Трубецкая. В их репертуаре были такие замечательные образцы национального творчества, как «Не белы снега», «Уж как пал туман», «У поле криниченька», «Среди долины ровные». Яркое социальное звучание в исполнении ссыльных получил романс Алябьева «Прощание с соловьем». Репертуар декабристов в ссылке обогатился произведениями инструментальной музыки, подобранными не без скрытого умысла. Это были симфонии Бетховена в переложении для фортепиано, мазурки Шопена.
Самими декабристы были написаны новые музыкальные произведения (П. Свистунов, В. Ивашев).
Этот репертуар стал почти народным. Так случилось с былиной М. Бестужева «Что ни ветер шумит». Ее в 1956 году записала М. Богданова. [12, с. 233-234]. Еще в 1937 году фольклористы А. Гуревич и Л. Элиасов записали народную песню как вариант агитационной песни декабристов [13, с. 14-15].
Несомненно, что декабристы воспитали или оказали решающее воздействие на целую плеяду русских музыкантов, любителей и профессионалов. Идеи де-
кабризма, в их числе музыкальные, оказали воздействие на творчество А. Алябьева, М. Глинки, В. Одоевского. Это отмечают исследователи Б. Штейнпресс [14], Канн-Новикова [15].
В 60-80-е годы XIX столетия в Сибири значительно возросло число просвещенных купцов, чиновников, интеллигенции, прогрессивных деятелей искусства и литературы. Они продолжили дело и традиции декабристов в социокультурном пространстве Сибири. «Декабристы пробудили... интерес к политике и к общественным вопросам еще тогда, когда вся Россия была погружена в глубокий сон» [16, с. 40]. Деятельность декабристов глубока, многогранна и всеохватывающа. Всеми доступными способами они старались внести свой посильный вклад, в том числе в культуру, музыкальное просвещение и воспитание сибиряков. Можно утверждать, что декабристы заложили фундамент культурного влияния на сибирское общество. Несомненно, движение декабристов внесло свой вклад и в историю русской культуры.
Библиографический список
1. Завалишин Д.И. Записки декабриста. СПб., 1906.
2. Гирченко В. Музыка в каземате декабристов в годы сибирской каторги // Советская музыка, 1950. № 3.
3. Беляев А. Воспоминание декабриста о пережитом и перечувствованном. СПб., 1882.
4. Гинзбург Л. История виолончельного искусства. Т. 1-2.
5. Эристов Б. Недопетая песня. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2000.
6. Отповедь П. Н. Свистунова // Русский архив, 1871. № 2.
7. Глинка Ф. О природной способности русских к приятным искусствам // Русский вестник, 1815. Ч. 1, кн. 3.
8. Знаменский М. С. Детство среди декабристов // Сибирские огни. 1946. № 2.
9. Францева М. Д. Воспоминания // Исторический вестник. 1888. Т. 32.
10. Кубалов Б.Г. Сибирское общество и декабристы // 100-летие восстания декабристов: сб. статей, документов. М.: Изд. общ-ва политкаторжан, 1928.
11. Роменская Т.А. Музыка в жизни и деятельности декабристов // Декабристы и русская культура. Л.: Наука, 1975.
12. Богданова М. Из истории декабристского фольклора // Енисей. 1956. Кн. 17.
13. Старый фольклор Прибайкалья. Иркутск, 1939. Т. 1.
14. Штейнпресс Б. Страницы из жизни Алябьева. М., 1956.
15. Канн-Новикова Е.М. И.Глинка. М.-Л., 1950.
16. Попов И.И. Минувшее и пережитое за 50 лет. Л., 1924.
УДК 316
ВЫБОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПУТИ ВЫПУСКНИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА
М.В. Большедворская1
Иркутский государственный лингвистический университет, 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, 8.
В современном мире синергетический подход получил статус общенаучного метода познания. С точки зрения синергетического подхода рассмотрен процесс выбора профессионального пути выпускником профессионального учебного заведения. Компетентностный подход выбран как основополагающий в системе профессионального образования современного российского общества. Формирование профессиональных и социальных умений позволяет подготовить специалистов и социально адаптированных людей. Библиогр. 4 назв.
Ключевые слова: синергетический подход; точка бифуркации; система профессионального образования; компетентность; выпускник.
