Научная статья на тему 'ВЫБОР ВЕРЫ АСТРАХАНСКИМИ СУББОТНИКАМИ: ИСТОРИЯ И МИФ'

ВЫБОР ВЕРЫ АСТРАХАНСКИМИ СУББОТНИКАМИ: ИСТОРИЯ И МИФ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЫБОР ВЕРЫ АСТРАХАНСКИМИ СУББОТНИКАМИ: ИСТОРИЯ И МИФ»

Людмила Жукова (Москва)

ВЫБОР ВЕРЫ АСТРАХАНСКИМИ СУББОТНИКАМИ: ИСТОРИЯ И МИФ1

Истоки возникшего в середине XVIII в. движения иудействую-щих (субботников) до настоящего времени остаются не проясненными. Отказ русских крестьян от православия в пользу иудаизма вызывал у исследователей и миссионеров, призванных бороться с этой «ересью», полное недоумение: «Что всего прискорбнее, так это то, что случаев отпадения христиан в иудейство у других европейских народов мы не встречаем, и только у нас на Руси приходится видеть это прискорбное явление. Неужели иудаизм, усвоенный в столь бедных формах, может удовлетворить то глубокое чувство, которое замечается у них»2.

Командир роты пехотного Колыванского полка, обнаружив, что один из его рядовых является субботником, писал в 1869 г. в рапорте командиру батальона: «Переход крестьянского мальчика из Православной Веры к Еврейскому закону - небывалый еще случай в православном крестьянском быту. Я нахожу это открытие весьма важным <.. .> и подозреваю, не кроется ли тут какого-нибудь тайного общества, действующего на наших легковерных и необразованных крестьян, с целью отречения их от православной веры, для пе-

3

рехода к еврейскому закону.»

Обращение к субботникам в поисках ответа на вопрос о причине, побудившей их поменять веру, не всегда добавляло ясности. Вот лишь некоторые примеры: «Мы прежде были воскресниками, а потом задумали остаться при одном Ветхом Завете и сделаться субботниками»4; «Мать моя неизвестно мне по какому случаю перевела нас в еврейскую веру, мне она сказала: перейдем в эту веру, она лучше»5.

Современные субботники, живущие в Астраханской обл., в отличие от своих единоверцев из других регионов, получили знание

Филипп Федорович Перепечёнов в окружении семьи. Фотография 1930-х гг.

о начале собственной веры из первых уст, уст местного Авраама -их дедушки и одновременно «отца по вере» Филиппа Федоровича Перепечёнова, перешедшего в иудаизм в конце XIX - начале XX в. В настоящее время эта субботническая группа насчитывает несколько десятков человек, живущих в разных селах Лиманского р-на. Ниже мы приводим историю о выборе им веры по версии наших информантов - внука Ф.Ф. Перепечёнова (ЖАЛ) и его жены (ЖЕР), -в которой библейская история переплетается с историей их родителей, а советские реалии проникают в дореволюционные времена:

ЖАЛ: Наши предки яростно взялись за эту веру. А конец вон, видишь...

ЖЕР: Мы - третье поколение. Вот его дедушка, он всех грамотнее был (показывает на ЖАЛ), унтер-офицер.

ЖАЛ: Ну, собственно, отказывался он (от православия. - Л.Ж.). ЖЕР: Учился в Астрахани. ЖАЛ: Мой дед.

ЖЕР: Ну, вот когда я замуж вышла за него, ну и там убираюсь, и вот дедушка говорит: «Ты брось убираться, сядь я тебе расскажу».

В родном селе Ф.Ф. Перепечёнова субботников почти не осталось. На фото - его внуки: Алексей Леонович Ж. и Дмитрий Данилович П. с женой Тамарой Федоровной, с. Михайловка, 2007 г.

А уже был сильно старенький. Полгода я с ним прожила. И он говорит: «Я, - говорит, - учился, на унтер-офицера». Он три класса кончил, но тогда это большая грамота. И вот говорит: «Я все прошел, и татар, и... ну, в общем, какие были там мечети, какие дома молельные были, он говорит, я всех прошел. У одних там на это молятся, у одних - на это молятся, а вот мы на Иисуса Христа молимся, а он - еврей. Да, че ж мы на него молимся, когда надо Богу молиться?! Да и вот, - он говорит, -я в еврейскую пришел, в молельню, мне всех лучше понравилось, потому что там ни на кого не молятся, а просят Бога». Вот он приехал домой и сообщил всем своим родственникам: «Мы че теперь? К чему мы идем?! Да давайте мы откажемся от этих икон!» Ну, и получше иконы выбрали, отнесли в церкву, у них церква была в Михайловке6. Похуже - пожгли в печке. И все и отказалися, все.

