УДК 324«2016»:338.43(470+571)
https://doi.org/10.24158/pep.2017.6.6
Федорова-Кузнецова Ирина Владимировна
кандидат политических наук, доцент кафедры «Социально-правовые и гуманитарно-педагогические науки» Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И. Вавилова
ВЫБОРЫ 2016 Г.: ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО АПК
Fedorova-Kuznetsova Irina Vladimirovna
PhD in Political Science, Assistant Professor, Social and Legal Sciences and the Humanities Department, Saratov State Vavilov Agrarian University
THE ELECTION OF 2016: THE DEVELOPMENT PROBLEMS OF THE RUSSIAN AGRO-INDUSTRIAL
COMPLEX
Аннотация:
В статье затрагивается вопрос развития российской аграрной сферы, особо актуальный в современных условиях социально-политического и экономического развития страны. Обоснована зависимость продовольственной безопасности и безопасности государства в целом от эффективности функционирования аграрной отрасли. Представлен анализ сценариев реформирования российского агропромышленного комплекса, предложенных в предвыборных программах партий -участниц парламентских выборов 2016 г.
Ключевые слова:
политическая партия, предвыборная программа, аграрная сфера, выборы, продовольственная безопасность, политика импортозамещения, продовольственное эмбарго, агропромышленный комплекс.
Summary:
The article addresses the development issue of the Russian agrarian sector that is the most relevant in the modern context of the social, political and economic development of the country. It substantiates the dependence of food and state security on the efficiency of the agrarian sector functioning. The study analyzes the reforming options of the Russian agro-industrial complex supposed during the election programs of the parties participating in the parliamentary election of 2016.
Keywords:
political party, election program, agrarian sphere, election, food security, import substitution policy, food embargo, agro-industrial complex.
Одной из особенностей истории России являлось то, что она в силу специфичности развития своей экономики была преимущественно аграрной страной. Именно поэтому аграрный вопрос, а также проводимая государством аграрная политика весьма важны на всех этапах ее исторической эволюции.
Данная проблема актуальна и в современной России. Особенно заметным это стало в августе 2014 г., когда в ответ на антироссийские санкции со стороны ЕС, США и ряда других стран Россия ввела ответные меры, контрсанкции, наложив продовольственное эмбарго. Российское правительство разработало и начало активно внедрять политику импортозамещения, которая через определенное время стала давать положительные результаты. В сельском хозяйстве наметился рост производства, и отечественные производители скоро заняли освободившиеся места на российском рынке продовольствия.
Вместе с тем по-прежнему остро стоят вопросы о том, как дальше пойдет развитие аграрного сектора, что будет после снятия продовольственного эмбарго и возможного возвращения на российский рынок западных товаропроизводителей. Ответов на них пока нет. Под влиянием экономического кризиса, антироссийских санкций и встречных действий со стороны России фокус внимания населения, судя по всему, все больше будет смещаться с внешнеполитической проблематики на внутрироссийскую, прежде всего экономическую, повестку. По мере углубления данного тренда возрастает значимость четких сценариев социально-экономического развития государства и общества, ориентированных на среднесрочную и долгосрочную перспективу, и конкретных программ по их реализации [1, с. 337].
18 сентября 2016 г. в России состоялись досрочные парламентские выборы.
В ходе избирательной кампании стало ясно, что аграрная тематика будет очень востребована. Все участвовавшие в выборах политические партии в своих программных документах актуализировали аграрный вопрос, обращались к проблемам реформирования и развития российского АПК. В особенности много внимания этой проблеме было уделено наиболее крупными политическими партиями, имеющими статус парламентских: «Единой Россией», КПРФ, ЛДПР, «Справедливой Россией». И это абсолютно правильно, поскольку именно парламентские партии представляют в совокупности законодательную ветвь власти, являясь частью государственного механизма и осуществляя функцию «главных посредников между обществом и правительством» [2].
