Научная статья на тему 'Выборы ректора Санкт-Петербургского государственного политехнического университета'

Выборы ректора Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Глобальная энергия
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выборы ректора Санкт-Петербургского государственного политехнического университета»

ВЫБОРЫ РЕКТОРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Конференция научно-педагогических и других категорий работников, а также обучающихся СПбГПУ состоялась 18 апреля 2011 года. Открыл конференцию председатель комиссии по выборам ректора СПбГПУ — директор Центра прогнозирования научно-технического развития профессор Альберт Яковлевич Башкарев. В президиум конференции избраны широко известные ученые: Жорес Иванович Алфёров — академик РАН, лауреат Нобелевской премии; Юрий Сергеевич Васильев — академик РАН президент СПбГПУ. Председатель конференции — член-корреспондент РАН ректор Политехнического университета Михаил Петрович Федоров.

Председатель комиссии по выборам ректора Альберт Яковлевич Башкарев проинформировал делегатов конференции о результатах работы комиссии. Он сообщил, что комиссия:

организовала широкое информационное обеспечение выборов ректора путем размещения объявлений о выборах на сайте университета, в газете «Политехник», на досках объявлений, размещенных на территории университета;

координировала проведение собраний трудовых коллективов структурных подразделений по избранию делегатов на конференцию. Всего было избрано 225 делегатов;

регистрировала и рассматривала документы, поступившие от кандидатов на должность рек-

тора, от Ученого совета, ученых советов факультетов (институтов) университета;

информировала работников и обучающихся о дате выборов ректора, о кандидатах на должность ректора, о графиках встреч с кандидатами;

до проведения конференции обеспечивала любому желающему работнику и обучающемуся возможность ознакомиться с программой каждого кандидата на должность ректора;

осуществляла контроль за соблюдением нормативных правовых актов, Устава университета и Положения о процедуре проведения выборов ректора.

Всего было выдвинуто три кандидата на должность ректора: В.В. Кобзев, B.C. Заборовский, А.И. Рудской; кроме того, прошел процедуру самовыдвижения Н.И. Ватин. Попечительский совет СПбГПУ поддержал выдвижение учеными советами факультетов чл.-корр. РАН проректора по научной работе СПбГПУ А.И. Рудского.

Право выдвижения на должность ректора по положению о процедуре избрания ректора предоставлено ученым советам факультетов и Ученому совету университета. Этим правом воспользовались ученые советы 19 факультетов.

В результате учеными советами факультетов и институтов были выдвинуты:

Рудской Андрей Иванович — 1957 года рождения, доктор технический наук, профессор, член-корреспондент РАН, проректор по научной работе, заведующий кафедрой пластической обработки металлов. Он выдвинут учеными советами 13-ти факультетов и поддержан учеными советами 4-х факультетов.

Заборовский Владимир Сергеевич — 1956 года рождения, доктор технический наук, профессор, заведующий кафедрой телематики факультета при ЦНИИ робототехники и кибернетики, заместитель главного конструктора ЦНИИ РТК (по совместительству). Он выдвинут ученым советом факультета при ЦНИИ РТК и поддержан решением ученого совета факультета комплексной безопасности.

Кобзев Владимир Васильевич — 1961 года, рождения, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики и менеджмента в машиностроении; выдвинут ученым советом факультета экономики и менеджмента.

Решением Ученого совета СПбГПУ от 21 февраля 2011 года Ватин Николай Иванович, который прошел процедуру самовыдвижения,

включен в список кандидатов на должность ректора Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

15 марта 2011 года Н.И. Ватин снял свою кандидатуру.

17 марта 2011 года три кандидатуры на должность ректора Политехнического университета — Кобзева Владимира Васильевича, Заборов-ского Владимира Сергеевича и Рудского Андрея Ивановича — проходили процедуру согласования в Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации.

С учетом решения Аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ, а также личного заявления Владимира Васильевича Кобзева о снятии своей кандидатуры к участию в выборах ректорадопущены два кандидата: Заборовский Владимир Сергеевич и Рудской Андрей Иванович.

Всем делегатам были розданы программы кандидатов на должность ректора. Конференция приняла к сведению информацию председателя комиссии по выбору ректора и констатировала, что комиссия выполнила все задачи, предусмотренные планом мероприятий по подготовке и проведению выборов ректора.

Центральным моментом в работе конференции, конечно, было выступление и обсуждение программ кандидатов на должность ректора — Владимира Сергеевича Заборовского и Андрея Ивановича Рудского.

Владимир Сергеевич Заборовский, выступая, остановился на главных моментах своей программы. Он, в частности, сказал, что основные положения программы определяют пути развития Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбГПУ) на 2011—2015 годы. В ней учтены актуальные аспекты реформирования отечественной системы образования, которые отражают приоритеты экономического развития страны и связаны с созданием инновационной инфраструктуры модернизации промышленности и использованием информационных технологий (ИТ-технологий) для повышения качества образования и роста профессиональной компетентности специалистов. Существующая в СПбГПУ система подготовки кадров отличается фундаментальностью, междисциплинарным характером и глубиной получаемых знаний. Однако в условиях, когда ключевым фактором промышленного роста становится глобализация,

а локомотивом экономического развития — ИТ-технологии, сложившаяся система образования нуждается в модернизации. Приоритетом модернизации должна стать интеграция процессов обучения с проведением научных исследований и инженерных разработок при использовании современных технологий обработки информации, баз знаний, систем компьютерного моделирования и средств автоматизации проектирования. Название программы B.C. Заборовского — «Интеграция образовательной и научной деятельности на основе ИТ-технологий». Ее целями являются повышение качества подготовки студентов на основе модернизации лабораторно-исследо-вательской базы, формирование организационно-информационной инфраструктуры интеграции процессов обучения и проведение научных исследований с использованием современных ИТ-технологий.

