Научная статья на тему 'Выдающиеся учителя Крыма (из истории дореволюционного образования в Крыму)'

Выдающиеся учителя Крыма (из истории дореволюционного образования в Крыму) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
757
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИ / УЧИТЕЛЯ / УЧЕНИКИ / CRIMEA / PUBLIC EDUCATION / EDUCATORS / TEACHERS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новикова Е. В.

Введение . Одной из центральных фигур системы образования является учитель. В рамках изучения региональной истории Крыма недостаточно внимания уделено роли педагогов, внесших особый вклад в дело просвещения. Цель : исследование роли и личного вклада выдающихся педагогов Крыма в развитие государственной системы образования XIX начала XX вв. Материалы и методы . В статье анализируются архивные материалы Государственного архива Республики Крым, печатные исторические источники. В статье рассматриваются формулярные списки, протоколы педагогических советов учебных заведений крымских уездов Таврической губернии, которые позволяют воссоздать целостную картину трудовой деятельности подвижников народного образования, определить степень их влияния на образовательный процесс и формирование личности учащихся. Использовались такие методы исследования, как анализ, синтез, системный, ретроспективный. Результаты исследования . Проведенный анализ позволяет оценить вклад выдающихся педагогов в дело развития народного образования на полуострове. Выдающиеся педагоги крымских уездов Таврической губернии имели классическое высшее образование и фундаментальные знания по предметам. Их отличали разносторонние интересы, и они не ограничивались программным преподаванием. Учителя Крыма занимались не только образованием, но и воспитанием учеников, пользовались уважением и авторитетом всех воспитанников учебных заведений и являлись примером для своих коллег. Будучи высоконравственными людьми, они оказывали огромное влияние на формирование личности учащегося. Педагоги активно участвовали в благотворительности. Имели знаки отличия и заслуженные награды. Заключение . Деятельность педагогов Крыма во многом способствовала тому, что в крымских уездах становление государственной системы образования происходило значительно энергичнее, чем в северных уездах Таврической губернии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outstanding teachers of Сrimea (from the history of pre-revolutionary education in Crimea)

Introduction . One of the central figures in the education system is the teacher. As part of the study of the regional history of Crimea, insufficient attention has been paid to the role of educators who have made a special contribution to education. Purpose : study of the role and personal contribution of outstanding teachers of Crimea in the development of the state education system of the XIX early XX centuries. Materials and methods. The article analyzes archival materials of the State Archive of the Republic of Crimea, printed historical sources. The article discusses the formulary lists, the protocols of pedagogical councils of educational institutions of the Crimean uyezds of the Taurida province, which allow you to recreate a holistic picture of the labor activity of ascetics of public education, to determine the degree of their influence on the educational process and the formation of students’ personalities. Such research methods as analysis, synthesis, systemic, retrospective were used. Results, discussion . The analysis allows us to evaluate the contribution of outstanding teachers to the development of public education on the peninsula. Outstanding teachers of the Crimean uyezds of the Taurida province had a classical higher education and fundamental knowledge in subjects. They were distinguished by diverse interests and were not limited to program teaching. Teachers of Crimea were engaged not only in education, but also in the upbringing of students, enjoyed the respect and authority of all students of educational institutions and were an example for their colleagues. Being highly moral people, they had a huge impact on the formation of the student’s personality. Teachers actively participated in charity. They had insignia and deserved rewards. Conclusion . The activities of Crimean teachers in many respects contributed to the fact that the formation of the state education system in the Crimean uyezds was much more energetic than in the northern districts of the Taurida province.

Текст научной работы на тему «Выдающиеся учителя Крыма (из истории дореволюционного образования в Крыму)»

удк 94(477.75)

doi: 10.30914/2411 -3522-2019-5-3-230-239

Выдающиеся учителя Крыма

(из истории дореволюционного образования в Крыму)

Е. В. Новикова

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского, г. Севастополь

Введение. Одной из центральных фигур системы образования является учитель. В рамках изучения региональной истории Крыма недостаточно внимания уделено роли педагогов, внесших особый вклад в дело просвещения. Цель: исследование роли и личного вклада выдающихся педагогов Крыма в развитие государственной системы образования XIX - начала XX вв. Материалы и методы. В статье анализируются архивные материалы Государственного архива Республики Крым, печатные исторические источники. В статье рассматриваются формулярные списки, протоколы педагогических советов учебных заведений крымских уездов Таврической губернии, которые позволяют воссоздать целостную картину трудовой деятельности подвижников народного образования, определить степень их влияния на образовательный процесс и формирование личности учащихся. Использовались такие методы исследования, как анализ, синтез, системный, ретроспективный. Результаты исследования. Проведенный анализ позволяет оценить вклад выдающихся педагогов в дело развития народного образования на полуострове. Выдающиеся педагоги крымских уездов Таврической губернии имели классическое высшее образование и фундаментальные знания по предметам. Их отличали разносторонние интересы, и они не ограничивались программным преподаванием. Учителя Крыма занимались не только образованием, но и воспитанием учеников, пользовались уважением и авторитетом всех воспитанников учебных заведений и являлись примером для своих коллег. Будучи высоконравственными людьми, они оказывали огромное влияние на формирование личности учащегося. Педагоги активно участвовали в благотворительности. Имели знаки отличия и заслуженные награды. Заключение. Деятельность педагогов Крыма во многом способствовала тому, что в крымских уездах становление государственной системы образования происходило значительно энергичнее, чем в северных уездах Таврической губернии.

Ключевые слова: Крым, народное образование, педагоги, учителя, ученики.

