Научная статья на тему 'Выбор потребителя на рынке банковских вкладов в современных российских условиях'

Выбор потребителя на рынке банковских вкладов в современных российских условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малкина М. Ю., Иванова А. Ю.

Рассматриваются теоретические основы поведения населения по сбережению доходов и его особенности в современной России; факторы, влияющие на принятие решений о выборе банка; дается модельная характеристика институциональной нормы «доверие» при выборе банковских продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSUMER CHOICE IN BANK DEPOSITS MARKET IN THE MODERN RUSSIAN CONDITIONS

The theory of savings behaviour of population and its peculiarities in modern Russia are considered, as well as the factors influencing decision-making with regard to the choice of a bank. The model characteristic of the institutional norm «the trust» is presented in the context of the process of choice of bank products.

Текст научной работы на тему «Выбор потребителя на рынке банковских вкладов в современных российских условиях»

Экономика и финансы Вестник Нижегородского университете] им. Н.И. Лобачевского, 2007, № 2, с. 223-226

ВЫБОР ПОТРЕБИТЕЛЯ НА РЫНКЕ БАНКОВСКИХ ВКЛАДОВ В СОВРЕМЕННЫХ РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

© 2007 г. М.Ю. Малкина 1, А.Ю. Иванова 2

1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 2 Внешторгбанк, Н. Новгород

mmuri@yandex.ru

Посжунило вуедокцию 21.02.2007

Рассматриваются теоретические основы поведения населения по сбережению доходов и его особенности в современной России; факторы, влияющие на принятие решений о выборе банка; дается модельная характеристика институциональной нормы «доверие» при выборе банковских продуктов.

Сбережения населения являются основным источником инвестиций, финансирующим производство и сферу услуг. Проблемам вовлечения частных инвестиций посвящены многочисленные исследования в различных областях экономической науки. Эффективная трансформация сбережений в инвестиции является необходимым условием экономического развития любой страны.

Принимая решения о сбережении части своего дохода, люди руководствуются как рациональными мотивами, так и настроениями чисто психологического плана. Наиболее полно объективные и субъективные факторы, влияющие на склонность людей к сбережению, описал еще Дж.М. Кейнс. К числу объективных факторов он относил: реальную величину чистого дохода; непредвиденные изменения в ценности накопленного богатства; изменение нормы дисконта, то есть пропорции обмена настоящих благ на будущие; изменения в налоговой политике; изменения «предполагаемого отношения между текущим и будущим уровнем дохода» [1]. Все эти факторы были всесторонне изучены последователями Кейнса. Не менее интересными, достойными серьезного научного внимания являются и субъективные факторы, влияющие на склонность к сбережению в теории Дж.М. Кейнса. Это: 1) стремление образовать резерв на случай непредвиденных обстоятельств; 2) мотив создания накоплений для обеспечения в старости, получения образования членами семьи или содержания иждивенцев; 3) желание прирастить доход в форме процента, воспользоваться увеличением ценности имущества;

4) обеспечение постепенного увеличения своих будущих расходов, роста жизненного уровня;

5) наслаждение чувством независимости и возможностью самостоятельных решений; 6) спекулятивный мотив, направленный на поддержание ликвидности с целью превращения в доходные активы в удобный момент времени (на-

пример, когда снизится курс акций или иностранной валюты. - пояснения наши: М.М., А.Ю ); 7) мотив оставления наследникам состояния; 8) удовлетворение элементарного чувства скупости, которое есть не что иное, как «стойкое предубеждение против самого акта расходования денег» [1].

В мировой практике существует несколько способов размещения сбережений домашних хозяйств: хранение наличности; вложение в иностранную валюту; размещение средств в банковской системе; самостоятельное приобретение ценных бумаг; коллективное инвестирование посредством инвестиционных институтов; покупка недвижимости, золота, антиквариата и т.д. В современных российских условиях наиболее востребованным способом инвестирования является размещение во вклады. Покупка недвижимости требует аккумуляции значительных средств, что недоступно основной массе населения. Вложение в ценные бумаги является крайне непопулярным ввиду высоких внешних и политических курсовых рисков, отсутствия доверия и традиций инвестирования.

Приоритет размещения во вклад над другими способами инвестиций подтверждают различные социологические опросы. Согласно исследованию инвестиционных настроений россиян, проведенному фондом «Общественное мнение» и агентством «Сальвадор М», 32,4% граждан при наличии крупной суммы средств, которую не нужно тратить на повседневные нужды, открыли бы вклад в Сбербанке, 20,4% предпочли начать собственный бизнес, 14% хранили бы сбережения дома. Лишь 6,7% россиян согласились бы купить акции. Другие инвестиционные предложения, такие как вложение средств в золото, открытие вклада в негосударственном коммерческом банке, инвестиции в ПИФы, покупка государственных облигаций, набрали менее 5% голосов [2].

