Научная статья на тему 'Выбор направления инновационного развития предприятий сферы услуг'

Выбор направления инновационного развития предприятий сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / STRATEGIC MANAGEMENT / ИННОВАЦИИ / INNOVATION / ПРОЦЕСС ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ / PROCESS INNOVATION DEVELOPMENT / ПРЕДПРИЯТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ / ENTERPRISE SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голубева Валентина Константиновна, Какосьян Эва Крикоровна

Анализ показывает, что современная российская экономика недостаточно инновационна. Сфера услуг как наиболее динамичная часть рынка нуждается в постоянном вливании инноваций. В этой связи обоснованный алгоритм выбора направления инновационного развития предприятием сферы услуг позволит избежать лишних издержек и оптимизировать процесс стратегического управления процессами инновационного развития предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Голубева Валентина Константиновна, Какосьян Эва Крикоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHOICE DIRECTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SERVICE INDUSTRIES

The analysis shows that the Russian economy is not innovative enough. Scope of services as the most dynamic part of the market requires constant infusion of innovation. In this context, a reasonable selection algorithm directions of innovative development of service industries helps to avoid unnecessary costs and optimize the process of strategic management processes of innovation development of the enterprise.

Текст научной работы на тему «Выбор направления инновационного развития предприятий сферы услуг»

выбор направления инновационного развития

предприятий сферы услуг

CHOICE DIRECTIONS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SERVICE INDUSTRIES

УДК 338.46

ГОЛУБЕВА Валентина Константиновна

соискатель ученой степени кандидата экономических наук Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, golubeva7@yandex.ru

GOLUBEVA, Valentina Konstantinovna

Applicant for the degree of Candidate of Economic Sciences, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, golubeva7@yandex.ru

КАКОСЬЯН Эва Крикоровна

доцент кафедры продюсирования и управления в социально-культурной сфере Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат экономических наук, доцент, kit.producer@mail.ru

KAKOSYAN, Eva Krikorovna

Associate Professor of the Producing and Management in Social and Cultural Sphere Department, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, kit.producer@mail.ru

Аннотация.

Анализ показывает, что современная российская экономика недостаточно инновационна. Сфера услуг как наиболее динамичная часть рынка нуждается в постоянном вливании инноваций. В этой связи обоснованный алгоритм выбора направления инновационного развития предприятием сферы услуг позволит избежать лишних издержек и оптимизировать процесс стратегического управления процессами инновационного развития предприятия.

Ключевые слова: стратегическое управление, инновации, процесс инновационного развития, предприятие сферы услуг.

Abstract.

The analysis shows that the Russian economy is not innovative enough. Scope of services as the most dynamic part of the market requires constant infusion of innovation. In this context, a reasonable selection algorithm directions of innovative development of service industries helps to avoid unnecessary costs and optimize the process of strategic management processes of innovation development of the enterprise.

Key words: strategic management, innovation, process innovation development, enterprise services.

Сфера услуг как одна из интенсивно развивающихся отраслей характеризуется растущими показателями объемов предоставленных услуг, а также возрастанием степени риска, связанного с управленческими характеристиками, что вызывает острую необходимость в использовании стратегического подхода к действующей модели управления предприятием как основе инновационного развития.

Российские организации в сфере услуг осуществляют инвестирование значительных средств в изменение систем управления с целью повышения показателей эффективности деятельности, однако, делают это часто без учета специфики российского общества и его трудовых ресурсов. В связи с этим объективной необходимостью является разработка и внедрение концептуальной модели, основанной на стратегическом управлении процессами инновационного развития предприятий сферы услуг. Выбор направления инновационного развития предприятия сферы услуг выступает одной из основополагающих задач в процессе стратегического управления предприятием.

