Научная статья на тему 'Выборы в Учредительное собрание 1917 г. : эвентуальный путь демократического развития России'

Выборы в Учредительное собрание 1917 г. : эвентуальный путь демократического развития России Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
72
11
Поделиться
Ключевые слова
TEMPORARY GOVERNMENT / ELECTIVE CONSTITUTION / CONSTITUENT ASSEMBLY / DEMOCRATIZATION / VOTING RIGHT / ELECTORAL PROCESS / ELECTION CENTRE / OKRUG (REGION) / DON COSSAK REGION / CASPIAN / STANITSA (LARGE COSSACK VILLAGE) / ULUS / NATIONAL REGION / KALMYKS / ВРЕМЕННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫБОРАХ / УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ / ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / ОКРУГ / ОБЛАСТЬ ВОЙСКА ДОНСКОГО / ПРИКАСПИЙСКИЙ / СТАНИЦА / УЛУС / НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕГИОН / КАЛМЫКИ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Максимов Герман Константинович

В статье рассматриваются вопросы формирования в 1917 г. Учредительного собрания в соответствии с положением, принятым Временным правительством. Демократические принципы избирательного права и избирательного процесса, введенные Временным правительством, позволили отдельным национальностям, в том числе и калмыкам, принять активное участие в подготовке и проведении выборов депутатов в Учредительное собрание, а также в реализации пассивного и активного избирательного права. В результате в Учредительном собрании, провозгласившем в начале января 1918 г. Россию демократической федеративной республикой, калмыцкий народ впервые был представлен в высшем органе законодательной власти страны двумя своими депутатами. Однако России не было суждено пойти по определяемому Учредительным собранием пути. Почти через 75 лет Россия вынуждена была вернуться на путь демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, к тому, что пыталось заложить Учредительное собрание.

Constituent Assembly Elections in 1917: Eventual Way of Democratic Development of Russia

The article considers the formation in 1917 of the Constituent Assembly in accordance with the regulations adopted by the Provisional government. The democratic principles of the voting right and the electoral process imposed by the Provisional government, allowed individual ethnic groups, including the Kalmyks, to take an active part in the preparation and conduct of elections of deputies to the Constituent Assembly, as well as in the implementation of passive and active electoral rights. As a result, in the Constituent Assembly, which declared in January 1918 Russia to be a democratic Federal Republic, the Kalmyk people was first introduced in the Supreme legislative body of the country by his two deputies. However, Russia was not destined to follow the path designated by the Constituent Assembly. Only in 75 years Russia was forced to return to the path of a democratic federative law-governed state with a republican form of government, to the path, the Constituent Assembly wanted it to follow.

Текст научной работы на тему «Выборы в Учредительное собрание 1917 г. : эвентуальный путь демократического развития России»

Copyright © 2016 by the Kalmyk Institute for Humanities of the Russian Academy of Sciences

Published in the Russian Federation

Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanities

of the Russian Academy of Sciences

Has been issued since 2008

ISSN: 2075-7794; E-ISSN: 2410-7670

Vol. 23, Is. 1, pp. 43-49, 2016

DOI 10.22162/2075-7794-2016-23-1-43-49

Journal homepage: http://kigiran.com/pubs/vestnik

UDC 94(47)084.1

Constituent Assembly Elections in 1917: Eventual Way of Democratic Development of Russia

German K. Maksimov1

1 Executive Officer of the Public Prosecutor's Office of Elista, Councilor in Justice (Elista, Russian

Federation). E-mail: sledak-ezh@mail.ru

Abstract

The article considers the formation in 1917 of the Constituent Assembly in accordance with the regulations adopted by the Provisional government. The democratic principles of the voting right and the electoral process imposed by the Provisional government, allowed individual ethnic groups, including the Kalmyks, to take an active part in the preparation and conduct of elections of deputies to the Constituent Assembly, as well as in the implementation of passive and active electoral rights. As a result, in the Constituent Assembly, which declared in January 1918 Russia to be a democratic Federal Republic, the Kalmyk people was first introduced in the Supreme legislative body of the country by his two deputies. However, Russia was not destined to follow the path designated by the Constituent Assembly.

