Научная статья на тему 'Выборы в местные Советы Ленинграда накануне Великой Отечественной войны и их роль в судьбе города в военный период'

Выборы в местные Советы Ленинграда накануне Великой Отечественной войны и их роль в судьбе города в военный период Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
410
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕНГОРСОВЕТ / ЛЕНИНГРАДСКИЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ / ВЫБОРЫ / ДЕПУТАТЫ / ИСПОЛКОМ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА / ПОБЕДА НАД ФАШИЗМОМ / ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / LENGORSOVET / LENINGRAD COUNCIL OF DEPUTIES OF WORKERS / ELECTIONS / DEPUTIES / EXECUTIVE COMMITTEE / GREAT PATRIOTIC WAR / BLOCKADE OF LENINGRAD / VICTORY OVER FASCISM / MUNICIPAL ECONOMY / POPULATION ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ежов Михаил Викторович

В статье рассматривается состав депутатского корпуса Ленинграда, избранного накануне Великой Отечественной войны. Анализируются социальный и профессиональный состав депутатов, проблемы, основные этапы и эффективность работы Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся в годы Великой Отечественной войны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ежов Михаил Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Elections in Local Councils of Leningrad on the Eve of the Great Patriotic War and their Role in Destiny of the City during the Military Period

In article the structure of a depuy corps of Leningrad of the electee on the eve of the Great Patriotic War is considered. The social and professional composition of deputies, problems, the main stages and overall performance of the Leningrad city council of deputies of workers in days of the Great Patriotic War is analyzed.

Текст научной работы на тему «Выборы в местные Советы Ленинграда накануне Великой Отечественной войны и их роль в судьбе города в военный период»

М. В. Ежов M. V. Ezhov

Выборы в местные советы Ленинграда накануне Великой Отечественной войны и их роль в судьбе города в военный период

Elections in Local Councils of Leningrad on the Eve of the Great Patriotic War and their Role in Destiny of the City during the Military Period

Ежов Михаил Викторович Ezhov Mikhail Viktorovich

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических Saint-Petersburg Institute of Foreign Economic

связей, экономики и права Relations, Economy and Law

Проректор по научной работе Vice-rector on Scientific work

Доктор исторических наук, профессор Doctor of Science (History), Professor

[email protected] [email protected]

РЕФЕРАТ

В статье рассматривается состав депутатского корпуса Ленинграда, избранного накануне Великой Отечественной войны. Анализируются социальный и профессиональный состав депутатов, проблемы, основные этапы и эффективность работы Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся в годы Великой Отечественной войны.

ABSTRACT

In article the structure of a depuy corps of Leningrad of the electee on the eve of the Great Patriotic War is considered. The social and professional composition of deputies, problems, the main stages and overall performance of the Leningrad city council of deputies of workers in days of the Great Patriotic War is analyzed.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Ленгорсовет, Ленинградский совет депутатов трудящихся, выборы, депутаты, Исполком, Великая Отечественная война, блокада Ленинграда, победа над фашизмом, городское хозяйство, жизнедеятельность населения

KEY WORDS

Lengorsovet, Leningrad Council of deputies of workers, elections, deputies, Executive committee, Great Patriotic War, blockade of Leningrad, Victory over fascism, municipal economy, population activity

Одним из магистральных путей развития России, дальнейшего развития демократии является укрепление органов местного самоуправления, реальное повышение их роли в осуществлении эффективной власти на местах. А для того чтобы успешно идти по такому пути, необходимо в полной мере учитывать традиции нашего народа — исторический опыт нашей страны —

и СССР, и России. Причем это относится и к далекому уже прошлому: городские думы и управы, земские собрания и управы; и к близкой нам истории: Советы рабочих, солдатских, крестьянских, красноармейских депутатов, Советы депутатов трудящихся, Советы народных депутатов.