Выбор направления инновационного развития предприятия сферы услуг обусловлен состоянием внешней и внутренней сред предприятия, что предполагает детальное изучение факторов, влияющих на его развитие. Анализ факторов развития предприятия наряду с анализом рисков формируют пакет возможностей предприятия, на основе которого осуществляется выбор направлений инновационного развития.

Как видно из схемы (рисунок 1), все факторы в зависимости от уровня могут быть разделены на три группы. Факторы макроуровня (стратегическая политика государства, в том числе в области международных отношений, экономическая политика государства, политика государства в отношении инновационного развития, состояние экономики, перспективы ее развития) могут быть учтены в совокупности. Недоучет выделенных факторов способен оказать воздействие в плане инновационного развития предприятия как в краткосрочной, так и в долговременной пер-

спективе. Факторы мезоуровня (особенности конкурентной среды предприятия, конъюнктура спроса на данный вид услуг, экономические условия среды (налоговые, кредитные и т. д.), характеристики стейкхолдеров) более очевидны и доступны для анализа. К факторам микроуровня можно отнести все внутренние, т. е. совокупность ресурсов, которыми обладает предприятие: кадровые, интеллектуальные, организационно-управленческие, технологические, информационные, финансовые.

Анализ выделенных факторов на всех трех уровнях позволит создать полноценную картину состояния возможностей предприятия и выбрать правильную стратегию инновационного развития. Исходными данными для анализа ситуации на макро- и мезоуровнях являются прогнозы макроэкономического развития, развития конкретного региона; государственные проекты и программы экономического развития, в том числе в сфере развития инноваций; анализ текущей ситуации в международной политике, перспективы ее развития; стратегические ориентиры предприятий-конкурентов в области инновационного развития и т. д. Особое значение имеет анализ поведенческих практик конкурентов и стейкхолдеров, характер заинтересованности последних в развитии предприятием инноваций.

По авторскому мнению, основными группами направлений инновационного развития предприятий сферы услуг являются три: инновации в продукт-услугу, инновации в процесс реализации продукта-услуги, инновации в ресурсное обеспечение продукта-услуги. К первой группе относятся инновации в технологию производства продукта, инновационную модернизацию продукта. Ко второй - инновации в процессы анализа информации, связанной с рынком, инновации в процесс расширения рынков сбыта продукта, инновации в процесс создания имиджа продукта, инновации в ценовую политику. К третьей группе - инновации в управление кадрами, инновации в инфраструктуру продукта, инновации в реализацию ключевых обеспечивающих функций (рисунок 2).

Рисунок 1

Факторы, влияющие на выбор направления инновационного развития предприятий сферы услуг

Инновационный потенциал предприятия сферы услуг

Инновации в продукт-услугу

Инновации в технологии

Модернизация продукта

Интеграция Диверсификация

продукта продукта

Инновации в реализацию продукта-услуги

Инновации в процессы анализа информации

Инновации в процесс расширения рынков сбыта продукта

Инновации в процесс создания имиджа продукта

Инновации в ценовую политику

Инновации в ресурсное обеспечение продукта-услуги

Инновации в управление кадрами

Инновации в инфраструктуру продукта

Инновации в реализацию ключевых обеспечивающих функций

Рисунок 2

Направления инновационного развития предприятия сферы услуг

Обозначенные направления инновационного развития предприятия сферы услуг и способы их реализации формируют совокупный инновационный потенциал предприятия и отражают основные направления инновационного развития предприятия сферы услуг.

Оценка возможностей инновационного развития представляет собой процесс принятия взвешенного решения относительно целесообразности внедрения инноваций в процесс развития предприятия. Чаще всего это осуществляется на основании комплексной оценки сильных и слабых сторон деятельности предприятия, основанной, в свою очередь, на экспертной оценке имеющихся ресурсов и рисков. Часто в этих целях применяется SWOT-анализ. Расчет эффективности инновационного проекта производится на основе комплексной оценки преимуществ (возможностей) предприятия и угроз для развития проекта.