Only in 75 years Russia was forced to return to the path of a democratic federative law-governed state with a republican form of government, to the path, the Constituent Assembly wanted it to follow.

Keywords: Temporary Government, Elective Constitution, Constituent Assembly, democratization, voting right, electoral process, election centre, okrug (region), Don Cossak Region, Caspian, stanitsa (large cossack village), ulus, national region, Kalmyks.

Биььетм ор тне К1Н ор тне ЯЛ8, 2016, Уо1. 23, 1

Социально-политические потрясения начала XX в. привели к эволюции формы правления Российского государства — от абсолютной к конституционной (ограниченной) монархии. После отречения Николая II от престола и сложения им полномочий вся полнота власти в России 2 марта 1917 г. перешла Временному правительству во главе с князем Г. Е. Львовым. Временное правительство в первом же своем документе — «От Временного правительства» от 3 марта 1917 г., — получившем при издании название «Декларация Временного правительства о его составе и задачах», определило ближайшей своей целью подготовку и созыв Учредительного собрания, которое должно было установить форму правления и принять конституцию страны [Милюков 1990: 287]. По свидетельству Л. Д. Троцкого, В. И. Ленин оценивал значение Учредительного собрания по отношению к Временному правительству как шаг вперед [Российское законодательство 1994: 122— 125; Троцкий 1990: 206].

Накануне утверждения второй части Положения о выборах в Учредительное собрание Временное правительство, объявив 1 сентября 1917 г. об установлении в России «республиканского порядка управления», провозгласило ее республикой. Окончательное решение вопроса о форме правления Российского государства и принятии конституции, которая закрепила бы государственный строй в России, все же оставалось за Учредительным собранием. Временное правительство, назначив выборы на 12 ноября 1917 г., утвердило Положение о выборах в Учредительное собрание в июле - сентябре 1917 г. (1-ю часть — 20 июля, 2-ю — 11 сентября и 3-ю - 23 сентября) [Российское законодательство 1994: 129, 135-136].

В соответствии с Положением о выборах в Учредительное собрание населению страны предстояло формировать высший представительный и законодательный орган государственной власти «на основе всеобщих, без различия пола и равного избирательного права посредством прямых выборов и тайного голосования с применением начала пропорционального представительства» [Российское законодательство 1994: 136]. Положение о выборах, введя пропорциональную систему выборов по кандидатским спискам, выдвигавшимся политическими партиями, группой избирателей не менее

100 человек, допускало возможность проведения выборов, особенно в национальных регионах, и по мажоритарной системе (кандидат считался избранным в округе, если он получил большинство голосов избирателей), а также голосования посредством баллотировки шарами.

Для проведения выборов в Учредительное собрание в соответствии с административно-территориальным делением в России создавались избирательные округа: губернские, областные, столичные — Петроградский и Московский, а также особые, в их числе Прикаспийский, «в составе частей Астраханской губернии, — как сказано в Положении о выборах, — населенных кочующими калмыками». Калмыцкий аймак Терской области первоначально был включен в Астраханский избирательный округ, а затем накануне выборов присоединен к Прикаспийскому избирательному округу. Калмыки, проживавшие в Области войска Донского, как равностатусные с казачеством при производстве выборов не выделялись от казаков по каким-либо критериям, признакам.

Впервые в истории избирательного права в России в соответствии с вводимыми демократическими принципами граждане, достигшие 20-летнего возраста независимо от социального положения, национальности, вероисповедания наделялись активными и пассивными избирательными правами. Положение о выборах, сняв ограничения по признакам оседлости, грамотности, предоставило избирательные права женщинам, военнослужащим (кроме дезертиров, признанных виновными в преступных деяниях). Тем самым законодатель в Положении о выборах уже закладывал основные принципы будущей конституции, где намечалось в ее основу положить «признание и обеспечение широкой индивидуальной свободы граждан» [Искевич 2013: 30].

