Научная статья на тему 'Выбор приоритетных направлений инновационного развития социальной сферы на основе использования метода анализа иерархий'

Выбор приоритетных направлений инновационного развития социальной сферы на основе использования метода анализа иерархий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / КАЧЕСТВО СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ / ДОСТУПНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / SOCIAL SERVICES’ QUALITY / INNOVATIONS / INNOVATIVE DEVELOPMENT / SOCIAL SPHERE / SOCIAL SPHERE AVAILABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Ольга Романовна, Зайцева Ирина Александровна, Шутенко Владимир Викторович

Исследование отражает теоретические и практические аспекты альтернативных перспектив развития приоритетных инновационных направлений социальной сферы с позиции становления современной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Андреева Ольга Романовна, Зайцева Ирина Александровна, Шутенко Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SPHERE INNOVATIVE DEVELOPMENT PRIORITY DIRECTIONS’ CHOICE ON THE BASIS OF HIERARCHY ANALYSIS METHOD USE

The research reflects theoretical and practical aspects of alternative perspectives of social sphere innovative development priority directions from the position of modern economy formation.

Текст научной работы на тему «Выбор приоритетных направлений инновационного развития социальной сферы на основе использования метода анализа иерархий»

УДК 332.145

ВЫБОР ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА АНАЛИЗА ИЕРАРХИЙ

О.Р.Андреева, И.А. Зайцева, В.В. Шутенко

Ивановский государственный политехнический университет

Исследование отражает теоретические и практические аспекты альтернативных перспектив развития приоритетных инновационных направлений социальной сферы с позиции становления современной экономики.

Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, социальная сфера, качество социальных услуг, доступность социальной сферы.

Актуальные проблемы теории и практики в выборе приоритетных направлений инновационного развития социальной сферы, возникающие в условиях социально ориентированной инновационной экономики, связанные с решением некоторых проблем неалгоритмического характе-

ра, неизбежно требуют участия человека с его интуицией, решающим преимуществом является четкое выражение суждений экспертов и лица принимающего решение, а также ясное представление структуры проблемы: элементов и взаимозависимостей между ними.

Таблица 1

Степень важности Определение Объяснение

1 Одинаковая значимость Два действия вносят одинаковый вклад в достижение цели

3 Некоторое преобладание значимости одного действия перед другим (слабая значимость) Опыт и суждение дают лёгкое предпочтение одному действию перед другим

5 Существенная или сильная значимость Опыт и суждение дают сильное предпочтение одному действию перед другим

7 Очень сильная или очевидная сильная значимость Предпочтение одного действия перед другим очень сильно. Его превосходство практически явно

9 Абсолютная значимость Свидетельство в пользу предпочтения одного действия другому в высшей степени предпочтительны

2, 4, 6, 8 Промежуточные значения между соседними значениями шкалы Ситуация, когда необходимо компромиссное решение

Обратные величины приведённых выше чисел Если действию / при сравнении с действием ] приписывается одно из приведённых выше чисел, то действию у при сравнении с / приписывается обратное значение Обоснованное предположение

Рациональные значения Отношения, возникающие в заданной шкале Если постулировать согласованность, то для получения матрицы требуется п числовых значений

Сложность решения характеризуется большим числом взаимодействий между многими субъективными и объективными факторами различного типа и степени важности, а также между группами людей с различными целями и противоречивыми интересами. Эти факторы определяют вероятность или невозможность выбора одной из альтернатив, которая приемлема для всех с определенной степенью компромисса. Таким образом, нужна систематическая процедура для представления групп, их целей, критериев и поведений, обусловленных этими целями, альтернативных исходов и ресурсов, распределяемых по этим альтернативам, то есть эта процедура сводится к построению иерархии проблемы, где общая цель (фокус) проблемы является высшим уровнем иерархии. За фокусом следует уровень наиболее важных критериев. Каждый из критериев может разделяться на субкритерии. За субкритериями следует уровень альтернатив, число которых может быть достаточно большим. Соответствие альтернатив некоторому критерию на качественном уровне происходит путем проведения парных сравнений альтернатив. При этом формирование результатов данного сравнения осуществляется с использованием качественной 9-ти балльной шкалы, предложенной Т. Саати (табл. 1) [1].