Партия «Единая Россия» выглядела безусловным фаворитом среди других партий - участниц избирательной кампании. Партия власти осуществляет деятельность на протяжении 15 лет, при этом уверенно занимая лидирующие позиции [3]. «Единая Россия», главой которой является действующий премьер-министр Д.А. Медведев, несет бремя ответственности «за все существующие в стране проблемы, которые должна решать политическая элита» [4]. Именно поэтому экономический блок ее программы (в том числе и в сфере АПК) выглядел достаточно весомо.
В ее предвыборной программе выделен отдельный раздел под названием «Аграрная сверхдержава», содержащий несколько пунктов, которые партия считает наиболее значимыми для улучшения качества жизни жителей села и развития аграрного сектора в целом. Прежде всего сюда входит обеспечение продовольственного суверенитета страны. «Меры государственной поддержки АПК дали свои результаты. Они позволили обеспечить устойчивый рост производства продукции. А это гарантирует продовольственную независимость страны и увеличит наш экспортный потенциал» [5]. Также государство должно постоянно оказывать эффективную поддержку сельхозпроизводителям, для чего следует провести ряд мероприятий: обеспечить в 2016 г. финансирование реализации мероприятий государственной программы развития сельского хозяйства; разработать и внедрить механизмы поддержки приоритетных инвестиционных проектов в АПК; обеспечить своевременное доведение средств государственной поддержки до сельхозпроизводителей; обеспечить субсидирование инвестиционных и краткосрочных кредитов; разработать и реализовать государственную программу по развитию сельского хозяйства и потребительской кооперации; разработать мероприятия по финансовому оздоровлению сельхозпредприятий и т. д. [6].
В предвыборной программе КПРФ «Десять шагов к достойной жизни» проблемам развития АПК полностью посвящен пункт 4 «Развитое село - благополучная и сытая Россия». Отмечено, что аграрная отрасль находится в глубоком кризисе и что ситуация с продовольствием угрожает национальной безопасности страны. Для исправления этой тяжелой ситуации в сфере АПК предложено провести целый ряд мер, а именно: «...возродить в деревне крупное сельхозпроизвод-ство и социальную инфраструктуру, восстановить семеноводство и племенное животноводство, разорвать паучьи сети перекупщиков, закрывающих для крестьян доступ к рынкам». С целью реализации всех этих мер необходимо выполнение ряда условий: «.направлять на поддержку аг-ропрома не менее 10 % бюджетных расходов; активно поддерживать фермеров и крестьянские подворья, делать ставку на крупные коллективные хозяйства и кооперацию» [7].
В предвыборной программе ЛДПР развитие аграрного сектора также выделено как один из главных пунктов, способствующих реальному импортозамещению. В разделе партийной программы, посвященной сельскому хозяйству, отмечено: «Акценты государственной политики в аграрном секторе должны быть сделаны на сохранении и поддержке эффективных производителей, обновлении технической базы, подготовке квалифицированных кадров для сельского хозяйства, развитии инфраструктуры села». Также необходимо принять долгосрочную государственную концепцию развития сельского хозяйства, которая определит этапы работы и ответственность всех структур государственной власти в проведении политики в сфере сельского хозяйства; ввести дотации для сельхозпроизводителей; снизить налоги для сельхозпроизводителей и ввести кредиты под минимальные проценты; законодательно снизить долю оптовых и розничных посредников в конечной цене продуктов питания отечественного производства с тем, чтобы доля производителя была не менее 60 %, что снизит цены для потребителей и стимулирует производить больше и качественнее [8].
В программе партии «Справедливая Россия» аграрному вопросу и проводимой правительством политике импортозамещения придается огромное значение. При этом отмечается, что имеющийся у России потенциал в области сельского хозяйства используется недостаточно и крайне неэффективно, в результате чего страна по-прежнему вынуждена ввозить из-за рубежа сельхозпродукцию на 265 млрд долл. Партия предлагает незамедлительно принять ряд мер по активизации производства сельскохозяйственной продукции внутри страны, а именно: 1) стимулировать производство российского продовольствия; 2) защитить отечественных производителей, создав механизмы финансового оздоровления предприятий АПК; 3) разработать специальные программы поддержки сельхозпроизводства в регионах, где оно сталкивается с наибольшими трудностями: Нечерноземье, Поволжье и др. [9].