В значительной степени демократизировав характер выборов, законодатель ограничил избирательные права отдельной категории граждан. Устанавливался довольно обширный перечень лиц, лишенных права участия в выборах. Лишались активного и пассивного избирательного права «признанные в установленном порядке безумными или сумасшедшими, а также глухонемые, находящиеся под опекой», а также осужденные за преступления к заключению, несостоятельные должники, умыш-

ленно допустившие банкротство, «члены царствовавшего в России дома» [Российское законодательство 1994: 138-139].

Временное правительство, отменив национальные и религиозные ограничения, впервые в истории России наделило все национальности страны избирательными правами, внесло такую серьезную новацию, как допуск их даже к участию в избирательном процессе. Теперь представители различных национальностей с правом совещательного голоса могли участвовать в заседаниях Всероссийской по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии. Положение предусматривало ряд гарантий для участия в выборах нерусского населения. Согласно ст. 60 и 78 главы VI Положения о выборах, текст кандидатского списка, включенного в избирательные записки (избирательные бюллетени), мог быть переведен на любой национальный язык, указанный предложившей список группой [Российское законодательство 1994: 140].

Особые избирательные округа по Положению возглавляли, как правило, руководители национального региона. Например, Ордынскую и Прикаспийскую по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии должны были возглавить председатели или их заместители соответствующих национальных комитетов. В состав этих комиссий, в том числе и Прикаспийской, могли быть избраны лица, рекомендованные местными органами власти (калмыцкими улусными комитетами), а также один представитель от каждой группы избирателей, заявившей кандидатский список.

Законодатель, учитывая особенности отдельных национальных регионов (номадный образ жизни и др.), наделил особые окружные по делам о выборах в Учредительное собрание комиссии полномочиями: в случае необходимости продлевать сроки выборов до 15 дней на отдельных избирательных участках. Тем самым предоставлялась возможность максимального участия избирателей национальных окраин в выборах.

В соответствии с новым Положением, подготовка к участию калмыцкого населения в выборах в Учредительное собрание в Прикаспийском избирательном округе возлагалась на его окружную по делам о выборах в Учредительное собрание комиссию, состав которой формировался органом управления региона и лишь из его штатных

должностных лиц. Согласно ст. 162 Положения, например, Прикаспийская избирательная комиссия была образована решением Центрального исполнительного комитета по управлению калмыцким народом (далее — ЦиК УКН) от 16 сентября 1917 г. во главе с его председателем Б. Э. Кришта-фовичем в составе членов: Н. О. Очирова, товарища председателя ЦИК УКН, С. Б. Баянова, члена ЦИК УКН, Э.-А. Сарангова, кандидата в члены ЦИК УКН, Д. Б. Бакаева, председателя Калмыцко-Базаринско-го аймачного исполнительного комитета, Ф. И. Плюнова, секретаря ЦИК УКН. Помимо них, в состав комиссии вошли: А. И. Истомин, член Астраханского окружного суда, А. И. Бирюков и И. П. Пономарев, мировые судьи Астраханского городского округа, а также представитель группы избирателей, заявившей кандидатский список, Т. Б. Тюмень.

Избирательные участки Прикаспийского избирательного округа в соответствии со ст. 164 Положения были сформированы местными исполнительными органами — улусными комитетами в составе председателя, секретаря, двух членов, которые являлись штатными должностными лицами в этих же комитетах, одного человека от группы избирателей, заявившей кандидатский список и указавшей своего представителя в комиссии [НА РК. Ф. И-4. Оп. 2. Д. 2. Л. 17-17 об., 37-38].