1 Большедворская Марина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры информатики, тел.: 89148923955, e-mail: [email protected]
Bolshedvorskaya Marina, Candidate of Sociology, Associate Professor of the Department of Computer Science, tel.: 89148923955, e-mail: [email protected]
CHOOSING A CAREER BY VOCATIONAL SCHOOL GRADUATES FROM THE PERSPECTIVE OF A SYNERGETIC
APPROACH
M.V. Bolshedvorskaya
Irkutsk State Linguistic University, 8, Lenin St., Irkutsk, 664025.
In today's world the synergistic approach has the statute of the scientific method of cognition. The process of choosing a career by a graduate of the vocational school is discussed from the perspective of the synergetic approach. Competence approach is chosen to be the fundamental one in the system of vocational education of contemporary Russian society. The formation of professional and social skills allows to prepare professionals and socially adapted people. 4 sources.
Key words: synergetic approach; bifurcation point; system of vocational education; competency; graduate.
Согласно синергетическому подходу, развитие общества является чередой бифуркационных процессов. Динамика открытых неравновесных систем, по И.Р. Пригожину, происходит следующим образом: «Когда система, эволюционируя, достигает точки бифуркации, детерминистическое описание становится непригодным. Флуктуация вынуждает систему выбрать ту ветвь, по которой будет происходить дальнейшая эволюция системы. Переход через бифуркацию - такой же случайный процесс, как бросание монеты. Существование неустойчивости можно рассматривать как результат флуктуации, которая сначала была локализована в малой части системы, а затем распространилась и привела к новому макроскопическому состоянию» [5, с. 56]. Флуктуации вблизи равновесного состояния системы не играют решающей роли, но в неравновесной системе именно флуктуация отвечает за выбор пути. Одна из основных идей теории И.Р. Пригожина - будущее не определено заранее. Траектория движения любой системы, в том числе и социальной, в особой точке разветвления - точке бифуркации - разделяется на ветви. Система может двигаться дальше только по одной из выбранных ветвей. Обычно наблюдается не единственная точка бифуркации, а целая последовательность. Выбор пути дальнейшего развития зависит от многих составляющих (флуктуаций), не последнюю роль играет и выбор индивида как в судьбе всего общества, так и при решении собственного будущего.
Российская система профессионального образования, как и всё российское общество, также переживает затяжной период нестабильности, который приводит к бифуркационному кризису. Данный переломный момент детерминирует выбор, как минимум, двух возможных путей развития:
• дальнейшее внедрение знаниевой парадигмы в подготовке специалистов;
• выбор практической направленности, формирование умений применять полученные знания, что способствует развитию социально-эффективной личности, профессионала, компетентного специалиста и гражданина как аксиологического ориентира в профессиональном образовании.
Выбор первого пути представляется нецелесообразным, поскольку социальные условия современного мира не требуют только пассивной исполнительности, управляемости, современное общество ожидает от индивида разумного сочетания исполнительности и
инициативности, следования нормам и новаторство. Традиционная система обучения не способна интегрировать полярные требования социума.
Опираясь на философское воззрение о том, что конечная цель познания - не знания сами по себе, а преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей при условии гармонии отношений общества и природы, можно сделать вывод, что выбор второго пути развития системы профессионального образования, очевидно, более адекватен стремительно меняющимся социальным отношениям. Именно применение знаний, деятельность, а не знание о деятельности, умение делать, а не знать, как делать, способствуют формированию самостоятельной, автономной личности, полагающейся не столько на общество, государство, сколько на самую себя, умеющую принимать и выполнять требуемые социальные роли в обществе. Основополагающими ценностями выступают индивидуальность, толерантность, творчество, трудолюбие, способность самоопределяться по общечеловеческим ценностям - участвовать в самоорганизации общества.
В профессиональном образовании условно можно выделить профессиональное обучение и общекультурное развитие. Профессиональное обучение активно содействует социализации через освоение профессиональных ролей, углубление профессиональной компетентности и развитие социально-профессиональной мобильности. Общекультурное обучение дополняет и обогащает процесс социализации путём приобщения личности к общечеловеческим ценностям, зафиксированным в лучших образцах мировой культуры: языке, культуре мышления и чувствования, деятельности и общении. Тем самым возрастают возможности функционирования и развития личности.
Интеграция профессионального и общекультурного обучения содействует:
• в личностном аспекте - обогащению личности, большей ее целостности;
• в профессиональном - более быстрому и удачному профессиональному самоопределению и становлению, то есть саморазвитию;
• в общественном - уменьшению неравенства людей и увеличению шансов на гармоничное существование в социуме.
Одним из перспективных направлений обучения является компетентностный подход, который акценти-
рует внимание на результате образования, причём в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях [2, с.13]. Результаты образования признаются значимыми за пределами системы образования.