Пути реализации этой программы. Предпосылкой для разработки предложенной программы стал успешный опыт реализации в 2006—2008 гг. проекта «Развитие политехнической системы подготовки кадров в инновационной сфере науки и высокотехнологичных производств Северо-Западного региона России», а также победа СПбГПУ в 2010 году во Всероссийском конкур-

се название «Национальный исследовательский университет» (НИУ). Достигнутые результаты показывают, что коллектив СПбГПУ обладает знаниями, технологиями и опытом для выполнения комплексных научных исследований по широкому спектру приоритетных направлений науки и техники. Однако перспективы развития СПбГПУ как НИУ зависят от масштабности, научной обоснованности приоритетных направлений развития, компетентности исполнителей и социальной ответственности руководства. В этих условиях ориентация подготовки специалистов на проведение междисциплинарных исследований, выполняемых с использованием ИТ-технологий, открывает перед СПбГПУ новые возможности: интеграцию научной и образовательной деятельности на основе внедрения систем проектирования, ориентированных на применение суперкомпьютеров, современных средств автоматизации инженерной деятельности и технологий цифрового производства (САО/САЕ/САМ систем).

Развитие материально-технической базы. Первым шагом в модернизации материально-технической базы, обеспечивающей интеграцию учебного и научного процессов, должно стать создание распределенной системы параллелыю-

го проектирования, моделирования и проведения инженерных расчетов. В основу построения такой системы следует заложить средства сетевого объединения корпоративных вычислительных ресурсов, обеспечивающие создание информационного портала программных систем, работающих в режиме удаленного доступа.

Применение технологии «программное обеспечение как сервис» расширяет возможности использования корпоративных информационно-вычислительных ресурсов за счет суперкомпьютерных технологий и формирования корпоративной сетевой инфраструктуры, ориентированной на использование CAD/CAE систем. Развитие в СПбГПУ такой инфраструктуры позволит улучшить взаимодействие физических и инженерных факультетов в рамках выполнения приоритетных междисциплинарных научно-технических исследований, при создании высокотехнологических систем нового поколения, ускорит внедрение результатов фундаментальных исследований в области физики, наноэлектроники, энергетики, экологии и информатики. Привлечение к выполнению научных исследований студентов и молодых сотрудников вуза расширит рамки их профессиональной компетентности, повысит качество проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, результаты которых должны отвечать требованиям отраслевых международных и государственных стандартов. Финансовой базой для проводимой модернизации, наряду с государственными целевыми программами, должны стать проекты, реализуемые по заказам отечественной промышленности и в рамках международной кооперации.

Повышение квалификации. Важным результатом модернизации наряду с техническим обновлением учебно-лабораторной базы должно стать повышение профессиональной компетентности сотрудников вуза и информационной открытости СПбГПУ как НИУ, осуществляющего свою научно-образовательную деятельность в рамках тесного сотрудничества с ведущими отечественными компаниями и корпорациями. Модернизация в интересах интеграции образовательного и научного процессов требует широкого привлечения студентов и молодых специалистов, обладающих высокой мотивацией при использовании современных ИТ-технологий для своего профессионального и карьерного роста. Поэтому особое внимание необходимо уделить орга-

низации эффективной системы повышения квалификации и переподготовки преподавателей и сотрудников вуза в рамках целевых программ, ориентированных на решение задач управления, проведение инженерных расчетов и автоматизацию проектирования на базе современных CAD/ CAE приложений.

В системе повышения квалификации сотрудников большую роль должна сыграть организация целевых стажировок и международных обменов в рамках учебной и научной деятельности. Для активного привлечения к этому процессу студентов и молодых сотрудников в СПбГПУ необходимо создать специальный фонд целевой поддержки научно-исследовательской деятельности студентов и финансирования их участия в международных конференциях. Деятельность такого фонда будет способствовать решению приоритетной задачи привлечения талантливой молодежи в ряды преподавателей и научных сотрудников СПбГПУ, повысит эффективность работы аспирантуры, в том числе за счет расширения спектра международных проектов, реализуемых в рамках проведения совместных научно-технических разработок и фундаментальных исследований.

Социальная направленность. При реализации Программы развития СПбГПУ необходимо учитывать не только технологические аспекты интеграции образовательного и научного процессов, но и социальную направленность проводимых преобразований. Это прежде всего относится к проведению мероприятий по повышению привлекательности СПбГПУ как ведущего высшего учебного заведения России.

В условиях уменьшения числа выпускников российских школ и перехода к приему на основе результатов ЕГЭ следует ожидать обострения конкуренции вузов страны в привлечении лучших абитуриентов. Поэтому требуется принять неотложные меры, которые позволят не только сохранить контингент учащихся, но и увеличить прием в СПбГПУ за счет иногородних и иностранных граждан. Среди таких мер необходимо выделить прежде всего: развитие студенческих общежитий, совершенствование системы дистанционного обучения, использование новых форм вовлечения студентов в сферу инновационной деятельности и предпринимательства, в том числе на базе малых инновационных предприятий (МИП). Организация МИП станет

важным стимулом для притока в вуз творчески активной молодежи, что позволит увеличить набор студентов и предложить новые подходы к целевой подготовке кадров на основе решения конкретных научных и инженерных задач.

