Научная статья на тему 'Выбор приоритетных направлений развития экономики региона с преобладанием отдельного вида хозяйственной деятельности'

Выбор приоритетных направлений развития экономики региона с преобладанием отдельного вида хозяйственной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
764
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / ПРЕОБЛАДАЮЩИЙ ВИД ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МЕЗОЭКОНОМИКИ / УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / REGION ECONOMY / PREVAILING TYPE OF ECONOMIC ACTIVITY / PUBLIC ADMINISTRATION OF MESOECONOMY / STABILITY OF ECONOMIC GROWTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисова И.С.

В статье предложены основные положения концептуальной экономической модели государственного управления на мезоуровне, разработан подход, обеспечивающий повышение качества развития базовых стратегических приоритетов в экономике региона, которое должно осуществляться на основе выбранного подхода к управлению развитием, содержащего рациональный с точки зрения учета интересов всех экономических агентов региональной экономики набор сценариев. Автором сформулированы основные принципы смежных предметных областей, которые целесообразно включить в систему принципов повышения эффективности экономических и организационно-правовых механизмов создания и реализации базовых стратегических приоритетов экономики региона, а также выделены специфические принципы, отражающие особенности совместной деятельности в территориально ограниченных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Борисова И.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOICE OF THE PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF ECONOMY OF THE REGION WITH PREVALENCE OF A SEPARATE TYPE OF ECONOMIC ACTIVITY

The article basic provisions of conceptual economic model of public administration at the mesolevel are offered, the approach providing improvement of quality of development of basic strategic priorities in region economy which has to be carried out on the basis of the chosen approach to management of development containing a set of scenarios, rational from the point of view of the accounting of interests of all economic agents of regional economy, is developed. The author formulated the basic principles of adjacent subject domains which are expedient for including in system of the principles of increase of efficiency economic and organizational legal mechanisms of creation and realization of basic strategic priorities of economy of the region, and also the specific principles reflecting features of joint activity in territorially limited conditions are allocated.

Текст научной работы на тему «Выбор приоритетных направлений развития экономики региона с преобладанием отдельного вида хозяйственной деятельности»

Выводы:

1. Совместное предприятие является одной из наиболее эффективных форм стратегического альянса, способствуя максимизации положительного инвестиционного и социально-экономического эффекта как для участников, так и для государства в процессе реализации крупных капиталоемких проектов национального или регионального масштаба.

2. Актуальным направлением совершенствование процессов создания и управления деятельностью совместного предприятия является применение системы критериев, позволяющих оценивать эффективность совместного предприятия на основных этапах его жизненного цикла. Следование данным критериям повысит «выживаемость» совместных предприятий, исключит вероятность конфликтов, будет способствовать достижению экономических результатов, ради которых создавался альянс.

3. В условиях ограниченности источников финансирования проекта, высокой стоимости кредитных ресурсов, отсутствия «длинных

денег» сроком более 5 лет, а также высокой венчурности проектов, связанных с НИОКР, создание совместных предприятий является экономически обоснованным. Подобные альянсы являются действенным механизмом развития экономики, инноваций, модернизации отраслей за счет реализации капиталоемких, зачастую, венчурных проектов, при этом имеющих высокую государственную значимость.

Литература:

1. Гаррет Б., Дюссож П. Стратегические альянсы. - М.: Инфра-М, 2002. - 320 с.

2. Жданов А.Ю. «Управление процессами трансформации и реструктуризации интегрированных корпоративных структур: Монография. - М.: ФГОУ ВПО «Финансовая академия при Правительстве РФ», 2009. - 320 с.

3. Yoshino, M.Y, Rangan U.S. Strategic alliances: an entrepreneurial approach to globalization/ M. Yoshino. - Watertown MA.: Harvard Business School Press, 1995.

