Научная статья на тему 'Выбор старшеклассника как предмет исследования'

Выбор старшеклассника как предмет исследования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
652
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кострюкова Е. А.

Автор статьи указывает на необходимость выделения уровней готовности страшеклассника к самоопределению в различных сферах жизнедеятельности. В работе обоснована разработанная система показателей, по которым можно определить результат процесса самоопределения старшеклассника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выбор старшеклассника как предмет исследования»

Е.А.Кострюкова

ВЫБОР СТАРШЕКЛАССНИКА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Автор статьи указывает на необходимость выделения уровней готовности страшеклассника к самоопределению в различных сферах жизнедеятельности. В работе обоснована разработанная система показателей, по которым можно определить результат процесса самоопределения старшеклассника.

На основе формулы самоопределения, предложенной Б.Ф.Сафиным и несколько преобразованной в нашем исследовании, мы разработали систему показателей, по которым можно определить результат процесса самоопределения, осуществился ли выбор позиций личности в профессиональном, мировоззренческом, моральном плане и прочих.

Мы полагаем, что система разработанных нами показателей процесса самоопределения позволяет зафиксировать изменения, происходящие во всех группах отношений, в которые вступает ученик в процессе обучения. Рассмотрим этот вопрос более подробно.

Первый показатель, на который мы опираемся, - это ценностные ориентации школьников. Этот показатель интересен нам своей содержательной характеристикой, он дает информацию о системе ценностей, которыми руководствуется учащийся, как в деятельности, так и в общении, практически, во всех видах отношений, в которые он вступает в процессе обучения. Ценностные ориентации являются одной из важнейших характеристик зрелой личности. Старший школьник, оказываясь перед проблемой выбора жизненного пути, особенно остро переживает потребность в том, чтобы осознавать свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как цельный процесс, имеющий определенное направление, преемственность и смысл.

Самоопределение включает в себя социальную ориентацию личности, то есть осознание себя частицей, элементом социальной общности, выбора своего будущего социального положения и способов его достижения. Молодого человека интересует конкретная цель собственной жизни. Он хочет не только уяснить объективное, общественное значение возможных направлений деятельности, но и найти ее личностный смысл, понять, что может дать эта деятельность ему самому, насколько она соответствует его индивидуальности, раскроются ли в наибольшей степени его индивидуальные способности в этом виде деятельности. Стоящий перед старшекласс-

никами вопрос заключается не только и не столько в том, кем быть в рамках существующего разделения труда (осуществить выбор профессии), сколько в том, каким быть (осуществить жизненное самоопределение).

Таким образом, необходимо поставить задачу выяснения, в чем заключается смысл жизни для старшеклассников, в чем они видят смысл обучения в школе, смысл получения образования, чем они определяют ценность избранной профессии, входит ли в их систему ценностей общение со взрослыми и сверстниками, видят ли и в чем именно ценность собственной личности.

Второй показатель - это мотивы школьников. Мотивационная сфера является основой всех психических процессов индивида, она делает его поведение наиболее устойчивым. Она оказывает существенное влияние и на умственную деятельность. По данным психологических исследований можно сказать, что у старшеклассников основными и являются мотивы, связанные с собственной личностью, довольно большое место в этой группе мотивов занимают специально выделенные мотивы саморазвития, достаточно значимыми являются мотивы развития собственных способностей, потенции в области учения. Мотивы, безусловно, оказывают сильнейшее влияние на учебную деятельность учащихся: ученик учится с желанием или не хочет учиться, не прилагает никаких усилий, выбирает определенные предметы для углубленного изучения или не проявляет четко выраженных интересов; учится адекватно или пассивен в учебе; старается развивать память, внимание, умение пользоваться различными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.) или не считает это необходимым; с большим желанием выполняет репродуктивные или творческие задания; по заключению Н.С.Лей-теса, мотивационная сфера влияет на формирование индивидуального стиля умственной деятельности, оказывая, таким образом, воздействие на формирование готовности к

самоопределению, но существует и обратное влияние: специально организованная система мер (мы, в частности имеем в виду вариативное обучение) оказывает влияние на развитие мотивационной сферы.