На основании Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года [2], недостаточность проработки вопросов функционирования социальной сферы с учетом инновационного вектора развития отечественной экономики обусловливает необходимость разработки мер, направленных на поддержку и стимулирование инноваций в социальной сфере. Направления развития социальной сферы сгруппированы по отраслям социальной сферы.

Инновационное развитие здравоохранения:

формирование индустрии «здорового образа жизни» (08);

развитие института общеврачебной

практики (О9);

внедрение современных высокоэффективных лечебно-диагностических и организационных технологий, в том числе направленных на охрану материнства и детства и борьбу с социально значимыми инфекционными заболеваниями (туберкулез, СПИД, гепатит и др.) (Ою);

внедрение в медицинскую практику методов медицины высоких технологий

(Он);

внедрение современных автоматизированных методов учета, обслуживания и оплаты медицинских услуг и отпуска лекарственных средств (О12);

внедрение методологии оценки риска здоровью населения, изучение закономерностей воздействия комплекса факторов окружающей, производственной, социальной среды на условия жизнедеятельности, здоровье и благополучие населения региона (О13).

Инновации в сфере культуры: обеспечение нового уровня культурных услуг, расширение многообразия учреждений культуры путем создания инновационных структур (О14);

реализация системы стимулирующих действий для создания частных продюсер-ских центров, привлечения благотворительных и спонсорских средств на развитие учреждений культуры и искусства (О15);

формирование качественной информационной среды, внедрения информационных технологий и автоматизация основных процессов в деятельности библиотек, музеев, архивов для обеспечения открытого и удобного доступа к интеллектуальным ресурсам (Oiô);

создание единой системы патентно-информационной поддержки организаций, формирование фонда описаний изобретений и нормативно-правовой документации

(Оп);

широкое информирование общественности и граждан об идее, целях и результатах инновационного пути развития региона, как наиболее характерного и пер-

спективного для республики, провозгла- вой информации положительного образа

шение позитивной политики роста (О18); карьерно- и инновационно- ориентирован-

формирование через средства массо- ных молодых людей (О19).

Повышение доступности и качества услуг социальной сферы

Рис. 1. Структура иерархии повышения доступности и качества услуг социальной сферы

Инновационное развитие туризма, спорта и физической культуры:

разработка новых туристско-экскурсионных маршрутов, расширение спектра республиканского инновационного туристического продукта и создание условий для практической реализации инновационных проектов в сфере туризма (СЬо);

создание системы накопления и механизма распространения информации о туристическом потенциале региона до потребителя туристических услуг на российском и международном туристических рынках (О21);

создание предпосылок для формирования туристического кластера в регионе (022);

развитие новых форм организации физкультурно-оздоровительной работы среди населения (СЬз);

приведение спортивных сооружений в соответствие с требованиями международных стандартов с целью привлечения спортивных мероприятий российского и международного уровня (О94).

Инноваг!ионное развитие образования:

организация экспериментальных площадок по разработке, апробации и внедрению в образовательный процесс новых информационно-педагогических технологий (О25);

создание сети базовых школ - ре-

сурсных центров, оснащенных современными учебно-информационными и образовательными технологиями (СЬб);

развитие стратегического партнерства за счет объединения интеллектуальных, материальных и иных ресурсов образования и бизнеса (О97);

стимулирование создания научно-образовательных центров и устойчивой системы «технологических коридоров», обеспечивающих продвижение научных знаний к рынку (О28);

повышение роли воспитания в образовательном процессе и в решении проблем социализации детей (СЬу);

разработка и внедрение дистанционных интерактивных форм обучения и оценки знаний (Озо);

внедрение новых организационных форм, технологий и методической поддержки образовательного процесса и институциональных механизмов повышения качества образования (О31);

разработка и внедрение инновационных учебных программ в системе дополнительного образования по технико-технологической подготовке молодежи к работе в высокотехнологичных организациях (О32);

создание благоприятных условий для развития информационно- коммуникационных технологий в образовательной сфере с использованием дистанционных

технологий обучения (О33).