В Сальском округе Области войска Донского, где в 13 станицах преобладало калмыцкое население, согласно ст. 136 и 139 Положения, была образована Сальская уездная по делам о выборах в Учредительное собрание комиссия. Она была утверждена окружным управлением в составе: В. Е. Генералова (председатель), Г. К. Генералова (товарищ председателя), Я. Е. Горбачева (секретарь), членов А. Аликова, Н. И. Быкова (от группы № 2), калмыка А. С. Сар-синова (от группы № 4). В соответствии со ст. 140 Положения в каждой станице Саль-ского округа станичное правление избирало из своего состава станичную участковую избирательную комиссию, в которую мог быть включен и представитель от группы избирателей, заявившей кандидатский список [ГА РО. Ф. 855. Оп. 1. Д. 58. Л. 20].

В состав 52 участковых избирательных комиссий Прикаспийского избирательного округа были включены 97 (37,3 %) калмыков, работавших в основном в аймачных

Биььетм ор тне К1Н ор тне ЯЛ8, 2016, Уо1. 23, ¡8. 1

исполкомах. В Сальском округе были образованы 22 избирательных участка, в состав комиссий которых входили 108 человек, из них 57 (56,4 %) калмыков, работавших в станичных правлениях. В 11 (50 %) участковых избирательных комиссиях Сальского округа председателями являлись калмыки-казаки. Так, участковую избирательную комиссию Ново-Алексеевской станицы возглавлял урядник Саран Эренженович Захаров, а в состав комиссии входили: секретарь Давид Андикович Шарманжинов, члены - казаки Антон Миниевич Бембе-тов, Александр Кульшунович Джиджиков, Кирсан Улюдинович Абушинов, урядник Илюмжа Дертинович Асинов, а также представители — от казачьего союза станичный атаман Арпень Буктинович Бадугинов и от группы избирателей списка № 2 (совет крестьянских депутатов) Митрофан Терентьевич Кравченко. Участковую избирательную комиссию Платовской станицы — подъесаул Эренжен Санжинович Дакугинов, Бу-рульскую избирательную комиссию № 14 — урядник Дербет Лиджанович Зольванов и т. д. [ГА РО. Ф. 855. Оп. 1. Д. 58. Л. 16-18].

Кандидатуры в члены Учредительного собрания рассматривались и утверждались окружными избирательными комиссиями в октябре 1917 г. Прикаспийская окружная избирательная комиссия 13 октября на своем заседании рассмотрела кандидатский список, подписанный 137 избирателями, где значилась только одна кандидатура — 33-летний Санджи Баянович Баянов, присяжный поверенного округа Саратовской судебной палаты, проживавший в городе Астрахани. Этот список группы калмыцких избирателей, представителем которой выступал нойон Т. Б. Тюмень, окружная комиссия, получив письменное согласие кандидата баллотироваться, зарегистрировала 19 октября 1917 г. [НА РК. Ф. И-4. Оп. 2. Д. 5. Л. 18; Д. 6. Л. 16].

Донская областная по делам о выборах в Учредительное собрание комиссия в составе председателя Новочеркасского окружного суда О. Н. Жука, заместителя председателя А. П. Краснянского, членов Н. Д. Дувакина и С. А. Любимова, представителя группы избирателей, представившей список, П. М. Кузнецова, 14 октября обсудила кандидатский казачий список № 4 группы избирателей Сальского округа. Получив письменное согласие кандидатов баллотироваться в члены Учредительного

собрания, областная комиссия через два дня утвердила список 17 кандидатов от казачьей позиции по Донскому избирательному округу, где под номером 9 значился Уланов Бадьма Наранович от станицы Великокняжеской Сальского округа [ГА РО. Ф. 855. Оп. 1. Д. 123. Л. 97; Д. 128. Л. 2].