Таким образом, анализируя партийные программы, особенно разделы и положения, касающиеся сферы АПК, можно уверенно констатировать: ни одна из парламентских партий сегодня не отрицает важности и приоритетности развития сельского хозяйства для экономики страны в целом. Все они сходятся во мнении, что политике импортозамещения нет альтернативы, только стимулирование собственного сельхозпроизводства может обеспечить России продовольственную безопасность и независимость от внешних условий.
Именно поэтому все меры, предлагаемые партиями, направлены на повышение эффективности развития АПК, его производственного потенциала и мало чем отличаются друг от друга, практически идентичны. Различия можно увидеть только в деталях, которые и вызывают наибольший интерес. Так, например, КПРФ и «Справедливая Россия» активно призывают к расширению доли государственного участия в агропромышленном секторе, увеличению государственного финансирования, в то время как «Единая Россия» и отчасти ЛДПР больше нацелены на использование рыночных механизмов, частного капитала и инвестиций. При этом все партии приходят к выводу, что в сложившихся условиях дотации (государственные или частные) для сельского хозяйства просто необходимы, без них эффективного сельскохозяйственного производства не будет. Существующие различия в программах в основном обусловлены различиями самих программ в целом, в том числе и их экономической составляющей. Это прежде всего связано с идеологической ориентацией каждой из партий.
Также важно учитывать, что предвыборные программы четко ориентированы под конкретную политическую ситуацию - собственно сами выборы и их непосредственных участников - избирателей, в число которых входят и сельские жители. Поэтому во всех программах много внимания уделяется развитию инфраструктуры села, его кадрового и демографического потенциала.
При этом не следует сильно переоценивать само значение предвыборных программ. Время их реализации четко определено сроком в пять лет. За этот период какие-то меры и предложения будут практически реализованы, а что-то так и останется только программой, «декларацией о намерениях». Конечно, здесь у «Единой России» как партии, имеющей парламентское большинство, есть безусловное преимущество: она имеет возможность, даже не опираясь на другие партии, реализовать свои предвыборные обещания.
Однако откладывать решение аграрного вопроса далее невозможно. При любом сочетании взаимовлияющих факторов и даже коренном изменении политической и экономической конъюнктуры АПК должен оставаться приоритетной сферой как для государства, так и для частного бизнеса. В конечном счете именно это способно обеспечить продовольственную независимость России от внешних условий, здоровье нации в целом и даже национальную безопасность страны. Планомерное и эффективное развитие АПК должно являться для государства и общества стратегической задачей. Это актуально всегда, а не только в период предвыборной кампании.
Ссылки:
1. Настроения провинциального электората в преддверии избирательной кампании - 2016: отношение к выборам, конкретным политикам и партиям (анализ результатов массового социологического опроса и фокус-групповых исследований) / М.В. Данилов, А.А. Казаков, Д.В. Попонов, Н.О. Назаров, С.Г. Сергеев // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2016. Т. 16, вып. 3. С. 334-338.
2. Sartori G. Parties and Party Systems: A Framework for Analysis. Colchester, 2005. 368 p.
3. Знаменский Д.Ю., Шиленкова А.Н. Участие политических институтов в формировании государственной политики в современной России // Общество: политика, экономика, право. 2017. № 1. С. 10-14.
4. Duverger M. Les parties politiques. Paris, 1951.
5. Предвыборная программа партии «Единая Россия» на выборах депутатов Государственной думы ФС РФ VII созыва [Электронный ресурс]. URL: http://er.ru/program/ (дата обращения: 25.09.2016).
6. Там же.
7. Десять шагов к достойной жизни. Предвыборная программа КПРФ [Электронный ресурс]. URL: https://kprf.ru/party-live/cknews/157005.html (дата обращения: 22.06.2017).
8. Программа ЛДПР [Электронный ресурс]. URL: https://ldpr.ru/party/Program_LDPR/ (дата обращения: 25.09.2016).
9. Программа партии «Справедливая Россия» [Электронный ресурс]. URL: http://31.44.80.183/files/pf59/075833.pdf (дата обращения: 25.09.2016).