Научная статья на тему 'Выбор оптимальной структуры финансирования лизинговых операций'

Выбор оптимальной структуры финансирования лизинговых операций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЗИНГОВАЯ ОПЕРАЦИЯ / АВАНСОВЫЕ ПЛАТЕЖИ / БАНКОВСКИЕ КРЕДИТЫ / ЭКСПОРТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / КОММЕРЧЕСКИЕ КРЕДИТЫ ПОСТАВЩИКОВ / SUPPLIER'S COMMERCIAL CREDITS / ВЫПУСК ВЕКСЕЛЕЙ / ОБЛИГАЦИОННЫЕ ЗАЙМЫ / СЕКЬЮРИТИЗАЦИЯ ЛИЗИНГОВЫХ АКТИВОВ / КРЕДИТНАЯ НОТА / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / LEASING OPERATION / ADVANCE PAYMENTS / BANK CREDITS / EXPORT FINANCING / THE BOND LOANS / LEASING ASSET SECURITIZATION / CREDIT LINKED NOTE / ISSUE OF BILLS / BUDGETARY FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиков Владимир Юрьевич

В статье рассматривается проблема финансирования лизинговых операций. Подробно анализируются такие источники финансирования, как экспортное финансирование, облигационные займы, выпуск векселей, секьюритизация лизинговых активов, коммерческие кредиты поставщиков, указываются их преимущества и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The choice of optimum structure of the financing the leasing operations

The article considers problem of the financing the leasing operations. The Author in detail considers such sources of the financing, as export financing, the bond loans, issue of bills, leasing asset securitization, suppliers commercial credits. The author are indicated advantages and disadvantages considered in article of the sources of the financing the leasing operations.

Текст научной работы на тему «Выбор оптимальной структуры финансирования лизинговых операций»

ЛИТЕРАТУРА

1. Гендина Н.И. Информационная грамотность как приоритет Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» // Сборник докладов на специальном семинаре Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех» в рамках 14-й Международной конференции «Крым — 2007». М., 2007.

2. Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ.

3. ЛаврищеваЕ.Е. К вопросу оценки уровня информатизации предприятий // Известия высших учебных заведений. 2006. № 7.

4. Нонака И., ТакеучиХ. Компания — создатель знания. Зарождение и развитие инноваций в японских фирмах. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003.

5. Плешкевич Е.А. Определение функций документа // Научные и технические библиотеки. 2006. № 6.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. Статистический сборник. М.: Федеральная служба государственной статистики, 2009.

7. Резник С.Д. Персональный менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2004.

8. Shtub А. Enterprise resource planning the dynamics of opérations management. Kluwer Academic Publishers, 1999.

В.Ю. НОВИКОВ

Владимир Юрьевич Новиков — аспирант кафедры теории кредита и финансового менеджмента экономического факультета СПбГУ

В 2009 г. окончил экономический факультет СПбГУ

Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — финансирование лизинговых операций, секьюритизация лизинговых активов.

^ ^ ^

ВЫБОР ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ*

Одними из основных параметров, характеризующих деятельность лизинговых компаний, являются источники привлечения финансирования. Эффективное привлечение ресурсов для финансирования лизинговых операций — ключевой фактор успеха лизинговой компании. Наиболее важной проблемой является выбор оптимальной структуры финансирования лизинговых операций.

Выбор источника финансирования лизинговых операций напрямую связан с видом деятельности собственника лизинговой компании. Разделим условно все лизинговые компании на 5 групп:

1. Лизинговые компании при банках.

2. Государственные лизинговые компании.

3. Лизинговые компании при крупных производителях.

4. Лизинговые компании при страховых компаниях.

5. Независимые лизинговые компании.

Вопрос выбора оптимальной структуры финансирования наиболее актуален для независимых лизинговых компаний. Однако любая лизинговая компания в своей деятельности может комбинировать несколько источников финансирования. Рассмотрим все существующие на сегодняшний день источники финансирования лизинговых операций.

Банковское кредитование. Это доминирующий способ финансирования лизинговых операций во всем мире. Доля банковского кредитования в общем объеме финансирования лизинговых операций в России по итогам 2009 г.

ГРНТИ 72.13.41 © В.Ю.Новиков, 2011

* Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.Е. Карлика.

составила 55 % [1]. Стоит отметить, что для лизинговых компаний, входящих с банками в один холдинг, привлечение денежных средств является довольно простой задачей. В некоторых случаях банк даже берет на себя все обязанности по структурированию сделки и оценке рисков.