ЖАЛ: Вот хулиган был дед! (смеется)

ЖЕР: И по 50, каким по 60, по 40 лет начали делать обрезание. Приехал раввин оттуда, с Астрахани, приобщили наше общество к Астрахани. И, значит, стали вот это все выполнять. У дедушки Библия была - такая вот, у него только спроси какой вопрос, он скажет, какая страница и какой параграф. Такой был дедушка у нас. Да. И говорит:

«Начали меня таскать. Начали приезжать. Начали вот - тебя в тюрьму загоним, бабку твою тоже, а детей. а детей полно... Нет, не было детей еще тогда, не было. И вот он молится со слезами и Бога просит: «Я не умею обрезать. Пошли Господи мне, чтоб родилась первая дочка». Его раввинат предупредил: «Если родится пацан, уничтожим вас до единого. Уничтожим весь род, вы смутьяны». И у него рождается первая дочка. Такая радость была: «Бог услышал, и мы спасены!» (смеются)7. Она была с первого (1901 г. - Л.Ж.) или с третьего?

ЖАЛ: Со второго, наверное.

ЖЕР: Со второго года. И все, а тут уже он научился обрезать. И вот, значит, ему евреи говорят: «Ты не бойси». А он был Филипп Федорович. Ему дали там раввин, Пинхус его назвали. А мама его была Рахиля. А вот дочка первая, родилась какая - Марияна была. Все назвались еврейскими именами.

ЖАЛ: А Меня вот в паспорте Елезар, а зовут Алексеем. <.> А у жены - Евдокия. А когда нас дедушка благословлял8, то Дина.

ЖЕР: .и вот это все, что отказалися дошло до власти. Приехали власти в сельский совет и говорят: «Все! Заставить их вернуться назад! Вот готовьтесь нынче к выселке, сегодня приедет архиерей с Москвы и будут решать вопрос, что вас выселить отсюда - вы баламуты! Вы всех людей взбаламутели и отделилися. Какие вы евреи?! Евреи - это нация». И вот тут гонение могучие, и дедушке еврей дал вырезку из газеты. Говорит: «В руки никому не давай, но покажи, чтоб прочитали».

ЖАЛ: Ну, если не будет получаться, то тогда вырезку. Газету на стол и тогда. Приехали там восемь-десять.

ЖЕР: .с Москвы!

ЖАЛ: С Москвы приехали.

ЖЕР: .в таких красивых ризах. Как они их называют? Архиереи, попы тут. То есть затереть это дело, чтоб духу его не было. Вот он отбивался, отбивался - не получается. А как - сели за стол - сидят.

ЖЕР: .столы большие были, бригадные столы.

ЖАЛ: .собрали там целый, громадный консилиум. А поели -и молиться, креститься давай. И поворачиваются к столу задницей, помолились. Он говорит: «Вот помолились, а результат какой? Это ж лошадь только может, вот покушать, повернуться и в ясли навалять. Ну, вы чего ж делайте, мои хорошие. . Ну, это ж непорядок! А потом, значит, это письмо - бах, на стол. А там указ был, Ленина9: «Всем верам терпимо!». Ну, и тогда архиерей московский говорит: «О, ребята! Делать тут больше нечего. Тут - все».

ЖЕР: Больно умный был мужик.

ЖАЛ: И сели, и уехали.

Следует отметить, что Ф.Ф. Перепечёнов до сих пор является для наших собеседников высшим религиозным авторитетом. Его про-

Субботница Раиса Сергеевна Г. (1914-2007) с дочерью, с. Зензели, 2007 г.

пророчества имеют обыкновение сбываться, будь-то предсказание о появлении в последние времена «девиц - срамных лиц», каковые и были обнаружены нашими собеседниками, установившими спутниковую телевизионную антенну, на одном из эротических каналов, или исчезновение чеснока, болгарского перца, домашнего скота и рыб в реках («Как дедушка говорил: Высохнут реки, и восплачут рыболовы..! - Плачут!»). Любые отклонения от традиций иудаизма, которые выявляются в результате столкновения с представителями аутентичной религиозной традиции или знакомства с религиозной литературой, отстаиваются через апелляцию к дедушке и разрешению, полученному им от «раввината». Так, некоторые отклонения от еврейского обряда похорон объясняются попустительством неких раввинов, отреагировавших таким образом на ропот односельчан Ф.Ф. Перепечёнова: «Мы так не можем... мы в таком обществе живем».

То обстоятельство, что их родители «выбрали эту веру», по мнению современных субботников, обеспечивает им особую любовь Бога и благополучие в эсхатологические времена:

Сара Афанасьевна М., пос. Лиман, 2007 г.