УДК 332

ВЫБОР ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА С ПРЕОБЛАДАНИЕМ ОТДЕЛЬНОГО ВИДА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Борисова И.С., к.э.н., доцент кафедры экономики НОУ ВПО «Институт Экономики», e-mail:gotika00@mail.ru

В статье предложены основные положения концептуальной экономической модели государственного управления на мезоуровне, разработан подход, обеспечивающий повышение качества развития базовых стратегических приоритетов в экономике региона, которое должно осуществляться на основе выбранного подхода к управлению развитием, содержащего рациональный с точки зрения учета интересов всех экономических агентов региональной экономики набор сценариев. Автором сформулированы основные принципы смежных предметных областей, которые целесообразно включить в систему принципов повышения эффективности экономических и организационно-правовых механизмов создания и реализации базовых стратегических приоритетов экономики региона, а также выделены специфические принципы, отражающие особенности совместной деятельности в территориально ограниченных условиях.

Ключевые слова: экономика региона, преобладающий вид хозяйственной деятельности, государственное управление мезоэкономики, устойчивость экономического роста.

CHOICE OF THE PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF ECONOMY OF THE REGION WITH PREVALENCE OF A SEPARATE TYPE OF ECONOMIC

ACTIVITY

Borisova I., PhD, associate professor of Economics chair, Institute of Economy, e-mail:gotika00@mail.ru

The article basic provisions of conceptual economic model of public administration at the mesolevel are offered, the approach providing improvement of quality of development of basic strategic priorities in region economy which has to be carried out on the basis of the chosen approach to management of development containing a set of scenarios, rational from the point of view of the accounting of interests of all economic agents of regional economy, is developed. The author formulated the basic principles of adjacent subject domains which are expedient for including in system of the principles of increase of efficiency economic and organizational legal mechanisms of creation and realization of basic strategic priorities of economy of the region, and also the specific principles reflecting features of joint activity in territorially limited conditions are allocated.

Keywords: region economy, the prevailing type of economic activity, public administration of mesoeconomy, stability of economic growth.

Ключевой проблемой экономики последних десятилетий, как совершенно справедливо отмечают многие экономисты, является то, что отечественная экономика представляет собой второй-третий эшелон мировой капиталистической экономики, относящийся к периферии мирового хозяйства и выступающий в качестве поставщика первичных ресурсов и рынка сбыта готовой продукции передовых экономик мира. Для преодоления отмеченной ситуации предлагается развитие экономики региона, в которой хозяйствующие субъекты преобладающего вида хозяйственной деятельности при выпуске продукции будут задействовать другие виды деятельности, участвовать в производстве высокотехнологичной продукции, формировать рынки сбыта. Таким образом, развитие преобладающего вида хозяйственной деятельности в экономике региона будет иметь мультипликативный эффект на функционирование всех заинтересованных сторон. С экономической точки зрения результаты деятельности участников экономики региона заключаются в создании новых образцов продукции, результаты которых могут быть реализованы на рынке или использованы в следующих производственных циклах. Экономический эффект системы управления экономики региона должен рассматриваться с точки зрения развития цепочки влияния преобладающего вида хозяйственной деятельности на остальные виды деятельности в региональной экономике.

Роль государства как регулятора отношений в части устойчивого развития регионов заключается в осуществлении определенных мероприятий, которые в конечном итоге должны способствовать достижению целей его развития по таким направлениям, как улучшение ресурсного обеспечения экономики региона с преобладанием определенного вида хозяйственной деятельности, повышение качества функционирования процесса создания инноваций, а также совершенствование процесса использования полученных результатов в преобладающем виде хозяйственной деятельности для активизации деятельности других видов деятельности [2]. В целом, можно выделить следующие особенности, влияющие на формирование устойчивого экономического роста:

• эффективное использование имеющихся ограниченных ресурсов для преодоления безработицы и неполной занятости, эффективного соединения трудовых и капитальных ресурсов для формирования наукоемкого и ресурсосберегающего производства;

• влияние на экономический рост социальных, институциональных, национальных, культурных и других факторов, что объясняется нестабильной и непропорциональной динамикой развития социально-экономических сегментов;

• трудности в создании условий для обеспечения развития единой национальной экономики, что объясняется ее масштабами и требует более пристального внимания к субъектам мезоуровня;

• наличие взаимосвязи между факторами роста, проявляющейся в том, что обеспечение роста дохода, сбережений, инвестиций, производительности труда на основе внутренних источников вызовет цепную реакцию роста инвестиций из внешних источников и обогащения ресурсной базы.