Третий показатель, самооценка как оценка своих способностей и возможностей как в личностном, так и в предметном планах. Очевидно, что такое качество личности, как умение адекватно оценивать себя, не может быть оторвано от другого - от умения самопознания, ведь оценивать можно что-то конкретное, значит надо об оцениваемом объекте иметь какое-то представление, таким образом процессы самооценки связаны с процессами самопознания.

Умения самопознания и являются четвертым показателем в нашей системе.

Понятно, что педагогу следует не только иметь сведения о самопознании учащихся, но и формировать готовность к нему, достичь которой можно, решив следующие задачи:

1 - воспроизводить в своем представлении ход предшествующей деятельности или предшествующего общения и свою роль в них;

2 - формулировать требования и ожидания окружающих по отношению к его деятельности и общению;

3 - создавать представление о предстоящей самостоятельной деятельности и общении и своей роли в них;

4 - иметь представление о том, какие требования нужно поставить перед собой в процессе предстоящей деятельности;

5 - представить и понять деятельность коллективного субъекта (например, класса или учебной группы), постановку общей цели, распределение ролей в деятельности и свою роль в совместной деятельности;

6 - идентифицировать себя с группой (макрогруппой). Очевидно, что большая часть этих задач отражает внутреннюю психическую деятельность: умение организовать свою деятельность и общение - спланировать, распределить силы и роли, контролировать ход деятельности и общения, анализировать его, а также результаты и пр. Однако существуют и внешние, поддающиеся наблюдению проявления этих психических процессов. Наличие у школьника представлений о различных сторонах своей личности и о себе как потенциальном участнике деятельности и общения в типичных жизненных ситуациях можно установить в тех случаях, когда человек вынужден вербально выражать мнения о себе, а также до определенной степени и на основе наблюдаемого поведения. Признаками или показателями развитого самопознания можно считать уверенность в своих силах, целеустремленность, активность.

Самооценка, будучи важным фактором развития личности, вписывается в нашу систему отношений следующим образом. Ученик в учебном процессе приобретает способность оценивать себя, свое участие в деятельности и общении (сначала в сравнении с товарищами, затем на основе более общей “шкалы” по всем основным личностным параметрам, от которых зависят учебные результаты). Это означает, что школьник знает, какое место он занимает в классе при группировке учебных результатов по тому или иному предмету на низкие, средние и высокие, то есть знает свой рейтинг, ориентируется в критериях, которые влияют на общую оценку, выносимую учителем, знает, какие показатели учебной деятельности влияют на его положение среди одноклассников, ориентируется в тех факторах, которые влияют на его учебные результаты, а это, очевидно, не только знания и умения по данному предмету, но и мотивы и интересы, и рефлексивные умения (умения самопознания), и умения правильно строить межличностные отношения с педагогом и товарищами. Кроме этого, ученик должен уметь отличать оценки, даваемые окружающими, от тех оценок, которые он дает себе сам на основе сравнения своей деятельности с деятельностью одноклассников, а также при сравнении результатов, достигнутых им ценой различных усилий и в различных ситуациях.

Итак, мы определили шесть основных показателей, по наличию и уровню развития которых мы можем судить о процессе формирования готовности к самоопределению у старшеклассников. Это:

а) ценностные ориентации;

б) мотивы;

в) представление о себе в учебной деятельности;

г) представление о себе в общении;

д) самооценка;

е) предметные интересы.

На основании данных показателей нами были разработаны анкета для учащихся школ, анкета для учителей и анкета для родителей.

Цель анкетирования учащихся - выяснить уровень готовности к самоопределению, определив для этого уровень развития каждого компонента самоопределения (каждого показателя), а также тесноту связи между ними, что устанавливается на основании расчета корреляционного анализа.

Анкета для учащихся состояла из нескольких блоков вопросов, которые по своей направленности соответствуют указанным показателям - всего в анкете семь блоков: шесть показателей и дополнительный блок вопросов, выявляющий степень удовлетворенности учащихся школой.