Важным фактором успешного выполнения программы является совершенствование учебного процесса в рамках межрегиональных и международных форм сотрудничества. Рост числа специалистов и ученых, проходящих переподготовку в СПбГПУ, а также количество внедренных в производство студенческих разработок станут важными критериями успешного развития политехнической научной школы, объективными индикаторами эффективности взаимодействия вуза с ведущими предприятиями отечественной промышленности и международными корпорациями. В свою очередь, это потребует интенсификации научных обменов путем привлечения к выполнению целевых проектов, выполняемых под руководством ведущих ученых СПбГПУ, студентов, молодых специалистов и преподавателей, повышения их зарплаты и социальной защищенности. Для этого необходимо:

разработать эффективный механизм поддержки молодежи, достигшей результатов в науке и инженерной деятельности;

развивать систему стажировок и производственных практик на базе ведущих предприятий, институтов РАН и международных корпораций;

расширить возможности студентов по реализации инициативных проектов в сфере науки, техники и студенческого самоуправления.

Успешное выполнение программы позволит СПбГПУ сохранить статус ведущего научно-об-разователыюго учреждения страны, активно участвующего в процессах модернизации экономики и формировании в России информационного общества.

Затем выступил кандидат на должность ректора университета Андрей Иванович Рудской. Обращаясь кделегатам конференции, Андрей Иванович подчеркнул, что сегодня в нашей стране назрела острая необходимость формирования новой экономики — экономики знаний, лидерства и инноваций на основе интеграции образования, науки и промышленности. Результатом этой интеграции должна стать новая востребованная ми-ровымрынком конкурентоспособная продукция, которая позволит нашей стране занять достойное место в мировой экономической системе. Высшая школа играет здесь ключевую роль, являясь поставщиком компетентных кадров, источником новых технологий и инновационных разработок.

Сегодня Политехнический университет — один из ведущих российских вузов. В 2010 году благодаря усилиям всего многотысячного коллектива политехников, мы вошли не только в число 39-ти ведущих российских университетов, но и в число 9-ти вузов-победителей всех ме-гаконкурсов минобрнауки.

Сегодня перед нами стоят новые комплексные задачи. Успешно решить их можно, только опираясь на богатый научно-образовательный опыт Политехнического, мощный интеллектуальный потенциал коллектива и профессиональную организацию всех видов деятельности в вузе.

Основная цель предлагаемой А. И. Рудским программы — модернизация и развитие инновационного исследовательского политехнического университета нового типа, где будут интегрированы передовые образовательные технологии, междисциплинарные научные исследования и наукоемкие технологии мирового уровня.

Определяющими принципами развития станут:

обеспечение преемственности поколений и традиций Политехнического, сохранение, создание новых и дальнейшее развитие ведущих научно-педагогических школ;

закрепление позиций СПбГПУ как одного из ведущих университетов в системе высшего профессионального образования России;

устойчивое материально-техническое и социально-экономическое развитие университета, обеспечивающее привлекательные и благоприятные условия для эффективной и качественной деятельности его коллектива.

Модернизация и развитие университета будут основаны на успешном выполнении Программы развития СПбГПУ как национального исследовательского университета на 2010—2019 годы, а также реализации других образовательных, научных и инновационных программ и проектов. Обязательное условие — постоянный мониторинг динамичного изменения внешних условий в стране и мире (в сфере образования, науки и промышленности, в области новых технологий и инноваций) и соответствующая корректировка стратегии развития университета.

Говоря об основных задачах университета в образовательной деятельности, необходимо учитывать демографическую ситуацию, которая является серьезным испытанием для высшей

школы. За последние 10 лет численность школьников сократилась примерно на 40 %. Это оказывает влияние на контингент обучающихся. В ближайшие годы последствия демографического спада будут по-прежнему заметны. Численность студентов в 2013 году в стране может составить всего около четырех миллионов человек, снизившись более чем на 40 % по отношению к численности студентов в 2009 году (более семи миллионов человек). Уменьшение числа выпускников школ приведет к обострению конкурентной борьбы между вузами за наиболее подготовленных и талантливых абитуриентов. В связи с этим одна из основных задач университета — развитие системы отбора лучших абитуриентов. При этом ставку нужно делать не только на победителей Всероссийских олимпиад. Хотя в 2010 году по результатам ЕГЭ у первокурсников наш университет и вошел в число наиболее популярных государственных вузов России, необходимо приложить все усилия для привлечения абитуриентов с максимально высокими баллами ЕГЭ. Это важнейшее условие для подготовки конкурентоспособных кадров нового поколения, востребованных национальной экономикой.

Одной из необходимых мер (об этом сейчас много говорят) является повышение престижа инженерной деятельности в глазах абитуриентов. Важно создать для молодежи как привлекательные условия обучения на инженерных направлениях, так и выгодные перспективы трудоустройства по профессии. Для этого в конце марта Президент РФ поручил Правительству подготовить предложения по повышению нормативов финансирования подготовки студентов инженерных специальностей. Сегодня в технических вузах в среднем по России на одного студента в год тратится 80 тысяч рублей. Увеличение норматива на инженеров по сравнению с нормативом для гуманитариев и экономистов в полтора-два раза — хороший стимул к обновлению для технических вузов и, конечно же, для нашего Национального исследовательского политехнического университета. Тем более что в условиях предстоящего перехода на нормативное подушевое финансирование, когда «деньги следуют за студентом», совершенствование форм и технологий организации учебного процесса — для нас одна из приоритетных задач.