МСМ: Мы геры и прозелиты. Вот я читала, что Бог слушает в первую очередь прозелитов, потому что они выстрадали Закон. А эти просто родились евреи. Субботники везде разбросаны. Не знаю как те где-то тама. А наши - выстрадали. Перепись была, так дочка записала себя и детей евреями. А когда переселение всесоюзное последнее будет на Пасху в Израиль, то тех, кто будет записан русским, через Интернет проверят и не пустят. Дедушка в 58-м году умер. Он еще собирался, как Пасха, так говорит: «В этом году здесь, в будущем году в Иерусалиме». Каждый год говорил. Теперь уж мы.

При этом у астраханских субботников отсутствует попытка, зафиксированная нами у другой субботнической группы выходцев из пос. Высокий Воронежской обл., ныне живущей в Израиле, возвести свое происхождение непосредственно к евреям. По-видимому, это связано с тем, что обращение их предков в иудаизм произошло не

Алексей Леонович Ж. и его жена Евдокия Рувимовна, с. Заречное, 2007 г.

в мифологическом, а в историческом времени, и обстоятельства этого обращения им хорошо известны.

В последнее время для астраханских субботников актуально не только традиционное противопоставление себя русским/православным, как последователям ложной религии, но и евреям как плохим последователям религии истинной:

ЖЕР: Приехали к нам евреи из Ростова и привезли «Тегилимы», 10 штук. Они боялись садиться за стол, думали - мы свинину едим, но мы соблюдаем больше чем евреи. Вот были у нас знакомые евреи -Господи, помяни их ко дню, но не к ночи, - так они ели свинину. Мы даже не едим молоко с мясом. Мясо и сварить беленый чай с молоком -калмыцкий чай - никогда не делаем. Мы, правда, не имеем отдельной посуды, но в Техилиме написано, что 2 часа кастрюля постояла вымытая, она становится кошерная. Мы читаем, смотрим литературу. Стараемся делать правильно. А сейчас евреи половину побросали все. Евреи отказываются, а русскому что делать?

Противопоставление себя (субботников) евреям было спровоцировано нынешним раввином астраханской синагоги, который в отличие от своих предшественников отказывает субботникам в участии в общинной жизни:

ТТ: Вот раввин у нас сейчас, хасид. Теперь в синагогу реже. Раввин нас не хочет, деньги не разрешает в банку класть. Говорит: «Из-за каких-то мы должны свою веру нарушать». Из-за каких-то!!! Куда ж нам деваться, когда наши родители были такие, мы такие. Мы придем, читаем, молимся, а их евреи-женщины не читают, болтают, книжку в руки не берут.

Констатируя упадок собственной религиозной традиции (ЖЕР: «Кончится скоро наше еврейство. Как мы повыдохнем, так и все»; МСМ: «Ну я не знаю. Закон пишет, что нет»; ЖАЛ: «Вот в Михай-ловке никто не хочет нас»; МСМ: «Закон пишет, что они все захо-чут, когда встанет вопрос о жизни и смерти ребром»), современные субботники, тем не менее, смотрят в будущее с умеренным оптимизмом, связывая положительные изменения в своей судьбе с эсхатологическими временами:

МСМ: Если нас не будет, чтобы не потерялся народ, Бог еще крутанет такое.

Примечания

1 В основу настоящей статьи положены материалы полевых исследований, проведенных в Лиманском районе Астраханской области в 2007-2008 гг.

2 Астраханские епархиальные ведомости. 1905. № 21.

3 Российский государственный архив древних актов (далее - РГАДА). Ф. 1431. Оп. 1. Д. 3537. Л. 72.

4 Астраханские епархиальные ведомости. 1877. № 9.

5 РГАДА. Ф. 1431. Оп. 1. Д. 3537. Л. 66.

6 Село Михайловка Лиманского р-на Астраханской обл. - родное село Ф.Ф. Перепечёнова.

7 В данном случае мы наблюдаем прорыв библейской реальности в повествование наших информантов. Угроза, исходящая от некоего «раввината», очевидно, является аллюзией на Быт. 17: 14: «Необрезанный же мужского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего; ибо он нарушил завет Мой». Однако, опасность быть истребленными в том случае, если мальчик, родившийся у Ф.Ф. Перепечёнова, не будет обрезан, по-видимому, воспринималась обращенными им в иудаизм односельчанами, как вполне реальная.

8 Во время бракосочетания.

9 По-видимому, речь все же идет о Манифесте Николая II от 17 октября 1905 г.

Список информантов

ЖЕР - жен., 1935 г.р., с. Заречное Лиманского р-на Астраханской обл. ЖАЛ - муж., 1933 г.р., с. Заречное Лиманского р-на Астраханской обл. МСМ - жен., 1937 г.р., пос. Лиман Астраханской обл. ТТ - жен., 1934 г.р., с. Новогеоргиевка Лиманского р-на Астраханской обл.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.