Первый блок анкеты предполагал выяснение ценностных ориентаций, касающихся дальних жизненных целей учащихся. Учащимся пред-

лагается ответить на вопросы о смысле жизни, о смысле обучения в школе, решить, выполняет ли школа свои функции в их понимании смысла обучения. Поскольку мы считаем, что школьникам должна быть гарантирована свобода выбора собственной позиции, как в личностном плане - иметь или не иметь идеал как образец, пример для подражания, на каких принципах строить свои взаимоотношения с окружающими, так и в профессиональном плане, то в анкету заложен вопрос о том, в чем, по мнению учащихся, должна выражаться свобода личности в школе.

Второй блок анкеты состоит из вопросов, ответы на которые дадут информацию о мотивах обучения - познавательные или практические мотивы преобладают, направлены на собственное “Я” или носят общественный характер.

Третий блок вопросов предполагает получение информации о профессиональном самоопределении - осуществил ли учащийся свой выбор, уверен ли в нем, знает ли, какие качества необходимы для будущей профессии, а также заставляет школьников задуматься, обладают ли они этими качествами. Кроме этого, учащимся предлагается высказаться о роли школы в плане подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению, должна ли школа давать широкое образование или может ограничиться узкопрофессиональной (узкопрофильной) подготовкой.

Отношениям с окружающими людьми посвящен четвертый блок анкеты - выясняются мотивы общения, принципы построения отношений с другими людьми, значимость общения.

В следующем (пятом) блоке анкеты определяются качества, особенно ценные, значимые для личности в плане самопознания, а также устанавливается - обладает ли учащийся данными качествами, таким образом, можно получить информацию о том, насколько адекватен собственный образ “Я” действительности, каким образом он формируется.

Шестой блок вопросов определяет сферу предметных интересов учащихся, проверяется широта, устойчивость интересов.

Мы постарались составить анкету так, чтобы охарактеризовать каждый из предложенных нами показателей самоопределения через его характеристики (мотивы, самопознание, самооценка). Получив таким образом своеобразный “портрет” старшеклассника, мы могли сравнить его с “нормативным вариантом”, проверить, насколько соответствуют полученные данные “норме”.

Кроме названых блоков, анкета предлагает блок вопросов, выясняющих степень удовлетворенности учащихся школой: может ли школа предоставить возможности для самореализации

школьников в учебной деятельности, удовлетворяет ли их интересы, помогает ли развитию личности.

Было опрошено 427 школьников 9-11 классов школ №73, 72, 77.

Необходимо отметить, что ярко проявляется несоответствие вербальной и реальной оценки отношения школьников к знаниям. Стремление, желание учиться у школьников во всех трех возрастных группах значительно ниже, чем их успехи и реальная учебная работа по оценке учителей. Даже те школьник, которые, по мнению учителей хорошо учатся, увлеченно занимаются на уроках, сами считают, что они учатся не в полную меру своих сил и возможностей, что учение не приносит им удовлетворение, радости. И лишь 4,7% считают, что они занимаются в полную меру.

Настораживает высокий процент суждений школьников (20,3%), которые считают, что занимаются мало и неохотно. Если к этому числу прибавить суждения тех, у кого “вообще нет желания учиться” (6,6%), и мнения тех, кто не может (или не хочет) оценить свои усилия в учении, то вырисовывается неблагополучная картина ценностного отношения к реальному процессу познания, в который школьники объективно включены с 6 до 17 лет.

