Научная статья на тему 'ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / АКТИВИЗАЦИЯ / ФИЗИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулиев Абди Алакулович

В статье отражен вычислительный эксперимент на занятиях по физике как средство активизации учебно-познавательной деятельности студентов педагогических вузов. Автор статьи исследует различные варианты изучения активизации деятельности студентов высшего учебного заведения, а также предлагаются различные варианты изучения метода активизации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулиев Абди Алакулович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIMENT IN THE CLASSROOM FOR THE PHYSICIST AS MEANS OF ACTIVIZATION OF UCHEBNO - INFORMATIVE ACTIVITY OF STUDENTS

This article focuses on computational experiment in physics lessons as means of activization of uchebno-informative activity of students of pedagogical universities. The author explores the various options In the paper, the author develops a variety of options for studying the method of activating students. For the study of the revitalization of the institution of higher education students.

Текст научной работы на тему «ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ»

10. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация [Текст] / С. Г. Тер-Минасова. - М. : Слово, 2008. - 264 с.

11.Фельдштейн Д.И. Психолого педагогические аспекты изучения неформальных молодежных объединений//Сов.педагогика.-1987.-.№6.-С.42-47.

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СТУДЕНТОВ В ФОРМИРОВАНИИ ТОЛЕРАНТНОГО РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

В статье речь идет о том, что при формировании межличностного взаимодействия студентов в процессе обучения двум иностранным языкам через рефлексирование и понимание участники диалога или полилога обретают новые качества, в том числе толерантность, эмпатию, умение достойно представлять свою культуру, обогащают прежний жизненный опыт. Одной из важных сторон межличностного взаимодействия является умение выслушать и правильно понять собеседника, логично и аргументировано высказать свое суждение, доказательно построить определенное умозаключение, найти верное решение какой-либо проблемы или выход из конфликтной ситуации. Поэтому формирование у учащихся умений дискуссионного общения становится важной перспективной задачей при обучении иностранному языку.

Ключевые слова: межкультурный диалог, межличностное взаимодействие, рефлексирование, толерантность, эмпатия, дискуссионное общение.

INTERPERSONAL INTERACTION OF STUDENTS IN FORMATIONS OF TOLERANT SPEECH BEHAVIOUR

In article it is a question that at formation of interpersonal interaction of students in the course of training to two foreign languages through рефлексирование and understanding participants of dialogue or a polybroad gull find new qualities, including tolerance, empathy, ability adequately to represent the culture, enrich former life experience. One of the important parties of interpersonal interaction is ability to listen and correctly to understand the interlocutor, it is logical and is given reason to state the judgement, demonstratively to construct certain conclusion, to find the right decision of any problem or an exit from a conflict situation. Therefore formation at pupils of abilities of debatable dialogue becomes an important perspective problem at training to a foreign language.

Keywords: intercultural dialogue, interpersonal interaction, рефлексирование, tolerance, empathy, debatable dialogue.

Сведения об авторах: Ортукова Сарвиноз Махмадкуловна, аспирант кафедры немецкого языка и методики его преподавания Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни

Сайфуллоева Зарина, кандидат политических наук, доцент, зав. кафедрой немецкого языка и методики его преподавания Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, e-mail: zarina sayf@yahoo.com

Аbout authors: Ortukova Sarvinoz Mahmadkulovna, the post-graduate student of chair of German language and a technique of its teaching of the Tajik State Pedagogigal University named after Sadriddin Aini

Sayfulloeva Zarina, Ph.D in Politics sciences, associate professor, Chair of German and its Methodologz of Teaching, Tajik State Pedagogigal University named after Sadriddin Aini, e-mail: zarina sayf@yahoo.com

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Кулиев А.А.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

Современное общество выдвигает новые требования к выпускнику высшего учебного заведения . Во-первых, он должен быть компетентен не только в своей области, но и способен действовать в смежных отраслях. Во-вторых, одним из важных качеств выпускника становится не столько набор имеющихся знаний и навыков, сколько стремление к постоянному профессиональному и личностному развитию. Данные качества позволят выполнять свою

работу эффективно на уровне мировых стандартов, а, следовательно, сделают будущего специалиста конкурентоспособным в условиях рыночной экономики. Поэтому есть необходимость в модернизации высшего профессионального образования, на что и направлены стандарты третьего поколения.