Outstanding teachers of Crimea

(from the history of pre-revolutionary education in Crimea)

E. V. Novikova

Sevastopol Economics and Humanities Institute (branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Sevastopol

Introduction. One of the central figures in the education system is the teacher. As part of the study of the regional history of Crimea, insufficient attention has been paid to the role of educators who have made a special contribution to education. Purpose, study of the role and personal contribution of outstanding teachers of Crimea in the development of the state education system of the XIX - early XX centuries. Materials and methods. The article analyzes archival materials of the State Archive of the Republic of Crimea, printed historical sources. The article discusses the formulary lists, the protocols of pedagogical councils of educational institutions of the Crimean uyezds of the Taurida province, which allow you to recreate a holistic picture of the labor activity of ascetics of public education, to determine the degree of their influence on the educational process and the formation of students' personalities. Such research methods as analysis, synthesis, systemic, retrospective were used. Results, discussion. The analysis allows us to evaluate the contribution of outstanding teachers to the development of public education on the peninsula. Outstanding teachers of the Crimean uyezds of the Taurida province had a classical higher education and fundamental knowledge in subjects. They were distinguished by diverse interests and were not limited to program teaching. Teachers of Crimea were engaged not only in education, but also in the upbringing of students, enjoyed the respect and authority of all students of educational institutions and were an example for their colleagues. Being highly moral people, they had a huge impact on the formation of the student's personality. Teachers actively participated in charity. They had insignia and deserved rewards. Conclusion. The activities of Crimean teachers in many respects contributed to the fact that the formation of the state education system in the Crimean uyezds was much more energetic than in the northern districts of the Taurida province.

Keywords: Crimea, public education, educators, teachers, students.

© Новикова Е. В., 2019

Развитие любого государства определяется не только его социально-экономическими показателями, технологическими открытиями, но и уровнем образованности общества. Одной из центральных фигур системы образования является учитель. От уровня его профессиональной подготовки в немалой степени зависит реализация направлений государственной политики, конкурентоспособность страны. Исследование роли педагога в воспитании и образовании молодого поколения может способствовать выявлению наиболее эффективных путей реформирования в области просвещения, что составляет актуальность данного материала.

Месту учителя в системе народного образования посвящены ряд публикаций ученых [1; 3; 4; 5; 6; 7]. В то же время в рамках изучения региональной истории Крыма недостаточно внимания уделено роли педагогов, внесших особый вклад в дело просвещения. Ведь именно выдающиеся учителя не только формируют образовательную среду для учеников, способствуя их интеллектуальному и духовному росту, но и являются примером для своих коллег.

Цель статьи: исследование роли и личного вклада выдающихся педагогов Крыма в развитие государственной системы образования XIX -начала XX веков.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые выявлены и введены в научный оборот малоизвестные архивные источники, что позволило реконструировать целостную картину роли выдающихся педагогов в развитии системы народного образования в Крыму и проследить трудовой путь учителей.

В конце XVIII века начался процесс интеграции Крыма в общероссийское пространство. В 1802 году Таврическую область преобразовали в губернию с семью уездами: Евпаторийским, Перекопским, Симферопольским, Феодосийским, Ялтинским, Бердянским, Днепровским, Мелитопольским. Первые четыре уезда располагались на территории Крыма, а три последние административные единицы находились на материке. С конца XVIII века на новую территорию государства распространялись общеимперские законы, происходило интенсивное культурное освоение региона, создавалась государственная система народного образования общероссийского типа.

Становление и развитие дореволюционной системы народного образования в Крыму было во многом обязано ведущей роли учителей - по-

движников, высокообразованных, гуманных людей, добросовестно исполнявших свой труд, благодаря «сознанию святости своих обязанностей и их любви к своему великому делу»1. В выступлении одного из преподавателей, составленном в связи с открытием Евпаторийского уездного училища, было подчеркнуто, что целью педагогической деятельности учителей является «обогащение Отечества просвещенными и благонравными гражданами»2. Реализации этой задачи была посвящена учебная и воспитательная деятельность целой плеяды выдающихся педагогов Крыма. Деятельность большинства педагогов являла собой пример гуманного отношения к страждущим, любви к Родине. Их поступки не расходились с тем, чему они всегда учили своих воспитанников: «Любить добро для добра без мысли о вознаграждении за хорошие дела в будущем»3.

Опытные педагоги целью своей работы считали развитие гармоничной личности ребенка. Формулярные списки преподавателей, протоколы заседаний педагогических советов, сохранившиеся в фондах Государственного казенного учреждения Республики Крым «Государственный архив Республики Крым», дают возможность изучить трудовую деятельность учителей.

Среди преподавателей Симферопольской гимназии был известный караимский деятель, поэт и просветитель Илья Ильич Казас (1832-1912 гг.). В 1853 году он поступил на исторический факультет Московского университета, где слушал лекции известного историка Т. Н. Грановского (1813-1855 гг.). С 1863 года Илья Ильич 18 лет проработал в Симферопольской мужской гимназии. В 1872 году был отправлен за границу в командировку для изучения постановки учебного дела. И. И. Казас владел 11 языками, в том числе и 4 древними. Его единогласно избрали депутатом на педагогический съезд, проходивший в Крыму в 1881-1882 учебном году4.

Протоколы Симферопольской мужской гимназии хранят неизвестные факты из педагогической деятельности И. И. Казаса. На заседании педагогического совета И. И. Казас заявил, что для выполнения дополнительных письменных

1 Государственное казенное учреждение Республики Крым «Государственный архив Республики Крым» (ГА РК). Ф. 100. Оп. 1. д. 11. л. 93.

2 ГА РК. Ф. 546. Оп. 1. д. 22. л. 80.

3 ГА РК. Ф. 546. Оп. 1. д. 22. л. 75.