Выборы депутатов в Учредительное собрание в Области войска Донского состоялись в назначенные Временным правительством сроки, 12-14 ноября 1917 г. (12-13 ноября — с 08.00 до 20.00, 14 ноября — с 08.00 до 14.00). Прикаспийская окружная избирательная комиссия, учитывая отдаленность избирательных участков и «подвижность» электората, не обладавшего опытом активного участия в избирательном процессе, воспользовавшись предоставленным правом ст. 131 Положения, 1 ноября 1917 г. приняла решение перенести выборы в Учредительное собрание по своему избирательному округу на 26-28 ноября 1917 г. [ГА РО. Ф. 855. Оп. 1. Д. 58. Л. 24; НА РК. Ф. И-4. Оп. 2. Д. 7. Л. 1; Д. 9. Л. 1-13].

Несмотря на предпринятые меры окружной избирательной комиссией, явка избирателей калмыцких аймаков в Астраханской губернии все же оказалась очень низкой — от 14 до 38 % [НА РК. Ф. И-4. Оп. 2. Д. 2. Л. 45, 51-53, 91, 92]. Это объяснялось, видимо, не только отдаленностью кочевий, распутицей в степи, а в большей степени неподготовленностью электората к активному участию в политических событиях того смутного времени, в отсутствии каких-либо общественных движений, организаций среди калмыцкого населения. Совершенно верно отмечает профессор Л. Е. Лаптева, что «политическая неопытность и революционная взбудораженность населения сыграли с демократическими выборами злую шутку» [Лаптева 2012: 54]. Однако выборы депутата в Учредительное собрание на территории Калмыцкой степи Прикаспийская окружная избирательная комиссия в соответствии со ст. 88 Положения (явка избирателей по округу не менее 10 %) признала состоявшимися и избранным в Учредительное собрание С. Б. Баянова.

В связи с активными политическими процессами на Дону и с участием в них калмыков-казаков, особенно фронтовиков и интеллигенции, выборы депутатов в Учредительное собрание от казачьей позиции прошли при высокой активности избирателей калмыцких станиц Сальского округа.

Так, на избирательном участке № 3 (Платовская станица) из 4 050 избирателей, внесенных в список, пришли и проголосовали 3 980 (98,3 %), избирательном участке № 2 (Батлаевская станица) из 1 624 избирателей

— 1 519 (93,5 %), избирательном участке № 6 (Кутейниковская станица) из 2 267 избирателей — 2 158 (95,2 %), избирательном участке № 4 (Денисовская станица) из 3 397 избирателей — 3 132 (92,3 %), Бурульском избирательном участке № 14 из 1 997 избирателей — 1 992 (99,75 %). Самая низкая явка избирателей была на избирательном участке № 7 (Ново-Алексеевская станица), где из 6 482 избирателей, внесенных в список, пришли и проголосовали 5 030 (77,5 %), а также на избирательном участке № 12 (Атаманская станица) из 3 589 избирателей

— 2 799 (78 %) и т. д. [ГА РО. Ф. 855. Оп. 1. Д. 58. Л. 21-28, 30, 31, 35-37, 40-49, 51-59, 62, 63, 76, 77].

В донских казачьих военных частях, в которых служили казаки из станиц Сальско-го округа, находившихся в Петрограде, выборы в Учредительное собрание проходили в соответствии со ст. 210 и 220 Положения в каждой из них, как в отдельном избирательном участке под руководством полковой избирательной комиссии. Так, в 4-м Донском казачьем полку атамана М. И. Платова из 978 казаков-избирателей проголосовали 778 (79,5 %), в том числе семь калмыков-казаков. В 41-м Донском казачьем полку из 945 казаков приняли участие в голосовании 807 (85,4 %), в том числе калмык Шарапов Василий Иванович в списке избирателей под № 905. В 5-й Донской особой казачьей сотне проголосовали все 99 казаков. Во 2-м Донском казачьем артиллерийском дивизионе из 507 казаков проголосовали 495, в том числе под № 495 Саран Эренценович Чуль-чинов [ГА РО. Ф. 855. Оп. 2. Д. 128. Л. 8, 9, 18, 26, 28, 36, 41, 166].