Разумеется, было бы неправильно и даже опасно идеализировать, переоце-

< нивать роль и место названных органов н местного самоуправления в политиче-^ ской структуре общества на соответ-^ ствующих этапах его истории. Однако ^ так же неправильно и недооценивать ^ их деятельность, игнорировать много-о образные уроки этой деятельности. о Большое воздействие на работу Советов оказала война. Всенародный характер Отечественной войны определил первостепенную роль Советов, как массовых по характеру органов местного самоуправления, сыгравших важную роль в мобилизации рабочих, крестьян, интеллигенции на борьбу с агрессорами, в перестройке жизни каждого региона (края, области, района, города, села) на военный лад. Тем самым деятельность местных Советов приобрела целенаправленный и ярко выраженный общественно-политический характер.

Для реализации своей деятельности в военное время система местных Советов имела большие и реальные возможности, о чем убедительно свидетельствуют статистические данные о численности органов местного самоуправления и их количественном составе. На предвоенных выборах (декабрь 1939 г.) было избрано 6 краевых и 88 областных Советов, 9 областных Советов автономных областей, 21 окружной, 3572 районных, 912 городских Советов, 389 районных Советов в городах, 63 183 сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся — всего 68 180. В состав местных Советов было избрано 1 286 734 человек [2, с. 11].

Вместе с новыми республиками, вступившими в состав СССР в 1940 г., число местных Советов достигло 78 100. Начавшаяся война и последовавшая оккупация части территории СССР повлияли на состав местных Советов. К ноябрю 1942 г. их число сократилось на 45%. Но уже к октябрю 1943 г., когда началось массовое освобождение советской земли от оккупантов, количество местных Советов составило свыше 70% от уровня 1940 г.

В этом году мы отметили 70-летие прорыва вражеской блокады, в следу-

ющем году будем отмечать 70-летие снятия вражеской блокады, а затем, в 2015 г., — 70-летие Великой победы над фашизмом. Свой вклад в Победу внес Ленинградский городской совет депутатов трудящихся.

Выборы в местные Советы депутатов трудящихся состоялись 24 декабря

1939 г. Первые послевоенные выборы в Советы депутатов трудящихся города и Ленинградской области состоялись только 21 декабря 1947 г. Таким образом, основной состав Советов, работавших весь период войны и блокады, в начальный период восстановления города и области, был сформирован в декабре 1939 г. В ходе выборов в состав Ленсовета было избрано 1080 депутатов, в том числе 501 служащий, 342 рабочих, 87 военнослужащих, 67 научных работников, 43 учителя, 23 учащихся, 17 крестьян (см. подробнее: [1, с. 28]) (по всесоюзной переписи в 1939 г. в Ленинграде числилось 3 191 304 человека, в том числе население Колпи-но, Кронштадта, Пушкина и Петергофа). Если подсчитать соотношение жителей и депутатов, то получается, что на одного депутата приходилось 2954 жителя, а сегодня на одного депутата Законодательного собрания приходится 100 566 жителей города! (50 депутатов ЗакСа к 5 028 313 жителям города.) Данные цифры в комментариях не нуждаются!

В составе Ленсовета были представители 13 национальностей. 3 января

1940 г. состоялась первая сессия Ленсовета, на которой был избран исполнительный комитет Ленинградского городского совета депутатов трудящихся в количестве 23 человек. Тогда никто и предположить не мог, какая огромная ответственность за судьбу города, за жизнь его жителей ляжет на плечи избранных перед войной депутатов! В ходе войны количественный состав депутатов Ленсовета значительно изменился. К моменту открытия VII сессии Ленсовета в мае 1944 г., а это была первая сессия с начала войны, в городе работали только 356 депутатов. В ар-

мии служили 237 и были эвакуированы 338 депутатов. 94 депутата погибли на фронте и в осажденном городе1.

После окончания войны депутаты стали возвращаться в родной город. Однако даже летом 1946 г. в Ленинграде было только 53% депутатов городского Совета и 47% депутатов районных Советов, избранных в 1939 г. [4, с. 19].