Опрос, направленный на изучение фактического состояния размещения сбережений, проведенный «Росгосстрахом» в 34 городах России, подтверждает реализацию инвестиционных настроений граждан. Банковский вклад в рублях используют 62% опрошенных, накопления в виде наличных средств - 27%, имеют банковский вклад в валюте - 6,8% респондентов. Наименее популярными способами сбережений являются накопительное страхование и инвестиции в золото и антиквариат - их выбрали по 1% из числа опрошенных [3].

Рассмотрим основные факторы, влияющие на выбор банка потребителем и в конечном итоге на объемы привлеченных депозитов банковской системой. Различные исследования, выявляющие факторы выбора потребителей в области банковского обслуживания, в частности проведенные американским советом управляющих Федеральной резервной системы и ассоциацией «Г ринвич», указывают, что для физических лиц такой фактор, как доверительные отношения, является более приоритетным, чем уровень процентных ставок, местоположение и удобство совершения сделок, вместе взятые [2].

На наш взгляд, при выборе банка вкладчик прежде всего ориентируется на сложившуюся репутацию кредитного учреждения, а также на персонифицированную норму доверия к тому или иному банку. Существует множество подходов к определению доверия как экономической категории. П. Дасгупта рассматривает доверие в особой взаимосвязи с репутацией. Различные социологи и экономисты (Э. Гидденс,

Н. Луман) различают «доверие к людям» и «доверие к абстрактным системам», обеспечивающим надежность повседневной жизни. Селиг-мен А. описывает доверие как «нечто такое, что входит в социальные отношения, когда имеется возможность отклонения от ролей...». Ф. Фукуяма выделяет доверие к социальным институтам и государству. Также проблеме доверия, влиянию доверия на возникновение и изменение институциональных норм поведения в рам-

ках концепции трансакционных издержек посвящены многочисленные работы О. Уильямсона, М. Абрахама, В. Рауба [4]. С нашей точки зрения, доверие к банковской системе нужно рассматривать, прежде всего, как персонифицированное доверие населения к экономическому институту, его работе.

Согласно исследованию ВЦИОМ, проведенному 11-12 марта 2006 г., 63,5% населения России отечественным банкам не доверяют [5]. Для примера, в Латвии в августе 2004 г. доверяли банкам 52% населения страны, в том числе 10,5% респондентов доверяли полностью, а 41,6% - частично согласились с утверждением о том, что банкам можно доверять. Причем доверие к банкам там постоянно росло с 14,8 в 1999 г. до 46,1% в 2003 г. [6]. В России же каждый очередной кризис отрицательно сказывается на доверии населения к банковской системе. По результатам исследования, измеряющего степень доверия к частным и государственным банкам, до дефолта 1998 года 68,1% населения предпочитали хранить свои сбережения в Сбербанке. Последствия кризиса привели к общему недоверию к банковской системе в совокупности. Полностью не доверяли государственным банкам 46,3% опрошенных респондентов, российским частным банкам - 65,1%. Кризис доверия привел к оттоку вкладов из банков вне зависимости от состава акционеров (решили изъять вклад из Сбербанка 3,7% респондентов, из российских частных банков - 2,9%) [6, с. 558].

Выделим основные факторы, влияющие на доверие населения к банковской системе:

1. Степень осведомленности населения о банках и банковских услугах, уровень образования. Согласно опросу ВЦИОМ, 77,2% из числа не разбирающихся в банковских услугах респондентов не доверяют банкам. Из осведомленных граждан доверяют банкам 64,8% [5]. В Латвии банкам больше доверяют образованные люди. Среди граждан, имеющих высшее образование, банкам доверяют 66%, среди людей со средним специальным образованием - 34,6% [6].

Тоблицо

Доля СБ РФ, ВТБ, ВТБ 24 - банков с государственным участием в общем объеме привлеченных средств от населения*

Дата Привлечено вкладов от населения в РФ, млрд. руб. Доля СБ РФ, ВТБ, ВТБ 24 в общем объеме привлеченных вкладов

в РФ в СБ РФ в ВТБ, ВТБ 24

01.01.2004 1 539 915 957 915 31 841 64,3

01.01.2005 1 977 193 1 183 986 55 453 62,7

01.01.2006 2 754 561 1 400 656 88 960 54,1

* Рассчитано на основе данных годовой балансовой отчетности соответствующих банков [7, 8].