Андрусяк Н.Ю. отмечает: «Процесс обучения должен стимулировать активность и самостоятельность студентов в познавательной деятельности с последующим переносом этих качеств в профессиональную деятельность» [1, с. 60]. Поэтому основными требованиями к профессиональному образованию являются: интеграция профессионального и предметного содержания при изучении всех дисциплин, а также активность и самостоятельность студентов в процессе обучения. Таким образом, весь процесс обучения должен быть подчинен единой цели -подготовка компетентного специалиста. Для этого необходимо пересмотреть содержание, формы, методы и средства обучения по всем дисциплинам. При этом обучение непрофильным дисциплинам должно носить профессиональную направленность.

Мы рассматриваем вопрос обучения физике студентов нового направления: бакалавры «Информационные системы и технологии» и бакалавры «Информатика и вычислительная техника». Для данных направлений предмет физика входит в базовую часть математического и естественнонаучного цикла. Согласно стандартам третьего поколения, основной целью обучения данному предмету является освоение основных физических закономерностей и методов теоретического и экспериментального исследования, с последующим использованием знаний в профессиональной деятельности. Между физикой и информатикой, как базовой наукой для студентов этого направления, есть тесная взаимосвязь. На основе физических закономерностей построены все аппаратные устройства компьютерной техники, особенно важными оказываются разделы «Колебания и волны», «Оптика», «Электромагнитные явления». Кроме того, в самой науке физики, как одной из основных наук о природе, заложены основные методы исследования: теоретические (формализация, идеализация, аксиоматический метод, моделирование, системный подход, структурно-функциональный метод и т.д.) и эмпирические (наблюдение, эксперимент). Умение применять данные методы хорошо развивается при решении физических задач и выполнении лабораторных работ. А способность проводить теоретические и экспериментальные исследования является одной из профессиональных компетенций выпускников этого направления.

Профессиональная деятельность специалистов в области этого направлений носит прикладной характер, т.е. связана с информационной поддержкой производственных, экономических, управленческих и прочих процессов. Поэтому еще одним из основных требований к выпускникам 1Т-направлений является овладение способами применения информационных технологий для решения практических задач в различных предметных отраслях. В соответствии с данным требованием, целесообразно научить студентов использовать информационные технологии для решения физических задач.

Жангурова А.А. писала: «Несмотря на важность изучения физики, у большинства студентов возникают проблемы при изучении данной дисциплины, связанные, прежде всего, с отсутствием интереса к предмету» [5,с.88]. Поэтому мы видим необходимость в разработке методики активизации учебно-познавательной деятельности студентов 1Т-направлений на практических занятиях по физике.

Проблема активизации учебно-познавательной деятельности определена также социальным заказом общества. Современный специалист должен стремиться к постоянному профессиональному и личностному развитию. Формирование данного качества может быть реализовано через формирование активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Кроме того, предмет «Физика» достаточно трудный для понимания и восприятия. Основными мотивами к изучению физики являются внешние мотивы, а не личные, познавательные. А для успешного усвоения предмета у студентов должен быть высокий уровень мотивации, а, следовательно, и активности.

Еще одной проблемой обучения физике является ее кажущаяся оторванность от общей цели обучения. Будущая профессиональная деятельность студентов 1Т-направлений связана с использованием современных информационных технологий в различных сферах деятельности. В свою очередь, обучение физике направлено на приобретение студентами знаний о физических закономерностях природы, их применении в жизни и технике, а также овладении основными методами физического исследования. Одной из самых распространенных информационных технологий, применяемых в физической науке, является технология компьютерного моделирования. Но для физических исследований мало построить компьютерную модель процесса или явления, немаловажным является деятельность по проведению экспериментов с

данной моделью. Особый вид познания, который включает в себя построение компьютерной модели физического процесса или явления и работу с моделью для исследования данного процесса или явления, называют вычислительным экспериментом. Вычислительный эксперимент в области физики может выступать в качестве метода познания физических закономерностей. Таким образом, мы можем интегрировать профессиональные навыки будущих выпускников в области информационных технологий и предметное содержание физики.

Вергизова В.М. отмечала: « Еще одним аспектом, обуславливающим актуальность проблемы активизации, является интенсификация процесса обучения. Количество аудиторной нагрузки по предмету физика невелико, в то время как круг вопросов, подлежащих рассмотрению, очень широк. Это приводит к увеличению доли самостоятельной работы студентов» [3, с. 101].