Однако факт остается фактом: распорядительные и исполнительные функции городского органа самоуправления стали прерогативой исполкома Ленгорсовета, причем его распорядительно-исполнительная деятельность значительно расширилась. Многие вопросы, которые в мирное время рассматривались на сессиях Ленсовета, теперь все чаще стали решаться его исполнительным комитетом. Ленгорисполком стал активно пользоваться правом на издание обязательных решений и распоряжений, а также по более обширному кругу вопросов устанавливать административную ответственность за соблюдение государственной и управленческой дисциплины.

Во многом изменилась компетенция органа городского самоуправления. Ему пришлось решать задачи, непосредственно связанные с интересами фронта, обороны города. А это обусловило необходимость дальнейшего усиления централизма, особенно в решении военно-хозяйственных вопросов, жизнеобеспечения города в условиях блокады. Понимая особенности деятельности Лен-горсовета в условиях вражеской блокады, уже в сентябре 1941 г. Совнарком СССР предоставил ему право распоряжаться деятельностью предприятий и организаций города, невзирая на их ведомственную принадлежность! Это позволило максимально эффективно и оперативно использовать все ресурсы города для обеспечения обороны и поддержания жизнедеятельности жителей. Возможно, что тот «глоток свободы», который ощутили руководители Ленгорсовета, та эф-

1 Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГАСПб). Ф. 7384. Оп. 13. Д. 60. Л. 1.

фективность их действий, обусловленная < полной самостоятельностью в действиях, ^ и привела к печально известному «Ленин- ^ градскому делу». Новой, послевоенной, ^ политической системе самостоятельные

к

и независимые руководители были не ^ нужны и даже опасны! о

Важно подчеркнуть, что Ленгорсовет в о течение всей войны функционировал как постоянно действующий и компетентный орган, хорошо осведомленный о нуждах города и положении горожан. Каждому принимавшемуся решению предшествовали большая подготовительная работа, тщательный анализ сложившейся обстановки. Принятые решения систематически контролировались, обеспечивалась проверка их исполнения. Этому способствовали также следующие обстоятельства: установленный еще до войны порядок, согласно которому на председателя, его 7 заместителей и секретаря исполкома была возложена обязанность обеспечивать оперативную координацию работы соответствующих структур Ленсовета и подведомственных ему организаций. Благодаря этому руководящее звено исполкома имело возможность осуществлять оперативное руководство всеми сторонами жизни города, что помогало решать самые неординарные и срочные проблемы и способствовало усилению персональной ответственности за порученное направление.

В деятельности выборных органов самоуправления Ленинграда военного времени можно выделить четыре основных этапа.

Первый — деятельность в начальные месяцы войны, когда наряду с постановкой и решением единых со страной военно-мобилизационных и военно-хозяйственных задач им пришлось вплотную и в расширявшихся масштабах заняться вопросами, вызванными приближением фронта к городу.

Второй — деятельность в экстремальных условиях фронтовой обстановки и окруженного немецко-фашистскими и финскими войсками Ленинграда, жесточайшей продовольственной и топливно-энергетической блокады горо-

< да. Ленгорсовет действенно руководил н жизнью города и в самые тяжелые дни ^ блокады — с ноября 1941-го по апрель 1942 г. Характерен перечень вопросов, ^ рассмотренных Ленгорисполкомом в это ^ время: по городскому хозяйству — 20, по о обеспечению продовольствием, включая о индивидуальное огородничество, — 10, И по оборонным работам — 9, по медико-санитарному и бытовому обеспечению населения — 14, по вопросам эвакуации, заботы о семьях фронтовиков, социального обеспечения — 17, по уборке города — 8 [3, с. 118-119]. Принимались и совместные постановления с бюро ЛГК ВКП(б) и Военным Советом фронта.

1942 г. был годом страшнейшего испытания на прочность, самоотверженность и мужество. Именно тогда было доказано: Ленинград врагу не взять! Весной 1942 г. начинается возрождение промышленности города, оживают его улицы, укрепляются боеготовность и оборона. 18 января ленинградцы услышали долгожданную весть — блокада прорвана!