Отвечая на вопрос о том, “что побуждает учиться лучше?”, старшеклассники давали несколько мотивировок, тем самым показали, что учебно-познавательная деятельность, как и всякая другая, является полимо-тивированной. Вместе с тем, в полученных ответах явно выражено доминирование одних и малая побудительная сила других аспектов познавательной деятельности школьников. Как показывают качественные данные, ведущим стимулом является будущее. Осознание необходимости знаний, образования в получении права учится в вузе, в выборе профессии присуще старшеклассникам в большей мере, чем другие мотивы. В 57,6% ответов (первое ранговое место) этот мотив

- главный, ему сопутствует также “стремление принести больше пользы обществу” -20,4%, стремление не огорчать родителей -43,1%. Причем дополнительное изучение данного стимула позволяет утверждать, что существуют различия в оценке учащихся 9, 10 и 11 классов. Наиболее ярко он выражен в выпускных классах и уходит на второй план в 9 классе, где он уступает место стимулу “не хочу огорчать родителей”.

Следует отметить незначительный удельный вес такого мотива как коллективистический. Он присутствует лишь в 7,7% ответов и занимает самое низкое место в ранжированном ряду мотивов.

Особое место в мотивации учебно-позна-

вательной деятельности школьников занимает мотив познавательного характера - побудитель, адекватный смыслу деятельности. Самоценность познания, становясь побудителем деятельности, формирует устойчивую ориентацию личности на познание как объективно, так и субъективно значимую ценность.

В нашем материале познавательный интерес присутствует лишь в 14,5% ответов старшеклассников, занимая низкое ранговое место.

Можно предположить, что среди других причин, формирующих познавательный интерес школьников к учению, в целостном педагогическом процессе используются не все методы его активизации. Прогнозирование развития ценностных ориентаций школьников в данном случае требует усиление роли учебного процесса в развитии ценностного отношения к познанию различными средствами на основе реализации личностного потенциала учащихся.

Дополнительную информацию в этом плане мы получили в ответах тех же старшеклассников на вопрос о том, что мешает им учится лучше. Полученные данные свидетельствуют о том, что, по мнению школьников более всего тормозят их успехи в учении их личностные свойства: мешает лень -48,8%; не умею организовать свой день -28,8%; запущен материал - 24%, а также внешние обстоятельства: много задают 31,2%; скучные уроки - 21,6%.

Возрастание требовательности школьников к содержанию и форме уроков, к уровню профессионализма учителей ярко выражены также в ответах школьников на вопрос о том, что они хотели бы улучшить в школьной жизни. На первое место среди предложенных мер выдвинулось требование улучшения “справедливого” отношения к ним со стороны учителей - 38,2%, “пусть учителя лучше готовятся к урокам” - 29,7%; “не бастуют” - 30,6%

Таким образом, отмечая ряд негативных тенденций в отношении школьников к познанию, можно одновременно обозначить ведущие направления совершенствования учебно-воспитательного процесса на основе ценностного подхода:

- интеграция учебной и внеучебной деятельности школьников с целью выработки самостоятельности, развития творчества и навыков организации учебного труда;

- активизация позиции школьника в процессе познания на основе свободного выбора предметов, экзаменов, способов деятельности;

- развитие познавательных интересов школьников на основе самоопределения в сере изучаемых наук с ведением большей дифференциации в процессе обучения.

Значительный интерес представляют данные о выборе предметов. В течение ряда лет мы обнаруживали доминирование в общем круге школьных предметов то точно, то гуманитарных наук, в настоящее время следует подчеркнуть некий баланс равновесия точных (32,8%) и гуманитарных (32%) наук, при выделении естественнонаучного блока (20,8%), в которых часто обозначается синтез био и со-цио предметов - экология, психология, валео-логия.

Если на вопрос: “Собираешься ли ты после школы продолжить образование и где?” — определилось с ответом три четверти (75%) учащихся 9 - 11-х классов, то на вопрос: “Выбрал ли ты будущую профессию?” - положительно ответила только половина старшеклассников (47%). Это еще раз подтверждает выявленную ранее тенденцию: в мотивациях молодежи социальные ориентиры доминируют, являются более продуманными и предшествуют профессиональным. Большая часть старшеклассников ориентирована на работу в сферах экономики и менеджмента, педагогики и медицины. В этом году вырос интерес к юриспруденции, и эта отрасль заняла одно из ведущих мест в планах учащейся молодежи. Педагогика хотя и приковывает внимание устойчивой группы старшеклассников, но мала доля выпускников, ориентирующихся на работу в таких отраслях, как промышленность и культура. Непопулярной, как и в прошлом году, остается наука: в качестве возможной сферы реализации своих способностей ее выбирает только 1% старшеклассников; чаще других - дети из малообеспеченных семей (7% из семей, у которых денег сегодня хватает только на питание).

