особый интерес представляют работы выдающегося русского физиолога, посвященные координационной деятельности нервной системы и единству процессов возбуждения и торможения, а также вскрывающие природу утомления и дающие практические рекомендации для сохранения высокой производительности труда.

Н. Е. Введенский по-новому решил важнейшую физиологическую проблему — о связи между процессами возбуждения и торможения, разнил учение о центральном (зависящем от центральной нервной системы) торможении. Поскольку же вопрос об утомлении в целом не носит узко физиологического характера, а перерастает в социальную проблему целесообразной организации труда, он занимает немаловажное место в гигиенической науке.

Путем огромного количества экспериментов Н. Е. Введенский доказал, что возбуждение проводится через нервные проводники с минимальной затратой энергии, т. е. нерв практически неутомим. В связи с этим потребовалось выяснить, не следует ли искать причину утомления в процессах, протекающих в нервных центрах. Мысль о центральном характере утомления впервые была высказана И. М. Сеченовым, но он не исследовал закономерности самого торможения как активного рабочего состояния, не вскрыл саму природу этого процесса и его связь с возбуждением. Это сделал ученик и продолжатель работ И. М. Сеченова Н. Е. Введенский.

Опытами с торможением скелетной мышцы частыми и сильными раздражителями Николай Евгеньевич показал, что торможение какого-либо органа не есть покой, только по внешнему выражению оно может быть смешано с покоем. Торможение есть «деятельное успокаивание». На основе долгих лет работы Н. Е. Введенский дал свою теорию нервного торможения, сущность которой такова: в одних случаях нерв, подходящий к мышце, возбуждает ее (оптимум силы и частоты раздражений), в других тот же самый нерв ее тормозит, «деятельно успокаивает». ибо сам он в это время возбуждается раздражителями, которые на него падают (пессимум силы и частоты раздражений). Иными словами, противоположные по своему эффекту процессы нервной системы, 'Возбуждение и торможение, связаны взаимными переходами один в другой, и все это зависит от различной функциональной подвижности (лабильности) разнообразных тканей в каждый данный момент.

5*

67

Основы этого учения изложены в работе выдающегося русского физиолога «Возбуждение, торможение и наркоз» (1901). Касаясь своей теории, автор отмечал: «Как видно, сущность ее проста. Она предлагает смотреть на торможение и наркоз как на известные модификации возбуждения и, таким образом, связывает три названные в заголовке состояния между собой, подчиняя их закону относительной подвижности, который в свою очередь определяет зависимость этих состояний как от раздражений, так и от других влияний». Говоря о функциональной лабильности, Н. Е. Введенский опровергал распространенное среди физиологов того времени мнение, что она представляет собой какую-то неизменную величину. Он утверждал, что ритм, в котором работает та или иная ткань, так называемый собственный ритм, есть изменяющаяся величина. Лабильность меняется прежде всего в процессе работы.

Отсюда можно сделать чрезвычайно важный для гигиенистов вывод: принцип усвоения ритма, вытекающий из закона переменной лабильности, ведет к пересмотру многих устаревших теорий, прежде всего касающихся утомления. Судя по этому принципу, прежде чем говорить об утомлении как о явлении снижения работоспособности, надо рассматривать работу как положительный стимул жизнедеятельности тканей, органов и всего организма в целом. В свете сказанного понятны слова Н. Е. Введенского: «Возникает парадоксальная мысль, — писал он, — не оттого ли именно у нас так сильно и утомляются люди, что они мало работают в истинном смысле слова — не умеют работать производительно... При умелом распределении... труда возможно развить громадную по своей продуктивности работу, но притом сохранить на долгие годы, быть может, на всю жизнь умственную работоспособность и общий тонус своей жизнедеятельности».

Каковы же нормальные условия производительности труда? Как сделать труд более продуктивным? На эти вопросы выдающийся русский физиолог дает блестящий ответ в заключительной части своих лекций о физиологии нервных центров. «Устают и изнемогают не столько от того, что много работают, — говорил он, — а оттого, что плохо работают» Для профилактики утомления Н. Е. Введенский предлагал выполнять 5 условий. Первое условие: во всякий труд надо входить постепенно. Это правило относится ко всевозможным видам работы: и физической, и нервно-психической. Важность этого правила особенно сказывается в области мышечной работы. Человек, долго не занимавшийся физическим трудом, принявшись сразу за него, очень скоро теряет силы, утомляется и истощается. И в сфере умственного труда успех обеспечивается только в том случае, если работник входит в дело, «не налегая слишком сильно сразу, а развивая свои силы постепенно».

Второе условие заключается в мерности и ритме работы. Это нагляднее всего выражается в мышечной работе. Она бывает наиболее

продуктивной при вполне определенных мускульных движениях: утомляется как слишком быстро идущий человек, так и слишком медленно идущий, приспосабливаясь, например, к шагу ребенка. Порывистость в работе, внезапное усиление ее .сменяются затем продолжительным периодом бездеятельности. Вместе с тем при неслишком большой нагрузке и при целесообразно подобранном умеренном тоне мышечных сокращений высоты отдельных сокращений часами удерживаются на определенной величине. Это полностью можно перенести и на высшие виды нервно-психической и умственной деятельности.

Поэтому-то еще в сознании древних людей труд, терпение в деле и дисциплинированная мерность работы почитались за добродетели. Древняя пословица гласит: «Всякую вещь красит мера, а без меры обращается во вред и то, что почитается прекрасным». По-видимому,

1 Н. Е. Введенский. Избранные произведения, т. V, стр. 362.