4 Там же. Ф. 104. Оп. 1. д. 334. л. 37.

работ «назначены были исключительно дни воскресные и праздничные, что, без сомнения, обременительно для учеников, которые в таком случае совсем не имеют свободного времени для отдыха от занятий, и просил у Совета разрешения о назначении хотя бы нескольких работ в дни учеб-ные»1. Преподаватели прислушались к мнению уважаемого педагога.

И. И. Казас пользовался заслуженным авторитетом не только среди своих коллег, но и среди учеников. Именно ему гимназисты не раз открывали истинные причины своих проступков. Защищая интересы учащихся в организации учебной деятельности, в то же самое время он был объективен в оценке поступков. Когда ученики 8-го класса необоснованно потребовали замены преподавателя, то в своем выступлении на педсовете Илья Ильич отметил, что «едва ли нужно потакать ученикам, что замена одного учителя другим среди учебного года может подорвать авторитет» всех преподавателей2.

Деятельность одного из известнейших крымове-дов Федора Федоровича Лашкова (1858-1917 гг.) связана с историей Симферопольской мужской гимназии. Именно в ней он начинал свой педагогический путь как учитель истории и географии. В этом учебном заведении молодой преподаватель увлекся историей Крыма. Его трудами в гимназии был создан историко-географический музей края. По предложению директора учебного заведения Ф. Ф. Лашков составляет исторический очерк деятельности Симферопольской гимназии3.

Ф. Ф. Лашков имел собственное представление о содержательном компоненте учебных программ. На педагогических советах он предложил внести изменения. На заседании одного из советов учитель «читал свою программу преподавания истории и географии, причем он изложил также свои взгляды на преподавание этих предметов и свои педагогические приемы»4. Учитель анализировал содержательный компонент программы и проявлял глубокие знания методики преподавания. Программа была одобрена Советом.

1 Государственное казенное учреждение Республики Крым «Государственный архив Республики Крым» (ГА РК). Ф. 104. Оп. 1. д. 257. л. 97.

2 ГА РК. Ф. 104. Оп. 1. д. 434. л. 96.

3 Историческая записка о Симферопольской гимназии с основания ее по 1 июня 1881 / сост. : Шмаков, Тимофеев, Ф.Ф. Лашков. Симферополь : Таврическая губ. тип., 1881. 158 с.

4 Там же. Ф. 104. Оп. 1. д. 434. л. 72.

В фонде Симферопольской гимназии сохранился конспект лекции Ф. Лашкова, посвященной деятельности известного философа П. Абеляра. Он пишет, что «личность Абеляра интересна сама по себе, а равно и для знакомства с состоянием образованности и литературы в средние ве-ка»5. В конспекте Лашков дает не только анализ развития богословия, противоречий номиналистов и реалистов, но и раскрывает личность Абеляра как ученого и человека, умеющего отстаивать свои взгляды. Трогательный рассказ Ф. Ф. Лашкова о личной жизни философа, его любви к Элоизе, безусловно, не могли оставить слушателей равнодушными. Можно предположить, что и на своих занятиях с учениками учитель истории и географии представлял не только сухую характеристику исторических деятелей, но и раскрывал их как личности. Дополнительные сообщения учителя делали объяснение на уроке не только доступным для понимания и усвоения, но и интересным.

Федор Федорович не оставался в стороне при обсуждении вопросов дисциплины в гимназии. Он часто выступал на стороне учеников, т. к. считал, что «при обсуждении совершенного учениками проступка должно быть принято во внимание то или иное сопровождающее проступок обстоятельство» и, если возможно, то необходимо «смягчить наказание»6. К сожалению, советская власть не оценила заслуг выдающегося педагога [8].

А. И. Маркевич7, а вслед за ним ряд современных авторов отмечают, что будущую сферу своей деятельности выпускник гимназии, крупнейший русский историк-источниковед А. С. Лап-по-Данилевский определил еще в гимназии под влиянием Ф. Ф. Лашкова [6]. Вероятно, так и было. Энергия, компетентность, научная и творческая деятельность Ф. Ф. Лашкова, безусловно, повлияли на выбор будущей профессии А. С. Лаппо-Данилевского.

Но следует иметь в виду, что Лашков стал преподавать историю и географию гимназисту Лаппо-Данилевскому только со старших классов. А до этого несколько лет преподавателем этих дисциплин, а также классным наставником будущего академика был очень уважаемый учитель и инспектор гимназии Моисей Иванович Горкунов,

5 Там же. Ф. 104. Оп. 1. д. 542. л. 47.

6 ГА РК. Ф. 104. Оп. 1. д. 334. л. 10.

7 Маркевич А. И. Архивно-археологическая деятельность академика А. С. Лаппо-Данилевского // Известия Таврической ученой архивной комиссии. 1919. № 56. С. 160-162.

который закончил историко-философский факультет Императорского университета Св. Владимира, два года был в заграничной командировке за свой счет «с ученой целью»1. После возвращения в начале 70-х годов XIX века Горкунова назначили в Симферопольскую мужскую гимназию учителем. Через несколько лет он «получил благодарность за добросовестное исполнение своих обязанностей», орден Св. Станислава 3-й степени «за отлично-усердную службу», стал инспектором гимназии, а в 1878 получил чин коллежского асессора. Несколько раз в силу разных обстоятельств исполнял должность директора Симферопольской мужской гимназии. Попечитель Одесского учебного округа объявил М. И. Горкунову «искреннейшую [...] благодарность за усердное исполнение своих обязанностей»2. Он был классным наставником, учителем истории и географии в классе, где обучался Лаппо-Данилевский. Все это позволяет предположить, что интерес А. С. Лаппо-Данилевского к исторической науке, фундаментальные знания по этому предмету были сформированы на уроках истории именно учителем М. И. Горкуновым.