Для лизинговых компаний, не входящих в банковские группы, на этом пути возникают значительные трудности. Все они, так или иначе, связаны с непониманием банками, как и на основании каких критериев оценивать лизинговые компании. Как следствие — стремление перестраховаться, затягивание процесса принятия решений, дополнительные ограничения и др.

К числу основных сложностей, с которыми лизинговые компании сталкиваются при привлечении финансирования в банках, на наш взгляд, можно отнести: а) неправильное трактование банками некоторых показателей финансовой отчетности лизинговых компаний; б) низкую оценку залогового имущества (предмета лизинга); в) обязательную оценку финансового состояния лизингополучателей; г) наличие у банков аккредитованных страховых компаний.

Собственные средства. Один из главных постулатов финансового менеджмента гласит, что «заемные средства дешевле собственных». Однако финансирование лизинговых операций за счет собственных средств иногда может быть оправданно. К примеру, если средняя ставка размещения двухлетнего депозита в рублях сегодня составляет 7-8 % годовых, то, заключая лизинговый договор на те же два года, свободные средства могут быть размещены под 15-20 % годовых. В основном данный вид финансирования используется государственными лизинговыми компаниями, такими как ОАО «Ильюшин Финанс Ко», ОАО «РосАгроЛизинг».

Доля собственных средств в структуре финансирования у таких компаний значительно выше рынка — до 90 % и выше. В своих отраслях эти компании являются безусловными лидерами, так как предоставляют в лизинг технику и оборудование по наилучшим ставкам и срокам благодаря поддержке государства.

Для большинства компаний этот способ финансирования является второстепенным.

Бюджетное финансирование. Прежде всего необходимо отметить, что бюджетное финансирование и финансирование за счет собственных средств тесно связаны между собой, если речь идет о государственных лизинговых компаниях. Мы же рассмотрим бюджетное финансирование с точки зрения специальных государственных программ. В частности, это участие в программах по субсидированию государством лизингополучателей, где часть расходов на погашение лизинговых платежей берет на себя Комитет по развитию предпринимательства при местной администрации [5].

Данные программы позволяют привлечь новых клиентов, а также снизить риск невозврата платежей.

Экспортное финансирование. Отдельно следует выделить финансирование лизинговых операций зарубежными банками под гарантии экспортно-кредитных агентств. Данный вид финансирования может использоваться только достаточно крупными компаниями, так как у всех экспортно-кредитных агентств есть ограничение по величине собственного капитала.

Также данный вид финансирования сопряжен с большими транзакционными издержками, поэтому чтобы выйти на необходимую рентабельность, сумма финансирования сделки должна составлять не менее 500-600 тыс. долл.

Данная схема экспортного финансирования является наиболее сложной из всех представленных выше источников финансирования, так как предполагает наличие большого количества участников, работающих в различных правовых системах с различными законодательными и нормативными правовыми актами по налогообложению. Именно поэтому наиболее сложно согласовать интересы всех сторон, достигнуть их баланса и предоставить гарантии всем участникам. Важным элементом здесь является страхование в западных банках кредитов, выдаваемых для участников лизинговых операций экспортно-импортными агентствами.

В настоящее время самыми известными экспортно-импортными агентствами, уже имевшими опыт работы с российскими лизинговыми компаниями, являются: в США — "OPIC" и "Eximbank", в Германии — "Hermes", в Австрии — "OeKB", в Великобритании — "DGEC", во Франции — "COFASE", в Италии — "SACE" и др.

Авансовые платежи. Следует ли относить авансовые платежи лизингополучателей к источникам финансирования лизинговых операций — вопрос во многом дискуссионный. По мнению автора, к источникам финансирования лизинговых операций можно причислять инструменты, являющиеся заемными непосредственно по отношению к лизингополучателю.

Российские ученые рассматривают авансовые платежи лизингополучателей как одну из форм финансирования лизинговых операций [2, с. 153]. В качестве основного аргумента приводится ст. 823 Гражданского кодекса Российской Федерации, где сказано о том, что аванс (или предварительная оплата) является формой коммерческого кредита. Вследствие этого авансовые платежи, перечисляемые лизингополучателями в адрес лизингодателей, в отечественной литературе рассматриваются как одна из форм финансирования лизинговых сделок.

Авансовый платеж присутствует в лизинговой сделке практически всегда, так как одновременно он является и способом обеспечения.