Однако состояние неустойчивости экономической системы способствуют процессу трансформации структуры, формы и территориальной организации хозяйствующих субъектов, переоценки их места в территориальном разделении труда и формированию новых межсубъектных связей. Основные положения концептуальной экономической модели государственного управления на мезоуровне сформулированы на основе следующей логики:

1. Появление сильных региональных экономик, как правило, является одним из результатов решения тех или иных проблем территории для повышения ее устойчивости, поэтому основная цель развития экономики региона должна определяться как создание условий для эффективного решения этих проблем и повышения конкурентоспособности территории.

2. Значительная часть результатов деятельности хозяйствующих субъектов может быть использована для решения нескольких проблем. Следовательно, управление ими будет экономически эффективным тогда, когда все проблемы будут решены с меньшими затратами различного рода ресурсов.

3. Поскольку решение тех или иных проблем осуществляется в рамках мероприятий, определенных соответствующими программами и планами, то имеется возможность построить систему взаимоотношений различных экономических агентов, участвующих в развитии экономики региона.

4. Развитие экономики региона с преобладанием определенного вида хозяйственной деятельности связано с затратами определенных финансовых ресурсов, поэтому их применение для решения проблем должно быть экономически эффективным, то есть их использование должно принести эффект, формализуемый соответствующими экономическими категориями.

5. С учетом того, что процесс развития экономики региона имеет протяженность во времени, то функционирование системы управления должно охватывать стадии процесса реализации мероприятий (рисунок 1).

Идентификация производственных связей в регионе на основе сформулирован ных признаков

Оценка

вида

деятельно

»- сти по ►

локомо-

тивоспо-

собности

Выявление лидирующих хозяйствующих субъектов в экономике региона, относящихся к виду деятельности

Идентификация отстающих субъектов, в том числе МСБ, для их кооперации с лидерами и придания им дополнительного импульса развития

Рост инновационной

активности экономики региона и

обеспечение устойчивого развития

Сравнение продуктов с существующей линейкой

Формирование продуктовой линейки, востребованной рынком

Развитие инфраструктуры

Рис. 1. Процесс развития экономики региона с преобладанием определенного вида хозяйственной деятельности

6. Эффективность деятельности во многом определяется эффективностью деятельности государства в различных сферах, что предопределяет необходимость координации процесса функционирования системы управления экономикой региона со стратегией Российской Федерации в политической, экономической, информационной, инновационной, социальной и других областях, то есть процесс развития экономики региона должен отвечать государственным направлениям развития экономики.

7. Каждый результат деятельности имеет ценность, которая существенно разнится от способов и времени начала его использования, следовательно, при управлении развитием экономики региона необходимо учитывать актуальность потенциальных направлений деятельности.

8. Одни и те же условия и обстоятельства могут стать основой для создания разнообразных видов продукции, реализация которых на рынке принесет экономические эффекты, что предполагает необходимость их мультипликативного учета при взаимодействии или отрицательные эффекты при соперничестве.

Органы власти региона как регулятор отношений в части установления стратегических приоритетов развития территории осуществляют стимулирование и контроль реализации определенных сценариев развития, которые, в конечном итоге, должны способствовать достижению целей его поступательного развития по следующим направлениям:

• улучшение ресурсного обеспечения производственной деятельности;

• повышение качества функционирования участников экономики региона;

• снижение негативных последствий влияния преобладающего вида хозяйственной деятельности на региональную экономику;

• совершенствование процесса реализации стратегии.

Как уже упоминалось ранее, сценарии учитывают тенденции развития внешней среды, а также принципы и приоритеты развития экономики региона. Поэтому каждый сценарий представляет собой совокупность количественных и качественных параметров, описывающих желаемое состояние всех групп стейкхолдеров экономики региона. Эти сценарии, в соответствии с функциями органов власти в рыночной экономике, влияют на условия разработки и реализации базовых стратегических приоритетов косвенно, через соответствующие административные, экономические, и организационно-правовые и информационные механизмы. Поскольку при этом затрагиваются интересы собственников и различных участников экономики региона, оптимизация структуры сценариев стратегического развития должна осуществляться с учетом интересов участвующих в производственной деятельности субъектов.

