Е.А. ЛУНОЧКИНА
ВЫБОР ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ АНАЛИЗА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА РАЗЛИЧНЫХ СТАДИЯХ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА КАК ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ финансового состояния предприятия с позиции теории жизненного цикла организации (ЖЦО) приобрел важное и самостоятельное значение и требует углубленной научной проработки. Каждый этап развития имеет свои цели и задачи и, следовательно, свои факторы успеха. Смена эта-
пов жизненного цикла - это условие изменения методики анализа и оценки эффективности экономической деятельности, что приводит к изменению в выборе набора показателей, определяющих качество и эффективность развития на этапе ЖЦО.
Анализ деятельности, жизненный цикл организации, финансовое состояние, экономический цикл.
Согласно теории жизненного цикла организации в силу объективных законов развития период существования хозяйственного предприятия ограничен во времени и характеризуется последовательными этапами развития. Компания создается, растет, находит и завоевывает свою рыночную нишу, стабильно функционирует, однако под влиянием определенных внешних и внутренних факторов может прийти в упадок и, если руководство не находит вовремя резервов повышения эффективности работы предприятия, чтобы вывести его на новый цикл развития, оно прекращает свое существование. Под новым этапом жизненного цикла понимаются «... предсказуемые изменения... состояний в течение времени» в стратегии развития и хозяйственной деятельности [3].
Существует большое количество научных моделей ЖЦО с выделением разного количества стадий, но в целом в жизненном цикле организации можно выделить четыре основные стадии: зарождение, рост, зрелость и спад.
Современная концепция ЖЦО, основанная на диалектическом подходе к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии, позволяет строить достаточно надежные прогнозы на будущее коммерчес -кого предприятия с использованием методов экономического анализа. Однако требуется разработка новых методик анализа деятельности с учетом особенностей этапа жизненного цикла компании. В первую очередь это относится к анализу финансового состояния как основной составляющей стабильной деятельности коммерческого предприятия, отражающей движение любых товарно-материальных ценностей и ресурсов, все стороны экономической деятельности.
Как отмечено в работах М.И.Баканова и А. Д.Шеремета, «характерными особенностями метода экономического анализа являются использование системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность; изучение причин изменения этих показателей; выявление и измерение взаимосвязи между ними в целях повышения социально-экономической эффективности».
Поэтому подход с позиции ЖЦО к исследованию хозяйственной деятельности предприятия, будучи системным, анализирует обобщающие показатели деятельности. Это показатели, которые отражают
жизнеспособность компании, ее конкурентоспособность и деловой потенциал, позволяют оценить наличие, достаточность, а также размещение и использование финансовых ресурсов, выбранную стратегию развития.
Основой информационной базы для исследования и оценки реального положения дел являются данные бухгалтерского учета, который носит сплошной, непрерывный и документированный характер, и данные консолидированной отчетности. Указанные характеристики учета позволяют обеспечить непрерывный анализ деятельности организации на протяжении всех стадий ее существования и выявить воздействие специфики каждой из стадий ЖЦО на динамику показателей финансового состояния.
Особое значение приобретает системность используемых показателей, отражающих деятельность компании с различных сторон. Это не только финансовые и другие экономические показатели, но и нефинансовая информация, такая как структура управления, атмосфера внутри компании, имидж компании в глазах общественности и т.д. Чем больше информации получает аналитик, тем больше он может учесть факторов, формирующих финансовое состояние организации на различных стадиях ее жизненного цикла.
Необходимо учитывать, что каждый конкретный бизнес определяет и ориентируется на собственные показатели эффективности. Показатели эффективной работы, неудовлетворительные для одного предприятия, вполне могут являться положительными для другого, если предприятия находятся в разных условиях (иная отрасль, иной рынок, иной этап развития предприятия; например, небольшой штат сотрудников, в основном костяк организации, и отсутствие прибыли на начальном этапе развития - закономерность). Поэтому конкретные цели и задачи для одного предприятия - давно пройденный этап, а для другого, наоборот, отдаленная перспектива.
Следовательно, понятие эффективности перестает быть абсолютным, и критерии ее оценки становятся предметом выбора для коммерческого предприятия на конкретном этапе развития. Становится важной динамика развития, которая не всегда может быть положительной.
Как отмечено выше, ЖЦО определяет последовательность этапов развития компании. Тенденции этапа ЖЦО накладываются на избранную руководством стратегию экономического роста. Например, растущая компания, предвидя увеличение продаж, может заранее увеличить запасы и производственные мощ-ности. И, наоборот, на стадии спада ужесточается управление запасами. При этом в зависимости от стадии жизненного цикла могут применяться разные критерии для планирования экономического развития и принятия финансовых решений, например, такие как:
• минимум вложения капитала при наибольшей эффективное ти результата;
• максимум приведенной прибыли;
• минимум текущих затрат;
• минимум времени на оборот капитала;
• максимум рентабельности капитала;
• максимум сохранности финансовых ресурсов;
• рост рыночной стоимости компании и другие критерии. Определить стадию развития несложно на этапе
зарождения или кризиса, когда он становится явным и необратимым. Но как определить переломный момент перехода компании от расцвета к кризису?