Иерархия С, соответствующая цели повышения доступности и качества услуг

социальной сферы в зависимости от выбранных критериев, представлена на рис. 1,2.

Рис. 2. Орграф G - иерархия «качество и доступность услуг социальной сферы»

На орграфе G показаны связи (т.е. обусловленности) между объектами Oi, СЬ ..., О33. Если внимательно посмотреть на иерархию, то можно увидеть как зависимые, так и независимые друг от друга направления развития. Другими словами между направлениями отсутствует четкая стратификация. Стратификация (stratification) - процесс деления совокупности на

подсовокупности, каждая из которых представляет собой группу единиц выборки со сходными характеристиками.

Требуется осуществить выбор из множества альтернатив, представленных направлениями развития отраслей социальной сферы, по утвержденным шести критериям (табл. 2).

Таблица 2

Критерии выбора приоритетных направлений развития социальной сферы

Обозначение показателя Показатель

Уровень I Цель

Oi

Уровень II Критерии

о2 Стоимость услуг

03 Обеспеченность объектами

о4 Качество услуг

о5 Удовлетворенность услугами

о6 Соответствие нормативам

о7 Инновационность материально-технической оснащенности объектов

Уровень III Альтернативы (направления инновационного развития)

08-Oi3 В здравоохранении

О14-О19 В культуре и искусстве

О20-О24 В туризме, спорте и физической культуре

О25-О33 В образовании

Определим матрицу 01 парных сравнений объектов О?, Оз. ... ,07 относительно цели О]. Строим таблицу 3 парных сравнений на основе работы группы из шести экспертов. В качестве экспертов выступили: представитель органов государст-

венной власти, руководитель вуза, потенциальный потребитель услуг, представитель бизнеса, работники социальной сферы, среди которых было проведено анкетирование.

Сравнение критериев относительно цели

Таблица 3

01 02 03 о4 о5 Об о7 ТО, 1), 1=2.. .7

02 1 1/4 1/2 1/6 1 1/7 0,0438

03 4 1 3 1/2 4 1/3 0,1630

о4 2 1/3 1 1/5 2 1/6 0,0691

о5 6 2 5 1 6 1/2 0,2748

Об 1 1/4 1/2 1/6 1 1/7 0,0438

07 7 3 6 2 7 1 0,4056

Искомая матрица имеет следующий вид:

(I 1/4 1/2 1/6 1 1/7^1

4 1 3 1/2

2 1/3 1

1/3 1/6 1/2

2 1/3 1 1/5

6 2 5 1 1 1/4 1/2 1/6 1 1/7

7 3 6 2 7 1

(1)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для заявленной матрицы собственные вектора и собственные числа находятся при помощи оператора [у, , ] = eig(Q1). В программе МаЛСас! (МаШЬаЬ) функция

0,0023 - 0,06531 0,1012 + 0,2145/ 0,1308 + 0,0058/

(0,0834 0,0023 + 0,06531 0,3107 0,1012-0,2145/ 0,1317 0,1308-0,0058/ 0,5238 -0,1403-0,4322/ -0,1403 + 0,4322 0,0834 0,0023 + 0,0653/ 0,0023-0,0653/ -0,8435

0,7732

-0,8435

Матрица собственных чисел:

с11 =

(6,0923 0

0 0,0049 + 0,7453 ;

0 0

0 0

0 0

0 0

0 0

0,0049 - 0,7453 0 0 0

-0,7071 0,0000 -0,0000 0.0000 0,7071 -0,0000

0 0 0

0,0000 о о

&1§ет-а15( 51} рассчитывает собственные

числа матрицы, а оператор а§еп\-ес5(131) рассчитывает собственные векторы матрицы Оь Матрица собственных векторов:

-0,0435 + 0,0084П -0,1745 + 0,4186/ 0,1524-0,0922/ -0,2626-0,4354/

-0,0435-0,0084 -0,1745-0,4186/ 0,1524 + 0,0922/ -0,2626 + 0,4354

- 0,0435 - 0,0084/ - 0,0435 + 0,0084/

0,7072

■0,0511 +0,0722 У 0

0,7072

-0,0511 -0,0722 У

(2)

(3)

Очевидно, максимальное собственное число Лтах = 6,0923; ему соответствует собственный

вектор = [0,0834 0,3107 0,1317 0,5238 0,0834 0,7732], откуда (после его нормировки) получаем следующие элементы главной матрицы Т нашей иерархии:

Т=2егоз(33); Т(1,1)= 1, (4)

уи =уп/Я/УЯ(Уп) = [0,0438 0,1630 0,691 0,2748 0,0438 0,405б], (5)

Т (2:7,1) =уп. (6)

Индекс согласованности матрицы (З1 равен:

1-6 0,0923

ис

6-1

0,0185 <0,1.

(7)

что вполне удовлетворительно. Величина индекса (отношения) согласованности должна быть порядка 10% или менее, чтобы быть приемлемой. В некоторых случаях допускается индекс согласованности до 20%, но не более, иначе надо проверить суждения.

Далее представим сравнение направ-

лений развития социальной сферы относительно шести выбранных критериев, т.е. проведем оценку альтернатив по каждому критерию.

Для начала построим матрицу парных сравнений СЬ объектов 08, О9, Ою относительно объекта О? (используя группу из шести экспертов) (табл. 4).

Таблица 4

Парное сравнение альтернатив по критерию «стоимость услуг»

02 08 09 Ою ТО, 2), 1=8, 9, 10

08 1 1/2 1/3 0,1634

09 2 1 1/2 0,2969

Ою 3 2 1 0,5369

Искомая матрица по критерию «стоимость услуг» имеет вид:

'1 1/2 1/3^1 02 = 2 1 1/2 3 2 1

\ У

для которой собственные вектора и собственные числа равны , б/-, ] = eig(Q ). Матрица собственных векторов:

Г0,2565 -0,1282-0,2221/ -0,1282 + 0,2221/Л

0,4660 -0,2330 + 0,4036/ -0,2330-0,4036/ 0,8468 0,8468 0,8468 Матрица собственных чисел:

(3,0092 п п >

(8)

(9)

0

0 -0,0046 + 0,1663/ 0 0

0 0

0,0046-0,1663/

(10)

у

Максимальное собственное число Лтах = 3,0092; ему соответствует собственный вектор г21 = [0,2565 0,4660 0,8468], откуда (после его нормировки) получаем

= у21 /Я/УЯ(У21) = [0,1634 0,2969 0,539б].

Индекс согласованности матрицы (З? равен:

ис = Л^=ад092 = 0,006 <0,1,

3-1

что говорит о согласованной работе группы экспертов. Продолжаем заполнять главную матрицу Т иерархии С: Т(8: 10,2)=у21 .

Далее опустим часть вычислений,

(П)

представив только максимальные собственные числа и соответствующие пронормированные собственные векторы и индексы согласованности матрицы СЬ ... СЬ (табл. 5).

Таблица 5

№ Элементы главной матрицы Собственный вектор

1. Т (2:7,1)= уп= [0,0438 0,1630 0,691 0,2748 0,0438 0,405б]

2. Т (8:10,2) = У21 у21 = [0,1634 0,2969 0,539б]

3. Т (11:16,2) = У31 У31= [0,0439 0,0878 0,2179 0,0327 0,4738 0,1438]

4. Т (17:21,4)= У41 у41 = [0,2636 0,0641 0,0641 0,4436 0,1646]

5. Т (22,23,25,13,27;5)= У51 = [0,2418 0,1489 0,0914 0,0649 0,4530]

6. Т (24,25,26,27,33;6) = У61 Уб1= [0,0703 0,0703 0,3643 0,3643 0,1308]

7. Т (28:33,7)= У71 г71 = [0,0341 0,2038 0,1018 0,3016 0,0570 0,301б]