Арсений Иванович Маркевич (1855-1942 гг.) -один из авторитетнейших крымоведов - с 1876 года служил по ведомству Министерства народного просвещения. Окончив курс наук в Императорском Варшавском университете по славянорусскому отделению историко-филологического факультета со степенью кандидата, А. И. Марке-вич был направлен в Холмское училище штатным учителем русского и церковно-славянского языка и словесности. Но затем ему поручили преподавать историю в 4 и 5 классе того же учебного заведения и назначили секретарем педагогического совета. Через три года Арсений Иванович был переведен в Шавельскую гимназию. С 1883 года работал учителем русского языка и литературы в Симферопольской гимназии. А. И. Маркевич активно участвовал в деятельности комиссии гимназии по русскому языку и литературе и неоднократно выступал с сообщениями о выдающихся писателях и поэтах.

А. И. Маркевич преподавал не только словесность, но и психологию, логику, историю в мужской гимназии, педагогику в женской гимназии. Он являлся членом Императорского Одесского

1 ГА РК. Ф. 104. Оп. 1. д. 293. л. 39.

2 ГА РК. Ф. 100. Оп. 1. д. 433. л. 5.

общества истории и древностей, был одним из инициаторов создания Таврической ученой архивной комиссии и многолетним ее председателем.

Арсений Иванович был хорошим классным наставником. В вопросах дисциплины он был объективен и строг. Когда на справедливое замечание помощника классного наставника учащийся повел себя недостойно, более того, стал кричать, «Маркевич, который узнал, в чем дело, не дозволил кричащему [...] идти в класс, чтобы он своим состоянием не развлекал учеников»3.

За годы своего плодотворного труда на педагогическом поприще Арсений Иванович был награжден орденами: Св. Станислава 2-й и 3-й степени, Св. Анны 3-ей степени и медалью в память царствования Александра III. Вышестоящие инстанции выразили ему более 10 благодарностей за труд. Одна из них «за работы по истории русской литературы, исполненные учениками гимназии на аттестат зрелости в 1898-1899 учебном году»4.

Евгений Львович Марков (1835-1903 гг.), писатель, автор знаменитых «Очерков Крыма», в которых в художественной форме изображена природа Крыма, история полуострова, памятники древности. В 1865-1870 годах Е. Л. Марков был директором Симферопольской мужской гимназии и народных училищ Таврической губернии. Энергичная деятельность прекрасно образованного (Е. Л. Марков окончил Харьковский университет и два года посещал лекции в европейских университетах), талантливого педагога и администратора способствовала улучшению учебного дела не только в гимназии, но и в губернии в целом.

Впрочем, многие педагоги, знакомясь с богатой историей Крымского полуострова, стремились воспитать в детях любовь и гордость за свой край. С этой целью учителя открывали в учебных заведениях краеведческие музеи. Они сами собирали коллекции и приобщали к этому своих учеников. Нередко педагоги и учащиеся старших классов выступали в роли экскурсоводов. Педагогом, ученым краеведом, заведующим Феодосийским музеем древности был Колли Людвиг Петрович (1849-1918 гг.) (род. в Швейцарии). Он преподавал в Феодосийской мужской и женской гимназии французский язык. Будучи членом Таврической ученой архивной комиссии, он изучал генуэзские колонии в Крыму. Директор Феодосийской

3 ГА РК. Ф. 104. Оп. 1. д. 1264. л. 120.

4 ГА РК. Ф. 103. Оп. 1. д. 32. л. 47.

мужской гимназии Виноградов Василий Ксено-фонтович (1843-1894 гг.), изучая историю Феодосии, приложил много усилий для открытия музея при гимназии и за свои труды был избран членом Одесского общества истории и древностей.

Одним из самых авторитетных преподавателей Симферопольской гимназии был учитель математики Александр Константинович Хамарито. Первые сведения о нем встречаются в фонде Симферопольской мужской гимназии в 1838 году, когда имя ученика 3 класса Хамарито было занесено на золотую доску почета. Александр Хамарито закончил гимназию с золотой медалью и был определен в штат Канцелярии Керчь-Ени-кальского градоначальника 20 октября 1842 года. С разрешения Департамента Внешней торговли А. Хамарито был определен переводчиком в Анапскую таможню с командированием в канцелярию Керчь-Еникальского градоначальника для занятия делами по таможенной части. Из суммы, ежегодно назначаемой министром финансов в награду чиновникам таможенного ведомства, получил 40 руб. серебром. Указом Правительствующего Сената в 1844 году он утвержден в чине коллежского регистрата со старшинством. По прошению переведен учителем арифметики и геометрии в Керченское уездное училище в 1844 году. По распоряжению училищного начальства Хамарито был назначен в Керчь по устройству еврейских школ в 1845 году. За успехи учеников в Керченском уездном училище объявлена ему благодарность попечителя Одесского учебного округа. В 1847 году был переведен в Симферопольское уездное училище». В 1850 году А. К. Ха-марито возвращается в родную гимназию и работает в ней до 1884 года.