Коммерческие кредиты поставщиков. Коммерческие кредиты поставщиков наименее распространенный

способ финансирования лизинговых компаний, с одной стороны, из-за географических особенностей Российской Федерации, что затрудняет отслеживание лизинговых сделок на больших расстояниях, а с другой — из-за того, что сами поставщики могут испытывать нехватку средств [4, с. 348].

Максимальный срок, на который российский поставщик может предоставить кредит, составляет 1 год, тогда как на западных рынках данный срок может доходить до 5 лет. Поэтому основными источниками финансирования сделок у лизинговых компаний кредиты поставщиков быть не могут. Но при структурировании лизингового проекта этому источнику финансирования нужно уделять особое внимание, так как он может заметно удешевить лизинговую сделку, особенно если кредит будет беспроцентным.

Эмиссия ценных бумаг. Облигационные займы — один из самых распространенных среди крупных лизинговых компаний способ финансирования лизинговых операций. Как правило, эмиссия облигаций применяется не всеми лизинговыми компаниями, а только компаниями, состоявшимися и уверенными в своих возможностях.

Отдельно стоит упомянуть инструмент CLN — Credit Linked Note, или кредитную ноту, которая является наиболее простым инструментом привлечения средств с международных рынков капитала. Выпуск CLN аналогичен выпуску облигаций. Эмиссии предшествует проведение организатором выпуска проверки наличия спроса на обязательства заемщика среди потенциальных инвесторов (предмаркетинг). Банком-эмитентом, как правило, выступает первоклассный западный банк, обладающий опытом проведения эмиссий. Полученная от эмиссии сумма выплачивается заемщику в виде кредита. При погашении кредитных нот банк-эмитент осуществляет выплаты инвесторам только при выполнении заемщиком своих обязательств по кредиту.

Выпуск векселей — один из наиболее удобных способов финансирования для лизинговых компаний. Так, по данным международного рейтингового агентства "Fitch", в мире финансовые и лизинговые компании выпускают больше векселей, чем любая другая отрасль. Причем процедура их выпуска относительно проста, кроме того, не требуется регистрация эмиссии. При этом лизинговые компании выпускают векселя либо для оформления заемных отношений с самостоятельно найденными инвесторами, либо для размещения на открытом рынке среди институциональных инвесторов в рамках вексельной программы [3].

Секьюритизация лизинговых активов. Секьюритизация лизинговых активов — процесс формирования портфеля на основе будущих денежных поступлений от лизинговых контрактов одного и более лизингодателей и выступающего обеспечением выпуска ценных бумаг и продажи этих бумаг определенным группам инвесторов для последующего рефинансирования лизинговых операций [2, с. 183].

Данный вид финансирования лизинговых операций в России находится в зачаточном состоянии. В первую очередь его развитие затруднено из-за отсутствия какого-либо законодательства в области секьюритизации.

Для лизинговых компаний секьюритизация является формой вторичного финансирования — заменой изначально менее ликвидных лизинговых активов на более ликвидные ценные бумаги. Однако для широкого внедрения схемы секьюритизации в практику российского лизингового бизнеса необходимо принятие нормативных правовых актов, регулирующих налогообложение инвесторов, залоговое обеспечение, случаи банкротства участников сделки, статус SPV. В США и Западной Европе сделки секьюритизации лизинговых активов показали высокую результативность и вошли в обычай делового оборота.

Выбор оптимальной структуры финансирования лизинговых операций зависит от многих факторов: срока лизинга, объема финансирования, обеспечения, затрат на получение финансирования, срочности заключения сделки и т. д. Все эти составляющие при выборе структуры финансирования нуждаются в глубоком анализе. Поэтому основным залогом успеха в решении данного вопроса будет являться профессиональная компетенция менеджмента лизинговой компании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ассоциация лизинговых компаний России. Обзор рынка лизинга по итогам 2009 г. URL: http://www.rosleasing.ru/docs/ rating/rating2009.pdf (дата обращения: 23.01.2011).

2. Газман В.Д. Ценообразование лизинга: учебное пособие для вузов. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006.

3. Информационный портал о лизинге. Материалы конференций. URL: http://www.unlease.ru/ (дата обращения: 20.01.2011).

4. Лапыгин Ю.Н., СокольскихЕ.В. Лизинг: учебное пособие для вузов. М.: Академический проект: Альма Матер, 2005.

5. Хизирева Д.И. Современные источники финансирования лизинговых сделок. URL: http://www.jusinf.ru/catalog/1585/ (дата обращения: 23.01.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.