Можно утверждать, что повышение качества разработки базовых стратегических приоритетов в экономике региона должно осуществляться на основе выбранного подхода к управлению развитием (5РЭР), содержащего рациональный с точки зрения учета интересов всех экономических агентов региональной экономики набор сценариев. Выбор наиболее приемлемого подхода осуществляется в результате решения задачи оптимизации, формальная запись которой может быть представлена в виде следующей модели:

БРэр- 5Рэр\Срее СуЧ, Синф'Сд,

1ом'

>ор1

(1)

где

С рес

г - множество компонентов сценария, охватывающих экономические и организационно-правовые механизмы оптимизации ресурсного обеспечения стратегии развития экономики региона;

Сч _

- множество компонентов сценария, охватывающих экономические и организационно-правовые механизмы взаимодействия участников экономики региона;

С инф

- множество компонентов сценария, охватывающих информационно-экономические механизмы внедрения базовых стратегических приоритетов;

/-1

м - множество компонентов сценария, охватывающих механизмы влияния преобладающего вида хозяйственной деятельности на деятельность экономики региона;

t - период или длительность реализации конкретных механизмов.

Требование рациональности, которому должна удовлетворять стратегия развития, может быть описано целевой функцией вида:

X ^ > I кх?в + Ех?С + Ех?ВЭД\

'' , (2)

5Р1эр

Г ОВ

- г-й эффект от реализации стратегической подхода к управлению развитием экономики региона;

- объемы затрат, понесенных органами власти региона для реализации стратегии развития экономики региона, например, в форме субсидий по кредитам, налоговых преференций, социальных выплат в соответствующем году

Ех?С

- объемы затрат, которые несут участники экономики региона (хозяйствующие субъекты) в процессе реализации стратегии в соответствующем году I в соответствии с выбранным подходом к управлению развитием экономики;

Ех?вэд

- объемы затрат, которые несет преобладающий вид хозяйственной деятельности в соответствующем году t в связи с реализацией выбранного подхода.

При следующих ограничениях:

1. Для регионов, привлекающих к разработке базовых стратегических приоритетов сторонние организации, но самостоятельно выступающих в качестве исполнителей:

XXX ЬФУ + вМ> X[ех?В + Ех?С + Ех?ВЭД]

' ' ' ' , (3)

где

Эф'У

- внутренние экономические эффекты, возникающие в результате реализации г-го компонента сценария в процессе реализации у-й продукции внутри экономики региона в году

*

- выручка от реализации]-й продукции за пределы экономики региона, произведенной в рамках реализации г-го компонента сценария в году t.

2. Для регионов, самостоятельно разрабатывающих и реализующих подход к управлению развитием и выбранные стратегические приоритеты:

ВР'г1

XXX \ехБУ + Ехй'1 - ЕхГ^ ]^ тах

ЕхБ1, ЕхЕ)} ЕхГУ

1 J t , (4)

- размер экономии затрат на разработку базовых стратегических приоритетов, осуществленных в году ^

- сокращение потерь на согласование и корректировку базовых стратегических приоритетов, полученное в году ^

- затраты на апробацию программ по реализации базовых стратегических приоритетов, понесенные в году t. 3. Для региональной экономики в целом, включающей различные виды деятельности, в том числе преобладающий вид хозяйственной деятельности:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X [Эфс{ + ЭфЭ1 ] > I [Ех?в + Ех?С + Ех?вэд\

(5)

ЭфС

- социальный эффект в масштабах региона от реализации подхода к управлению развитием в форме конкретного стратегического сценария в году ^

ЭфЭг

- экономический эффект в масштабах региона от реализации подхода к управлению развитием в форме конкретного стратегического сценария в году ^

Физический смысл рассмотренных выражений сводится к следующему:

1. Формула (2) формализует необходимость обеспечения тенденции развития экономики региона во всех его структурных элементах по всем компонентам стратегии в соответствии с базовыми стратегическими приоритетами, что является основой роста конкурентоспособности региональной экономики, которая, в свою очередь, может рассматриваться в качестве одной из основных целей развития региона. Физический смысл данной формулы заключается в том, чтобы совокупные затраты на развитие производственной среды региона избыточно окупались в виде адекватного роста совокупной условной стоимости созданных при этом продуктов.