Еще в 1852 году Александр Константинович «за усердие и знание своего предмета утвержден в должности старшего учителя математики», в 1856 году «за отлично-усердную службу Все-милостивейше награжден обыкновенным подарком в 143 руб. ». А в 1863-1864 годах исполняет должность инспектора и «за энергичную деятельность» вновь получает награду. К 1872 году Хамарито дослужился до чина статского советника, получил орден Св. Анны 2-й степени. «За продолжительную, полезную и ревностную службу, по предложению г. Попечителя Одесского учебного округа от 1 октября 1872 года, назначен Заслуженным преподавателем». В 1874 году ему была выражена признательность Министерства народ-

ного просвещения1. «По Всеподданнейшему докладу Кавалерской думы Государь Император Все-милостивейше пожаловать соизволили в 22 день сентября 1881 году орден Владимира 4-й степени за 25-летнюю в классных чинах беспорочную службу»2. А. К. Хамарито имел много наград за свой исключительно добросовестный труд.

Несколько раз Александр Константинович бывал за границей, но возвращался всегда до срока из своего отпуска. Много лет он участвовал в деятельности Общества вспомоществования бедным ученикам гимназии, заведовал книжным магазином, был секретарем педагогического совета и очень аккуратно вел записи протоколов заседаний. В документах встречаются слова благодарности директора педагогам «за вполне добросовестное отношение их ко всем своим обязанностям как воспитателям, так и преподавателям и за особые успехи учеников по их предметам»3. Среди фамилий учителей чаще других называется имя Александра Константиновича Хамарито.

Об отношении учеников к своему учителю математики свидетельствует тот факт, что бывшие воспитанники статского советника А. К. Хамарито в 1896 году учредили стипендию в память его 40-летней деятельности. Она назначалась «на уплату за право учения одного ученика гимназии, без

4

различия происхождения и вероисповедания» . А. К. Хамарито дожил до глубокой старости.

В целом к педагогическому составу учебных заведений Крыма предъявлялись очень строгие требования. Учителя не только обязаны были иметь специальную подготовку, но также быть склонными к самонаблюдению, самоанализу, быть объективными и сдержанными. Особое внимание уделялось знаниям по психологии. Без этого «не может быть подвергнут анализу и правильной оценке ни один детский поступок»5, - подчеркивалось в протоколах педагогических советов.

По мнению учителей, «школы есть сами по себе малый мир»6. Именно поэтому преподаватели занимались не только обучением, но и воспитанием учащихся. Педагоги видели свою задачу в том,

1 ГА РК. Ф. 104. Оп. 1. Д. 1267. Л. 31.

2 Там же. Ф. 104. Оп. 1. Д. 257. Л. 59.

3 Там же. Ф. 104. Оп. 1. Д. 1266. Л. 46.

4 Об учреждении стипендии имени А. К. Хамарито в Симферопольской мужской гимназии // Журнал Министерства народного просвещения. 1896. Июль. С. 22-23.

5 ГА РК. Ф. 104. Оп. 1. Д. 134. Л. 18.

6 Там же. Л. 5.

чтобы ученик стал «драгоценным членом общества», они поощряли его употреблять «свою энергию в пользу общественного прогресса и национального благополучия». В деле об училищной дисциплине Симферопольской мужской гимназии написано, что «в детстве человек есть храм в развалинах, с помощью воспитателя он должен быть восстановлен в своей первозданной красоте»1.

Журналы педсоветов отражают деятельность педагогов по предупреждению плохого поведения учеников. В обязанности учителей входило: влиять на ученика в добром направлении и пресекать зло. Отношение к детям должно быть таким, чтобы ученики обращались к воспитателям «свободно и без страха, как к лучшим друзьям своим, со всем, что их волнует и занимает в данное время». Только при таких отношениях с воспитанниками «будет возможно посеять в их юные души добрые семена, которые потом всегда и при всех обстоятельствах будут приносить добрые плоды». К решению этой нелегкой задачи, которая «составляет нравственную обязанность каж-дого»2, должны были стремиться педагоги.

Одной из обязанностей педагогов было привитие православного мировоззрения учащимся. Они следили за соблюдением церковных праздников, за посещением учащимися богослужений. Но документы свидетельствуют о том, что воспитанников других вероисповеданий в случае необходимости даже отпускали с занятий на религиозные праздники. Раввин Керчи И. Л. Гальперин «благодарил директора за его ровность в обращении с воспитанниками гимназии без различия вероисповеданий и национальности»3.

Многие протоколы педагогических советов крымских учебных заведений свидетельствуют, что одним из главных направлений учебно-воспитательной деятельности поколений отечественных педагогов было воспитание таких нравственных качеств, как доброта, любовь к ближнему с раннего детства. Сами учителя часто являлись примером милосердия. В начале XIX века педагоги Феодосийского уездного училища под руководством учителя Егора Антоновича Мануйлова находились при чумном лазарете, проявляли твердость духа, «жертвуя собой для спасения

1 ГА РК. Ф. 104. Оп. 1. Д. 257. Л. 41.

2 ГА РК. Ф. 104. Оп. 1. д. 134. л. 93.

3 Громачевский А. Л. 25-летие служебной деятельности директора Керченской Александровской гимназии. Керчь : Тип. А. В. Холева, 1887. 5 с.

человечества, заслужили всеобщую похвалу»4, смотритель того же училища Селим Эфенди за отличное исполнение должности во время эпидемии болезни (ноябрь 1830 - январь 1832 гг.) получил благодарность. Смотритель Керченского уездного училища Ф. Ф. Бурдунов за участие в ликвидации холеры в 30-е гг. XIX века также получил благодарность. Во время Крымской войны учителя Симферопольской мужской гимназии заготовляли дрова для того, чтобы обогреть классные комнаты с учениками. В Ялтинской Александровской гимназии педагогический совет оказывал помощь беднейшими абитуриентами XVII выпуска. Им была выделена сумма в 540 р. 47 коп., вырученная от устроенного в стенах гимназии в их пользу вечера 14 февраля 1914 года5. Педагоги сами изыскали средства для ученика, который «брошен родителями и получает 22 руб. за уроки, на каковые средства он и живет»6. Учителя часто обращались к городским властям с просьбой оказать помощь бедным ученикам. Известно, что малообеспеченным ученикам в Керчи городская управа раздала 141 руб. на Рождество в 1908 году7. Можно привести немало примеров освобождения учащихся от платы за учение по состоянию здоровья («как ученика прилежного и больного чахоткой»8), приобретения необходимых медикаментов, предназначенных для беднейших учеников, пособий, одежды, учебников, ходатайств о назначении стипендий за счет учебного заведения. Серьезной поддержкой беднейшим ученикам была деятельность обществ вспомоществования, созданных при учебных заведениях. Одним из источников формирования финансовых средств таких обществ было приглашение учителями лекторов.