Вторая основная задача в сфере образования — усиление интеграции образовательного

процесса с научными исследованиями, передовыми технологиями и разработками для реального сектора экономики. Если раньше мы говорили об «образовании через науку», то теперь необходимо говорить об «образовании через науку и технологии». Одна из наших основных задач — опережающая целевая подготовка востребованных промышленностью кадров. К сожалению, для современного российского образования характерна несогласованность номенклатуры предоставляемых образовательных услуг с требованиями к их качеству и содержанию со стороны рынка труда. Поэтому важное значение приобретает работа по формированию и совершенствованию спектра образовательных программ всех уровней, отвечающих возрастающим потребностям высокотехнологичных отраслей промышленности. Ключевым звеном в организации этой деятельности должны быть деканы факультетов, заведующие кафедрами, руководители научно-педагогических школ и ведущие ученые университета. Мы должны обеспечить конкурентоспособность и востребованность наших выпускников в условиях перехода к двухуровневой системе подготовки. Необходимо создать гибкую, адаптированную к потребностям национальной экономики систему формирования бакалаврских и магистерских программ. Новые кадры должны быть ориентированы на работу с передовыми технологиями, с технологиями завтрашнего дня. Очевидно, что их подготовка не может осуществляться без активной научно-инновационной деятельности самих преподавателей, привлекающих студентов ктаким работам.

Сила нашего университета — в его политехничности. В стенах вуза работают около 2,5 тысяч специалистов в различных научных областях, 147 кафедр обеспечивают учебный процесс. Новые знания возникают, как правило, на стыке многих дисциплин. Поэтому А.И. Рудской считает необходимым развивать и укреплять междисциплинарные составляющие физико-математических, естественнонаучных, инженерно-технических, гуманитарных и экономических дисциплин, а в научной деятельности — переходить от узкоспециализированных исследований и отраслевых технологий к междисциплинарным исследованиям и над отраслевым наукоемким технологиям, которые эффективно применяют высокотехнологичные промышленные компании.

Полидисциплинарность имеет и свою специфику. Например, необходимо изучить, проанализировать и решить проблему дублирования направлений и специальностей, разработать учебные программы с различным уровнем преподавания общих предметов на разных факультетах.

Одна из наших важнейших задач — создание притягательной интеллектуальной среды и передовой инфраструктуры с целью привлечения наших лучших выпускников к работе в университете. В условиях прогнозируемого снижения численности ППС на20—30 % это позволит нам, во-первых, повысить динамику кадрового обновления и решить одну из важнейших проблем — омоложение персонала, во-вторых, сохранить преемственность поколений и укрепить наши ведущие научные школы лучшими кадрами, а в результате увеличить к 2016 году долю научно-педагогических работников и инженерно-технического персонала в возрасте от 30 до 49 летдо 38 %.

Научно-исследовательская работа в университете также нуждается в существенной модернизации в силу новых задач, которые ставит перед нами экономика страны.

Важнейшие задачи в научной деятельности — увеличение объемов НИОКР, сохранение и расширение спектра инициативных фундаментальных исследований и прикладных исследований по заказам предприятий, продвижение университета на международном рынке наукоемких технологий и разработок. Отмечу, что работа в этом направлении ведется интенсивно и достаточно успешно: за последние 5 лет ежегодные объемы научно-инновационной деятельности университета выросли более чем в пять раз и в настоящее время приближаются к миллиарду рублей. Более того, в 2007—2008 годах в рамках реализации инновационной программы в нашем вузе получили развитие новые направления научных исследований, ставшие приоритетными: это исследования в области энергетики, ресурсосберегающих и экологических технологий, технологий создания новых материалов, нано-технологий, включая нанобиотехнологии, муль-тидисциплинарных компьютерных технологий, машиностроительных и информационных технологий. Все они являются междисциплинарными и находятся в русле государственных приоритетов развития науки и технологий. Нужно

продолжить увеличение доли междисциплинарных прикладных исследований для решения комплексных задач высокотехнологичной промышленности. Мы должны сориентировать научную деятельность университета на разработку и развитие технологий, востребованных реальным сектором экономики, стимулировать кооперацию вуза с промышленностью. Результатом этой работы должна стать ориентация научных исследований и разработок на создание инновационных продуктов и услуг и внедрение их в производство. Один из основных показателей эффективности новых форм организации НИР — увеличение в ближайшие 3—4 года доли доходов в бюджете университета от научно-инновационной деятельности до 20 %.

Для этого необходимо принимать активное участие в выполнении программ инновационного развития государственных и частных корпораций и компаний, а также в деятельности национальных технологических платформ, нужно организовать эффективное взаимодействие с Фондом развития Центраразработки и коммерциализации новых технологий (фондом «Скол-ково»).

Наш университет победил во всех мегакон-курсах Минобрнауки России. В настоящее время в вузе реализуются программы становления национального исследовательского университета, развития инновационной инфраструктуры вуза, кооперации с высокотехнологичными промышленными предприятиями, проведения исследований под руководством ведущих ученых. Результатом выполнения этих программ должна стать современная единая инновационная инфраструктура для проведения научных исследований и развития технологий мирового уровня.