2. Необходимость экономической мотивации внешних профессиональных специалистов, участвующих в создании базовых стратегических приоритетов формализована формулой (3), физический смысл которой заключается в том, что вся работа должна быть направлена на приращение эффекта региона как заказчика работ, стремящегося к максимизации своих внешних и внутренних доходов, полученных от реализации основных элементов стратегии.

3. Ограничение на формирование рациональной стратегии развития экономики региона с точки зрения участников и преобладающего вида хозяйственной деятельности, осуществляющих затраты на создание базовых стратегических приоритетов и, как правило, выступающих в качестве их непосредственных исполнителей (формула (4)) обусловлено необходимостью возврата средств, затраченных всеми заинтересованными сторонами на решение соответствующих проблем. При этом для централизованных источников определяющей должна быть оценка целевых эффектов, полученных при реализации г-й компоненты базовых стратегических приоритетов поу-й продукции в году в то время как для централизованных - размер соответствующего социального эффекта.

4. Формула (5) формализует цель реализации стратегии развития в масштабах региона. Даже при том, что регион затрачивает определенные средства на стимулирование развития, социальные и экономические эффекты от реализации стратегии должны перекрывать понесенные всеми заинтересованными сторонами затраты на разработку стратегии.

Отметим, что в отличие от многих исследований, в которых роль региональных органов власти ограничивается управлением только теми базовыми стратегическими приоритетами, в разработке которых принимали работники органов власти, в проводимом исследовании охватывается более широкий спектр этой проблемы, поскольку дальнейшее развитие регионов России может осуществляться только на основе наиболее полного и эффективного использования всех имеющихся ресурсов для обоснования рациональной подхода к управлению развитием и разработки соответствующей стратегии, позволяющей всем заинтересованным сторонам получить достаточный объем различных эффектов.

Разработанная модель управления процессом создания базовых стратегических приоритетов в регионах, в которых действуют преобладающие виды хозяйственной деятельности, свидетельствует о том, что применение экономических и организационно-правовых механизмов для повышения экономической эффективности стратегического управления должно опираться на принципы, свойственные другим, смежным, предметным областям (при необходимости модифицированные), дополненные специфическими принципами функционирования квазирынчоных организационно-экономических систем.

В частности, можно предложить ряд приоритетных направлений модификации принципов из некоторых смежных предметных областей и выявить специфические принципы, которыми необходимо руководствоваться для повышения эффективности экономических и организационно-правовых механизмов управления созданием и реализацией базовых стратегических приоритетов развития экономики региона. По нашему мнению, основными принципами смежных предметных областей, которые целесообразно включить в систему принципов повышения эффективности экономических и организационно-правовых механизмов создания и реализации базовых стратегических приоритетов экономики региона, являются следующие:

1. С точки зрения правовой защиты интеллектуальных результатов, полученных в процессе разработки базовых стратегических приоритетов, как показывают различные исследования, необходимо руководствоваться принципом законности оформления прав собственности на полученные результаты интеллектуальной деятельности, а также на новые технологии, с помощью которых предполагается реализовать базовые стратегические приоритеты в регионе.

2. С точки зрения экономических и организационно-правовых основ инновационной и производственной деятельности в Российской Федерации, по нашему мнению, целесообразно использовать основные принципы оценки эффективности, экономической целесообразности, поступательного развития, прежде всего в части оценки эффективности программ по реализации базовых стратегических приоритетов.

3. Исходя из принципов, приоритетов и основных целей стратегии развития экономики региона, целесообразно руководствоваться принципом неуклонного приращения основных ресурсов, применение которого на практике означает изначальную ориентацию создаваемых продуктов на использование наиболее современных средств и способов производства, современные достижения научно-технического прогресса, а также расширение спектра использования уже созданных результатов в практической деятельности участников экономики региона.