Нас интересовало, под влиянием каких факторов формируются профессиональные предпочтения старшеклассников?

Сами учащиеся назвали следующие “стимуляторы” профессионального выбора:

- соответствие профессии моим наклонностям и интересам - 46%; реже этот фактор является ведущим среди жителей небольших городов и среди тех, кто после школы собирается работать, - 25%.

- советы родителей, родственников - 29%; более сильное влияние они оказывают на “троечников”, собирающихся пойти в техникум,

- около 40°/о; более слабое - на неуспевающих, а также на детей из малообеспеченных семей - соответственно 15 и 9%.

- престиж профессии в обществе - 27%;

- чаще общественное мнение о профессиях влияет на учащихся гимназических классов и отличников - 65 и 50%.

- авторитет профессии среди друзей - 8%;

- опыт работы по данной профессии - 6%;

чаще других этот фактор влияет на профессиональный выбор “неуспевающих” , среди них каждый третий (32%) определился в жизни благодаря своему личному опыту.

- обучение в специализированной школе, советы учителей - 3%; чаще в профильных классах - 17%.

- профессиональная и психологическая консультация -1%. Ни в одной группе старшеклассников доля отметивших этот фактор не поднялась выше 2%.

Поскольку большинство старшеклассников имеют довольно общее представление о своих личных способностях и возможностях, такой ведущий “стимулятор” профессионального выбора, как “соответствие профессии наклонностям и интересам”, означает для них соответствие выбранной работы желаемым социальным ориентациям.

Ведущим мотивом в выборе профессии является возможность хорошо зарабатывать.

Наряду с этим существенно значение “перспективности работы”: стажировки,

выезды за границу, повышение по служебной лестнице. Доля учащихся, ориентированных на такие перспективы, потребность реализовать себя в профессиональной деятельности (доля старшеклассников, руководствующихся этим мотивом в выборе профессии, 37%). Особенно низка роль данного мотива среди “троечников” и “неуспевающих”, а также среди тех, кто собирается работать и приобретать рабочую специальность.

Следует подчеркнуть устойчивое влияние на выбор профессии такого фактора, как “боязнь остаться безработным”, и еще одного фактора - “возможность открыть свое дело”.

Причем, потенциальные предприниматели в равной мере есть и среди “отличников”, “хорошистов” и среди “троечников”, “неуспевающих”. Но больше всего их среди тех, кто еще не выбрал будущую профессию, - почти 40%.

Какие же мотивы преобладают при выборе учащимися учебного заведения конкретного профиля?

Так, среди будущих экономистов явно преобладает мотив “хорошо зарабатывать”.

Старшеклассники, ориентированные на педагогику и медицину, более сильно, чем остальные, испытывают на себе влияние факторов: “приносить пользу людям” и “возможность легко найти работу”.

Сфера обслуживания притягивает больше тех, кто стремится хорошо зарабатывать и, возможно, открыть свое дело.

“Открытие своего дела” чаще других привлекает также будущих юристов, но более значительными мотивами для них является стремление к хорошо оплачиваемой и перспективной работе.

Следует отметить, что армия до сих пор

для тех, кто ее выбирает (а это каждый 10-й юноша), является местом с хорошими заработками и выгодными перспективами.

Наконец, особняком стоят две отрасли: культура и сельское хозяйство. Только в кругу тех, кто ориентирован на культуру, над всеми остальными мотивами преобладает потребность реализовать себя. Только среди будущих работников сельского хозяйства интерес : реализации своих способностей минимальный, даже специальность не важна для значительной части из них (около 40%), если работа хорошо оплачивается и не грозит перспектива остаться безработным.