2. Готовность рисковать своими сбережениями. Те, кто не доверяет банкам, предпочитают более низкие проценты по вкладам, но большие гарантии возврата. Недоверяющие граждане готовы вкладывать сбережения под 5,5% при минимальном риске, а доверяющие -под 7.4% при среднем риске [5].

3. Уровень доходов напрямую влияет на степень доверия. Чем ниже доходы, тем меньше степень доверия, и наоборот. Так, среди жителей Латвии с уровнем доходов выше 127 лат. на члена семьи банкам доверяют 58,1%, среди людей с уровнем дохода не выше 42 лат. — 49% [6].

4. Возраст населения. Так, в возрастной группе от 18 до 24 лет банкам доверяют 64,6% респондентов, в группе старше 55 лет — 38% опрошенных [6].

Итак, доверие является важнейшим фактором, влияющим на поведение потребителя при выборе банка и на объем привлеченных депозитов банковской системой.

Доверие населения к банкам зависит от общего доверия к правительству как гаранту возврата вкладов. Поэтому разделим участников рынка банковских вкладов на банки с государственным участием и частные банки. Рассмотрим влияние нормы доверия на выбор банка клиентом при открытии депозита. Для этого используем стандартный инструментарий теории потребительского выбора, основанный на построении кривых безразличия и бюджетной линии (см. рисунок).

Пусть у потребителя есть выбор между депозитной операцией в банке с государственным участием и в частной кредитной организации, контрольный пакет акций которой принадлежит, например, ресурсодобывающей компании. Для человека, не обладающего информацией о перспективах развития ресурсодобывающей компании, а также политических рисках данно-

го конкретного банка, кривая безразличия будет меть вид иА, а равновесие окажется в точке ЕА, то есть предпочтения будут отданы депозиту в банке с государственным участием. Напротив, лицо, располагающее частной информацией о перспективах ресурсодобывающего сектора и взаимоотношениях аффилированного с ним коммерческого банка, будет больше доверять этому банку. Его кривая безразличия - ив , а равновесие в точке Ев , то есть предпочтения будут отданы депозиту в негосударственном банке.

С помощью данного инструментария можно также продемонстрировать влияние нормы процента на принятие решений об открытии депозитной операции (при этом происходит изменение угла наклона бюджетной линии), а также изменения общего доверия к вкладам в частных банках. В последнем случае происходит увеличение угла наклона кривой безразличия и смещение равновесия в сторону Ев. Нетрудно также обнаружить, что второй фактор оказывается более действенным, чем первый. Тем более, он может быть связан как с частной платой (репутация имеет свою цену), так и с изменением макроэкономической и институциональной среды, что находится в руках государства.

В настоящее время большая часть накопленных сбережений населения все еще находится на балансе государственных банков, между тем, в связи с ведением системы страхования частных вкладов, эта доля в последние три года неуклонно снижается (см. табл.). Так, доля Сбербанка России на рынке вкладов составляла на 01.01.06 50,85%, тогда как в середине 1990-х годов она доходила до 84%.

Таким образом, система страхования, будучи фактором институциональной среды, сглаживает различия в значениях норм доверия для госу-

Депозиты в государственном банке

Депозиты в частном банке Рис. Влияние нормы «доверие» на выбор потребителя на рынке банковских вкладов

дарственных и частных банков, обусловленных наличием внешних гарантий, а значит, приближает рынок банковских вкладов к условиям совершенной конкуренции.

Список литературы

1. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Гелисо АРВ, 2002. С. 91-96; 107-108.

2. Заславская О. Народ выбирает Сбербанк // Финансовые известия. 2006. 14 декабря. http://www.fmiz/ru

3. Федотова И. Доверие зависит от доходов // Финансовые известия. 2006. 14 декабря. http://www.finiz.ru.

4. Ивашиненко Н.Н. Эволюция взаимодействия финансовых структур и населения России (19872002): Монография. - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2002. - С. 335.

5. http://www.uabanker.net (21/04/06).

6. http://rus.delfi.lv/news/dailybusiness (17.09.04).Там же. - С. 96.

7. http://www.cbr.ru.

8. Бюллетень банковской статистики № 12, 2006.

CONSUMER CHOICE IN BANK DEPOSITS MARKET IN THE MODERN RUSSIAN CONDITIONS

M. Yu. Malkina, A. Yu. Ivanova

The theory of savings behaviour of population and its peculiarities in modern Russia are considered, as well as the factors influencing decision-making with regard to the choice of a bank. The model characteristic of the institutional norm «the trust» is presented in the context of the process of choice of bank products.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.