Основной элемент этой инфраструктуры — созданный в конце 2010 года Объединенный научно-технологический институт (ОНТИ). Сейчас формируется структура института. Она уже включает в себя пять НИИ, а в ближайшем будущем в ОНТИ будут созданы технопарк «Политехнический» и бизнес-инкубатор для малых инновационных предприятий. В ближайшие несколько лет завершится оснащение ОНТИ уникальным экспериментальным и испытательным оборудованием, высокопроизводительными вычислительными системами, лицензиями на компьютерные и производственные технологии.

В течение 2011—2013 годов для размещения института будет завершено строительство Научно-исследовательского корпуса общей площадью 25 тыс. кв.м. В результате ОНТИ объединит передовые интеллектуальные и материальные ресурсы университета для решения комплексных на-учно-техническихзадач, о которых было сказано. В ОНТИ будет проводиться полный комплекс работ и наукоемких услуг: от идеи до создания кон-структорско-технологической документации, опытного образца или мелкосерийной продукции. Полидисциплинарность нашего университета как нельзя лучше этому способствует — создание ОНТИ предполагает межкафедралыюе и межфакультетское взаимодействие ученых Политехнического по самому широкому спектру направлений. На базе ОНТИ планируется и разработка системы внутриуниверситетских «start-up» — создание лабораторий по инициативе молодых ученых университета. Есть уверенность, что институт станет привлекательным работодателем для выпускников и молодых ученых нашего университета, и это тоже будет способствовать решению упомянутой ранее кадровой проблемы.

В ОНТИ будет создан технопарк «Политехнический», включающий в себя бизнес-инкубатор для поддержки молодых предпринимателей-политехников. В рамках технопарка будет развиваться пояс малых инновационных предприятий, тесно связанных и эффективно взаимодействующих со структурными подразделениями университета. Особое внимание будет уделено динамично развивающимся подразделениям университета и конкурентоспособности малых фирм, созданных при нашем вузе. Это тоже будет способствовать привлечению молодых кадров в политехническую среду.

Для концентрации в нашем университете наиболее квалифицированных научных кадров необходимо развивать систему мониторинга и стимулирования результатов научно-инновационной деятельности, в первую очередь — публикаций в реферируемых журналах, защит диссертаций и финансируемых промышленностью НИОКР. Необходимо, чтобы вопросам публикаций в престижных журналах, повышению индексов цитирования наших сотрудников, вопросам защиты результатов интеллектуальной деятельности уделялось повышенное внимание. Только

в этом случае будет расти конкурентоспособность нашего университета, его рейтинг в научно-обра-зователыюм пространстве России и мира.

Например, сегодня мы занимаем 8-е место среди российских вузов по индексу цитирования статей, опубликованных научно-педагогическими работниками в реферируемых журналах. Это вполне серьезный показатель. Однако его обеспечивает меньшая часть нашего профессорско-преподавательского состава. Так, «в среднем» на трех наших преподавателей приходится лишь одна публикация в год в реферируемом журнале. Поэтому для сохранения лидирующих позиций университета в области научно-публикационной деятельности необходимо к 2016 году в 3 раза увеличить ежегодное количество статей в реферируемых журналах — сделать нормой для каждого научно-педагогического работника одну публикацию в реферируемом журнале в год. С этой целью будет разработана система поддержки ученых, публикующих статьи в журналах с высоким импакт-фактором.

Известной проблемной зоной всей высшей школы является аспирантура. Необходимо повысить эффективность работы аспирантуры и докторантуры по приоритетным направлениям развития университета до 30 % к 2016 году. Нужно разработать и внедрить в практику меры по материальной поддержке научных руководителей аспирантов и научных консультантов докторантов, защитивших диссертации в срок, развивать систему оценки эффективности и стимулирования научной работы самих аспирантов и докторантов.

Одна из основных задач международной деятельности университета — усиление роли университета в различных регионах мира как ведущего научно-образовательного центра. Для решения этой задачи необходимо: расширять партнерские связи с ведущими зарубежными образовательными и научными организациями; создавать и внедрять в учебный процесс инновационные международные образовательные программы, конкурентоспособные на мировом уровне; увеличить долю иностранных студентов, обучающихся в университете, до 8 % от общего числа обучающихся идолю финансовых средств, получаемых от этого в структуре доходов университета, до 10 % от объема государственного финансирования. Необходимо развивать работу по формированию системы совместных науч-

но-образовательных центров с участием ведущих зарубежных компаний и высокотехнологичных фирм.

Одна из важнейших проблем современного образования — эффективное применение информационных и телекоммуникационных технологий. К сожалению, их использование часто носит эпизодический характер. В нашем вузе целостная электронная среда как фактор повышения качества образования и эффективности научных исследований находится еще в стадии создания. Необходимо интенсифицировать работу по включению в информационное пространство всех сфер деятельности университета — от учебно-научной до финансово-экономической и хозяйственной. В ближайшее время в единую информационную систему нужно интегрировать системы факультетов и кафедр, приемной комиссии, научной части, бухгалтерии, отдела кадров, библиотеки, издательства и др. Необходимо повсеместно перейти к системе электронного документооборота, проходящей сейчас апробацию в учебном отделе университета.