Активизация учебно-познавательной деятельности повышает качество самостоятельной работы, в то же время выполнение самостоятельной работы приводит к активности студентов.

Таким образом, возникает необходимость в разработке новой методики обучения, основанной на активизации учебно-познавательной деятельности студентов IT-направлений на практических занятиях по физике средствами вычислительного эксперимента.

Вопрос активизации учебно-познавательной деятельности студентов широко рассмотрен в теории и практике обучения физике и отражен в трудах С.С. Великановой, A.A. Вербицкого, Г.А. Каменевой, A.B. Карпушева, P.A. Низамова, JI.B. Павловой, JI.H. Разумовой, Е.Д. Тельмановой и др. Одним из способов активизации учебной деятельности студентов является связь теоретического содержания предмета с практической профессиональной деятельностью. Данный аспект является основой контекстного обучения, предложенного A.A. Вербицким и положенного в основу педагогических исследований O.A. Григоренко, А.И. Жуковой, А.Н. Картежниковой, Н.В.Кузьминой, Е.М. Поповой, К.В. Шапошникова и др. Вычислительный эксперимент в методике обучения физики рассмотрен в работах Л.П. Глазовой, С.Е. Попова, Р.П. Федоренко, A.A. Финагина и др.

Также большое число исследований посвящено использованию компьютерного моделирования при обучении физике (Э.В. Бурсиан, Н.В.Вознесенская, A.C. Кондратьев, М.В. Ларионов, Р.В. Майер, A.A.Оспенников, О.Г. Ревинская, Н.Б. Розова, Л.Х. Умарова и др.). В некоторых исследованиях компьютерное моделирование рассматривается с позиции использования готовых компьютерных моделей, например фирмы «Физикон», или авторских компьютерных моделей. Данный подход не даст эффективных результатов для студентов 1Т-направлений, так как для развития профессиональных умений студентам необходимо научиться самостоятельно создавать модели, а не использовать готовые. Создание моделей возможно еще с помощью систем программирования. Мы считаем, что данный подход может превратить занятия по физике в занятие по программированию и тем самым отвлечь от сути изучаемых физических явлений, так как программирование является трудоемкой деятельностью и требует больших временных затрат. Поэтому, наиболее адекватной методикой является использование специализированных программ для создания компьютерных моделей физических процессов и явлений.

Несмотря на то, что вопрос использования компьютерного моделирования в обучении физике рассматривается во многих исследованиях, до сих пор не изучены специфика использования вычислительного эксперимента как средства активизации учебно-познавательной деятельности именно студентов IT-направлений на занятиях по физике, а также проблема проектирования лабораторно-практических работ по вычислительному физическому эксперименту на базе современных программных средств моделирования.

Таким образом, можно выделить ряд противоречий, существующих в обучении физике студентов IT-направлений:

- на социально-педагогическом уровне: между требованиями к высшему профессиональному образованию, выраженными в необходимости активизации деятельности студентов и профессиональной направленности обучения, и недостаточной разработанностью путей и средств активизации учебно-познавательной деятельности студентов IT-направлений через интеграцию профессионального и предметного содержания обучения физике;

- на научно-теоретическом уровне: между высоким уровнем проработанности в науке различных аспектов использования вычислительного эксперимента и компьютерного моделирования при обучении физике и недостаточностью обоснования роли вычислительного эксперимента в качестве средства активизации учебно-познавательной деятельности студентов IT-направлений на занятиях по физике;

- на научно-методическом уровне: между целесообразностью и возможностью активизации учебно-познавательной деятельности студентов 1Т-направлений на занятиях по физике за счет интеграции профессиональных умений и предметного содержания курса средствами вычислительного эксперимента и слабой разработанностью соответствующих содержания, методов, средств и форм обучения;

- на практическом уровне: между большим количеством методических пособий по созданию компьютерных моделей физических процессов и явлений и отсутствием методических рекомендаций по активизации учебно-познавательной деятельности студентов через организацию поэтапного овладения деятельностью по вычислительному эксперименту в области физики.

В ходе исследования был проведен педагогический эксперимент, состоящий из четырех этапов: констатирующий, пробный, обучающий и контрольный. В процессе проведения эксперимента были сделаны следующие выводы:

1. Констатирующий эксперимент показал необходимость активизации деятельности студентов 1Т-направлений на занятиях по физике, позволил обосновать возможность использовать в качестве средства активизации вычислительный эксперимент, необходимость в разработке методических рекомендаций по организации исследований физических закономерностей средствами вычислительного эксперимента и целесообразность поэтапной организации практических занятий по физике на основе вычислительного эксперимента.