Помимо выше охарактеризованных уважаемых учителей крымских учебных заведений, архивные изыскания позволили определить группу педагогов Симферопольской мужской гимназии, которые обучали и воспитывали Игоря Курчатова, будущего известнейшего физика, академика АН СССР. Впервые фамилии этих учителей встречаются в исследовании В. И. Шостка [7]. Но автор не ставил своей задачей осветить личности педагогов, степень их профессионализма.

4 ГА РК. Ф. 100. Оп. 1. Д. 20. Л. 147.

5 Там же. Ф. 624. Оп. 1. Д. 5. Л. 3.

6 Там же. Ф. 440. Оп. 2. Д. 83. Л. 2.

7 Там же. Ф. 100. Оп. 1. Д. 1866. Л. 99.

8 Там же. Ф. 104. Оп. 1. Д. 293. Л. 35.

Учеником гимназии И. В. Курчатов был с 1912 по 1920 годы. Директором гимназии в этот период был действительный статский советник Семен Федорович Коропачинский (1851-1922 гг.). Он в 1873 году закончил историко-филологический факультет Новороссийского университета и был назначен учителем Ришельевской гимназии в Одессе. С 1874 года Семен Федорович занимал должность учителя русской словесности в Одесском институте благородных девиц. А в гимназии с течением времени стал секретарем педагогического совета, а затем инспектором. Уже через 10 лет ему доверили должность председателя педсовета Одесской Мариинской гимназии. В 1886 году Семен Федорович получает очередное звание - статский советник. А через два года возглавляет Бердянскую мужскую гимназию и становится председателем педсовета женской гимназии. С 1892 года С. Ф. Коропачинский трудится в Таврическом губернском училищном совете. За свою работу в Таврической губернии он получил в общей сложности 15 благодарностей от попечителя Одесского учебного округа. Кроме того, он был награжден Библией от Святейшего Синода «за особые труды, усердие и ровность в деле благоустройства местной церковью школ грамоты»1. В 1902 году попечителем была выражена искренняя признательность за безвозмездное и успешное управление Дирекцией народных училищ Таврической губернии во время отлучек Директора училищ. С. Ф. Коропачинский был награжден бронзовой медалью в честь 300-летия царствования дома Романовых, орденами Св. Владимира 3 и 4-й степеней, Св. Станислава 1, 2, 3-й степеней, Св. Анны 2, 3-ей степеней и серебряной медалью. Увы, ни одна из властей в Крыму в 1917-1922 гг. не оценила заслуг педагога, продолжавшего трудиться на ниве просвещения.

Статский советник Леонид Васильевич Жириц-кий преподавал гимназисту Курчатову русский язык, словесность и пропедевтику философии. Он закончил Императорский историко-филологический институт и был назначен учителем древних языков в Ревельскую гимназию, а затем в Ставропольскую. С 1915 года исполнял обязанности инспектора Симферопольской мужской гимназии и председателя Симферопольской женской гимназии, учрежденной Е. И. Оливер. Был членом испытательной комиссии по педаго-

1 ГА РК. Ф. 104. Оп. 1. д. 1265. л. 243.

гике и дидактике при производстве на звание учителя или учительницы Высшего начального училища до 1919 года. За труд был награжден орденами Св. Станислава 2-й и 3-й степени, Св. Анны 3-й степени, медалью в память 200-летия Полтавской битвы.

Классным наставником и преподавателем древних языков И. В. Курчатова был статский советник Густин Анастасьевич Грищинский - один из старейших и уважаемых преподавателей Симферопольской мужской гимназии. Г. А. Грищинский, сын священника, в 1882 году окончил историко-филологический факультет Императорского Новороссийского университета. И с 1898 года (после работы в Болградском центральном училище и гимназии) стал учителем древних языков в Симферопольской мужской гимназии. За свои труды получил 9 благодарностей от попечителя Одесского учебного округа, а также ордена: орден Св. Владимира 4-й степени, Св. Анны 2 и 3-й степеней, Св. Станислава 2 и 3-й степеней.

Не менее уважаемым учителем - профессионалом своего дела был преподаватель истории Александр Игантьевич Сеницкий, инспектор, статский советник. Он окончил курс в Императорском Новороссийском университете на историко-филологическом факультете и выдержал специальные испытания на звание учителя гимназии и прогимназии в 1888 году. Через год Сеницкий стал учителем приготовительного класса Симферопольских мужской и женской гимназий. «За аккуратное посещение уроков» неоднократно получал благодарность попечителя Одесского учебного округа. Имел пять благодарностей «за аккуратное исполнение преподавательских обязанностей». Он водил своих учеников на экскурсии. В 1915-1916 учебном году под его руководством И. Курчатов посетил городище Неаполь Скифский. А. И. Сеницкий в 1915 году был командирован на методологические курсы в Одессу. Труд учителя был отмечен многими наградами: «За отлично-усердную службу и особые труды Всемилостивейшее пожалован» орденами Св. Станислава и Св. Анны 2, 3-й степеней, Св. Владимира 4 степени и серебряной медалью на ленте Александра Невского2.