разным людям присущ более или менее различный темп работы. Именно потому, например, при длинном и трудном переходе солдатам разрешается идти вольным шагом — каждому в своем ритме.

Третьим условием успешности работы Н. Е. Введенский считал привычную последовательность и систематическую деятельность. Зависит это от объективных условий труда и степени приспособленности работника к делу. При ходьбе по песку, по снежным сугробам, по обледенелой дороге человек скоро утомляется, потому что его мышцы при этом сокращаются необычным порядком, а в деятельность аппарата, координирующего локомоцию, вносятся внезапные и разнообразные моменты, путающие и затрудняющие привычный акт ходьбы.

В равной степени то же условие относится и к умственному труду. При чтении несистематично изложенной книги, мысли автора которой разбросаны, . недостаточно связаны между собой, приходится делать большие усилия, чтобы следить за смыслом, а это утомляет читающего.

Четвертое условие, по мнению ученого, заключается в правильном чередовании занятий и отдыха. Из мышечной физиологии известно, что для сохранения большей трудоспособности полезно прерывать физическую работу на известное время уже в первые стадии утомления. Если человек не обращает на это внимания и продолжает работать дальше, то впоследствии и более продолжительный отдых его не сможем восстановить нормальной мускульной работоспособности. То же наблюдается и в умственной сфере. «По мере утомления, — писал Н. Е. Введенский, — мысли вяжутся все вялее и вялее, внимание не удерживается с прежним напряжением на идеях, которые нас занимали..., вначале будет достаточно совсем незначительного отдыха для полного восстановления умственных сил..., потом придется оставить работу надолго».

В сочинениях ученого приведено много интересных примеров, показывающих, как выдающиеся мыслители умели распределять свою умственную деятельность. Образцом умелого чередования труда и отдыха может служить Л. Н. Толстой, который почти до последних дней жизни составлял планы новых работ. Большой педантичностью в распределении рабочего времени отличался знаменитый философ Кант, который даже в свои 73 года был способен к активному творчеству. То же можно сказать про И. М. Сеченова, Д. И. Менделеева, Исаака Ньютона и других крупных ученых, которые, достигнув преклонного возраста, сохранили ясность мысли, духовную трудоспособность и физическое здоровье. Н. Е. Введенский объясняет это тем, что правильная деятельность нервных центров отражается благотворно и на общем здоровье организма и на общем тонусе жизненного процесса. Наоборот, у тех, которые очень рано прекращают умственную работу, скоро развивается общая расслабленность организма, апатичность; нервные центры у подобных людей начинают дряхлеть значительно раньше и умственный аппарат как бы изнашивается преждевременно.

Н. Е. Введенский предостерегал от вредного и ложного взгляда, будто бы устойчиво и методически трудиться свойственно только тупицам, а способные люди якобы работают только экспромтом, по вдохновению. Он указывал, что «и гениям мысль никогда не приходит без предварительной подготовки, ибо „из ничего ничего не бывает". Гений—• это прежде всего гениальный труженик».

Пятым условием производительного умственного труда Н. Е. Введенский считал более или менее благоприятное отношение общества к такому труду. Ученый с болью говорил о том, что такой гений, как Ломоносов, оставил ничтожный для него след в науке, хотя многое предвосхитил задолго до общепризнанных творцов европейской науки. Общественная среда того времени была слишком далека от того, чтобы понять и оценить значение Ломоносова.

Подлинный расцвет творческих сил работников, в том числе и людей умственного труда, возможен лишь в социалистическом государстве. Постепенное отмирание существенных различий между физическим и умственным трудом создает предпосылки к всестороннему развитию способностей человека. Умственным трудом заняты у нас в стране миллионы людей.

Н. Е. Введенский пророчески писал: «Громадное, совершенно исключительное значение для успешного умственного труда и для воспитания производительного работника мысли имеет школа в широком смысле слова, т. е. вся та духовно-культурная атмосфера, которая окружает челобека»1. Эти слова ученого полностью подтверждены в наши дни.

Николай Евгеньевич отмечал еще одну особенность нашего организма, которая должна быть учтена при правильной организации труда. Суть ее несложна: высшие духовные приобретения человека оказываются обыкновенно в истории его развития позднейшими, они менее прочно и глубоко лежат в нашей организации, чем инстинктивно и бессознательно приобретавшиеся навыки детского возраста. Это объясняется тем, что пластичность нервно-психической организации имеет свой предел, и именно там, где кончается детская и -юношеская пластичность организма, начинается сфера собственно сознательного труда. Поэтому для поддержания на определенной высоте какой-нибудь высшей формы духовной деятельности, например музыкальной, даже первоклассный талант нуждается в постоянной тренировке и управлении.

Развивая эту мысль, ученый делал чрезвычайно важный вывод: «Постепенное и систематическое упражнение и как его результат укрепляющий навык — вот, вообще говоря, самый надежный способ успешной и производительной работы».

Так один из корифеев физиологической науки трактует круг вопросов, имеющих непосредственное отношение к гигиенической науке. Сейчас, когда забота о человеке, о его здоровье, об условиях труда и быта становится в нашей стране делом первостепенной важности, идеи и рекомендации выдающегося русского физиолога Н. Е. Введенского приобретают особую ценность и пользу для гигиенистов.

Поступила 19/Х 1963 г.

1 Н. Е. Введенский. Избранные произведения, г. V, а р 374

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.