На оценке возможностей выстраивается эффективная система стратегического управления предприятием сферы услуг в процессе выбора направлений его инновационного развития. Инструментами системы стратегического управления служат оценка производственных возможностей предприятия, условий, при которых возможна реализация инновационного продукта, ресурсов, используемых для осуществления производства продукта, анализ обеспечивающих (вспомогательных) процессов производства продукта с точки зрения их эффективности и адекватности целям производства. Таким образом, формируется комплекс инструментов анализа внешней и внутренней сред. Для сферы услуг подобный анализ имеет решающее значение в процессе стратегического планирования развития инноваций, поскольку данная сфера характеризуется более динамичными изменениями среды, в которой функционирует предприятие.

На рисунке 3 изображено дерево возможностей для выбора направления инновационного развития предприятия сферы услуг. Итак, исходными данными при анализе ситуации внешней и внутренней сред служат,

во-первых, любые изменения в экономике и социально-экономической ситуации. Эти изменения могут иметь долговременный характер, но в конечном итоге либо способствовать, либо препятствовать развитию предприятия. Неучтенные возможности здесь могут вылиться в серьезные проблемы. То же касается изменения демографической и социальной структур общества, что в перспективе может вызвать изменения в спросе на услуги, изменение стратегий поведения потребителей и, кроме того, воздействовать на развитие предприятия через изменения рынка труда.

Изменение потребительского поведения также может являться следствием определенных социально-экономических изменений. Например, задержки с выплатой заработной платы в регионе неизбежно приводят к снижению спроса на услугу либо к потреблению более экономичных (бюджетных) видов услуг. Неудовлетворенный спрос, наоборот, может пробуждать стремление потребителей переплатить за услугу более высокого качества.

Фактор устаревших технологий повышает издержки производства/реализации услуги и требует внесения инновационных изменений именно в указанные процессы. Устаревшие знания о продукте-услуге выступают предпосылкой повышения информационного обеспечения и, как правило, влияют на модернизацию обеспечивающих процессов (информатизацию, финансовое обеспечение, кадровое обеспечение и др.). И, наконец, еще один фактор, выступающий предпосылкой для инновационного развития предприятия сферы услуг, - устаревшие методы управления, организации, анализа, используемые на предприятии.

Все перечисленные факторы выступают предпосылками оптимизации процесса предоставления услуги и, следовательно, являются объектом постоянного анализа. В этом, на наш взгляд, и заключается важная роль стратегического управления предприятием сферы услуг, поскольку недоучет хотя бы одного из приведенных факторов может привести к ослаблению конкурентоспособности предприятия, к росту издержек и потере прибыльности.

Рисунок 3

Дерево возможностей для инновационного развития предприятия сферы услуг

Для выбора направления инновационного развития предприятию также необходимо обладать оценкой уровня информационных, научно-методических (методических), технологических, инновационных ресурсов. Последние подразумевают наличие успешного предшествующего опыта внедрения инноваций на предприятии, а также обладание комплексом предпосылок различного характера для внедрения инноваций (кадровые, например, инновационная активность персонала, интеллектуальные, научно-методические, организационно-управленческие, технологические).

К ресурсам мы относим также состояние в области социального партнерства предприятия, что обусловливает влияние на его развитие внешней среды. Социальное партнерство преследует несколько групп задач: во-первых, создание благоприятной среды для разме-

щения (реализации) продукта-услуги. Здесь наиболее важным представляется взаимодействие с муниципальной, региональной властью, общественными организациями, средствами массовой информации и другими агентами трансляции информации о реализуемом продукте. Во-вторых, это привлечение дополнительных инвестиций в производство и реализацию продукта. Здесь наиболее важны отношения с экономико-финансовыми институтами (банковской системой, фондами, другими предприятиями и организациями). Выстраивание сети социального партнерства с ними позволяет максимально полно использовать ресурсы внешней среды в инновационном развитии предприятия. В-третьих, это создание эффективного механизма ресурсного обеспечения предприятия, в первую очередь, - кадрового, информационного, инновационного, научно-методиче-

ского, и здесь наиболее важно выстраивание горизонтальных связей с теми субъектами социально-экономического пространства, которые позволяют максимизировать эффект ресурсного обеспечения предприятия: кадровые агентства и другие посредники рынка труда, образовательные учреждения, являющиеся потенциальными поставщиками профессиональных кадров; научно-образовательные учреждения.