Надворный советник Митрофан Всеволодович Смирнов в 1906 году закончил физико-математический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета и был назначен

2 ГА РК. Ф. 104. Оп. 1. д. 1265. л. 245.

учителем природоведения Аккерманских мужской и женской гимназий. Но в 1906 году был перемещен в Симферопольскую мужскую гимназию, где преподавал географию И. В. Курчатову. Кроме того, как опытному педагогу ему поручили проверять преподавание географии и природоведения в частной Бахчисарайской прогимназии. М. В. Смирнов неоднократно проводил экскурсии с учениками. Класс, где учился И. Курчатов, посетил под его руководством казенное имение «Салгирка». В 1915 году Смирнов присутствовал на Московском съезде преподавателей географии. В 1916 году ему было поручено чтение по ботанике на педагогических временных курсах для начальных учителей, проходивших в Симферополе в каникулярное время. Был награжден орденом Св. Станислава 3-й степени.

Дмитрий Федорович Игнатенко, законоучитель и настоятель Александро-Невской гимназической церкви. Отец Димитрий в 1892 году окончил курс наук в Таврической Духовной семинарии. Он преподавал Священную историю, Катехизис и церковный устав в Симферопольском духовном училище. В 1897 году был назначен настоятелем церкви и законоучителем Керченско-Кушников-ского Девичьего института, а с 1901 года назначен попечителем Одесского учебного округа на должность законоучителя Симферопольской мужской гимназии. Был награжден скуфьей и набедренником. Под его руководством для класса, где обучался гимназист Курчатов, была организована экскурсия на Епархиальный свечной завод.

Французский язык И. Курчатову преподавала Ольга Евгеньевна Усольцева, 1885 года рождения, дочь статского советника. Она, пожалуй, была самой молодой учительницей. Ольга Евгеньевна воспитывалась в Белостокском институте Императора Николая I и закончила его с золотой медалью в 1904 году. В 1908 году она окончила специальный класс учительниц французского языка Ведомства учреждений Императрицы Марии и получила право на преподавание иностранных языков. Усольцева усовершенствовала свои знания в Дижонском университете в Париже, а затем была назначена в Феодосийские мужскую и женскую гимназии. С 1913 года она преподавала в Симферопольской мужской гимназии. Усольцевой доверили проверять знания по французскому и немецкому языкам в частных гимназиях.

Таким образом, анализ архивных материалов позволяет сделать вывод о том, что выдающиеся педагоги крымских уездов Таврической губернии имели классическое высшее образование и фундаментальные знания по предметам. Их отличали разносторонние интересы, и они не ограничивались программным преподаванием. Они умели заинтересовать учеников дополнительной информацией, развивали познавательные способности детей посредством экскурсий, творческих заданий по дисциплинам. Выдающиеся учителя Крыма занимались не только образованием, но и воспитанием учеников, пользовались уважением и авторитетом всех воспитанников учебных заведений и являлись примером для своих коллег. Будучи высоконравственными людьми, они оказывали огромное влияние на формирование личности учащегося. Педагоги активно участвовали в благотворительности, поддерживали нуждающихся и стойко переносили тяготы сложных обстоятельств (эпидемий, Крымской войны). Имели знаки отличия и заслуженные награды.

Директор училищ Таврической губернии А. Н. Дьяконов указывал, что «в середине 90-х годов XIX века первое место среди земских губерний Европейской России по развитию народного образования стало принадлежать Таврической губернии». Его точка зрения была основана на данных статистических таблиц по народному образованию Российской империи известного педагога А. Н. Острогорского (1840-1917 гг.), представленных на Всероссийской выставке в 1896 году1. В исследовании «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», вышедшем в 1910 году под редакцией В. П. Семе-нова-Тяньшанского, указано, что в начале XX века процент образованности населения Таврической губернии был выше в 1,3-1,7 раза по сравнению с Бессарабской, Екатеринославской, Херсонской, Ставропольской губерниями и Донской обла-стью2. В свою очередь плодотворная деятельность педагогов Крыма во многом способствовала тому, что в крымских уездах становление государственной системы образования происходило

1 Дьяконов А.Н. Общий очерк состояния народных училищ Таврической губернии за 1897 г. Бердянск : Тип. Нутис, 1898. 120 с.

2 Россия. Полное географическое описание нашего Отечества : настольная и дорожная книга / под ред. В.П. Семенова-Тянь-шанского. СПб. : А.Ф. Девриен. 1910. Т. 14. С 169.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

значительно энергичнее, чем в северных уездах Таврической губернии [2].

Выдающиеся педагоги учебных заведений Крыма внесли огромный вклад в развитие народного образования полуострова. Прослеживая судьбу и педагогическую деятельность учителей, нельзя оставить без внимания их подвижнический труд, высокую степень образованности, исключительную преданность своему делу, безусловные

заслуги перед просвещением. Среди них было немало хорошо известных педагогов. Внимания заслуживают и многие другие подвижники образования - личности яркие, одаренные, внесшие выдающийся вклад в решение многих вопросов, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения в дореволюционном Крыму. Это обуславливает продолжение исследования данной темы.

Литература

1. Барабашкина Л.Я., Ковалев И.В., Решетов С.А. К вопросу об истории народного образования в Крыму на рубеже XIX-XX вв. : Симферопольская мужская казенная гимназия // Культура Крыма на рубеже веков (XIX-XX вв.) : материалы Респ. науч. конф., 27-29 апр. 1993. Симферополь, 1993. С. 91-93.