Потребность в компетентностном подходе возникла в результате кризиса образования как общего, так и профессионального. Компетентность в образовательном процессе трактуется шире цепочки понятий: знания - умения - навыки. Во-первых, компетентность их включает, но не является их суммой, а рассматривается как понятие другого уровня, речь идет об эмерджентности, концепте синергетики. Образовательная компетентность понимается как результат развития способностей человека, которые позволяют достигать личностно значимых целей. Для индивида в современном мире важно не столько усвоение знаний, сколько способность и умение применять знания и умения для решения конкретных проблем, возникающих в повседневной реальной действительности. Знания являются базой компетентности человека, умения - практическим звеном.
Система профессионального образования -неравновесная, открытая гуманитарная система, что и является предметом исследования синергетики, следовательно, путь развития никакие другие надсистем-ные структуры, по отношению к образованию (общество, государство и т.п.), выбрать за систему образования не могут, но могут оказать направляющее воздействие.
Для стабильного и успешного функционирования в данном обществе системе профессионального обучения необходимо выбрать путь сочетания подготовки профессионала и социально компетентного человека. Профессиональная подготовка может содержать не только компонент профессиональной подготовки, но и компонент социального обучения, который особенно актуален в условиях трансформирующегося общества. В рамках исследования ключевые компетенции являются теми видами требований, которые предъявляет общество, а более конкретно, работодатели к индивиду для успешной социализации посредством развитой социальной и профессиональной компетентности.
Компонентами ключевых компетенций являются: знания, умения, навыки, способы деятельности, способности, диспозиции, мотивация достижения. Элементы ключевых компетенций можно объединить в две группы: деятельность и внутренние ментальные структуры. Деятельность включает знания, умения, навыки, способы деятельности, а внутренние структуры охватывают способности, диспозиции личности, готовность, мотивацию достижений. Совет Европы разработал следующий список ключевых компетенций: политические и социальные компетенции - способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и улучшении демократических общественных институтов; компетенции, касающиеся
жизни в много культурном обществе - понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий, убеждений; коммуникационная компетенция - владение устным и письменным общением, несколькими языками; информационная компетенция - владение информационными технологиями, понимание возможности их применения, способность критического отношения к распространённой СМИ информации и др.; самообразовательная компетенция - основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, достижение успеха в личной и общественной жизни.
Хаос не означает отсутствие порядка (как принято считать в классических теориях), хаос может играть не только разрушительную, но и созидательную роль, переводя систему на более высокий уровень развития [5]. Социальное явление - выбор пути после окончания профессионального учебного заведения, можно рассматривать как хаос. Молодой специалист находится перед выбором, может смениться его место жительства, окружение. На уровне государства, общества пришло время принимать действенные меры. Например, оказывать поддержку молодым специалистам: принимать на работу без испытательного срока, предоставлять жилье, назначать выплату денежной суммы для обустройства на новом месте и т.д. В свою очередь сам молодой специалист ищет выходы. На современном этапе государство не в состоянии трудоустроить всех молодых специалистов по специальности, и сами выпускники самостоятельно находят выходы из критической ситуации: занимаются частным предпринимательством, сетевым маркетингом, работают по гражданско-правовому договору у мелких торговцев, частных предпринимателей, находят сезонную и временную работу, работу не по специальности, получают другую квалификацию на курсах, в вузах, переезжают в более благополучные регионы и даже страны и т.п. Другой путь выхода из критической ситуации - алкоголизм, снижение своих потребностей, принятие ситуации. Компетентность выпускника в момент выбора жизненного пути можно рассматривать как шанс, который может сыграть решающую роль в этом выборе.
Синергетический подход отвергает допустимость насильственного навязывания системе, находящейся в точке бифуркации, выбора извне. Внешнее воздействие возможно лишь в форме поддержки или сдерживания активных тенденций самой системы. Если рассматривать проблему трудоустройства молодых специалистов как государственную проблему, то государство решает её экономическими способами, но на уровне индивида: работать или не работать, как, где и кем работать решает сам индивид, общество и государство только предоставляет возможности. Выбор всегда остаётся за человеком.