Таким образом, инновационное развитие предприятия обусловлено целым спектром предпосылок (условий), оценка значимости и удельного веса которых является предметом отдельной работы. Оценка ресурсов и оценка рисков выступают ключевыми звеньями в процессе стратегического планирования инновационного развития. На основе анализа и оценки ресурсов и оценки рисков проводится оценка реализуемости инноваций и обоснование выбора направления инновационного развития предприятия.

На рисунке 4 представлено дерево рисков предприятия сферы услуг при выборе направления инновационного развития. Как видно из приведенной схемы, основной массив рисков, как правило, обусловлен человеческим

фактором. Факторы среды, относимые нами к случайным факторам, имеют, как правило, невысокий удельный вес в общей совокупности рисковых факторов. Авторы полагают, что некомпетентность кадров, в особенности -управленческих, выступает главным фактором риска при оценке возможностей предприятия, т. е. способна либо максимизировать риски, либо минимизировать их при выборе направления инновационного развития предприятия.

Все риски мы условно объединяем в несколько групп: риск невысокого качества продукта-услуги, риск слабой маркетинговой политики предприятия, риск некачественного управления ресурсным обеспечением. Все три группы рисков имеют равную возможность влияния на прибыльность/убыточность инновационного проекта: недоучет какого-либо риска может привести к негативным последствиям внедрения инноваций на предприятии. В этой связи условно можно выделить три уровня рисковых ситуаций: высокий, средний, низкий; на основе принятия решения о допустимом значении риска делается вывод о положительном/отрицательном эффекте от реализации инноваций на предприятии. Известно, что на

Рисунок 4

Дерево рисков при выборе направления инновационного развития

настоящий момент фактически отсутствует высокоэффективный метод управления рисками, что делает оценку инновационных проектов в этом аспекте достаточно условной.

Подводя итоги, можно отметить, что сегодня Россия значительно отстает от развитых стран мира по показателям развития сферы услуг. В первую очередь, это касается путей инновационного развития: в России и за рубежом преобладают различные направления развития инноваций. Кроме того, охват услугами населения в России в последние годы заметно сокращается, усиливается конкуренция между предприятиями сферы услуг за доминирование в этом секторе. Как результат, инвестиции в данный сектор также сокраща-

ются. Выходом из данной ситуации видится переориентация предприятий сферы услуг на маркетинговые и организационные инновации, усиление инновационной составляющей в развитии предприятий, поскольку сам сектор услуг очень динамичен и требует внесения постоянных изменений в процесс управления им. При выборе путей инновационного развития необходимо исходить, во-первых, из потребностей внешней среды и, во-вторых, из характеристик ресурсной среды, в которой действует предприятие. Анализ факторов среды наряду с анализом рисков среды позволяет определить возможности предприятия и выбрать оптимальное направление инновационного развития.

Список литератнуры

1. Бурменко Т. Д., Даниленко Н. Н., Туренко Т. А. Сфера услуг: экономика. М., 2007.

2. Гольдштейн Г. Я. Стратегический инновационный менеджмент. Таганрог, 2004.

3. Курбанова И. Т. Управление инновационным развитием предприятия сферы услуг. СПб.: ИНФРА-М, 2010.

4. Смирнов А. Б. Методическое обеспечение планирования государственных программ инновационного развития ресурсной базы услуг // Петербургский экономический журнал. 2013. № 2. С. 51-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.