Сальская уездная по делам о выборах в Учредительное собрание комиссия, рассмотрев 22 ноября 1917 г. протоколы 22 участковых избирательных комиссий по результатам голосования 12-14 ноября и признав, что все они отвечают требованиям Положения о выборах и оформлены правильно, утвердила их. При этом комиссия отметила высокую явку избирателей округа и проявление активности в избирательном процессе [ГА РО. Ф. 855. Оп. 1. Д. 58. Л. 16-17].

Вскрытие ящиков для голосования, конвертов с избирательными записками, под-

счет голосов в помещениях избирательных участковых комиссий производились в присутствии избирателей, а также с помощью лиц, избранных из числа присутствовавших в помещении избирателей. Так, в работе комиссии при подведении итогов голосования на избирательном участке № 7 Сальского избирательного округа принимали участие от избирателей Ребжур Бембетович Мухлы-нов и Соломка Лиджинович Уланов [ГА РО. Ф. 855. Оп. 1. Д. 58. Л. 24-24а].

В Сальском избирательном округе избиратели отдали предпочтение эсеровскому (левым и правым) списку (25 123 голоса — крестьянские) и казачьему (24 558 голосов), за большевистский список проголосовали 825 избирателей, меньшевистский — всего 172. В целом по Области войска Донского из 1 406 620 поданных голосов избирателей эсеровский список получил 478 901 голос (34 %), меньшевистский — 17 504 (1,24 %), большевистский — 205 497 (14,6 %), казачий — 636 966 (45,3 %). По казачьему списку № 4 избирательного округа войска Донского депутатами в Учредительное собрание были избраны: Каледин Алексей Максимович, Богаевский Митрофан Петрович, Агеев Павел Михайлович, Харламов Василий Акимович, Мельников Николай Михайлович, Воронков Митрофан Семенович, Араканцев Михаил Петрович, Попов Алексей Петрович, Уланов Бадьма Нарано-вич, Бирюков Василий Яковлевич, Тарасов Ефим Иванович, Епифанов Аркадий Павлович, Елатонцев Семен Георгиевич, Крюков Федор Дмитриевич, Писарев Дмитрий Васильевич, Протопопов (он же Петров) Федор Иванович [Очерки истории 1972: 381-382; ГА РО. Ф. 855. Оп. 1. Д. 123. Л. 97; Д. 128. Л. 2].

Таким образом, демократические принципы избирательного права и избирательного процесса, введенные Временным правительством, позволили отдельным национальностям, в том числе и калмыкам, принять активное участие в подготовке и проведении выборов депутатов в Учредительное собрание, а также в реализации пассивного и активного избирательного права. В результате в Учредительном собрании, провозгласившем в начале января 1918 г. Россию демократической федеративной республикой, калмыцкий народ впервые был представлен в высшем органе законодательной власти страны двумя своими депутатами — С. Б. Баяновым и

Bulletin of the KIH of the RAS, 2016, Vol. 23, Is. 1

Б. Н. Улановым, активными политическими деятелями, имевшими высшее юридическое образование.

Однако не суждено было России пойти по определяемому Учредительным собранием пути. Большевики, по словам Л. Д. Троцкого, «после открытого, явного, грубого разгона Учредительного собрания» нанесли «формальной демократии тот благодетельный удар, от которого ей уже не подняться никогда» [Троцкий 1990: 209]. Лев Давидович, называя демократию, со своей точки зрения (революционной), «формальной» и предсказывая «никогда», глубоко ошибся. Почти через 75 лет Россия вынуждена была вернуться на путь демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, к тому, что пыталось заложить Учредительное собрание.

Источники

ГА РО — Государственный архив Ростовской области.

НА РК — Национальный архив Республики Калмыкия.

Российское законодательство Х-ХХ веков: в 9 т. / под общ. ред. О. И. Чистякова. М.: Юрид. лит., 1994. Т. 9: Законодательство эпохи буржуазно-демократических революций. 352 с.