Третий — деятельность после прорыва вражеской блокады Ленинграда. Хотя сохранялось военное положение города-фронта, происходит сдвиг в улучшении продовольственного снабжения. Ленинград снова обретает связь с народнохозяйственным комплексом страны и появляется возможность заняться в городе неотложными ремонтно-восстановитель-ными работами.

В сложившейся после прорыва блокады обстановке органы городского управления сконцентрировали свою деятельность на следующих основных направлениях: реорганизация системы управления городским хозяйством, проведение неотложных ремонтно-восстановительных работ в жилищном хозяйстве, улучшение организации бытового и медицинского обслуживания жителей города, подготовка резервов рабочей силы, улучшение продовольственного положения.

В новых условиях Ленгорисполком прежде всего принимает меры по более широкому привлечению депутатов к участию в управлении городом. В этих

целях в апреле 1943 г. был пополнен состав постоянных комиссий Ленсовета.

В 1943 г. основное внимание уделялось вопросам, связанным с работой органов местного самоуправления, жилищному хозяйству, торговле и продовольствию. И в условиях, когда блокада была прорвана, решения Ленгорсовета продолжали регламентировать городскую жизнь, оказывали решающее воздействие на решение наиболее актуальных задач.

Четвертый этап — деятельность после ликвидации блокады города, на завершающем этапе войны, когда все больше внимания стало уделяться организации восстановления Ленинграда. После ликвидации вражеской блокады органы самоуправления Ленинграда, продолжая активно заниматься вопросами обеспечения жизнедеятельности ленинградцев, усиления их вклада в дело помощи фронту на завершающем этапе войны, приступили к реализации новых и сложных задач. Они были связаны с восстановлением города, полнокровным включением его в общесоюзный народнохозяйственный комплекс.

10 февраля 1946 г. ленинградцы приняли участие в первых послевоенных выборах в Верховный Совет СССР. От Ленинграда в высший орган власти страны были избраны 19 человек. Опыт первой послевоенной избирательной кампании получил свое развитие при подготовке и проведении выборов в Верховный Совет РСФСР в феврале 1947 г. и местные Советы депутатов трудящихся. Среди депутатов Ленинградского городского и областного Советов было 12 Героев Советского Союза и 8 Героев Социалистического Труда. Подавляющее большинство депутатов имело правительственные награды.

Органам местного самоуправления Ленинграда принадлежала выдающаяся роль в организации борьбы и труда населения города в годы Великой Отечественной войны. В данном случае мы ясно видим, как значительно возросшая ответственность Советов за судьбы соответствующего региона или населенного пункта, их населения фактически

вдохнула вторую жизнь в органы местного самоуправления.

Сегодня, особенно в преддверии юбилейных дат, много пишут и говорят в средствах массовой информации о событиях Великой Отечественной войны. Мнения высказываются самые различные — от сугубо положительного до абсолютно негативного. Поэтому в заключение я хотел бы вспомнить строки

Литература

1. Ежов М. В. Местное самоуправление Ленинграда в годы Великой Отечественной войны: опыт, проблемы, уроки. Л., Изд-во СПб ГУЭИФ, 1993.

2. Итоги выборов в местные Советы депутатов трудящихся 1939 г.: Цифровой сб. М., 1941.

3. Ленинградская эпопея. СПб., 1995.

4. Очерки истории Ленинградской организации КПСС. Т. 3. Л., 1985.

References

1. Yezhov M. V. Local government of Leningrad in days of the Great Patriotic War: experience, problems, lessons. L.: Publishing house of SPb GUEF, 1993.

2. Results of elections to the local Councils of deputies of workers 1939: Digital compilation. M., 1941.

3. Leningrad epic. SPb., 1995.

4. Sketches of history of the Leningrad organization of CPSU. Vol. 3. L., 1985.

из стихотворения Михаила Калинкина «Ветераны»:

Может быть, мы воевали неправильно, Может быть, мы воевали неловко. Не успевали всех вытащить раненых И наступали без артподготовки... Верили слепо в теорию книжную, С криком неверным в атаки ходили, Только вот мы победили и выжили, Только мы выжили и победили!

о о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.