Для этого нужно в совокупности рассматривать ряд показателей. Так, например, понять, на каком этапе развития находится компания, можно, в том числе изучив состав и структуру расходов компании. С ростом компании ее расходы приобретают все более сложную структуру. На начальном этапе компания несет в ос -новном административные расходы по организации деятельности, на стадии роста значительную долю занимают инвестиционные затраты, могут быть значительными расходы на рекламу, если компания вынуждена пробиваться на рынке и вести агрессивную политику по привлечению покупателей и по повышению узнаваемости своего бренда, и т.д. В зрелости компания имеет достаточно разветвленную структуру. Значительную долю в составе расходов занимают оплата труда, амортизация основных средств, общехозяйственные расходы по управлению организацией и др. На стадии спада нужно обращать внимание на совокупные производственно-сбытовые издержки, на расходы по кредитам и займам, прочие расходы, штрафы и пени за невыполнение договорных обязательств и т.д.
В то же время экономическая организация - это открытая система, характеризующаяся взаимодействием с внешней средой деятельности. Финансовое сос-тояние во многом определяется и взаимоотношениями с поставщиками, покупателями и другими деловыми партнерами, налоговыми органами, банками, акционерами и работниками компании. В течение жизненного цикла организации стратегия периодически меняется в соответствии с внешними и внутренними условиями. Майк Фридман и Бенджамин Трегоу для определения эффективности стратегии развития формируют следующие по важности группы показателей [5]:
• финансовые показатели;
• товарно-рыночные показатели;
• показатели конкурентоспособности;
• оценка внешней ситуации;
• оценка внутренней ситуации.
При этом в бизнес-анализе для оценки внешней и внутренней ситуации используется SWOT-aнaлиз, в котором рассматриваются:
• потенциал организации;
• слабые стороны организации;
• возможные внешние благоприятные условия развития;
• угрозы.
Каждый из параметров Б'WOT-aнaлизa, изменяющихся на стадиях жизненного цикла, связан с соответствующими группами показателей.
Характеристика финансового состояния предприятия для стадий ЖЦО приведена в таблице. Пунктиром отмечено нормальное развитие компании по стадиям ЖЦО. Таким образом, для анализа финансового состояния организации можно использовать следующую систему связанных и дополняющих друг друга показателей:
• показатели, характеризующие результаты хозяйственной деятельности компании за определенный период, например: выручка от продаж, прибыль, объем продаж в натуральном выражении, а также расходы компании и их структура, показатели оборачиваемости и рентабельности, темпы роста перечне ленных выше показателей по отношению к предыдущим периодам;
• показатели, характеризующие обеспеченность компании денежными средствами и ее возможности отвечать по своим обязательствам: платежеспособность, кредитоспособность, ликвидность, объем денежных средств, структура обязательств и наличие доступных внешних источников для их погашения;
• показатели, характеризующие размеры компании, темп роста и ее ресурсы: рыночная стоимость компании, доля рынка, стоимость и структура активов, динамика курса и доходности акций, размер амортизационного фонда, норма амортизации, количес -тво работающих, размер уставного капитала, суммарная выручка, чистый доход, инвестиции и др.;
• потенциал компании: производственный, трудовой, инвестиционный, инновационный;
• показатели, используемые в анализе рисков. Нужно отметить, что для каждого этапа развития компании доминируют определенные риски. На стадии зарождения и роста - инвестиционные риски и риск неплатежеспособности, на стадии зрелости - коммерческие риски, на стадии спада - риск банкротства;
• качественные показатели, характеризующие имидж компании, эффективность организации работы компании и управление ею, конкурентоспособность;
• стадия развития жизненного цикла компании;
• показатели, характеризующие внешнюю среду деятельности (состояние и тенденции в отрасли, стране и т.д.).
Исследование финансового состояния предприятия имеет следующие ступени:
• Изучение свойств, признаков и отношений исследуемого объекта (предприятия). Анализ динамики развития компании и определение стадии ЖЦО.
• Изучение текущего состояния хозяйственной деятельности. Включение наиболее важного экономического показателя в модель развития коммерчес -
кого предприятия на данном этапе ЖЦО (это может быть прибыль, объем продаж, стоимость, текущие затраты, потенциал предприятия и другие показатели). Что является причиной изменения показателя - хозяйственная деятельность или случайное событие? Функциональное описание, которое предполагает формирование функциональных зависимостей между параметрами, определяющими динамику развития.
• Аналитический этап. Анализ общеобъектных и внутриобъектных функций. Изучение факторов, определявших деятельность хозяйствующего субъекта по выбранным показателям.
• Анализ тенденций развития в отрасли за прошлые периоды (для подтверждения стадии развития жиз-ненного цикла хозяйствующего субъекта и построения прогноза деятельности).
• Анализ поворотных моментов в развитии хозяйствующего субъекта.
• Оценка эффективности реализуемой стратегии.