4. В сфере государственного регулирования производственной деятельности, в системе принципов повышения эффективности экономических и организационно-правовых механизмов разработки и реализации базовых стратегических приоритетов в региональной экономике должны применяться, прежде всего, принципы, предусмотренные законодательством в области защиты права собственности и свободы коммерческой деятельности.

5. Особенности функционирования экономики региона с преобладанием определенного вида хозяйственной деятельности обусловлены ее высокой зависимостью от конкретных видов деятельности. При этом большая часть результатов производственной деятельности, создаваемых в таких регионах, в той или иной мере является результатом выполнения работ, предусмотренных программами и планами развития региональной экономики.

6. Что касается экономических основ функционирования участников экономики региона, то из всех принципов, применительно к данной предметной области необходимо выделить нацеленность на использование современных экономических и организационно-правовых механизмов, позволяющую различным экономическим агентам оперативно менять институциональную структуру взаимодействия в рамках комплекса, свою организационную и функциональную структуру, а также маневрировать в условиях быстро меняющейся обстановки и оптимизировать направления своего развития, максимально используя преимущества совместной деятельности.

Рассмотренные принципы, свойственные смежным отраслям науки, применительно к предметной области проводимого исследования, по нашему мнению, должны быть дополнены специфическими принципами, отражающими особенности совместной деятельности в территориально ограниченных условиях:

1. Управление процессом внедрения стратегических приоритетов развития, ориентированное на наращивание производственно-технического потенциала экономики региона. По нашему мнению, одной из причин отставания многих отечественных хозяйствующих субъектов в экономическом развитии является утрата инновационного характера их деятельности, что неминуемо ведет к снижению конкурентоспособности как самих участников экономики региона, так и выпускаемой ими продукции.

2. Придание инвестиционного характера процессу управления реализацией базовых стратегических приоритетов. Необходимость реализации этого принципа обусловлена изначальной ориентацией инвестиций на получение соответствующего экономического результата. Важно также наличие определенных стимулов, предоставляемых при осуществлении инвестиционной деятельности, а также высокий уровень развития методологии оценки эффективности инвестиций.

3. Рациональное комплексирование современных экономических и организационно-правовых механизмов для достижения целей развития региона на основе интенсификации институциональной среды и нивелирования негативного влияния преобладающего вида хозяйственной деятельности на темпы развития экономики региона. В настоящее время в отечественной и зарубежной рыночной практике используются разнообразные экономические и организационно-правовые механизмы, призванные обеспечить эффективное с экономической точки зрения функционирование объединений хозяйствующих субъектов, в том числе технологических цепочек, кластеров и других форм кооперации [1].

4. Ориентация на реализацию каждого компонента сценария стратегического развития как продукта или объекта стоимости. Повышение эффективности стратегического управления экономикой региона, как совокупностью различных по своим экономическим интересам участников и с учетом наличия преобладающего вида хозяйственной деятельности, как показали проведенные автором исследования,

возможно только в том случае, если каждый компонент сценария развития рассматривать в форме продукта, то есть объекта, имеющего инвестиционную стоимость.

5. Создание рациональной системы стимулирования участников экономики региона к повышению эффективности реализации базовых стратегических приоритетов. Рыночные отношения основаны на приоритете экономических ценностей в деятельности хозяйствующих субъектов коммерческого типа, к которым относится большинство участников экономики региона.

Разработанная система принципов обеспечения эффективности процесса разработки экономических и организационно-правовых механизмов и реализации базовых стратегических приоритетов в деятельности участников экономики региона применима как для применения в процессе разработки стратегии нечетких организационных структур, так и при внедрении стратегий развития отдельных хозяйствующих субъектов с той разницей, что в первом случае необходимо учитывать ограничения при подготовке групповых решений.

Литература:

1. Бандурин А.В. Экономико-правовое обеспечение функционирования хозяйствующих субъектов в России // межвузовский сборник научных трудов / Межрегиональный институт экономики и права; научный редактор Бандурин А. В. Санкт-Петербург, 2008.

2. Борисова И.С., Астафьева О.В. Развитие методологии повышения стратегической устойчивости территориального производственного комплекса с отраслевой доминантой // Транспортное дело России. 2014. № 4. С. 119-122.