Все меры по развитию системы образования, научных исследований и созданию инновационной инфраструктуры университета не будут иметь никакого результата без заинтересованности в эффективной научно-образовательной работе сотрудников университета. Поэтому одна из первоочередных задач — обеспечение условий для увеличения доходов сотрудников за счет увеличения объемов и расширения спектра платных образовательных услуг, научно-исследовательских и научно-инновационных работ, экспорта наукоемких и высокотехнологичных услуг. Необходимо усилить обратную связь между собственными усилиями научно-педагогических работников и финансовыми результатами их деятельности, усилить заинтересованность подразделений университета в динамичном развитии на основе собственных кадровых и интеллектуальных ресурсов.

Модернизация университета невозможна без модернизации системы управления вузом. Одна из наших важнейших задач — повысить эффективность управления научно-образовательной деятельностью университета. Необходимо повысить качество обслуживания научно-педагогических работников административно-хозяйственными службами университета и преодолеть

такие проявления бюрократизма административно-хозяйственных структур, как пассивность, формализм, излишнее бумаготворчество. Исключить дублирование функций административных подразделений, преодолеть их структурную раздробленность.

Ведущий университет не может стать конкурентоспособным без современных учебных корпусов, лабораторий, библиотек, комфортныхжи-лых городков для студентов и преподавателей. В этой сфере будут продолжены работы по строительству и реконструкции общежитий. В 2011-м году планируется завершить строительство общежития на 240 мест по адресу Лесной пр., 67, в ближайшее время — завершить реконструкцию общежития по адресу Лесной пр., 65. Будет разработан план реконструкции общежитий у станции метро «Лесная» и в массиве по ул. Хло-пина. Объекты социальной сферы — жилье, базы отдыха, профилакторий, клуб, спортивные сооружения — определяют качество жизни сотрудников и студентов, а следовательно, привлекательность работы и учебы в нашем университете. Они будут иметь приоритет при реконструкции и новом строительстве. В 2011-м году будет завершен ремонт игровых залов спортивного комплекса университета. Также планируется строительство спортивной площадки для массовых видов спорта, ввод в эксплуатацию бассейна университета. Будет завершена реконструкция санатория-профилактория. Продолжится работа по улучшению условий отдыха сотрудников и студентов на базах отдыха в поселках «Ново-михайловский» и «Горы».

Важнейшая наша задача — сохранить облик университета как объекта культурно-исторического достояния Российской Федерации. Будет продолжена реставрация исторических зданий и сооружений университета. Завершена реконструкция учебно-исторического заповедника «Усадьба князя А. Г. Гагарина» в деревне Холом-ки Псковской области; усадьба будет использоваться как оздоровительная база и центр кон-грессной деятельности университета.

Среди наших основных задач — развитие существующей в университете системы социальной поддержки ветеранов-политехников.

Неотъемлемой частью деятельности университета является внеучебная работа со студентами. Следует развивать и поддерживать деятель-

ность организаций студенческого самоуправления — профсоюзного комитета студентов, студенческого клуба и строительных отрядов. Необходимо формировать систему гражданско-патриотического воспитания студентов, приобщения их к ценностям отечественной и мировой культуры. Для этого в нашем университете есть Центр культурных программ, Дом ученых, студенческий клуб «НаЛесном», Историко-техни-ческий музей, наконец, гуманитарный факультет. В целом нужно создать для студентов такую среду, чтобы им было интересно учиться и самосовершенствоваться.

Андрей Иванович закончил свое выступление словами: «Я уверен, реализация наших планов будет достойна великих достижений многих поколений политехников и упрочит позиции нашего Политехнического как ведущего политехнического университета России! А я постараюсь приложить все усилия для достижения намеченных целей!».

Далее происходило обсуждение программ, предложенных кандидатами на пост ректора.

Профессор Леонид Борисович Аксенов сказал: « Политехники всегда серьезно подходили к выбору руководства, и кого выбирали — за того не стыдно. И сегодня наш вуз входит в десятку передовых вузов благодаря стараниям коллектива, благодаря М.П. Федорову, который нас возглавляет уже несколько лет. Конечно, очень большая ответственность в этом плане.

Я внимательно прочитал программы обоих кандидатов (и профессора B.C. Заборовского, и профессорами. Рудского). Они мне понравились. Написаны очень серьезно людьми, которые понимают проблемы нашего вуза, видят пути их решения. Они много оригинального содержат.

Я считаю, что то положение, которое сейчас наш вуз занимает, и те изменения, которые происходят в высшей школе, во многом быстрые и непонятные, требуют такого кандидата, такого ректора, который был бы в эпицентре всех этих событий.

И таким кандидатом, на мой взгляд, является профессор А.И. Рудской. Всем известно, что по его инициативе реализуется целый ряд новых программ в нашем университете, в частности строительство НИИ. Объем выполняемых научных работ за последние годы вырос в 5 раз. Это, несомненно, заслугаА.И. Рудского.

Я его знаю много лет, мы работаем в смежных направлениях. Я помню, как молодого ученого Рудского послали за рубеж на стажировку, и он стал профессором. Вернулся в Россию и основал научный институт, потом стал проректором, членом-корреспондентом РАН. Карьерная производная весьма значима. Я уверен, что с профессором Рудским мы будем не только свидетелями, но и участниками достижений нашего вуза.