2. Педагогический эксперимент был направлен на определение уровня активности студентов, а также сформированности их общекультурных и профессиональных компетенций. Анализ исследований в области активизации учебно-познавательной деятельности учащихся и студентов, а также определение структуры выделенных компетенций позволили определить следующие критерии и показатели эффективности разработанной методики: общий характер и направленность деятельности (направленность познавательных интересов, устойчивость волевых усилий, инициативность), сформированность знаний в области физики (полнота знаний, прочность знаний), владение деятельностью по вычислительному эксперименту в области физики (полнота сформированности деятельности, самостоятельность деятельности). Для диагностики показателей использовалась система методов (наблюдение, тестирование, опрос и т.д.) и способов (контрольные работы, тесты, бланки наблюдений и т.д.) их определения.

3. Сравнение показателей контрольных и экспериментальных групп, а также динамика показателей в процессе обучения позволяет сделать вывод о том, что разработанная нами методика положительно влияет на уровень активности и овладение общекультурными и профессиональными компетенций. О достоверности данного вывода свидетельствуют результаты статистической обработки данных эксперимента

4. Проведенный корреляционный анализ говорит о прямой зависимости между уровнем активности студентов и полнотой усвоения знаний, качеством исследовательской деятельности в области физики. То есть активизация учебно-познавательной деятельности улучшает данные показатели процесса обучения.

На основе всего сказанного можно сделать выводы об эффективности разработанной методики активизации учебно-познавательной деятельности студентов 1Т-направлений на занятиях по физике и об адекватности выбранных критериев и показателей целям педагогического эксперимента. Таким образом, гипотеза эксперимента была полностью подтверждена.

Активизация учебно-познавательной деятельности студентов является одной из главных задач практики профессионального обучения. Отсутствие интереса студентов к изучению физики, связанное с трудностью предмета и кажущейся его оторванностью от профессиональных предметов, а также необходимость в интенсификации процесса обучения определяют актуальность проблемы активизации учебно-познавательной деятельности студентов 1Т-направлений на практических занятиях по физике.

Исходя из современных требований к профессиональному обучению, в том числе и требования интеграции предметного и профессионального содержания, в качестве основы активизации мы выбрали вычислительный физический эксперимент.

Теоретическое и экспериментальное исследование по проблеме дало следующие результаты:

1. Анализ нормативных документов и выделение особенностей будущей профессиональной деятельности студентов 1Т-направлений позволил сформировать совокупность требований к обучению физике студентов данных направлений, а именно:

- формирование системы знаний по физике и методам теоретического и экспериментального исследования;

- организация исследовательской деятельности при изучении физических процессов и явлений;

- применение современных информационных технологий для решения физических задач;

- организация индивидуальных и групповых форм самостоятельной работы студентов на занятиях по физике.

2. Анализ психолого-педагогической и методической литературы, посвященной проблеме активизации учебно-познавательной деятельности студентов, позволил построить модель взаимодействия деятельности преподавателя и студентов на практических занятиях по физике. Активность студентов включает внутреннюю (потребность, мотивы, интересы, волевые качества, имеющийся у студентов набор компетенций) и внешнюю стороны, проявляющиеся в деятельности студента, в нашем случае в деятельности по изучению физических закономерностей с помощью вычислительного эксперимента. Деятельность преподавателя по активизации учебно-познавательной деятельности студентов на занятиях по физике должна быть направлена на интеграцию предметного содержания курса физики и дисциплин профессионального цикла на основе организации индивидуальной и групповой деятельности студентов по исследованию физических закономерностей с помощью вычислительного эксперимента. Данные положения были подтверждены результатами констатирующего эксперимента.

3. Анализ исследований в области использования вычислительного эксперимента и технологий компьютерного моделирования на занятиях по физике показал, что вычислительный эксперимент в области физики - это метод познания физических процессов и явлений, основанный на создании компьютерной модели и проведения экспериментов с нею по определению поведения объекта исследования в различных условиях. Из-за особенностей учебных планов студентов 1Т-направлений использование классического подхода к организации вычислительного эксперимента, основанного на технологии программирования и численных методах, становится затруднительным. Мы предложили использовать в качестве средств реализации вычислительного эксперимента по физике современные технологии компьютерного моделирования, а именно, технологию табличных расчетов, технологию числовых и символьных вычислений, технологию блочного моделирования, технологию физического моделирования и технологию моделирования на схемах гибридных автоматов.