Окончание таблицы 5

№ Максимальное собственное число Индекс согласованности

1. "^тах = 6,0923 ИС = 0,0185 <0,1

2. "^тах = 3,0092 ИС = 0,006 < од

3. "^тах = 6,1632 ИС= 0,0326< 0,1

4. "^тах = 5,0364 ИС = 0,0091 < ОД

5. *^тах = 5,1075 ИС = 0,0269 < 0,1

6. *^тах = 5,0053 ИС = 0,0013 <0,1

7. *^тах = 6,1015 ИС = 0,0214 <0,1

Таким образом, все матрицы парных сравнений имеют индекс согласования много меньший 0,1, что, однозначно, свидетельствует о вполне согласованной работе группы экспертов, хотя каждый из них работал совершенно независимо.

Главная матрица Т иерархии О с тремя уровнями (М=3) определена; имеет размерность N^N=3 3*33.

На заключительном этапе, рассчитываем фундаментальное уравнение МАИ относительно весов всех 33 объектов иерархии О:

2 = Т220, (12)

где вектор 2о состоит из 0, кроме 2о (1,1)=1. Получаем 2=1.

Z =

( 1,0000 0,0438

0,0072 0,0130

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,0182 0,0044

v0,0159 0,1404

0,1630 0,0691 0,2748 0,0438 0,4056 0,0022 84,34 ^

0,0236 0,0072 0,0143 0,0534 0,0053 0,0772 0,0234

0,0044 0,0306 0,0114 0,0664 0,0409 0,0031 0,0282

0,0138 0,0827 0,0413 0,1223 0,0288 0,1223 38,6

(13)

Все 33 объекта разбиты на три уров-

ня:

1 уровень состоит из определенной цели - повышение доступности и качества услуг социальной сферы;

2 уровень состоит из шести объектов (критериев) - СЬ.. О7. Из них максимально обусловливает цель на 40,56% О7 (иннова-ционность), О5 (удовлетворенность) - на 27,48%, 03 (обеспеченность) - на 16,30%;

3 уровень состоит из 26 объектов: О8...О33. Но только три из них значимо (38,6%) влияют на качество и доступность социальных услуг:

О27 (развитие стратегического партнерства за счет объединения интеллектуальных, материальных и иных ресурсов образования и бизнеса - 14,04%);

О31 (внедрение новых организационных форм, технологий и методической поддержки образовательного процесса и институциональных механизмов повышения качества образования - 12,23%);

О33 (создание благоприятных условий для развития информационно-коммуникационных технологий в образовательной сфере с использованием дистанционных технологий обучения - 12,23%.

Имея результаты данного исследования, можно сделать ряд заключений по

применению вышеизложенной методики:

адаптировать к условиям конкретного региона, определенной отрасли социальной сферы;

изменить состав и количество компонент вектора критериев качества и доступности социальных услуг (уровень 2);

изменить состав и количество компонент вектора направлений развития социальной сферы (уровень 3);

построить иерархию каждого социального слоя населения (например, положение в обществе, уровень доходов, уровень образования и т.д.);

осуществлять выбор альтернатив, ранжируя их по степени важности и срочности реализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий: пер. с англ. - М.: Радио и связь, 1993. -278с.

2. Инновационная Россия - 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года) [Электронный ресурс]. // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. URL:

http://www.economy.gov.ru/minec/activitv/sections/inn

ovations/doc20101231 016 3.02.2011).

(Дата обращения:

Рукопись поступила в редакцию 22.10.13.

SOCIAL SPHERE INNOVATIVE DEVELOPMENT PRIORITY DIRECTIONS' CHOICE ON THE BASIS OF

HIERARCHY ANALYSIS METHOD USE

O. Andreeva, I. Zajtseva, V. Shutenko

The research reflects theoretical and practical aspects of alternative perspectives of social sphere innovative development priority directions from the position of modern economy formation.

Key words: innovations, innovative development, social sphere, social services' quality, social sphere availability.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.