Литература

Искевич И. С. Подготовка конституционной реформы Временным правительством // История государства и права. 2013. № 2. С. 28-31. Лаптева Л. Е. Несостоявшийся опыт демократии (вместо рецензии) // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 9. С. 53-58.

Милюков П. Н. Воспоминания (1859-1917): в 2 т. М.: Современник, 1990. Т. 2: 1907-1917. 446 с.

Очерки истории партийных организаций Дона (1898-1920). 2-е изд., доп. Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1972. Ч. 1. 463 с.

Троцкий Л. Д. К истории русской революции. М.: Политиздат, 1990. 447 с.

Sources

GA RO — Gosudarstvennyj Arhiv Rostovskoj oblasti [the State Archive of the Rostov region] (In Russ.).

NA RK—Nacional'nyj arhiv Respubliki Kalmykiya [The National Archive of the Republic of Kalmykia] (In Russ.).

Rossijskoe zakonodatel'stvo X-XX vekov: v 9 t. pod obshch. red. O. I. Chistyakova. [Russian legislation of 10-20 centuries: in 9 vol-s. Under the General editorship of O. I. Chistyakov]. T. 9: Zakonodatel 'stvo ehpohi burzhuazno-demokraticheskih revolyucij. Moscow, Yurid. lit. (Juridical Literature) Publ., 1994. V. 9: The legislation of the epoch of bourgeois-democratic revolutions, 352 p. (In Russ.).

References

Iskevich I. S. Podgotovka konstitucionnoj reformy Vremennym pravitel 'stvom [The preparation of constitutional reforms by the Provisional government]. Istoriya gosudarstva i prava (History of state and law), 2013, no. 2, pp. 2831 (In Russ.).

Lapteva L. E. Nesostoyavshijsya opyt demokratii (vmesto recenzii) [Failed experience with democracy (instead ofreview)]. Konstitucionnoe i municipal 'noe pravo (Constitutional and municipal law), 2012, no. 9, pp. 53-58 (In Russ.).

Milyukov P. N. Vospominaniya (1859-1917): v 2 t. [Memories (1859-1917): in 2 vol-s]. Moscow, Sovremennik Publ., 1990, vol. 2: 1907-1917, 446 p. (In Russ.).

Ocherki istorii partijnyh organizacij Dona (18981920). 2-e izd., dop. [Essays on the history of the party organizations of the Don (18981920). 2-nd ed., ad.]. Rostov-on-Don Book Publ., 1972, part 1, 463 p. (In Russ.).

Trotsky L. D. K istorii russkoj revolyucii [The History of the Russian revolution]. Moscow, Politizdat Publ., 1990, 447 p. (In Russ.).

УДК 94(47)084.1

ВЫБОРЫ В УЧРЕДИТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ 1917 г.: ЭВЕНТУАЛЬНЫЙ ПУТЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ

Герман Константинович Максимов1

1 сотрудник прокуратуры г. Элисты, советник юстиции, соискатель (Элиста, Российская Федерация).

E-mail: sledak-ezh@mail.ru

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования в 1917 г. Учредительного собрания в соответствии с положением, принятым Временным правительством.

Демократические принципы избирательного права и избирательного процесса, введенные Временным правительством, позволили отдельным национальностям, в том числе и калмыкам, принять активное участие в подготовке и проведении выборов депутатов в Учредительное собрание, а также в реализации пассивного и активного избирательного права. В результате в Учредительном собрании, провозгласившем в начале января 1918 г. Россию демократической федеративной республикой, калмыцкий народ впервые был представлен в высшем органе законодательной власти страны двумя своими депутатами. Однако России не было суждено пойти по определяемому Учредительным собранием пути.

Почти через 75 лет Россия вынуждена была вернуться на путь демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления, к тому, что пыталось заложить Учредительное собрание.

Ключевые слова: Временное правительство, Положение о выборах, Учредительное собрание, демократизация, избирательное право, избирательный процесс, избирательный участок, округ, Область войска Донского, Прикаспийский, станица, улус, национальный регион, калмыки.