4. По результатам констатирующего эксперимента, направленного на определение состояния подготовки студентов 1Т-направлений по физике, были обоснованы основные компоненты активизации учебно-познавательной деятельности студентов 1Т-направлений на занятиях по физике:

- мотивационно-целевой, в основу которого положена потребность студентом в профессиональном совершенствовании;

- содержательный компонент, опирающийся на интеграцию предметного содержания курса физики и предметов профессионального цикла за счет использования элементов вычислительного эксперимента на основе современных технологий компьютерного моделирования для исследования физических закономерностей;

- технологический компонент, определяющий в качестве основного вида деятельности студентов самостоятельную работу различного уровня, которая организуется за счет использования частично-поисковых, исследовательских и проектных методов обучения;

- рефлексивно-оценочный компонент, предполагающий организацию самоанализа и самооценки на основе использования нормативного, сопоставительного и личностного методов оценивания.

5. Пробный эксперимент показал необходимость поэтапной организации занятий по физике на основе вычислительного эксперимента и определил ряд педагогических условий методики активизации. Этапность в организации занятий необходима для постепенного овладения способами деятельности по исследованию физических закономерностей с помощью вычислительного эксперимента. Методика включает четыре этапа организации занятий: вводный, репродуктивно-подражательный, поисково-исполнительский и творческий. Каждый этап определен своими целями, методами, формами организации деятельности студентов, типами используемых задач для вычислительного эксперимента и формами контроля.

6. Разработанная методика активизации учебно-познавательной деятельности студентов 1Т-направлений на занятиях по физике эффективно реализуется при соблюдении комплекса условий:

- отбор современных программ моделирования, которые будут выступать средствами реализации вычислительного эксперимента по физике;

- наличие методических рекомендаций для студентов по вычислительному эксперименту по физике на основе этапов исследовательской деятельности;

- взаимодействие с преподавателями профессиональных предметов IT-направлений, например, таких как «Информационные технологии», «Моделирование систем» и т.п.

7. В методических рекомендациях по организации вычислительного эксперимента в области физики отражены содержание и структура деятельности по исследованию физических закономерностей средствами вычислительного эксперимента. В структуре объединены восемь компонентов, каждый из которых состоит из четырех операций: ориентировка, планирование, исполнение и контроль. Методические рекомендации включают в себя описание основных компонентов исследовательской деятельности (постановка задачи, формализация задачи, выбор технологии моделирования, создание модели, планирование и проведение эксперимента, анализ результатов, задачи для самостоятельного решения) по вычислительному эксперименту. При выполнении вычислительного эксперимента по одной теме целесообразно последовательное решение задач следующего типов:

- основная задача (или несколько задач по вариантам) для построения компьютерной модели — определяет входные и выходные параметры модели физического процесса или явления;

- подзадачи основной задачи, определяющие план проведения экспериментов с данной моделью;

- несколько типовых физических задач (из сборников), решение которых осуществляется с помощью созданной модели, т.е. определяют область применения построенной модели.

8. Критериями эффективности разработанной методики являются: общий характер и направленность деятельности, сформированность знаний в области физики, овладение деятельностью по исследованию физических закономерностей с помощью вычислительного эксперимента. Для каждого критерия определены показатели и методы их диагностики. Данные критерии позволили определить уровень активности студентов, а также сформированность общекультурных и профессиональных компетенций студентов.

Анисимова А.Ю. отмечала: «Результаты обучающего и контрольного этапов эксперимента показали эффективность методики активизации учебно-познавательной деятельности студентов IT-направлений на занятиях по физике средствами вычислительного эксперимента» [2,с.78]. Достоверность данного вывода была подтверждена статистической обработкой данных. В экспериментальных группах значения показателей таких критериев как общий характер деятельности и сформированность знаний в области физики выше, чем в контрольных.

Кроме того, наблюдалась положительная динамика показателя владения исследовательской деятельностью по изучению физических процессов и явлений средствами вычислительного эксперимента в экспериментальных группах при переходе от вводного этапа организации занятий по физике к репродуктивно-подражательному и поисково-исполнительскому этапам.

Гайтан Е.В. пишет «Определена прямая связь между общим характером деятельнос-ти и полнотой знаний по физике, владением исследовательской деятельностью по изучению физических процессов и явлений средствами вычислительного эксперимента» [4,с.166].