Вместе с тем, хотел бы высказать и пожелание моей жены — профессора O.A. Аксеновой. Речь идет о культурном уровне наших студентов. Казалось бы, все есть, но выйдешь на Политехнической станции метро — молодые ребята, наши политехники, красивые, умные, хорошо одетые, ауслышишь... Лучше этого не слышать. Об этом, конечно, должна идти речь. Обратите внимание: мимо этих студентов ходят наши преподаватели; часто делают вид, что не замечают. Проходят горожане, которые все замечают: может быть, они не видят специальной подготовки наших студентов, но их культурная подготовка бросается в глаза. Еще великий Монтень в XVI веке в своей книге «Опыты» писал: «Не познавшим науку о культуре, всякая другая наука только во вред».

Я помню пример, когдаректор B.C. Смирнов исключил студента, который толкнул его на выходе из первого корпуса. Это имело большое воспитательное значение как для студентов, так и для преподавателей.

Я уверен, что опытный руководитель профессор А.И. Рудской сумеет и технические проблемы решить, и экономические задачи, и задачи подготовки высококвалифицированных специалистов, и как высококультурный человек будет способствовать повышению культурного уровня нашего университета — лучшего технического вуза нашего города, который является культурной столицей нашей страны.»

Затем выступил профессор Глеб Андреевич Туричин, который в своей речи отметил, что кандидат А.И. Рудской — «это очень хороший выбор для Политехнического университета. Андрей Иванович совершенно замечательно умеет подбирать и расставлять кадры. Его избрание покажет вам, что не только будут соблюдены все традиции Политехнического университета (это еще один большой плюс), потому что Андрей Иванович из действующей команды. Все хорошее, на-

работанное этой командой, будет продолжено. Хочу сказать, что этот человек каким был, таким и останется в своей дальнейшей деятельности. Считаю, что это тоже будет большим плюсом».

С особым вниманием делегаты слушали академика Жореса Ивановича Алфёрова.

«Я испытываю некоторую неловкость, — сказал он в начале своего выступления, — потому что третий подряд буду выступать за кандидатуру А.И. Рудского. Хотел бы сказать следующее: были представлены неплохие программы, и профессор B.C. Заборовский представил хорошую программу. Я думаю, что аргументированная необходимость развития информационных технологий в образовании имеет достаточно большие основания. Да, это очень хорошая техническая основа; ее нужно, безусловно, развивать как можно больше. Но не нужно ее делать единственной и основной в системе образования. Нужно сказать, что сегодня перед нашим Политехническим институтом (я, все-таки, работаю в этом заведении непосредственно уже 23 года, а связан с ним 58 лет) стоят на самом деле огромные задачи, задачи страны. Потому что у нас нет более важной задачи в стране, задачи жизни и смерти России, чем возрождение промышленных и высоких технологий. Мы их потеряли за эти 25 лет. И Политехнический институт вместе с другими вузами должен активно работать по воссозданию промышленности, по воссозданию экономики. Только таким способом мы возродим востребованность в наших специалистах. Будем совершенно четко отдавать себе отчет в этом отношении.

Сегодня в сфере высшего образования невозможно предложить одну какую-то идею, за которую можно зацепиться, и все будет хорошо. Сегодня идут процессы реформирования, и иногда ими слишком увлекаются. Нужно это четко понимать. В программе Андрея Ивановича сказано о междисциплинарности. Это очень важно. Информационные технологии тоже очень важны.

Я вчера имел удовольствие присутствовать на вручении европейских театральных премий, и мой старый хороший знакомый Ю.П. Любимов сказал: «Всегда говорили, что театр умрет, поскольку появились телевидение, кино, но театр не умер». Точно также и с информационными технологиями, с новыми методами образования, с ЕГЭ и т. д. никогда не умрет непосредственный контакт.

Театр не умер, потому что в театре мы имеем контакт с артистами, эффект непосредственного присутствия. И в высшем образовании нужно развивать все технологии, самые современные. Но никогда не умрет контакт профессора со студентами, научного руководителя и аспиранта. Это было, есть и будет настоящей основой образования.

Я думаю, что программа Андрея Ивановича отличается и в этом отношении ставит целый ряд необходимых условий для развития. Да, сегодня мы стали национальным исследовательским университетом. Я очень рад, что мы вместе выиграли это высокое звание.

Сегодня очень важно широкое сотрудничество, потому что, чего греха таить, мы за эти 25 лет отстали во многих вещах. Но при этом нам нужно хранить и развивать традиции, которые особенно в нашем Политехническом институте накоплены многими десятилетиями.

Я считаю, что нужно выбрать Андрея Ивановича, который получил большой опыт, работая в должности проректора. Мы имеем очень хороших предшественников: Ю.С. Васильева и М.П. Федорова. Очень важно, что Андрей Иванович работает в Российской академии наук, с Санкт-Петербургским научным центром, с нашим отделением наноинформационных технологий и с нашим Академическим университетом. Я думаю, что Политехнический университет никогда не будет противопоставлять вузовскую и академическую науку. Академическая наука только помогает развивать наше высшее образование, а вузы помогают развивать систему образования в Академии наук, и делаем мы это все вместе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Думаю и надеюсь, что выберут сегодня Андрея Ивановича. Конечно, ему предстоит очень нелегкая жизнь, но эта нелегкая жизнь — во имя очень высоких целей: сегодня инженерно-техническое образование, конечно, нуждается в реформировании и модернизации и вместе с тем является основой прогресса нашей страны».

Профессор Евгений Иванович Юревич начал свое выступление с того, что факультет при ЦНИИ РТК выдвинул кандидатуру B.C. Заборовского:

«B.C. Заборовский — потомственный политехник. Мы его знаем, во-первых, как действующего, очень энергичного ученого. Во-вторых, он прекрасный преподаватель. И, наконец, это прекрасный талантливый организатор.

