Научная статья на тему 'Выбор сферы деятельности при переходе к самостоятельной Интернет-занятости: постановка проблемы'

Выбор сферы деятельности при переходе к самостоятельной Интернет-занятости: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
110
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАНЯТОСТЬ / ФРИЛАНС / FREELANCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ПРОБЛЕМЫ / PROBLEMS / СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SPHERES OF ACTIVITY / E-WORK

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хусяинов Т. М.

Данная работа посвящена такой новой форме трудовой деятельности, как Интернет-занятость. Автор предпринимает попытку анализа проблемы включения на рынок Интернет-труда, в контексте проблемы профессионального самоопределения. Включение в данный вид трудовой деятельности сопряжен с освоением нового формата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper is devoted to such a new form of work activity as Internet employment. The author makes an attempt to analyze the problem of including Internet labor in the market, in the context of the problem of professional self-determination. Inclusion in this type of work is associated with the development of a new format.

Текст научной работы на тему «Выбор сферы деятельности при переходе к самостоятельной Интернет-занятости: постановка проблемы»

УДК 316

Т.М. Хусяинов

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет

имени Н.И. Лобачевского Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

г. Нижний Новгород, Россия.

ВЫБОР СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПЕРЕХОДЕ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ИНТЕРНЕТ-ЗАНЯТОСТИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ*

Аннотация: Данная работа посвящена такой новой форме трудовой деятельности, как Интернет-занятость. Автор предпринимает попытку анализа проблемы включения на рынок Интернет-труда, в контексте проблемы профессионального самоопределения. Включение в данный вид трудовой деятельности сопряжен с освоением нового формата.

Ключевые слова: Интернет-занятость, фриланс, профессиональное самоопределение, проблемы, сферы деятельности.

Социально-трудовая структура общества претерпела существенные изменения в контексте Информационной революции, произошедшей на рубеже 1970-1980 гг. Информация приобрела исключительную роль и стала новым сверхценным ресурсом, а создание, передача и обработка информации постепенно становятся одной из крупнейших сфер на рынке труда, вытесняя труд физический.

В результате развития компьютерных технологий и интернет-соединения возникает такая новая форма трудовых отношений как Интернет-занятость, которая характеризуется тем, что

Преимущества Интернет-занятости, а также новый формат, вызывающий интерес, становятся причиной добровольного перехода к данной новой форме труда, взамен традиционным или совмещая с ними. При этом ведущая причина - личный интерес работников, а уже на втором плане повышение своего дохода и гибкий график.

В основу нашего исследования были положены данные анкетного онлайн-опроса Интернет-работников (N=140, 2015) и данные содержательного контент-анализа сообщений в тематических группах в социальной сети "В Контакте" (N=760, 2017).

По результатам онлайн-анкетирования было выявлено, что после перехода к Интернет-занятости 63% работников потратили до 1 недели на

* Данная работа подготовлена при поддержке гранта РФФИ (отделение гуманитарных и общественных наук) №17-03-00074 «Самостоятельная интернет-занятость: между прекаризацией и нормальностью»

поиск первого заказа, в время как 9% смогли приступить к работе не раньше, чем через месяц [2].

Таким образом, мы можем наблюдать проблему подбора подходящей работы для небольшого числа новых работников. Одна из возможных причин возникновения подобной ситуации - трудности с определением будущей сферы деятельности, которая возникает при самостоятельной занятости, в то время как перевод на новую форму трудовых отношений со стороны работодателя снимает данную проблему.

В ходе контент-анализа нами было выявлено, что среди сообщений новых работников, чей опыт составляет менее месяца или они ещё только готовятся приступить к работе в формате самостоятельной Интернет-занятости, распространена проблема выбора сферы деятельности. Так как в большинстве случаев переход на Интернет-занятость обусловлен личным интересом, а современная система образования не в полной мере нацелена на подготовку подобных информационных специалистов, новые работники вынуждены самостоятельно осваивать новый формат труда и подбирать возможную сферу применениям своим навыкам.

Так, довольно часто работники, получившие образование вне сферы 1Т, но желающие включиться в Интернет-занятость встают перед проблемой подбора подходящей им специальности: "Фрилансом никогда не занималась. Очень хотелось бы попробовать, но даже не знаю, что могу предложить" (Юлия, 29 лет); "Но скажите, как определиться во фриланс, если я не айтишник, я бухгалтер например " (Наталья, возраст не указан). Наиболее часто в массиве данных встречались вопросы от лица бухгалтеров, которые ищут способы перейти на удалённую форму работы. Подобная тенденция, вероятно, связана с активным внедрением во многих организациях практики передачи подобных функций на аутсорсинг.

В большинстве случаев, после таких сообщений не следует никакой реакции со стороны профессионального сообщества, лишь некоторые "новички" делятся своим опытом включения.

Ключевым моментом в трудовой биографии самозанятых Интернет-работников, после определения сферы деятельности, является получение первоначального опыта и наполнение портфолио - выполнение первых работ с минимальной оплатой и без предоплаты: "Пока набираюсь опыта, работаю за корочку хлеба и без предоплаты(больше за опыт), но ведь и так - нифига! И ладно, когда задание интересное, даже если заказчика не удовлетворил результат - неплохая работа остаётся в портфолио" (Алена, 32 года).

В некоторых случаях начинающие Интернет-работники готовы выполнять работу бесплатно, исключительно для получения опыта: "Я

начинающий таргетолог, поэтому возьмусь за бесплатную настройку таргетированной рекламы" (Елена, 29 лет), и ищут возможного

наставника "Я совсем не опытна,но люблю фотографировать природу и животных...может кто возьмет меня "на поруки " (Ольга, 50 лет).

Как мы можем видеть, основную проблему в профессиональном самоопределении испытывают не молодые люди, которые не имеют опыта трудовой деятельности, а те, кто хочет отказаться от традиционной занятости и ищет новое применение своим навыкам посредством сети Интернет. В то время, как студенты, имеющие минимальный опыт трудовой деятельности, в меньшей степени обращаются к профессиональному сообществу за подобными советами.

Проблемы профессионального самоопределения, а также включения в новую социально-трудовую структуру - рынок Интернет-труда, приводят к формированию нового сектора услуг - обучение "фрилансу": "Здравствуйте! а у меня сегодня курсы начинаются по фрилансу. Думаю ещё с вами увидимся!" (Андрей, возраст не указан).

Библиографический список

1. Харченко В.С. Учат ли быть фрилансером в российском вузе? // Педагогическое образование в России. 2012. №2 С. 196-199.

2. Хусяинов Т.М. Причины добровольного перехода сотрудников на занятость в сети Интернет (на примере Нижегородской области) // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. №1 (2). С. 468-473.

T.M. Khusyainov

Selection of areas of activity in the transition to self e-work: Statement of the Problem

Abstract. This paper is devoted to such a new form of work activity as Internet employment. The author makes an attempt to analyze the problem of including Internet labor in the market, in the context of the problem of professional self-determination. Inclusion in this type of work is associated with the development of a new format.

Keywords: e-work, freelance, professional self-determination, problems, spheres of activity..

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.