Tаким образом, все задачи исследования были решены и подтверждена исходная гипотеза. Данное исследование не исчерпывает всех вопросов, связанных с активизацией учебно-познавательной деятельности студентов IT-направлений на занятиях по физике. Оно может быть продолжено в направлении поиска других оснований интеграции профессионального и предметного содержания, например, использование профессионального содержания в физических задачах.

Литература:

1. Андрусяк Н.Ю. Практика как фактор профессионального самоопределения студенческой молодежи.- М.: Наука, 2001.- 161 с.

2. Анисимова А.Ю. Роль волонтерской практики в профессиональном становлении студентов-первокурсников.- М.: Высшая школа, 2006.- 197 с.

3. Вергизова В.М. Региональный фактор этнокультурных идентичностей молодежи Приазовья.-М.: Педагогика, 2007.- 397

4. Гайтан Е.В. Роль системы ценностных ориентаций в деятельности студентов - активистов вуза

5. Жангурова А.А. Ценность материнства и отцовства в структуре личностных ориентаций молодёжи .- М.: Наука, 1988.- 266 с.

ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В статье отражен вычислительный эксперимент на занятиях по физике как средство активизации учебно-познавательной деятельности студентов педагогических вузов. Автор статьи исследует различные варианты изучения активизации деятельности студентов высшего учебного заведения, а также предлагаются различные варианты изучения метода активизации студентов.

Ключевые слова: студент, активизация, эксперимент, занятия, физика, метод, университет.

COMPUTER EXPERIMENT IN THE CLASSROOM FOR THE PHYSICIST AS MEANS OF ACTIVIZATION OF UCHEBNO - INFORMATIVE ACTIVITY OF STUDENTS

This article focuses on computational experiment in physics lessons as means of activization of uchebno-informative activity of students of pedagogical universities. The author explores the various options In the paper, the author develops a variety of options for studying the method of activating students. For the study of the revitalization of the institution of higher education students.

Keywords : student , activation , an experiment , a class, physics, method university .

Сведения об авторе: Кулиев Абди Алакулович, преподаватель кафедры общеуниверситетского русского языка Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, e-mail: abdi-60@mail.ru

Аbout author: Kuliev Abdi, teacher of chair of Russian language, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini, e-mail: abdi-60@mail.ru

АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ ОБРАЗОВАНИИ

Холбобоева Х. Б.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

В педагогической практике оценивания результатов обучения часто не разводят понятия «измерение», «оценка», «отметка». Поэтому следует помнить, что эти понятия отражают вполне конкретные процедуры контрольно-оценочной деятельности учителя.

«Измерение» - это процедура сбора информации о наличии или отсутствии какого-либо качества, а также сравнение этого качества с некоторыми эталоном на основе заранее выбранных критериев.

«Оценка»- процесс принятия решения о результатах измерения в единстве с оценочным суждением об уровне проявления измеряемого качества.

«Отметка» - способ фиксирования результатов измерения оценки с тем, чтобы сообщить её заинтересованным лицам.

Существующие системы измерения и оценивания имеют ряд недостатков, которые отмечаются педагогами :

Нет объективных критериев установления уровней проявления качеств, т.к. такие формулировки, как «отметка по существу вопроса», «ответ не глубокий» и так далее оставляют возможность каждому преподавателю трактовать «существо» или «глубину» по своему усмотрению. Следовательно, критерии того или иного уровня проявления качества являются какой-то мере субъективистскими.

Отмечается, что в существующей шкале оценок уровня знаний расстояние между баллами не равноинтервально. Различие в качестве знаний обучающихся внутри одной градации может быть больше, чем различие в качестве знаний учащихся между двумя соседями грациями оценок.

«Оценка» всегда относительна, она является обобщённой величиной, вбирает в себя множество характеристик, а для разных целевых решений значимость отдельных характеристик различна. Думается, что эта относительность внутренне присуща «оценки». Ведь оценивается что-то, всегда исходя из сопоставления того, что требуется, с тем, что есть.

Интегральная оценка и должна оценивать совокупность различных характеристик, различных уровней, необходимую для определения цели. Для другой цели и совокупность характеристик должна быть другой. Мы можем поставить одинаковые «оценки» за различные наборы характеристик, т.к. в первую очередь при оценивании мы исходим из степени достижений целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.