На уровне индивида такое социальное явление, как поиск работы после окончания учебного заведения, также является точкой бифуркации. Окончание учебного заведения является моментом выбора дальнейшего пути существования. Выпускник может вы-
брать различные комбинации использования полученного опыта:
• искать работу по специальности;
• начать деятельность в рамках новой профессии, полученной на курсах;
• получить новую специальность в вузе, сузе и искать работу по новой специальности;
• организовать собственное предприятие;
• устроиться на работу не по специальности;
• не устраиваться на постоянную работу, работать по гражданско-правовым договорам (например, участие в проектах);
• не начинать и не продолжать профессиональную деятельность, использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной непрофессиональной жизни;
• не начинать и не продолжать профессиональную деятельность и не использовать целенаправленно полученные знания, умения, навыки.
Таким образом, индивид программирует свою жизнь на несколько лет вперед. Из всех перечисленных нами путей только последний вариант может быть социально неодобряемым и социально неприемлемым. Профессиональное обучение выполняет роль инициатора, помощника в жизни человека.
Согласно С.П. Капице, С.П. Курдюмову, Г.Г. Мали-нецкому [3], фантом невыбранного пути влияет на развитие системы. Находясь в точке бифуркации, система выбирает один из предложенных путей, другие возможные пути остаются непройденными, но они подсознательно существуют в виде фантома. Система, развиваясь, доходит до другой точки бифуркации и может выбрать путь, близкий к фантому, и вернуться на прежний круг развития. Например, пройдя курсовую переподготовку и получив новую профессию, человек не использует новые знания и умения, а находит работу по своей основной специальности. Невыбранный путь новой деятельности, новой профессии существует в виде фантома. Через определённое количество месяцев или даже лет индивид вновь может оказаться в роли ищущего работу, и у него есть возможность найти работу по новой специальности, т.е. фантом неиспользованного пути станет реально выбранной формой деятельности.
Таким образом, синергетический подход занимает в современных науках место общенаучного подхода и позволяет изучать не только открытые технические системы, но и социальные системы, особенно этот подход востребован в период кризисного развития системы. Синергетический подход позволяет рассматривать профессиональное образование и выбор пути после окончания учебного заведения как самоорганизующуюся систему. «Именно эта методология ...
наиболее пригодна для исследования современных обществ и их структур, которые становятся все более открытыми для контакта с другими культурами вплоть до организации транснационального производства, участия в формировании единого мирового рынка, интеграции ценностей и норм других народов. Она позволяет изучать спектр возможных путей развития, когда каждый имеет лишь вероятностный характер, а также то, как система, подвергшаяся колебаниям факторов развития (включая и воздействия внешние) в зонах (точках) бифуркации, обретает такое состояние, при котором начинается процесс её самообновления, самоструктурирования с переходом на новый уровень упорядоченности» [4, с. 535].
Система профессионального образования нашей страны переживает затянувшийся кризис и пытается выбрать дальнейший путь развития. Изучая опыт стран Европы и Нового мира, опираясь на двадцатилетний опыт существования в несоциалистическом обществе можно сделать вывод, что именно компе-тентностный подход, который направлен на интеграцию профессиональной подготовки и общекультурного обучения, является одним из приемлемых выходов из затянувшихся образовательных реформ и стартом для подготовки специалистов уже изменившегося мира.
Современные выпускники профессиональных учебных заведений после получения документа, в котором обозначена формальная квалификация, переживают кризис, находятся в точке бифуркации и делают выбор не только профессионального, но и жизненного пути. Ответственность, в первую очередь, лежит на самом человеке, внешнее окружение может только помочь сделать выбор. Очень важно, чтобы молодой специалист сделал правильный выбор своего будущего, сумел воспользоваться знаниями и умениями, приобретёнными в процессе обучения. А задача системы образования - эти знания и умения сформировать. В.П. Веряскина утверждает, что «... современный человек - это не просто умозрительная конструкция социологов, а реальный человеческий тип. Какие же основные параметры характеризуют человека современного? Их можно обобщить по четырём основным параметрам. Это хорошо информированный, принимающий участие в жизни общества гражданин; у него заметно выражено чувство собственной значимости; он крайне независим и самостоятелен в своих отношениях к традиционным источникам влияния, особенно когда он принимает важные решения о том, как ему вести его собственные дела; он открыт для нового опыта и идей, что означает, что он относительно непредвзят и достаточно гибок» [1].
Библиографический список
1. Веряскина В.П. Глобализация и персональная модернизация // сетевой журнал. URL: http://spkurdyumov.narod.ru/ (дата обращения 28.01.2011).
2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетент-ностный подход в образовании. Проблемы, понятия, ин-
струментарий: учебно-методич. пособие. М.: АПК и ПРО, 2002. 98 с.
3. Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Т. Синергетика и прогнозы будущего. 2-е изд. М.: Эдиториал УРСС, 2001 288 с.