Что касается его как ученого, я приведу один пример. Недавно он вернулся из Германии, где проводил переговоры с представителями Европейского космического агентства по поводу их участия в нашихработах по космической радиотехнике.

По учебной части Владимир Сергеевич является заведующим кафедрой, которая называется «Телематика». Я уверен, что подавляющее большинство не знает смысла этого термина, но это лишний раз доказывает, что кафедра занимается самыми передовыми технологиями, причем не в смысле обработки информации, а самое главное, — в управлении сетями и объектами с помощью этих сетей.

Владимир Сергеевич провел блестящий эксперимент по управлению нашими роботами и у нас, и даже из Италии. Сейчас он работает над подобными проблемами на МКС и на Земле. Нам смешно слушать предложения об унификации с Европой. У нас есть свое исторически сложившееся лицо, и нам свои преимущества нужно развивать».

Профессор Николай Васильевич Ростов поддержал обоих кандидатов, сказав при этом, что «программы кандидатов не противоречат друг другу в отношении концепции цифрового университета и его общей модернизации. Мне кажется, они должны в дальнейшем оставаться в одной команде, и мы будем рады поддерживать все начинания по модернизации университета»

От имени студенческой профсоюзной организации слово было предоставлено Константину Дмитриевичу Савичеву. Он отметил, что Политехнический университет «был и остается одним из ведущих вузов России, который в 2010 году получил статус национального исследовательского университета и возможность развиваться еще большими темпами.

Даже несмотря надемографический кризис, наш университет продолжает пользоваться огромным спросом у абитуриентов. По итогам поступления в 2010 году иногородние абитуриенты составили уже 60 % и лишь 40 % — выпускники петербургских школ. В связи с этим на первый план выходит проблема нехватки мест в общежитиях, и с каждым годом она будет все острее.

Все острее становится проблема адаптации и приобщения к культуре Санкт-Петербурга наших первокурсников. Необходимо уделять внимание этой проблеме, чтобы в первую очередь защитить самих иногородних студентов.

Приходит осознание факта, что подготовка полноценного специалиста в любой области невозможна не только без современной материальной базы и методического обеспечения, но и без всестороннего физического, культурного, нравственного, творческого и духовного развития личности.

В настоящий момент в Политехническом университете не существует органа, определяющего молодежную политику вуза и координирующего совместную работу различных служб по работе со студентами и молодежью. Хочется, чтобы студенты не только ходили в наш университет на занятия, но и жили с ним одной жизнью!

На встрече студентов с кандидатом в ректоры Андреем Ивановичем Рудским мы получили заверения, что данные вопросы не останутся без внимания и будут рассматриваться наравне с другими проблемами нашего университета».

Подвел итоги обсуждения на конференции ректор СПбГПУ Михаил Петрович Федоров, который отметил: «Интересны предложения в области экономики высшей школы, которые выдвинул В.В. Кобзев. Это своевременные и интересные предложения. Они должны быть положены в основу программы развития университета.

Большой опыт в научном бизнесе имеет Н.И. Ватин. Он снял свою кандидатуру, но мы заслушали его на Ученом совете, и его опыт, его интересные предложения должны быть положены в основу программы развития университета.

И B.C. Заборовский сделал прекрасный доклад о сфере развития телекоммуникаций и информационных технологий. Это тоже должно быть взято на вооружение.

Об Андрее Ивановиче я скажу только одно. Мы с ним работаем уже 8 лет. Вы знаете, что ректору приходится часто отсутствовать на своем рабочем месте (командировки, поездки и т. д.). Все эти годы Андрей Иванович замещал меня и никогда меня не подводил, не подводил университет, и я надеюсь, что это он будет делать и в будущем».

Как и полагается, после обсуждения кандидатур и их программ делегаты приступили к голосованию.

По результатам тайного голосования ректором Санкт-Петербургского политехнического университета был избран доктор технических наук профессор, член-корреспондент РАН Андрей Иванович Рудской.

ЕЛ. Федосов

АВИАЦИОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Авиационная промышленность дореволюционной России

В начале XX века упорное стремление авиаконструкторов-самоучек научить летать аппараты тяжелее воздуха стало давать плоды: на машинах из дерева и полотна с маломощными бензиновыми моторами они выполняли сначала короткие прыжки в воздухе, а потом сравнительно все более продолжительные полеты. В октябре 1908 года А. Фарман совершил по воздуху путешествие дальностью 27 км из одного города в другой, а менее чем через год его соотечественник Л. Блерио на моноплане собственной конструкции стартовал во Франции и, перелетев пролив ЛаМанш, приземлился в Англии. В Бил-ланкуре (Франция) братья Вуазен организовали авиастроительные мастерские, в которых в 1905—

1908 годах по заказам частных клиентов изготовили около 15 самолетов и планеров. Так начиналась эра авиации.

Энтузиасты в России также стремились осваивать авиацию. Но это были единичные полеты на иностранных самолетах.

В январе 1910 года председатель созданного Комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования великий князь Александр Михайлович Романов призвал членов Комитета израсходовать оставшиеся в распоряжении Комитета и предназначенные для постройки подводной лодки 900 тысяч рублей на развитие авиации. Этим было положено начало. Русские летчики на первых порах летали на иностранных самолетах. Тем временем в воздух поднялись и первые аэропланы российской

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.