Итак, факторами, наиболее сильно воздействующими сегодня на выбор профессии учащимися старших классов и характер их притязаний, являются:

а) изменение экономической ситуации в обществе - структуры экономики страны и характера экономических отношений, трудовой занятости населения;

б) социальный статус родителей и материальное благосостояние семьи:

- дети из малообеспеченных семей и семей со средним достатком чаще ориентируются на педагогику, медицину, культуру, а также на промышленность и транспорт;

- дети состоятельных родителей сегодня чаще связывают свои планы с экономикой, юриспруденцией, управлением и частным бизнесом, а также с центральными вузами;

в) место жительства - меньше оптимизма, больше растерянности в социально-профессиональных ориентациях старшеклассников, проживающих в небольших городах и селах;

г) статус ученика в школе, который определяется его успеваемостью и, наоборот, влияет на успехи в учебе: наиболее уязвимы и подвержены повышенной тревожности “троечники” - в глубине души каждый из них верит, что у него есть определенные способности. Ответы “троечников” на вопросы анкеты - это крик души, а их 29% среди респондентов.

Категория личностного нравственного выбора иллюстрирует дихотомию добра и зла, восходит к ценностному определению смысла жизни, определяется ведущим направлением взаимодействия “Я и другие”.

В блок вопросов, раскрывающих базовые ценностные отношения старшеклассников, в нравственном выборе входили следующие:

- Как бы ты хотел, чтобы к тебе относились окружающие?

- Как ты относишься к людям?

- Как на твой взгляд относятся окружающие?

- В чем ты видишь смысл жизни?

Мы обратились к школьникам также с вопросом: “С человеком, обладающим такими качествами, Вы хотели бы дружить?”.

Больше всего старшие подростки ценят

качества, характеризующие доброту, доброжелательность (29,9%). В эту группу мы объединили такие ответы школьников еае а!а?ие, доброжелательный, отзывчивый, заботливый, понимающий, мягкий, внимательный, душевный» и т.д., то есть качества, определяющие позитивное отношение к другим.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- на втором месте для ребят стоит привлекательная внешность (красивый, симпатичный, прилично одетый, опрятный и т.д.) - 20,1%.

- затем, ум, образованность (умный, образованный, начитанный, проницательный, культурный и т.д.) - 11, 2%;

- жизнерадостность, остроумие (веселый, остроумный, с чувством юмора, неунывающий, любящий жизнь и т.д.), то есть качества, характеризующие позитивное отношение к миру, оптимизм - 7,5%

- лидерские качества (решительный, смелый, уверенный, властный, настойчивый, авторитетный, деловой, энергичный, самостоятельный, независимый и др. - 6,8%;

- надежность, ответственность (надежный, верный, честный, ответственный, выполняющий обещания и т.д.) - 6,2%;

- общительность (общительный, открытый, интересный в общении, обаятельный)

- 5,1%;

- материальное благополучие (материально обеспеченный, богатый) не является качеством, свойством личности, но ребята отметили, что этот фактор имеет для них значение - 3,0%;

- трудолюбие (трудолюбивый, хозяйственный) - 2,5%;

- отсутствие вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков) -2,2%;

- другие качества (современный, аккуратный и др.) - 5,6%.

Анализ диагностики учитывался нами в определении динамики выбора старшеклассника в реальной школьной жизнедеятельности, в выявлении типологии выбора по трем ведущим линиям:

- познавательный выбор;

- профессиональный выбор;

- личностный (нравственный) выбор.

При распределении школьников по

группам в зависимости от особенностей их поведения в ситуации выбора, результатов, уверенности (тревожности, сомнений), оказалось, что за время обучения в профильном классе, при реализации общих педагогических условий, ведущих к самоопределению личности в жизнедеятельности школы происходит явное развитие личностного механизма выбора, меняется степень осознанности в ситуациях выбора, четче становятся мотивации, снимается высокий уровень тревожности.

Статья поступила в редакцию 6.08.99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.