4. Кравченко С. А. Социология: парадигмы через призму социального воображения. М.: Изд-во «Экзамен», 2004. 624 с.
5. Пригожин И.Р. Конец неопределенности: время, хаос и новые законы природы. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 1999. 215 с.
УДК 81'1
ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ БУРЯТСКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ Р.В. Бухаева1
Восточно-Сибирский государственный технологический университет, 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 8а.
Исследуется структура этнической (бурятской) языковой личности с позиций лингвокогнитивного уровня. Известно, что именно на лингвокогнитивном уровне проявляется этнический компонент, который является ядром человеческой личности, поскольку он есть заключенная в человеке этническая культура с ее традициями, ценностями, представлениями, нормами и правилами поведения. В качестве иллюстрации этнического компонента (на основе материалов ассоциативного эксперимента, проведенного автором) был рассмотрен концепт «белая пища» как один из наиболее значимых концептов, выражающих универсальное для бурятской этнической культуры понятие.
Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: языковая личность (ЯЛ); этническая личность ЯЛ; структура языковой личности; лингвоко-гнитивный уровень ЯЛ (понятия, идеи, концепты); национальная картина мира; ассоциативный эксперимент.
LINGUOCOGNITIVE FEATURES OF BURYAT LANGUAGE PERSONALITY R.V. Buhaeva
East Siberian State Technological University, 8a, Klyuchevskaya St., Ulan-Ude, 670013.
The structure of ethnic (Buryat language) personality is studied from the positions of linguocognitive level. It is known that it is linguocognitive level where the ethnic component becomes apparent. The last is the core of human personality, since it is ethnic culture inherent to a man, with its traditions, values, presentations, norms and precepts. As an illustration of the ethnic component (based on the materials of the association experiment, carried out by the author) the author examines the concept of "white food" as one of the most important concepts that expresses universal notion for the Buryat ethnic culture. 5 sources.
Key words: language personality; ethnic personality; structure of language personality; linguocognitive level (notions, ideas, concepts); national picture of the world; associative experiment.
В последние годы во всех дисциплинах, так или иначе связанных с языком, не только в лингвистике, но и в психологии, философии, лингводидактике, существенно повысился интерес к личностному аспекту изучению языка (Г.И. Богин, 1984, Ю.Н. Караулов, 1987, Р.И. Павиленис, 1987, О.И. Блинова, 1989, И.И. Халеева, 1990, А.Ш. Зайнетдинов, 1996 и др.).
Личностный аспект изучения языка (и в этом мы согласны с Ю.Н. Карауловым) заключается в изменении исследовательского интереса, который в рамках теории языковой личности можно сформулировать следующим образом: за каждым текстом стоит языковая личность [1, с. 78].
Проблема языковой личности (ЯЛ) исследована Ю.Н. Карауловым [1], вслед за ним появились работы, посвященные изучению и разработке теории языковой личности, наметились следующие аспекты изучения проблемы языковой личности: ЯЛ в когнитивном аспекте (А.П. Бабушкин, 1996; Е.С. Киреева, 1997; А.М. Шахнарович, 1995),ЯЛ в прагматическом аспекте
(К.Ф. Седов, 1998), ЯЛ в коммуникативно-деятельностном аспекте (К.Ф. Седов, 1998; И.В. Сентенберг, 1994; С.А. Сухих, 1993; В.И. Шаховский, 2000), ЯЛ в аспекте культурного пространства (О.Д. Вишнякова, 2002; Т.А. Ивушкина, 1997; В.И. Ка-расик, 1996, 2000; В.В. Колесов, 1995; Т.В. Кочеткова, 1997, 1998; В.В. Красных, 1999), ЯЛ в культурологическом аспекте (В.В. Воробьев, 1994, 1997).
Концептуально языковая личность представлена в рамках когнитивно-лингвистического аспекта Ю.Н. Ка-рауловым: под языковой личностью понимается совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью [1, с. 36].
Ю.Н. Караулов выделяет три уровня в структурной модели языковой личности: вербально-семантический (нулевой), лингво-когнитивный (тезаурусный) и праг-
1 Бухаева Раджана Владимировна, кандидат социологических наук, доцент, зав. кафедрой восточных и европейских языков, тел.: (3012)445239, 89146328624, e-mail: [email protected]
Buhaeva Radzhana, Candidate of Sociology, Associate Professor, Head of the Department of Oriental and European languages, tel.: (3012) 445239, 89146328624, e-mail: [email protected]