2. Новикова Е.В. Становление и развитие государственной системы народного образования в Крыму в конце XVIII -I половине XIX вв. // Крымский архив. 2009. № 11. С. 115-123.

3. Прохоров Д.А. Из истории народного образования в Таврической губернии во второй половине XIX века: И. И. Казас и Е. Л. Марков // Историческое наследие Крыма. 2006. № 12/13. С. 106-115.

4. Прохоров Д.А. Казас - организатор и инспектор Александровского караимского духовного училища в Евпатории // IV Таврические научные чтения. Симферополь, 2004. С. 44-52.

5. Прохоров Д.А. Использование Ильей Казасом методов исторического краеведения в учебном процессе в Симферопольской татарской учительской школе // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Сер. Педагогика. Психология. Симферополь, 2002. Т. 15 (54). № 1. С. 153-157.

6. Шарапа В.Ф., Непомнящий А.А. Лашков Ф. Ф - краевед Крыма // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Симферополь. 1993. Вып. 3. С. 175-181.

7. Шостка В.И. Высшая радость - радость открывать и творить // Таврический университет. 2008, янв./февр. № 1/2.

8. Шубина Т.В. Убийство в Мамаке // Известия Крымского краеведческого музея. 1996. № 13. С. 38-48.

References

1. Barabashkina L.Ya., Kovalev I.V., Reshetov S.A. K voprosu ob istorii narodnogo obrazovaniya v Krymu na rubezhe XIX-XX vv. : Simferopol'skaya muzhskaya kazennaya gimnaziya [On the history of public education in the Crimea at the turn of the XIX-XX centuries: Simferopol men's state gymnasium]. Kul'tura Kryma na rubezhe vekov (XIX-XX vv.): materialy Resp. nauch. konf., 27-29 apr. 1993 = Crimean culture at the turn of the century (XIX-XX centuries): materials of the Rep. scientific conf., April 27-29, 1993, Simferopol, 1993, pp. 91-93. (In Russ.).

2. Novikova E.V. Stanovlenie i razvitie gosudarstvennoi sistemy narodnogo obrazovaniya v Krymu v kontse XVIII - I polovine XIX vv. [The formation and development of the state system of public education in Crimea at the end of the XVIII - first half of the XIX century]. Krymskji arkhiv = Crimean archive, 2009, no. 11, pp. 115-123. (In Russ.).

3. Prokhorov D.A. Iz istorii narodnogo obrazovaniya v Tavricheskoi gubernii vo vtoroi polovine XIX veka: I. I. Kazas i E. L. Markov [From the history of public education in the Taurida province in the second half of the 19th century: I. I. Kazas and E. L. Markov]. Istoricheskoe nasledie Kryma = Historical heritage of Crimea, 2006, no. 12/13, pp. 106-115. (In Russ.).

4. Prokhorov D.A. Kazas - organizator i inspektor Aleksandrovskogo karaimskogo dukhovnogo uchilishcha v Evpatorii [Kazas -organizer and inspector of the Alexander Karaite Theological School in Yevpatoriya]. IVTavricheskie nauchnye chteniya = IV Taurida Scientific Readings, Simferopol, 2004, pp. 44-52. (In Russ.).

5. Prokhorov D.A. Ispol'zovanie Il'ei Kazasom metodov istoricheskogo kraevedeniya v uchebnom protsesse v Simferopol'skoi tatarskoi uchitel'skoi shkole [The use of methods of historical study of local lore by Ilya Kazas in the educational process at the Simferopol Tatar Teacher's School]. Uchenye zapiski Tavricheskogo natsional'nogo universiteta im. V. I. Vernadskogo. Ser. Peda-gogika. Psikhologiya = Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology, Simferopol, 2002, vol. 15 (54), no. 1, pp. 153-157. (In Russ.).

6. Sharapa V.F., Nepomnyashchiy A.A. Lashkov F. F - kraeved Kryma [Lashkov F. F - local historian of Crimea]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii = Materials on archeology, history and ethnography of Tavria, Simferopol, 1993, issue 3, pp. 175-181. (In Russ.).

7. Shostka V.I. Vysshaya radost' - radost' otkryvat' i tvorit' [The highest joy is the joy of discovering and creating]. Tavricheskii universitet = Taurida University, 2008, no. 1/2. (In Russ.).

8. Shubina T.V. Ubiistvo v Mamake [Murder in Mamak]. Izvestiya Krymskogo kraevedcheskogo muzeya = News of the Crimean Museum of Local Lore, 1996, no. 13, pp. 38-48. (In Russ.).

Статья поступила в редакцию 5.08.2019 г.; принята к публикации 6.09.2019 г.

Submitted 5.08.2019; revised 6.09.2019.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Для цитирования:

Новикова Е.В. Выдающиеся учителя Крыма (из истории дореволюционного образования в Крыму) // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Исторические науки. Юридические науки». 2019. Т. 5. № 3. С. 230-239. DOI: 10.30914/2411-3522-2019-5-3-230-239

Об авторе

Новикова Елена Викторовна

кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук, Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского», г. Севастополь, ORCID ГО 0000-00028987-1296, novikovaolena@mail.ru

Citation for an article:

Novikova E.V. Outstanding teachers of Crimea (from the history of pre-revolutionary education in Crimea). Vestnik of the Mari State University. Chapter "History. Law". 2019, vol. 5, no. 3, pp. 230-239. DOI: 10.30914/2411-3522-2019-5-3-230-239 (In Russ.).

About the author ElenaV. Novikova

Ph. D. (History), Associate Professor, Sevastopol Economics and Humanities Institute (branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Sevastopol, ORCID ID 0000-0002-8987-1296,

novikovaolena@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.