• Прогнозирование развития хозяйствующего субъекта. Данные учета опираются на прошлые факты, позволяют понять системное единство предприятия, при
котором каждое изменение условий деятельности вы-
зывает реакцию в определенных частях системы. Условие выживания предприятия - управлять этой реакцией, проводя соответствующие жизненному циклу обновления и трансформации.
Западный менеджмент в основу управления бизнесом закладывает стоимостный подход, который гласит: «Все должны приносить стоимость. Кто стоимость не приносит, тот ее проедает».
С точки зрения принципиальных подходов к целям оценки хозяйственной деятельности предприятия рос -сийская практика плавно вливается в мировую. Поэтому в настоящее время наблюдается рост интереса и у российских менеджеров и инвесторов к концепции управления стоимостью. Такой подход важен для компаний, достигших стадии зрелости ЖЦО и выхода на широкий рынок акций. Стоимость компании тесно связана со следующими показателями:
• с совокупной стоимостью активов;
• собственным капиталом;
• операционной прибылью;
• чистой прибылью;
• экономической и рыночной добавленной стоимос-тъю (EVA, MVA);
Характеристика финансового состояния по стадиям развития компании
Финансовое
состояние
Хорошее
Среднее
Неудовлет-
ворительное
А
Получение выручки, наличие прибыли, денежный поток положительный, наличие потенциала роста, изначально значительная доля рынка (например, выделение из крупной компании, стратегичес кий проект и т.д.) Наличие значительной выручки и высокие темпы ее роста, наличие высокой прибыли, высокая рентабельность, положительный денежный поток, наличие свободных денежных средств, большая доля рынка для данной отрасли и положительные темпы ее роста, расширение производственных мощностей, рост стоимости компании, положительный имидж компании, 1 повышение благосостояния компании Наличие значительной выручки, рост выручки не наблюдается (не превышает инфляцию) или темпы ее роста незначительны, наличие высокой прибыли, высокая рентабельность, положительный денежный поток, наличие свободных денежных средств, большая доля рынка, высокая стоимость компании, развитая структура управления, положительный имидж, отсутствие потенциала к расширению Наличие значительной выручки, отрицатель ные темпы ее роста, наличие значительной прибыли, но также наличие отрицательных темпов ее роста, рентабельность высокая, положительный денежный поток, хорошие показатели ликвидности и платежеспособности, 1 снижение 1 конкурентоспособности, бюрократизация в управлении, снижение удовлетворенности работников местом работы 1 1 1 \ 1 1
Получение выручки, прибыль положительная или нулевая, денежный поток нулевой или ! положительный, 7 1 доля рынка незначительная, наличие потенциала / 1 / 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 / 1 1 1 1 Наличие выручки и положительных темпов ее роста, наличие прибыли, положительный денежный поток, положительные темпы роста доли рынка, расширение производственных мощностей, наличие потенциала Наличие выручки, прибыли, отсутствие роста выручки, средние для данной отрасли показатели рентабельности, положительный или нулевой денежный поток, соответствующие нормальным показатели ликвидности, отсутствие потенциала роста Наличие нормальной выручки, быстрые темпы ее снижения, наличие прибыли, которая снижается быстрыми темпами, рентабельность удовлетворительная, положительный денежный поток, компания все еще платежеспособна, но 1 появляются проблемы, снижение конкурентоспособности, бюрократизация в управлении, снижение удовлетворенности работников местом работы, быстрая текучка кадров
Выручка маленькая или отсутс твует, наличие убытков, отрицатель ный денежный поток, размеры компании небольшие, доля рынка маленькая, отсутствие потенциала 1 1 Выручка маленькая, растет незначительными темпами, денежный поток отрицательный, отсутствие потенциала, неспособность погашать требования кредиторов Выручка маленькая, перспектив ее роста нет, прибыли нет или убыток, денежный поток отрицательный, потенциал отсутствует, неспособность погашать требования кредиторов Выручка маленькая, наличие убытков, денежный поток отрицатель ный, предприятие неплатежес пос обно 1 1 1 1 1 1 1 \ 1 1 1
I
Зарождение Рост Зрелость Спад Стадии
развития
• суммами, направляемыми на приобретение или модернизацию активов;
• общей суммой объявленных дивидендов;
• рыночной капитализацией компании.
Динамика этих показателей должна последовательно отслеживаться на стадиях развития ЖЦО, исходя из принципа обеспечения необходимой доходности для стратегического развития.
Управление стоимостью, как аналитическая инновация и управленческое нововведение, предусматривает смену парадигмы оценки компании, введение новых алгоритмов, критериев и показателей измерения результата. Для обеспечения устойчивого роста стоимости бизнеса компании должны последовательно корректировать процедуры разработки стратегии и
анализа результатов деятельности на каждой стадии
своего развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.: Гардарики, 2002.
2. Лапыгин Ю.Н. Системное управление организацией. М.: МГУЭСИ, ВлГУ, ВИБ, 2002.
3. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2005.
4. МыльникВ.В., Титаренко Б.П., ВолочиенкоВ.А. Системы управления М.: Экономика и финансы, 2002.
5. Фридман М., Трегоу Б. Искусство и наука стратегии лидерства: Новый подход к корпоративному управлению / Пер с англ. Е. Богдановой. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.