УДК 330

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Урзов В. А., преподаватель, Московский финансово-юридический университет, Москва, e-mail: Dester-1986@yandex.ru

Статья посвящена оценке экономической эффективности инновационных проектов с использованием основных показателей оценки эффективности инвестиционных проектов. Предложена классификация методов оценки эффективности инновационных проектов. В статье раскрыты статические, динамические и методы учета неопределенности при проведении оценки эффективности. Дано краткое описание этих методов, показана методология расчетов. Сделано обобщение о приемлемости применения основных показателей оценки инвестиционных проектов для инновационных проектов. Дана авторская классификация методов оценки в условиях неопределенности и риска. Сделан вывод о том, что принятие итогового решения менеджером затрудняется, исходя из особенностей инновационного проекта, универсального метода оценки не существует.

Ключевые слова: инновационный проект, инвестиционный проект, эффективность, показатели эффективности, оценка эффективности, неопределенность, риски.

THE APPLICATION OF METHODS ASSESSMENT OF EFFICIENCY OF INVESTMENT PROJECTS TO THE INNOVATIVE PROJECTS

Urzov V., lecturer of MFUA, Moscow, e-mail: Dester-1986@yandex.ru

The article devoted to assessing economic efficiency innovative projects with the use of indicators to assess efficiency of investment projects. Classification of methods for evaluating the effectiveness of innovative projects was proposed. The article disclosed dynamic, static and methods of uncertainty for the evaluation of innovation projects. Given a short description and methodology of calculation of those methods. Done synthesis on the admissibility of application of basic indicators assessment of investment projects for innovative projects. Given an author's classification of assessment methods in conditions of uncertainty and risk. Summarized that making a final decision by manager is a problem because it is based on the special characteristics of the innovative project; a universal method does not exist.

Keywords: innovative project, investment project, efficiency, performance indicators, assessment of the effectiveness, uncertainty, risks.

Практически любой инвестиционный проект в той или иной мере содержит элементы инновационности [1]. Это могут быть, как элементы «инноваций по горизонтали», подразумевающие небольшие изменения продукта с точки зрения его модернизации или усовершенствования, так и элементы «инноваций по вертикали», подразумевающие создание качественно нового продукта, использованием ранее не применявшихся технологий. Помимо этого, надо отметить немаловажный аспект, касающийся непосредственной реализации проектов бизнесом. Дело в том, что основа инвестиционных и инновационных проектов одна - это инвестиционный потенциал предприятия. Прежде чем реализовывать какой бы то ни было проект менеджменту нужно провести исследование инвестиционного потенциала компании-проектоустроителя, оценить размеры собственного и привлекаемого инвестиционного ресурса и только после этого можно говорить непосредственно о реализации того или иного проекта [2]. Таким образом, разделение проектов на инвестиционные и инновационные является в значительной степени условностью. Конечно, в оценке инновационных проектов есть свои нюансы, но в основном они связаны с различиями финансирования по этапам жизненного цикла [3]. Механизмы же оценки экономической эффективности с позиции реализации коммерческих выгод инвестора представляются практически идентичными. Исходя из этого предлагает рассмотреть инструментарий показателей, который может быть использован для оценки экономической эффективности инновационных проектов.

Автором предлагается модифицированная классическая система оценки эффективности инвестиционных проектов в аспекте оценки инновационных проектов (таблица 1).

Отличительной особенностью динамических методов является использование механизмов дисконтирования денежных потоков (CF).

Среди основных часто используемых методов главным выступает Net Present Value, NPV или Чистый Приведенный Доход, ЧПД.

Смысл показателя NPV состоит возможности оценить объект инвестирования с позиции коммерческой выгоды, исходя из приращения или убывания дисконтированных денежных потоков [4]. Если NPV инновационного проекта больше либо равен нулю, то такой проект может приниматься к осуществлению, если NPV<0, то проект отклоняется.

Механизм расчета (1) основан на определении общей накопленной величины дисконтированных доходов (Present Value, PV) и вычитании из этой суммы капиталовложений.

<7"

CPt

PV =

' - - - ■ (1)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.